Законодательным актам трудовых отношений рф. Основные нормативно- правовые акты, регулирующие трудовые отношения. Субъекты трудового права. Правоспособность и дееспособность
Тема 8.4 Регулирование трудовых отношений
В соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии РФ существенно изменилась и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики переданы непосредственно организациям, которые самостоятельно устанавливают штатное расписание, формы, системы, размеры оплаты труда и материального стимулирования его результатов.
Государственное регулирование трудовых отношений.
Государственное регулирование трудовых отношений выражается в следующих законодательных актах:
Конституции РФ, устанавливающей принципы и основные положения трудового законодательства (право на труд, реализуемое путем заключения трудового договора, свобода выбора деятельности и сферы применения труда, право распоряжаться своим способностями к труду. Вместе с правом на труд каждый гражданин имеет право на оплату труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера);
Трудовом кодексе РФ (ТК РФ);
законах, регулирующих важные положения организации труда (например, Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», 1992 г.);
Подзаконных актах (инструкциях Министерства труда РФ, ведомственных документах, прошедших экспертизу в Министерстве юстиции).
Уставной юридической формой регулирования трудовых отношений, в том числе в области оплаты труда работников, является коллективный договор.
Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала работодателем.
Условия коллективных договоров, соглашений, заключенных в соответствии с законодательством, являются обязательными для работодателей, на которых они распространяются.
Условия коллективных договоров или соглашений, ухудшающие, по сравнению с законодательством, положение работников, недействительны.
1. форма, система и размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты;
2. механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
3. занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
4. определение рабочего времени и времени отдыха; улучшение условий и охрана труда работников;
5. добровольное и обязательное медицинское и социальное страхование;
6. экологическая безопасность и охрана здоровья работников;
7. льготы для работников, совмещающих работу с обучением;
8. контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений;
9. ответственность сторон и др.
Коллективный договор заключается на срок от одного до трех лет. Договор вступает в силу с момента его подписания сторонами или со дня, установленного в коллективном договоре, и действует в течение всего срока. По истечении установленного срока коллективный договор действует до тех пор, пока стороны не заключат новый или не изменят (дополнят) действующий.
Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения состава, структуры, наименования органа управления организации, расторжения трудового договора (контракта) с руководителем организации.
При реорганизации коллективный договор сохраняет свое действие на период реорганизации, а затем может быть пересмотрен по инициативе одной из сторон.
При смене собственника имущества организации действие коллективного договора сохраняется в течение трех месяцев.
Представители работодателя, уклоняющиеся от участия в переговорах по заключению либо изменению коллективного договора, соглашения, или нарушившие установленный срок, или не обеспечившие работу соответствующей комиссии в определенные сторонами сроки, подвергаются штрафу в размере до 50 МРОТ, налагаемому в судебном порядке.
1. Основные нормативно- правовые акты, регулирующие трудовые отношения. Фактической основой современного трудового права России выступает разветвленная система нормативных правовых актов, в которую включаются: 1) законодательные акты, представленные Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации, Трудовым кодексом РФ, трудовыми кодексами субъектов Российской Федерации, отдельными законами (как федеративными, так и региональными); 2) нормативные Указы Президента РФ; 3) Постановления и иные акты Правительства РФ, а также акты высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 4) акты министерств и ведомств РФ, в том числе упраздненного Минтруда РФ, акты отраслевых и функциональных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 5) правовые акты органов муниципальной власти и местного самоуправления; 6) локальные нормативные акты. Законы Законы как источники трудового права России по органам их принятия и юридической силе можно классифицировать на следующие три группы: 1) федеральные конституционные законы; 2) федеральные законы; 3) законы субъектов Российской Федерации. Особое место среди конституционных законов принадлежит Конституции Российской Федерации и Декларации прав и свобод человека и гражданина. Главенствующая роль этих актов среди всех других источников трудового права вызвана тем, что они обладают юридическим верховенством над всеми иными источниками трудового права, а также тем, что их содержание предусматривает фундаментальные трудовые права и свободы человека и гражданина, определяющие смысл, содержание и применение всего трудового права. К числу важнейших федеральных законов о труде относится Трудовой кодекс Российской Федерации, который был принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г. и введен в действие с 1 февраля 2002 г. (ст. 420 ТК РФ). Помимо Трудового кодекса, на уровне Российской Федерации действует ряд других федеральных законов, посвященных регулированию социально-трудовых отношений. За годы реформ были приняты новые законы, такие как: - Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации»; - Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях»; - Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»; - ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»; - ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»; - ФЗ «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы»; - ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»; - ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»; - ФЗ «Об объединениях работодателей». К числу законодательных актов, регулирующих трудовые отношения в России, относятся и законы субъектов Российской Федерации. Но далеко не все регионы активны в области законотворчества, касающегося сферы социально-трудовых отношений, хотя есть и такие, которые приняли (например, Республика Башкортостан), свой Трудовой кодекс. Указы Президента РФ. Следующую ступень в иерархии нормативных источников правового регулирования социально-трудовых отношений занимают нормативные указы Президента Российской Федерации, которые после федеральных законов обладают высшей юридической силой среди всех нормативных актов. Примером таких источников трудового права могут служить Указ Президента РФ «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой», который предусмотрел особые требования к содержанию трудового договора, заключаемого с руководителями федеральных государственных предприятий. Подзаконные нормативные правовые акты. На всех остальных уровнях иерархии источников нормативного регулирования располагаются подзаконные нормативные правовые акты, высшей юридической силой среди которых обладают Постановления Правительства России. В качестве примеров такого рода актов можно привести Постановления Правительства: - «О дифференциации в условиях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки»; - «Об утверждении Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве» и многие другие. Министерства, ведомства и комитеты Российской Федерации издают административные акты по вопросам, отнесенным к их компетенции, и, в частности, по вопросам регулирования отношений, относящихся к предмету трудового права. Эти акты обычно распространяются только на работников соответствующих отраслей. В то же время акты некоторых министерств и ведомств, например, таких как Министерство здравоохранения РФ, Федеральная служба занятости РФ, а в недавнем прошлом - Федеральная миграционная служба и Министерство труда и социальной защиты населения РФ, могут носить межотраслевой характер. В пределах своей компетенции документы, содержащие нормы трудового права, могут принимать также органы местного самоуправления (городские думы, администрации, мэрии, сельсоветы и т. п.). Такие источники трудового права действуют только на территории соответствующего муниципалитета. Локальные нормативные акты занимают низшую ступень в системе нормативных источников правового регулирования социально-трудовых отношений. К числу локальных нормативных актов относятся правила внутреннего трудового распорядка конкретной организации, положения о премировании, о вознаграждении по итогам работы организации за год, о доплатах и надбавках, поощрительных и дополнительных отпусках, графики сменности, графики отпусков, должностные инструкции, тарифные характеристики и пр.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ БИЛЕТОВ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ
ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА У РУКОВОДИТЕЛЕЙ
И СПЕЦИАЛИСТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ
Билет № 1
1. Какие нормативные правовые акты регулируют трудовые и иные, связанные с ними отношения?
Регулирование трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс);
Иными федеральными законами;
Указами Президента Российской Федерации;
Постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
Конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
Актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
^ Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать Кодексу.
Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Кодексу и иным федеральным законам.
Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и т. д.
В случае противоречий между Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Кодекс.
Работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.
Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.
Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем.
Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):
Военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы;
Членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (кроме лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);
Лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера;
Других лиц, если это установлено федеральным законом.
Литература
Трудовой кодекс Российской Федерации (статьи 5-11).^ 2. Законодательные и иные нормативные правовые акты, устанавливающие порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве.
Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве регулируется Кодексом. Статьей 229 Кодекса предусмотрено, что порядок расследования несчастных случаев на производстве, учитывающий особенности отдельных отраслей и организаций, а также формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве, утверждают в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Расследование и учет несчастных случаев на производстве осуществляется на основании «Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» (далее - Положение), утвержденного Минтрудом России, которое устанавливает с учетом статей 227-231 Кодекса и особенностей отдельных отраслей и организаций обязательные требования но организации и проведению расследования, оформлению и учету несчастных случаев на производстве, происходящих в организациях и у работодателей - физических лиц с различными категориями работников (граждан).
В Положении есть ссылки на соответствующие статьи Кодекса, поэтому при расследовании и учете несчастных случаев на производстве необходимо пользоваться Положением и Кодексом. Следует иметь в виду, что Положение ни в коем случае не подменяет Кодекс, оно лишь уточняет правовые нормы отдельных его статей: эти два законодательных и нормативно-правовых акта взаимосвязаны.
Формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, следующие:
Извещение о групповом несчастном случае (тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом);
акты о несчастном случае на производстве формы Н-1 и Н-1ПС;
акт о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом);
Протокол опроса пострадавшего при несчастном случае (очевидца несчастного случая, должностного лица);
Протокол осмотра места происшедшего несчастного случая;
Сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах;
Журнал регистрации несчастных случаев на производстве;
Медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести.
Литература
Трудовой кодекс Российской Федерации.
«Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях». В приложениях приведены формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, утвержденные постановлением Минтруда России 24.10.2002 г. № 73 и введенные в действие с 1 января 2003 г.
Приказ Минздравсоцразвития России от 15 апреля 2005 г. № 275 «О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве».
По статистическим данным, треть выявленных у работников профессиональных заболеваний связана с воздействием вибрации и шума.
Воздействие опасной вибрации на работников, главным образом, включает:
Вибрацию, проходящую через все тело (общую), - тело находится на вибрирующей поверхности, что бывает при всех видах транспортировки и при работе вблизи вибрирующих промышленных механизмов;
Вибрацию, передающуюся через руки (локальную), - поступает к телу через руки и вызвана различными процессами, при которых вибрирующие инструменты или обрабатываемые изделия сжимаются либо удерживаются руками или пальцами.
Для предотвращения неблагоприятных эффектов, оказываемых вибрацией на работников, работодатели должны определить источники вибрации, и найти нуги уменьшения пределов неблагоприятных воздействий.
Следует регулярно проводить профилактику вибрирующих механизмов и инструментов ввиду опасности усиления вибрации при сочетании всех изношенных подшипников, разбалансированных осей и вращающихся частей, потерянных болтов, сломанных зубьев редукторов, затупившихся режущих поверхностей и старой смазки.
При приеме на работу должен проводиться медицинский осмотр для выявления лиц, страдающих синдромом «дрожания рук» непроизводственного происхождения или синдромом «поведения пальцев», вызываемого вибрацией, приобретенным в результате предыдущей работы. Работники, у которых выявлены эти симптомы, не могут быть допущены к работе, связанной с вибрацией.
Работодатели должны обеспечить обучение и информирование работников, подвергающихся воздействию сильной вибрации, об опасностях длительного использования вибрирующих инструментов.
Если работник подвергается вибрации, передающейся через руки, то он должен периодически проходить медицинское освидетельствование.
^ Комплекс профилактических мероприятий включает: гигиеническое нормирование, организационно-технические и лечебно-профилактические меры. Наиболее действенным средством защиты человека от вибрации является устранение непосредственного контакта с вибрирующим оборудованием. Осуществляется это путем применения дистанционного управления, промышленных роботов, автоматизации технологических операций.
В комплексе мероприятий по снижению неблагоприятного действия вибрации на организм человека важная роль отводится режимам труда и отдыха. Суммарное время контакта с вибрацией в течение смены должно быть ограничено в соответствии с величиной превышения нормативного уровня. Рекомендуется устанавливать регламентированные перерывы для активного отдыха, проведения физиотерапевтических процедур и т. д.: 1-й - продолжительностью 20 мин (через 1-2 ч после начала смены) и 2-й - 30 мин (через 2 ч после обеденного перерыва, который должен длиться не менее 40 мин). При работе с вибрирующим оборудованием продолжительность одноразового непрерывного воздействия вибрации не должна превышать 10-15 мин.
В целях профилактики неблагоприятного воздействия локальной иобщей вибрации работникам следует использовать средства индивидуальной защиты: рукавицы или перчатки, коврики, обувь, подметки и наколенники. Среди лечебно-профилактических мероприятий важное место отводится ранней диагностике заболеваний и активной дифференцированной диспансеризации работников виброопасных профессий. Диспансеризация предусматривает предупреждение возникновения (первичная профилактика), прогрессирования (вторичная профилактика) вибрационной болезни, а также заболеваний непрофессионального характера.
К медико-биологическим и общеоздоровительным мероприятиям профилактики вибрационной патологии относятся:
Тепловые процедуры для рук в виде гидропроцедур (ванночки) или сухого воздушного обогрева;
Взаимомассаж и самомассаж рук и плечевого пояса;
Производственная гимнастика;
Ультрафиолетовое облучение;
Витаминопрофилактика идругие мероприятия общеукрепляющего характера.
В организациях должны быть разработаны конкретные комплексы медико-биологических профилактических мероприятий с учетом характера воздействующей вибрации и сопутствующих факторов производственной среды.
Литература
Инструкция МОТ «Факторы окружающей среды нарабочем месте», Женева, 2001 г.
СН 2.2.4/2.1.8.566-96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданиях».
СанПиН 2.2.2.540-96 «Гигиенические требования к ручным инструментам и организации работ».
Суворов Г., Прокопенко Л. «Вибрация и защита от нее» - М., изд. журнала «Охрана труда и социальное страхование», 2001г.
Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить следующие инструктажи по охране труда: вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой.
Проведение всех видов инструктажей регистрируется всоответствующих журналах (в установленных случаях - в наряде-допуске напроизводство работ) с подписями инструктируемого и инструктирующего, а также датой их проведения.
Конкретный порядок, условия,сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда работников отдельных отраслей и организаций регулируются соответствующими отраслевыми, межотраслевыми и локальными нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда.
Литература
ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.
Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций. Утвержден постановлением Минтруда России 13.01.2003 г. № 1/29, зарегистрированным в Минюсте России 12.02.2003 г. № 4209.
Производственный контроль за безопасной эксплуатацией кранов должен осуществляться в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте.
Руководители организаций и индивидуальные предприниматели - владельцы кранов, грузозахватных приспособлений, крановых путей, а также руководители организаций и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие краны, обязаны:
Назначить инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары; инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии; лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами;
Установить порядок периодических осмотров, технических обслуживании и ремонтов, обеспечивающих содержание кранов, крановых путей, грузозахватных приспособлений и тары в исправном состоянии;
Установить требуемый Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 (далее - Правила) порядок обучения и периодической проверки знаний у персонала, обслуживающего краны, а также проверки знаний Правил у ответственных специалистов;
Разработать должностные инструкции для ответственных специалистов и производственные инструкции для обслуживающего персонала, журналы, проекты производства работ, технологические карты, технические условия на погрузку и разгрузку, схемы строповки, складирования грузов и другие регламенты по безопасной эксплуатации кранов;
Обеспечить ответственных специалистов правилами безопасности, должностными инструкциями и руководящими указаниями по безопасной эксплуатации кранов, а обслуживающий персонал - производственными инструкциями;
Обеспечить выполнение ответственными специалистами Правил, должностных инструкций, а обслуживающим персоналом - производственных инструкций.
Владелец назначает инженерно-технических работников после обученияи проверки знания ими Правил; должностных инструкций для ответственных специалистов и производственных инструкций для обслуживающего персонала. Проверку проводит экзаменационная комиссия (с участием инспектора Ростехнадзора) и выдает им соответствующее удостоверение.
Численность службы надзора и ее структура определяются владельцем, с учетом количества кранов и условий их эксплуатации, и письменно согласовываются с органами Ростехнадзора.
В каждом цехе, на строительной площадке или другом участке работы кранов, в каждой смене должно быть назначено приказом лицо, ответственное за безопасное производство работ, из числа мастеров, прорабов, начальников цехов, участков. На складах материалов и других участках работы в качестве лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, по согласованию с Ростехнадзором, могут быть назначены заведующие складами, бригадиры. Назначение указанных работников в качестве лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, производится после обучения и проверки знания ими соответствующих разделов Правил, должностной инструкции, производственных инструкций для крановщиков и стропальщиков. Проверку знаний проводит экзаменационная комиссия (с участием инспектора Ростехнадзора).
Для организаций с малым числом кранов (до трех регистрируемых кранов), на которых не могут быть назначены все ответственные специалисты, по согласованию с Ростехнадзором, выполнение обязанностей инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, и лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, может возлагаться на одного инженерно-технического работника или (по договору) на специалиста инженерного центра.
В тех случаях, когда владелец кранов не имеет возможности назначить ответственных специалистов, предусмотренных Правилами, допускается, по согласованию с Ростехнадзором, возлагать их обязанности на работников специализированной организации или на специалиста инженерного центра.
Периодическая проверка знаний инженерно-технических работников, после их обучения, должна проводиться не реже одного раза в три года, комиссией организации или учебной организацией (с участием инспектора Ростехнадзора).
Для управления кранами и их обслуживания владелец обязан назначить крановщиков, их помощников, слесарей и наладчиков приборов безопасности, а для обслуживания кранов с электрическим приводом, кроме того, и электромонтеров.
Литература
Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00.
Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 № 263).
В обязанности ответственного за электрохозяйство входит:
Организация разработки и ведения необходимой документации по вопросам организации эксплуатации электроустановок;
Организация обучения, инструктирования и проверки знаний, а также допуск к самостоятельной работе электротехнического персонала;
Организация безопасного проведения всех видов работ в электроустановках, в том числе с участием командированного персонала;
Контроль за наличием, своевременностью проверки и испытания средств защиты в электроустановках, средств пожаротушения и инструмента;
Обеспечение установленного порядка допуска в эксплуатацию и подключения новых и реконструированных электроустановок;
Организация оперативного обслуживания электроустановок и ликвидация аварийных ситуаций;
Обеспечение проверки соответствия схем электроснабжения фактическим эксплуатационным, с отметкой на них о проверке (не реже одного раза в два года), пересмотр инструкций и схем (не реже одного раза в три года) и повышение квалификации электротехнического персонала (не реже одного раза в пять лет);
Контроль за правильностью допуска персонала строительно-монтажных и специализированных организаций к работам в действующих электроустановках и в охранной зоне линий электропередачи.
Кроме того, в обязанности лица, ответственного за электрохозяйство, входит обеспечение своевременного и качественного выполнения технического обслуживания, планово-предупредительных ремонтов и профилактических испытаний электроустановок; организация проведения расчетов потребности электрической энергии, осуществление контроля за ее расходованием; участие в разработке и внедрении мероприятий по рациональному потреблению электрической энергии и обеспечение контроля замеров показателей качества электрической энергии (не реже одного раза в два года).
В инструкции ответственного за электрохозяйство должны быть указаны его права и ответственность, которые вытекают из его обязанностей.
Литература
Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (изд. 6-е).
^ 7. Требования безопасности при обращении с ацетиленом и сжиженным газом.
Сжиженные газы - смеси, состоящие в основном из пропана, бутана, бутилена, этана, этилена, пентана и метана. В обычных условиях (при атмосферном давлении и температуре 20°С) эти смеси находятся в газообразном состоянии. При понижении температуры или повышении давления смеси превращаются в жидкость. На строительно-монтажных работах обычно применяют смесь пропана и бутана. Количество пропана в смеси колеблется от 30% (летом) до 70% (зимой). Это связано с тем, что температура испарения пропана ниже, чем бутана.
При использовании пропан-бутановой смеси (при температуре ниже 0°С) необходимо применять специальный испаритель, так как сама смесь не испаряется. При температуре окружающего воздуха до 5°С баллоны с пропан-бутаном можно слегка наклонить, чтобы увеличить площадь испарения, но не следует допускать затекания жидкости в вентиль.
При интенсивном отборе газа или понижении температуры пропан-бутановой смеси жидкость не успевает испариться, поэтому возможно создание разряжения в шланге горючего газа и поступление в него жидкости из баллона.
Пользуясь сжиженными газами, следует учитывать, что онибыстро испаряются при атмосферном давлении и охлаждаются до очень низких температур. При неосторожном обращении с ними можно получить «холодный ожог», поэтому применяют соответствующие средства индивидуальной защиты (перчатки).
Пропан-бутановую смесь доставляют вбаллонах емкостью 40 и 50 л в сжиженном состоянии. Баллон окрашивается в красный цвет, белыми буквами наносится надпись «пропан».
Вентили для пропан-бутановой смеси изготавливаются из латуни с левой резьбой на отводящем штуцере. На вентиле предусмотрена предохранительная мембрана, которая разрывается, если давление в баллоне выше допустимого.
Особенно взрывоопасны малые концентрации пропан-бутановой смеси с воздухом, поэтому требуется тщательная вентиляция помещений, где возможно скопление этой смеси.
Заполняется баллон жидкой смесью наполовину, так как при нагревании в баллоне повышается давление, что может привести к его разрушению и последующему взрыву.
Сжиженные газы имеют удельный вес значительно выше удельного веса кислорода. Утечки газов в плохо вентилируемых помещениях могут привести к созданию взрывопожароопасных смесей и к вытеснению кислорода из воздуха.
Запрещается производить газовую сварку, резку и другие виды газопламенной обработки металлов с применением сжиженных газов в цокольных и подвальных помещениях, а также в колодцах, шахтах и других подземных сооружениях.
Баллоны с сжиженными газами следует устанавливать в вертикальном положении, чтобы исключить попадание жидкости в шланг, а горелки и резаки - периодически прочищать латунной иглой (соответствующего диаметра) для избежания обратного удара пламени.
Газовые баллоны и редукторы должны быть окрашены в красный цвет.
Ацетилен - бесцветный газ со слабым эфирным запахом, легче воздуха. Обычно в нем содержатся различные примеси фосфина, сероводорода и аммиака, что придает ему специфический запах.
Утечка ацетилена может привести к пожару или взрыву. Особенно взрывоопасны смеси при малом содержании ацетилена в воздухе (от 7 до 13% по объему). Ацетилен с воздухом может образовать взрывчатую смесь.
В сухую погоду ацетилен собирается в верхней части помещений, так как он легче воздуха. Но ацетилен способен растворяться во влажном воздухе, вследствие чего становится тяжелее и оседает внизу. Он получил большое распространение на строительно-монтажных работах как горючий газ. Прочие газы и горючие жидкости служат его заменителями, так как только ацетилен может дать самую высокую температуру пламени.
Следует соблюдать осторожность при работе с ацетиленом. Его соприкосновение с хлором или фтором может привести к взрыву, а при некоторых условиях он способен вступать в реакцию с медью, серебром и ртутью с образованием соединений, которые в сухом состоянии (при повышении температуры, трении или ударе) быстро разлагаются. Поэтому запрещается использование труб, вентилей, резервуаров и соединений из меди или ее сплавов (бронзы и латуни), которые содержат более 65% меди. По этой же причине запрещается применение медных деталей при соединении ацетиленовых шлангов. Использование в таких случаях сталей соответствующих марок безопасно.
Литература
Межотраслевые правила по охране труда при электро- и газосварочных работах ПОТ РМ 020-2001.
Пушин В. Пособие для изучения Межотраслевых правил по охране труда при электро- и газосварочных работах ПОТ РМ 020-2001. - М., изд-во «Энергосервис», 2003 г.
^ 8. Гигиенические критерии и классификация условий труда по степени вредности и опасности.
Гигиенические критерии - это показатели, позволяющие оценить степень отклонений параметров производственной среды и трудового процесса от действующих гигиенических нормативов. Классификация условий труда основана на принципе дифференциации указанных отклонений.
Работа в условиях превышения гигиенических нормативов является нарушением законодательства Российской Федерации.
В тех случаях, когда по обоснованным технологическим причинам работодатель не может в полном объеме обеспечить соблюдение гигиенических нормативов на рабочих местах, органы и организации государственного санитарного надзора, рассмотрев необходимые документы, могут разрешить работу в этих условиях при обязательном использовании средств индивидуальной защиты и при ограничении времени воздействия на работающих вредных производственных факторов («защита временем»).
При этом каждый работник должен получить полную информацию об условиях труда, степени их вредности, возможных неблагоприятных последствиях для здоровья, необходимых средствах индивидуальной защиты, режимах труда и отдыха, медико-профилактических мероприятиях, мерах по сокращению времени контакта с вредным фактором. Одновременно учреждения госсанэпидслужбы требуют от организации разработки перспективного плана мероприятий по нормализации условий труда.
^ Гигиенические нормативы, условий труда (ПДК, ПДУ) - уровни вредных производственных факторов, которые при ежедневной (кроме выходных) работе, но не более 40 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. Соблюдение гигиенических нормативов не исключает нарушение состояния здоровья у лиц с повышенной чувствительностью.
Гигиенические нормативы обоснованы с учетом 8-часовой рабочей смены. При большей длительности смены в каждом конкретном случае возможность работы должна быть согласована с органами и организациями государственного санитарного надзора.
Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
Литература
Руководство Р 2.2.755-99 «Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса».^ 9. Учет вины застрахованного при определении размера ежемесячных страховых выплат.
Если при расследовании страхового случая комиссией по расследованию страхового случая установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, размер ежемесячных страховых выплат может уменьшаться соответственно степени вины застрахованного, но не более чем на 25%. Степень вины застрахованного устанавливается комиссией по расследованию страхового случая (в процентах) и указывается в акте о несчастном случае на производстве или в акте о профессиональном заболевании.
При определении степени вины застрахованного рассматривается заключение профсоюзного комитета или иного уполномоченного застрахованным представительного органа.
Размер ежемесячных страховых выплат, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.98 г. №125-ФЗ, не может быть уменьшен в случае смерти застрахованного.
При наступлении страховых случаев, подтвержденных в установленном порядке, отказ в возмещении вреда не допускается.
Вред, возникший вследствие умысла застрахованного, подтвержденного заключением правоохранительных органов, возмещению не подлежит.
Литература
Федеральный закон от 24.07.98 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (ст. 14).Современный период развития локального регулирования трудовых отношений характеризуется тем, что роль и значение локальных нормативных актов как источников трудового права возрастает. Однако ввиду отсутствия четкого определения локальных нормативных актов, разработанных компетентными органами государства, их место в системе источников трудового права вызывает неоднозначные толкования. В данной статье будут рассмотрены локальные нормативные акты и коллективный договор как локальный акт регулирования трудовых правоотношений с целью определения их значения как источников трудового права.
Термин «локальный» означает «местный, не выходящий за определенные пределы»; «местный, свойственный только определенному месту, не выходящий за определенные пределы» .
Одним из первых понятие «локальный нормативный акт» использовал Н.Г. Александров в 1948 г. в монографии «Трудовые правоотношения» . Именно этим автором в 1966 году было введено в научный оборот понятие «локальный нормативный акт» . Однако введение в научный оборот термина «локальный нормативный акт» не решило проблему однозначности его толкования.
А.М. Алиев определяет локальную норму права как «…Правило поведения, действующее на предприятии (вне зависимости от организационно-правовой формы, ведомственной принадлежности, а также формы собственности), принимаемое органами управления, направленное на регулирование внутриорганизационных правоотношений и имеющее подзаконный характер» . П.Т. Подвысоцкий полагает: «…Локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, являются лишь те, которые регулируют трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, складывающиеся в данной конкретной организации» .
Как представляется, именно различные дефиниции локального нормативного акта приводят к размыванию значения локальных нормативных актов как источников трудового права. Кроме того, родовое понятие всех актов, содержащих нормы трудового права, - «нормативные правовые акты».
Для правового регулирования трудовых отношений определяющее значение имеет Трудовой кодекс РФ. В ст. 5 ТК РФ лишь закреплено понятие «локальный нормативный акт» (но нет его дефиниции), определена его юридическая сила, место в системе правовых актов: «Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права» . В соответствии с действующей теоретической концепцией Трудовой Кодекс РФ провел разграничение видов локальных источников трудового права – локальный нормативный правовой акт (ст. 8 ТК РФ) и коллективный договор (ст. 40 ТК РФ).
Коллективный договор Трудовой Кодекс РФ определяет как «правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей» (ст. 40 ТК РФ), содержание и структура которого определяются сторонами (ст. 41 ТК РФ).
В Трудовом Кодексе РФ закрепляется, что в отличие от коллективных договоров локальные нормативные акты принимаются работодателем с учетом мнения или по согласованию с представительным органом работников (ст. 8 ТК РФ). В Трудовом Кодексе РФ определяются не только отдельные виды указанных актов (например, «правила внутреннего трудового распорядка», «график сменности», «график отпусков», «график работы на вахте», «устав вуза» и др.), их структура, содержание и порядок принятия, но и подчеркивается их правовой характер.
Это важно для реализации одной из основных задач трудового законодательства - создания необходимых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства. В этой связи важнейшими принципами правового регулирования трудовых отношений законом выделены сочетание государственного и договорного регулирования в этой сфере и социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей и их объединений в договорном регулировании (ст. 2 ТК РФ). Именно исходя из этого принципа, локальное нормативное регулирование осуществляется посредством различных по характеру локальных актов.
ТК РФ выделяет два самостоятельных вида таких актов - коллективные договоры и локальные нормативные акты. Таким образом, нормативный акт и нормативный договор – самостоятельные формы (источники) права.
Значение локальных нормативных актов как источников права заключается, прежде всего, в том, что в них получают регламентацию закрепленные законодательно основные положения трудовых отношений. При этом законодатель подчеркивает правовой, государственно-властный характер локальных актов, который проявляется и в их государственной защите.
Особенностью локальных нормативных актов является и то, что они носят самостоятельный характер, так как они не просто формально дублируют нормативные акты государства, а могут содержать и собственные нормативные положения. Однако положения локальных нормативных актов не могут ухудшать положение работника по сравнению с действующим трудовым законодательством и нормами об охране труда. В частности, локальными актами условия оплаты труда не могут быть ухудшены по сравнению с установленными Трудовым Кодексом РФ, законами и иными нормативными правовыми актами (ст. 135 ТК РФ), запрещается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (ст. 192 ТК РФ) и т. д. Такие акты в соответствии со ст. 8 Трудового Кодекса РФ «не подлежат применению».
Таким образом, локальные нормативные акты как источники трудового права носят подзаконный характер. Следует отметить, однако, что реализация законодательных предписаний, являющихся, как правило, основой создания локальных норм, нередко в соответствии с Трудовым Кодексом РФ возможна только при наличии локальной нормы. В частности, только с помощью локальных предписаний могут быть произведены выплаты, связанные с работой в ночное время (ст. 154 ТК РФ), по совмещению профессий (должностей) (ст. 151 ТК РФ), во вредных, опасных и иных особых условиях труда (ст. 147 ТК РФ) и т. д.
Однако есть нормы труда, которые выведены из сферы централизованного регулирования предписаниями кодекса, и зависят только от работодателя. Это, например, нормы выработки, времени, обслуживания, на базе которых устанавливается вознаграждение за труд. Управомоченный характер этих локальных норм играет важную роль в процессе правового регулирования трудовых отношений.
Кроме указанных особенностей следует отметить ограниченную сферу распространения локальных нормативных актов и круг субъектов, ее осуществляющих. Регулирование трудовых отношений на локальном уровне - это уникальная по предметной направленности сфера общественных отношений, в которой локальные нормативные акты трудового права выступают удобным инструментом в регулировании отношений в сфере труда, способствуют повышению эффективности правового регулирования исходя из потребностей конкретного работодателя в пределах отдельной организации.
Вместе с тем, анализ положений Трудового кодекса РФ позволяет заключить, что в сфере регулирования трудовых отношений велика роль договорного, децентрализованного регулирования, основанного на диспозитивном методе регуляции.
Коллективные договоры являются особыми источниками трудового права, выделяются в отдельный вид локального регулирования, не сводимый к локальным нормативным актам, т. к. имеют другую правовую природу. В них закрепляются правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и, кроме того, таких источников в других отраслях права не имеется.
Приоритет коллективного договора в ТК РФ фактически сводит локальное регулирование условий труда к коллективно-договорному методу посредством противопоставления коллективного договора иным локальным актам или через их поглощение коллективным договором .
Законодатель прямо указывает, что договорное регулирование имеет место на всех уровнях правового регулирования: общие принципы регулирования социально-трудовых отношений устанавливаются соглашениями, заключаемыми между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях.
Значение локальных нормативных актов о труде как источников права не вызывает сомнений. Локальные нормативные акты о труде содержат общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение, распространяющие свое действие на неограниченный круг лиц в пределах отдельной организации и имеющие самостоятельное регулирующее значение.
Функции локального регулирования в трудовом праве подчеркивают специфику, присущую задачам правового регулирования социально-трудовых отношений, выражающихся в воздействии на поведение работников и работодателя в процессе договорного труда.
Субъектам предоставляется возможность самим влиять на социально-трудовые отношения, определять по соглашению сторон или работодателем в одностороннем порядке содержание локальных норм трудового права, что способствует разумному сочетанию интересов работников, работодателей и государства.
Вышеупомянутое позволяет сделать вывод о том, что локальные нормативные акты как источники трудового права выступают важным источником трудового права, имеющим правовой, государственно-властный характер, ограниченную сферу распространения, объединяющим специфический круг субъектов трудовых правоотношений. Между тем коллективные договоры как источники права, выступая локальным актом, играют существенную роль в договорном регулировании отношений в сфере труда.
Список литературы:
- Алиев А.М. Теоретические проблемы локального правового регулирования в современном российском праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2001.
- Кленов Е., Малов В. Советское трудовое право: Учеб. / Под ред. Н.Г. Александрова. - М.: Юридическая литература. – 1966.
- Коробкина В.А., Шабуров А.С. Механизм локального правового регулирования трудовых отношений в России: Монография. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2010.
- Толковый словарь русского языка. / Под ред. Д.Н.Ушакова. - М. - 2000. Т. 2.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) ст. 5. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (Дата обращения 07.04.2017).
- Хныкин Г.В. Локальные нормативные акты трудового права. – Иваново: Изд.-во Иван. гос. ун-т. - 2004.
- Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
- Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
- Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
- Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
- Современный этап развития человечества
- Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
- Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение