Войти
Образовательный портал. Образование
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Унжа (Костромская область)
  • Митрополит алексий московский святитель и чудотворец краткая биография Митрополит алексий годы
  • Попробуем разобраться в см - Документ
  • Открытия галилея в области астрономии
  • Сопливые грибы но не маслята
  • Сотрудник со статусом беженца. Как принять на работу иностранца со свидетельством о предоставлении временного убежища? Документы, необходимые для получения разрешения на работу

    Сотрудник со статусом беженца. Как принять на работу иностранца со свидетельством о предоставлении временного убежища? Документы, необходимые для получения разрешения на работу

    Компания собирается принять на работу беженца с Украины. Как происходит прием на работу беженца? Есть ли какие-то отличия от правил приема на работу других иностранных граждан? Наши специалисты ответят на эти вопросы в статье.

    Прием на работу иностранцев связан с бумажной волокитой

    В общем случае, принимая на работу иностранца нужно иметь разрешительные документы. В частности, к ним относятся:

    • разрешение на привлечение и использование иностранных граждан;
    • разрешение на работу (патент);
    • приглашение на въезд (если иностранец находится за границей и в отношении его не действуют ограничения на въезд).

    Однако для некоторых иностранных граждан сделано исключение. Для их трудоустройства все эти документы не требуются. К таким лицам, в частности, относятся беженцы. Таким образом, прием на работу беженцев с Украины (или из других стран) происходит по иному порядку, нежели прием на работу других категорий иностранцев.

    Беженец – это не обычный иностранец

    Несмотря на то, что беженцы являются иностранцами, на них общий порядок трудоустройства иностранных граждан не распространяется. Принять на работу беженца нужно по тем же правилам, что и россиян.

    Главное, чтобы его статус был подтвержден удостоверением беженца, выданным ФМС (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1). Только при наличии такого документа можно принять иностранного гражданина на работу без лишних проволочек (подп. 11 п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ).

    ФМС известить придется

    Несмотря на все преференции, данные иностранцам-беженцам, уведомить территориальный орган ФМС о заключении трудового договора с иностранным гражданином нужно обязательно. Это правило необходимо исполнять при приеме на работу, а также увольнении любых иностранцев, в том числе, беженцев (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ).

    Беженцы – это иностранные граждане, которые уехали из своей страны или своего обычного местожительства по причине преследований по расовому, национальному, религиозному и т.п. признакам.

    При приеме на работу иностранный гражданин, в соответствии со ст. ст. 65, 327.3 ТК РФ, должен предъявить работодателю, в частности, следующие документы:

    1. паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (абз. 2 ч. 1 ст. 65 ТК РФ);
    2. трудовую книжку, за исключением отдельных случаев (абз. 3 ч. 1 ст. 65 ТК РФ);
    3. страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (абз. 4 ч. 1 ст. 65 ТК РФ), за исключением некоторых случаев;
    4. документы воинского учета – только в случаях, установленных федеральными законами, международными договорами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ (ч. 3 ст. 327.3 ТК РФ);
    5. документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки (абз. 6 ч. 1 ст. 65 ТК РФ);
    6. справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. Такая справка представляется при поступлении на работу, к выполнению которой в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иным федеральным законом запрещено допускать лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (абз. 7 ч. 1 ст. 65 ТК РФ);
    7. договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории РФ, – при приеме на работу временно пребывающего в РФ иностранного гражданина. Предъявлять данный документ не требуется, если работодатель заключил с медицинской организацией договор о предоставлении работнику-иностранцу платных медуслуг, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами или международными договорами РФ. Это следует из абз. 2 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ, п. 10 ст. 13 Закона N 115-ФЗ;
    8. разрешение на работу или патент (за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ) – при приеме на работу временно пребывающего в РФ иностранного гражданина (абз. 3 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ);
    9. разрешение на временное проживание в РФ – при приеме на работу временно проживающего в РФ иностранного гражданина. Исключения могут быть предусмотрены федеральными законами или международными договорами РФ (абз. 4 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ);
    10. вид на жительство – при приеме на работу постоянно проживающего в РФ иностранного гражданина. Исключения могут быть установлены федеральными законами или международными договорами РФ (абз. 5 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ).

    Здравствуйте, Татьяна

    Вам в первую очередь необходимо уведомить УФМС

    В соответствии с ПриложениемN 4
    к приказу Федеральной
    миграционной службы
    от 28 июня 2010 г. N 147

    Порядок
    представления организацией, оказывающей услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации, уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина

    1. Настоящий Порядок устанавливает последовательность действий при представлении организацией, оказывающей услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации (далее - организация), уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина в территориальные органы ФМС России, в том числе порядок его заполнения, приема и сроков представления.
    2. Организация в течение трех рабочих дней с даты трудоустройства иностранного гражданина обязана уведомить об этом территориальный орган ФМС России.
    3. Бланк уведомления заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств (пишущей машинки, компьютера) на русском языке. При заполнении уведомления не допускаются зачеркивания и исправления.
    4. В уведомлении должны быть заполнены все соответствующие поля.
    5. Уведомление представляется организацией непосредственно в территориальный орган ФМС России или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения.
    6. Уполномоченный сотрудник территориального органа ФМС России регистрирует полученное уведомление с проставлением на нем регистрационного номера.

    Форму уведомления для заполнения Вы можете найти пройдя по ссылке (http://base.garant.ru/12177712/#block_3000).

    Ни налоговые органы, ни центр занятости о приеме иностранного работника уведомлять не нужно

    Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», N 115-ФЗ от 25.07.2002

    Статья 13. Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации

    8. Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.После получения уведомления, указанного в абзаце первом настоящего пункта, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляется проверка регистрации работодателя или заказчика работ (услуг), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
    Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции обмениваются с органами исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и налоговыми органами сведениями о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.(п. 8 введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 357-ФЗ)

    Согласно ст.11 ТК РФ, на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются в том числе на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства.

    Таким образом, прием на работу гражданина Украины зависит от правового статуса соискателя.

    1. Если гражданин Украины признан беженцем или получил временное убежище

    Беженец или лицо, получившее временное убежище, вправе осуществлять трудовую деятельность на территории РФ без оформления разрешения на работу. Данная льгота предоставляется ему до момента утраты (лишения) статуса беженца или временного убежища (пп. 11, 12 п. 4 ст. 13 Закона №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Работодатель может принять такое лицо без оформления разрешения на привлечение и использование иностранных работников (пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона №115-ФЗ).

    Беженцы осуществляют трудовую деятельность на территории РФ наравне с гражданами РФ (пп. 9 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 19.02.1993 №4528-1). В связи с этим указанные лица принимаются на работу в общем порядке, предусмотренном для оформления трудовых отношений с гражданами РФ. Таким образом, трудоустройство на работу лиц, получивших временное убежище на территории РФ, осуществляется в аналогичном порядке, поскольку законодательством не установлено иное.

    Чтобы трудоустроить беженца, а также лицо, получившее временное убежище, работодателю необходимо выполнить следующие действия:

    1. Направить соискателя на предварительный медицинский осмотр в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

    2. Запросить у соискателя обязательные для приема на работу документы. При трудоустройстве гражданин Украины должен представить документы, указанные в ст. 65 ТК РФ , с учетом ряда особенностей:

    1) документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, паспорт или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (ст. 10 Закона №115-ФЗ. Для беженца таким документом является удостоверение беженца . Форма удостоверения утверждена Постановлением Правительства РФ от 10.05.2011 №356 (абз. 1, 2 п. 7 ст. 7 Закона №4528-1, п. 1 Положения об оформлении, выдаче и обмене удостоверения беженца, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.05.2011 №356). Удостоверение выдается на срок признания его владельца беженцем, но не более чем на три года (с возможностью продления не более чем на один год) (п. 3 Положения о выдаче удостоверения беженца).

    Для иностранца, который получил временное убежище, документом, удостоверяющим личность, является свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ (п. 9 Порядка предоставления временного убежища на территории РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 №274). Оно выдается на срок до одного года в соответствии с формой, приведенной в приложении №3 к Приказу ФМС России от 25.03.2011 N 81 (п. 8 Порядка предоставления временного убежища, п. 2 Порядка, приведенного в приложении №4 к Приказу ФМС России от 25.03.2011 №81).

    Национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность владельца, остаются на хранении в ФМС России (его территориальном органе), поэтому не предъявляются работодателю (п. 8 ст. 7 Закона №4528-1, п. 10 Порядка предоставления временного убежища).

    2) трудовую книжку установленного образца. В случае отсутствия у иностранного гражданина трудовой книжки установленного образца работодатель должен завести на работника новую трудовую книжку (Письмо Роструда от 15.06.2005 №908-6-1).

    3) документ об образовании , о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

    Что касается признания в Российской Федерации документов об образовании, выданных на территории Украины, необходимо руководствоваться письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.04.2014 №01-52-574/06-1295, согласно которому вопросы признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученного в иностранном государстве, регулируются ст. 107 закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    Согласно ч. 2 и 3 ст. 107 закона «Об образовании» в Российской Федерации признается иностранное образование и (или) иностранная квалификация, подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации, а также полученные в иностранных образовательных организациях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.09.2013 №1694-р.

    Обладателям иностранного образования и (или) иностранной квалификации, признаваемых в Российской Федерации, предоставляются те же академические и (или) профессиональные права, что и обладателям соответствующих образования и (или) квалификации, полученных в Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами о взаимном признании.

    В настоящее время между Российской Федерацией и Украиной действуют следующие международные договоры о взаимном признании:

    Соглашение о сотрудничестве в области образования (Ташкент, 15.05.1992);

    Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях (Москва, 26.05.2000);

    Протокол между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях от 26 мая 2000 г. (Киев, 28.01.2003).

    В указанных международных договорах перечислены документы об образовании и (или) квалификации, которые взаимно признаются странами без процедуры признания образования, полученных в иностранном государстве.

    Согласно ч. 4 ст. 107 закона «Об образовании», иностранное образование и (или) иностранная квалификация, не подпадающие под действие международных договоров, требуют прохождения процедуры признания в соответствии с Административным регламентом предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, утвержденным приказом Минобрнауки России от 24.12.2013 №1391 (зарегистрирован Минюстом России 21.02.2014, регистрационный №31387).

    Если документ об образовании оформлен не на русском языке, работодатель вправе требовать предоставления ему нотариально удостоверенного перевода такого документа.

    4) Справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования, либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются МВД России, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с Кодексом, иным федеральным законом, не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию. По заявлениям граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства либо их уполномоченных представителей справка о наличии (отсутствии) судимости на территории Российской Федерации выдается органами внутренних дел. Срок выдачи справки не должен превышать 30 дней с даты регистрации заявления в ФКУ ГИАЦ МВД России.

    5) Документы воинского учета иностранные граждане при приеме на работу не представляют, так как они не являются военнообязанными лицами по законодательству РФ (п. 1 ст. 15 Закона №115-ФЗ, ст. 1 и ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

    6) Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляется через работодателя (часть 4 ст. 66 ТК РФ, ст. 1, п. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»). На основании п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» временно пребывающие иностранцы, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) в течение календарного года, а также временно и постоянно проживающие иностранцы подлежат обязательному пенсионному страхованию .

    При приеме на работу временно пребывающих на территории РФ иностранцев, заключивших трудовой договор на срок менее 6 месяцев, оформлять такое свидетельство им не нужно.

    3. Ознакомить соискателя с локальными нормативными актами.

    4. Заключить трудовой договор.

    5. Оформить приказ о приеме на работу.

    6. Внести запись о приеме на работу в трудовую книжку.

    7. Заполнить личную карточку принятого работника.

    Обращаем внимание на то, что вопрос уведомления государственных органов (ФМС России, службы занятости, налоговых органов) о приеме на работу беженца не урегулирован. До появления официальной позиции по этому вопросу рекомендуем обращаться за разъяснениями в соответствующие государственные органы.

    1. Если гражданин Украины прибыл в РФ на законных основаниях и не признан беженцем (не получил временного убежища).

    В таком случае гражданин Украины вправе осуществлять трудовую деятельность, если имеет разрешение на работу (п. 4 ст. 13 Закона №115-ФЗ).

    Для трудоустройства данного лица работодателю не требуется получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников, так как гражданин Украины прибыл в РФ в порядке, не требующем получения визы (пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона №115-ФЗ, ст. 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины (заключено в г. Москве 16.01.1997)).

    Трудовые отношения с лицом, прибывшим в РФ на законных основаниях и не признанным беженцем (не получившим временное убежище), оформляются в порядке, который предусмотрен для приема на работу иностранных граждан. О привлечении указанной категории работников к трудовой деятельности необходимо уведомить соответствующие государственные органы.

    2. Если гражданин Украины прибыл в РФ без документов, дающих ему право на законное пребывание в РФ и осуществление трудовой деятельности .

    Без документа, удостоверяющего личность, миграционной карты, разрешения на работу и т.д. работодатель не вправе принимать гражданина Украины на работу.

    За незаконное привлечение к трудовой деятельности указанного лица работодатель может понести административную ответственность. Чтобы избежать неблагоприятных последствий, рекомендуем направить иностранного гражданина в региональное отделение ФМС России для оформления документов, необходимых для осуществления трудовой деятельности на территории РФ.

    Уведомление ИФНС

    Работодатель обязан уведомлять налоговый орган о привлечении к трудовой деятельности иностранца. Причем независимо от того, в каком порядке он прибыл в Россию: на основании визы или в безвизовом порядке. Сделать это можно в течение 10 дней со дня заключения с ним трудового или гражданско-правового договора (пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона №115-ФЗ). Для уведомления рекомендуем использовать форму, которая приведена в Письме ФНС России от 24.08.2007 №ГИ-6-04/676@.

    Налогообложение лиц, получивших временное убежище

    Статус: временное пребывание

    Страховые взносы в ПФР :

    При заключении трудового договора на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года работодатели уплачивают страховые взносы по тарифу, установленному для граждан Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от их года рождения . Если договор заключается на срок менее шести месяцев, то суммы выплат не подлежат обложению страховыми взносами.

    Страховые взносы в ОМС :

    Федеральный закон от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования.

    Согласно ст. 10 закона №326-ФЗ застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей, а также иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со ст. 13.5 Федерального закона №115-ФЗ), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом от 19.02.1993 №4528-1 «О беженцах».

    Таким образом, если временно пребывающее лицо без гражданства не является беженцем, производимые выплаты временно пребывающему лицу без гражданства не облагаются страховыми взносами на обязательное медицинское страхование (ФОМС).

    Страховые взносы в ФСС

    Федеральный закон от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

    Согласно п. 1 ст. 2 закона №255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.

    Таким образом, выплаты, производимые временно пребывающему лицу без гражданства, не подлежат обложению взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

    Страховые взносы в ФСС от НС.

    Федеральный закон от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору.

    Согласно ст. 5 Закона №125-ФЗ обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем.

    Таким образом, выплаты, производимые временно пребывающему лицу без гражданства, подлежат обложению взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

    НДФЛ.

    Работодатель удерживает у сотрудника 30% налога на доходы до момента приобретения статуса налогового резидента (п. 3 ст.224 НК РФ).

    Иностранный работник приобретает статус налогового резидента РФ, только если пробудет на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Если на дату начисления выплаты сотрудник станет резидентом РФ, ставка НДФЛ составит 13%.

    Фактически документ это заменитель качеств обращающегося. Чиновник бессознательно формирует ощущения о подписавшемся, который написал свои доводы, изучая документ и его смысл. В местах, когда ответ формируется от умственного решения это случается критично влиятельным. Составить стоящий образец в юрфирме стоит существенных вложений. Причина - это труд, требующий опыта.

    Прием на работу беженца

    Действующее законодательство разрешает приём на работу лиц, имеющих удостоверение беженца или временное свидетельство о нахождении в таком статусе. Этих документов должно быть достаточно, поскольку они выдаются в обмен на личный паспорт, временно сдаваемый на хранение в Миграционную службу. Соответственно, такой работник не обязан получать и разрешение на работу. Чтобы получить сначала свидетельство, а затем и удостоверение (получить статус), гражданину приходится подавать ходатайство в какой-либо орган ФМС. Порядок рассмотрения таких обращений и выдача соответствующих удостоверений производятся согласно постановлению Правительства РФ № 356 от 10.05.2011 г.

    Что касается каких-либо запретов и ограничений при приёме на работу беженцев, то они касаются лишь строго ограниченных сфер деятельности, к примеру, военной отрасли. Полный перечень ограничений можно найти в постановлении Правительства РФ № 755 от 11.10.2002 г. В целом же, законы Российской Федерации обязывают содействовать беженцам и в трудоустройстве, и в профессиональном обучении наравне с российскими гражданами.

    Приём на работу украинских беженцев

    Большинство украинских граждан, в последнее время прибивающих на территорию РФ, стремятся получить статус беженца, позволяющий беспрепятственно и официально устроиться на работу в России. Как временно принять на работу человека, имеющего удостоверение беженца? Какие взносы необходимо платить с доходов беженца, и как рассчитывать НДФЛ?

    Прием на работу беженца

    Действующее законодательство разрешает приём на работу лиц, имеющих удостоверение беженца или временное свидетельство о нахождении в таком статусе. Этих документов должно быть достаточно, поскольку они выдаются в обмен на личный паспорт, временно сдаваемый на хранение в Миграционную службу. Соответственно, такой работник не обязан получать и разрешение на работу.

    Чтобы получить сначала свидетельство, а затем и удостоверение (получить статус), гражданину приходится подавать ходатайство в какой-либо орган ФМС. Порядок рассмотрения таких обращений и выдача соответствующих удостоверений производятся согласно постановлению Правительства РФ № 356 от 10.05.2011 г.

    Вместе с тем, чтобы удостовериться в квалификации работника, принимаемого на должность, требующую специальных знаний, работодателем может быть истребован документ о получении образования. Кроме того, существует целый ряд должностей, дополнительно требующих предъявления справки об отсутствии судимости. Заметим, это касается не только беженцев, но и российских граждан, например, принимаемых на работу в качестве детских воспитателей.

    Что касается каких-либо запретов и ограничений при приёме на работу беженцев, то они касаются лишь строго ограниченных сфер деятельности, к примеру, военной отрасли. Полный перечень ограничений можно найти в постановлении Правительства РФ № 755 от 11.10.2002 г. В целом же, законы Российской Федерации обязывают содействовать беженцам и в трудоустройстве, и в профессиональном обучении наравне с российскими гражданами.

    Об уплате страховых взносов и НДФЛ

    Желающим принять на работу украинского беженца необходимо знать особенности уплаты налогов и взносов с его дохода. Так, в данном случае будет иметь место 30-процентный НДФЛ, который снизится до 13% после переквалификации беженца в резидента РФ. Применительно к страховым взносам каких-либо отличий от обычной практики нет: взносы в Пенсионный Фонд, Фонд социального страхования и ФФОМС следует начислять на общих основаниях. В ситуации, когда принятый сотрудник еще не получил статус беженца, уплата взносов должна осуществляться, как с временно пребывшего иностранца: только 22% в Пенсионный Фонд.

    Как оформлять на работу беженцев и переселенцев?

    В 2014 году в Россию в большом количестве стали прибывать беженцы и переселенцы, которые обращаются к российским предпринимателям в целях трудоустройства. Мы подготовили ответы на самые популярные вопросы по данной теме.

    Какие документы должны представить беженцы и как принять их на работу?

    По поводу трудоустройства обратились два гражданина Украины. Один из них подал документы для участия в Государственной программе добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом, а второй – для оформления временного проживания. Можно ли в настоящий момент принять их по трудовому договору?

    В обоих случаях граждан Украины можно принять на работу с учетом следующих особенностей.

    Если до момента трудоустройства гражданин Украины уже получил статус беженца (имеет удостоверение беженца), его можно оформить без разрешения на работу. Если такой статус официально не получен, прием на работу проводится в общем порядке, предусмотренном для временно пребывающих безвизовых иностранных граждан. При этом гражданин Украины должен оформить разрешение на работу.

    То же правило действует в отношении переселенцев и граждан, находящихся в процессе оформления временного проживания. Если гражданин Украины уже получил статус участника Государственной программы добровольного переселения (имеет свидетельство участника этой программы) либо разрешение на временное проживание, заключить трудовой договор можно беспрепятственно. При отсутствии указанных статусов с трудоустройством придется подождать или начать оформлять разрешение на работу.

    Граждане Украины прибывают в Россию в порядке, не требующем получения визы (на основании миграционной карты), то есть являются безвизовыми иностранцами. По общему правилу иностранный гражданин может вести трудовую деятельность на территории России при наличии разрешения на работу. Но этот порядок не распространяется на отдельные категории иностранных граждан, к числу которых, например, относятся:

  • беженцы (до утраты или лишения статуса беженца);
  • постоянно или временно проживающие в России иностранные граждане, то есть получившие соответственно вид на жительство или разрешение на временное проживание;
  • участники Государственной программы добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом.
  • Нужно ли уведомлять о трудоустройстве граждан Украины службу занятости и миграционную службу? Какие еще ведомства следует известить в этом случае?

    Нужно уведомлять службу занятости и ФМС России (за исключением случаев, когда гражданам Украины не требуется разрешение на работу). Желательно уведомить также налоговую инспекцию.

    Работодатели по общему правилу обязаны уведомлять службу занятости населения и территориальное подразделение ФМС о заключении и расторжении трудовых и гражданско-правовых договоров на выполнение работ или оказание услуг с иностранными работниками, в том числе гражданами Украины. Обязанность по уведомлению возникает при одновременном наличии следующих условий:

  • иностранный гражданин прибыл в Россию в порядке, не требующем получения визы;
  • иностранный гражданин имеет разрешение на работу.
  • Вывод: порядок одновременного уведомления территориального подразделения ФМС России и службы занятости действует только в отношении временно пребывающих иностранных граждан, прибывших в Россию в безвизовом порядке и оформивших разрешение на работу.

    Если гражданин Украины относится к категориям, которые не обязаны получать разрешение на работу, уведомлять указанные выше ведомства о заключении (расторжении) с ним трудового (гражданско-правового) договора не нужно. Например, это не требуется в отношении:

  • беженцев (до утраты или лишения статуса беженца);
  • постоянно или временно проживающих в России иностранных граждан, то есть получивших соответственно вид на жительство или разрешение на временное проживание;
  • участников Государственной программы добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом.
  • Уведомлять службу занятости населения и миграционную службу нужно в установленном порядке. Необходимо учитывать, что за неуведомление (уведомление с нарушениями) предусмотрена ответственность (см. ч. 3-4 ст. 18.15 КоАП РФ).

    Извещение налоговой инспекции о трудоустройстве временно пребывающих иностранных граждан, прибывших в безвизовом порядке (в том числе и граждан Украины), является спорным моментом. Однако во избежание претензий рекомендуется уведомить налоговую службу.

    Признаются ли украинские документы об образовании, предъявляемые иностранными гражданами, в России без легализации?

    Признаются без легализации.

    В отношении документов об образовании, ученых степенях и званиях между Россией и Украиной действуют следующие международные соглашения:

  • Соглашение о сотрудничестве в области образования от 15 мая 1992 г.;
  • Соглашение между Россией и Украиной о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях от 26 мая 2000 г.;
  • Протокол о внесении изменений в Соглашение между Россией и Украиной о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях от 26 мая 2000 г. (заключен 28 января 2003 г.).
  • Эти соглашения признают взаимную эквивалентность документов об образовании, полученных в указанных странах, без процедуры легализации образования.

    Должны ли беженцы из Украины предъявлять работодателю при трудоустройстве справки о судимости?

    Должны предъявлять, если поступают на работу, к выполнению которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (например, это педагогическая деятельность, трудовая деятельность в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления и т.п.) (подрлбнее смотрите абз. 7 ч. 1 ст. 65 Трудового кодекса РФ).

    Как принять беженца на работу: особенности оформления и законодательная база

    Сегодня проблема трудоустройства беженцев актуальна как никогда. Многие предприятия с удовольствием приняли бы у себя десятки, и даже сотни, дополнительных рабочих рук, однако не всегда понимают, как оформить беженца на работу. С одной стороны, для приёма на работу иностранного гражданина необходимо специальное разрешение, с другой - беженцы – мигранты с особым статусом и по закону имеют право работать по найму, заниматься предпринимательской деятельностью наравне с гражданами РФ.

    Однако трудности в том, что на протяжении нескольких месяцев эти лица могут находиться в «подвешенном» состоянии - в неопределённом правовом статусе, соответственно, и трудоустроиться им в это время проблематично. Новый закон N 127-ФЗ от 5.05. 2014г. вносящий поправки в закон №115-ФЗ об иностранных гражданах, призван максимально упростить процедуру легализации беженцев. Принятие данного закона, введение ускоренного получения статуса беженца и оформления гражданства вызваны сложной внешнеполитической обстановкой и небывалым наплывом вынужденных переселенцев с юго-восточных областей «незалежной» Украины. Соответственно, для многих российских работодателей в 2014 году остро встал вопрос, как принять на работу беженца из Украины.

    Основания для пребывания беженцев на территории РФ

    Порядок трудоустройства переселенца зависит от правовых оснований, на которых он находится на территории РФ. Традиционно всех иностранных граждан из сопредельных государств, пересёкших границу нашей страны из-за сложной гуманитарной обстановки на родине, называют беженцами. Однако это не совсем соответствует действительности.

    Для признания иностранца беженцем ему необходимо пройти установленную бюрократическую процедуру, которая занимает некоторое время, как правило, 3-6 месяцев. К тому же далеко не все переселенцы стремятся «легализоваться», надеясь «пересидеть» трудное время у родственников или в центрах временного размещения, и при первой возможности вернуться в родные края.

    Таким образом, иностранный гражданин, бежавший к нам из своей страны, может находиться в следующих статусах:

  • подал ходатайство о признании беженцем;
  • признан беженцем;
  • получил временное убежище.
  • Чем отличаются эти статусы и как они влияют на порядок трудоустройства? Приехав на территорию России, переселенец должен определиться, в каком качестве он планирует здесь находиться. Временно пребывать в стране в течение 90 дней можно по миграционной карте, а затем нужно либо выехать за пределы, либо подать документы в ФМС на получение того или иного статуса.

    Что касается украинских граждан, многие из них останавливаются именно на варианте временного пребывания, рассчитывая на скорое возвращение домой. Найти легальную работу без специального разрешения в этом случае нельзя, а получив «добро» на трудоустройство от миграционных служб и заключив с работодателем трудовой договор, миграционную карту можно будет продлить на год.

    Те, кто планирует остаться и окончательно обосноваться в России, стараются как можно раньше подать заявление в миграционные органы, чтобы получить официальный статус и соответствующие ему права. Так, статус беженца дает возможность поступить на работу без каких бы то ни было дополнительных разрешений и квот, иметь социальные льготы и пенсию от государства.

    Получить временное убежище вместо статуса беженца – хороший вариант для тех, кто не планирует надолго задерживаться в России. В этом случае свой паспорт переселенец сдаёт в миграционную службу в обмен на свидетельство временно проживающего на территории РФ, которое даёт ему право свободно трудоустраиваться и, при необходимости, получать медицинскую помощь. Такое разрешение выдаётся обычно на год, но, если обстоятельства не позволяют иностранцу вернуться на родину, временное убежище можно продлить.

    Условия приёма на работу беженцев и вынужденных переселенцев

    Работодателю проще всего принять на работу сотрудника со статусом беженца. «Корочки» беженца дают такие же права при трудоустройстве, как у любого российского гражданина. Исключением являются вакансии, которые иностранец не может занимать по закону N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ст. 14). К ним относят:

  • работу на стратегических военных предприятиях;
  • военную, государственную или муниципальную службу;
  • должности и организации, связанные с гостайной и безопасностью.
  • Аналогично решается проблема, как принять на работу беженца, получившего временное или политическое убежище: для таких мигрантов не требуется разрешения, чтобы оформить трудовой контракт с юридическим или частным лицом. При этом работодатель не должен уведомлять миграционную службу, центр занятости населения и ИФНС о поступлении на предприятие такого сотрудника.

    Но здесь есть один нюанс – все эти возможности предоставляются переселенцу только тогда, когда он официально обретает статус беженца. Самый быстрый способ его получения – при пересечении границы в миграционной карте проставить отметку в графе «цель визита» - беженец, а по прибытии на российскую территорию сразу обратиться в отдел по гражданству в органы ФМС.

    Бумаги, которые нужно иметь при себе: паспорт, свидетельства о рождении детей, дополнительные документы, подтверждающие образование, рабочий стаж и т.д. Желательно, чтобы все документы были переведены на русский язык. Кроме того, в процедуру подачи ходатайства входит фотографирование и сдача отпечатков пальцев.

    В связи с массовым наплывом желающих, миграционные службы переполнены переселенцами, однако всё-таки стоит «потолкаться» в очереди и подать ходатайство, ведь официальный статус беженца даёт массу преимуществ:

  • предоставление временного жилья;
  • оказание медицинской помощи в объёмах, предусмотренных обязательным медицинским страхованием;
  • возможность свободной работы по найму или самозанятости;
  • содействие в трудоустройстве и переобучении;
  • социальная защищённость как у граждан РФ;
  • право в упрощённом порядке получить вид на жительство и российское гражданство.
  • Загвоздка в том, что после подачи ходатайства ждать оформления паспорта беженца можно достаточно долго, а в это время нужно на что-то жить. Здесь и возникает проблема с поиском и официальным устройством на работу.

    Варианты трудоустройства беженцев без статуса

    Какие варианты трудоустройства может рассматривать вынужденный переселенец?

    1. Получить разрешение на работу (для найма к юрлицу и ИП) или патент (для труда на законных основаниях у частного лица), для чего обратиться в миграционную службу. Отсутствие документов, разрешающих работать на территории РФ, наказывается штрафом в размере 2–5 тыс.руб. и депортацией за пределы страны.
    2. Получить разрешение на временное проживание на срок до 3 лет. Данный статус УФМС присваивает иностранному гражданину по его заявлению, если по месту обращения переселенца есть свободные квоты, выдающиеся разным регионам в зависимости от демографической и экономической ситуации в субъекте Федерации. Наличие РВП даёт право на трудоустройство без оформления разрешения на работу.
    3. Русскоязычные граждане, проживающие на постсоветском пространстве, могут не подавать документы на беженство, а заявиться на участие в программе переселения соотечественников. Данная программа предусматривает ряд льгот и пособий, помощь в переселении в выбранный регион и содействие в трудоустройстве. В кратчайшие сроки (до 3 месяцев) такой беженец получает российское гражданство, а с ним и все права в полном объёме.
    4. С июня 2014 года процедура получения гражданства для беженцев – носителей русского языка упрощена. Для этого не нужно проживать в России 5 лет, но необходимо отказаться от паспорта бывшей родины, доказать, что во времена СССР семья проживала на его территории и сдать экзамен по русскому языку.

    Приём на работу беженцев без статуса

    Людям, бежавшим из своей страны к соседям, принимающая сторона, как правило, создаёт нормальные условия для жизни: предоставляет крышу над головой, обеспечивает питанием, одеждой и прочими необходимыми благами. Однако многие предпочитают не сидеть сложа руки на иждивении у приютившего их государства, а с первого дня ищут возможности самостоятельно содержать себя и свою семью. Тем более, что скорейшее трудоустройство поможет вынужденным переселенцам быстрее адаптироваться в новом обществе, в непривычных условиях.

    Каковы в этом случае действия потенциального работодателя, как он может принять на работу беженца из Украины и любой другой страны, если правовой статус этого человека пока не определён?

    В такой ситуации необходимо соблюдать порядок, предусмотренный для оформления на работу иностранных граждан:

    1. Организация или ИП не могут трудоустраивать мигрантов, не имея на это специального разрешения. Для начала работодателю следует обратиться в местный центр занятости, обосновать потребность в иностранной рабочей силе и получить заключение сроком на 1 год. С этим документом отправиться в правоохранительные органы, дополнительно оформив:

  • заявление;
  • проект трудового контракта с потенциальным иностранным работником;
  • данные мигрантов-соискателей в письменной форме;
  • копии регистрационных и учредительных документов организации.
  • Если у органов правопорядка нет претензий к документам и оснований для отказа, то выдаётся разрешение на каждого из принимаемых иностранных работников. С полученным документом будущий сотрудник должен быть ознакомлен под подпись.

    2. У кандидата на трудоустройство должно быть разрешение на работу, которое он самостоятельно получает в УФМС, подав заявление и приложив к нему паспорт (с нотариально заверенным переводом), миграционную карту с отметкой о пересечении границы и 2 фотографии. До подачи заявления потребуется пройти медицинское освидетельствование на предмет наркозависимости, инфекционных заболеваний и ВИЧ-статуса, а справку – предъявить миграционным сотрудникам. За оформление разрешения также взимается госпошлина. Пластиковая карточка, дающая право на трудоустройство в конкретном регионе, действует 1 год.Для работы у физического лица достаточно оформить патент на 1–3 месяца – он не требует прохождения медосмотра.

    Работодатель может взять на себя оформление разрешения для вынужденного переселенца, но при увольнении такого сотрудника должен уведомить миграционную службу, то есть право на работу в таком случае человек потеряет и будет вынужден оформлять его заново.

    3. С работником заключается стандартный трудовой договор. Для этого беженец предъявляет паспорт, диплом об образовании, трудовую книжку, если ранее он уже работал у российских работодателей.

    Обязательно проверяется правомерность нахождения потенциального сотрудника на территории РФ. У него должны быть:

  • миграционная карта;
  • виза, если он приехал из государства, с которым у РФ нет соглашения о безвизовом режиме (Украина, а также Беларусь, Молдавия, Армения и ряд других стран бывшего СССР относятся к безвизовым);
  • разрешение на временное жительство, ВНЖ, справка о ходатайстве на получение статуса беженца или другой документ, подтверждающий легальное пребывание переселенца в России.
  • При оформлении документов стоит обратить внимание на важный нюанс: разрешение на работу действует 1 год, а его окончание, согласно трудовому законодательству, не является основанием для увольнения работника по инициативе работодателя. Во избежание недоразумений, трудоустраивать беженцев, не получивших официального статуса, необходимо по срочному трудовому договору: дата прекращения контракта должна соответствовать сроку имеющегося разрешения.

    Попробуем разобраться в этом вопросе.

    Правовая база

    Граждане Украины для нас иностранцы. Все отношения с иностранными гражданами регулирует Федеральный закон от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

    В 2014 году этот закон уже дважды претерпевал изменения. Последние новшества вступили в силу совсем недавно, в августе.

    Режимы пребывания иностранцев в России

    Итак, иностранцы могут проживать в России временно или постоянно. Постоянно проживающие имеют вид на жительство , который продлевается каждые 5 лет. Эта категория приравнена в трудовых отношениях к гражданам России, т.е. ограничений в приеме таких иностранцев нет, никаких разрешительных документов получать никому не нужно. Иностранца, у которого есть вид на жительство, принимаем по .

    Временно находящиеся в РФ иностранцы могут иметь целых пять режимов пребывания в России:

    • временно пребывающий;
    • временно проживающий;
    • беженец;
    • получивший временное убежище;
    • участник программы по содействию добровольного переселения соотечественников.

    Но только в первом случае, если иностранец имеет статус временно пребывающего, ему нужно оформлять разрешение на работу. Без такого разрешения принимать на работу гражданина другой страны нельзя.

    (Примечание . С 2015 года иностранцы, прибывшие в РФ в безвизовом режиме, оформляют патент на работу, а визовые иностранцы — разрешения.)

    Все остальные категории временно проживающих иностранцев имеют такие же права, как и россияне, но с некоторыми ограничениями. Для удобства мы свели в все нужные сведения из законодательных актов.

    Как принять беженца на работу

    Теперь, используя таблицу, ответим на главный вопрос статьи. Если гражданин Украины получил статус беженца, т.е. у него на руках есть Удостоверение беженца , то его можно оформить на работу в обычном порядке, как россиянина. Беженцу не нужно оформлять разрешение на работу.

    Примечание: о том, как составить трудовой договор с иностранцем, читайте в .

    Если Удостоверения беженца нет, то принять гражданина Украины на работу можно только в порядке, который предусмотрен для временно пребывающих иностранцев, т.е. получить в ФМС патент или разрешение на работу.

    Нужно ли работодателю получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников в случае приема гражданина Украины?

    Нет, не нужно. Украинцы прибывают в Россию в безвизовом порядке (визы так и не ввели, хоть и было много разговоров), а значит, в соответствии с п. 4.5. статьи 13 №115-ФЗ, разрешение на привлечение иностранных работников работодателю не требуется.