Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Индивидуальное регулирование в правовой сфере. Виды индивидуальных правовых актов

    Индивидуальное регулирование в правовой сфере. Виды индивидуальных правовых актов

    Кашанина Т.В., доцент Московского юридического института, к.ю.н.

    Государство и право. – 1992. — №1. – С.122-130.

    В настоящее время перед советским обществом стоит важная задача: осуществить «разгосударствление» его жизни, поскольку, очевидно, решать все вопросы из центра нельзя. Общественный организм, как и организм человека, способен к саморегуляции. На языке юриспруденции это означает: правовое регулирование не может быть одномерным и осуществляться только с помощью общегосударственных норм. Жест­кая централизация в праве так же вредна, как и монополизм в экономике. Она не позволяет учитывать интересы субъектов права, гасит их инициативу, творческие способности, возможность вести дела с учетом местных условий, личностных особен­ностей, что отнюдь не способствует развитию общества в целом. Централизованное регулирование не должно быть всеобъемлющим. Оно может касаться лишь стратегических вопросов, от решения которых зависит существование общества в целом. К ним в первую очередь относятся вопросы обороны, стабильности общественного и государственного строя, охраны его от внутренних потрясений (госбезопасность и охрана общественного порядка), общения с другими государствами. Важны также вопросы, связанные с жизнестойкостью и экономическим прогрессом общества (формы собственности, налоги, пределы использования прав и др.), с безопасностью личности (установление противоправных деяний). Другие, тактические, менее значи­мые вопросы центральная власть должна передать для решения иным субъектам права.

    В зависимости от того, кому из субъектов предоставляется право определять па­раметры деятельности, поведения, можно выделить три разновидности децентрали­зации в праве:

    децентрализация на уровне государственных органов (республиканское, мест­ное регулирование);

    децентрализация на уровне коллективов организаций (локальное регулирова­ние);

    децентрализация на уровне индивидов (индивидуальное регулирование, или са­морегулирование).

    Данная статья посвящена рассмотрению мало исследованной разновидности децентрализации в праве — индивидуальному регулированию.

    Понятие индивидуального регулирования и его социальная ценность

    Термин «индивидуальное регулирование» вошел в категориальный аппарат юридической науки сравнительно недавно, но сама проблема свободного усмотрения имеет давнюю историю. Отдельные стороны данной проблемы обсуждались еще в дореволюционной науке права. Не оставили без внимания рассматриваемые вопросы и советские ученые-процессуалисты. Однако общетеоретическая постановка вопро­са об индивидуальном регулировании связана с современным этапом правоведения.

    Индивидуальное регулирование — проблема дискуссионная. На сей счет можно вы­делить несколько точек зрения. Согласно одной из них, к сожалению, наиболее распространенной, индивидуальное регулирование есть конкретизация нормы права применительно к делу, к конкретному случаю. Сторонники ее ставят знак равенства между индивидуальным и казуальным регулированием, но используют термин «индивидуальное регулирование» как более привычный. Существует другая точка зрения: Индивидуальное регулирование — это функция правоприменительного процесса в нетипичной ситуации. В.Б. Исаков, Т.В. Кашанина и В.К. Самигуллин предложили считать индивидуальное регулирование элементом системы правового регулирования. Есть авторы, которые, не используя термин «индивидуальное регулирование», все же подходят к решению данной проблемы: одни со стороны конкретизации пра­ва, заканчивающейся выработкой в отдельных случаях правоположений, другие, ис­следуя так называемые законные интересы личности.

    Эта палитра взглядов показывает, что учеными обнаружено правовое явление, ко­торое еще не получило достаточной интерпретации в юридической науке. Кроме то­го, одним и тем же термином «индивидуальное регулирование» обозначаются раз­личные правовые явления, например казуальное регулирование. И, наоборот, одно­му и тому же правовому явлению, каковым является индивидуальное регулирование, даются различные названия (свободное усмотрение, правоположения, конкретиза­ция права, законные интересы и др.).

    Индивидуальное регулирование как элемент системы правового регулирования, очевидно, имеет несколько признаков. Во-первых, оно основано на принятии субъек­том права собственных решений, в которых проявляется его воля, интересы, потреб­ности (и в этом — его суть). Во-вторых, свободное (собственное) решение облекается в форму правила поведения. Если последнее частично предписывается законом и за­конодатель позволяет субъекту права его «доработать», то индивидуальное регули­рование также имеет место, но его удельный вес гораздо меньше. В-третьих, по­скольку любой субъект права находится со множеством других субъектов в прямых и опосредованных связях, его свободное усмотрение должно не противоречить зако­ну и не нарушать законных интересов других лиц. В этом плане индивидуальное регулирование можно охарактеризовать как поднормативное. В-четвертых, индивиду­альное регулирование связано с упорядочением общественных отношений, относя­щихся к сфере правового регулирования, которая шире, чем сфера законодательного регулирования. Оно касается ситуаций, не предусмотренных, а допускаемых законодателем и разрешаемых субъектами самостоятельно. Лишь при наличии препятствий для реализации собственных решений субъект может обратиться к юридическим средствам (иск, жалоба, ходатайство, заявление и др.). Именно в этом, хотя и не толь­ко в этом, проявляется «связанность» индивидуального регулирования со сферой пра­вового регулирования.

    Таким образом, индивидуальное регулирование — это деятельность субъектов по разрешению вопросов, относящихся к сфере правового регулирования, на основе свободного усмотрения, но в пределах, очерченных законом.

    Децентрализация права на уровне индивидов не только целесообразна, но и необ­ходима, ибо поведение людей разнообразно, динамично, а порой и не предсказуемо. Кроме того, не все действия субъектов важны с общегосударственной точки зрения. Материальные, личные, семейные, бытовые, культурные, спортивные и другие ин­тересы, которыми чаще всего руководствуется в своем поведении личность, основ общественной системы не затрагивают. Далеко не все виды поведения типичны. К примеру, физкультурой, несмотря на ее важность и полезность, занимаются систе­матически всего 12% населения нашей страны. Наконец, большое количество норм, изданных государством, ведет к инфляции законодательства: в чрезмерно развет­вленном законодательстве бывает трудно разобраться не только гражданам, реали­зующим нормы права, но и юристам, желающим им в этом помочь.

    Сказанное позволяет сделать вывод: в ситуациях, не оказывающих заметного влияния на общественную жизнь, человек должен иметь возможность положиться на се­бя. Самостоятельно определив элементы своего поведения и убедившись в том, что оно не выходит за рамки, установленные законом, субъект приложит максимум уси­лий для его реализации, поскольку оно будет соответствовать его устремлениям. Социальная ценность индивидуального регулирования состоит в гармонизации интере­сов отдельной личности и общества в целом. Игнорирование личностных интересов делает правовую систему навязанной извне. Подключение же творческого потенциа­ла, сознания, воли, опыта, информационных резервов субъектов права способно зна­чительно повысить эффективность правового регулированиям

    Ограничение активности личности, стремление «втиснуть» ее в рамки стандарта, жестко замкнуть с помощью общегосударственных норм превращает систему в це­лом в нечто застывшее, ведет к ее застою, а, в конечном счете, и к распаду. Например, уравниловка в оплате труда, ограничение зарплаты ставками и окладами, отсутствие связи с результатами труда подорвали личную заинтересованность человека в макси­мальном проявлении своих сил и способностей. Государство должно фиксировать лишь основные права и свободы граждан (см.: Декларацию прав и свобод человека, принятую 5 сентября 1991 г.), а также четко определять те из них, нарушение кото­рых влечет юридическую ответственность. Остальное — сфера индивидуального ре­гулирования.

    А нет ли опасности использования личностью предоставленной ей свободы толь­ко в эгоистических целях?

    «Тайна индивидуальности, — пишет И.И. Резчицкий, — состоит в том, что она пред­ставляет собой единство самореализации и самоотдачи. Человек строит свою инди­видуальность непосредственно для себя, но, вместе с тем, и для других. Он индивидуа­лизируется не для того, чтобы окончательно замкнуться в себе, а для того, чтобы ут­вердить себя в обществе».

    Итак, для себя, но и для всех. Стоит ли ограничивать человека в стремлении боль­ше зарабатывать и соответственно приобретать больше социальных благ, максимально применяя свои силы? Надо только установить оптимальные размеры отчислений для общества (налоги, сборы, пошлины). Мудрая и справедливая налоговая политика, касающаяся, в частности, больших доходов, будет способствовать процветанию благотворительных фондов в пользу малоимущих и бедных, поднимет престижность инициативы. Южнокорейский предприниматель объяснил появление Южной Кореи в качестве второго после Японии промышленного гиганта современного мира следующей исходной позицией его страны: бедные в бедной стране, затем — богатые в бедной стране, а сейчас — богатые в богатой стране. В данной формуле инициативным личностям отводится роль стимуляторов подъема уровня жизни людей. Роль субъекта индивидуального регулирования, основанного на максимальном его проявлении, инициативного, изобретательного, имеющего вкус к самостоятельности, сво­бодному волеизъявлению, риску, здесь очевидна. Вместе с тем индивидуальное регу­лирование, обеспечивая свободу отдельной личности, позволяет обществу в целом подниматься на более высокий уровень свободы.

    Индивидуальные нормы и их особенности

    В процессе индивидуального регулирования вырабатываются индивидуальные нормы, или «микронормы». Это — правила поведения, сформулированные конкрет­ным субъектом права, выражающие его собственную волю, пригодные для регули­рования отношений, участником которых он является, относящихся к сфере правового регулирования, и охраняемые силой государственного принуждения.

    В чем же выражается нормативность индивидуальной нормы?

    В.К. Бабаев указывает на три признака нормативности: типичность (вычленение наиболее характерного, что присуще ситуации), всеобщность (распространение нор­мы на многих лиц), обязательность (неукоснительность исполнения, обеспеченная реакцией со стороны государства). Этим признакам частично отвечает и норма ин­дивидуальная. Типичность «микронормы» проявляется в абстрагировании субъектов от нюансов своего поведения в конкретной ситуации и в выделении в нем глав­ных черт. Однако, если норме общего характера свойственна абстрактность адреса­та, то «микронорма» годится только для конкретных субъектов. И в этом плане она менее типична. Всеобщность индивидуальной нормы носит не юридический (т.е. обя­зательный) характер, а скорее моральный. Только в том случае индивидуальная нор­ма годна для других, если она оплодотворена их волей и соответствует их интересам (пример тому — использование прецедентов по конкретным делам). Закрепление индивидуальных норм в нормативных актах либо в руководящих постановлениях Верховных судов делает их нормами общегосударственными, своего рода «мостика­ми» к нормам общего действия. Например, положение о том, что при определении размера хищения следует учитывать не только его стоимость, но и количество, объ­ем и т.д., появилось в постановлении Пленума Верховного суда СССР на основе обобщения конкретных уголовных дел. Наконец, хотя индивидуальная норма общео­бязательна, не всегда имеются твердые гарантии для ее неукоснительного исполне­ния, и не только потому, что иногда слаба экономическая, социальная, духовная база, позволяющая обеспечить их удовлетворение, но для защиты индивидуальной нормы часто не достает тех юридических средств, которые предусмотрены законом. Как, например, удовлетворить вполне правомерное требование человека, не имеющего высшего образования, записать его в Государственную библиотеку им. В.И. Лени­на? Какое использовать юридическое средство: негаторный иск, жалобу, ходатай­ство? В большинстве случаев индивидуальные нормы защищаются на общих основа­ниях.

    Индивидуальной норме свойственна нормативность, но последняя не абсолютна.

    Массовость ее исполнения будет лишь в том случае, если за ее нарушение следуют меры юридического воздействия.

    Природа индивидуального регулирования двойственна. С одной стороны, оно есть продолжение процесса правотворчества: в пределах, очерченных законом, создается правило поведения, но рассчитанное на точно определенных субъектов (например, лица заключают договор на редакторскую правку рукописи диссертации), либо до­полняются, детализируются, уточняются отдельные элементы общегосударственных норм (например, судья выясняет, относится ли появление человека в плавках на оживленной улице к хулиганству). С другой стороны, индивидуальное регулирование тесно связано с процессом реализации права: оно производится в связи и по поводу конкретного случая, применительно к конкретным лицам и обязательно только для них. Оно также осуществляется, как правило, наряду с реализацией права и выполня­ет по отношению к ней служебную роль. Индивидуальное регулирование — это фор­ма слияния стадии правотворчества и стадии реализации права.

    Виды индивидуального регулирования

    Если взять в качестве критерия классификации индивидуального регулирования способ взаимосвязи между субъектами, то можно выделить три его разновидности.

    Автономное регулирование — если поведение субъекта прямо не затрагивает инте­ресы других лиц и не требует от них волеизъявления (правомерное поведение). Например, пользователь (собственник) садового участка может его обустраивать по своему желанию, даже соорудить пруд для выращивания карпов. Связи субъекта не конкретизированы до тех пор, пока его поведение осуществляется в пределах, ус­тановленных законом. Но как только субъект саморегулирования переступает эту грань и его поведение вступает в противоречие с интересами общества, государства или отдельных лиц, связи индивидуализируются и в действие приводятся средства юридической защиты субъектов, интересами которых он пренебрег. Если, например, сосед по участку докажет, что устройство пруда нарушает его интересы (участок оказывается подтопленным), то он вправе получить судебную защиту. В рамках, очерченных законом, субъект автономного регулирования может моделировать свое поведение по собственной воле. Законодатель по тем вопросам, которые, на его взгляд, не существенны, образцов не устанавливает. Однако это не освобождает го­сударственные органы от обязанности защищать индивидуальные нормы в случае их нарушения со стороны кого-либо. Основание для такой защиты — презумпция право­мерности поведения, обобщенная в формуле: «Дозволено все, что не запрещено». В этом случае роль государства сводится к установлению рамок, меры свободы. Чем менее детализировано урегулирование поведения людей, тем менее патерналистски относится государство к своим гражданам. Обратный подход свойствен тоталитарно­му государству.

    Удельный вес свободного усмотрения в автономном регулировании велик, но и здесь оно не беспредельно.

    Координационное (договорное) регулирование , главная особенность которого — равное положение субъектов и обоюдное участие их в формировании воли, направ­ленной на выработку нормы поведения. К примеру, женщины, пытающиеся совмес­тить труд в общественном производстве с воспитанием детей, заключают договоры с нянями на прогулку с детьми, посещение ими музыкальных и других занятий, прове­дение игр, развивающих интеллект ребенка, и т.д. «Микронорма» становится общей для субъектов, если они договорятся относительно как ее содержания, так и возмож­ных мер поощрения (санкций). В случае спора юрисдикционный орган обязан следо­вать этому соглашению. Координационное регулирование по сравнению с авто­номным обладает меньшей степенью свободы: к ограничениям, установленным за­коном, добавляется еще и воля контрагента. Кроме того, договорные связи в некото­рых случаях регулирует закон. Однако было бы лучше, если бы законодатель делал это лишь в общей форме, а не столь детализированно, как это имеет место в настоя­щее время. Детальное нормирование, к примеру, трудовых соглашений (размер и система заработной платы, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, гарантий и компенсаций и др., за исключением минимального предела, а рабочего времени — максимального) не способствует повышению точности и эффективности правового регулирования.

    Субординационное регулирование встречается в правоприменительной деятель­ности. Поскольку государственный орган, ее осуществляющий, и субъект права на­ходятся в отношениях власти и подчинения, постольку и акт применения есть одно­стороннее волеизъявление полномочного органа. Именно поэтому здесь велика опасность злоупотребления властью со стороны компетентного органа. Целесооб­разно поэтому в нормах права не предоставлять большого простора для усмотрения в процессе применения. Вместе с тем, нельзя обойтись вовсе без него. Субординаци­онное регулирование по сравнению с вышеперечисленными характеризуется гораздо меньшей степенью свободы. Как правило, законодатель отдает на усмотрение ком­петентному органу определение не всего общественного отношения, а одного, реже нескольких его элементов. Так, согласно ст. 77 КоБС РСФСР суд, решая вопрос о взыскании алиментов с совершеннолетних детей, конкретизирует и юридический факт (нуждаемость родителей), и содержание обязанности (сумму алиментов). «Свя­занность» усмотрения здесь гораздо большая.

    Анализ видов индивидуального регулирования позволяет установить следующую закономерность: чем меньше связь между субъектами, тем большая степень самостоятельности должна допускаться в их доведении. И наоборот: чем в большей степени затрагиваются интересы других лиц, тем детализированнее закон должен регулировать это поведение.

    Средства индивидуального регулирования

    Предоставляя субъектам права возможность принимать решения по собственному усмотрению, законодатель использует различные средства и способы. Набор их ве­лик, и это позволяет, выбирая то или иное из них, дозировать меру свободы в реше­нии вопросов, от детальной регламентации которых законодатель отказался. К их числу относятся:

    1) Факультативные нормы, которые, действуя наряду с основными, предполагают иной вариант поведения в случае, если правоотношение приобретает определенную специфику. Так, ст. 81 ГК РСФСР формулирует в дополнение к основному правило, устанавливающее, что «истечение срока исковой давности не всегда влечет прекра­щение права. Если суд признает причину уважительной, то право подлежит защите».

    2) Альтернативные нормы, предлагающие участникам правоотношения различные варианты поведения. Они дают значительный простор для усмотрения, поскольку не обременяют правоприменителя обязанностью обосновывать причину исполь­зования того или иного варианта. Так, согласно ст. 457 ГК РСФСР вред, причинен­ный личности, может быть возмещен либо в натуре, либо в виде возмещения убыт­ков.

    3) Нормы со множеством вариантов поведения для субъектов, или нормы-перечни. Можно выделить две их разновидности: точные (исчерпывающие) и приблизительные. Например, ст. 39 УК РСФСР содержит точный перечень отягчающих об­стоятельств, а ст. 38 — приблизительный перечень смягчающих обстоятельств.

    4) Нормы, допускающие исключения. В одних случаях законодатель оговаривает условия «исключительного решения», в других — полностью полагается на волю правоприменителя. Тем не менее, норма-исключение заставляет лицо, ее применяющее, «оглядываться» на основную норму, и это в определенной мере ограничивает его усмотрение.

    5) Нормы, дающие общий ориентир. Общие формулировки могут касаться направления в работе, цели, которую необходимо достигнуть, основной идеи, которая должна выдерживаться при принятии решения. Например, ст. 77 КоБС РСФСР ориентирует суд при определении размера алиментов на родителей исходить из матери­ального и семейного положения их и совершеннолетних детей.

    6) Нормы, допускающие усмотрение без условий и пределов. Они включают в се­бя формулировки типа »суд вправе», «суд может», «по усмотрению сторон» и др.». Согласно ст. 148 ГПК РСФСР лица, участвующие в деле, дают свои показания стоя. Отступление от этого правила может быть допущено лишь с разрешения председа­тельствующего. Дача такого разрешения условиями не оговаривается.

    7) Ситуационные нормы, предоставляющие возможность принятия самостоятель­ного решения и в то же время обязывающие правоприменителя исходить из обстоя­тельств конкретного дела. Так, в ст. 37 КоБС РСФСР установлено, что размер судеб­ной пошлины при расторжении брака определяется с учетом степени вины сторон, их семейного, имущественного положения и других факторов.

    8) Субсидиарное применение права, когда нормы одного института или какой-либо отрасли права применяются к отношениям, регулируемым другим институтом или иной отраслью права. В случае обнаружения близости сравниваемых ситуаций субсидиарная норма способствует направленности воли правоприменителя в русло воли законодателя. Судебная практика, например, пошла по пути частичного применения норм трудового права при разрешении споров, связанных с использованием груда в кооперативах. Поскольку ситуация, урегулированная нормой смежной отрасли, и си­туация, подлежащая урегулированию, не совпадают по всем параметрам, то для га­рантии правильности выбора закона правоприменителю необходимо ориентировать­ся и на общие положения и принципы права.

    9)Д оговоры. В процессе заключения договора разрабатываются условия самими его участниками, моделируются их права и обязанности. В момент возникновения правоотношения эти модели превращаются в субъективные права и обязанности. На основании договора участники договорных связей становятся управомочной и обя­занной стороной и такое положение приобретается ими независимо от чьей бы то ни было оценки. Это свидетельствует о том, что договор является средством регламен­тации, притом регламентации индивидуальной. Договоры применяются в большин­стве отраслей материального права. Встречаются они и в гражданском процессе (ми­ровое соглашение). Надо отметить, что договоры как средство индивидуального ре­гулирования используются у нас крайне недостаточно. Даже сферы традиционного применения договоров регулируются централизованно. Всеобщая зарегулированность нашей жизни и деятельности организаций, в особенности стремление государ­ственного аппарата держать все нити управления под своим контролем привели к то­му, что из договорных отношений (особенно в гражданско-правовой и трудовой сфе­рах) была выхолощена их суть: самостоятельное урегулирование взаимоотношений сторон на основе взаимного учета интересов. Типовые договоры, издаваемые орга­нами государственного управления и имеющие распространение во многих областях хозяйственной жизни, хотя и не являются директивами, тем не менее, сковывают ини­циативу сторон в договоре.

    10) Аналогия права, т.е. применение к рассматриваемому случаю общих начал и принципов права, используется в основном в регулятивной сфере. Встречается она и в правоохранительной деятельности, но не связанной с уголовной репрессией, а наи­более распространена — в автономном регулировании, менее — в координационном. Но это не потому, что ее возможности здесь ограничены.

    Таковы средства индивидуального регулирования. Они расположены по нараста­ющей доле свободы. Следует отметить, что те из них, которые открывают этот пе­речень, чаще используются в субординационном регулировании, а расположенные ближе к концу перечня — в координационном регулировании, наконец, средства, за­вершающие перечень, — в автономном регулировании.

    Пределы индивидуального регулирования

    Использование индивидуальной регламентации в правовом регулировании, на наш взгляд, можно считать явлением положительным. Однако нельзя не видеть и отрица­тельных моментов, с нею связанных. Свободное усмотрение при определенных усло­виях может перерасти в «сверхсвободу», т.е. свободу чинить произвол, решать вопро­сы в противоречии с общим смыслом и назначением права. Для того чтобы этого не допустить, законодатель устанавливает в нормах права направления индивидуально­го регулирования, его формы, пределы, гарантии и т.д.

    Пределы индивидуального регулирования — это закрепленные законом рамки, в которых субъектам права предоставляется возможность по собственному усмотрению определять свое поведение. Для их установления законодатель использует следующие средства и способы.

    1) Политические нормы. Содержатся главным образом в Конституциях, хотя мо­гут закрепляться в преамбулах других нормативных актов. «Конституционное зако­нодательство, — отмечает Л.А. Морозова, — служит формой, одним из решающих ка­налов официального выражения и закрепления политики». Но в законодательстве отражаются не все политические установки, а лишь установки находящейся у власти партии (блока партий).

    2) Программные положения. Хотя они и не являются принадлежностью только конституционного права, а присущи и другим отраслям, но в Конституции их значи­тельно больше. Здесь, они масштабнее, а потому могут служить ориентиром дина­мичного движения всех сфер жизни.

    3) Целевые установки. Концентрируют в себе существенные моменты развития общества, государства, определяют стратегию в развитии правового регулирования (например, ст. 1 ГК РСФСР).

    4) Задачи, в отличие от целей, определяют тактику в правовом регулировании. Они как бы детализируют правовые предписания-цели, приближают их к реальной жизни и устанавливают более четкий ориентир (ст. 1 КоАП РСФСР).

    5) Правовые принципы. Содержат выраженные в обобщенной форме требования, адресованные субъектам права. Правовые принципы служат руководством в право­творческом процессе, а также ориентиром в процессе индивидуального регулирования.

    6) Дефиниции. Содержат определение правовых категорий по их существенным признакам и также выполняют функцию ориентира в правовом регулировании.

    7) Определение содержания правосубъектности (комплекса правовых возможнос­тей), в пределах которой субъект волен выбирать вариант своего поведения. Разуме­ется, не всегда возможно указать в законе полный перечень прав и обязанностей субъектов, но закрепление основного их комплекса позволяет дать субъектам пра­вильные ориентиры.

    8) Установление пределов осуществления прав. В разных отраслях эти пределы различны. Так, в гражданском праве таковыми являются осуществление прав в про­тиворечие с их назначением, а если оно не определено, то ориентиром выступают по­ложения закона, нормы морали, правила общения людей, в трудовом праве — нали­чие материальных средств, а также условие о недопустимости ухудшения правового положения работников.

    9) Средства ограничения индивидуального регулирования. Могут касаться спосо­бов защиты и самозащиты прав субъектов (ч. 2 ст. 392 ГК).

    10) Фиксирование временных границ (сроки исковой давности, предъявления пре­тензий и исков, обжалования, опротестования и и др.).

    Можно выделить также частные средства установления границ индивидуального регулирования, которые касаются одного вида общественных отношений и содер­жатся в нормах специального действия. Среди них — юридические факты (составы), установление нормативов, границ колебания цен, рекомендательные, поощритель­ные нормы, определение в нормативном порядке использования финансов, режима того или иного вида имущества и т.д.

    Создание индивидуальных норм ограничивается не только законодательными средствами. Весьма значимы факторы, лежащие вне сферы права (нормы морали, обычаи, традиции, правила общения людей, деловые обыкновения, этические и эсте­тические нормы, общественное мнение, теоретические воззрения и др.).

    В заключение хотелось бы привести две максимы из учения И. Канта. Первая — «Дай себе закон!» исходит из автономии, которой должен обладать каждый чело­век. Он, человек, задает себе правило и ставит его выше меняющихся желаний, по­требностей, пристрастий, иных обстоятельств, к которым надо приспосабливаться. Но рядом Кант ставит вторую максиму: «Поступай так, чтобы максима твоего пове­дения во всякое время могла быть и нормой всеобщего законодательства!». Основная ее мысль — не может быть нигилистической и аморальной независимости от общества. Всякая свобода относительна, в том числе свобода усмотрения в процессе индивидуального регулирования

    Общество - сложная совокупность разнообразных социальных отношений, нуждающаяся во внутреннем упорядочении в целях обеспечения эффективного развития и обеспечения выживания человека как вида.
    Социальный порядок устанавливается в обществе в результате действия разнообразных механизмов.
    «Стихийные» регуляторы.
    Они представляют собой непосредственное проявление естественных законов природы и общества - демографические процессы, инфляционные ожидания, стихийные бедствия, увеличение продолжительности жизни, оказывающие влияние на поведение отдельного человека;
    Социальные регуляторы.
    Социальное регулирование есть влияние правил, вырабатываемых обществом, на поведение человека, определение рамок этого поведения с целью такого воздействия на социальные процессы, которое бы обеспечивало упорядоченность и стабильность существования социума. Поэтому объектом социального регулирования всегда в конечном счете является человек, путем определения заранее социально желаемого акта его внешнего поведения в конкретной ситуации.
    Способы социального регулирования по характеру воздействия делятся на три основные группы:
    побуждение - это воздействие, представляющее собой формирование у человека убеждения в выгодности определенного поведения. Этот способ основывается на воздействии на индивидуальное или групповое сознание и силе авторитета.
    понуждение - это воздействие, представляющее собой стимулирование (формирование потребности) желаемого поведения. Этот способ основывается на поощрении (материальном, моральном) за поведение следующее правилу.
    принуждение - это такое воздействие, когда социально необходимое поведение человека достигается возможностью применения насилия, в случае отклонения от установленных правил поведения.
    Социальное регулирование - это субъективный процесс упорядочивания общественных отношений путем подчинения их определенным правилам.
    Социальный регулятор - это механизм, обеспечивающий упорядочение общественных отношений.
    Виды социальных регуляторов:
    Ненормативные (индивидуальные) регуляторы - это такие формы воздействия на общественные отношения, которые не представляют собой общий масштаб социальных действий, а предстают как индивидуальное упорядочение поведения людей при помощи разовых, персональных регулирующих акций, относящихся только к строго определенному случаю, к конкретным лицам.
    Ненормативные регуляторы:
    - ценностный регулятор, представляющий собой систему исторически сложившихся социальных ценностей, социально-психологических установок и стереотипов. Он имеет сложную структуру и проявляется прежде всего в культуре различных социальных общностей (социальных групп, этносов и т.д.). Ценности отдельной группы оказывают определяющее влияния на обеспечение поддержания состояния упорядоченности общественных отношений, обеспечивая глубинный пласт стабильных отношений. Примером данной группы социальных регуляторов могут служить принципы взаимопомощи, уважения достоинства, национальная гордость и т.д.;
    - директивный регулятор представляет собой такое воздействие на поведение человека, когда от социально-властного органа исходит общее указание на необходимость решения той или иной социальной задачи, но конкретные средства и способы ее достижения не предусматриваются, и человек может их выбирать самостоятельно (к ним относятся, например политические программы и платформы);
    - информационный регулятор, способ воздействия которого на социальные процессы сводится к публичному распространению сведений о конкретных случаях социального поведения, которые служат образцами для подражания, либо для осуждения. Большую роль при использовании такого регулятора играют средства массовой информации, сеть Интернет;
    - предсказания, которые в качестве регулятора возникают на основе донаучных форм предвидения и развиваются первоначально в рамках практической деятельности людей.
    Предвидение в форме пророчеств, прорицаний, гаданий было известно в глубокой древности. Уже в Древней Греции, Индии, Китае, Египте и Вавилонии происходило первое фундаментальное разграничение областей предвидения на область явлений природы (солнечное затмение, предсказание урожая, изменение погоды и т.п.); область социальных явлений (наступление и исход войны, победа или поражение политической группировки и т.п.); область событий в жизни отдельного человека (смерть, болезнь, рождение, бракосочетание, обогащение и т.п.)
    Этот регулятор использовался в древности весьма эффективно для управления. Так римские жрецы авгуры1, ритуалы которых были связаны первоначально с божествами плодородия, улавливали поданные божеством знаки и их толковали. С течением времени выработалась целая наука авгуров, которые для своих предсказаний (авгурий) пользовались атмосферными явлениями, полетом птиц, кормлением священных кур, встречами с дикими животными и т.д. Особое значение придавалось гаданию по полету птиц (ауспиция). Римские государственные деятели должны были прибегнуть к ауспиции перед каждым политическим или военным актом, который совершался только при благополучном исходе гадания. Интересно отметить, что логическая структура предсказаний очень схожа со структурой некоторых социальных норм;
    - индивидуальное регулирование - это простейшее социальное регулирование. Оно имеет известные достоинства: позволяет решать жизненные проблемы с учетом данной ситуации, персональных качеств лиц, характера возникших отношений. Но очевидны и его значительные недостатки: оно социально неэкономично, не вполне обеспечивает необходимую одинаковость в повторяемых актах в процессе производства, обмена, жизнедеятельности людей, а так как каждый раз проблему надо разрешать заново, существуют широкие возможности для субъективных, произвольных решений;
    - нормативные - это такие регуляторы, которые обеспечивают достижения желаемого поведения человека в обществе путем установления масштаба (меры) поведения, для тех, кто может оказаться в тех или иных социальных ситуациях, т. е. социальных норм. Социальная норма как правило поведения характеризуется четким описанием возможной ситуации, формулированием социально требуемого поведения в описанной ситуации и установлением мер принуждения, если индивид не выполняет требования правила;
    - социальная норма - это обусловленное объективными обстоятельствами правило поведения общего характера, регулирующее неопределенное количество раз социально-значимое поведение людей оказавшихся в условиях, предусмотренных нормой.
    Социальные нормы регулируют поведение человека в таких сферах, как поведение личности по отношению к другим, поведение личности по отношению к обществу в целом и его ценностям, поведение личности по отношению к самой себе.
    Признаки социальной нормы:
    - по своей природе - это образцы, стандарты поведения;
    - это мера позитивного общественного поведения, направленного на достижение определенного результата, интереса;
    - носит обязательный характер;
    - обладает неперсонифицированностью адресатов, поскольку выражается обычно в форме безличных и всеобщих императивов и, таким образом, является носителем прескриптивной информации;
    - представляет собой только такие правила, которые могут применяться неопределенное количество раз в типичных ситуациях, т. е. имеют общий, а не индивидуальных характер.
    - создается в результате социально-волевой деятельности людей;
    - обеспечивается соответствующими средствами и объединениями людей;
    - исторически создается самим обществом, людьми в процессе их взаимоотношений, а будучи созданной - упорядочивает их поведение;
    - обусловлена уровнем развития общества;
    - в качестве социальной нормы выступает такое поведение, которое выражает типичные социальные связи и отношения.
    Качественной характеристикой социальной нормы является то, что она является проявлением и отражением естественной или общественной закономерности. Социальные нормы выражают и конкретизируют действия объективных законов в общественных отношениях, тенденций общественного развития;
    Норма - это мера полезного, а потому типичного функционирования. Нормальным является такое функционирование системы, которое отвечает ее природе и ее свойствам, является оптимальным либо, по меньшей мере, допустимым для данного процесса. Иными словами, социальная норма выражает не только «должное», но и «сущее».
    Социальная норма регулирует общественные отношения путем разрешения, запрещения и обязывания людей действовать определенным образом в конкретной ситуации; она имеет следующую структуру: «если..., то...., в противном случае».
    Социальная норма - это первичный элемент нормативно-регулятивной системы общества.
    Нормативно-регулятивная система общества - это особая совокупность социальных норм общества, представляющая единое целое для решения задачи упорядочения, регулирования общественных отношений.
    Признаки (основные черты) нормативно-регулятивной системы общества:
    - это искусственная система. Она возникает как результат деятельности человека и является принадлежностью ноосферы (т. е. области планеты, охваченной разумной человеческой деятельностью);
    - это организационная система. Любой системе присуща организация ее подсистем и элементов, но существуют специфические образования - организационные системы, для которых организация является назначением и хотя элементы такой системы материальны, они обмениваются информационными и вещественными продуктами. Одним из назначений такой системы является поддержание определенного социального порядка, который в процессе функционирования системы может трансформироваться. Нормативно-регулятивная система общества как образование, предназначенное для упорядочения общественных отношений, является примером таких систем, поддерживая и модифицируя общественный порядок в процессе своего функционирования;
    - структура нормативно-регулятивной системы общества включает специфические по решаемым задачам элементы - социальные нормы. Их функционирование и реализация подчинены единой глобальной цели, преследуемой системой и являющейся ее назначением - поддержанием общественного порядка, обеспечением такой согласованности в действиях людей, которая бы обеспечивала максимально эффективное взаимодействие людей для осуществления ими своих потребностей;
    - выражает единство связанных между собой элементов - социальных норм. Многообразие их видов отражает объективный мир и отношение людей к действительности;
    - несет в себе избыточность, обусловленную необходимостью поддержания достигнутой упорядоченности социальных связей в условиях быстро развивающего общества. В структуре нормативно-регулятивной системы содержатся правила поведения, не использующиеся в данных конкретных исторических рамках и не вносящие свой вклад в достижение целей всей системы. Вместе с тем они могут быть снова востребованы и стать даже основными в других общественных рамках;
    - ей присуще свойство развиваться, адаптироваться к новым условиям, путем создания новых связей и новых правил со своими частными целями и средствами их достижения;
    - ее качеством является целостность, несводимость ее свойств к свойствам составляющих ее социальных норм и наоборот;
    - это устойчивая система. Она характеризуется относительной устойчивостью введенных правил поведения и, следовательно, стабильностью свойств структурированной, урегулированной среды - социальных связей. Наиболее устойчивым способом обеспечения устойчивости социальных процессов является введение отрицательной обратной связи. Поэтому правила социального поведения предусматривают наличие санкции - наказания за нарушение, устанавливаемого нормой порядка.
    Причины возникновения нормативно-регулятивной системы общества:
    В первоначальный хаос - гомогенность (однородность) социальных связей, характеризующаяся слабой чувствительностью к внешним воздействиям и стабильными детерминированными оценками вероятностного описания, в целях обеспечения выживания отдельной человеческой группы вносится порядок и организованность с помощью установления некоторого правила взаимоотношения людей между собой в конкретном случае, что приводит к уменьшению энтропии.
    Социальные связи в этой группе больше коррелируют с начальными условиями и более эффективно обеспечивают достижение целей выживания, создаются и предпосылки к возможности прогнозирования дальнейших событий в этой группе. Динамические процессы информационной стабилизации в системе регуляции социального поведения отдельного индивида приводят к уменьшению степеней свободы выбора поведенческих актов.
    Появление упорядоченных элементов, обладающих большей устойчивостью, нарушает первоначальную неорганизованность, а последующее развитие сформировавшийся устойчивых элементов выражается в росте числа правил поведения и появлении у них новых функциональных качеств.
    Нормативно-регулятивная система отражает достигнутую ступень экономического, социально-политического и духовного развития общества. В ней находят отражение исторические и национальные особенности жизни страны, характер государственной власти, качество жизни людей. Как целостная, динамичная система социальных норм она является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, она состоит из различных групп норм, действующих во взаимосвязи друг с другом.
    В процессе регуляции общественных отношений активная роль одной группы норм дополняется и корректируется другими социальными нормами. Взаимодействие отдельных норм в единой нормативно-регулятивной системе раскрывает комплексные свойства у входящих в эту систему отдельных составных частей.

    Индивидуальные акты. Индивидуальными актами, регулирующими гражданские отношения, являются разнообразные договоры, уставы, а также другие внутренние документы. Особенность индивидуальных актов состоит в том, что они:

    принимаются не компетентными государственными органами, а самими участниками гражданского оборота для самостоятельного регулирования отношений - внутренних и внешних;

    устанавливают правила, обязательность которых ограничивается кругом соответствующих участников;

    в механизме гражданско-правового регулирования являются не правовыми нормами, а юридическими фактами.

    Отмеченное исключает нормативный характер индивидуальных актов, а вместе с этим препятствует их признанию в качестве формы права. Этот вывод не колеблет тот очевидный факт, что на современном этапе роль договорного регулирования общественных отношений значительно усилилась в ущерб их нормативному регулированию: регулирование частных отношений отнюдь не связано безусловно с необходимостью признания соответствующего регулятора в качестве формы права.

    Договор - наиболее распространенный индивидуальный акт. В гражданском законодательстве он определяется как юридический факт и признается соглашением двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Всякий договор как юридический факт состоит из ряда условий, которые образуют его содержание и являются обязательными для сторон. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме тех случаев, когда содержание условия предписано законом или иными правовыми актами. Таким образом, всякий договор должен соответствовать императивным правилам законодательства во избежание неблагоприятных последствий для него же самого, но он может изменять или отменять диспозитивные правила законодательства. Среди всех условий договора особое значение имеют существенные условия, согласование которых является необходимым для всех договоров и достаточным для заключения большинства договоров, поскольку некоторые договоры для их заключения требуют также передачи имущества или государственной регистрации.

    Договор - специфическое правовое средство, опосредующее индивидуальные взаимоотношения участников гражданского оборота, имеет значение только для конкретных контрагентов и безразличен для третьих лиц, за отдельными изъятиями. Договор не является формой права и не обладает юридической нормативностью. И все же некоторым договорам отдельные черты нормативности присущи. Так, условия договора присоединения определяются одной стороной и, выступая для другой стороны в качестве своеобразной заранее установленной нормы, могут быть приняты ею не иначе как путем присоединения к предложенному варианту договора в целом. Учитывая, однако, что присоединение - отнюдь не исключительная методика заключения гражданских договоров, а разработчиками формуляров и стандартных форм всегда выступают сами участники гражданского оборота, тогда как их потенциальные контрагенты могут, но вовсе не обязаны присоединяться к существующему варианту договора, возможные проявления нормативности в некоторых гражданских договорах недостаточны для признания гражданского договора формой права.

    Система индивидуально-правовых актов, направленная на упорядочивание индивидуально-трудовых отношений и общественных отношений, непосредственно с ними связанных. Термин индивидуально-правового регулирования означает, что одной из сторон этого регулирования. Одной из сторон не всегда выступает работник. На индивидуально-правовое регулирование уполномочены только те субъекты, которые указаны в нормативно правовых актах, в них же определяется компетенция этих субъектов, их обязанности, и индивидуально-правовые акты, завершающие их деятельность.

    Элементы:

    1) индивидуальные договоры и соглашения – это соглашения, заключаемые между работником и работодателем в лице его представителя по вопросам, прямо закрепленным в ТК. Как правило, они заключаются самостоятельно, а иногда под контролем и с учетом мнения профсоюза (Ст99 и ст113)

    Типичными примерами индивидуальных договоров в ТП является трудовой договор, договор о полной материальной ответственности, ученический договор, договор о повышении квалификации и профессиональной переподготовке и т.п. ИТО рассчитаны на более короткий период времени и касаются они конкретного субъективного ТП. (соглашения о временном переводе на другую работу; соглашение о неполном рабочем дне (ст93);соглашение об отпуске без сохранении З/п; соглашение об возмещении работником материального ущерба с рассрочкой платежа (ст248 ТК)) однако необходимо, чтобы возможность заключения была прямо предусмотрена в законе, иначе такое соглашение будет считаться недействительным.

    Регулирования с помощью Индивидуальных соглашений получило в литературе название «индивидуально-договорное регулирование».

    2) правоприменительные акты – правоприменение представляет собой одну из форм реализации права наряду с соблюдением, исполнением и использованием. Особенность правоприменения заключается в том, что правоприменительной деятельностью могут заниматься лишь право уполномоченные на то субъекты, эта деятельность носит властный характер, она направлена на соблюдение субъективных трудовых прав и обязанностей.

    Правоприменительной деятельностью занимаются следующие субъекты: работодатель и его представители, профсоюзные органы, постановление совета трудового коллектива, решение квалификационной и аттестационной комиссии. Правоприменительные акты может быть классифицированы:

    А)правоприменительные акты правоустанавливающего характера, эти акты является основанием возникновения субъективных трудовых прав и обязанностей работника. В отличие от индивидуально-договорных актов права и обязанности, правоприменительные акты работодателя создаются без согласия работника. (приказ о наложении дисциплинарного взыскания (ст.ст 190-191 ТК); приказ о временном переводе работника сроком до одного месяца на необусловленную трудовым договором работу, в случае возникновения чрезвычайного случая 722)

    Б) Правоприменительные акты право оформляющего акта, на основании других актов появляются субъективное ТП работника (приказ об оформлении приема на работу, который в данном случае лишь оформил возникшее на основании трудового договора трудовые отношения, с таким приказом работодатель обязан ознакомить работника под роспись в 3х-дневный срок, со дня фактического начала работы (68 ТК РФ)).

    В правоустанавливающих актах велико усмотрение работодателя, а в правооформляющего усмотрение работодателя почти нет, он обязан принимать такие акты, иначе будет привлечен к административной ответственности.

    3) правоохранительные акты – эти акты призваны защищать и восстанавливать нарушенное субъективное право, к ним относится решение суда по конкретному трудовому спору, решение комиссии по трудовым спорам, предписания ФИС (федеральный инспектор труда) об устранении выявленных нарушений, распоряжений прокурора. Эти акты является правоприменительными, однако они самостоятельных прав и обязанностей не создают, они лишь защищают и восстанавливают права, созданные и закрепленные другими правовыми актами.

    4) акты саморегулирования работником своих ТП – призваны в случаях прямо предусмотренных ТК, создавать для работника индивидуальные права для работника без согласия работодателя. Акты саморегулирования как правило направлены на обеспечение баланса интереса сторон трудового договора, а в некоторых случаях должны создавать дополнительные гарантии для субъектов, нуждающихся в дополнительной защите (беременные женщины, лица, осуществляющие уход за детьми до 14 лет, либо ребенка-инвалида до 18 лет, лица, осуществляющие за больным членом семьи, инвалиды и т.п.)

    Акты саморегулирования прямо предусмотрены в законе и как правило сопровождаются формулировкой: «работодатель обязан…»


    Конец работы -

    Эта тема принадлежит разделу:

    Предмет и метод, система трудового права

    Коллективные субъекты тп трудовой коллектив трудовой коллектив это совокупность работников.. социальное партнерство коллективные переговоры нормативные соглашения и.. заключение и оформление тд..

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Все темы данного раздела:

    Предмет ТП
    Трудовое право – самостоятельная отрасль российского права, регулирующая отношения в сфере наемного труда. Является относительно молодой отраслью Российского права (момент возникновения относится к

    Метод трудового права
    Метод трудового права – совокупность правовых способов, с помощью которых законодатель урегулирует ИТО и ООТТ. Методы правового регулирования напрямую зависят от предмета регулирования. Тр

    Механизм правового регулирования ИТО и ООТТ
    Механизмы правового регулирование ИТО и ООТТ – система правового регулируемых ИТО и непосредственно с ним связанные с целью их упорядочивания, развития и защиты. Механизм включает в себя 2


    Признаки источников трудового права: 1) содержат норму права, а также могут изменять и прекращать действие нормы права.Они принимаются специальными, уполномоченными на то субъектами

    Нормативно-праворазъяснительные акты
    В литературе эти акты относят к источникам ТП, однако эта позиция является не верной. Нормативно праворазъяснительные акты приняты изъяснять и истолковать существующую норму права, также их функци

    Нормативный договор и соглашение
    Являются специфическим источником ТП. Нормативный договор и соглашение является результатом социально-партнерской деятельности, поэтому их часто именуют актами социального партнерства. Но

    Коллективный договор
    Коллективный договор – нормативно-правовое соглашение, которые заключается в организации, сторонами которого являются трудовой коллектив и работодатель в лице их представителей. Понятие КД (ст40 ТК

    Субъекты ТП
    Субъекты ТП – это физические лица, юрлица, коллективные образования, не обладающие признаками юрлица, должностные лица, являющиеся носителями субъективных прав и обязанностей, закрепленных в нпа и

    Работник
    Это физическое лицо, достигшее определенного возраста, обладающий правосубъектностью, вступивший в трудовые отношения с работодателем. Для того, чтобы быть работником нужно достигнуть определенного

    Общий и специальный трудоправовой статус работника
    Правовой статус работника определяется теми правами и обязанностями, которыми его наделил законодатель. Статус работника бывает 2х видов: 1) общий – совокупность прав и обязанностей, прина

    Основные обязанности работника
    Зачастую в практике возникают сложности, т.к. не всегда понятно добросовестно» это как? В тоже время в число основных обязанностей еще входит соблюдение трудовой дисциплины, соблюдение правил внутр

    Трудовой коллектив
    В ТК отсутствует словосочетание Трудовой коллектив, вместо этого термина законодатель употредляет термин работники организации. Такая ситуация приводит к смешению понятий и неопределенностей, т.к.

    Профсоюз
    Права профсоюзов по защите индивидуальных прав и интересов работников. 1. имеют права устанавливать (по ТК) Пример участия профсоюзов в индивидуального регулировании: ч 4 99 ТК РФ

    Иные субъекты ТП
    Помимо федеральной инспекции труда существуют ряд субъектов, которые осуществляют государственный контроль, и надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышле

    Социальное партнерство
    Социальное партнерство – это система взаимоотношений между работниками и работодателями в лице их представителей, а также органами государственной власти и местного самоуправления, которая направле

    Коллективный договор
    В науке трудового права много ученых занималось проблемой коллективного договора. Анализ их точек зрения позволяет выделить 3 основные правовые позиции о правовой природе коллективного договора:

    Коллективные переговоры
    ФЗ от 30 июня 2006 года № 90 ввел изменения в ТК, изменившее правопредставительства работников в коллективных переговорах. Это выразилось: 1) ст. 30 установлено, что интересы работников ор

    Нормативные соглашения
    В ст. 45 ТК РФ дается понятие нормативного соглашения. Под ним законодатель понимает правовое соглашение, регулирующее социально-трудовые отношения в обществе и закрепляющее общие принципы регулиро

    Принципы ТП и их практическое значение
    В литературе под принципом понимается основополагающая, главная идей направления развития чего-либо. Помимо правовых принципов выделяют: экономические, политические, моральные и т.д. Их содержан

    Трудовые отношения. Трудовой договор
    Трудовые отношения – общественные отношения, урегулированные нормами трудового права и возникающие между работником и работодателем, в соответствии с котором работник обязуется выполнять определенн

    Трудовой договор
    В трудовом праве термин «трудовой договор» имеет несколько значений: 1) трудовой договор выступает в форме привлечения Трудовой деятельности, с помощью него реализуется право гражданина на

    Обязательные условия ТД
    1) условие о трудовой функции работника может быть определено сторонами в трудовом договоре 3 способами: Путем указания на профессию, специальность, должность и квалификацию работника. Про

    Дата начала работы
    Также является обязательным условием ТД – дата начала работы. С ним связывается возникновение трудового стажа, начало периода, когда работник приобретает право на отпуск и т.д. По общему правилу, с

    Условия об оплате труда
    Данное условие является обязательным. как правидло оно определяется соглашением сторон ТД, особенно в коммерческих организациях. Может вытекать из нпа, в том числе и локальных, т.к. в ст 135 ТК зак

    Срок ТД
    Является обязательным, только тогда, когда стороны заключают договор на определенный срок («Срочный ТД»). Срок ТД является основанием для классификации ТД на 2 вида: 1) ТД, заключаемые на

    Дополнительные условия ТД
    Условия о совмещении профессии и должностей урегулированы в ст. 1602. Только по сглашению сторон трудового договора, при этом требуется, чтобы срок, в течении которого будет выполняться работа, ее

    Изменение ТД
    Изменению ТД посвящена специальная глава 13 и изменение ТД фактически означает изменение условий ТД, определенной сторонами. В данной главе принципиальное значение имеет ст. 72. Данное значение про

    Прекращение ТД
    Прекращение ТД означает прерывание правовой связи между работником и работодателем, возникшее на основании ТД. ТК помимо термина «прекращения ТД» использует термин «расторжение ТД», «уволь

    Расторжение ТД по соглашению сторон
    Законодатель крайне скромно регулирует данное основание помещаемое лишь в одном предложении. Данное основание заслуживает пристального внимания, является универсальным, т.к с точки зрения правовых

    Расторжение Трудового договора по инициативе работника
    Нав ряду с 2 видами, прекращение трудового договора по инициативе работника и по соглашению сторон в ТК закреплены еще 4 вида расторжения ТД: 1) по инициативе работодателя; 2) по

    П.1 статьи 81 ТК РФ
    Понятие ликвидации – (ст 61 ГК РФ) – прекращение деятельности без перехода прав и обязанности к другим лицам. Основанием для увольнения работника может служить решение управомоченного органа по лик

    П. 2 ст. 81 ТК РФ
    Сокращение личности или штата организации Сокращение численности означает реальное сокащение кол-ва работников у данного работника. Сокращение штата означает сокращение штатных едигиц, зак

    П. 3 статьи 81 ТК
    По данному основанию работника можно уволить, соблюдая следующие правила: 1) аттестация, как обязательный способ проверки знаний работника и соответствие его занимаемой должности, либо вып

    П 4 ст 81 ТК РФ
    Данное основание является дополнительным и невиновным. Уволить по данному основанию можно лишь руководителя организации, его заместителя, либо главного бухгалтера. В соотсетсвии с ч 1 ст 75 ТК новы

    П. 5 ст. 81 ТК
    Данное основание является виновным и позволяет пработодателю уволить работника за неоднократное неисполнение им без уважительных причин трудовых обязанностей, если работник имеет дисциплинарное взы

    П. 6 ст. 81 ТК РФ
    а) прогул – одно из самых распространенных оснований для увольнения. Под прогулом понимется отсутствие работника без уважительных причин на рабочем месте более 4х часов подряд. В том числе отсутсви

    П.8 ст. 81 ТК
    По данному основанию – «совершение аморального проступка, не совместимого с данной работой», может быть уволен лишь работник, выполняющий воспитательных функций (преподаватели, воспитатели дет сада

    П 11 ст. 81 ТК РФ
    Предусматривает, что работодатель вправе расторгнуть ТД с работником в случае представления им подложных документов при заключении трудового договора, данный пункт с 2006 года получил новую редакци

    Прекращение ТД по обстоятельствам, не зависящих от воли сторон
    Основания, которые являются юридическими фактами, прекращающими ТД, не зависимо от воли сторон, закреплены в статьи 83 ТК РФ. В редакции ФЗ № 90 –ФЗ от 30 июня 2006 года, законодатель дополнил стат

    Порядок оформления прекращения трудового договора
    Порядок оформления прекращения ТД предстьавляет собой процедуру, направленных на документальное оформление, прекращение правовой связи между работником и работодателем. ФЗ № 90-ФЗ вкл в ТК ст 84.1п

    Рабочее время
    Представляет собой как экономическую категорию – под которой понимается общественно-необходимая мера труда, и как юридическая категория – под которой понимается время в течении которого работник об

    Неполное рабочее время
    Рекомендацией МОТ от 24.06.1994 года № 182 «О работе на условиях неполного рабочего времени», предусматривает, что работник может по соглашению с работодателем установить для себя неполный режим ра

    Режим рабочего времени
    Представляет собой распределение рабочего времени в течении определенного календарного периода в зависимости от характера работы и условий её выполнения. Режим рабочего времени зависит, в том числе

    Не нормированный рабочий день
    Регулируется ст. 101 ТК РФ, данный режим работы позволяет работодателю на основании его распоряжения при необходимости эпизодически привлекать работников к работе за пределами нормальной продолжите

    Гибкое рабочее время
    Позволяет по соглашению сторон время начала, окончания работы, либо общую продолжительность ежедневной работы определить по соглашению сторон. Помимо ТК РФ применяется Положение «о порядке и услови

    Сменная работа
    Это особая организация трудового процесса, когда ежедневная работа может превышать нормальную продолжительность рабочего времени, причем это как правило допускается когда длительность производствен

    Ежедневный междусменный отдых
    Такой вид отдыха предусмотрен в ст. 106, 107 ТК РФ, однако более ТК РФ об этом виде отдыха не упоминает. До настоящего времени официально не отменено и продолжает действовать Постановление СНК СССР

    Выходные дни
    Законодатель закрепляет, что продолжительность такого отдыха не может быть менее 42 часов, а предоставление выходных дней зависит от продолжительности рабочей недели. Вы не ошибетесь,если общим вы

    Нерабочие и праздничные дни
    Во-первых, в ст. 112 ТК РФ закреплены нерабочие и праздничные дни, существующие в РФ. С принятием ТК РФ наряду с праздником 8 марта официально был признан праздник 23 февраля. В РТ существует закон

    Отпуска
    Отпуск – это самый продолжительный и самый долгожданный вид времени отдыха предоставление которого сопровождается гарантиями: за работником сохраняется заработная плата и рабочее место. В ТП РФ сле

    Ежегодный основной оплачиваемый отпуск
    Глава 19 ТК РФ посвящена регулированию этого отпуска – 28 календарных дней (общее правило). Предоставляется он ежегодно и по общему правилу очередность его предоставления регулируется локальным нор

    Заработная плата (оплата труда)
    Заработная плата является одним из самых сложных институтов ТП РФ. Заработная плата и оплата труда регулируются главами 20-ой и 21 ТК РФ. Особенностью данного раздела является ст. 129 ТК Р

    Установление заработной платы
    Установление заработной платы зависит от вида организации, для бюджетных организаций заработная плата формируется с помощью законов и подзаконных актов, до последнего времени основной системой счит

    Способ защиты заработной платы работника
    · установление минимального уровня оплаты труда, он привязан к прожиточном минимуму (ст. 133 ТК РФ); · индексация заработной платы (ст. 134 ТК РФ) – индексация это установленный государств

    Дисциплина труда и дисциплинарная ответственность
    Правовому регулированию дисциплине труда посвящена глава 29 ТК РФ. Понятие дисциплины труда в норме трудового права традиционно рассматривается в 2-х аспектах: объективном и субъективном. В объекти

    Дисциплинарная ответственность
    В юридической литературе в конце 80-90г.г. сформировалась концепция так называемой позитивной юридической ответственности. Ответственность наступающая за будущее поведение субъекта. Традиционное по

    Материальная ответственность сторон ТД
    Материальная ответственность – это специальный вид юридической ответственности, в соответствии с которой сторона трудового договора, причинившая материальный ущерб другой стороне обещает этот ущерб

    Материальная ответственность работодателя
    Работодатель несет материальную ответственность перед работником если: 1) было незаконное лишение работника права трудится; наступает в случае незаконного отстранения, незаконного у

    Материальная ответственность работника
    Материальная ответственность работника регулируется главой 39 ТК, предусмотренного правило о том, то работник возмещает работодателю прямой действующий ущерб. Неполученные доходы и упущенн

    Способы возмещения материального ущерба сторон ТД
    В трудовом праве предусмотрены виды возмещения материального ущерба работодателю: 1) добровольный способ; 2) индивидуально-договорной и по соглашению сторон. В ч 4 ст 248 ТК РФ за

    Гарантии компенсации в ТП
    Виды: общий и специальный; Специальный – Раздел 7 ТК РФ, общий регламентируется различными разделами ТК. Гарантии – средства, способы, средства, условия, с помощью которых обеспеч

    Понятие, виды трудовых споров
    В трудовом праве существует 2 основные позиции относительно правовой природы трудовых споров: 1) материально-правовая: трудовой спор всегда возникает как явление материального характера и