Войти
Образовательный портал. Образование
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Унжа (Костромская область)
  • Митрополит алексий московский святитель и чудотворец краткая биография Митрополит алексий годы
  • Попробуем разобраться в см - Документ
  • Открытия галилея в области астрономии
  • Сопливые грибы но не маслята
  • Органы осуществляющие контроль над деятельностью нотариусов. Контроль и надзор министерства юстиции Российской Федерации в сфере нотариата: административно-правовой аспект Андреева Юлия Александровна. Вопросы, выносимые на обсуждение

    Органы осуществляющие контроль над деятельностью нотариусов. Контроль и надзор министерства юстиции Российской Федерации в сфере нотариата: административно-правовой аспект Андреева Юлия Александровна. Вопросы, выносимые на обсуждение

    7. Полномочия территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю в сфере нотариата

    В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 мая 1993 г. «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации» Федеральной регистрационной службой созданы соответствующие территориальные управления в субъектах РФ. К полномочиям территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю в сфере нотариата, относятся:

    Выдача лицензии на право нотариальной деятельности;

    Создание квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию, с указанием ее численного состава и количества кандидатур членов комиссии, представляемых нотариальной палатой. Утверждение ее персонального состава;

    Открытие и упразднение государственных нотариальных контор;

    Контроль за исполнением нотариального делопроизводства;

    Назначение на должность стажера и помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе;

    Наделение нотариуса полномочиями на основании рекомендации нотариальной палаты;

    Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственной нотариальной конторе;

    Регистрация региональных нотариальных палат.

    Некоторые управленческие функции органы юстиции реализуют совместно с соответствующей нотариальной палатой профессиональным объединением нотариусов. К таким полномочиям относятся:

    Принятие квалификационного экзамена у соискателей лицензии на право нотариальной деятельности. Квалификационная комиссия создается с участием представителей нотариальной палаты;

    Контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой;

    Учреждение и ликвидация должности нотариуса;

    Проведение конкурса при решении вопроса о наделении нотариуса полномочиями;

    Принятие решения о передаче документов, хранящихся у нотариусов, чьи полномочия прекращаются, другому нотариусу;

    Изменение территории деятельности нотариуса;

    Наделение полномочиями нотариуса лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса.

    Механизм согласования совместных решений (нотариальной палаты и органа юстиции) долгое время был не урегулирован федеральными правовыми актами. В настоящее время общая концепция правового регулирования исходит из того, что компетенция органа государственной власти не может быть парализована действиями негосударственной организации. Ведомственные акты, принятые в развитие Основ о нотариате, устанавливают сроки рассмотрения представлений органов юстиции в нотариальную палату. В случае отказа в согласовании или отсутствия ответа орган юстиции принимает решение самостоятельно.

    Из книги Налоговый кодекс РФ. Часть первая автора Законы РФ

    Из книги Налоговый кодекс РФ. Часть первая автора Дума Государственная

    Статья 4. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 №58-ФЗ)1. Федеральные

    Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

    СТАТЬЯ 7. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере обращения лекарственных средств Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере обращения лекарственных средств разрабатывают и осуществляют региональные

    Из книги Федеральный закон «О рынке ценных бумаг». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

    СТАТЬЯ 27. Сотрудничество таможенных органов Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств (в ред. Федерального закона от 22.08.2004

    Из книги Таможенный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

    Статья 40. Организация федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг является федеральным органом исполнительной власти по контролю за деятельностью профессиональных участников рынка

    Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

    Статья 41. Коллегия федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг Порядок образования и деятельности коллегии федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг определяется Правительством Российской

    Из книги Налоговый кодекс Российской Федерации часть I с официальными, судебными и библиографическими указателями (по состоянию на март 2005 года) автора Брызгалин Аркадий Викторович

    Статья 42. Функции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг:1) осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов

    Из книги Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" автора России Законодательство

    Статья 43. Решения федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг Порядок принятия решений федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг определяется Правительством Российской

    Из книги Административное право автора Петров Илья Сергеевич

    Статья 44. Права федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе:1) утратил силу;2) квалифицировать ценные бумаги и определять их виды в соответствии с законодательством Российской

    Из книги автора

    Статья 44.1. Обязанности федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг При осуществлении полномочий, предоставленных настоящим Федеральным законом, федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг обязан:1) обеспечивать

    Из книги автора

    СТАТЬЯ 5. Правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области финансов 1. В случаях, прямо предусмотренных актами таможенного законодательства и

    Из книги автора

    СТАТЬЯ 6. Требования к актам таможенного законодательства, иным правовым актам Российской Федерации, правовым актам федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в

    Из книги автора

    Статья 19.3. Неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере

    Из книги автора

    Статья 4. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ) 1. Нормативные акты министерств и

    Из книги автора

    Статья 11. Полномочия уполномоченного федерального органа исполнительной власти К полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти относятся:1) разработка предложений по вопросам формирования и реализации государственной политики в области

    Из книги автора

    Полномочия Президента РФ как главы государства в сфере функционирования исполнительной власти Президент РФ находится выше законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти; формально не является главой исполнительной власти, но активно влияет на деятельность

    Цель: рассмотреть компетенция органов, осуществляющих контроль за деятельностью нотариуса

    В результате изучения темы студент должен:

    знать: компетенция органов контроля за деятельностью нотариуса;

    уметь: работать с источниками, определяющими компетенцию органов контроля за деятельностью нотариуса.

    владеть: навыками применять правовые нормы о нотариате в решении практических задач, оформлять и презентовать результаты профессиональной юридической деятельности в соответствии с правилами юридической техники, нормативно-правовыми и локальными актами, обычаями делового оборота.

    Организационная форма занятия: традиционный семинар, собеседование, выполнение индивидуальных творческих заданий.

    Теоретическая часть:

    При изучении первого вопроса студенту необходимо исходить из следующего:

    Минюст России осуществляет следующие полномочия:

    Утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей;

    Утверждает порядок ведения реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой;

    Определяет порядок прохождения стажировки лиц, желающих в будущем заниматься нотариальной деятельностью. Данное полномочие осуществляется совместно с Федеральной нотариальной палатой (ФНП);

    Устанавливает порядок выдачи лицензий на право осуществления нотариальной деятельности;

    Утверждает положения о квалификационной и апелляционной комиссиях.

    Утверждает правила нотариального делопроизводства для нотариусов; осуществляется совместно с ФНП;

    Определяет порядок проведения конкурса на замещение должностей нотариусов; утверждается совместно с ФНП;

    Определяет порядок передачи документов, хранящихся у нотариуса, полномочия которого прекращаются, другому нотариусу; полномочие осуществляется совместно с ФНП;

    Устанавливает порядок совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений. Инструкция о порядке совершения нотариальных действий утверждена Минюстом России от 19 марта 1996 г.

    При изучении второго вопроса:

    ФРС осуществляет следующие полномочия в сфере нотариата:

    Ведет реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой;

    Образует совместно с ФНП апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право осуществления нотариальной деятельности;



    Открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы в субъектах Федерации;

    Наделяет на конкурсной основе нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени РФ;

    Организует выдачу лицензий на право нотариальной деятельности. Сама выдача осуществляется территориальными органами ФРС;

    Удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств:

    Осуществляет в установленном порядке контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;

    Определяет совместно с ФНП количество должностей нотариусов в нотариальном округе, порядок изменения территории деятельности нотариуса, порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса.

    К полномочиям территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю в сфере нотариата, относятся:

    Выдача лицензии на право нотариальной деятельности;

    Создание квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию, с указанием ее численного состава и количества кандидатур членов комиссии, представляемых нотариальной палатой. Утверждение ее персонального состава;

    Открытие и упразднение государственных нотариальных контор;

    Контроль за исполнением нотариального делопроизводства;

    Назначение на должность стажера и помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе;

    Наделение нотариуса полномочиями на основании рекомендации нотариальной палаты;

    Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственной нотариальной конторе;

    Регистрация региональных нотариальных палат.



    Некоторые управленческие функции органы юстиции реализуют совместно с соответствующей нотариальной палатой - профессиональным объединением нотариусов. К таким полномочиям относятся:

    Принятие квалификационного экзамена у соискателей лицензии на право нотариальной деятельности. Квалификационная комиссия создается с участием представителей нотариальной палаты;

    Контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой;

    Учреждение и ликвидация должности нотариуса;

    Проведение конкурса при решении вопроса о наделении нотариуса полномочиями;

    Принятие решения о передаче документов, хранящихся у нотариусов, чьи полномочия прекращаются, другому нотариусу;

    Изменение территории деятельности нотариуса;

    Наделение полномочиями нотариуса лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса.

    Судебный контроль за совершением нотариальных действий заключается в следующем.

    Традиционно в деятельности государственных органов различают контроль, при котором проходит проверка законности и целесообразности деятельности, и надзор, который ограничивается только проверкой законности.

    Порядок рассмотрения жалобы определяется ГПК РФ. Конституция РФ предусматривает право каждого гражданина на судебную защиту, являясь также основой для обжалования действий (бездействий) нотариуса. Для того чтобы был задействован государственный механизм защиты, необходимо наличие заявления заинтересованного лицаданном случае лица, обратившегося за совершением нотариального действия). Может быть обжалован только отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия.

    Контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей

    Основы о нотариате устанавливают, что контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции по контролю в сфере нотариата, и его территориальные органы, а нотариусами, занимающимися частной практикой, - нотариальные палаты.

    Проверка организации работы нотариуса проводится один раз в четыре года. Первая проверка организации работы нотариуса, впервые приступившего к осуществлению нотариальной деятельности, должна быть проведена через год после наделения его полномочиями нотариуса. Однако законодательством субъектов РФ могут быть предусмотрены иные сроки проведения проверок организации работы нотариуса.

    Закрепляется обязанность нотариуса представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами.

    Контроль за нотариусами, занимающимися частной практикой, осуществляют только нотариальные палаты. Этих полномочий лишены государственные органы юстиции. Однако нотариус осуществляет действия от имени государства, поэтому государство должно осуществлять контроль за деятельностью, реализуемой от его имени.

    Органы юстиции осуществляют предварительный контроль, так как они выдают лицензии на право нотариальной деятельности, издают приказ о назначении на должность нотариуса, выполняют ряд других функций.

    Вопросы, выносимые на обсуждение:

    1. Полномочия Министерства юстиции РФ в сфере управления нотариатом

    2. Полномочия Федеральной регистрационной службы в сфере управления нотариатом

    3. Полномочия территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю в сфере нотариата

    4. Органы прокуратуры, органы предварительного следствия

    5. Судебный контроль за совершением нотариальных действий

    6. Контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей

    Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями:

    Напишите эссе на тему «Порядок обжалования действий нотариуса гражданами и юридическими лицами»

    Основная литература:

    1. Нотариат. - 5-е изд., перераб. и доп. - М: 2011, ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право. - 448 с.

    2. Гурьева. Нотариат России / Гурьева. - М: 2011, Юрайт. - 127 с.

    3. Северо-Кавказский государственный технический университет. Юридический факультет. Труды юридического факультета Северо-Кавказского государственного технического университета: [сборник научных трудов] / Мин-во образования и науки Рос. Федерации, ГОУ ВПО Сев. Кав. гос. техн. ун-т, Юрид. факультет, Вып. 16. - Ставрополь: Издательство СевКавГТУ, 2010. - 205 с. - Библиогр.: в тексте. - ISBN 978-5-9296-0575-8 (дополнительная)

    Дополнительная литература:

    4. Желонкин С. С., Ивашин Д. И. Наследственное право: учебное пособие. - М.:Юстицинформ,2014. – 134 с. [Электронный ресурс]. - URL:

    5. Васин, В.Н. Гражданское право: Общая часть. Особенная часть. - М.: "Книжный мир", 2007. – 787 с. [Электронный ресурс].

    6. Барков А. В., Вавилин Е. В., Голубцов В. В., Демидова Г. С., Иванов В. И. Гражданское право. В 2-х частях: учебник, Ч. 2. - М.:Юнити-Дана,2012. – 752 с. (дополнительная)

    Методическая литература:

    1.Рабочая программа по учебной дисциплине

    Интернет-ресурсы:

    7. Библиотека Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина: [портал]. URL: http://irbis.msal.ru:

    8. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: [портал]. URL: http://window.edu.ru/

    9. Образовательные ресурсы Интернета – Юриспруденция: [портал]. URL: http://www.alleng.ru/

    Практическое занятие № 10.

    Основы о нотариате и Положение о Минюсте России определяют функций Минюст России и его территориальные органы в сфере нотариата, в которые входят: осуществление контроля над исполнением профессиональной деятельности, включая соблюдение правил нотариального делопроизводства нотариусами, выполняющих работу в государственных нотариальных конторах, а также совместный с Федеральной нотариальной палатой, контроль над частнопрактикующими нотариусами.

    Полномочия Минюста России и его территориальных органов по управлению нотариатом существенно различается в зависимости от того, работают нотариусы в государственных нотариальной конторе или занимаются частной практикой и дифференцируются по ряду критериев. Так относительно объекта управления полномочия, различаются: общие и самостоятельные.

    Общие полномочия осуществляются в отношении нотариата в целом и включают в себя действия по организации нотариата, реализуются преимущественно совместно с нотариальными палатами: учреждение должности нотариуса; определение количество должностей нотариусов в нотариальном округе; изменение территории деятельности нотариуса; определение правила нотариального делопроизводства и порядка прохождения стажировки; проведение конкурса; утверждение положения о квалификационной и апелляционной комиссиях.

    В самостоятельном ведении Минюста России находится лишь функция по открытию государственных нотариальных контор, которая может быть делегирована территориальному органу.

    Закрепляя в совместном ведении значительный объем управленческих полномочий федерального и регионального уровней, законодатель устанавливает разумный баланс публичных и частных интересов. В этой связи правовая форма согласования воли государства и субъектов являются важным элементом механизма демократического управления. Коллективное руководство в силу разных интересов каждого из участников совместного решения должно иметь соответствующие механизмы по преодолению возможных конфликтов, поскольку отсутствие оных может привести к нулю все достоинства подобной формы руководства. С сожалением стоит отметить, что в Основах в настоящее время отсутствует эффективный правовой механизм разрешения возникших споров между территориальными органами и нотариальными палатами, что приводит к негативным последствиям, выражающимся в различных нарушениях прав лиц, занимающихся нотариальной деятельностью, дефициту нотариальных услуг и др. Разрешение конфликтов возникающих при совместном ведении территориальных органов и нотариальных палат требует, на наш взгляд, принципиально новой правовой регламентации, которая выражается в пересмотре правового статуса нотариальных палат, приведение его в соответствие с функциональным назначением данного элемента в системе нотариата.

    Цели деятельности нотариальных палат, закреплённые в ст. 25 Основ, несомненно, являются общественно значимыми, но все же в основном они выражают личные интересы частных нотариусов, для достижения которых не требуются публично-правовые полномочия. С сущностной точки зрения, противоестественно наделять организацию государственно-управленческими функциями по отношению к тем субъектам, воля которых предопределяет волю этой организации, а, следовательно, и содержание ее управленческой деятельности. Самоуправление не должно подменяться государственным управлением. С формальной точки зрения, это противоречит положениям ч. 2 ст. 3 и ч. 1 и 2 ст. 11 Конституции об осуществлении государственной власти органами государства, функциональное назначение которых состоит в исключении возможности осуществления публичной власти для реализации частных интересов.

    Ныне действующее законодательство РФ не предусматривает основания для принятия решения об открытии государственных нотариальных контор. Однако Минюст России при принятии данного решения не может руководствоваться собственным усмотрением, без наличия четкого перечня случаев, предусматривающих возможность открытия государственной нотариальной конторы, установленного законодательством.

    Порядок наделения нотариусов полномочиями как работающих в государственных конторах, так и занимающихся частной практикой определен Основами, а увольнение их на основании ст. 12 Основ производится в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Следовательно, остается неясным обстоятельство с органом государственной власти субъекта РФ или учреждением – государственной нотариальной конторой нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе, заключают трудовой договор; обязывает ли решение территориального органа Минюста России о назначении лица на должность нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, заключить с ним трудовой договор указанные орган или учреждение; с учетом функций органов государственной власти субъектов РФ по финансированию государственной нотариальной конторы необходимо ли согласовывать с ними назначения нотариусов и их стажеров.

    Таким образом, Минюст России не может обязать субъект РФ открыть государственную нотариальную контору, а, следовательно, не может обеспечить доступность нотариальной помощи, в том числе в труднодоступных и малонаселенных районах; назначение Минюстом России лица на должность нотариуса в государственную нотариальную контору – учреждение субъекта РФ невозможно.

    Вопросы организации и контроля за нотариатом должны входить в исключительную компетенцию государственных органов, ибо они лежат в плоскости создания эффективной системы правовой охраны прав и свобод субъектов, представляющей задачу государства 78 . Данное обстоятельство не означает, что не будут учтены интересы нотариусов при решении соответствующей задачи, но лишь в тех формах взаимодействия, при которых частные интересы не препятствуют реализации интересам публичным. Подобными формами могут быть участие представителей нотариальных палат в заседаниях коллегий органов юстиции при обсуждении решений в сфере нотариата, внесение обязательных для рассмотрения предложений и рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы деятельности нотариата и его управления, реализации государственной политики и прочим вопросам уставной компетенции.

    Формы контроля закреплены в действующем законодательстве и представлены в виде: лицензирования нотариальной деятельности; контроля исполнения правил нотариального делопроизводства и контроля исполнения нотариусами профессиональных обязанностей.

    Органы юстиции выполняет исключительную компетенцию по лицензированию нотариальной деятельности. Минюстом России определяется порядок лицензирования нотариальной деятельности, который регулируется Административным регламентом исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по выдаче лицензии на право нотариальной деятельности 79 .

    Выдача лицензии рассматривается Основами как юридический факт, порождающий у лицензиата право на осуществление нотариальной деятельности. В свою очередь, детальный анализ Основ может указать на обратный вывод. Так наличие лицензии у лица еще не означает, что оно обладает правом на осуществление нотариальной деятельностью, поскольку данным правом наделяет Минюст России в силу назначения его на должность.

    Примером может служить помощник нотариуса, который в соответствии со ст. 19 Основ, помимо диплома о высшем юридическом образовании, должен иметь лицензию на право нотариальной деятельности, полученную в установленном порядке. Однако он не обладает правом вести самостоятельную нотариальную деятельность. В его компетенции входит: консультационная работа, подготовка проектов нотариальных документов, оформление запросов, ведение делопроизводства т.п.; подписывать же нотариальные документы имеет право только нотариус. Таким образом, лицензия является факультативным правообразующим фактором. Соответственно, отмена лицензии не выступает в качестве основания прекращения права на осуществление нотариальной деятельности, последнее прекращается в силу освобождения от соответствующих полномочий. Данное обстоятельство порождает мнение о нецелесообразности в настоящее время существования института лицензирования нотариальной деятельности. К тому же в соответствии со ст. 3 Основ 80 и Административного регламента исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по выдаче лицензии на право нотариальной деятельности определяется то, что соискатель соответствует уровню профессиональной квалификации, т.е. имеет высшее юридическое образование, прошел стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, и успешно сдал квалификационный экзамен. Приказом Минюста России от 14.04.2000 № 132 «Об утверждении положения о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности» 81 регулируется порядок сдачи квалификационного экзамена, требующий тот же набор документов. В итоге, лицензия представляет собой документ, подтверждающий соответствие лицензиата указанным выше условиям, но порождающим правом осуществления нотариальной деятельности не обладает. Желающее участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса, должны, в соответствии Основ и Положениям порядке проведения конкурса, предоставляют в конкурсную комиссию аналогичный набор документов, что и для выдачи лицензии.

    Как видно из анализа, оценка профессиональной пригодности производится троекратно, при этом роль институтов квалификационного экзамена и конкурса на замещение вакантной должности нотариуса очевидно, в то время как лицензирование нотариальной деятельности лишь дублирует функций ранее упомянутых институтов.

    По мнению О.М. Олейника, лицензирование выполняет предварительный контроль – при выдаче лицензий, а затем лицензирующий орган осуществляет последующий контроль исполнения лицензируемой деятельности 82 . В этой связи лицензирующий орган наделяется полномочиями по осуществлению проверок лицензионной деятельности, по приостановлению действия лицензии и по отмене лицензии, что придает лицензированию качество формы государственного управления.

    Однако анализ действующего законодательства в данной сфере показал, что на данный момент институт лицензирования ограничен лишь предварительным контролем, а функция последующего контроля над деятельностью нотариусов в законодательстве не закреплена. Так Основы вывели нотариусов, занимающихся частной практикой из сферы контроля органов юстиции, а деятельность государственных нотариусов находится под контролем органов юстиции не в качестве лицензионного, а в качестве контроля над исполнением трудовых обязанностей. Данные обстоятельства указывают на отсутствие стадии последующего контроля лицензионным органом нотариальной деятельности и придают ему исключительно фискальный характер.

    Таким образом, приходим к выводу, что институт лицензирования нотариальной деятельности не реализует в полной мере свои контрольные предназначения, при этом функционально дублирует институты квалификационного экзамена и назначения нотариуса на должность. Однако отказ от лицензирования, указывает на необходимость поиска новых форм государственного контроля над нотариальной деятельностью.

    Контроль над деятельностью нотариусов в зависимости от предмета подразделяется: контроль над исполнением правил делопроизводства нотариальной деятельности и контроль над исполнением профессиональных обязанностей государственных нотариусов осуществляется территориальными органами федерального органа исполнительной власти, а деятельность нотариусов, занимающихся частной практикой, контролируется в порядке, определяемом Минюстом России совместно с Федеральной нотариальной палатой.

    Правила нотариального делопроизводства утверждены решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 17 декабря 2012 г. и приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. N 78 83 , на основании которых плановые проверки исполнения данных правил осуществляется один раз в четыре г.. Для новичков, контроль над их нотариальной деятельности, назначается через один год после наделения его полномочиями нотариуса. Также законодатель предусматривает и другие сроки, в случае установления законодательством субъекта Российской Федерации специальных сроков проведения проверок организации деятельности нотариусов.

    Ряд правил нотариального делопроизводства установлено: в Приказе Минюста РФ от 15.03.2000 № 91 «Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации» 84 , целью которого является оказание практической помощи нотариусам по совершению отдельных видов нотариальных действий; в Приказе Минюста России от 04.07.2014 № 53 о внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 99 «Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.07.2014 № 33032) 85 .

    Как видно, что сфера государственного контроля над нотариатом ограничивается лишь проверкой соблюдения правил делопроизводства и исполнением профессиональных обязанностей лишь государственными нотариусами. Из под контроля Минюста России и его территориальных органов практически выведены частнопрактикующие нотариусы, поскольку они в соответствии с законодательством, подконтрольны лишь нотариальным палатам. Для устранения существующего дисбаланса контрольных полномочий Минюста России в научной литературе предлагается дополнить их формой государственного контроля над деятельностью нотариальных палат, что на наш взгляд не принесет положительного результата.

    Во-первых, государственный контроль над деятельностью нотариальные палаты лишен смысла, поскольку они реализуют частные интересы своих членов и не осуществляют нотариальную деятельность;

    Во-вторых, публично-правовой контроль над нотариальными палатами не может повысить эффективность контроля в целом, так как осуществление адекватного контроля над нотариусами, на членских взносах которых они и существуют, практически вызывает сомнение.

    Следовательно, предлагаем передать функции государственного контроля над деятельностью частнопрактикующих нотариусов в полномочия Минюста России и его территориальным органам, а оставить нотариальным палатам функции самоконтроля как элемента самоуправления, не имеющего публично-правовой характер. Данные положения требуют внесения существенных изменений в Основы и принятия законодательного решения по закреплению единой формы и методов государственного контроля, осуществляемого Минюстом России и его территориальными органами в сфере нотариата.

    Кто и каким образом контролирует деятельность нотариусов?

    Главой VII Основ о нотариате предусмотрено две формы контроля за деятельностью нотариусов.

    Первая форма - судебный контроль, который заключается в проверке судом правильности совершения нотариального действия или отказа в его совершении. Такая проверка проводится по заявлению заинтересованного лица, которое считает нарушенным свое право в результате неправильного совершения нотариального действия или отказа в нем и обжалует это путем подачи в суд соответствующего заявления.

    Вторая форма представляет собой контроль за исполнением нотариусами своих профессиональных обязанностей. Данный вид контроля является внутриведомственным и по большей степени затрагивает внутреннюю кухню нотариальной деятельности: ведение делопроизводства, уплата взносов, отчетность и прочие дисциплинарные моменты.

    Контролирующий орган определяется в зависимости от того, в какой форме осуществляется нотариальная деятельность – государственная нотариальная контора или частная практика.

    В первом случае – это осуществляющее контроль в сфере нотариата Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России), во втором – нотариальные палаты. Причем контрольные функции должна выполнять каждая нотариальная палата региона Российской Федерации независимо от количества ее членов. В аппарате крупных нотариальных палат существуют отделы (секторы) контроля за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей, которые ведут повседневный контроль за организацией работы нотариусов.

    Заинтересованное лицо, считающее неправильным совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать об этом жалобу в нотариальную палату по месту нахождения официально зарегистрированного помещения нотариальной конторы нотариуса, занимающегося частной практикой.

    Так, нотариальные палаты рассматривают обращения и жалобы, связанные с отказами в принятии заявлений для открытия наследственных дел, затягиванием сроков выдачи свидетельств о праве на наследство, отказами в возмещении расходов на похороны. Рассматриваются также жалобы на нотариусов, которые не выдают по требованиям обращающихся лиц постановления об отказе в совершении нотариального действия, направляют для оформления документов вне помещения нотариальной конторы своих сотрудников, проявляют грубость и невнимательность в обращении с людьми и другими действиями.

    В связи с поступающими заявлениями и жалобами граждан нотариальная палата может истребовать от нотариуса (лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса) представления сведений, касающихся его профессиональной деятельности, а в необходимых случаях - личных объяснений.

    По результатам проведенной нотариальной палатой проверки нотариус может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушение норм законодательства при совершении нотариальных действий или при отказе в их совершении.

    материал подготовлен Л. Г. Щербаковой, кандидатом юридических наук, доцентом кафедры гражданско-процессуальных дисциплин Поволжского (г. Саратов) юридического института (филиала) РПА Минюста России,автором практического пособия "Порядок обжалования нотариальных действий или отказ от них"

    Андреева Юлия Александровна, преподаватель кафедры административного и финансового права Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, кандидат юридических наук.

    В статье анализируются некоторые вопросы осуществления Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами контроля и надзора в сфере нотариата. В частности, раскрывается вопрос сущности контроля как одной из функций государственного регулирования в сфере нотариата. Особое внимание уделяется проблеме контроля Министерством юстиции Российской Федерации исполнения нотариусами профессиональных обязанностей.

    Ключевые слова: территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации, полномочия территориальных органов, контроль, надзор, нотариат, контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства.

    Activity on the control and supervision in the sphere of notariate by Ministry of Justice of the Russian Federation and Regional Departments of the Ministry of Justice of the Russian Federation

    The some questions related to the exercise of control and supervision powers in the sphere of notariat by Ministry of Justice of the Russian Federation and Regional Departments of the Ministry of Justice of the Russian Federation are analyzed in the article. Particularly, problems of control aims and procedure as one the state regulation functions in notary sphere. The special attention pay to the problem of notaries" professional duty control by Regional Departments of the Ministry of Justice of the Russian Federation.

    Key words: Regional Departments of the Ministry of Justice of the Russian Federation, Regional Departments powers, control, supervision, notariat, control for rules observation at the notary office work.

    Нотариальная деятельность представляет собой публичную деятельность, осуществляемую от имени Российской Федерации. Публичность нотариальных действий и их совершение от имени государства - Российской Федерации - обусловлены тем, что на нотариат возложено осуществление властных полномочий по исполнению одной из функций государства - защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Передавая нотариату полномочия по осуществлению этой функции, государство сохраняет за собой право контроля за деятельностью нотариата по выполнению возложенных на него полномочий в соответствии с установленными им правилами. Но, несмотря на осуществление публичной функции, нотариат является институтом гражданского общества, функционирующим относительно автономно от государства. Таким образом, наряду с контролем со стороны государства существует и контроль, осуществляемый самим нотариатом как институтом гражданского общества. Любая профессиональная деятельность, независимо от своего характера - публично-правового или частноправового, в той или иной степени нуждается в контроле.

    Как и в советское время, нотариат находится в ведении Министерства юстиции Российской Федерации. Минюст России и его территориальные органы наделены определенными полномочиями по организации нотариальной деятельности. Многими полномочиями Минюст обладает совместно с Федеральной нотариальной палатой, а территориальные органы Минюста обладают совместно с нотариальными палатами субъектов Российской Федерации.

    Выполняя с момента принятия Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы) функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере нотариата, Минюст России утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах. Осуществляя правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313, Минюст России:

    • ведет реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой;
    • открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы в субъектах Российской Федерации;
    • наделяет на конкурсной основе нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации;
    • осуществляет в установленном порядке контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;
    • удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств;
    • проставляет в установленном порядке апостиль на официальных документах, подлежащих вывозу за границу и т.д.

    Совместно с Федеральной нотариальной палатой Минюст России:

    • утверждает порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе;
    • определяет порядок изменения территории деятельности нотариуса;
    • утверждает порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса;
    • образует апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право осуществления нотариальной деятельности;
    • осуществляет иные полномочия, предусмотренные Основами.

    Территориальные органы Минюста России:

    • выдают лицензии на право нотариальной деятельности;
    • ведут реестр выданных лицензий на право нотариальной деятельности;
    • обеспечивают истребование копий наследственных дел и материалов по ним из других государств.

    Совместно с нотариальными палатами субъектов Российской Федерации территориальные органы Минюста России:

    • наделяют полномочиями нотариуса лиц, замещающих временно отсутствующих нотариусов, занимающихся частной практикой;
    • образуют квалификационные комиссии по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензии на право нотариальной деятельности;
    • принимают решения о передаче документов, хранящихся у нотариуса, чьи полномочия прекращаются, другому нотариусу;
    • в установленном порядке представляют предложения об изменении территории деятельности нотариуса;
    • в установленном порядке представляют предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе.

    Таким образом, полномочия Министерства юстиции РФ и его территориальных органов по осуществлению контроля и надзора в сфере нотариата могут быть разделены на две группы: 1) полномочия, исполняемые ими непосредственно, самостоятельно; 2) полномочия, реализуемые ими совместно с нотариальными палатами субъектов Российской Федерации.

    Теоретически контроль в сфере организации нотариата и осуществления нотариальной деятельности можно подразделить на виды по различным основаниям.

    В зависимости от момента осуществления контроля:

    1. предварительный контроль, к которому можно отнести, например, проведение квалификационного экзамена для претендентов на занятие должности нотариуса или осуществление нотариальными палатами мер по повышению квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов, поскольку эти меры способствуют недопущению совершения нотариальных действий лицами, не имеющими достаточного уровня профессиональной подготовки и квалификации, что, несомненно, ведет к снижению количества ошибок при производстве нотариальных действий;
    2. текущий контроль, направленный на проверку соответствия организации и деятельности нотариата требованиям законности, на выявление совершенных правонарушений и уже допущенных ошибок.

    В зависимости от субъекта, осуществляющего контрольные полномочия, контроль может быть разделен на:

    1. контроль, осуществляемый государственными органами и должностными лицами (контроль со стороны судебных органов, Минюста России и его территориальных органов, налоговых органов);
    2. контроль, осуществляемый органами нотариального самоуправления, т.е. нотариальными палатами.

    В зависимости от предмета:

    • контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства;
    • контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусов.

    На сегодняшний день порядок осуществления такого контроля определен в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате. Согласно им контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции, а нотариусами, занимающимися частной практикой, - нотариальные палаты (ст. 34 Основ). Контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляется территориальными органами юстиции, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, - в порядке, определяемом Министерством юстиции России совместно с Федеральной нотариальной палатой (ст. 9 Основ). Отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия обжалуются в судебном порядке (ст. 33 Основ).

    Следовательно, Основами установлены три вида контроля в сфере нотариата: контроль исполнения нотариусами профессиональных обязанностей; контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства; судебный контроль за совершением нотариальных действий.

    Хотелось бы отметить, что Министерством юстиции Российской Федерации принят ряд нормативных актов, в частности: Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса (утверждено Приказом Минюста России от 17 февраля 1997 г. N 19-01-19-97 (в ред. от 18.08.2008)) <1>, Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса (Приказ Минюста России от 21 июня 2000 г. N 179 (в ред. от 18.08.2008)), Положение о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности (Приказ Минюста России от 14 апреля 2000 г. N 132 (в ред. от 18.08.2008)) и др.

    <1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1997. N 7.

    Однако в такой сфере, как контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей (ст. 34 Основ), нормативные акты Министерства юстиции Российской Федерации не принимались. Скорее всего, это объясняется тем, что глава VII Основ "Контроль за деятельностью нотариусов" формально не предусматривает участия Министерства юстиции Российской Федерации в правовом регулировании такого контроля.

    Названная глава Основ говорит о двух видах контроля за деятельностью нотариусов: судебный контроль за совершением нотариальных действий (ст. 33) и контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей (ст. 34).

    Судебный контроль вопросов не вызывает, поскольку, помимо четкой формулировки ст. 33, он еще регулируется ст. 48 и 49 Основ, гражданско-процессуальным и уголовно-процессуальным законодательством, чего нельзя сказать о контроле за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей.

    Понятие "профессиональная деятельность" включает в себя весь спектр действий по обеспечению совершения нотариального действия. Это и приобретение или аренда помещения, оснащение его мебелью, средствами оргтехники и материалами, организация приема граждан, ведение делопроизводства, содержание архива, предоставление обязательной информации в нотариальную палату и т.д. <2>.

    <2> См.: Черемных Г.Г. Организация контроля деятельности нотариуса должна быть изменена кардинально // Российская юстиция. 2009. N 2. С. 18.

    Иными словами, профессиональная деятельность - это в первую очередь само нотариальное действие и вся работа нотариуса по его обеспечению. Основы, к сожалению, такого четкого, очевидного понятия не дают.

    В настоящее время существует проект нового Федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации". Основная идея данного проекта Федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации" (далее - законопроект) <3> заключается в необходимости реформирования и совершенствования института нотариата как одного из инструментов защиты прав и законных интересов граждан.

    <3> См.: Концепция проекта Федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации" // Нотариус. 2010. N 1. С. 10 - 16.

    Целями законопроекта являются:

    • более точное и однозначное раскрытие понятия и предназначения нотариата как публично-правового института, формирование такой системы нотариата, которая в полной мере соответствовала бы интересам и потребностям общества;
    • обеспечение доступности нотариальной помощи для граждан и организаций, в том числе в малонаселенных и труднодоступных районах;
    • уточнение оснований приобретения, приостановления и прекращения статуса нотариуса; совершенствование процедуры допуска к нотариальной деятельности, обеспечение ее объективности и прозрачности;
    • подробная регламентация организации нотариальной деятельности;
    • определение порядка хранения нотариальных архивов;
    • уточнение вопросов обязательного страхования нотариальной деятельности, пенсионного, медицинского и социального страхования нотариуса;
    • более полная и четкая регламентация правил совершения нотариальных действий, порядка и размеров их оплаты;
    • определение оснований и видов ответственности нотариусов и нотариальных палат, усиление контроля за их деятельностью, в том числе со стороны органов государственной власти, закрепление публично-правового статуса нотариальных палат.

    Хотелось бы надеяться, что новый Закон откажется от понятия "профессиональная деятельность" нотариуса и четко определит, что такое нотариальная деятельность, нотариальное действие, нотариальный акт, кардинально изменит систему контроля. В частности, за пределами контроля Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальными органами пока остаются главы местных администраций, а равно специально уполномоченные должностные лица местного самоуправления.