Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Собственный предмет правового регулирования. Объект правового регулирования и объект правоотношения

    Собственный предмет правового регулирования. Объект правового регулирования и объект правоотношения

    Существенное значение для понимания правового регулирования имеет предмет регулирования, т. е. то, на что направлено правовое регулирование, что регулируется правом.

    В самом широком смысле предметом правового регулирования выступают общественные отношения, т. е. оно не регулирует, не способно упорядочивать физические, химические, биологические и иные процессы, которые протекают по своим собственным объективным законам, не зависят от воли и сознания людей. Однако общественные отношения проявляются через поведение, действия, деятельность людей. Поэтому непосредственным предметом правового регулирования является именно поведение многочисленных субъектов права.

    Вместе с тем право не всесильно. Оно не может регулировать все без исключения отношения, как и все варианты пове­дения.

    Предмет правового регулирования составляют лишь наиболее важные, с точки зрения государства, и подконтрольные ему, многократно повторяющиеся волевые действия людей.

    Следовательно, право регулирует лишь только поведение, выражающееся в действии (или бездействии). Правовому регулированию не могут подвергнуться мысли, чувства и т. д., не выраженные вовне, в действиях с помощью права. Правовыми средствами нельзя заставить (или запретить) любить, ненавидеть, исповедовать конкретную религию, воспринять определенную идеологию и т. д.

    При этом предмет регулирования составляет не всякое поведение, не всякие действия, а лишь важные, общественно значимые, способные породить общественно значимые последствия. Следовательно, правовыми нормами не регламентируется цвет одежды, обуви, цвет волос и т. д. Уточним, что социальная значимость поведения определяется не самим субъектом, а государством. Например, государство может определить цвет школьной формы.

    Право регулирует не все отношения, а лишь подконтрольные государству, т. е. те случаи, когда государство может проконтролировать выполняемость своих предписаний.

    Право регулирует не однократные, единичные варианты поведения, а варианты неоднократно повторяющиеся, ставшие нормой, правилом для широкого круга лиц. Вспомним, что право – одинаковый масштаб поведения для различного круга неравных людей.

    Наконец, предмет правового регулирования составляют лишь волевые варианты поведения, т. е. это поведение, которое зависит от воли самого человека – субъекта права. Поведение, определяемое биологическими, физиологическими, возрастными и т. д. факторами, не может быть подвергнуто правовой регламентации. Например, посредством правовых предписаний нельзя регулировать сроки беременности, время рождения и пол ребенка, ибо они предопределены биологическими факторами.

    Все остальные отношения, варианты поведения, не входящие в предмет правового регулирования, правом регулироваться не могут.

    Определив, «что» регулирует право, важно выявить, «как» оно это делает.

    \Проблема предмета и метода правового регулирования в юридической науке обычно рассматривается на основе поиска критериев выделения отраслей права (Самостоятельности отрасли признаки –свой предмет и метод правового регулирования).

    Данному вопросу были посвящены 3 дискуссии:

    1. 1939-1941гг., в ходе которой в качестве основания деления права на отрасли рассматривался предмет правового регулирования.

    2. 1956-1958гг. – предмет и метод (предмет основной, метод дополнительный)

    3. Дискуссия 1982-1984 годов подтвердила выводы второй дискуссии. В то же время она характеризовалась крайней полярностью мнений. Кроме того, было предложено отказаться от самого понятия «отрасль права» в пользу понятия «отрасль законодательства». Лившиц всегда считал, что нет отраслей правая, есть отрасль законодательства как совокупность НПА, регулирующих определённую группу общественных отношений

    4. В настоящее время рассматривается проблема метода правового регулирования в связи с возрождением идеи о делении права на публичное и частное.

    Предмет правового регулирования-это определённая сфера общественных отношений, обусловленная спецификой человеческой деятельности. Является основным материальным критерием отрасли. Он охватывает следующие элементы:

    1. Субъекты (то есть круг потенциальных участников правоотношений)

    2. Обстоятельства, с которыми связывается действие норм права (юридическиефакты)

    3. Объекты регулирования(в определённых случаях право содержит требования к объектам правовой деятельности и называет объекты интереса- участие в обороте тех или иных объектов- вопрос об оборотоспобности).

    Метод правового регулирования- совокупность приёмов, способов и средств воздействия на общественные отношения. Метод является юридическим (дополнительным) критерием отрасли.

    Компоненты метода:

    1. Установление границ правового регулирования

    2. Закрепление прав и обязанностей субъектов правоотношений

    3. Наделение участников отношений правоспособностью и дееспособностью

    4. Определение мер юридической ответственности.

    Виды методов:

    Императивный и диспозитивный

    См. учебник Лазарева учебник ТГП.

    Жёсткие ограничения для правовоприменителей д.б установлены.

    Типы правового регулирования различаются в зависимости от того, какая это сфера: публичное право или частное право.

    Общедозволительный тип «разрешено все кроме прямо запрещённого».- для граждан.

    Соотношение: состояние здоровья депутатов общедозволительный – любое. , состовние здоровья служащих полиции- основание для отказа в приеме на работу. (общезапретительный)

    Общезапретительный «Запрещено всё, кроме прямо разрешённого» для ОГВ и ОМУ.

    Соотношение системы права, правовой системы и законодательства.

    Правовая система представляет собой совокупность всех правовых явлений, всей правовой действительности, направленный на регулирование общественных отношений.

    Правовая система охватывает: право, юридическую практику и правовое сознание.

    ВОПРОСЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ТЕМА КАРТАШОВА «ОСовокупность юридической деятельности, накопленного прового опыта

    Правотворчество (правотворческая практика)

    Правоприменение

    Интерпретационная практика(правотолкование)

    Систематизация права

    Правосознание то как право отражается в сознании

    Система права является объективным основанием системы законодательства.

    Система права и система законодательства соотносятся в целом как содержание и форма.

    СП СЗ.
    норма права

    Могут излагаться не только в виде

    НПА но и обычаев и прецедентов

    Система права носит объективный характер, система законодательства во многом субъективна (зависит от усмотрения законодателя). Лившиц говорит, что нет отраслей права, нужно рассматривать только отрасли законодательства. Система права состоит из норм права. СИСТЕМ ЗАКОНОДАТЕЛСТВА – из нормативно-правовых актов. Система права строится главным образом, по горизонтали. Система законодательства- как по горизонтали, так и по вертикали.

    В системе законодательства можно выделить более крупные, нежели отрасль компоненты. Это так называемые законодательные массивы(комплексы).

    Законодательный комплекс борьбы с преступностью (УК, УПК, УИК).

    Правотворчество

    Первый вид юридической практики.

    1. Понятие правотворчества

    2. Принципы и функции правотворчества

    3. Стадии правотворчества

    Правотворчество- по содержанию возведение государственной воли («общенародной воли») в статус закона

    По существу: деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц, а в случае референдума всего народа, направленная на создание, изменение, или отмену норм права путём принятия нормативно- правовых актов (форма в которой содержатся нормы права).

    Есть примеры расширительного, толкование Конституционного суда (Гаджиев ещё указывал что КС негативный правотворец).

    ПРИЗНАКИ ПРАВОТВОРЧЕСТВА.

    Являются составной частью правовой системы и правовой культуры любого общества. Через правотворчество правовое регулирование приобретает юридическую форму.

    По актам правотворчества можно судить об уровне правовой культуры общества.

    Является разновидностью юридической практики

    Осуществляется:

    1. Компетентными государственными органами

    2. Должностными лицами

    3. Народом.

    4. Общественными организациями (санкционированное или делегированное правотворчества. Создание правил «вовне» для других. ПРИМЕР СССР: деятельность профессиональных союзов.

    С этими четырьмя субъектами не согласуется локальное правотворчество.

    Локальное правотворчество – деятельность субъектов управления в организациях различных форм собственности по принятию нормативных актов, распространяющихся на данные организации.

    Правотворчество носит властный характер.

    Направлено на расширение, уточнение или сужение сферы правового регулирования.

    Опосредуется правом и иными социальными нормами.

    Правотворчество опосредуется правом. Существует строгая законодательная процедура. Существуют регламенты палат парламента.

    Представляет собой средство социального управления. (в первую очередь- государственного).

    Представляет собой особое производство, которое необходимо соотвествующим образом организовать и спланировать, где есть свои производители и потребители

    А также своя технология.

    Связано с преобразованием социальной действительности- влечёт разнообразные изменения в общественной жизни.

    Правообразование и правотворчество. Раньше и позже правотворчества закаончивается правообразование

    Реализация права.

    1. Действие права

    2. Понятие реализации права

    3. Формы и методы реализации права

    4. Применение права

    Действие права- это 1)информационное, «)ценностно-мотивационное и непосредственно 3)регулирующее воздействие на общественные отношения в пределах определённого пространства, времени, круга лиц.

    Действие права означает перевод социальных моделей и абстрактных ценностей в реальную практику в поведение личности, образ жизни общества.

    Ценностно- мотивационное получая информацию о нпа мы соизмеряем с ним поступки.

    Согласование поведения с правилом.

    Действие права имеет внутреннюю и внешнюю стороны.

    Внутренняя сторона связана с восприятием права его адресатами.

    Внешняя сторона- с формами и методами правового воздействия, а также с формами правомерного поведения.

    Действие права в целом связано с интересами и потребностями людей, а также с деятельностью государства по претворению права в реальную действительность.

    Правовое воздействие включает в себя правовое регулирование, будучи более широким понятием.

    Реализация права.

    Нерсесесянц различает право и закон.

    С позиции различения права и закона реализация права представляет собой воплощение права как высшей социальной справедливости в действиях субъекта социального общения.

    В этом смысле реализация права происходит в первую очередь путём законотворчества.

    Путём принятия правовых законов, в которых отражаются объективные и естественные требования, вытекающие из самой природы вещей.

    Принятие подзаконных актов представляет собой вторичный процесс, а именно: конкретизацию права, выраженного в законах.

    Две сущности: классовая и государственная.

    В англосаксонской правовой системе реализацией права занимаются и судебные органы. В романно - германской суды обращаются к праву при пробельности права (аналогия права).

    Принципы права применяются Конституционным судом.

    Граждане реализуют право в процессе референдума.

    Обычно реализация права в учебной и научной литературе, а также в юридической практике отождествляется с реализацией закона (нормативно-правового акта), или норм права.

    В этом смысле реализация норм права- процесс и результат осуществления нормативно-правовых предписаний путём соблюдения, исполнения и использования, через правомерное поведение граждан, их организаций, а также органов государства.

    Реализация права- деятельность, согласная с выраженной в законе волей.

    Реализация права как процесса и как результата.

    Толкование грамматическое

    Систематическое толкование

    Реализация права как результат-это достижение полного соответствия между требованиями норм права и фактическим поведением.

    Реализация права как процесс имеет объективную и субъективную стороны.

    Объективная сторона-это правомерные деяния, субъективная сторона-это отношения субъета к реализуемым нормам права.

    Форма реализации права – по субъекту индивидуальная и коллективная.

    По характеру праворелизующих действий

    По способам правового регулирования

    1. Соблюдение

    2. Исполнение

    3. Использование.

    Особая форма – применение права.

    От необходимости привлечения уполномоченных субъектов выделяется непосредственная реализация права и опосредованная (применение права).

    Соблюдение запреты

    Исполнение обязанности

    использование дозволение

    Исполнение –активное совершение действий, предписанных законом

    Право в объективном смысле предоставляет и право в субъективном смысле.

    Использование- использование представленных законом возможностей.

    Выделение форм реализации права связано с проблемой формирования у граждан, должностных лиц, организаций, определённых мотивов к реализации правовых предписаний.

    Использование обеспечивается таким стимулом, как интерес, который содержит управомочивающие нормы.

    Правовые запреты реализуются преимущественно под угрозой наступления неблагоприятных последствий.

    Правовые обязанности реализуются как под угрозой неблагоприятных последствий, так и путём компенсации затраченных усилий.

    Обязанности предполагают выполнение активных действий, затрату усилий.

    Способы реализации права- принуждение и побуждение

    Можно выделить политические и идеологические методы реализации права.

    Применение права- деятельность компетентных органов по реализации норм права путём вынесения индивидуально конкретных предписаний.

    Основные признаки применения права:

    1. ЯВЛЯЕТСЯ РАЗНОВИДНОСТЬЮ ЮРИДЧИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

    2. ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ВЛАСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПЕТЕНТНЫХ СУБЪЕКТОВ

    Власть подразумевает минимум двух неравных субъектов: властвующего и подвластного

    3. СВЯЗАНА С РЕШЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ДЕЛ ПУТЁМ ВЫНЕСЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ КОНКРЕТНЫХ АДРЕСАТОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПИСАНИЙ.

    АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА-

    4. ЯВЛЯЕТСЯ ОСОБЫМ МАТЕРИАЛЬНО-ДУХОВНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ

    5. НОСИТ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР. ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ КАЗУАЛЬНОЕ ПРАВОВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ акты казуальаного регулирования (конкретная ситуация).

    6. Осуществляется в особых процедурных формах. Регламентировано процессуальными нормами права.

    7. Представляет собой сложный стадийный процесс

    8. Носит творческий характер, подразумевающий персоницфицированный подход к разрешению. конкретных дел.

    ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ НАЗЫВАТЬ ЧЕТВЁРТОЙ: потому что субъект права занимается и соблюдением и использованием норм права.

    «опосредованная форма реализации права через властный орган.

    Одна из особенностей применения права в том, что это сложный стадийный процесс.

    1. Установление фактической основы дела

    2. Установление юридической основы дела.

    3. Вынесения решения по делу.

    Принципы правоприменения.

    1. Обоснованность (относимость, допустимсоть доказатльств)

    2. Законность (неправильное примненние неправильный выбор неверное толкование)

    3. Целесообразность

    Относится к вынесению решения по делу. Соответствие решения определённым целям.

    Противники принципа считают, что закон сам по себе целесообразен.

    (принцип справедливости) действует когда есть возможность усмотрения, выбора правоприменителя.

    4. Стадия- стадия исполнения решения.

    Способы преодоления пробелов в праве. (примеры найти к экзамену).

    Пробел в праве- это отсутствие в действующем праве нормативно-правовых предписаний, в отношении конкретных обстоятельств, которые находятся в сфере правовой регламентации и требует юридического воздействия.

    Возможно восполнение- создание нормы права законотворцем

    Преодоление пробела- к данному случаю.

    Правоприменительные органы вынуждены преодолевать пробелы.

    Виды аналогия закона норма права регулирующая сходные отношения

    Аналогия права- использование общих принципов права.

    В уголовном праве аналогия закона не применятся

    Нет преступления, предусмотренного в законе нет наказания, предусмотренного в законе.

    Пример аналогия закона

    ЗАКОН ОБ ООО НЕ ПРЕДУМОТРИВАЕТ ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ЧИСТЫХ АКТИВОВ И ИСП_СЯ ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ АКТИВОВ В АО

    По аналогии права пример: Постановление Пленума Верховного суда обвиняемый в преступлении обратился в суд с просьбой предоставить переводчиков так как большая часть свилдетелей укараинцы.

    УПК ничего не говорит об этом случае, а ВС отменил приговор на основе общих принципов права.

    Со стадиями взаимосвязаны принципы и структура. В судебном решении выделяются части: вводная, мотивировочная, описательная и резолютивная.

    Не все акты применения права могут иметь все части.

    Пример: приказ о приёме на работу.

    Усечённая часть

    Указ Президента о награждении орденом, почётным знаком.

    Требования к применению права структура актов применения права и стадии нояст практический характер.


    ©2015-2019 сайт
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Дата создания страницы: 2016-08-08

    К предмету правового регулирования следует относить, в первую очередь, общественные отношения, которые поддаются нормативно-организационному воздействию и, более того, требуют такого воздействия. Представляется возможность выдвинуть на обсуждение тот факт, что общественные отношения могут быть предметом правового воздействия лишь постольку, поскольку выступают в качестве волевых отношений. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2т. М., 1982. Т. 2. С. 292. Где под термином «волевые отношения» понимаются социальные связи, имеющие волевой характер, а именно способность правовых форм оказывать влияние на сознание и волю людей. Таким образом, говоря словами С.С. Алексеева, предметом правового регулирования выступает волевое поведение участников общественных отношений. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2т. М., 1982. Т. 2. С. 293.

    Однако Алексеев показывает предмет правового регулирования недостаточно подробно, только в общих чертах упоминает о специфике данной проблемы, а именно не изобличает тех признаков, которые должны быть присущи общественным отношениям для того, чтобы ограничить сферу влияния правового регулирования. В этом вопросе хочется разделить мнение Корельского В.М. и Перевалова В.Д., которые называют следующие признаки. Во-первых, это отношения, в которых находят отражения, как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные. Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого. В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил. В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М., 1997. С. 259. Именно эти признаки определяют круг, сферу влияния правового регулирования.

    Однако определение предмета правового регулирования будет неполным, если не учитывать тот факт, что общественные отношения надлежит разделить по группам, чтобы еще раз более четко определить границы правового регулирования.

    Но перед тем как разграничить общественные отношения хочется отметить тот факт, что правом должно регулироваться только социально значимое поведение в обществе, то есть поведение, затрагивающее интересы, общества в целом других людей.

    Первая группа - это отношения по обмену ценностями (материальными и нематериальными) - правое регулирование имущественных отношений, потому что взаимовыгодный обмен имуществом способен заинтересовать и все общество, и отдельных его индивидов во взаимосвязи с другими членами этого общества (например, установление цены имуществу, как в денежном эквиваленте).

    Вторая группа - отношения по властному управлению обществом, где управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общесоциальных интересов

    Третья группа - это отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе.

    Перечисленные выше общественные отношения составляют полный портрет предмета правового регулирования. Характер и содержание общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, будут играть решающую роль в определении особенностей, характера, способов и средств правового регулирования.

    Следует еще раз заострить внимание на том, что в предмет правового регулирования попадает только волевое поведение людей, волевые общественные отношения. Право не может контролировать поведение психически больных, людей в состоянии гипноза и т.д.

    После выделения общественных отношений, хочется провести грани между понятиями предмет и сфера правового регулирования. Разграничение этих понятий можно найти в высказываниях Николая Андреевича Пьянова, который утверждает, что понятие предмета правового регулирования `уже и в него входят не все общественные отношения, которые входят в сферу правового регулирования, «а лишь те из них, которые уже урегулированы правом» Пьянов Н.А. Указ. Соч. С. 321., то есть наиболее важные, нуждающиеся в урегулировании отношения. В предмет правового регулирования также могут входить общественные отношения, которые находятся за пределами сферы правового регулирования. По той причине, что государство пытается регулировать отношения, которые недолжны и не могут регулироваться правом. Во-первых предмет правового регулирования составляют не все общественные отношения, которые входят в сферу правового регулирования, а лишь те из них, которые уже урегулированы правом. Те же общественные отношения, которые входят в сферу правового регулирования, но правом не урегулированы, предмет правового регулирования не составляют. Во-вторых, в предмет правового регулирования иногда входят общественные отношения, которые находятся даже за пределами сферы правового регулирования. При этом оно пытается подчас регулировать отношения, которые не только не должны, но и объективно не могут регулироваться правом.

    Иначе говоря, предмет правового регулирования есть общественные отношения, нуждающиеся в упорядочении; сфера правового регулирования - определение характера влияния правового регулирования. То есть предмет - это часть сферы правового регулирования, потому что право никогда, по мнению Н.А. Пьянова, не охватывает всех общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования Пьянов Н.А. Указ. Соч. С. 322..

    После определения нескольких видов общественных отношений совершенно естественно будет определиться с различными типами, способами и методами правового регулирования, что будет сделано в следующем разделе.

    Проблема расположения правовых норм по институтам и отраслям права имеет важное теоретическое и практическое значение. С ее решением создаются предпосылки для создания стройной, логически непротиворечивой системы нормативно-правовых регуляторов в обществе, а также для систематизации законов и иных нормативно-правовых актов, приведения их в состояние, позволяющее оперативно находить необходимые нормативные установления.
    Имеются два критерия выделения отраслей права: предмет и метод правового регулирования.
    Предмет правового регулирования, понимаемый как совокупность регулируемых правом общественных отношений, является объективным, лежащим вне права критерием. Правовые нормы группируются по отраслям права в силу объективных (не зависящих от усмотрения правотворческих органов) причин, сообразно специфике и существующим связям между общественными отношениями. Ибо главным основанием, по которому одна отрасль права отличается от другой, служит предметное своеобразие регулируемых этими отраслями общественных отношений.
    Такие отношения весьма своеобразны и отличаются друг от друга прежде всего своей целенаправленностью, содержанием и формой. Так, в процессе государственного управления складываются отношения власти и подчинения: граждане, должностные лица и органы обязаны выполнять законные распоряжения и указания вышестоящих должностных лиц и органов. Своеобразие этих отношений заключается в том, что они имеют "вертикальную" форму: управляющее должностное лицо (или орган) располагается как бы сверху, а исполнители его воли – как бы внизу. Качественная обособленность таких отношений определяет и своеобразие регулирующих их правовых норм: по своему содержанию эти нормы предназначены для регулирования управленческой деятельности, а их юридической форме свойствен обязывающий, императивный характер. В силу этого нормы, регулирующие отношения, которые возникают в процессе государственного управления, образуют самостоятельную отрасль права, отличающуюся от других отраслей.
    Таким образом, выделение отраслей права обусловлено объективно существующей спецификой, качественным своеобразием регулируемых ими общественных отношений, предметом правового регулирования.
    Вторым, вспомогательным основанием для распределения норм права по отраслям служит метод правового регулирования. Под ним понимаются способы воздействия норм данной отрасли права на поведение людей, на регулируемые этой отраслью общественные отношения.
    Метод правового регулирования состоит из следующих элементов:
    специфического способа взаимосвязи прав и обязанностей между участниками урегулированных отраслью правоотношений. Так, главной чертой административно-правового метода является "вертикальный" характер взаимного расположения субъектов отношений, которые находятся в состоянии власти и подчинения. В гражданском праве субъекты правоотношений имеют равные, однопорядковые позиции;
    той или иной совокупности юридических фактов, служащих основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношений. В административном, финансовом праве правоотношения возникают на основе актов применения норм права, принимаемых компетентными органами государства, в гражданском праве – из договора, в гражданско-процессуальном праве – по заявлению (иску) лица, которому причинен моральный или материальный ущерб неправомерными действиями других физических или юридических лиц либо государственных органов;
    особых способов формирования содержания прав и обязанностей субъектов права. Такие права могут возникать, в частности, из норм права, либо из соглашений сторон, либо из административно-правовых актов и иными способами;
    санкций, способов и процедур их применения. Каждая отрасль права имеет достаточно широкий спектр мер государственного принуждения, которые могут быть применены к нарушителям соответствующих нормативно-правовых установлений. Особенно ярко это проявляется на примере уголовного, административного, гражданского и трудового права, санкции которых могут применяться только в пределах названных отраслей права. Система мер государственного принуждения в остальных отраслях права также носит специфический характер и сводится к той или иной комбинации из административно-правовых и гражданско-правовых санкций.
    Из названных компонентов формируется метод правового регулирования конкретной отрасли права. При этом различное сочетание способов, приемов правового воздействия на общественные отношения образует специфику отраслевого метода, определяет его особый юридический режим, который последовательно проводится через все институты и нормы отрасли и с помощью которого осуществляется регулирование соответствующей сферы общественных отношений.
    В то же время было бы неверным полагать, что метод формируется законодателем произвольно, по его усмотрению. В конечном итоге своеобразие метода определяется предметом правового регулирования. Так, в приводившихся выше примерах метод закрепления "вертикального" взаиморасположения участников отношений, урегулированных административным правом, явно произведен от характера существующих отношений в сфере государственного управления, то есть от предмета административного права. Зависимость метода от предмета регулирования можно продемонстрировать и на примере уголовного права: крайняя опасность преступного поведения, необходимость охраны правопорядка диктуют такие своеобразные черты метода уголовного права, как его строго обязывающий (императивный) характер, ответственность преступника перед государством.
    Предмет и метод правового регулирования позволяют дифференцировать большинство правовых норм по отраслям и институтам права. Однако этот процесс достаточно сложен и требует специальных научных исследований. Отдельные отрасли права не всегда можно разграничить как из-за трудностей в классификации смежных институтов, так и из-за отсутствия четких критериев обособления отдельных подотраслей права в самостоятельную отрасль. И по настоящее время в юридической литературе ведутся дискуссии о том, можно ли считать авторское, лесное, жилищное, исправительное право самостоятельными отраслями.
    Процесс изменения, совершенствования системы права происходит не только за счет уточнения и конкретизации имеющихся о ней научных выводов и представлений, но и по объективным причинам, вследствие изменений, которые претерпевают сами общественные отношения. Одни отрасли и институты утрачивают значение, поскольку устаревают регулируемые ими отношения. И наоборот, появление новой сферы общественных отношений или усиление их значимости неизбежно влечет за собой создание новых структурных частей системы права. Так, в современных условиях колхозное право утратило статус отрасли в связи с утратой колхозами доминирующего положения в сельскохозяйственном производстве и возникновением новых форм ведения сельского хозяйства. Природоохранительное право, наоборот, из подотрасли земельного права превратилось в основной компонент системы права Российской Федерации, поскольку общественные отношения, связанные с сохранностью окружающей природной среды, выделились в самостоятельную сферу производственных и социальных отношений и потребовали специфического метода правового регулирования.

    Деление права на отрасли определяют два основных критерия: предмет и метод правового регулирования.

    Предмет правового регулирования составляют общественные отношения, регулируемые правом. Каждая отрасль права объединяет такие правовые нормы, которые регулируют особенный качественно определенный вид общественных отношений, объективно требующий правовой регламентации. Объединение правовых норм в отрасли права происходит в силу объективных причин и не зависит от усмотрения правотворческих органов. Главным фактором, обуславливающим отличие одной отрасли права от другой, является своеобразие общественных отношений, которые регулируются этими отраслями. Отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, отличаются друг от друга своим содержанием, конкретными целями. Так, предметом регулирования трудовых отношений является трудовое право. Однако предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, так как:

      Общественные отношения, составляющие предмет регулирования, достаточно разнообразны, и взяв за основу деления лишь предмет правового регулирования, пришлось бы признать большее число отраслей.

      Нередко одни и те же общественные отношения регулируются различными способами, поэтому вторым критерием при распределении норм права по отраслям выступает метод правового регулирования . Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, какие общественные отношения регулируются нормами той или иной отрасли права, то метод показывает, каким образом регулируются данные отношения.

    Метод правового регулирования – это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений . Метод правового регулирования характеризуется рядом признаков:

      Юридические факты, которые необходимы для возникновения правовых отношений.

      Юридическое положение участников правоотношений.

      Характер прав и обязанностей участников правоотношений и как они распределены между ними.

      Пути и средства обеспечения субъективных прав и юридических обязанностей.

    В теоретическом плане выделяют две разновидности метода правового регулирования:

      Метод автономии , который применяется главным образом в сфере частного права.

    Метод автономии предоставляет самим участникам регулируемого правом общественного отношения возможность самостоятельно определять свом отношения друг с другом в рамках закона и при этом стороны выступают как равные субъекты, которые добровольно и по взаимному соглашению принимают на себя обязательства по отношению друг к другу.

    Автономный метод включает в себя три способа регулирования общественных отношений

      Дозволение совершить известные действия, имеющие правовой характер (например, ст.75 Семейного кодекса РФ: родителям, родительские права которых ограничены судом, могут быть разрешены, если это не оказывает на них вредного влияния).

      Предоставление участникам общественных отношений, урегулированных нормами права, определенных прав . Примером этого способа является право расторжения трудового договора-контракта по инициативе работника.

      Предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, возможности выбора вариантов своего поведения . Примером этого способа регулирования может служить положение гражданского права, согласно которому плата за пользование помещением устанавливается соглашением сторон.

    Авторитарный метод основывается на использовании властных правовых предписаний, которые устанавливают основания порядок возникновения конкретных прав и обязанностей у субъектов правоотношений. Например, право избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти, ответственность за административные проступки, уголовная ответственность за совершение преступлений и т.д.

    Однако следует отметить, что одно и тоже общественное отношение имеет множество аспектов: с одной стороны оно подпадает под правовое регулирование автономным методом, а с другой – авторитарным. Например, право владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью подпадает под метод автономии, когда речь идет о нормах гражданского права, но право собственности подпадает и под авторитарный метод регулирования. Так, например, нормами уголовного права предусматривается уголовная ответственность за посягательство на собственность: нормы о краже, грабеже, разбое, вымогательстве, мошенничестве и т.д. В первом случае собственность, имущественные отношения подпадают под действие норм гражданского права, а во втором – под действие норм уголовного права. Здесь очевидно, что одного предмета регулирования для различения отраслевой принадлежности к той или иной юридической норме недостаточно, и, очевидно, явно недостаточно метода правового регулирования.

    Но единство предмета и метода характеризуют не все отрасли права. Возникают в настоящее время новые отрасли права, такие как космическое, экологическое, информационное (компьютерное) право, которые пока что объединяются по предмету правового регулирования, а метод правового регулирования этих отношений еще вырабатывается. Кроме того, возникают так называемые комплексные отрасли, которые охватывают несколько отраслей жизнедеятельности общества, то есть имеют несколько взаимосвязанных между собой предметов регулирования: например, аграрное право.

    Заслуживает внимание и еще одна точка зрения: с целью уточнения критериев выделения в структуре самостоятельных отраслей отдельные авторы на ряду с предметом и методом правового регулирования предложили такую категорию, как юридический режим регулирования. Они утверждают, что для каждой отрасли права характерен ряд специфических только ей присущих юридических особенностей. В совокупности они образуют особый отраслевой юридический режим регулирования, который формируется, прежде всего, с учетом предмета и метода правового регулирования. Отраслевой режим правового регулирования характеризуется следующими основными признаками:

      Юридический режим отрасли материально обусловлен предметом регулирования, то есть особенностями управленческих, имущественных трудовых, семейных и других отношений.

      На основе одного из базовых методов формируется отраслевой метод правового регулирования, то есть характерный для данной отрасли права единый специфический способ юридического воздействия, который определяется прежде всего особыми юридическими средствами регулирования. Это, например, установленные формы, касающиеся способов возникновения прав и обязанностей, средств юридического воздействия, способов защиты прав и т.д. У каждой отрасли права есть специфический набор таких средств.

      Принципы, общие положения, специфические для данной отрасли права, имеют и свое конкретное содержание и эти принципы, общие положения, придают конкретной отрасли права специфическое содержание.

      Это особая отрасль законодательства, возглавляемая кодифицированным актом – кодексом. Если есть такой кодифицированный нормативно-правовой акт, то существуют основания для выделения отрасли права, поэтому в формировании юридической специфики режима большую роль играет законодатель.