Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Уведомление о невозможности прибыть в налоговый орган. Уведомление о невозможности своевременного представления документов. Ii. описание файла обмена

    Уведомление о невозможности прибыть в налоговый орган. Уведомление о невозможности своевременного представления документов. Ii. описание файла обмена

    Осуществление подачи налоговой отчетности по месту требования проводится на основании конкретных положений закона и имеет свои сроки.

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

    Это быстро и БЕСПЛАТНО !

    В том случае, когда соблюдение их невозможно, необходимо понимать, каковы условия подачи ходатайства о продлении срока предоставления документов в налоговую в 2019 году.

    Необходимые аспекты

    Формирование налоговых документов для отчета перед налоговой службой России проводится в течение всего года. И потому необходимо составлять для себя календарь с датами сдачи пакета бумаг. Это позволит успевать сдавать все документы в срок и не получать штрафов.

    Важно понимать, что не всегда отчетность необходимо передавать в ФНС РФ. В случае, когда такое требование нечем не мотивировано, стоит написать мотивационный отказ.

    Поскольку такой документ существует и активно используется. Если же требование законно, но выполнить в срок его не получится, следует составлять ходатайство о продлении периода оформления бумаг.

    Первоначальные понятия

    Рассмотрение налоговой сферы деятельности напрямую связано с рядом терминов, смысл которых важно четко понимать:

    Понятие Значение
    Ходатайство Документ или же устное заявление, которое чаще всего используется в судебном процессуальном разбирательстве. Но возможно применение такой бумаги и в гражданских взаимоотношениях для применения тех же изменений в процессах и внесения требований, просьб
    Налоговая служба Государственный орган, который занимается начислением налоговых сборов на разные сферы деятельности и занимается их востребованием, сбором. Этот орган осуществляет проверку работы всех коммерческих и государственных организаций
    Заявление Документ, который используется в разных сферах жизни для правового регулирования предложений, требований и передачи информационного сопровождения
    Налогоплательщик Физические или юридические лица, которые выступают в качестве налогового резидента в стране и совершают уплату налоговых сборов в государственный бюджет

    Причины, по которым истребуемые бумаги не могут быть поданы

    Для того, чтобы была предоставлена отсрочка, необходимо предоставить Налоговой службе уважительную причину отсутствия подготовленных документов. Если такой причины нет, то нужно готовиться к уплате штрафа, а далее и расчету за налоги.

    Основными вариантами оснований для продления или отложения срока выступают:

    • болезнь;
    • командировка;
    • отпуск.

    В любом из данных случаев требуется предоставление не только ходатайства о продлении срока, но и приложение подтверждений.

    Ими могут быть справки в виде больничного листа, командировочный лист, заявление на предоставление отпуска. Без присутствия данных видов документов с ходатайством, рассчитывать на удовлетворение прошения не стоит.

    Законодательное регулирование

    В данном случае стоит опираться на те положения, которые издает налоговый орган страны. В приказах и разъяснениях размещены все необходимые сведения о данном процессе.

    Основным в данном плане является Приказ ФНС России №ММВ-7-2/34@ “Об утверждении формы и формата уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации) в электронной форме”.

    В данном документе содержится информация о всех бумагах, которые следует предоставить и в каком порядке. Сам приказ устанавливает возможность продления сроков по предоставлению информации о налогоплательщике, о сделках предприятия.

    Для этого требуется подать уведомление. Его нужно составлять в порядке, установленном этим же приказом — документом по форме КНД 1124045.

    В приложении втором говорится о том, какой формат используется и как следует заполнять каждую строку документа. Поскольку важно внести правильные и актуальные сведения по поводу рассматриваемого дела в рамках предоставляемого ходатайства.

    В Налоговом кодексе РФ также есть некоторые положения, касающиеся данной процедуры. Так, в ст 93 НК РФ говорится о том, как проводится истребование документов для проверки. И в пункте 5 установлен порядок направления уведомления о продлении срока.

    При этом, направить запрос необходимо не позднее пяти дней с момента получения сведений о требовании предоставить налоговую отчетность. Сделать данное ходатайство можно в тот же день, если предприятие не имеет требуемых бумаг.

    Как написать ходатайство о продлении срока предоставления документов в налоговую (образец)

    Составление такого рода документа следует проводить в соответствии с законодательными требованиями. Образец ходатайства о продлении срока предоставления документов в налоговую можно .

    Стоит опираться на образцы документов, поскольку требуется учитывать правовые формулировки и придерживаться таких правил:

    • отсутствие ошибок, опечаток, исправлений и нарушенной целостности текста;
    • достоверная информация, которая соответствует нормам актуальности;
    • приложения, требуемые для подтверждения фактов, изложенных в тексте.

    Все эти пункты стоит использовать в составлении документа. Но лучше всего опираться на образец бумаги, который может выступать в качестве опорного бланка для написания ходатайства.

    Стандартный вид этой бумаги таков:

    Нормы получения информации

    Для того, чтобы находиться в рамках законных требований и обязательств, стоит понимать, как регулируется предоставление информации. Налоговая вправе затребовать определенный перечень документации от предприятия.

    Но есть некоторые вопросы, которые могут влиять на необходимость передачи таких бумаг. Изначально, получив требование от ФНС, следует понять, есть ли основания для подачи пакета документов.

    К примеру, в случае камеральной проверки законные представители могут требовать передать бумаги о льготах — в условиях наличия возврата НДС по последней налоговой декларации.

    Если же такого условия нет, то даже при наличии ошибок и несоответствий в документации нет необходимости подавать уточняющие данные.

    Налоговая служба вправе отправить запрос на предприятие, но то само решает, передавать информацию или же нет. Оставлять без внимания такой запрос от налоговой нельзя.

    Есть несколько вариантов действий:

    • передача информации по требованию;
    • просьба продления сроков по данному запросу;
    • мотивационный отказ от выполнения требований ФНС — при наличии на то оснований.

    Порядок проведения процедуры

    При получении требования предоставить пакет документов для ФНС, стоит опираться на такой алгоритм действий:

    Способы предъявления

    Передать такого рода документ можно несколькими способами:

    Пример написания (структура)

    В случае с ходатайством для налоговой используют такую структуру документа:

    1. В шапке размещают сведения о том, в какой орган подается документ и от кого — точное название предприятия, ИНН, КПП и адресные данные.
    2. Название имеет вид заявления с просьбой продления сроков. Его размещают по центру заявления.
    3. Основной текст включает описание требований ФНС, которые получило предприятие и почему невозможно их выполнить. Также указывают даты, до которых есть прошение продлить подачу документов.
    4. Приложения содержат перечень прилагаемой документации к данному ходатайству. Обычно используются сведения в качестве подтверждения оснований для продления сроков.
    5. Заключительная часть должна иметь указание на подающего ходатайство — название должности, подпись и ФИО. Также размещается и дата составления документа.

    Ответственность за непредоставление сведений

    Для подачи документации в законе установлен срок в пять дней. Если просто проигнорировать уведомление от налоговой службы, можно получить наказание в таких рамках:

    Основной вид наказания в данном случае — применение штрафных санкций. И если просрочка имеет более низкий порог штрафа, то для отказа и неподачи бумаг предусмотрен высокий порог по суммам.

    Применение ходатайства о продлении сроков подачи документов — право любой компании и предпринимателя. В данном случае требуется составлять небольшое прошение, но важно учитывать все особенности документа.

    В нем отражают только факты и используют подтверждения в виде документации официального характера. В ином случае налоговая служба не может доверять предоставленной информации и продлить сроки.

    Такое действие будет нарушением налогового порядка и уклонением от передачи данных в государственный контролирующий орган.

    Внимание!

    • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
    • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
    Выберите рубрику 1. Предпринимательское право (235) 1.1. Инструкции по открытию бизнеса (26) 1.2. Открытие ИП (27) 1.3. Изменения в ЕГРИП (4) 1.4. Закрытие ИП (5) 1.5. ООО (39) 1.5.1. Открытие ООО (27) 1.5.2. Изменения в ООО (6) 1.5.3. Ликвидация ООО (5) 1.6. ОКВЭД (31) 1.7. Лицензирование предпринимательской деятельности (13) 1.8. Кассовая дисциплина и бухгалтерия (69) 1.8.1. Расчет зарплаты (3) 1.8.2. Декретные выплаты (7) 1.8.3. Пособие по временной нетрудоспособности (11) 1.8.4. Общие вопросы бухгалтерии (8) 1.8.5. Инвентаризация (13) 1.8.6. Кассовая дисциплина (13) 1.9. Проверки бизнеса (17) 10. Онлайн-кассы (14) 2. Предпринимательство и налоги (413) 2.1. Общие вопросы налогообложения (27) 2.10. Налог на профессиональный доход (7) 2.2. УСН (44) 2.3. ЕНВД (46) 2.3.1. Коэффициент К2 (2) 2.4. ОСНО (36) 2.4.1. НДС (17) 2.4.2. НДФЛ (8) 2.5. Патентная система (24) 2.6. Торговые сборы (8) 2.7. Страховые взносы (64) 2.7.1. Внебюджетные фонды (9) 2.8. Отчетность (86) 2.9. Налоговые льготы (71) 3. Полезные программы и сервисы (40) 3.1. Налогоплательщик ЮЛ (9) 3.2. Сервисы Налог Ру (12) 3.3. Сервисы пенсионной отчетности (4) 3.4. Бизнес Пак (1) 3.5. Калькуляторы онлайн (3) 3.6. Онлайнинспекция (1) 4. Государственная поддержка малого бизнеса (6) 5. КАДРЫ (103) 5.1. Отпуск (7) 5.10 Оплата труда (6) 5.2. Декретные пособия (1) 5.3. Больничный лист (7) 5.4. Увольнение (11) 5.5. Общее (22) 5.6. Локальные акты и кадровые документы (8) 5.7. Охрана труда (9) 5.8. Прием на работу (3) 5.9. Иностранные кадры (1) 6. Договорные отношения (34) 6.1. Банк договоров (15) 6.2. Заключение договора (9) 6.3. Дополнительные соглашения к договору (2) 6.4. Расторжение договора (5) 6.5. Претензии (3) 7. Законодательная база (37) 7.1. Разъяснения Минфина России и ФНС России (15) 7.1.1. Виды деятельности на ЕНВД (1) 7.2. Законы и подзаконные акты (12) 7.3. ГОСТы и техрегламенты (10) 8. Формы документов (82) 8.1. Первичные документы (35) 8.2. Декларации (25) 8.3. Доверенности (5) 8.4. Формы заявлений (12) 8.5. Решения и протоколы (2) 8.6. Уставы ООО (3) 9. Разное (25) 9.1. НОВОСТИ (5) 9.2. КРЫМ (5) 9.3. Кредитование (2) 9.4. Правовые споры (4)
    • Подлежат ли исполнению банком обязательства должника-владельца счета по требованиям кредиторов 1-3 очереди?
    • Руководитель ООО был осужден по ст. 173.1. УК РФ. Какие последствия для сделок, заключенных данным руководителем?
    • Какие особенности приема на работу по совместительству иностранца, с патентом на работу по конкретной профессии?
    • Необходимо ли в учреждении утверждать положение о пропускном режиме?
    • Вправе ли ГБУ для оказания госуслуг закупать другие услуги, если их использование не предусмотрено техрегламентом?

    Вопрос

    Подскажите ответ по такой ситуации. Налоговая (ИФНС) прислала Требование о предоставлении документов (информации), в котором указывает, что в соответствии со ст. 93 Налогового Кодекса нам необходимо предоставить ряд документов. Мы понимаем, что согласно списка запрашиваемых документов, не все из них имеют отношение к проводимой проверке, а часть запрашиваемых сведений и документов мы предоставляли в другой госорган - Росалкогольрегулирование. В связи с огромным объемом запрашиваемых документов (только по одному пункту их должно быть примерно 20 тысяч документов по 3 - 4 листа каждый), при том, что значительная их часть не относится к предмету налоговой проверки вообще, возникает вопрос: 1.Какие документы ИФНС не вправе запрашивать? (Чем это предусмотрено); 2.Есть-ли возможность сослаться на то, что часть запрашиваемых документов находится, в том числе и в гос. органе - Росалкогольрегулировании и мы предлагаем ИФНС запросить их в порядке некоего межведомственного взаимодействия? Если такая возможность есть - чем она предусмотрена.

    Ответ

    1. Налоговый орган вправе запрашивать только документы, которые относятся к проводимой налоговой проверке.

    2. Налогоплательщику необходимо написать в налоговый орган разъяснения о невозможности предоставления требуемых документов в силу их передачи в иной орган исполнительной власти (см.рекомендацию ниже).

    Требования к разъяснению причин невозможности предоставления документов установлены п.3 ст.93 НК РФ.

    Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» и «Системы Главбух» .

    «Продление срока

    Если организации заранее известно, что она не успеет представить истребуемые документы в 10-дневный срок (например, по причине большого количества документов, запрошенных инспекцией), то она может обратиться с просьбой о его продлении*. Для этого в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, организации следует направить в инспекцию письменное уведомление о причинах, по которым она не успевает передать документы в общеустановленный срок. Помимо причин, в уведомлении нужно указать конкретный срок, в который организация сумеет исполнить требование. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 3 статьи 93 Налогового кодекса РФ.

    На основе такого уведомления руководитель инспекции (его заместитель) может продлить срок представления документов или отказать в продлении, о чем вынесет отдельное решение. Форма такого решения утверждена приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189. Решение должно быть принято в течение двух рабочих дней со дня получения инспекцией уведомления от организации. Это следует из совокупности положений абзаца 3 пункта 3 статьи 93 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

    Решение о продлении срока представления документов (отказе в продлении) может быть передано в организацию по телекоммуникационным каналам связи в Порядке, утвержденном приказом ФНС России от 15 апреля 2015 г. № ММВ-7-2/149.

    Главбух советует: инспекция может не удовлетворить просьбу организации о продлении срока представления документов (ответить отказом или проигнорировать ее). Если впоследствии инспекция привлечет организацию к ответственности за несвоевременное представление документов, то организация сможет существенно снизить размер штрафа, предусмотренного статьей 126 Налогового кодекса РФ (не менее чем в два раза)*.

    Ситуация: может ли инспекция оштрафовать организацию за непредставление документов в срок. У организации есть уважительная причина несвоевременного исполнения требования

    Да, может.

    Инспекция вправе привлечь организацию к ответственности за непредставление документов в установленный законодательством срок (ст. 126 НК РФ).

    Вместе с тем, при определении меры ответственности за несвоевременное представление документов должны учитываться смягчающие обстоятельства (п. 4 ст. 112 НК РФ). Перечень смягчающих обстоятельств приведен в пункте 1 статьи 112 Налогового кодекса РФ. Он не является исчерпывающим, поэтому налоговой инспекцией (судом) могут быть признаны смягчающими и иные обстоятельства, прямо не поименованные в Налоговом кодексе РФ (подп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ).

    При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа должен быть снижен не менее чем в два раза (п. 3 ст. 114 НК РФ). Арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода. Так, при рассмотрении дел о несвоевременном представлении документов по требованию инспекции суды значительно снижают размеры штрафных санкций при наличии следующих обстоятельств, признаваемых смягчающими:

    Инспекция запросила у организации большой объем документов (см., например, определения ВАС РФ от 22 сентября 2009 г. № ВАС-12510/09, от 31 августа 2009 г. № ВАС-11530/09, постановления ФАС Поволжского округа от 7 июля 2009 г. № А12-19285/2008, от 14 мая 2009 г. № А55-4292/2008, Северо-Западного округа от 29 октября 2009 г. № А05-1221/2009, от 19 ноября 2007 г. № А05-5779/2007, от 9 марта 2007 г. № А13-2248/2006-28, Московского округа от 12 января 2009 г. № КА-А40/12811-08-П, Уральского округа от 9 апреля 2008 г. № Ф09-2289/08-С2, Волго-Вятского округа от 30 июля 2007 г. № А29-8736/2006а);

    Организация представила документы с небольшим опозданием (см., например, определение ВАС РФ от 22 сентября 2009 г. № ВАС-12510/09, постановления ФАС Поволжского округа от 7 июля 2009 г. № А12-19285/2008, Московского округа от 13 октября 2009 г. № КА-А41/10782-09, от 12 января 2009 г. № КА-А40/12811-08-П, Северо-Западного округа от 19 ноября 2007 г. № А05-5779/2007, от 13 августа 2007 г. № А26-8965/2006-23);

    Инспекция не удовлетворила просьбу организации о продлении срока представления документов (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 29 октября 2009 г. № А05-1221/2009, Волго-Вятского округа от 30 июля 2007 г. № А29-8736/2006а);

    В организации отсутствует бухгалтер (например, требование о представлении документов поступило в организацию в период, когда прежний бухгалтер уволился, а новый еще не был принят на работу) (см., например, постановление ФАС Московского округа от 8 октября 2008 г. № КА-А41/9303-08).

    Несмотря на то что в ряде постановлений речь идет о выездных налоговых проверках, выводы в отношении привлечения организации к ответственности за несвоевременное представление документов могут быть применены и к камеральным проверкам (ст. 93, 126 НК РФ).

    Пояснения организации

    Если в ходе камеральной проверки у инспектора возникнут вопросы, он направит в организацию требование о представлении пояснений.

    По общему правилу письменные пояснения в ответ на такое требование организация может подать в произвольной форме*. Однако для пояснений по ошибкам и расхождениям, которые инспекция обнаружила в декларации по НДС, установлен особый порядок. Во-первых, такие пояснения нужно составлять в специальном формате. А во-вторых, если декларацию по НДС организация обязана представлять в электронном виде, то и пояснения к ней она тоже должна передавать только через спецоператора по ТКС. Подробнее об этом см. Как подать пояснения к декларации по НДС. Если вы все же подадите пояснения на бумаге, инспекция сочтет, что вы их не представили. Об этом сказано в абзаце 4 пункта 3 статьи 88 Налогового кодекса РФ.

    К пояснениям организация вправе приложить выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета, а также другие подтверждающие документы по своему усмотрению. Это следует из пункта 4 статьи 88 Налогового кодекса РФ.

    Представлять к пояснениям дополнительные документы, которые потребовала инспекция, организация не обязана. Такое требование со стороны инспекции неправомерно.

    Подайте запрошенные пояснения в течение пяти рабочих дней с даты, когда получили из инспекции требование представить*:

    • пояснения из-за ошибок или неточностей в отчетности;
    • пояснения, почему в уточненной декларации (расчете) уменьшили налог к уплате;
    • обоснования убытка, который заявили в декларации (расчете);
    • пояснения и документы из-за участия в региональном инвестиционном проекте;
    • подтверждения, что правильно удержали налог на прибыль по ценным бумагам как налоговый агент.

    Такой порядок следует из пункта 3 статьи 88, пункта 6 статьи 6.1, пункта 1 статьи 214.8 Налогового кодекса РФ.

    Отсчет срока начинается на следующий день за днем фактического вручения указанного сообщения (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

    Пример определения предельного срока на представление пояснений по требованию инспекции в рамках камеральной налоговой проверки

    16 июня 2016 года организация подала в инспекцию уточненную декларацию по транспортному налогу. 14 июля 2016 года организация получила из инспекции сообщение о выявленных ошибках и (или) неточностях с требованием представить пояснения или внести изменения. Предельный срок на подачу пояснений (внесение изменений) - с 15 по 21 июля 2016 года включительно.

    За непредставление (несвоевременное представление) письменных пояснений предусмотрен штраф в сумме 5000 руб., а при повторном нарушении - 20 000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

    Главбух советует: если инспекция в ходе камеральной проверки требует представить письменные пояснения по выявленным ошибкам и противоречиям, исполните ее требование.

    Несмотря на то что ответственности за непредставление письменных пояснений Налоговый кодекс РФ не предусматривает, своевременная подача пояснений может избавить организацию от проблем с необоснованным доначислением налога, пеней и привлечением к ответственности по итогам камеральной проверки.

    Для подачи устных пояснений должностному лицу организации (руководителю) нужно прийти в инспекцию в срок, указанный в уведомлении о вызове. За неявку по вызову руководитель организации может быть привлечен к административной ответственности».

    При проведении налоговой проверки инспекция может запросить у налогоплательщика необходимые документы (п. 1 ст. 93 НК РФ). Представить их в общем случае необходимо в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования (п. 3 ст. 93 НК РФ).

    Возможна ситуация, когда в силу различного рода причин своевременное представление запрашиваемых документов невозможно (к примеру, при их большом объеме). В этом случае налогоплательщик должен в течение дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомить проверяющих о невозможности представления документов.

    Подача уведомления не означает, что налоговая обязательно продлит срок представления документов, поэтому в любом случае готовить запрошенные документы нужно сразу после получения требования. Ведь отказ от представления документов грозит налоговой ответственностью по ст. 126 НК РФ (штраф 200 рублей за каждый непредставленный документ).

    Уведомление о невозможности представления в установленные сроки документов (информации) также подается, если налогоплательщик не может представить вовремя документы по требованию, касающемуся контрагента налогоплательщика, т. е. при встречной налоговой проверке. А также при получении требования о представлении документов (информации) о конкретной сделке вне рамок проведения налоговой проверки (ст. 93.1 НК РФ).

    Ответ в налоговую о невозможности представления документов

    Уведомление о невозможности представления документов в налоговую инспекцию может быть подано на бумаге или в электронном виде (в т.ч. через личный кабинет налогоплательщика). Несмотря на то, что форма уведомления утверждена лишь для ее электронного представления, применять ее целесообразно и при представлении уведомления на бумаге.

    В уведомлении необходимо указать причины невозможности представления документов, а также срок, в течение которого требование будет исполнено.

    После получения уведомления руководитель (заместитель руководителя) налоговой инспекции в течение 2 рабочих дней должен решить, продлить ли срок представления документов или отказать в просьбе. Ответ инспекции оформляется в виде решения (

    Любые мероприятии налогового контроля, проводимые налоговиками – неприятная для налогоплательщика процедура. Ведь в данном случае происходит столкновение двух совершенно противоположных «желаний». Налоговики всеми способами пытаются что-то найти в учете налогоплательщика, заваливая его требованиями о представлении документов. При этом, в требованиях зачастую поименованы не относящиеся к проверяемым налогам и сборам документы. Налогоплательщики, в свою очередь, всеми силами стараются представить налоговикам минимальное количество документов, которые не могут навредить, появившись в решении по результатам налоговой проверки. В данной статье мы рассмотрим основные вопросы налогоплательщиков, возникающие при получении из налогового органа требования о представлении документов.

    Вопрос 1. В каких случаях быть получено требование о представлении документов.

    Требование о представлении документов может быть получено налогоплательщиком при проведении налоговой проверки (п.1 ст.93 НК РФ) и при проведении «встречной» проверки контрагента и иных лиц, располагающих документами, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (п.1 ст.93.1 НК РФ).

    Налоговым кодексом предусмотрено 2 вида налоговых проверок – камеральные и выездные (п.1 ст.87 НК РФ)

    Камеральная проводится по месту нахождения налогового органа на основании представленных налогоплательщиком налоговых деклараций (расчетов) и документов, а также иных документов имеющихся у налогового органа (п.1 ст.88 НК РФ).

    Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п.2 ст.88 НК РФ). При этом продления срока камеральной налоговой проверки и её приостановление Налоговым кодексом не предусмотрено.

    При камеральной проверке НК РФ предусмотрено несколько оснований для требования документов:

    В случае применения компанией налоговых льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ);

    При желании организации вернуть НДС (п. 8 ст. 88 НК РФ);

    При проведении камеральной проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ);

    Если решает назначить дополнительные мероприятия по налоговому контролю (п. 6 ст. 101 НК РФ).

    Никаких иных оснований для истребования документов в рамках проведения камеральной проверки не предусмотрено.

    Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (п.1 ст.89 НК РФ).

    Длительность проведения проверки не может превышать двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. (п.6 ст.89 НК РФ)

    В случае приостановления выездной налоговой проверки все действия налогового органа по истребованию у налогоплательщика документов приостанавливаются, следовательно вручение требования в данный период будет неправомерным (п.9 ст.89 НК РФ).

    Налоговый орган вправе истребовать документы у контрагента проверяемого налогоплательщика (п.1 ст.93.1 НК РФ).

    Таким образом: истребование документов у налогоплательщика может производится:

    - в рамках проводимой камеральной проверки поданной в налоговый орган декларации, исключительно в случаях предусмотренных НК РФ и в течении срока проведения камеральной проверки, то есть не позднее 3 месяцев с момента подачи декларации.

    - в рамках проводимой выездной налоговой проверки исключительно в период фактического проведения проверки, а никак не в период, когда проверка приостановлена по решению налогового органа

    - в рамках проведения встречной налоговой проверки

    Вопрос 2. В течение какого срока должны быть представлены документы

    Налоговым кодексом предусмотрены следующие сроки для представления документов по требованиям налогового органа (обращаем внимание, что сроки исчисляются в рабочих днях (п.6 ст.6.1 НК РФ):

    В течение 10 дней со дня вручения требования в рамках выездной и камеральной проверки (п.3 ст.93 НК РФ).

    В течение 5 дней со дня получения требования в рамках «встречной» проверки. Если документов, запрошенных налоговым органом, у налогоплательщика нет, он обязан сообщить об этом налоговому органу также в течение 5 дней (п.5 ст.93.1 НК РФ).

    При этом налогоплательщик может письменно уведомить проверяющих о невозможности представить запрошенные в требовании документы в определенный Налоговым кодексом срок. В письменном уведомлении налогоплательщик обязан указать причины, по которым документы не могут быть представлены в отведенный срок и сроки, в течение которых они могут быть представлены (п.3 ст.93 НК РФ).

    Образец письменного уведомления:

    Руководителю

    Инспекции ФНС России N __

    по г. Москве

    Иванову И.И.

    от Общества с ограниченной

    На N 562/30-А от 21.05.2010

    Уведомление

    Объем запрошенных для проверки документов составляет более 5000 страниц. В штате нашей организации всего один человек занимающийся ведением бухгалтерского и налогового учета, а именно - Главный бухгалтер Петрова Маргарита Васильевна. Другие сотрудники организации доступа к бухгалтерским и налоговым регистрам не имеют.

    С 10.05.2010 года находится на больничном (копию больничного листа прилагаем), ввиду чего подготовить запрошенный налоговым органом комплект документов в требуемый срок не представляется возможным.

    В связи с этим на основании п. 3 ст. 93 НК РФ просим продлить срок представления документов до 10.06.2010 включительно.

    Приложение:

    1. Копия больничного листа главного бухгалтера Петровой Маргариты Васильевны на 1 л. в 1 экз.

    Решение о продлении срока представления документов по требованию может быть принято (может быть и не принято) руководителем (заместителем) налогового органа в течение двух дней со дня получения уведомления от налогоплательщика представлены (п.3 ст.93 НК РФ), в результате чего выносится отдельное решение.

    Минфин России в Письме от 05.08.2008 N 03-02-07/1-336 указал, что при рассмотрении вопроса о продлении срока учитываются:

    Причины, по которым налогоплательщик не может вовремя представить документы;

    Объем истребованных документов;

    Факт частичной передачи документов;

    Сроки, в которые проверяемый может представить документы.

    Отсутствие ответа налогового органа на направленное ему письменное уведомление о продлении срока представления документов может быть основанием для освобождения налогоплательщика от ответственности за несвоевременное предоставление налоговому органу документов. Правда освобождения этого придется добиваться в судах, которые часто встают на сторону налогоплательщика (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 31.01.2008 N КА-А40/14787-07).

    Таким образом: рекомендуем Вам не ждать ответа налогового органа о продлении срока, так как ответ может быть и отрицательным, а значит, время на подготовку документов может быть безнадежно потеряно. Необходимо с момента получения требования предпринять все усилия по подготовке документов и их последующему представлению налоговому органу. Даже частичное представление документов позволит минимизировать штраф, а в совокупности с направленным в инспекцию уведомлением возникнет весомый аргумент в судебных разбирательствах.

    Вопрос 3. Как поступать в ситуации, когда запрошенные налоговым органом документы отсутствуют.

    Очень часто налоговики, не зная особенностей хозяйственной деятельности налогоплательщика или используя «шаблоны» требований о представлении документов запрашивают у налогоплательщика документы, которые у него попросту не ведутся.

    Кроме этого, часть документов может отсутствовать в момент проведения налоговой проверки в силу ряда причин, среди которых могут быть:

    Передача документов по требованию органам власти;

    Изъятие документов правоохранительными органами;

    Уничтожение документов в результате пожара, наводнения и других чрезвычайных обстоятельств;

    Уничтожение вследствии истечения срока хранения;

    Хищения документов.

    В данной ситуации необходимо в первый же день после получения требования уведомить налоговую инспекцию о невозможности представления документов (абз.2 п.3 ст.93 НК РФ). К данному уведомлению необходимо приложить копии документов, подтверждающих отсутствие запрошенных налоговиками документов (справку о пожаре, акт (опись) изъятия документов и т.п.).

    Образец уведомления налогового органа о невозможности представления документов в силу их физического отсутствия у налогоплательщика:

    Руководителю

    Инспекции ФНС России N __

    по г. Москве

    Иванову И.И.

    от Общества с ограниченной

    ответственностью "Рога и копыта",

    ИНН 7755134420, КПП 775501001,

    173000, г. Москва, ул. Тимирязевская, д. 56

    Исх. N 01/2010 от 22.05.2010

    На N 562/30-А от 21.05.2010

    Уведомление

    о невозможности своевременного представления документов

    Обществом с ограниченной ответственностью «Рога и копыта» ИНН 7755134420, КПП 775501001 22.05.2010 года было получено Требование о представлении документов N 562/30-А от 21.05.2010 года.

    Среди запрошенных налоговым органом документов поименованы журналы учета полученных и выставленных книг счетов-фактур, книги покупок и продаж, а также счета-фактуры за 2008-2009 годы.

    Данные документы не могут быть представлены налоговому органу, так как ООО «Рога и копыта» применяет упрощенную систему налогообложения, а значит в силу п.2 ст.346.11 НК РФ не исчисляет и не уплачивает налог на добавленную стоимость.

    Кроме этого, налоговым органом запрошены лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных объектов, действовавшие в течение 2008-2009 годов.

    Данные документы так же не могут быть представлены, так как ООО «Рога и копыта» деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных объектов в проверяемый период не осуществляло, следовательно, лицензии за данный период отсутствуют.

    Приложение:

    1. Копия заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения с отметкой налогового органа на 1 л. в 1 экз.

    Генеральный директор ООО "Рога и копыта" Сидоров С.С.

    Однако, на практике налоговый орган не всегда принимает эти причины во внимание и привлекает налогоплательщиков к ответственности по ст. 126 НК РФ.

    Следует сказать, что судебная практика в таких случаях встает на сторону налогоплательщиков. Конечно, если удается доказать, что истребуемых документов нет не по вине налогоплательщика, а в силу объективных обстоятельств.

    В качестве примера можно привести:

    Постановление ФАС Поволжского округа от 30.01.2009 N А12-8706/2008

    Постановление ФАС Поволжского округа от 09.04.2009 N А06-4803/2008

    Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.01.2008 N Ф04-450/2008(1059-А67-14)

    Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.12.2009 N А82-9362/2008

    Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.01.2008 N А42-6974/2006

    Вопрос 4. Могут ли налоговые органы запросить документы повторно

    Требовать у налогоплательщика документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных и выездных налоговых проверок, налоговые органы не вправе (п.5 ст.93 НК РФ).

    Исключением в данном случае являются ситуации, когда документы представлялись в налоговый орган в виде подлинников, а также случаи, когда представленные в налоговый орган документы были утрачены вследствие непреодолимой силы.

    В ситуации, когда налоговый орган повторно запросил у вас документы, рекомендуем направить на имя руководителя проверяющей налоговой инспекции уведомление о том, что запрошенные налоговым органом документы были представлены ранее. К данному уведомлению обязательно приложите копии реестров ранее переданных документов с отметками налогового органа.

    Пример такого уведомления приведен ниже:

    Руководителю

    Инспекции ФНС России N __

    по г. Москве

    Иванову И.И.

    от Общества с ограниченной

    ответственностью "Рога и копыта",

    ИНН 7755134420, КПП 775501001,

    173000, г. Москва, ул. Тимирязевская, д. 56

    Исх. N 01/2010 от 22.05.2010

    На N 562/30-А от 21.05.2010

    Уведомление

    о том, что запрошенные налоговым органом документы были представлены ранее

    Обществом с ограниченной ответственностью «Рога и копыта» ИНН 7755134420, КПП 775501001 22.05.2010 года было получено Требование о представлении документов N 562/30-А от 21.05.2010 года.

    Среди запрошенных налоговым органом документов поименованы:

    - акты выполненных работ за 2008-2009 годы

    - учетная политика за 2008-2009 годы

    - устав организации

    Сообщаем Вам, что копии запрошенных налоговым органом документов в количестве 2 500 листов были представлены ранее в ответе на требование N 520/20-А от 11.01.2010 года (перечень переданных ранее документов приведен в приложении к данному письму).

    В силу п.5 ст.93 НК РФ требование налогового органа о повторном представлении документов, ранее представленных налоговому органу в рамках камеральных и выездных налоговых проверок неправомерно.

    Приложение:

    1. Ответ на требование налогового органа N 520/20-А от 11.01.2010 года с приложением описи переданных налоговому органу копий документов на 50 л. в 1 экз.

    Генеральный директор ООО "Рога и копыта" Сидоров С.С.

    Вопрос 5. Могут ли налоговые органы запросить документы, не относящиеся к проверяемому налогу при камеральной проверке

    В рамках проводимой налоговым органом камеральной налоговой проверки могут быть запрошены лишь документы, относящиеся к поданной налоговой декларации. Это следует из п.1 ст.88 НК РФ.

    Оштрафовать по п.1 ст.126 НК РФ за непредставление документов, которые непосредственно не относятся к предмету проводимой проверки налоговый орган не вправе. Такой позиции придерживается ВАС РФ в Постановлении от 08.04.2008 N 15333/07. Аналогичная позиция содержится и в решениях федеральных арбитражных судов.

    В качестве примера также можно привести:

    Постановление ФАС Московского округа от 24.07.2009 N КА-А40/6844-09

    Постановление ФАС Московского округа от 17.07.2009 N КА-А41/6489-09

    Постановление ФАС Поволжского округа от 09.06.2009 N А55-13349/2008.

    В качестве превентивной меры по запросу налоговиками не относящихся к проверке документов можно написать на имя руководителя инспекции информационное письмо. Если же налоговики всё таки оштрафуют налогоплательщика, данное письмо можно будет использовать как дополнительный аргумент при рассмотрении дела в арбитражном суде.

    Руководителю

    Инспекции ФНС России N __

    по г. Москве

    Иванову И.И.

    от Общества с ограниченной

    ответственностью "Рога и копыта",

    ИНН 7755134420, КПП 775501001,

    173000, г. Москва, ул. Тимирязевская, д. 56

    Исх. N 01/2010 от 22.05.2010

    На N 562/30-А от 21.05.2010

    Уведомление

    о том, что запрошенные налоговым органом документы не относятся к проверяемой в рамках камеральной проверки декларации

    Обществом с ограниченной ответственностью «Рога и копыта» ИНН 7755134420, КПП 775501001 22.05.2010 года было получено Требование о представлении документов N 562/30-А от 21.05.2010 года.

    В требовании налогового органа указано, что документы истребуются в рамках проведения камеральной проверки поданной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2009 год.

    В то же время в Требовании о представлении документов поименованы книги покупок и книги продаж за 2008 и 2009 годы. Данные документы никак не связаны с камеральной проверкой представленной декларации по налогу на прибыль, кроме этого книга покупок и книга продаж за 2008 год относятся к другому налоговому периоду.

    В силу всего вышесказанного считаем требование в части представления книг покупок и книг продаж за 2008-2009 годы неправомерным.

    Приложение:

    1) Постановление ВАС РФ от 08.04.2008 N 15333/07).

    2) Постановление ФАС Московского округа от 24.07.2009 N КА-А40/6844-09

    3) Постановление ФАС Московского округа от 17.07.2009 N КА-А41/6489-09

    4) Постановление ФАС Поволжского округа от 09.06.2009 N А55-13349/2008.

    Генеральный директор ООО "Рога и копыта" Сидоров С.С.

    Вопрос 6. Могут ли налоговые органы запросить документы, не относящиеся к проверяемому налогу при выездной проверке

    В отношении выездной налоговой проверки Налоговый кодекс не содержит конкретного перечня документов, которые могут быть истребованы налоговиками. В кодексе сказано лишь, что могут быть потребованы необходимые для проверки документы (абз. 2 п. 12 ст. 89, п. 1 ст. 93 НК РФ).

    Фактически такая формулировка Налогового кодекса дает налоговикам право требовать у налогоплательщика любые документы.

    Ограничение в данном случае одно – документы должны быть необходимы для проверки (абз.2 п.12 ст.89, п.1 ст.93 НК РФ), то есть относиться к тем налогам и сборам, которые поименованы в решении о проведении выездной налоговой проверки (п.2 ст.89 НК РФ).

    В любом случае определять необходимость документов будут специалисты налогового органа, а никак не налогоплательщик, ведь зачастую один документ может использоваться для исчисления различных налогов.

    Вопрос 7. Необходимо ли нотариальное заверение документов

    В нотариальном заверении документов перед отправкой в налоговый орган или представлением налоговым инспекторам необходимости нет. Ведь в п.2 ст.93 НК РФ четко обозначено, что « не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством РФ».

    Копии документов должны быть надлежащим образом заверены. Заверение производится подписью руководителя организации или иного уполномоченного лица, а также печатью организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ (п.2 ст.93 НК РФ). Уполномочить другое лицо на заверение копий документов руководитель организации может доверенностью, которая составлена в соответствии с требованиями ст. ст. 185 - 189 ГК РФ (абз. 1 п. 3 ст. 29 НК РФ).

    Вопрос 8. Как лучше оформить документы перед отправкой в налоговые органы

    Каких либо требований об оформлении документов перед отправкой в налоговый орган, за исключением их заверения руководителем организации (иным уполномоченным на основании доверенности лицом) Налоговый кодекс РФ не содержит.

    Учитывая тот факт, что количество запрошенных налоговым органом документов на практике обычно составляет сотни и тысячи копий заверять каждый документ очень трудоемкий процесс, попросту не имеющий смысла.

    Ввиду этого рекомендуем прошивать однотипные документы в количестве 100-200 штук вместе с описью документов. Все подшитые в стопку документы нумеруются. На первых листах указывается реестр передаваемых в налоговый орган документов. На последнем листе стопки документов необходимо скрепить нити, сшивающие стопку, листком бумаги, на котором поставить подпись лица имеющего право заверения данных документов и печать организации.

    Также на последнем листе указывается количество копий содержащихся в стопке.

    Вопрос 9. Могут ли налоговые органы требовать документы в электронном виде

    На практике помимо заверенных копий документов налоговики могут попросить вас представить также их отсканированные копии на магнитном носителе или по электронной почте.

    Такое требование неправомерно, поскольку из смысла п. 2 ст. 93 НК РФ и формы требования о представлении документов явно следует, что документы могут быть истребованы только в виде заверенных соответствующим образом копий. Поэтому, если вы сочтете невозможным представить электронные копии, вы имеете полное право ограничиться представлением заверенных копий истребуемых документов.

    Вопрос 10. Когда лучше отправлять документы в инспекцию

    Документы, запрошенные налоговым органом в требовании, должны быть представлены в течение срока установленного Налоговым кодексом (10 или 5 рабочих дней).

    Точную дату представления документов, в рамках законодательно установленного срока, устанавливает сам налогоплательщик. Однако, принимая такое решение, следует помнить о том, что чем быстрее налоговый орган получит от налогоплательщика документы, тем быстрее у него возникнут дополнительные вопросы к налогоплательщику.

    В итоге налогоплательщик, проявив инициативу и представив документы сразу, может получить новое требование на представление документов.

    Исходя из практики, налогоплательщики представляют документы в последний день установленного Налоговым кодексом срока.

    Вопрос 11. Могут ли налоговые органы запрашивать документы в момент приостановления выездной налоговой проверки

    Нет, не могут.

    На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой (п.9 ст.89 НК РФ).