Войти
Образовательный портал. Образование
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Музеи являются субъектами права хозяйственного ведения. Права хозяйственного ведения и право оперативного управления. Гражданский кодекс РФ

    Музеи являются субъектами права хозяйственного ведения. Права хозяйственного ведения и право оперативного управления. Гражданский кодекс РФ

    Статья 294. Право хозяйственного ведения

    Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

    Статья 295. Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении

    1. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

    Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

    2. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

    Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

    Статья 296. Право оперативного управления

    (ст.296 в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)

    1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

    2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

    Статья 297. Распоряжение имуществом казенного предприятия

    1. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

    Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

    2. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

    Статья 298. Распоряжение имуществом учреждения

    (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

    1. Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

    Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.

    2. Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

    Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

    3. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

    Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

    4. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

    Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

    Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

    1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

    2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

    3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

    Статья 300. Сохранение прав на имущество при переходе предприятия или учреждения к другому собственнику

    1. При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

    2. При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

    Право хозяйственного ведения и право оперативного управления в ГК РФ — это вещные права лиц, не являющихся собственниками. В данном материале постараемся разобраться с тем, что представляют собой право хозяйственного ведения и право оперативного управления, в чём их различия.

    Право хозяйственного ведения и право оперативного управления в ГК РФ

    Право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются вещными правами. Они урегулированы гл. 19 ГК РФ.

    Субъект права хозяйственного ведения обладает всеми правомочиями, составляющими право собственности, однако данные правомочия, согласно ст. 294-295 ГК РФ, ограничены волей собственника.

    Лицу, которое владеет объектами на праве оперативного управления, также предоставляются права владения, пользования и распоряжения (как и в случае с правом хозяйственного ведения имуществом ) в ограниченном объеме. Подробнее эти ограничения будут рассмотрены ниже.

    Отметим, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их госрегистрации (абз. 2 п. 5 постановления пленума Верховного суда РФ № 10, пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010).

    Какие организации признаются субъектами права хозяйственного ведения и за кем закрепляется имущество на праве оперативного управления

    К субъектам права хозяйственного ведения относятся только унитарные предприятия (ГУП, МУП).

    На праве оперативного управления имущество закрепляется за частными, автономными, бюджетными учреждениями, казенными предприятиями.

    Лица, владеющие правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления , не приобретают имущество в связи с отсутствием одного из важных оснований к применению приобретательной давности — владения имуществом как своим собственным, что подразумевает отношение лица к имуществу как к своему. Разумеется, получив вещь от собственника на ограниченном вещном праве, субъект не считает ее своей. Данное положение подтверждается судебной практикой.

    В качестве примера приведем постановление ФАС Дальневосточного округа по делу № А51-8234/2011 от 06.03.2012. В рамках данного дела истец-учреждение просил установить факт владения имуществом в порядке приобретательной давности. В удовлетворении требования было отказано. Суд указал на то, что данный способ приобретения прав на имущество не может использоваться заявителем. Обладая статусом учреждения, он не мог становиться собственником находящегося в его ведении имущества.

    Что является объектами хозяйственного ведения и оперативного управления

    Объект данных вещных прав имущество.

    При этом имущество является объектом указанных прав независимо от того, передано ли оно собственником или относится к плодам, продукции и доходам от его использования (п. 2 ст. 299 ГК РФ).

    В хозяйственное ведение и оперативное управление передаются движимые и недвижимые вещи.

    Пределы осуществления права хозяйственного ведения имуществом

    Право хозяйственного ведения предполагает следующие ограничения (закреплены ГК РФ и федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ):

    • распоряжение недвижимостью — по разрешению собственника (имеется в виду как продажа, так и залог, аренда, совершение иных сделок);
    • распоряжение движимыми вещами и недвижимостью не должно лишать субъекты возможности осуществлять уставную деятельность.

    Какие ограничения предполагает право оперативного управления по ГК РФ

    По ГК РФ право оперативного управления является более узким, чем право хозяйственного ведения . Установленные ограничения имеют разный объем в зависимости от того, какому субъекту передано на праве оперативного управления имущество и каким учредителем данный субъект создан.

    Указанное вещное право доступно только для 3 форм юридических лиц: казенных предприятий (разновидность ГУП, МУП), учреждений и автономных учреждений. Причем ширина полномочий учреждений различается в зависимости от того, созданы они частным лицом или государством (РФ, регионом), муниципальным образованием.

    Общие для всех субъектов ограничения:

    • потребность в разрешении собственника для продажи недвижимости и особо ценных движимых вещей;
    • право собственника изъять любое имущество, переданное в оперативное управление.

    Единого понятия особо ценного движимого имущества не существует: его устанавливают ведомственными распоряжениями и положениями (примерный критерий отнесения к «особо ценному» — невозможность осуществления без этого имущества уставной деятельности).

    Наиболее жесткие требования действуют для казенных учреждений и предприятий. Казенные учреждения не могут распоряжаться без дозволения собственника любым имуществом; доходы от ведения деятельности казенному учреждению не принадлежат, а направляются в бюджет. Казенное предприятие также лишено неограниченного права распоряжения имуществом; доходы его распределяет собственник имущества без учета мнения предприятия.

    Бюджетное учреждение вправе самостоятельно продать вещь, когда имущество закрепляется на праве оперативного управления , если эта вещь является движимой и не относится к особо ценным.

    Автономное учреждение также не способно распоряжаться имуществом в оперативном управлении, зато вправе распределять доходы и тратить прибыль в целях своей уставной деятельности. Сходные ограничения установлены и в отношении частного учреждения.

    Отличия хозяйственного ведения от оперативного управления: таблица

    Право хозяйственного ведения

    Право оперативного управления

    1. Субъекты

    Государственные или муниципальные унитарные предприятия

    Казенные предприятия, частные, бюджетные, автономные учреждения

    2. Являются ли субъекты коммерческими организациями?

    Нет (исключение — казенные предприятия)

    3. Распоряжение движимым имуществом

    Без ограничений (за исключениями, предусмотренными законом или иными правовыми актами)

    Ограничено либо частично ограничено в отношении отдельных видов имущества

    4. Распоряжение доходом, полученным от использования имущества в хозяйственном ведении или оперативном управлении

    Не ограничено

    Ограничено целями деятельности и указанием в учредительных документах (исключение — казенные предприятия)

    Таким образом, право хозяйственного ведения и право оперативного управления различаются по ряду параметров. С точки зрения налагаемых ограничений субъектам права хозяйственного ведения предоставлено больше свободы. Указанные права являются вещными. Однако они ограничены в пользу собственника имущества, поскольку возникают на основании изданного им акта, то есть являются производными от права собственности.

    Согласно п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

    На сегодняшний день остается актуальным вопрос о порядке закрепления имущества на праве хозяйственного ведения. При этом распространено мнение о необходимости заключения договора хозяйственного ведения между органом, выступающим от лица собственника имущества, и унитарным предприятием.

    С позиций действующего ГК РФ практику заключения договоров хозяйственного ведения, а равно и договоров оперативного управления нельзя признать правильной.

    Из анализа соответствующих положений ГК РФ, в частности приведенной нормы ст. 299, следует, что закрепление государственного имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления осуществляется путем принятия собственником соответствующего решения, т.е. издания органом, уполномоченным собственником, распорядительного акта, а не в результате заключения договора с предприятием или учреждением Косякова Н.И. Правовое положение государственных предприятий // Журнал российского права, N 5-6, 2000.

    Такое различие в порядке оформления закрепления имущества распорядительным актом или договором не является формальным, так как оно не сводится к разнице в наименованиях документов, а вытекает из правовой природы соответствующих отношений. Договор предполагает согласование позиций сторон, которое является необходимым условием его вступления в силу. Издание распорядительного акта - это результат волеизъявления соответствующего органа, наделенного властными полномочиями, и оно не требует чьего-либо согласия с его предписаниями.

    Отношения по закреплению государственного имущества в хозяйственном ведении или оперативном управлении согласно ГК РФ не относятся к договорным. Принятие решения о закреплении имущества - право собственника, которое он реализует путем издания распорядительного акта вне зависимости от волеизъявления соответствующего унитарного предприятия или учреждения.

    Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 г. N 648 «Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности» Собрание законодательства РФ, 11.09.2000, N 37, ст. 3718. заявление о государственной регистрации права хозяйственного ведения или оперативного управления подается организацией, за которой данное имущество закреплено на основании акта соответствующего федерального органа государственной власти. Эта формулировка еще раз подтверждает, что право хозяйственного ведения или оперативного управления возникает на основании акта органа государственной власти, а не договора.

    Существование договоров на право хозяйственного ведения связано с практикой регистрационных палат, которые иногда требуют предъявления такого договора в качестве необходимого условия регистрации прав на имущество.

    Федеральным органом, к компетенции которого относится закрепление федерального имущества на праве хозяйственного ведения, согласно Постановлениям Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 г. N 96, от 4 декабря 1995 г. N 1190 и от 5 января 1998 г. N 3 Собрание законодательства РФ, 12.01.1998, N 2, ст. 264. является Минимущество России, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента Российской Федерации.

    Исключения из общего порядка единичны. Например, согласно ст. 4 Федерального закона «О федеральном железнодорожном транспорте» полномочиями по принятию решений о закреплении федерального имущества за предприятиями железнодорожного транспорта наделен федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. В статье 6 Федерального закона «О науке и государственной научно - технической политике» установлено, что аналогичными правами наделены перечисленные в указанной статье академии по отношению к унитарным предприятиям, входящим в их состав.

    Таким образом, при отсутствии прямого указания в федеральном законе либо указе Президента Российской Федерации о полномочиях того или иного органа по закреплению федерального имущества в хозяйственном ведении унитарных предприятий данные полномочия реализуются в общем порядке Федеральныме агентством по управлению федеральным имуществом, которое вправе поручить их осуществление своим территориальным органам.

    Необходимо отметить, что в случае если передача государственного имущества предприятию относится к более раннему периоду (до создания Госкомимущества России) и осуществлена на основании акта органа государственной власти, в компетенцию которого входило принятие соответствующих решений, например СНК СССР, то распорядительный акт этого органа является надлежащим основанием возникновения у предприятия прав владения и пользования таким имуществом и дополнительное оформление его закрепления не требуется Любимова Р.В. Нужно ли заключать договоры о закреплении имущества на праве полного хозяйственного ведения и оперативного управления // Хозяйство и право No. 7, 1995..

    Право хозяйственного ведения в отношении указанного имущества федеральное государственное унитарное предприятие имеет в соответствии с его организационно - правовой формой в силу прямого действия положений ГК РФ. Кроме того, в отношении такого имущества п. 1 Указа Президента РСФСР от 3 декабря 1991 г. N 255 «О первоочередных мерах по организации работы промышленности РСФСР» Ведомости СНД и ВС РСФСР, 05.12.91, N 49, ст. 1737. дано указание о его закреплении в хозяйственном ведении соответствующих унитарных предприятий.

    Исключение составляют довольно редкие случаи, когда имущество передавалось с формулировкой, исключающей возникновение вещных прав, например: «в пользование», «в управление».

    На практике нередко можно столкнуться с тем, что изданный значительное время назад акт о передаче объекта государственному предприятию не удается обнаружить ни на самом предприятии, ни в архивах. В подобных случаях регистрационные палаты при обращении по поводу регистрации права хозяйственного ведения на такие объекты, как правило, требуют представления справки из соответствующих архивов о том, что указанный правоустанавливающий документ в архиве отсутствует.

    В связи с упомянутым Указом Президента РСФСР от 3 декабря 1991 г. N 255, закрепившим имущество, находящееся на балансах государственных предприятий на момент вступления в силу данного Указа, в их хозяйственном ведении, вполне достаточным в таких случаях представляется документальное подтверждение того обстоятельства, что соответствующее имущество находилось в указанный момент на балансе предприятия.

    Помимо передачи имущества собственником существуют другие источники формирования имущества унитарного предприятия. Так, согласно ст. 136 и п. 2 ст. 299 ГК РФ в хозяйственное ведение унитарного предприятия поступают плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении (если иное не предусмотрено законом), а также имущество, приобретенное им по договорным и иным основаниям. Данная норма предусмотрена и ст. 11 Закона 161-ФЗ.

    Как видно из формулировки приведенной нормы, перечень оснований приобретения унитарным предприятием имущества является открытым. К иным основаниям приобретения имущества может быть отнесено, в частности, наследование по завещанию.

    В силу ст. 299 ГК РФ поступление в хозяйственное ведение унитарного предприятия имущества, приобретенного им по сделке, не нуждается в оформлении распорядительным актом соответствующего государственного или муниципального органа. Такое имущество поступает в хозяйственное ведение унитарного предприятия в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом и иными правовыми актами для приобретения прав собственности. Поэтому момент и условия возникновения у предприятия права хозяйственного ведения в этих случаях должны определяться исходя из правил, установленных ст. 223 ГК РФ.

    Действующим законодательством предусмотрена регистрация прав на недвижимое имущество. Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 г. N 648 Собрание законодательства РФ, 11.09.2000, N 37, ст. 3718. заявление о государственной регистрации права хозяйственного ведения на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, подает унитарное предприятие, за которым оно закреплено на основании акта собственника.

    Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

    Консультации юриста по ст. 294 ГК РФ

    Задать вопрос:


      Денис Ольгов

      Может ли администрация (учредитель) МУП передать земельный участок (кладбище) в хозяйственное ведение

      Юрий Чеглоков

      если часть дома находится в хозяйственном ведении и выполняет все функции по уборке помещений и лестничных клеток, то на каком основании управляющая компания пытается взыскивать плату за уборку лестниц, как части общего имущества, хотя и не имеет допуска в наши помещения (это предприятие)

      • Ответ на вопрос дан по телефону

      Людмила Васильева

      Здравствуйте, я инженер ПТО МУП "Водоканал" г. Старый Оскол, Жанна. Подскажите пожалуйста какие нужны документы для регистрации права Хоз.ведения на объекты имущества Юридического лица?

      • Ответ на вопрос дан по телефону

      Юлия Баранова

      Момент возникновения права хозяйственного ведения?. Унитарные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения. Каков момент возникновения данного права на недвижимое имущество?

      • Ответ юриста:

        Гражданский кодекс Российской Федерации Статья 299. 1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.Статья 131. Государственная регистрация недвижимости 1. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

      Кристина Романова

      Какие отличия права хозяйственного ведения от права собственности?

      • ГК Статья 294. Право хозяйственного ведения 1-е отличие СУБЪЕКТ - Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в...

      Ярослав Чеченков

      Какие нужны документы на получение права хозяйственного ведения???

      • Ответ юриста:

        Вот, что нам говорит гражданское законодательство РФ: Статья 294. Право хозяйственного ведения Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом. Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления 1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Так что, думайте сами, какие нужны документы. Может Вы что то не так понимаете?

      Надежда Максимова

      подлежит ли государственной регистрации право хозяйственного ведения.. Применима ли аналогия права: договор аренды заключенный на срок до одного года., государственной регимстрации не подлежит.

      • Никакой аналогии тут не требуется, т. к. в законе, а именно в ст. 131 Гражданского кодекса указано, что право хозяйственного ведения на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации.Право хоз. ведения на движимое имущество регистрации не подлежит.

      • Ответ юриста:

        Право оперативного управления - предоставленное казенным предприятиям, а также учреждениям в отношении закрепленного за ними имущества право осуществлять владение, распоряжение и пользование этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.Право хозяйственного ведения - предоставленное государственным и муниципальным унитарным предприятиям ограниченное право владения, распоряжения и пользования предоставленным им имуществом, в том числе право на получение части прибыли от использования имущества, а также право с согласия собственника продавать, сдавать в аренду и в залог недвижимое имущество.

    • Даниил Селитренников

      Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления

      Леонид Ямпольский

      Чем отличается право хозяйственного ведения от права оперативного управления?

      • не нужно, не будем

      Антон Яппаров

      Ответьте, пожалуйста!!! Какие нужны документы на получение права хозяйственного ведения???

      • Ответ юриста:

        1. Заявление о государственной регистрации. 2. Документ об уплате государственной пошлины. Уплата государственной пошлины за государственную регистрацию права оперативного управления не предусмотрена. 3. Документ, удостоверяющий личность заявителя. При обращении представителя – также документ, подтверждающий его полномочия (например, доверенность) , который представляется в подлинном экземпляре и копии, заверенная надлежащим образом (например, нотариальное удостоверение) . 4. Правоустанавливающий документ (выписка о внесении в реестр федерального имущества, либо документы, свидетельствующие о нахождении имущества в собственности субъекта Российской Федерации или муниципалитета, с перечнем закрепленных объектов недвижимости, либо распоряжение уполномоченного органа государственной власти о закреплении объекта недвижимости на праве хозяйственного ведения (оперативного управления) , решение собственника – учредителя о закреплении имущества на праве оперативного управления за негосударственным учреждением) – подлинный экземпляр и надлежащим образом удостоверенная копия. Акты органов государственной власти предоставляются в копиях, заверенных органом, выдавшим документ. Если возведение объекта недвижимости датировано после 31.01.1998 г. , также предоставляются документы, необходимые для государственной регистрации права собственности на вновь создаваемые объекты недвижимости. 5. Распорядительный акт о передаче государственного имущества (объекта недвижимости) на баланс государственного предприятия или государственного учреждения или акт приема-передачи, в случае передачи его на праве хозяйственного ведения или оперативного управления правообладателю до вступления в силу первой части Гражданского кодекса Российской Федерации (до 01.01.1995 г.) . 6. Кадастровый паспорт объекта недвижимости – подлинный экземпляр и надлежащим образом удостоверенная копия. Представление кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план такого объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный положениями Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) и содержащий описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов. Технические паспорта, иные документы, которые содержат описание зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на указанные объекты недвижимого имущества и сделок с ними, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости. В соответствии со ст. ст. 13, 17 Закона о регистрации и требованиями действующего законодательства для осуществления правовой экспертизы документов, помимо вышеуказанных документов, у заявителя, в случае необходимости, дополнительно могут быть истребованы иные документы. Выдача документов осуществляется правообладателю или представителю правообладателя при наличии у представителя нотариально удостоверенной доверенности, подтверждающей его полномочия на получение таких документов.

      Елена Морозова

      правовой режим имущества частного предприятия - право собственности или полного хозяйственного ведения? Спасибо.

      • Ответ юриста:

        Давайте начнем с того, что определимся с терминами. В Российском гражданском законодательстве термин "предприятие" используется в очень ограниченных случаях, это: - применительно к государственным и муниципальным комерческим организациям, не наделенным правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество (статьи 113-115 ГК РФ) - Предпритятие как имущественный комплекс (ст. 132 ГК РФ) - частных охранные и детективные предприятия. Поэтому предприятие частным может быть только "частным" только в двух последних случаях. Применительно к предприятию как имущественному комплексу, говорить о праве хозяйственного ведения можно только в том случае, когда государственный орган или орган местного самоуправления передает имущественный комплекс (предприятие) создаваемому им унитарному предприятию. Следовательно частным предприятие в этом случае быть не может. Частным, то есть не принадлежащим государству или ОМС предприятие может быть во всех остальных случаях, а следовательно "правовой режим" - право собственности реален и применим во всех остальных случаях. Удачи

      Георгий Хусид

      Можно ли право хозяйственного ведения имуществом оформить в собственность на предприятие? (если собственник государств)

      Вадим Олуповский

      как выкупить помещение у росимущества?если право хозяйственного ведения находится у организации,а выкупить хочет арендат

      • спросить у них продают ли они вообще что никак?

      Николай Случак

      Кто может быть учредителем в унитарном предприятии на праве хозяйственного ведения?

      • В соответствии с п. 1 статьи 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ "О государственных и мниципальных унитарных предприятиях" учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

      Виктор Резвецов

      Какие органы управления в унитарных предприятиях на праве хозяйственного ведения?

      • Директор -- от собственника. Остальные -- от компромисса, потому и не спросишь с них как следует...Да уж!

      • Ответ юриста:

        проще говоря, ППХВ - право госпредприятий (гос коммерческих юр лиц) на гос имущество, которое государство дало им для осуществления предпринимательской деятельности, а ПОУ - право гос учреждений (гос некоммерческих юр лиц) на гос имущество. Соответственно, ПХВ шире по объему, чем ПОУ, например, госпредприятие (ПХВ) может продать госимущество, а гос школа, госбольница и т. п. (ПОУ) - нет. Это в общем, очень условно.

    • Валерий Пусторослев

      в чем отличие права оперативного управления от права хозяйственного ведения?

      • Откройте учебник. Хотя бы раз в жизни.

      Ольга Боброва

      Приведите пример унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения.

      • Оксана Михайлова

        в чем отличие принадлежнсти имущества унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения от на праве оперативного у. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.В чем разница, смысл, как понять?Кть является собствен-м?Кто вправе какие сделки производиьь с имуществом?какие различия, особенности, нюансы?

        Богдан Пилипчук

        В чем различия права хозяйственного ведения и права оперативного управления?Желательно более полный ответ)

        • в субъекте права и в объеме прав!

      • Артем Московцев

        В чем различия права собственности от права хозяйственного ведения?

        • Ответ юриста:

          Право собственности первично, а право хозяйственного ведения предоставляется собственником имущества учрежденному им государственному унитарному предприятию. Владелец имущества на праве хозяйственного ведения во-первых, обязан использовать его по назначению, определенному собственником, во-вторых, распоряжаться им может только с согласия собственника и/или с ограничениями, установленными собственником.

        Денис Островский

        К какому виду жилищ. фондов относятся жилые помещения, находящ. на праве хозяйствен. ведения муницип. унитарного предп. К какому виду жилищных фондов относятся жилые помещения, находящиеся на праве хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия?

        Александр Фомин

        При оценке объекта недвижимого имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения ФГУП. кто имеет право быть заказчиком оценки

        Алла Кузнецова

        Назовите отличия права хозяйственного ведения от права собственности и раскройте его содержание.

        • Могу ответить на весь тест полностью

        Яков Шабалин

        В случае, если организация владеет земельным участком (ЗУ) на праве хозяйственного ведения, собственник данного ЗУ может. В случае, если организация владеет земельным участком (ЗУ) на праве хозяйственного ведения, собственник данного ЗУ можетоформить договора аренды, либо частного сервитута и каким образом, будет происходить возмещение убытков организации, которая владеет ЗУ на праве хоз.ведения?

        • Ответ юриста:

          На праве хо. ведения ЗУ может владеть государственное или муниципальное унитарное предприятие (ст. 294 ГК РФ) . Собственник вправе распоряжаться своим имуществом, в т. ч. и землей, по своему усмотрению. О возмещении убытков речи быть не может, поскольку собственник предприятия и собственник имущества выступают в одном лице.

        Никита Фиошкин

        Возможно ли передача муниципального имущества закрепленного на праве хозяйственного ведения за МУП в залог. Возможно ли передача муниципального имущества закрепленного на праве хозяйственного ведения за МУП в залог малому бизнес (сельхоз производителю) без проведени аукциона (конкурса)

        • Посмотрите новейшую практику ВАС РФ...одно из февральских дел 2011г. Президиум крайне негативно к этому отнесся.

        Валентина Виноградова

        Вещные права лиц. В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ ПРАВА ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ И ПРАВА ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОТ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

        • Владение, пользование, распоряжение. Это три параметра, отличающие первое и второе от права собственности. А точно не могу сказать. Гражданский кодекс.

        Борис Мелещенко

        Чем отличаются друг от друга понятия "право хозяйственного ведения" и "право оперативного управления"?

        Вадим Дианин

        отличия между право хозяйственного ведения и оперативного управления

        • Понятия близкие. Право опертаивного управления имущество у казенных предприятий и учреждений Хозяйственное ведение - у федеральных и муниципальных предпряитий

        • Всё просто. Право хозяйственного ведения ближе к традиционному праву собственности, оперативное управление имеет меньше полномочий. В обоих случаях собственник государство или муниципалитет. вот такая юридическая фикция.

      • Антон Данилин

        Вопрос для ФИНАНСИСТОВ и ЮРИСТОВ. ЧТО ТАКОЕ функциональное решение предприятия и его организационно-правовая форма Спасибо за ответ

        • Ответ юриста:

          ОПФ хозяйствующих субъектов, являющихся юридическими лицами-коммерческими организациями Товарищества Полные товарищества Товарищества на вере Общества Общества с ограниченной ответственностью Общества с дополнительной ответственностью Акционерные общества Открытые акционерные общества Закрытые акционерные общества Унитарные предприятия Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления Прочие Производственные кооперативы ОПФ хозяйствующих субъектов, являющихся юридическими лицами-некоммерческими организациями Потребительские кооперативы Общественные объединения (в том числе религиозные объединения) Общественные организации Общественные движения Органы общественной самодеятельности Политические партии Фонды (в том числе общественные фонды) Учреждения (в том числе общественные учреждения) Государственные корпорации Некоммерческие партнерства Автономные некоммерческие организации Общины коренных малочисленных народов Казачьи общества Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Территориальные общественные самоуправления Товарищества собственников жилья Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества ОПФ хозяйствующих субъектов без прав юридического лица Паевые инвестиционные фонды Простые товарищества Представительства и филиалы Индивидуальные предприниматели Крестьянские (фермерские) хозяйства (с 1 января 2010 г.) Примеры ОПФ государственных и муниципальных учреждений

        Татьяна Цветкова

        Почему право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются вещными, производными, ограниченными права. вещными, производными, ограниченными правами?

        • Ответ юриста:

          Ограниченное потому что пользователь чаще не может определять юридическую судьбу вещи, т. е. распоряжаться ею, ибо ему принадлежит не весь комплекс правомочий собственника, а лишь его часть. Производное - два эти права вытекают из права собственности. Вещное - имущественное право, объектом которого является вещь=)

        Петр Квашенкин

        почему нельзя обладать зем.участком на праве опретивного управления или хозяйственного ведения?

        • Право хозяйственного ведения , подразумевает что предприяти(госмун), не может продавать свое имущество, при праве оперативного управления полномочия организации шире. Это касается только юрид. лиц. (таких как учреждение, МУП, ФГУП)

        Кирилл Бещев

        ЕСЛИ пешеход перебигал дорогу на зелёный свет который для машин и его сбила машина на смерть. Водитель будет виноват

        • Ответ юриста:

          Статья 1079. Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих 1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т. п. ; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.) , обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным "пунктами 2" и "3 статьи 1083" настоящего Кодекса. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т. п.) . 2. Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности. 3. Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т. п.) третьим лицам по основаниям, предусмотренным "пунктом 1" настоящей статьи. Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях "(статья 1064)."

        Георгий Гаркавый

        на каком праве фгу владеет имуществом?. хозяйственного ведения или оперативного управления?

        • Ответ юриста:

          Согласно п. 1 ст. 120 ГК РФ , учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со Организации, подлежащие обязательному аудиту

          • Ответ юриста:

            1) Открытые акционерные общества (если организационно-правовая форма вашего предприятия ОАО, оно подлежит обязательному аудиту вне зависимости от любых других факторов). 2) Организации, годовой объем выручки которых за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. Или если сумма активов баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб. 3) Обязательному аудиту подлежат страховые и кредитные компании, общества взаимного страхования, товарные биржи, государственные внебюджетные фонды, источник образования средств которых – обязательные отчисления, предусмотренные законодательством РФ, инвестиционные фонды, а также фонды, основанные на добровольных отчислениях граждан или компаний. 4) Государственные и муниципальные унитарные предприятия, организованные на праве хозяйственного ведения, при соблюдении второго пункта. 5) Организации, обязательный аудит которых предусмотрен иными законами.

        • Евгения Кузнецова

          кто может выступать страхователем по полису ОСАГО

          • Ответ юриста:

            страхователь - лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования владелец транспортного средства - собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства; 1. Владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи. страхователем должен быть собственник или лицо, законно использующее автомобиль.

          Юрий Каверин

          Вопрос по служебному найму: может ли служебный найм перейти в собственность, я прожила в нем 15 лет?

          • Ответ юриста:

            РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН В статье 4 Закона РФ О ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ говорится, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Но собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения. О применении части первой статьи 4 см. определения Конституционного Суда РФ от 02.11.2000 N 220-О, от 05.11.2003 N 350-О, от 21.12.2004 N 441-О. Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь положениями ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации. ч. 1 ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указано, что служебные жилые помещения приватизации не подлежат, в ч. 2 данной статьи определено, что собственник жилого фонда и уполномоченные им органы, а также предприятия и учреждения, в ведении которых находится жилой фонд, вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений. Принятие решения о приватизации служебного жилья является правом, а не обязанностью собственника (распорядителя) служебного жилого фонда. На практике решения о приватизации принимаются в случае, когда граждане проработали на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее 10 лет или прожили на данной жилой площади не менее 10 лет. Для принятия такого решения администрацией предприятия (учреждения) , на балансе которого находится служебное жилое помещение, установлен 2-месячный срок со дня подачи работником заявления. При удовлетворении заявления оформляется договор передачи жилья в собственность, заключаемый между работником и руководителем предприятия (учреждения).

    Статья 294. Право хозяйственного ведения

    Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

    1. Название анализируемого вещного права изменено: исключено слово "полное", что означает стремление законодателя сузить границы права.

    Указом Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1003 "О реформе государственных предприятий" (СЗ РФ, 1994, № 5, ст. 393) было признано нецелесообразным, начиная с 1994 г.,

    учреждение новых федеральных государственных предприятий с закреплением за ними имущества на праве хозяйственного ведения. Однако на практике это выразилось лишь в сокращении числа вновь создаваемых предприятий, но не привело к полному отказу от их создания (см., например, п. 2 Постановления Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. № 89 о создании государственного унитарного предприятия "Юнко" – СЗ РФ, 1996, № 6, ст. 579).

    2. Субъектом права хозяйственного ведения является государственное или муниципальное предприятие. Право хозяйственного ведения на государственное имущество за акционерным обществом, созданным в процессе приватизации, признано быть не может (п. 11 Обзора практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав).

    Государственное предприятие – субъект права хозяйственного ведения нужно отличать от государственного унитарного предприятия (УП), владеющего имуществом на праве оперативного управления (казенного предприятия). В случае с казенным предприятием собственником передаваемого имущества вправе выступить исключительно РФ в целом (см. ст. 115 ГК и коммент. к ней). Кроме того, круг правомочий обладателя права хозяйственного ведения значительно шире, чем круг правомочий, составляющих право оперативного управления.

    3. Объектом данного вещного права являются те виды имущества, включая здания, сооружения, оборудование, инвентарь, права требования и т.д., которые переданы предприятию и предназначены для его деятельности.

    4. Предприятие – обладатель права хозяйственного ведения может владеть, распоряжаться и пользоваться предоставленным ему имуществом по своему усмотрению в пределах, определяемых ст. 294, 295 ГК.

    В связи с этим условия договоров, заключенных между собственником соответствующего государственного (муниципального) имущества и предприятием, которые изменяют характер и пределы указанных правомочий, являются ничтожными (п. 39 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8). Так, ничтожными являются отдельные условия договоров с конкретными предприятиями города Москвы, которые были заключены на основании п. 3.4.2, 3.2.3, 2.4 Типового договора о закреплении государственного имущества г. Москвы на праве хозяйственного ведения за государственным (муниципальным) предприятием (Постановление правительства г. Москвы от 31 октября 1995 г. № 908 – Вестник мэрии Москвы, 1995, № 22, с. 43–46).

    5. Одним из пределов осуществления прав предприятия являются предмет и цели его деятельности (п. 1 ст. 113 ГК). В частности, специальный характер правоспособности УП в сравнении с правоспособностью других юридических лиц подчеркивается в ст. 49 ГК.

    Поэтому когда действия УП, владеющего имуществом на праве хозяйственного ведения, приводят к невозможности использовать имущество по назначению (отчуждение или предоставление в долгосрочное пользование др. лицам) либо ограничивают возможности предприятия в выполнении уставных задач, соответствующие сделки по иску собственника имущества или уполномоченного им лица могут быть признаны судом недействительными (п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 17 сентября 1992 г. "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о собственности" – Вестник ВАС РФ, 1993, № 1, с. 78 – 79).

    Статья 295. Права собственника в отношении имущества, находящегося

    в хозяйственном ведении

    1. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

    Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

    2. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

    Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

    1. Все перечисленные в статье права могут быть использованы собственником или органом, уполномоченным выступать от его имени, как при обычном ведении дел, так и в случаях, когда УП не обеспечивает эффективного использования либо сохранности переданного ему имущества.

    Однако за пределами названных прав собственник или орган, уполномоченный собственником выступать от его имени, не может распоряжаться имуществом, закрепленным за УП на праве хозяйственного ведения, без его согласия (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 17 сентября 1992 г.). В частности, собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо распоряжаться иным образом имуществом государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления, направленные на изъятие такого имущества, должны признаваться недействительными (п. 40 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8).

    2. Перечень прав собственника на имущество, находящееся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия, определяется в п. 1 коммент. статьи и в иных законах. Закон о государственных и муниципальных предприятиях до настоящего времени не принят. Поэтому процедура реализации собственником (уполномоченным им органом) предоставленных правомочий определяется иными правовыми актами, действующими впредь до его принятия.

    Собственник вправе:

    а) создавать и ликвидировать предприятия, определять предмет и цели его деятельности. В соответствии с п. 15 Постановления Верховного Совета РСФСР от 27 декабря

    1991 г. № 3020-1 и Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. № 96 "О делегировании полномочий Правительства РФ по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности" (СА РФ, 1994, № 8, ст. 593) решения о создании и ликвидации федеральных предприятий принимаются Правительством РФ по совместному представлению ГКИ РФ, Минэкономики РФ и федерального органа исполнительной власти (министерства, ведомства), на который возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). В процессе создания предприятия одновременно решается вопрос о предмете и цели его деятельности. Решения о создании и ликвидации федеральных предприятий согласовываются с органами исполнительной власти субъектов РФ, если этого требует законодательство.

    Решения о создании и ликвидации УП субъектов РФ и муниципальных УП принимают органы, предусмотренные в ст. 125 ГК. Так, в соответствии с п. 1.2 Временного положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий г. Москвы, государственных учреждений г. Москвы и коммерческих организаций с участием г. Москвы от 31 октября 1995 г. № 908 учредителем вновь создаваемого УП является правительство г. Москвы. По его поручению Москомимущество выпускает соответствующее распоряжение и утверждает по согласованию с отраслевым департаментом, префектурой и Департаментом экономической политики и развития Москвы устав вновь создаваемого УП;

    б) реорганизовать предприятие. Решения о реорганизации федеральных предприятий, не предусматривающие изменения формы собственности, принимаются ГКИ РФ по согласованию с министерствами, ведомствами РФ, Минэкономики РФ и (или) ГКАП РФ. Правомочия федеральных органов по преобразованию предприятий в процессе приватизации определяются законодательством о приватизации. Решения о реорганизации УП субъектов РФ и муниципальных УП принимаются в соответствующем порядке;

    в) назначать или освобождать от должности директора (руководителя) предприятия. Такое право в отношении руководителей федеральных УП предоставлено Правительству РФ и уполномоченным им федеральным министерствам и ведомствам. Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1200 "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой" (Вестник ВАС РФ, 1994, № 8, с. 25) с указанными лицами должны быть заключены контракты, регулируемые гражданским законодательством. Общие требования к условиям контракта содержатся в п. 2 Указа. При этом условия контракта о социальном обеспечении руководителя не должны быть хуже тех, которые он ранее имел по трудовому законодательству.

    Применительно к предприятиям, находящимся в государственной собственности субъектов РФ, см. также Типовой контракт с руководителем государственного (муниципального) унитарного предприятия, утв. Постановлением правительства г. Москвы от 31 октября

    1995 г. № 908;

    г) контролировать использование по назначению и сохранность принадлежащего предприятию имущества. В отношении федеральных предприятий функцию такого контроля вправе осуществлять ГКИ РФ, его территориальные агентства, а также по согласованию с ГКИ РФ федеральные министерства и ведомства. При выявлении фактов неэффективного использования переданного УП имущества ГКИ РФ, а также соответствующие комитеты по управлению имуществом вправе предъявлять иски о признании сделок, нарушающих права собственника, недействительными;

    д) получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Несмотря на то, что данное правомочие было закреплено за собственником еще ст. 5 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. "О собственности в РСФСР" (Ведомости ВС РСФСР, 1990, № 30, ст. 416), на практике оно широкого распространения не получило. Это, однако, не означает, что в дальнейшем собственник или орган, уполномоченный выступать от его имени, не будут прибегать к тому, чтобы заключать договоры (вносить в учредительные документы условия) о перечислении части прибыли в распоряжение собственника. Такие договоры не следует отождествлять с договорами между собственником и предприятием, которые могли бы ограничить право распоряжения имуществом последнего (см. коммент. к ст. 294 ГК).

    3. В п. 2 коммент. статьи содержится перечень действий, которые УП, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения, не может совершить, не получив согласия на это собственника имущества. В отношении федеральных предприятий правом давать такое согласие наделены ГКИ РФ и его территориальные агентства. Они же дают его в случае создания федеральным предприятием своего дочернего предприятия (п. 7 ст. 114 ГК).

    От лица субъекта РФ или муниципального образования подобное согласие вправе дать комитет по управлению имуществом субъекта РФ или комитет по управлению имуществом муниципального образования.

    4. Государственное или муниципальное УП, получив в соответствии со ст. 295 ГК согласие на это от комитета по управлению имуществом, вправе выступить арендодателем закрепленного за ним недвижимого имущества. Данное положение отменяет норму Указа Президента РФ от 14 октября 1992 г. № 1230 "О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданных в аренду" (Ведомости РФ, 1992, № 43, ст. 2429), согласно которой единственным арендодателем такого имущества выступали соответствующие комитеты по управлению имуществом.

    5. По общему правилу собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, по обязательствам предприятия не отвечает. Исключение составляет случай, когда собственник (уполномоченный им орган) давал УП обязательные указания или имел возможность определять его действия иным образом, что привело к признанию предприятия банкротом (п. 3 ст. 56). В этом случае на собственника может быть возложена субсидиарная ответственность по долгам УП. Аналогичным образом отвечает само УП по долгам созданного им дочернего предприятия.

    Статья 296. Право оперативного управления

    1. Казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.

    2. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

    1. Субъектами данного права являются УП, основанные на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие), и учреждения, независимо от того, кто (государство, муниципальное образование, юридическое лицо) выступает их собственником. Объект права – имущество казенного предприятия и имущество учреждения.

    3. Значительно шире права по распоряжению переданным имуществом у собственника этого имущества. Собственник или орган, уполномоченный выступать от его имени, вправе во внесудебном порядке изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество казенного предприятия или учреждения и распорядиться им.

    Однако в том случае, если учреждение или казенное предприятие обратится в арбитражный суд с иском о признании недействительными актов управомоченных собственников органов об изъятии их имущества, бремя доказывания обстоятельств, содержащихся в п. 2 ст. 296 ГК, возлагается на этот орган (п. 41 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8).

    4. Дополнительную особенность права оперативного управления составляет наличие субсидиарной ответственности собственника по долгам как казенного предприятия (ст. 115 ГК), так и учреждения (ст. 120 ГК, ст. 9 Закона о некоммерческих организациях). При этом учреждение отвечает по своим долгам лишь в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств, в то время как казенное предприятие – всем своим имуществом.

    Статья 297. Распоряжение имуществом казенного предприятия

    1. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

    Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

    2. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

    1. Коммент. статья конкретизирует содержание права оперативного управления федерального казенного предприятия на закрепленное за ним имущество. О целях, порядке создания, реорганизации и ликвидации казенных предприятий см. ст. 115 и коммент. к ней.

    2. Впредь до принятия закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях правовое положение казенных предприятий помимо ст. 113, 115, 297 ГК определяется рядом нормативных актов: Указом Президента РФ "О реформе государственных предприятий"; Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 908 "Об утверждении Типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия" (СЗ РФ, 1994, № 17, ст. 1892); Постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 1138 "О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)" (СЗ РФ, 1994, № 28, ст. 2989).

    На практике число созданных в соответствии с Указом Президента РФ "О реформе государственных предприятий" федеральных казенных предприятий на базе ликвидированных УП весьма ограничено (см., в частности, Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г.

    "Об утверждении устава федерального казенного предприятия "Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем" – СЗ РФ, 1996, № 4, ст. 331; № 15, ст. 1635), что объясняется особыми характеристиками этих предприятий, а также обязанностью собственника нести за них субсидиарную ответственность.

    3. Казенное предприятие не вправе сдавать в аренду, использовать в качестве залога, передавать во временное пользование закрепленное за ним в оперативное управление недвижимое и другое имущество без согласия Правительства РФ или ГКИ РФ.

    4. Деятельность казенного предприятия подразделяется на основную, предмет которой установлен при его создании, и дополнительную, разрешение на которую дает соответствующее министерство или ведомство РФ. Они же либо Правительство РФ утверждают устав казенного завода (фабрики, хозяйства).

    Вне зависимости от вида деятельности казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию (работы, услуги) по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определяемом Правительством РФ. Порядок распределения прибыли закреплен в уставе каждого конкретного предприятия.

    5. О возможности собственника (органа, уполномоченного собственником) изъять у казенного предприятия принадлежащее ему имущество см. п. 3 коммент. к ст. 296 ГК.

    Статья 298. Распоряжение имуществом учреждения

    1. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.

    2. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

    1. Статья конкретизирует содержание права оперативного управления на закрепленное за учреждением имущество, в чьей бы собственности это учреждение ни находилось.

    2. По общему правилу учреждение даже с согласия собственника не может распоряжаться (сдавать в аренду, предоставлять в залог, продавать и т.п.) имуществом, как закрепленным за ним собственником, так и приобретенным за счет средств, выделенных собственником по смете. Оно вправе использовать только денежные средства, выделенные по смете, причем в строгом соответствии с их целевым назначением.

    Из общего правила существует ряд исключений. В соответствии с п. 4 ст. 27 Закона РФ от 22 августа 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (СЗ РФ, 1996, № 35, ст. 4135) высшее учебное заведение вправе выступить в качестве арендодателя закрепленного за ним имущества. В частности, государственные и муниципальные высшие учебные заведения вправе сдавать такое имущество в аренду без права выкупа с согласия ученого совета высшего учебного заведения по ценам, которые не могут быть ниже цен, сложившихся в данном регионе. При этом получение какого-либо согласия собственника на эти действия не требуется.

    Согласно Постановлению Правительства РФ от 27 марта 1997 г. № 342 "О предоставлении государственным научным организациям права сдачи относящегося к федеральной собственности имущества в краткосрочную аренду" (Вестник ВАС РФ, 1997, № 5, с. 8) научные организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, Российской и отраслевым академиям наук, имеют право сдавать в краткосрочную (до 1 года) аренду без права выкупа временно не используемое имущество, относящееся к федеральной собственности, включая недвижимое.

    И хотя законность предоставления отдельным видам учреждений правомочий такого рода иными правовыми актами, чем закон, вызывает определенные сомнения, на практике указанные учреждения пользуются ими достаточно широко.

    3. Иной характер носит право учреждения на доходы, полученные от разрешенной в соответствии с учредительными документами деятельности, а также на имущество, приобретенное на эти доходы. Такое имущество учитывается на отдельном балансе учреждения и не может быть изъято у него решением комитетов по управлению имуществом или других государственных или муниципальных органов, в том числе когда оно используется не по назначению. Эта норма по объему и характеру правомочий приближает данное право к праву хозяйственного ведения.

    4. ГК исключает возможность заключения каких-либо договоров между собственником имущества и учреждением о передаче последнему государственного (муниципального) имущества в оперативное управление. В соответствии со ст. 14 Закона о некоммерческих организациях учредительными документами для учреждения могут служить лишь решение собственника о его создании и устав. Поэтому попытки отдельных комитетов по управлению имуществом вновь, уже после вступления в силу ГК, навязать практику заключения подобных договоров с учреждениями являются противозаконными (см., например, Договор о порядке использования закрепленных за государственным образовательным учреждением федерального имущества на праве оперативного управления, утв. письмом ГКИ РФ от

    26 марта 1996 г. № ОК-6/2279; Типовой договор о закреплении государственного имущества на праве оперативного управления, утв. Постановлением Правительства г. Москвы от 31 октября 1995 г. № 908).

    Учреждение вправе отказаться заключить такой договор, а если он все же был заклю-чен – обратиться в суд с иском о признании условий договора, ограничивающих его правоспособность, ничтожными.

    Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения

    и права оперативного управления

    1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

    2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

    3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

    1. В п. 1 статьи определен момент возникновения права хозяйственного ведения или права оперативного управления при создании УП или учреждения. По общему правилу, имущество становится объектом названных прав не с момента принятия собственником решения о его закреплении, а с момента передачи имущества предприятию или учреждению. Понятие "передача" раскрывается в ст. 224 ГК (см. коммент. к ней).

    2. На практике факт закрепления государственного или муниципального имущества на балансе УП или учреждения признается передачей имущества и создает презумпцию наличия у этих юридических лиц одного из рассматриваемых прав. Аналогичное правило должно действовать в отношении учреждений, создаваемых иным собственником. При этом необходимо учитывать следующее:

    а) из законодательного или иного правового акта либо из решения собственника может следовать, что имущество предоставлено предприятию (учреждению) временно с условием последующего возврата собственнику либо для передачи другому лицу, либо для иных целей, не связанных с закреплением данного имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В этом случае момент перехода имущества предприятию (учреждению), а также характер прав на него определяются законодательным (иным правовым) актом или решением собственника;

    б) коммент. норма носит диспозитивный характер. Это означает, что законом, иными правовыми актами или решением собственника может быть установлен иной момент перехода имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление организации.

    3. В п. 2 статьи определен момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления после создания предприятия (учреждения), т.е. в процессе их хозяйственной деятельности. Этот момент определяется по общим правилам перехода права собственности. При этом имущество, приобретенное УП за счет своей прибыли, остается государственной (муниципальной) собственностью и не может безвозмездно передаваться в собственность трудового коллектива предприятия (информационное письмо ВАС РФ от

    31 июля 1992 г. "О разрешении споров, связанных с применением законодательства о собственности" – Вестник ВАС РФ, 1993, № 1, с. 96).

    4. Право хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом прекращается по общим нормам о прекращении права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества по решению собственника (п. 2 ст. 296 ГК).

    В случае приватизации предприятия право хозяйственного ведения прекращается вместе с правом государственной или муниципальной собственности. Выкуп приватизируемым предприятием занимаемого им нежилого помещения является основанием для прекращения права хозяйственного ведения государственного (муниципального) предприятия, на балансе которого помещение находилось (п. 13 Обзора практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав).

    Статья 300. Сохранение прав на имущество при переходе предприятия

    или учреждения к другому собственнику

    1. При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения на принадлежащее ему имущество.

    2. При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

    2. Поскольку правом хозяйственного ведения могут быть наделены исключительно государственные и муниципальные предприятия, это право сохраняется за предприятием в пределах государственной или муниципальной собственности.

    3. Право хозяйственного ведения сохраняется за предприятием в целом как имущественным комплексом (см. ст. 132 ГК и коммент. к ней). Переход права собственности на отдельное имущество предприятия (напр., передача здания, которым предприятие владело на праве хозяйственного ведения, из государственной собственности субъекта РФ в муниципальную) прекращает право хозяйственного ведения предприятия на это имущество.

    4. Право оперативного управления имуществом, как и в случае с предприятием, сохраняется за учреждением при передаче его в целом от одного собственника к другому. В отличие от УП новым собственником учреждения может быть любой субъект (гражданин, юридическое лицо, государственный и муниципальный собственник).