Войти
Образовательный портал. Образование
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Правонарушения и юридическая ответственность экологического права. Экологические правонарушения

    Правонарушения и юридическая ответственность экологического права. Экологические правонарушения

    Ответственность за экологические правонарушения по российскому праву

    Гарантируя гражданам право жить в благоприятных экологических условиях, государство должно предпринимать в том числе меры к тому, чтобы пресекать экологические правонарушения и обеспечивать возмещение причиненного ими ущерба (ст. 42 Конституции РФ).

    Определение 1

    Ответственность за экологические правонарушения – охранительное правовое отношение между лицом, чьи права и интересы нарушены, и лицом, совершившим экологическое правонарушение, по применению установленного законом взыскания.

    В юридической ответственности находит свое отражение санкция правовой нормы, в том числе нормы природоохранного законодательства. В отсутствие санкции и ответственности за экологическое нарушение соответствующее законодательство лишается своего наиболее важного свойства – государственно -принудительного характера.

    Экологическая ответственность выполняет такие функции, как:

    • стимулирование законопослушного поведения;
    • предупреждение последующих правонарушений;
    • компенсация вреда, нанесенного природе и человеку;
    • наказание правонарушителя.

    Как следует из ст. 75 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», экологические правонарушения могут влечь:

    • имущественную ответственность;
    • дисциплинарную ответственность;
    • административную ответственность;
    • уголовную ответственность.

    Основание ответственности за экологические правонарушения

    Применить к физическому или юридическому лицу меры эколого-правовой ответственности можно только при наличии основания – экологического правонарушения.

    Определение 2

    Экологическое правонарушение – противоправное и противозаконное виновное действие или бездействие, в результате которого был причинен вред окружающей среде или нарушено экологическое субъективное право.

    В зависимости от степени вредности (опасности) наступивших последствий все экологические деликты могут быть подразделены на:

    • проступки (гражданские, дисциплинарные, административные);
    • преступления.

    Несмотря на различия, существующие между экологическими правонарушениями, все они имеют одинаковое строение, которое характеризуется концепцией состава экологического правонарушения. В структуре состава выделяют четыре элемента.

    1. Объект. Традиционно под объектом понимают охраняемые отношения в сфере экологического благополучия. Носителями охраняемых прав и интересов может быть как государство, так и физические или юридические лица.
    2. Объективная сторона. В рамках данного компонента выделяют противозаконность (противоправность) поведения; причинение (угроза причинения) вреда окружающей среде либо нарушение прав в сфере охраны окружающей среды; причинно-следственная связь между поступком нарушителя и неблагоприятными эколого-правовыми последствиями.
    3. Субъект. Каждый из видов ответственности выдвигает собственные требования к признакам субъекта (возраст, должностное положение и т. п.).
    4. Субъективная сторона. В рамках данного компонента раскрывается отношение правонарушителя к совершенному им поступку, а именно вина или неосторожность (самонадеянность, небрежность). Однако ответственность за экологические правонарушения может наступать и без вины (например, в соответствии со ст. 1079 Гражданского кодекса РФ).

    Гражданско-правовая (имущественная) ответственность за экологические правонарушения

    Специфика гражданско-правовой ответственности за экологические деликты состоит в том, что данный вид ответственности направлен в первую очередь на возмещение вреда, которые причинен экологическим правам заинтересованных лиц и самой окружающей среде.

    Замечание 1

    При этом такая ответственность может быть как договорной, например из договора в сфере природопользования, так и внедоговорной (п. 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21).

    Следует помнить о принципах возмещения экологического вреда:

    • вред подлежит возмещению независимо от того, причинен он умышленно или неосторожно;
    • вред должен быть возмещен в полном объеме, при этом суд вправе уменьшить размер такого возмещения;
    • ответственность может наступать за вред вследствие правомерных действий (так, предприниматель, внесший плату за негативное воздействие на природу, не освобождается от природоохранных мероприятий и возмещения экологического вреда);
    • возможность как добровольного, так и принудительного возмещения вреда;
    • повышенный срок давности для рассмотрения требований о возмещении экологического вреда (20 лет).

    Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения

    Данный вид ответственности имеет специфического субъекта:

    • лицо, находящееся в трудовых отношениях с организацией, который в силу закона считается причинителем вреда;
    • лицо, исполняющее обязанности государственной службы.

    Основания, порядок применения и меры дисциплинарной ответственности за экологические деликты предусмотрены:

    • трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права (Трудовым кодексом РФ, другими законами, локальными правовыми актами);
    • служебным законодательством (например, Законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе»).

    К виновному работнику или государственному служащему могут быть применены такие меры, как замечание, выговор, увольнение; предупреждение о неполном должностном соответствии.

    Административная ответственность за экологические правонарушения

    Данный вид ответственности заключается в применении уполномоченным органом государства меры административного наказания к лицу, которое совершило административное правонарушение , предусмотренное законом.

    Виды административных проступков, посягающих на благополучие окружающей среды, предусмотрены:

    Наиболее распространенным наказанием за административные нарушения является штраф, за некоторые деяния предусмотрена и конфискация (ст. 8.34, 8.35, 8.37 КоАП РФ).

    Уголовная ответственность за экологические правонарушения

    Наиболее опасные экологические посягательства преследуются в уголовном порядке. Главой 26 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за такие деяния, как нарушение правил обращения опасных веществ и отходов, загрязнение вод, атмосферы, моря и т. п.

    В основном уголовные наказания не связаны с лишением свободы (штраф, обязательные и исправительные работы, ограничение свободы). За деяния, повлекшие наиболее тяжкие последствия (причинение вреда жизни и здоровью человека, массовую гибель животных) предусмотрено лишение свободы.

    Страница 1 из 5

    10. Юридическая ответственность за экологические правонарушения

    10.1. Понятие и виды экологических правонарушений
    10.2. Дисциплинарная и материальная ответственность за экологические правонарушения
    10.3. Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения
    10.4. Административно-правовая ответственность за экологические правонарушения
    10.5. Уголовная ответственность за экологические правонарушения

    10.1. Понятие и виды экологических правонарушений

    Впервые легитимное определение понятия экологического правонарушения содержалось в ныне утратившем силу Законе РФ от 19.12.1991 г. «Об охране окружающей природной среды», согласно ст. 81 которого экологическое правонарушение представляет собой виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. К сожалению, в ныне действующем Федеральном законе «Об охране окружающей среды» такое понятие отсутствует.
    В литературе по экологическому праву употребляются несколько определений данного термина.
    По мнению М.М. Бринчука, экологическое правонарушение можно определить как противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.
    А.П. Анисимов предлагает следующее определение экологического правонарушения - это запрещенное эколого-правовыми нормами РФ и субъектов РФ под угрозой применения мер юридической ответственности виновное деяние, посягающее на конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, в том числе причиняющее вред природной среде (отдельным ее элементам), либо содержащее реальную угрозу его причинения.
    Экологическому правонарушению присущи следующие признаки: - вина (при причинении вреда источником повышенной опасности вина не учитывается - ст. 1079 Гражданского кодекса РФ);
    - противоправность (нарушение Закона «Об охране окружающей среды» и иных законодательных актов России и субъектов Федерации);
    - наказуемость (наличие санкций за нарушение нормативных правовых актов, налагаемых уполномоченными органами (лицами));
    - общественная опасность (вредоносность) - причинение либо создание реальной угрозы причинения вреда окружающей среде и здоровью, имуществу человека;
    - деяние (действие либо бездействие);
    - деликтоспособность правонарушителя. Экологическое правонарушение (его состав), как и любое другое правонарушение, включает в себя четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
    Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах, иных нормативных правовых актах, отношения, устанавливающие порядок и правила использования и охраны окружающей среды и отдельных природных ресурсов. Предмет экологического правонарушения - это окружающая среда в целом и ее отдельные компоненты (земля, воды, недра и др.). Необходимо отметить, что объекты экологического правонарушения должны соответствовать критериям, установленным применительно к объектам экологического права, т.е. иметь естественное происхождение, находиться в тесной взаимосвязи с остальной окружающей средой, выполнять экологические функции. Так, нельзя рассматривать в качестве экологического правонарушения загрязнение воздуха производственных помещений, так как в данном случае отсутствует природный объект.
    Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:
    1) противоправность поведения - деяние, совершенное путем действия (например, незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников) или бездействия (невыполнение правил охраны недр);
    2) причинение экологического вреда (или реальная угроза его причинения) окружающей среде (отдельным ее элементам), жизни, здоровью, имуществу граждан либо нарушение иных законных прав и интересов субъекта экологического права;
    3) причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом (реальной угрозой его причинения) либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права. Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды на территории России или территории, находящейся под ее юрисдикцией.
    Субъектный состав находится в зависимости от вида экологического правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной ответственности являются должностные лица и работники предприятий и организаций, уголовной - должностные лица и граждане, административной - юридические лица, должностные лица и граждане.
    В соответствии с законодательством РФ, административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16-летнего возраста, полная гражданско-правовая ответственность - с 18 лет, ограниченная гражданско- правовая ответственность - с 14 до 18 лет.
    Субъективная сторона выражается в форме вины: неосторожности и прямого или косвенного умысла, когда лицо осознает нарушение им соответствующих правил, предвидит возможность наступления негативных последствий и сознательно допускает их наступление либо относится к этому безразлично. Например, незаконная охота (ст. 258 Уголовного кодекса РФ) может быть совершена только с прямым умыслом; уничтожение лесных массивов в результате неосторожного обращения с огнем - только по неосторожности (ст. 261 Уголовного кодекса РФ). Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии. В то же время, в природоохранительной практике может иметь место безвиновная (абсолютная) ответственность - за вред, причиненный источником повышенной опасности, возмещение которого регламентируется ст. 1079 Гражданского кодекса РФ.С учетом степени общественной опасности экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления.
    Первые - это менее общественно опасные деяния по сравнению со вторыми и являются дисциплинарными, материальными, административными и гражданскими правонарушениями.
    За совершение экологических правонарушений предусмотрены различные меры юридической ответственности.
    Под юридической ответственностью в теории права понимают применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера.
    Ответственность за экологические правонарушения служит одним из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Эффективность действия данного средства во многом зависит, прежде всего, от государственных органов, уполномоченных применять меры юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства.
    Юридическая ответственность за экологические правонарушения предусматривает возложение на нарушителя обязанности претерпевать неблагоприятные последствия, вызванные совершением им экологического правонарушения. Она представляет собой комплексный институт экологического права, выполняющий четыре основные функции:
    1) стимулирующую к соблюдению норм права, выполнению эколого-правовых предписаний, к созданию мало- и безотходных технологий;
    2) компенсационную (восстанавливающую), направленную на возмещение ущерба окружающей среде и возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
    3) превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений;
    4) карательную, заключающуюся в применении наказания к нарушителю, совершившему экологическое правонарушение. В соответствии с видами экологических правонарушений, наступает дисциплинарная, материальная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.
    Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (ст. 75) устанавливает 4 вида ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды: имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную.

  • 11. Понятие и общая характеристика объектов экологического права.
  • 12. Окружающая среда как объект экологического права, ее соотношение с понятиями «природная среда», «естественная экологическая система».
  • 13. Общая характеристика права собственности на природные объекты.
  • 14. Природные объекты как объекты права собственности. Фонды природных ресурсов.
  • 15. Субъекты права собственности на природные объекты, их правомочия.
  • 16. Общая характеристика права природопользования.
  • 17. Экономическое регулирование охраны окружающей среды.
  • 18. Понятие и структура эколого-правового механизма охраны окружающей среды.
  • 19. Понятие и основные направления экологизации законодательства. Гарантии исполнения эколого-правовых предписаний.
  • 20. Понятие и принципы управления природопользованием и охраной окружающей среды.
  • 21. Система органов экологического управления. Их функции.
  • 22. Государственный учет природных ресурсов и ведение кадастров.
  • 23. Планирование и прогнозирование рационального природопользования и охраны окружающей среды.
  • 24. Экологический контроль и экологический мониторинг.
  • 25. Оценка воздействия на окружающую среду. Экологическая экспертиза.
  • Каковы принципы экологической экспертизы?
  • Каковы виды экологической экспертизы?
  • Каковы объекты государственной экологической экспертизы на федеральном уровне?
  • Какие органы являются специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы?
  • 26. Нормирование охраны окружающей среды.
  • 27. Экологические права граждан.
  • 28. Понятие и виды юридической ответственности за экологические правонарушения.
  • 29. Понятие и виды экологических правонарушений.
  • 30. Уголовная ответственность за экологические преступления.
  • 31. Административная ответственность за экологические правонарушения.
  • 32. Механизм возмещения вреда окружающей среде.
  • 33. Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения.
  • 34. Понятие и виды вреда окружающей среде.
  • 35. Общая характеристика экологических функций правоохранительных органов.
  • 36. Соотношение права собственности на природные объекты и права природопользования.
  • 37. Земля как объект правового регулирования.
  • 38. Земельный фонд. Категории земель.
  • 39. Право собственности на землю. Эколого-правовые аспекты.
  • 40. Права и обязанности собственников земель, землевладельцев, землепользователей, арендаторов.
  • 41. Виды вещных прав на землю. Общая характеристика.
  • 42. Земельный кодекс рф. Общая характеристика.
  • 43. Государственное управление земельным фондом. Общая характеристика.
  • 44. Мониторинг земель. Земельный контроль.
  • 45. Государственный учет земель, государственный земельный кадастр.
  • 46. Землеустройство.
  • 47. Ответственность за земельные правонарушения.
  • 48. Понятие недр как объекта правового регулирования. Фонд недр.
  • 49. Право пользования недрами.
  • 51. Основные требования правовой охраны недр.
  • 52. Воды как объект правового регулирования.
  • 53. Право водопользования, его виды.
  • 54. Государственное управление охраной и использованием вод.
  • 55. Правовая охрана вод.
  • 56. Лес как объект правового регулирования.
  • 57. Право лесопользования, его виды.
  • 58.Государственное управление использованием и охраной лесов.
  • 59. Правовая охрана лесов.
  • 60. Животный мир как объект правового регулирования.
  • 62. Право пользования животным миром, его виды и особенности.
  • 63. Правовая охрана животного мира.
  • 2. Охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции жи­вотных.
  • 64. Атмосферный воздух как объект правового регулирования.
  • 65. Правовая охрана атмосферного воздуха.
  • 66. Общая характеристика правового режима особо охраняемых природных территорий.
  • 67. Правовая охрана окружающей среды городов и других населенных пунктов.
  • 70. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды, принципы и объекты охраны
  • 3. Принципы международного права окружающей среды
  • 71. Международное законодательство в области охраны окружающей среды, международные организации и конференции в области охраны.
  • 72. Байкал как объект эколого-правового регулирования.
  • 28. Понятие и виды юридической ответственности за экологические правонарушения.

    Понятие и функции юридической ответственности за экологические правонарушения

    Под юридической ответственностью за экологические право­нарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окру­жающей среды, правоохранительных органов, иными уполномо­ченными субъектами и совершившим экологическое правонару­шение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущ­ность юридической ответственности заключается в неблагоприят­ных последствиях, наступающих для нарушителя.

    Посредством применения юридической ответственности реа­лизуется государственное принуждение к исполнению экологи­ческих требований. При этом важно иметь в виду, что юридичес­кая ответственность не является единственным инструментом принуждения к их исполнению в механизме экологического права. С учетом специфики функций этого механизма такую роль играют также государственная экологическая экспертиза, эколо­гическое лицензирование, экологическая сертификация, эколо­гический контроль, в определенной мере - экономические меры (например, платежи за негативные воздействия на окружающую среду).

    Об особом месте юридической ответственности в механизме обеспечения рационального природопользования и охраны ок­ружающей среды свидетельствует роль санкции в структуре эколого-правовой нормы. В соответствии с общей теорией права норма права, являющаяся первичной ячейкой экологического права, состоит из трех взаимосвязанных элементов - гипоте­зы, диспозиции и санкции. Санкция -- это элемент правовой нормы, в котором определяются меры государственного и иного взыскания, применяемые к нарушителю предусмотренного дис­позицией правила. Таким образом, санкция является мерой юридической ответственности за экологическое правонаруше­ние. При отсутствии санкции фактически отсутствует правовая норма. Отсутствие санкций обрекает экологическое требование на бездействие.

    Ответственность за экологические правонарушения выполня­ет ряд основных функций:

    Стимулирующую к соблюдению норм экологического права;

    Превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений;

    Компенсационную, направленную на возмещение потерь в природной среде и возмещение вреда, причиненного здоровью че­ловека;

    Карательную, заключающуюся в наказании лица, виновно­го в совершении экологического правонарушения.

    Основанием возложения юридической ответственности в рас­сматриваемой сфере служит экологическое правонарушение.

    Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения

    Дисциплинарная ответственность за экологические правона­рушения предусмотрена в ст. 75 Закона об охране окружающей среды. Ее основания, круг субъектов и меры дисциплинарного на­казания регулируются Трудовым кодексом РФ. Дисциплинарная ответственность выражается в наложении работодателем на ви­новного работника дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей, связанных с природопользованием и охраной ок­ружающей среды. Правонарушение может, к примеру, заключаться в неисполнении главным инженером предприятия требо­ваний должностной инструкции относительно эксплуатации про­мышленного оборудования. В отличие от уголовного и админи­стративного законодательства более или менее систематизирован­ный перечень экологических дисциплинарных проступков отсут­ствует 1 .

    Субъективной стороной дисциплинарного экологического про­ступка является, как правило, неосторожность. В соответствии со ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: заме­чание; выговор; увольнение. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть Предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

    Порядок наложения и снятия дисциплинарного взыскания урегулирован в трудовом законодательстве. До применения дис­циплинарного взыскания работодатель должен затребовать от ра­ботника объяснение в письменной форме. В случае отказа работ­ника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт. Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнару­жения проступка, не считая времени болезни работника, пребы­вания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мне­ния представительного органа работников.

    Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисцип­линарного взыскания объявляется работнику под расписку в те­чение трех рабочих дней со дня его издания. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государствен­ные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуаль­ных трудовых споров.

    Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания к работнику не будет применено новое дисциплинар­ное взыскание, он считается не имеющим дисциплинарного взыс­кания. Работодатель до истечения года со дня применения дис­циплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, по просьбе самого работника, по хода­тайству его непосредственного руководителя или представитель­ного органа работников.

    По требованию представительного органа работников к дис­циплинарной ответственности может быть привлечен руководи­тель организации, его заместители. Работодатель обязан рассмот­реть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, его заместителями зако­нов и иных нормативных правовых актов о труде, условий кол­лективного договора, соглашения и сообщить о результатах рас­смотрения представительному органу работников. В случае, если факты нарушений подтвердились, работодатель обязан приме­нить к руководителю организации, его заместителям дисципли­нарное взыскание вплоть до увольнения.

    Наложение дисциплинарного взыскания не исключает при на­личии правовых оснований возможности применения к виновно­му работнику более строгих видов ответственности -- админи­стративной, уголовной, гражданской.

    Административная ответственность за экологические правонарушения

    Административная ответственность выражается в примене­нии компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение административного экологического правонарушения. Таким правонарушением признается посягаю­щее на экологический правопорядок, экологические права и сво­боды граждан, право собственности на природные ресурсы и по­рядок управления природопользованием и охраной окружающей среды противоправное, виновное (умышленное или неосторож­ное) действие (бездействие), которое причинило или могло при­чинить вред окружающей среде и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность 1 .

    Регулируется применение административной ответственности Кодексом РФ об административных правонарушениях и законо­дательными актами субъектов РФ об административных правона­рушениях. Административные экологические правонарушения в названном Кодексе сформулированы в области охраны собствен­ности (гл. 7), охраны окружающей природной среды и природо­пользования (гл. 8) и в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелио­рации земель (гл. 10).

    В области охраны собственности административная ответст­венность за экологические правонарушения установлена за самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1), уничтожение спе­циальных знаков (ст. 7.2), пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разре­шением (лицензией) (ст. 7.3), самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых (ст. 7.4), самовольную добычу янтаря (ст. 7.5), самовольное занятие водного объекта или поль­зование им без разрешения (лицензии) (ст. 7.6), повреждение гид­ротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооруже­ния, устройства или установки (ст. 7.7), самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объек­та, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) сани­тарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 7.8), самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд (ст. 7.9), самовольную переуступку права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом (ст. 7.10), пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии) (ст. 7.11), незакон­ный отвод земельных участков на особо охраняемых землях исто­рико-культурного назначения (ст. 7.16).

    В области охраны окружающей природной среды и природо­пользования административная ответственность установлена за несоблюдение экологических требований при планировании, тех­нико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуата­цию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объек­тов (ст. 8.1), несоблюдение экологических и санитарно-эпидемио­логических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2), нару­шение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3), нарушение законодательства об экологической экспер­тизе (ст. 8.4), сокрытие или искажение экологической информа­ции (ст. 8.5).

    Административная ответственность установлена за нарушение правил охраны и использования отдельных природных ресурсов и природных комплексов:

    Ответственность за нарушение правил охраны и использова­ния земель предусмотрена за порчу земель (ст. 8.6), невыполне­ние обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7), использова­ние земель не по целевому назначению, невыполнение обязатель­ных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.8);

    Ответственность за нарушение правил охраны и использова­ния недр предусмотрена за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 8.9), нарушение требований по рациональному использованию недр (ст. 8.10), нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 8.11);

    Ответственность за нарушение правил охраны и использова­ния вод предусмотрена за нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объ­ектов (ст. 8.12), нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13), нарушение правил водопользования (ст. 8.14), наруше­ние правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (ст. 8.15), невыполнение правил ведения судовых документов (ст. 8.16);

    Ответственность за нарушение правил охраны и использо­вания ресурсов природных комплексов предусмотрена за нару­шение регламентирующих деятельность во внутренних мор­ских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ пра­вил (стандартов, норм) или условий лицензии (ст. 8.17), нару­шение правил проведения ресурсных или морских научных ис­следований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ (ст. 8.18), нарушение правил захороне­ния отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ (ст. 8.19), не­законную передачу минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономи­ческой зоне РФ (ст. 8.20), нарушение правил охраны и исполь­зования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39);

    Ответственность за нарушение нормативных требований охраны атмосферного воздуха предусмотрена за нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21), выпуск в экс­плуатацию механических транспортных средств с превышени­ем нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. (8.22), эксплуатацию меха­нических транспортных средств с превышением нормативов со­держания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.23);

    Ответственность за нарушение правил охраны и использова­ния лесных ресурсов предусмотрена за нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок в лесах, не входящих в лесной фонд (ст. 8.24), нарушение правил лесопользования (ст. 8.25), нарушение правил осуществления побочного лесополь­зования (ст. 8.26), нарушение правил в области воспроизводства, улучшения состояния и породного состава лесов, повышения их продуктивности, семеноводства лесных растений (ст. 8.27), неза­конную порубку, повреждение либо выкапывание деревьев, кус­тарников или лиан (ст. 8.28), нарушение требований к охране лесов (ст, 8.31), нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32);

    Ответственность за нарушение правил охраны и использо­вания животного мира предусмотрена за уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29), нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных (ст. 8.33), на­рушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций (ст. 8.34), уничто­жение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 8.35), нарушение правил переселе­ния, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира (ст. 8.36), нарушение правил пользования объектами жи­вотного мира (ст. 8.37), нарушение правил охраны рыбных за­пасов (ст. 8.38);

    Ответственность за нарушение требований при осуществле­нии работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязне­ния окружающей природной среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы (ст. 8.40).

    Экологическими характеристиками обладают также админи­стративные правонарушения, совершаемые в сельском хозяйст-е, ветеринарии и мелиорации земель, включая нарушение пра­вил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вре­дителями растений, возбудителями болезней растений, растения-ш-сорняками (ст. 10.1), нарушение порядка ввоза и вывоза юдкарантинной продукции (подкарантинного материала, подка-эантинного груза) (ст. 10.2), нарушение правил производства, за-этовки, перевозки, хранения, переработки, использования и ре-шзации подкарантинной продукции (подкарантинного материа-та, подкарантинного груза) (ст. 10.3), нарушение правил каран­тина животных или других ветеринарно-санитарных правил (ст. 10.6), сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных (ст. 10.7), нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов живот­новодства (ст. 10.8), проведение мелиоративных работ с наруше­нием проекта (ст" 10.9), нарушение правил эксплуатации мелио­ративных систем или отдельно расположенных гидротехничес­ких сооружений (ст. 10.10).

    К экологическим правонарушениям прямое отношение имеет ст. 5.39, устанавливающая административную ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации, а также неко­торые другие правонарушения, предусмотренные КоАП РФ и за­конами субъектов РФ.

    За совершение перечисленных выше административных экологических правонарушений КоАП РФ предусматривает ад­министративный штраф. Штраф является основным наказа­нием. За совершение некоторых правонарушений наряду со штрафом предусмотрена конфискация (коллекционных объек­тов - ст. 8.34; орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов - - ст. 8.35; судна и других орудий лова -ст. 8.37). Конфискация в этих случаях применяется как допол­нительное наказание.

    В соответствии с КоАП РФ к административной ответствен­ности за экологические правонарушения могут привлекаться граждане, должностные лица и юридические лица. Размер адми­нистративного штрафа, налагаемого на граждан, колеблется от трех до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на долж­ностных лиц - от трех до двухсот минимальных размеров опла­ты труда; на юридических лиц - от ста до трех тысяч минималь­ных размеров оплаты труда.

    По своим объективным признакам административное право­нарушение внешне схоже с преступлением. Поэтому КоАП РФ одним из предварительных условий возложения административ­ной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном нарушении признаков состава преступления. Основные призна­ки, которые дают возможность разграничить экологическое пре­ступление и административный проступок, приводятся, как пра­вило, в УК РФ. Это - повторность совершения экологического правонарушения, наличие умысла и др.

    В КоАП РФ определяются также органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать соответствующие дела (гл. 23). Так, судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.5, 7.12, 7.15, 7.17, 7.24, 7.27, 7.28; органы внутренних дел (милиция) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.22, 8.23; органы государственной санитарно-эпидемиологи­ческой службы РФ рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.2 (об уничтожении и о повреждении знаков санитарных (горно-санитарных) зон и ок­ругов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов), ч. 2 ст. 7.8, ст. 8.2, 8.5 (в части информации о состоянии атмосферно­го воздуха, источников питьевого водоснабжения, а также о ра­диационной обстановке), ч. 2 ст. 8.6 (о порче земель опасными для здоровья людей и окружающей среды отходами производства и потребления); органы, осуществляющие государственный эко­логический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.2 (об уничтожении и о повреждении знаков особо охраняемых природных террито­рий, а также знаков, устанавливаемых пользователями живот­ным миром или специально уполномоченными государственны­ми органами по охране, контролю и регулированию использова­ния объектов животного мира и среды их обитания, зданий и дру­гих сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), ст. 7.11 (пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии), 8.1 (несоблюдение экологических требо­ваний при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, рекон­струкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, со­оружений или иных объектов), 8.2 (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными ве­ществами), 8.18 (нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в ис­ключительной экономической зоне Российской Федерации) и других правонарушениях.

    Возбуждение и рассмотрение дел об административном эколо­гическом правонарушении, исполнение постановлений по таким делам регулируется гл. 28, 29, 31, 32 КоАП РФ.

    Привлечение к административной ответственности за эколо­гические правонарушения не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного экологического или экогенного вреда. Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возмещением вреда; суммы штрафа идут не потерпевшему на воз­мещение вреда, а направляются в соответствии с законода­тельством в бюджет или на специальные счета экологических фондов.

    Экологические правонарушения влекут за собой привлечение к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности.

    Дисциплинарная ответственность наступает за экологические правонарушения, совершенные в связи с исполнением трудовых, служебных обязанностей.

    Она регламентируется Трудовым кодексом РФ. В силу ст. 192 Трудового кодекса РФ могут применяться следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, увольнение с работы в случае систематического неисполнения требований экологического законодательства.

    Трудовые отношения лиц, работающих на предприятиях транспорта, атомной промышленности и иных организациях, деятельность которых представляет повышенную опасность, регламентируются Уставами о дисциплине и другими актами. За совершенные экологические правонарушения работники таких предприятий привлекаются к специальной дисциплинарной ответственности. Так, в соответствии с п.10 Устава о дисциплине работников организаций с особо опасными производствами в области использования атомной энергии, утвержденного постановление Правительства РФ от 10 июля 1998г. № 744 применяются следующие виды дисциплинарных взысканий: предупреждение о неполном служебном соответствии; перевод с согласия работника на другую, нижеоплачиваемую работу или другую, низшую должность на срок до трех месяцев; перевод с согласия работника на работу, не связанную с проведением работ в особо опасном производстве в области использования атомной энергии, с учетом профессии (специальности) на срок до одного года; освобождение от занимаемой должности, связанной с проведением работ в особо опасном производстве в области использования атомной энергии, с предоставлением с согласия работника иной работы с учетом профессии (специальности); увольнение за однократное нарушение законодательства РФ в области использования атомной энергии из числа правонарушений, предусмотренных ст. 61 Федерального закона «Об использовании атомной энергии», если последствия этого нарушения создают угрозу для безопасности работы организации и представляют опасность для жизни и здоровья людей.

    Если в результате совершения экологического правонарушения был причинен вред предприятию (организации) работник может привлекаться также к материальной ответственности в порядке, предусмотренном статьями 232, 233, 238-248 Трудового кодекса РФ.

    Административная ответственность наступает в случае совершения экологического проступка и регламентируется Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

    Предусмотрена административная ответственность за:

    Правонарушения в области охраны собственности на природные ресурсы: самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1. КоАП РФ), пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требоывавний утверждения в установленном порядке технических условий (ст. 7.3. КоАП РФ); самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых (ст. 7.4. КоАП РФ), самовольную добычу янтаря (ст. 7.5. КоАП РФ), самовольное занятие водного объекта или пользованием им с нарушением установленных условий (ст. 7.6. КоАП РФ); самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд (ст. 7.9. КоАП РФ); самовольная уступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда; участком леса не входящим в лесной фонд или водным объектом (ст. 7.10. КоАП РФ); пользование объектами животного мира без разрешения (ст. 7.11. КоАП РФ); повреждения гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения, устройства или установки (ст. 7.7. КоАП РФ); уничтожение специальных знаков – межевых и иных информационных знаков, наблюдательных режимных скважин, объектов наблюдательной сети и т.д. (ст. 7.2. КоАП РФ);

    Правонарушения в области регулирования экологических отношений: нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4. КоАП РФ); сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5. КоАП РФ), нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12. КоАП РФ), нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок в лесах, не входящих в лесной фонд (ст. 8.24. КоАП РФ); неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4. КоАП РФ), невыполнение в срок законного предписания (постановление, представления органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)) (ст. 19.5. КоАП РФ), непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения (ст. 19.6. КоАП РФ), непредоставление сведений (информации), в т.ч. экологической (ст. 19.7. КоАП РФ), нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков или водных объектов (ст. 19.9. КоАП РФ); нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих (ст. 19.14. КоАП РФ), несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним, в т.ч. в отношении природных ресурсов (ст. 19.21. КоАП РФ);

    Правонарушения в области охраны окружающей среды и отдельных природных ресурсов; несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов (ст. 8.1. КоАП РФ); несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами (ст. 8.2. КоАП РФ), нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3. КоАП РФ), порча земель (ст. 8.6. КоАП РФ); невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.7. КоАП РФ); использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.8. КоАП РФ), нарушение правил охраны полосы отвода автомобильных дорог (ст. 11.21. КоАП РФ), нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 8.9. КоАП РФ), нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13. КоАП РФ), нарушение правил эксплуатации водохозяйственных и водоохранных сооружений, устройств (ст. 8.15. КоАП РФ); нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ (ст. 8.19. КоАП РФ), нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21. КоАП РФ), выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением установленных нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.22. КоАП РФ), эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.23. КоАП РФ), незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст. 8.28. КоАП РФ); уничтожение лесной инфрастуктуры, а также сенокосов, пастбищ (ст. 8.30. КоАП РФ); нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ст. 8.31. КоАП РФ), нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32. КоАП РФ), нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных (ст. 8.33. КоАП РФ), нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций (ст.

    8.34. КоАП РФ), уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 8.35. КоАП РФ), нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 8.38. КоАП РФ), нарушение правил охраны и использование природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39. КоАП РФ), невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ст. 20.6. КоАП РФ);

    Нарушения в области природопользования: использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.8. КоАП РФ), нарушение требований по рациональному использованию недр (ст. 8.10. КоАП РФ), нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 8.11. КоАП РФ), нарушение правил водопользование (ст. 8.14. КоАП РФ), нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ стандартов (норм, правил) или условий лицензии (ст. 8.17. КоАП РФ), нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ (ст. 8.18. КоАП РФ), нарушение правил использования лесов (ст. 8.25. КоАП РФ), самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (ст. 8.26. КоАП РФ), нарушение правил пользования объектами животного мира (ст. 8.37. КоАП РФ), нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы (ст. 8.40. КоАП РФ); нарушение правил пользования воздушного пространства (ст. 11.4. КоАП РФ); нарушение правил плавания (ст. 11.7. КоАП РФ);

    Нарушения в области преобразования, мелиорации природных ресурсов: проведение мелиоративных работ с нарушением проекта (ст. 10.9. КоАП РФ), нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (ст. 10.10. КоАП РФ), нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства (ст. 8.27. КоАП РФ).

    Меры административного наказания применяют должностные лица органов государственного экологического контроля, санитарно-эпидемиологического надзора и органов, осуществляющих контроль в сфере использования и охраны отдельных природных ресурсов: государственного земельного контроля, геологического контроля, лесной охраны, государственного охотничьего надзора и других.

    К правонарушителям применяются следующие меры административного наказания:

    · предупреждение;

    · конфискация орудий охоты, рыболовства и других орудий совершения экологического правонарушения, в том числе транспортных средств, используемых при совершении правонарушения;

    · конфискация незаконно добытой продукции;

    · лишение права на охоту;

    · приостановление действия и аннулирование лицензии на осуществление лицензируемых видов экологической деятельности, лицензий на пользование природными ресурсами;

    · приостановка, прекращение работ, деятельности предприятий (организаций), отдельных цехов, агрегатов и иных объектов;

    · прекращение природопользования, изъятие природных ресурсов у пользователей.

    Субъектами административной ответственности являются граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, должностные лица предприятий (организаций), органов государственной власти, органов местного самоуправления.

    Уголовная ответственность регламентируется Уголовным кодексом РФ 1996г. В УК РФ имеется глава 26 Экологические преступления, в которой содержатся статьи, предусматривающие уголовную ответственность:

    · Статья 246 за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;

    · Статья 247 – нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов;

    · Статья 248 – нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо иными биологическими агентами или токсинами;

    · Статья 249 – нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;

    · Статья 250 – загрязнение воды;

    · Статья 251 – загрязнение атмосферы;

    · Статья 252 – загрязнение морской среды;

    · Статья 253 – нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экологической зоне РФ;

    · Статья 254 – порча земли;

    · Статья 255 – нарушение правил охраны и использования недр;

    · Статья 256 – незаконная добыча (вылов) водных экологических ресурсов;

    · Статья 257 – нарушение правил охраны водных биологических ресурсов;

    · Статья 258 – незаконная охота;

    · Статья 259 - уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ;

    · Статья 260 – незаконная рубка лесных насаждений;

    · Статья 261 – уничтожение или повреждение лесных насаждений;

    · Статья 262 – нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

    Кроме того, статьей 358 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за экоцид – массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу.

    Предусмотрена уголовная ответственность за нарушение экологических прав граждан, общественных объединений. Так, по статье 140 УК РФ наступает уголовная ответственность за неправомерный отказ в предоставлении гражданам экологической информации, за предоставление неполной или заведомо ложной экологической информации, по статье 149 УК РФ – за незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, шествия, пикетирования или участию в них, либо принуждение к участию в них, по статье 141 УК РФ - за воспрепятствование осуществлению права участвовать в референдумах по экологическим вопросам и статье 142 УК РФ - за фальсификацию документов таких референдумов, заведомо неправильное установление их результатов, нарушение тайны голосования.

    Экологическое значение имеют преступления, не относящиеся напрямую к экологическим, квалифицируемые по ст. 215 УК РФ - за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики, если это могло повлечь радиоактивное загрязнение окружающей среды, ст. 220 УК РФ – незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными отходами, ст. 236 УК РФ – нарушение санитарно-эпидемиологических правил, ст. 237 УК РФ – сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для окружающей среды, ст. 243 – уничтожение или повреждение природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства.

    К уголовной ответственности за экологические преступления могут привлекаться граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, должностные лица и работники предприятий (организаций) всех форм собственности и подчиненности, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    Экологические преступления влекут за собой применение различных мер уголовного наказания:

    · исправительные работы,

    · лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью,

    · лишение свободы.

    Дисциплинарная ответственность – санкция, которая распространяется на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником его трудовых обязанностей, связанных с осуществлением планов и мероприятий по охране окружающей среды и рациональному природопользованию, за нарушение нормативов качества окружающей среды, за нарушение требований природоохранного законодательства, которые они должны выполнять, исходя из занимаемой должности. Статьей 192 Тр.К РФ установлены следующие меры дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, увольнение. Возможно лишение премий и других материальных поощрений.

    Дисциплинарная ответственность наступает только за экологические правонарушения, совершенные сотрудником в процессе своей трудовой деятельности при исполнении им своих должностных обязанностей.

    Дисциплинарная ответственность не требует применения сложных процессуальных мер и налагается администрацией предприятия.

    В ряде случаев возможна замена дисциплинарной ответственности на административную, однако такая процедура должна быть прямо предусмотрена в нормативных актах.

    Материальная ответственность за экологические правонарушения – имущественная ответственность в соответствии с трудовым, а не гражданским законодательством работников и должностных лиц, по вине которых предприятия, учреждения и организации понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением. Этот вид ответственности предусмотрен Тр.К РФ.

    При наложении на работника материальных санкций соблюдаются следующие условия:

    – материальная ответственность ограничивается лишь частью заработка и не должна превышать полного размера причиненного ущерба, кроме случаев, предусмотренных законодательством;

    – материальная ответственность работника согласно трудовому законодательству возможна лишь при наличии его вины;

    – учитывается только прямой ущерб, причиненный работником, неполученные доходы не принимаются в расчет;

    – работники, причинившие ущерб при нормальном производственно-хозяйственном риске, освобождаются от материальной ответственности;

    – для привлечения к материальной ответственности законодательством предусмотрены сокращенные сроки (она налагается не позднее двух недель со дня обнаружения ущерба);

    при согласии виновного лица ущерб взыскивается администрацией, в противном случае – в судебном порядке;

    – ущерб должен быть возмещен независимо от привлечения работника к другим видам ответственности.

    Подгражданско-правовой ответственностью за экологические правонарушения понимается имущественная ответственность граждан и юридических лиц за экологические правонарушения, устанавливаемая в соответствии с нормами гражданского и экологического законодательства.

    Имущественная ответственность за противоправное причинение вреда состоит в полном возмещении ущерба. Согласно ст. 1 Закона «Об охране окружающей среды» вред рассматривается как негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных ландшафтов и истощение природных ресурсов.

    Ст. 77 Закона расширяет понятие вреда окружающей среде: это загрязнение, истощение, порча, уничтожение, нерациональное использование природных ресурсов, деградация и разрушение естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иное нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Данная статья (пункт 3), а также ст. 1064 ГК РФ называет вредом не только реальный ущерб, но и упущенную выгоду.

    Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением экологического законодательства, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ. В случае отсутствия таковых – в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

    Возмещение ущерба производится добровольно, в противном случае – по решению суда общей юрисдикции или арбитражного суда. На основании их решения вред, причиненный окружающей среде, может быть возмещен возложением на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

    Учитывая длительность многих природных процессов, иски о компенсации экологического вреда могут быть предъявлены в течение 20 лет.

    Главная особенность гражданско-правовой ответственности заключается в том, что она предусматривает восстановительную функцию, а административно- или уголовно-правовая ответственность – функции карательные.

    Административная ответственность за экологические правонарушения – ответственность, наступающая только за конкретные экологические правонарушения, указанные в Законе как административные, и применяемая судами, органами, должностными лицами, комиссиями, лицами, специально уполно­моченными рассматривать дела об административных нарушениях (ст. 23.1-23.6 КоАП РФ).

    К видам административных наказаний относятся: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права (например, управления транспортным средством, права охоты); 7) административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация. За административ­ные правонарушения в экологической области согласно КоАП РФ применяются санкции пунктов 1-6.

    Принятие 1 июля 2002 г. Кодекса РФ об административных правонарушениях принесло в область экологического законодательства глубокие изменения. В новом Кодексе перечень правонарушений в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов включен в восьмую главу. Компетенция экологических органов существенно ограничена: в нее входит рассмотрение таких составов, как порча земель, нарушение правил обращения с отходами, правил охраны атмосферного воздуха, среды обитания и правил пользования объектами животного мира, правил охоты и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. Исключены из компетенции экологических органов составы правонарушений в сфере рационального использования земель, охраны и использования недр, охраны и использования водных объектов, правил лесопользования, правил охраны рыбных запасов и мониторинга загрязнения окружающей среды.

    Ст. 27.4. КоАП РФ сузила правовую базу участия общественности в охране окружающей среды и свела почти к нулю общественный экологический контроль, особенно в сфере охраны заповедных территорий, рыбных запасов и животного мира.