Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Особенность экологического законодательства заключается в регулировании. Экологическое законодательство современной россии. Методы правового регулирования

    Особенность экологического законодательства заключается в регулировании. Экологическое законодательство современной россии. Методы правового регулирования

    Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов представляют собой сложную и многоплановую проблему. Решение ее сопряжено с регулированием взаимоотношений человека и природы, подчинением их определенной системе законоположений, инструкций и правил. В нашей стране такая система установлена в законодательном порядке.

    Правовая охрана природы представляет собой совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в результате их реализации правоотношений, направленных на выполнение мероприятий по сохранению естественной среды, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей человека жизненной среды в интересах настоящего и будущих поколений. Это система государственных мероприятий, закрепленных в праве и направленных на сохранение, восстановление и улучшение благоприятных условий, необходимых для жизни людей и развития материального производства.

    В систему правовой охраны природы России входят четыре группы юридических мероприятий:

    1) правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов;

    2) организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий;

    3) государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы;

    4) юридическая ответственность правонарушителей.

    В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда - объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.

    Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К ним относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации. Наконец, в числе источников экологического права большое место занимают международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права.

    В результате последней кодификации сложилась система экологического законодательства, в основе которой находятся три основополагающих нормативных акта: Декларация Первого съезда народных депутатов РСФСР о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (1990 г.), Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.) и Конституция Российской Федерации, принятая в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 г.

    Система экологического законодательства, руководствующаяся идеями основополагающих конституционных актов, включает две подсистемы: природоохранное и природоресурсное законодательство.

    В природоохранное законодательство входят Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.

    В подсистему природоресурсного законодательства входят: Земельный кодекс РФ, Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 "О недрах", Основы лесного законодательства РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ "О животном мире", а также другие законодательные и нормативные акты.

    В Конституции РФ отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка. Конституция РФ вводит в научный оборот определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.

    Центральное место среди экологических норм Конститу-дии РФ занимает ч. 1 ст. 9, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

    В Конституции РФ есть две очень важные нормы, одна из которых (ст. 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, а другая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ч. 2 ст. 9). Первая касается биологических начал человека, вторая - его материальных основ существования.

    Конституция РФ также оформляет организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Согласно ст. 72 пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации.

    По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам. Положение Конституции РФ конкретизируется в источниках экологического права.

    Федеральный закон "Об охране окружающей среды" определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

    В 16 главах Закона закрепляются следующие правовые положения:

    Основы управления в области охраны окружающей среды;

    Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;

    Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;

    Нормирование в области охраны окружающей среды;

    Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;

    Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности;

    Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;

    Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);

    Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);

    Научные исследования в области охраны окружающей среды;

    Основы формирования экологической культуры;

    Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

    Охрана здоровья и обеспечение благополучия человека - конечная цель охраны окружающей природной среды. Поэтому в законодательных актах, направленных на охрану здоровья граждан, экологические требования занимают ведущее место. В этом смысле источником экологического права служит Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Он регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды - производственной, бытовой, природной. Экологические требования, выраженные в статьях Закона, одновременно являются и источниками экологического права. Например, на охрану здоровья и окружающей природной среды направлены нормы ст. 18 Закона о захоронении, переработке, обезвреживании и утилизации производственных и бытовых отходов и т. д.

    Другим источником экологического права служат Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1. В целом они относятся к источникам административного права, так как регулируют административные отношения. Однако в них есть нормы, обеспечивающие экологические права граждан. Так, ст. 28 закрепляет права граждан на охрану здоровья в экологически неблагополучных районах.

    Эти два больших закона комплексной подсистемы экологического законодательства составляют основу для охраны окружающей природной среды и обеспечения экологического законодательства.

    Правовые нормы по охране природы и рациональному природопользованию содержатся и в других актах природо-ресурсного законодательства России. К ним относятся Основы лесного законодательства РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон "О животном мире" и др.

    Круг экологических вопросов, по которым могут издаваться указы и распоряжения Президента РФ, практически не ограничен. В их числе следует назвать Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 238 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития".

    На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, отвечая также за их исполнение. Постановление Правительства РФ также является нормативно-правовым актом. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

    Постановления Правительства РФ по вопросам экологии можно разбить на три группы.

    К первой группе относятся те, которые принимаются во исполнение закона для конкретизации отдельных положений.

    Вторая группа постановлений предназначена для определения компетенции органов управления и контроля.

    Третья группа постановлений включает нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулирования экологических отношений.

    Природоохранительные министерства и ведомства наделяются правом издавать нормативные акты в рамках своей компетенции. Они предназначены для обязательного исполнения другими министерствами и ведомствами, физическими и юридическими лицами.

    Немаловажную роль играют нормативные правила - санитарные, строительные, технико-экономические, технологические и т. д. К ним относятся нормативы качества окружающей среды: нормы допустимой радиации, уровня шума, вибрации и т. д. Эти нормативы представляют собой технические правила, и в этом виде они не рассматриваются как источники права. Ведомственные нормативные акты могут быть отменены Правительством РФ, если они противоречат закону. Акты вступают в силу только после регистрации в Министерстве юстиции и публикации в газете "Российские вести". Согласно Конституции РФ субъекты Федерации также вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. Нормотворческой деятельностью вправе заниматься представительные и исполнительные органы власти республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

    Сфера компетенции субъектов Федерации определяется отраслевыми законодательными актами: по землепользованию - Земельным кодексом РФ, по недрам - Законом РФ "О недрах", водопользованию - Водным кодексом РФ, по использованию животного мира - Федеральным законом "О животном мире", по окружающей природной среде - Федеральным законом "Об охране окружающей среды". В основе такого разделения правового регулирования лежит отношение к природным ресурсам. Порядок отнесения природных ресурсов к федеральным или иным регулируется Указом Президента РФ о федеральных ресурсах. Конституция РФ (ст. 76) устанавливает- законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В случае наличия противоречия между нормативными актами субъектов Федерации и статьями федеральных законов первые подлежат отмене указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ. Помимо специальных нормативно-правовых актов экологического содержания в последние годы широко используется экологизация нормативных актов, регулирующих экономическую, хозяйственную и административную деятельность предприятий. Под экологизацией понимают внедрение экологических требований в нормативно-правовые акты неэкологического содержания. Необходимость такого процесса объясняется тем, что экологические законы не всегда могут напрямую касаться хозяйствующих субъектов, занятых в различной сфере производства.

    Так, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" (ст. 7) дает право потребителю требовать, чтобы товары были безопасны для его жизни. Он также дает право органам управления на приостановление реализации товаров, если создается угроза здоровью граждан либо состоянию окружающей среды В законах о местном самоуправлении, налогообложении юридических лиц отражены различные льготы за снижение выбросов, использование чистых технологий и т. д.

    Подводя итоги рассмотрения данной темы, следует отметить, что развитие нашего общества, научно-технический прогресс создают новые экологические проблемы, связанные с охраной окружающей природной среды и рациональным использованием ее ресурсов. Меняются техника, технология, условия жизни человека, требующие новых законов по охране природы. Поэтому развитие эколого-правовых норм - процесс непрерывный и неизбежный.

    Экологическое законодательствокомплексная отрасль законодательства, представляющая собой систему законодательных актов, регулирующих общественные отношения по охране окру­жающей природной среды и обеспечению экологической безопасности, по рациональному использованию и охране природных ресурсов (с целью создания в российском обществе правопо­рядка в сфере осуществления видов экологической деятельности).

    Экологическое законодательство имеет своей целью создание и сохранение правопорядка в сфере экологических отношений как гарантии реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду.

    Для достижения этой цели экологическим законодательством выдвигаются специальные задачи. Но основной задачей экологического законодательства является регулирование конкрет­ных однородных общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы: по охране окружающей среды и природных ресурсов, по обеспечению экологической безопасности, по рациональному использованию природных ресурсов. К важным задачам экологического зако­нодательства относятся преодоление экологического кризиса, ограничение влияния на окружаю­щую природную среду антропогенной деятельности, сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий и др.

    Особо охраняемые природные объекты – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решением органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

    Экологическое законодательство основывается не только на учете социальной оценки природных объектов, их специфики, но и на свойствах и закономерностях существования и разви­тия природы. Это обстоятельство не позволяет рассматривать природоресурсное и природо­охранное законодательства как самостоятельные и независимые друг от друга.

    Современное экологическое законодательство начинает бурно развиваться с начала 1990-х годов и в настоящее время постоянно совершенствуется. Рассматривать систему экологического законо­дательства можно по разным признакам:

    1) по юридической силе и форме – Конституцию, конституционные законы, законы и подза­конные акты, т.е. указы Президента и акты губернаторов, мэров, акты Правительства, ведомст­венные акты;

    2) по территориальному действию – распространяющиеся на все страны; группу стран, терри­торию Российской Федерации в целом и действующие на территории отдельного субъекта РФ или нескольких субъектов РФ, локальные;

    3) по предмету регулирования – устанавливающие правила: а) охраны и использования земель, недр, лесов, вод, животного мира; б) осуществления отдельных видов деятельности (мелиорации земель, биотехнологии и др.); в) функционирования отдельных групп объектов или отраслей народного хозяйства; г) обращения с отдельными видами материалов, веществ, отходов производства и потребления, пестицидов и агрохимикатов;

    4) по виду экологических отношений – а) регулирующие отношения по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности (природоохранительные законода­тельные акты); б) регулирующие отношения по природопользованию (природоресурсные законо­дательные акты).

    При отнесении законодательных актов к системе экологического законодательства необхо­димо учитывать несколько факторов, позволяющих определить принадлежность акта к опреде­ленной отрасли законодательства. К этим факторам относятся:

    1) предмет правового регулирования;

    Эти факторы позволяют выделить из системы экологического законодательства неэколо­гические законы.

    Например, Федеральный закон от 31 июля 1988 г. «О внутренних морских водах, террито­риальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», в основном, содержит правовые нормы, устанавливающие порядок судоходства, обеспечения безопасности Российской Феде­рации. Нормы по природопользованию и охране морской среды и природных ресурсов внутрен­них морских вод и территориального моря сосредоточены в 3-х разделах закона (II, IV и V). Коли­чественный анализ показал, что только 30% правовых норм закона могут быть отнесены в какой-то степени к экологическим. А Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» на 80% состоит из эколого-правовых норм. Содержание закона позволяет отнести его к системе экологического законодательства.

    Все законодательные акты в системе экологического права находятся во взаимосвязи. Так природоохранное законодательство связано с головным актом – законом «Об охране окружающей среды». Например, Закон «Об экологической экспертизе» основывается на положениях Закона «Об охране окружающей среды». Природоресурсные законодательные акты содержат нормы, подчеркивающие связь всех природоресурсных отраслей. Так, в ч. 6 ст. 101, ч. 4 ст. 102 Земельного кодекса есть ссылки на лесное и водное законодательство. В ч. 2 ст. 5 Лесного кодекса устанавли­вается совместное правовое регулирование лесным и земельным законодательством отношений в области использования и охраны земель лесного фонда. Примеры таких взаимосвязей в природо­ресурсных отраслях многочисленны.

    Процесс развития человеческого общества протекал неоднородно и весьма длительно, при этом сопровождаясь масштабным неблагоприятным воздействием человека на окружающую среду. По мере роста прогресса возросла актуальность бережного отношения к природе не только для её сохранения, но и для выживания самого человека. Постепенно появилась необходимость в правом регулировании со стороны государства развивающихся общественных отношений, касающихся охраны окружающей среды и разумного природопользования.

    Замечание 1

    Экологическое право стало самостоятельной отраслью правовой системы, обладающей рядом характерных сущностных проявлений, особенностей, отличающих и выделяющих его в правовой сфере. Среди них следует отметить, прежде всего, сравнительно недавнее существование экологического права (его молодость), интенсивное развитие, наличие объемного и разнородного нормативного материала, а также особую значимость для всего человечества. Эти отличительные черты помогают в раскрытии содержания экологического права и его предназначения, дают понять его роль в прогрессивной правовой системе РФ и в мировой правовой системе в целом.

    Молодость экологического права

    Одной из отличительных черт экологического права является его молодость, сравнительно недавнее становление как отдельной отрасли права. Это произошло во второй половине $XX$ века в связи с обострившейся социально-экологической ситуацией в мире, особенно в послевоенной Европе, с усилением действия антропогенных причин, в первую очередь промышленного производства, подъемом пользования, сменой технологий. В $50$-е годы человечество столкнулось с проявлениями региональных и масштабных упадков и стало осознавать потребность разработки новых концепций, и более того, нового экологического мировоззрения, долею которого является право. С этого времени шаг за шагом и начинает формироваться экологическое право.

    Естественно, отдельные нормы, правовые общности и даже институты, такие как служба редких и исчезающих видов животных, давно существовали, регулировались отдельные стороны каких-либо опасных видов деятельности, причиняющих вред природной среде. Однако в общем смысле все экологические правовые идеи и предписания, отражающие их, носили разрозненный характер. Более того, отсутствовала постановка самой задачи охраны окружающей среды. Составление же экологического права как целостной обособленной системы было завершено в 80-е годы прошлого века.

    Интенсивность развития экологического права

    Другая отличительная особенность экологического права связана с чрезвычайной интенсивностью его становления и развития. Вряд ли возможно привести ещё один пример, когда за два-три десятилетия создается разнообразнейшее и детализированное регулирование, массив разных норм: от охраны редких растений до конституционного права каждого человека на благоприятную окружающую среду, от заповедного дела до ограничений на создание упаковочных материалов.

    В последнее десятилетие $XX$ века была проведена особенно плодотворная законотворческая работа, были приняты десятки законодательных актов на государственном и международном уровнях, среди которых особые экологические законы об экологической экспертизе, радиационной безопасности, генно-инженерной работе, об отходах производства, о применении атомной энергии и многие другие.

    Рисунок 1.

    Помимо быстрого развития экологического права рос и его терминологический аппарат, который оказался весьма специфичным. Почти все акты, особенно подзаконные, ведомственные, насыщены естественно-научной терминологией, в первую очередь отражающей понятия и процессы зоологии, физики, биологии, химии, генетики и прочих наук.

    Объёмность и разнородность нормативного материала

    Существует у экологического права и черта, во многом характерная и для других отраслей права – это объемность нормативного материала и в тоже время его разнородность.

    Массив актов исключительно специального экологического нормотворчества практически необозрим. Каждый из федеральных законов в данной области подкрепляется рядом распоряжений Правительства, десятками, если не сотнями ведомственных актов. Для использования любой нормы УК РФ об экологических правонарушениях при раскрытии бланкетности требуется проработать несколько законов и десятки подзаконных актов. Кроме того, они по собственному содержанию, по видам регулируемого поведения и взаимоотношений чрезвычайно различные. Они касаются и рекультивации территорий, и ограничений на внедрение генно-инженерно-модифицированных растений либо животных для производства продуктов питания либо веществ, которые способствуют возникновению парникового эффекта и гибели тропических лесов и много другого. В данной связи появляются трудности не только с кодификацией, но и с систематизацией экологического законодательства.

    Значимость экологического права

    Глобальность и значимость экологического права в современном мире - наверное, главнейшие его особенности. Вряд ли сейчас найдётся человек, отрицающий это. От степени урегулированности вопросов охраны окружающей среды зависит сама возможность сохранения жизни на Земле, благоприятные условия деятельности человека, надежда на предотвращение катастроф, к примеру, связанных с ростом уровня вод мирового океана, с глобальным потеплением и т. д. Значимость экологического права и его норм подтверждается включением в УК РФ статьи 358 «Экоцид» - правонарушения против мира и человечества.

    Рисунок 2.

    Всё это характеризует и такую особенность экологического права, отразившуюся очень интересным образом на его формировании -взаимозависимость и взаимодополняемость внутреннего государственного и международного регулирования.

    Определенные нормы, правовые идеи, институты появляются прежде на уровне крупного общества либо его отдельной части и после этого переносятся в национальные системы (например, ответственность за загрязнение морской среды), а другие, наоборот, сначала разрабатывались, реализовывались в масштабах законотворческой работы одной страны, а потом не только воспринимались другими государствами, но и приводили к созданию международных конвенций.

    Замечание 2

    Открытость экологического права - главнейшее его свойство. Оно проявляется в открытости для плодотворных коммуникаций, которая обусловлена сущностью социально-природных и социальных взаимодействий, их многоаспектностью, что представляет междисциплинарность исследований. Эта черта оказала огромное влияние на становление экологического права как отрасли интегративного вида с опорой на все существующие направления.

    2) зако-ны и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды;

    3) указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правитель-ства РФ;

    4) нормативные акты министерств и ведомств;

    5) нормативные решения органов местного самоуправления.

    1. Конституция Российской Федерации (1993 г.) провозгла-шает права граждан на землю и другие природные ресурсы, на благоприятную окружающую среду (экологическую безопас-ность), на возмещение ущерба, причиненного его здоровью, на участие в экологических организациях и общественных дви-жениях, на получение информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране. Одновременно Кон-ституция РФ устанавливает обязанности граждан соблюдать требования природоохранного законодательства, принимать участие в охране окружающей природной среды, повышать уровень знаний о природе и экологическую культуру. Консти-туция РФ также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов.

    2. Законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей природной среды.

    Федеральный закон «Об охране окружающей среды » (2002 г.) лежит в основе природоохранного законодательстваРФ. Зада-чами природоохранительного законодательства Российской Федерации являются регулирование отношений в сфере взаи-модействия общества и природы с целью сохранения природ-ных богатств и естественной среды обитания человека, предот-вращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окру-жающей природной среды, укрепления законности и правопо-рядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

    Настоящий закон охватывает все аспекты природопользо-вания и охраны окружающей среды, и нормы других законов в области охраны окружающей среды не должны противоре-чить Конституции РФ и Федеральному закону «Об охране окружающей среды».


    Федеральный закон «Об экологической экспертизе » (1995 г.) регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяй-ственной и иной деятельности на окружающую природную среду и предусматривает в этой части реализацию конститу-ционного права субъектов Российской Федерации на совмес-тное с Российской Федерацией ведение вопросов охраны ок-ружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

    Федеральный закон «Об особо охраняемых природных терри-ториях » (1995 г.) регулирует отношения в области организа-ции, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных при-родных комплексов и объектов, достопримечательных природ-ных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологи-ческого воспитания населения.

    Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха » (1999 г.) устанавливает правовые основы охраны атмосферного возду-ха. Атмосферный воздух является жизненно важным компо-нентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Важнейши-ми общими мероприятиями охраны воздушного бассейна на-званы установление нормативов предельно допустимых кон-центраций (ПДК) и предельно допустимых выбросов (ПДВ), а также платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.

    Федеральный закон «О радиационной безопасности населения » (1995 г.) определяет правовые основы обеспечения радиаци-онной безопасности населения в целях охраны его здоровья. Он провозглашает принцип приоритета здоровья человека и окружающей природной среды при практическом использо-вании и эксплуатации объектов ионизирующих излучений. В случае радиационной аварии закон гарантирует возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан. Законом устанавлива-ется также компенсация за повышенный риск, связанный с проживанием вблизи ядерных и радиационных установок, в виде улучшения социально-бытовых условий населения и др.

    Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.) определяет правовые основы защиты населения, тер-риторий и акваторий при возникновении природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.

    Федеральный закон «Об отходах производства и потребле-ния» (1998 г.) определяет правовые основы обращения с отхо-дами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую при-родную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйствен-ный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

    Основы законодательства Российской Федерации об охране здо-ровья граждан (1993 г.) регулируют отношения граждан, органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъек-тов, субъектов государственной, муниципальной и частной сис-тем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.

    Федеральный закон «О недрах » (1992 г.) регулирует правовые отношения при изучении, использовании и охране недр. За-кон направлен, в первую очередь, на рациональное использо-вание недр и их загрязнение.

    Земельный кодекс РФ (2001 г.) регламентирует охрану зе-мель и защиту окружающей природной среды от возможного вредного воздействия при использовании земли. Основными правовыми функциями охраны земель являются сохранение и повышение плодородия почв, сохранение фонда сельскохо-зяйственных земель. Экологическими нарушениями считают-ся порча, загрязнение, засорение и истощение земель. Кодекс регламентирует куплю-продажу земель и совершение других земельных сделок.

    Водный кодекс РФ (1995 г.) регулирует правовые отношения в области использования и охраны водных объектов. Закон на-правлен на охрану вод от загрязнения, засорения и истощения.

    Лесной кодекс РФ (1997 г.) регулирует отношения, возника-ющие при пользовании лесным фондом Российской Федера-ции в целях создания условий для рационального использова-ния, воспроизводства, охраны и защиты лесов, устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, за-щиты и воспроизводства лесов, повышения их экологическо-го и ресурсного потенциала.

    Федеральный закон «О животном мире» (1995 г.) регулирует отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его оби-тания в целях обеспечения биологического разнообразия, ус-тойчивого использования всех его компонентов, создания ус-ловий для устойчивого существования животного мира, со-хранения генетического фонда диких животных и иной защи-ты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.

    3. Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ затрагивают широкий круг экологических вопросов. Например, Указ о концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (1996 г.).

    4. Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по вопросам рационального использова-ния и охраны окружающей природной среды в виде постанов-лений, инструкций, приказов и т.д. Они являются обязатель-ными для других министерств и ведомств, физических и юри-дических лиц.

    5. Нормативные решения органов местного самоуправления (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конк-ретизируют действующие нормативно-правовые акты в обла-сти охраны окружающей природной среды.

    2. Особенностями экологического законодательства являются следующие.

    Во-первых, данная отрасль законодательства представлена двухуровневой системой, т.е. ее можно рассматривать как по горизонтали, так и по вертикали. В соответствии со статьей 72 Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории относятся к совместному ведению федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ. Данное положение характеризует не только особенность нашего государства как федеративного, но и подчеркивает определенную самостоятельность субъектов РФ в решении указанных вопросов.

    Во-вторых, система экологического законодательства РФ состоит из двух подсистем: природоохранительного и природноресурсового. Природноресурсовое законодательство посвящается охране и рациональному использованию природных ресурсов. Природоохранительное законодательство, представляя собой совокупность нормативноправовых актов, устанавливающих порядок охраны природы, рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей природной среды в целях обеспечения научно-обоснованного сочетания экологических интересов и достижения оптимального качества окружающей природной среды.



    В-третьих, рассматривая нормативные правовые акты, как источники экологического права их можно распределить по отраслям законодательства. Верхний и самый основной уровень представлен нормативно-правовыми актами экологического законодательства во главе с Законом РФ "Об охране окружающей природной среды". Далее следуют нормативно-правовые акты природноресурсового законодательства, такие как Земельный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ и т.д. Замыкают круг правовые акты иных отраслей законодательства или экологизированных. При этом отнесение этих актов к источникам экологического права объясняется наличием в них отдельных эколого-правовых норм.

    3. Нормативно-правовые акты, входящие в структуру экологического законодательства, по юридической силе подразделяются на законы и подзаконные акты. Основой формирования всего законодательства, а в частности и экологического, является Конституция РФ. Обладая высшей юридической силой, Конституция РФ имеет прямой действие и применяется на всей территории РФ.

    Разновидностью источников экологического права, входящих в структуру экологического законодательства, являются законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Правовое регулирование отношений в области взаимодействия общества и природы в субъектах РФ представляет собой относительно самостоятельный уровень правовой регуляции с характерными для данных регионов особенностями.

    4. Рассматривая соотношение российского федерального экологического законодательства и законодательства субъектов Федерации, необходимо отметить, что в совместном ведении федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Феде-



    рации кроме природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся также вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.

    5. В развитии экологического законодательства в субъектах РФ можно выделить ряд тенденций:

    1) на сегодняшний день явно прослеживается высокая степень дублирования федеральных нормативно-правовых актов. Многие законодатели субъектов РФ, беря за основу российский нормативный акт, вносят в него изменения;

    2) большая часть субъектов РФ, особенно республики, в изданных нормативных актах стараются всячески показать и подчеркнуть свою независимость. Природные ресурсы: леса, земля, недра объявляются их достоянием;

    3) в масштабах РФ ее субъекты тем не менее все таки обладают скудной нормативной базой. В регионах нет четко выраженной концепции принятия нормативных актов, в уже принятых актах отслеживаются противоречия действующему федеральному экологическому законодательству;

    4) просматривается слабая профессиональная подготовка законодателей в субъектах РФ. В подготовке проектов законодательных актов участвует кто угодно, но только не эксперты из научной среды и юристы;

    5) слабым местом остается механизм реализации законов. Многие программы остаются на бумаге, т.к. отсутствуют источники финансирования и материальная база под них.

    6. Процесс развития экологического законодательства определяется различными факторами, среди которых можно выделить: поли-



    тический, экономический, социологический, экологический. Особое место занимают организационно-правовые факторы.

    Действующее экологическое законодательство сейчас едва ли не полностью устарело. Оно излишне абстрактно, декларативно. В стране отсутствуют практические механизмы правореализации. Система экологического законодательства не является целостной и сбалансированной. Отсутствует ряд важнейших актов. Отмечается низкая эффективность экологического законодательства в целом.

    7. Важнейшим направлением совершенствования системы экологического законодательства является создание серии специальных законов. Так необходимо принять федеральные законы: об отходах, об использовании агрохимикатов, об опасных веществах, об экологической информации (статистике), об экологическом страховании.

    Заслуживает внимания концепция внедрения модельных законов, особенно в области природноресурсового права (земельного, лесного, водного и т.д.). Но для этого необходимо провести изучение законотворчества субъектов РФ, а также всех особенностей (экономических, географических, демографических и т.д.) того или иного региона.

    8. Решение вопроса, связанного с определением соответствия принимаемых нормативно-правовых актов Конституции РФ возможно с помощью проведения экспертизы законопроектов.



    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


    1. Российское федеральное законодательство


    // Росс.газ. - 1993. - 25 дек. 1.2. Федеративный договор от 31 марта 1992 г. // Ведомости Съезда

    народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1992. N 67.

    Ст.898. 1.3. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22

    июля 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и

    Верховного Совета РФ. - 1993. - N 33. - Ст.1318. 1.4. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня


    Образовательных учреждения, которые обеспечивают дошкольный уровень образования для 103,4 тыс. детей в возрасте от 1,5 до 7 лет. В системе дошкольного образования Красноярского края действуют филиалы дошкольных образовательных учреждений: - 19 обособленных структурных подразделений; - 26 в общеобразовательных учреждениях; - 40 групп дошкольного образования, ...

    Доход в ВВП страны. С каждым годом международный туризм занимает все более лидирующие позиции на мировой арене. ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА 2.1 Анализ мировых тенденций и перспектив развития туризма в отдельных регионах мира Для изучения развития международного туризма и его воздействие на мировую экономику необходимо рассмотреть отдельные...




    На российские топливно-энергетические ресурсы и развитая сеть инфраструктуры экспорта – очевидные конкурентные преимущества Российского ТЭК. Большие перспективы в развитии энергетического сотрудничества на европейском направлении открываются в связи с начавшимся энергодиалогом между Россией и Евросоюзом. Предпосылки для развития энергодиалога - это, с одной стороны, растущие потребности...

    Предоставление средств на лик­видацию ущерба. Разумеется, такое страхование будет более привлека­тельным для потребителей. Большое значение на денный момент и имеющий перспективу быстрого развития имеет Интернет рынок страховых услуг, а именно, имущественного страхования, который за последние 5 лет развития прошёл стадии развития «от нуля» до нескольких процентов в структуре страхового рынка...