Войти
Образовательный портал. Образование
  • Чему равен 1 год на меркурии
  • Кто такой Николай Пейчев?
  • Томас андерс - биография, фото, личная жизнь солиста дуэта "модерн токинг" Синглы Томаса Андерса
  • Что показывает коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами Обеспеченность обязательств финансовыми активами в бюджетном учреждении
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Конституционно-правовые отношения и субъекты конституционного права. Субъекты конституционного права российской федерации

    Конституционно-правовые отношения и субъекты конституционного права. Субъекты конституционного права российской федерации

    Субъектами конституционного права являются участники общественных отношений, установленных конституционным правом. В качестве таких участников выступает достаточно широкий круг лиц: физические лица и различного рода органы и общественные общности. И те и другие обладают правом пользоваться правами, санкционированными конституционным правом; они же несут и обязанности, этим же правом установленные. Эти две категории субъектов не представляют собой единообразных общностей, и внутри каждой из них можно выделить отдельные группы субъектов. Физические лица различаются в зависимости от обладания гражданством; собственные граждане по общему правилу пользуются более значительным кругом прав и несут большие обязанности, чем иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории государства. В конституционном материале порой указывается, порой не указывается правовое различие между собственными гражданами и негражданами. Например, ст. 10 Основного закона ФРГ 1949 г. формулирует положение о тайне переписки без отнесенности к какому-либо лицу: «Тайна переписки, а равно тайна почтовой и телесвязи ненарушимы»; «ограничения могут устанавливаться только на основе закона. Этот закон может установить, что заинтересованному лицу не сообщается о таких ограничениях, если они направлены на защиту основ свободного демократического строя, либо существования или сохранения Федерации или какой-либо земли, а судебный порядок заменяется проверкой со стороны специальных и вспомогательных органов, назначенных народным представительством». Следующая же статья носит четко определенный характер и относится только к гражданам ФРГ: «Все немцы пользуются свободой передвижения па всей федеральной территории».

    Особое место среди субъектов конституционного права занимает государство, которое определяет «правила игры» для других участников политического процесса. Оно это делает через свои органы, осуществляющие государственную власть (например, парламент принимает законы; правительство обладает полномочиями по их применению, а также административной властью). Некоторые органы, получившие полномочия по осуществлению государственной власти, могут активно участвовать в конституционно-правовых отношениях. Например, такими субъектами выступают различные комиссии и комитеты по регистрации кандидатов на выборах и проведению голосования.

    Общности, как субъекты конституционного права, также весьма неоднородны и обладают разным объемом прав и обязанностей. Прежде всего, в качестве субъекта конституционного права выступает" такая общность, как парод в целом. Эта категория всегда упоминается в демократических конституциях, причем это делается применительно к различным обстоятельствам. Так, народ является носителем суверенитета и источником власти. Согласно ст. 1 Конституции Испании 1978 г. «Национальный суверенитет принадлежит испанскому народу, от которого исходят полномочия государства». От имени народа выступают различные органы государства; например, согласно сг. 101 Конституции Италии 1947 г. «Правосудие отправляется именем народа».

    Субъектами конституционного права MOiyr быть и отдельные национальные общности. Например, в унитарном и федеративном государствах существование этих общностей может учитываться в территориальной организации государства. В унитарном государстве особые интересы национального (этнического) состава населения могут выражаться в предоставлении национально-территориальной автономии, которая дает возможность этому населению участвовать в управлении государственными и общественными делами. Так, в Италии из 20 областей пять (Сицилия, Сардиния, Трептино-Альто Адидже, Валле д" Аоста, Фриули-Венеция Джулия) имеют особые формы автономии. В унитарном государстве такие общности, как национальные меньшинства, могут обладать национально-культурной автономией; она предоставляется рассеянным или не живущим компактно меньшинствам. Последние могут пользоваться правами и свободами в отношении своей культуры, языка, религии, вести присущий им образ жизни и др. Федеративная форма территориальной организации государства иногда строится с учетом национальных, этнических факторов (например, на такой основе образованы федерации в Канаде, Бельгии, в бывшем СССР). Показательным стало образование федерации в Бельгии, в которой противоречия между франкоязычной и нидерландоязычной частями страны привели сначала к конституционным реформам, разрешившим предоставление этим группам населения автономии, а затем территориальное устройство страны в 1993 г. было преобразовано в федерацию.

    Наконец, могут образовываться организации, представляющие и защищающие интересы определенных групп населения (профсоюзы, политические партии, организации предпринимателей и иные организации и движения) и влиять на осуществление государственной власти или бороться с ней или за нее. Эти организации действуют главным образом на основе норм конституционного права и, прежде всего, тех из них, которые регулируют права и свободы гражданина и человека. Такие организации также являются субъектами конституционного права.

    Определение 1

    Конституционное право – это определенная и установленная отрасль системы права, принятая на территории Российской Федерации. Система и номы конституционного права представляют собой определенную совокупность правил поведения, а также общеобязательных норм, которые санкционированы и установлены государственным строем. Конституционное право регулируется не только процессами исполнения правовой системы, но и различными методами принуждения.

    Стоит отметить, что данная правовая система может быть подразделена на определенные отрасли права, которые способны выделяться в самостоятельные части государственного права. Если рассматривать конституционное право с точки зрения юридической науки, то можно говорить о существовании отдельного предмета и метода системы правового регулирования.

    Предмет конституционного права

    Предметом системы конституционного права в виде отдельной отрасли российского права являются установленные общественные отношения, которые возникают на основании связей с регулированием и закреплением:

    • Основы системы конституционного права на территории Российской Федерации. Здесь речь идет также о суверенитете форм осуществления и народа. Кроме того, основы системы конституционного российского права включают в себя: разделение властей, устройство властей, идеологическое многообразие, светский характер государственного строя, социальный характер государственного строя, а также верховенство Конституции в Российской Федерации.
    • Взаимоотношение между личностями и имеющимся государством. Здесь также речь идет о правовых основах, которые определяют статус российского гражданина, а также лиц без гражданства и иностранных граждан. Стоит отметить, что на этом же этапе формируются свободы и права гражданина и человека, а также гарантии процессов их непосредственной реализации.
    • Федеративное устройство Российской Федерации. Здесь необходимо говорить также о составе, компетенции каждого отдельного субъекта России.
    • Функционирование и процесс, направленный на организацию системы работы органов федеральной, то есть государственной власти, которые установлены на территории Российской Федерации. Кроме того, это система органов судебной власти, и органов местного самоуправления.

    Замечание 1

    Важно понимать, что российское конституционное право представлено в виде отрасли российского права, который является отраслью российского права и имеет определенные совокупности правовых норм, которые установлены государственным строем. Все конституционные права определяются и устанавливаются при помощи Конституции Российской Федерации.

    Субъекты конституционного права в России

    Основными субъектами российского конституционного права на сегодняшний день являются следующие субъекты: государство, государственные органы, государственные сообщества, государственные коллективы. Кроме того, субъектами российского конституционного права являются физические лица и все лица, которые участвуют в системе конституционных отношений. Все установленные конституционные отношения являются отражением норм национального права, то есть это общеобязательные правила поведения, которые могут регулироваться общественными отношениями.

    Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк (народ, государство, депутаты, органы государственной власти и т. д.)- Таким образом, мы можем сформулировать, что под субъектами конституционного права понимаются все, кто обладает конституционными правами и несет конституционные обязанности. Разделим их на три группы: физические лица, негосударственные объединения и государственные образования. Рассмотрим каждую категорию более подробно. Физические лица:

    1. Граждане Российской Федерации.

    2. Лица без гражданства.

    3. Иностранцы.

    4. Лица с двойным (и более) гражданством. Негосударственные образования:

    1. Органы местного самоуправления.

    2. Ассоциации граждан - общественные объединения, политические партии, религиозные объединения, общественные движения и т. п.

    3. Общности людей - народ в целом в Российской Федерации, население субъекта РФ, административного деления.

    Государственные образования:

    1. Государство в целом (Российская Федерация).

    2. Субъекты Российской Федерации (края, области, республики, города федерального значения, автономии).

    3. Органы государства (министерства, ведомства и т. п.).

    4. Государственные предприятия (заводы, фабрики, аэропорты и т. п.).

    5. Источники конституционного права: понятие и виды

    Различают понятие источника права в материальном и формальном, юридическом

    смыслах. В первом значении понимаются факторы, определяющие само содержание

    права. К ним относят материальные условия жизни общества, его экономические

    отношения.

    В юридическом смысле в качестве источника права рассматриваются формы,

    посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы.

    Формами в этом случае выступают правовые акты.

    Источниками конституционного права являются правовые акты, посредством которых

    устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Ими

    считаются только действующие в настоящий период правовые акты.

    Для источников права установлен как особый порядок их принятия, так и отмены.

    После отмены акта он перестает быть источником действующего права.

    Особое место среди актов, действующих на территории Российской Федерации,

    занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником

    отрасли. Эта ее роль обусловлена следующими факторами:

    1. В Конституции устанавливаются правовые нормы общего характера, становящиеся основополагающими для всего текущего конституционно-правового регулирования. Все другие источники исходят из конституционных норм, детализируя их положения.

    2. Конституция как источник права характеризуется широтой содержания установленных в них норм. Последние охватывают своим воздействием все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную.

    3. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

    4. В Конституции определяются многие другие виды источников отрасли права. В ней устанавливаются наименование правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования.

    5. Значение Конституции определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают как форма воплощения государственной воли народа. В ней в юридической форме устанавливаются цели, которые перед собой ставит общество, и принципы его организации и жизнедеятельности.

    6. Конституция - акт не только наивысшего правового, но и общественного значения. Ее нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

    Таким образом, Конституция Российской Федерации как основной источник отрасли служит формой установления норм, составляющих ядро конституционного права, основу всего конституционно-правового регулирования общественных отношений, входящих в предмет данной отрасли права.

    К числу источников конституционного права, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся законы Российской Федерации - федеральные законы. Закон - наиболее распространенная форма, через которую должно быть установлено наибольшее количество конституционно-правовых норм, принимаемых на основе развития конституционных положений и принципов.

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. предусматривается принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов. Они различаются:

    1) по юридической силе;

    2) по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;

    3) по порядку принятия;

    4) по возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом Российской Федерации.

    К источникам конституционного права относятся такие законы Российской Федерации, как Закон о гражданстве, Закон о статусе депутата Государственной думы, Федерального собрания и др.

    В качестве источников выступают и содержащие конституционно-правовые нормы

    правовые акты, принимаемые Президентом Российской Федерации, Советом Федерации,

    Государственной думой, Правительством. Это указы и прочие нормативные акты

    Президента, постановления палат Федерального собрания, постановления

    Правительства.

    Источником отрасли являются регламенты Палат Федерального собрания, положения о

    различных вспомогательных органах, образуемых органами законодательной и

    исполнительной власти.

    Особое место среди источников конституционного права занимают декларации:

    Декларация о государственном суверенитете, Декларация о языках народов России,

    Декларация прав и свобод человека и гражданина.

    Такие декларации имеют правовое значение. В них формируются принципы,

    считающиеся обязательными для всего конституционно-правового развития

    государства, провозглашаются новые концепции, определяющие дальнейшее развитие

    государства.

    К числу источников конституционного права, действующих только на территории

    субъектов Российской Федерации, относятся конституции республик и уставы других

    субъектов Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие

    правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию,

    структуру органов государственной власти.

    Конституции республик и уставы должны соответствовать Конституции России и

    федеральным законам. Они обладают более высокой юридической силой по отношению к

    другим правовым актам субъекта Федерации.

    Формами установления правовых норм, действующих только на территории конкретного

    субъекта, являются законы, постановления, иные нормативные акты, принимаемые

    органами законодательной и исполнительной власти. К источникам отрасли относятся

    и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие

    конституционно-правовые нормы, в частности их уставы (положения).

    Характеризуя виды источников конституционного права, следует выделить договоры.

    В их числе можно назвать Федеративный договор, охватывающий три договора,

    и органами всех видов субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и

    полномочий, договоры между Российской Федерацией и Татарстаном. Такие договоры о

    разграничении полномочий предусмотрены Конституцией России и могут быть

    заключены с любым субъектом Федерации. Судебные решения также являются

    источниками конституционного права.

    Принят Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской

    Федерации». Решения Конституционного суда обязательны на всей территории

    Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных

    органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий,

    организаций, должностных лиц и граждан.

    Субъектами государственно-правовых отношений являются центральные органы государственной власти и управления, органы конституционного надзора, члены федерации, местные органы государственной власти и муниципалитеты, депутаты центральных и местных представительных учреждений, граждане и подданные. В некоторых странах субъектами государственно-правовых отношений могут быть центральные и местные партийные органы. В обществе существует множество видов конституционно- (государственно-) правовых отношений, складывающихся между различными субъектами. Все эти правоотношения имеют много общих, совпадающих черт, так как они возникают на основе норм, входящих в одну отрасль права.

    Высшие государственные органы в зарубежных странах: парламент, главы государства и правительства.

    Рассмотрим подробнее высшие государственные органы зарубежных стран.

    Глава государства

    В системе высших органов государства юридически первое место занимает глава государства. Это высшее должностное лицо, выступающее в качестве верховного представителя государства внутри страны и в отношениях с иностранными государствами. Главы государств в развитых странах представлены либо монархом, либо президентом. Хотя главы государств занимают первое место в системе высших органов государства, его фактическая роль не всегда соответствует этому положению. Как правило, глава государства занимает центральное место в системе высших органов государства в тех странах, в которых он одновременно является главой государства и правительства (США, большинство латиноамериканских стран, Республика Нигер и др.). В гораздо меньшей степени его реальное воздействие на формирование государственной политики заметны в парламентарных монархиях (Великобритания, Япония и др.). Однако и в этих странах он может обладать некоторыми полномочиями, дающими возможность активно влиять на политический процесс и принятие государственных решений.

    Глава государства - конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, символ единства нации, арбитр и гарант правильного функционирования государственных институтов. Однако, возможно совмещение в компетенции какого-либо государственного органа функций главы государства с иными функциями (например, Швейцария, где функции главы государства выполняет правительство), но это является исключением из правила.

    В системе высших органов власти зарубежных стран глава государства занимает юридически первое место, хотя его фактическая роль в большинстве случаев отнюдь не соответствует этому положению. Он возглавляет всю государственную машину, обладает по конституции обширными полномочиями, наделен такими качествами, как безответственность, несменяемость, нейтральность. Обычно глава государства рассматривается как носитель исполнительной власти и высший представитель государства в сфере международных отношений. Он “возглавляет” и “представляет” государство находясь вдалеке от суетной повседневной политики с ее партийными сделками, парламентскими скандалами, избирательными треволнениями. Повсеместно в зарубежных странах существует индивидуальный глава государства, но есть отдельные исключения, когда функции главы государства осуществляются коллегиальным органом. В чистом виде функции главы государства осуществляются коллегией очень редко и притом временно. Таким образом, в подавляющем большинстве зарубежных стран существует единоличный глава государства, правовое положение которого зависит от формы правления страны. В странах с монархической формой правления главой государства является монарх, правовое положение которого отличается двумя основными особенностями. Во-первых, власть монарха юридически считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирательного корпуса. Монарх властвует (ограниченно или абсолютно) по собственному праву и считается источником всей государственной власти. Монаршая прерогатива даже в парламентарных монархиях пронизывает всю государственную систему; все государственное управление осуществляется от имени монарха.

    Власть монарха наследственна, она переходит от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке. Отстранение наследственного монарха от должности юридически невозможно, однако монарха можно принудить отречься от престола, наконец, свергнуть его или устранить физически. Все это практиковалось неоднократно.

    В странах с республиканской формой правления главой государства является президент, который, как высшее должностное лицо республики, всегда избирается, за исключением тех случаев, когда этот пост занимается в результате государственного переворота. В зависимости от вида республики и особенностей конституции можно наметить три системы избрания президента. Прямые выборы Косвенные выборы Косвенные выборы президента по сути своей мало отличаются от прямых, так как они также создают для главы государства возможность противопоставить себя парламенту.

    • 1. Президент избирается парламентом, в голосовании принимают участие только депутаты, никто другой к этой процедуре не допускается. Израиле, Турции, Ливане.
    • 2. Для избрания президента создается избирательная коллегия, состоящая из депутатов парламента и представителей органов честного самоуправления крупнейших административно - территориальных единиц. Итальянской Республики 3. В некоторых федеративных государствах для избрания президента также формируется особая коллегия, состоящая из депутатов союзного парламента и представителей субъектов федерации. Например, в ФРГ. Во всех трех вариантах выборов президента парламентарной республики глава государства получает мандат от парламента, его власть производна и он не может самостоятельно противопоставить себя общенациональному представительному учреждению. Избранный таким путем президент обладает номинальными полномочиями и не играет существенной роли в государственной жизни страны. Анализируя существующие в настоящее время системы избирания глав государств в зарубежных странах с республиканской формой правления, можно обнаружить следующую закономерность: чем больше парламент отстранен от избрания президента, тем больше роль президента в осуществлении государственного руководства обществом.

    Главы государств в зарубежных странах в основном обладают идентичными полномочиями, хотя в каждой стране имеются свои особенности.

    Характеризуя монарха, необходимо учесть его привилегию неответственности, беспартийность, наличие регалий (трон, скипетр и др.), выделение средств из ежегодного бюджета на личные нужды короля и содержание двора (цивильный лист), регентство. О регентстве хотелось бы сказать особо. Если монарх несовершеннолетний или не достиг определенного возраста, установленного конституцией, либо серьезно и длительно болен, либо вообще отсутствует (например, при отсутствии наследника вакантного престола), на соответствующий период назначается регентство, т.е. обычно парламент назначает одного или нескольких регентов, которые, соответственно, единолично или коллегиально осуществляют полномочия монарха.

    Президент как глава государства в странах с республиканской формой правления в отличие от монарха всегда избирается. В президентских республиках - это сильный президент, он фактически, а часто и юридически возглавляет правительство (конечно, может существовать должность административного премьер-министра, как например в Египте, но политику правительства определяет не он, а президент). В парламентарной республике - слабый президент, его акты не имеют юридической силы, если не скреплены подписью премьер-министра, несущего ответственность за их исполнение.

    Парламент

    Все зарубежные конституции наделяют парламент законодательными полномочиями принятие законов является главной задачей парламента. Теоретически только парламент обладает суверенным правом принимать законы.

    • 1. Принятие бюджета и иные финансовые полномочия являются старейшей прерогативой парламента. Однако по мере того, как исполнительная власть укреплялась, финансовые полномочия во все возрастающей степени переходили от парламента к правительству. В современных индустриально развитых государствах подготовка и исполнение бюджета и все остальные финансовые полномочия почти полностью перешли в руки правительства. В сфере финансовой деятельности парламенту принадлежит большей частью пассивная роль.
    • 2. Юридически все финансовое законодательство исходит от парламента, практически же он в этой области играет чисто номинальную роль. Парламент не может играть более активной роли.

    В сфере бюджетных отношений (как и в других сферах) уже потому, что он не обладает надлежащим информационным обеспечением.

    3. Контроль над деятельностью правительства является одним из наиболее важных полномочий парламента. Парламентский контроль над деятельностью правительства присущ лишь демократическому политическому режиму. Конкретное выражение его зависит от формы правления. В президентских республиках контрольные полномочия парламентов менее разнообразны. В парламентарных странах, напротив, обширные контрольные полномочия парламента в значительной степени нейтрализуются принадлежащим правительству правом роспуска парламентах основные методы контроля над деятельностью правительства.

    Компетенция является важнейшим фактором, определяющим не только правовое положение парламента и его роль в политической жизни страны, но и взаимоотношения его с другими высшими органами государственной власти. Зарубежный конституционализм знает различные способы определения компетенции парламента, в зависимости от которых эти учреждения можно подразделить на три группы:

    • 1. парламенты с абсолютно определенной компетенцией, для которых конституции устанавливают точный перечень вопросов, являющихся объектом их законодательной деятельности. Такие парламенты не имеют права переступать границы своих полномочий, так как в противном случае суды отменят принятые ими нормативные акты. (конгресс США).
    • 2. парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией, т.е. те парламенты, которые юридически располагают неограниченными полномочиями и имеют право издавать законы по любому вопросу. Великобритании и Новой Зеландии, Италии, Ирландии.
    • 3. Третью группу составляют парламенты с относительно определенной компетенцией. Для таких парламентов характерна относительная подвижность границ, в пределах которых они осуществляют свои властные функции индийский парламент, парламент ФРГ.

    Правительство

    Правительство в зарубежных странах представляет собой коллегиальный исполнительный орган власти. Для определения места правительства в политической системе необходимо проанализировать его отношения с парламентом, главой государства, органом конституционного надзора и политическими партиями.

    • 1. Отношения правительства с парламентом зависят от формы правления. В президентских республиках правительство, возглавляемое президентом, формируется внепарламентским путем и не несет за свою деятельность ответственности перед парламентом. Юридически в этих странах правительство должно только исполнять законы, принимаемые парламентом. Поэтому само правительство, согласно применяющемуся в президентских республиках принципу разделения властей, рассматривается как исполнительный орган, лишенный каких-либо средств воздействия на законодательное учреждение, кроме права отлагательного вето. В парламентарных странах правительства занимают по отношению к парламенту еще более сильные позиции, чем в президентских республиках. При том, что в этих странах правительство несет политическую ответственность перед парламентом, формируется парламентским путем и обязано уйти в отставку в случае выражения ему вотума недоверия, оно фактически контролирует и направляет деятельность парламента.
    • 2. Отношения правительства с главой государства могут быть рассмотрены только применительно к парламентским странам. В президентских республиках президент лично возглавляет правительство. В парламентских странах глава государства может осуществить свою конституционную компетенцию только через правительство или с его санкции. Любые акции главы государства есть не что иное, как правительственная деятельность. Такие важнейшие полномочия главы государства, как право роспуска парламента, досрочного перерыва сессии, издание указов, право вето и т.д., осуществляются только по прямому указанию правительства.
    • 3. Отношения правительства с высшим органом конституционного надзора в определенной степени зависят от способа формирования последнего и от объема его полномочий. Известную роль играет и партийный состав органа конституционного надзора. Объем компетенции органа конституционного надзора и степень обязательной силы его решений также оказывают определенное влияние на отношения его с правительством.
    • 4. Отношения правительства с политическими партиями зависят прежде всего от формы правления. - В парламентарных странах правительство тесно связано с политическими партиями, так как оно опирается на партийное большинство в парламенте, являющееся конституционной основой его существования. В этих странах правительство осуществляет жесткий контроль над своей фракцией, всеми доступными способами поддерживая партийную дисциплину. В президентских республиках взаимоотношения правительства с партиями носят иной характер по той причине, что исполнительный орган власти не зависит от парламентского большинства. В свою очередь парламент в этих странах не подвержен угрозе роспуска, что укрепляет его позиции по отношению к правительству. Правительство в президентских республиках в меньшей степени заинтересовано в контроле над парламентскими фракциями, но это не означает, что такой контроль отсутствует.

    Правительство в президентских республиках осуществляет контроль над парламентом не через партийные фракции, а непосредственно, причем этот контроль сохраняется и тогда, когда правительство и парламентское большинство принадлежат к различным партиям. Анализ фактического положения правительства в зарубежных странах позволяет сделать следующие выводы: правительство занимает центральное место в системе высших органов государственной власти, хотя это положение не закрепляется конституциями; правительство является основным инструментом осуществления как внутренней, так и внешней политики; правительство осуществляет контроль над крупными политическими партиями при любой форме правления.

    Правительство в разных странах носит различные конституционные наименования: Правительство - в Чехии, Колумбии, Российской Федерации, Кабинет - в Японии, Совет Министров - в Индии, Совет министров (Правительство) - во Франции, на Кубе, Государственный совет - в Китае, Федеральное правительство - в Германии, Федеральный совет - в Швейцарии, Административный совет - в Корейской Народной Демократической Республике и так далее. Внутри правительства могут создаваться более узкие органы общеполитического характера, например Кабинет в Великобритании, Постоянное бюро в Китае, Президиум в Италии, а также разного рода межведомственные структуры - комитеты в Великобритании, делегированные комиссии в Испании и другие. Во Франции заседания правительства именуются Советом министров, когда проходят под председательством Президента, и Советом кабинета, когда председательствует Премьер-министр; во втором случае основополагающие правительственные документы приниматься не могут и лишь обсуждаются. В Дании правительство под председательством Королевы и с участием престолонаследника именуется Государственным советом, а под председательством Премьер-министра - Советом министров.

    Положение правительства в системе органов государственной власти определяется формой правления. В парламентарных республиках и монархиях правительство формируется парламентом, из чего логически вытекает его ответственность перед правительственным органом.

    В президентской республике президент сам формирует состав правительства (администрации) при ограниченном участии парламента, он сам назначает и смещает министров.

    Субъекты конституционно-правовых отношений весьма раз­нообразны. Собственно, они составляют специфику этих отноше­ний, ибо остальные элементы во многом схожи с аналогичными элементами правоотношений, порождаемых другими отраслями права.

    К субъектам конституционно-правовых отношений относятся:

    1) Физические лица (в том числе иностранцы и лица без гражданства).

    2) Общности людей (народ, население административно-территориальных единиц).

    3) Ассоциации граждан (политические партии и другие общественные объединения).

    4) Государства (РФ, субъекты Федерации).

    5) Органы государственной власти:

      федерального уровня (Парламент, Президент, Правительство и т. д.);

      субъектов Федерации;

      государственные органы на местах.

    6) Органы местного самоуправления (мэр города, собрание депутатов и т. п.).

    Главным субъектом конституционных правоотношений является человек, как в статусе гражданина, так и без него. Чело­век вступает в конституционно-правовые отношения с государст­вом через его органы. Вернее, он постоянно находится в этих от­ношениях, обладая правом потребовать от государства через соот­ветствующие органы защиты своих законных интересов. Это и естьправосубъектность, которая носит общий характер, а для оп­ределенных лиц может дополняться специальной правосубъект­ностью.

    Субъектом выступает народ, например, когда проводится все­народное голосование или формулируется источник принятия Конституции: «Мы, многонациональный народ РФ...» Однако таких правоотношений все же немного в силу известной, с юридической точки зрения, абстрактности этого по­нятия.

    Субъектами конституционного права выступают государства: РФ, республики, входящие в Россию, а также иные субъекты РФ, т. е. края, области, города феде­рального значения, автономные область и округа. Эти субъекты являются участниками конституционных правоотношений как в целом, так и через органы государственной власти и управления, должностных лиц, депутатов, избирательные и парламентские комиссии и т. д.

    Таким образом, субъектами являются главы го­сударств (Федерации и республик), главы правительств, парла­менты и их структурные подразделения, суды всех уровней, а также органы местного самоуправления. Через избирательное право или референдум государство вступает в прямые правоотно­шения с народом.

    Объекты конституционно-правовых отношений

    Вопрос об объекте правоотношения в науке не имеет однозначного решения. Существуют две точки зрения:

      Под объектами правоотношения понимают поведение обязанного лица, которого требует управомоченный субъект этого отношения.

      Объектами правоотношений являются предметы окружающей среды, материальные и нематериальные (духовные и иные социальные) блага, по поводу которых сложились юридические связи.

    Исходя из второй точки зрения, объектами конституционно-правовых отношений могут быть как материальные ценности, например жилище (ст. 40 Конституции РФ), так и нематериальные блага, например свобода и личная неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), пользование родным языком (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ).

    Для лучшего понимания структуры конституционно-правового отношения вновь обратимся к ст. 117 Конституции РФ, в которой сказано: "Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации". Эта правовая норма начинает работать в том случае, если появляется юридический факт, в данном случае в форме действия Правительства - его заявления об уходе в отставку. Возникают конкретные конституционно-правовые отношения. Субъектами этих правоотношений являются Правительство и Президент РФ. Содержание данного правоотношения составят субъективные права и обязанности Президента и Правительства, а именно: у Президента есть право принять или отклонить отставку; если отставка отклоняется, у Правительства возникает обязанность продолжать свою деятельность, а если отставка принимается, то у Правительства возникает обязанность уйти в отставку. Объектом данных правоотношений является власть, полномочия Правительства.

    7. Система российского права как единство и взаимосвязь его отраслей, естественно, имеет объективные основания. Но в то же время она подвержена сильному влиянию субъективных факторов, зависит от тех целей и задач, которые ставят перед собой законодатель и правоприменители, а также исследователи права. В своем конкретном построении система права может приобрести различные очертания. Виды отраслей права должны охватывать всю совокупность норм российского права, адекватно отражать общие и специальные закономерности их бытия и развития.

    Вопрос о системе права был и остается дискуссионным. Не потерял он своей остроты и в настоящее время. Более того, система российского права требует существенной корректировки, что обусловлено переходом к новой общественной системе, к смене акцентов в целях и задачах правового регулирования общественных отношений. Федеративный характер Российского государства и соответствующая система законодательства на федеральном и региональном уровнях еще более усложняют решение данной проблемы.

    Различие характера и уровней публичной власти неизбежно приводит к обособлению государственного и муниципального права, а в силу действия принципа разделения государственной власти в государственном праве формируются (либо уже сформировались) такие отрасли российского права, как парламентское; административное (регулятивное); судебное; охранительное; устанавливающее деликты (правонарушения) и соответствующие им меры юридической ответственности (см. схему).

    Вершиной (фундаментом, ядром) российского права являетсяконституционное право , имеющее публично-правовую природу и надотраслевой характер. Конституционное право включает установления материального и процессуального характера в их единстве.

    В системе российского права конституционное право занимает определяющее место и играет ведущую роль. Такая роль конституционного права обусловлена, во-первых, характером и значением общественных отношений, которые оно регулирует, т. е. самим его предметом и содержанием; во-вторых, верховенством и высшей юридической силой конституции в системе источников (форм) российского права; в-третьих, тем, что конституционные установления являются исходными, определяющими для всех отраслей российского права. Отраслевое (текущее) законодательство, судебная и иная правоприменительная практика не должны противоречить конституционным установлениям (предписаниям). Они призваны наиболее полно воплощать в жизнь их глубинное социально-правовое содержание.