Войти
Образовательный портал. Образование
  • Имена мальчиков рожденных в январе Азербайджанские имена родившиеся в январе по гороскопу
  • Суточный диурез у беременных женщин
  • Как рассчитать налог на автомобиль по лошадиным силам Изменения по транспортному налогу в году
  • Храм Солнца: Черная Пагода Конарака
  • В Туве упал космический корабль «Прогресс» видео падения Борис Леконцев, заслуженный метеоролог РФ
  • Тесты что лишает меня энергии
  • Безвозмездное пользование. Имущество переданное в безвозмездное пользование бюджетному учреждению Передача здания в безвозмездное пользование муниципальному учреждению

    Безвозмездное пользование. Имущество переданное в безвозмездное пользование бюджетному учреждению Передача здания в безвозмездное пользование муниципальному учреждению

    Способов поступления имущества в государственные (муниципальные) учреждения существует несколько: приобретение в рамках госзадания, за счет целевых субсидий, за счет собственных доходов учреждения, поступление в рамках централизованного снабжения от учредителя или в качестве спонсорской помощи. В каждом из этих случаев есть свои особенности учета. В этой статье мы рассмотрим особенности документального оформления и отражения в бухгалтерском учете имущества, поступившего безвозмездно.

    Безвозмездное поступление имущества в учреждение может происходить несколькими способами:

    • от учредителя по централизованному снабжению, из бюджета, от вышестоящей организации;
    • по договорам дарения или пожертвования от юридических и физических лиц.
    В трактовке Бюджетного кодекса в соответствии с п. 4 ст. 41 БК РФ к безвозмездным поступлениям относятся:

    безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

    Поступление имущества

    Поступление имущества от учредителя, главного распорядителя (распорядителя), от государственных (муниципальных) учреждений. Согласно ст. 26 Федерального закона от 12.01.1996 №  7-ФЗ «О некоммерческих организациях» источником формирования имущества некоммерческой организации (государственного (муниципального) учреждения) являются регулярные и единовременные поступления от учредителей, передача имущества в оперативное управление. Безвозмездная передача имущества от учредителя или главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС) происходит на основании извещения (ф. 0504805), форма которого утверждена Приказом №  173н , и с соответствующими сопроводительными документами. Извещение (ф. 0504805) составляется передающей стороной не менее чем в двух экземплярах. Этим документом подтверждается осуществление расчетов между учреждениями. Учреждение, получившее извещение (ф. 0504805) с приложенными к нему документами, подтверждающими факт приемки-передачи объектов учета (актами о приеме-передаче, описями, реестрами, оправдательными документами поставщиков, актами на недостачу и порчу ценностей или некомплектности предметов, выявленных при принятии ценностей, и т. п.), заполняет его в своей части реквизитов и направляет второй экземпляр стороне, участвующей в расчетах.

    Заполненное извещение (ф. 0504805) принимается к учету с отражением соответствующих бухгалтерских записей в регистрах бухгалтерского учета.

    Безвозмездная приемка-передача имущества может осуществляться между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств, между учреждениями, финансируемыми из разных уровней бюджета, между государственными (муниципальными) учреждениями. Согласно п. 29 Инструкции №  157н получение (передача) имущества осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету), в случае наличия, суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.

    Операции по безвозмездному поступлению имущества будут отражаться в бухгалтерском учете казенного учреждения в соответствии с Инструкцией №  162н , бюджетного учреждения - Инструкцией №  174н , автономного - Инструкцией №  183н .

    Безвозмездное поступление основных средств и материалов в казенное учреждение имеет некоторые особенности. Рассмотрим, как отражаются эти операции в бюджетном учете:

    Содержание операции Дебет Кредит
    Принятие к учету объекта ОС по балансовой стоимости при внутриведомственной передаче 1 101 1х 310 1 304 04 310
    1 304 04 310 1 104 1х 410
    Принятие к учету объекта ОС по балансовой стоимости при межведомственной передаче 1 101 1х 310 1 401 10 180
    Приятие к учету ранее начисленной амортизации (при наличии) 1 401 10 180 1 104 1х 410
    Принятие к учету объекта ОС по балансовой стоимости при межбюджетной передаче 1 101 1х 310 1 401 10 151
    Приятие к учету ранее начисленной амортизации (при наличии) 1 401 10 151 1 104 1х 410
    Принятие к учету объекта ОС по балансовой стоимости, полученного от государственных (муниципальных) организаций 1 101 1х 310 1 401 10 180
    Приятие к учету ранее начисленной амортизации (при наличии) 1 401 10 180 1 104 1х 410
    Принятие к учету материалов, полученных при внутриведомственной передаче 1 105 хх 340 1 304 04 340
    Принятие к учету материалов, полученных при межведомственной передаче 1 105 хх 340 1 401 10 180
    Принятие к учету материалов, полученных при межбюджетной передаче 1 105 хх 340 1 401 10 151
    Принятие к учету материалов, полученных от государственных (муниципальных) организаций 1 105 хх 340 1 401 10 180

    Варианты безвозмездного поступления материалов и основных средств в бюджетные и автономные учреждения имеют общий характер. В бухгалтерском учете этих учреждений будут отражаться следующие проводки:

    Содержание операции Бюджетное учреждение Автономное учреждение
    Дебет Кредит Дебет Кредит
    Принятие к учету ОС, полученного от головного учреждения (обособленного подразделения) 0 101 хх 310 0 304 04 310 0 101 хх 000 0 304 04 310
    0 304 04 310 0 104 хх 410 0 304 04 310 0 104 хх 000
    Принятие к учету ОС, полученного от учредителя, органа власти или государственного (муниципального) учреждения (при закреплении права оперативного управления) 0 101 хх 310 0 401 10 180 0 101 хх 000 0 401 10 180
    Принятие к учету ранее начисленной амортизации 0 401 10 180 0 104 хх 410 0 401 10 180 0 104 хх 000
    Принятие к учету материалов, полученных от головного учреждения (обособленного подразделения) 0 105 хх 340 0 304 04 340 0 105 хх 000 0 304 04 340
    Принятие к учету материалов, полученных от учредителя, органа власти или государственного (муниципального) учреждения (при закреплении права оперативного управления) 0 105 хх 340 0 401 10 180 0 105 хх 000 0 401 10 180

    В казенное учреждение в рамках централизованного снабжения поступил новый автомобиль «Газель» стоимостью 850 000 руб. На основании извещения (ф. 0504805) и акта приема-передачи транспортное средство принято к учету по первоначальной стоимости.

    В бюджетном учете учреждения данные операции будут отражены в соответствии с п. 31 , 7 Инструкции №  162н следующим образом:

    В автономное учреждение от учредителя поступили 30 комплектов лыж с ботинками на сумму 240 000 руб. и 3 набора специальной смазки для лыж на сумму 15 000 руб. На основании полученного извещения акта приема-передачи данные объекты основных средств и материальных запасов приняты к учету.

    Это поступление в бухгалтерском учете будет отражаться в соответствии с п. 9 , 34 Инструкции №  183н следующим образом:

    Поступление имущества по договору дарения или пожертвования. Имущество в учреждение может поступать от юридических лиц и физических лиц по договору дарения или пожертвования. Эти взаимоотношения регулируются нормами гражданского законодательства.

    В соответствии с п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. Если стоимость подарка превышает 3 000 руб. и дарителем является юридическое лицо, договор дарения должен быть заключен в письменной форме.

    Пожертвованием согласно п. 1 ст. 582 ГК РФ признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ .

    На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия.

    Пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию этого имущества (п. 3 ст. 582 ГК РФ ).

    Использование пожертвованного имущества не в соответствии с указанным жертвователем назначением или изменение этого назначения дает право жертвователю, его наследникам или иному правопреемнику требовать отмены пожертвования.

    Объекты основных средств и материалов, полученные по договору дарения, пожертвования, принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, равной их текущей рыночной стоимости на дату принятия к учету, увеличенной на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением в состояние, пригодное для использования. В соответствии с п. 25 Инструкции №  157н под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету.

    Определение текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива производится на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения - экспертным путем.

    При определении текущей рыночной стоимости для принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, используются данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей, сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе, экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.

    При поступлении имущества по договору дарения или пожертвования комиссией по поступлению и выбытию активов составляется акт приемки-передачи соответствующего нефинансового актива. На основании этих документов подаренное имущество принимается к бухгалтерскому учету.

    Казенное учреждение

    (Инструкция № 162н)

    Бюджетное учреждение

    (Инструкция № 174н)

    Автономное учреждение

    (Инструкция № 183н)

    Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
    Формирование первоначальной стоимости ОС, поступивших по договору дарения, пожертвования: отражение рыночной стоимости
    1 106 31 310 1 401 10 180 0 106 21 310 0 401 10 180 0 106 21 000 0 401 10 180
    Формирование первоначальной стоимости ОС, поступивших по договору дарения, пожертвования: отражение дополнительных затрат на приведение ОС в состояние, пригодное для использования
    1 106 31 310 1 302 хх 730 0 106 21 310 0 302 хх 730 0 106 21 000 0 302 хх 000
    Принятие к учету объектов ОС по сформированной первоначальной стоимости
    1 101 хх 310 1 106 31 310 0 101 2х 310 0 106 21 310 0 101 2х 000 0 106 21 000
    Формирование первоначальной стоимости материалов, поступивших по договору дарения, пожертвования: отражение рыночной стоимости
    1 106 34 340 1 401 10 180 0 106 24 340 0 401 10 180 0 106 24 000 0 401 10 180
    Формирование первоначальной стоимости материалов, поступивших по договору дарения, пожертвования: отражение дополнительных затрат на доставку и приведение материалов в состояние, пригодное для использования
    1 106 34 310 1 302 хх 730 0 106 24 340 0 302 хх 730 0 106 24 000 0 302 хх 000
    Принятие к учету материалов по сформированной первоначальной стоимости
    1 105 хх 310 1 106 34 310 0 105 2х 340 0 106 24 340 0 105 2х 000 0 106 24 000

    В казенное учреждение в качестве пожертвования от коммерческой организации для ведения уставной деятельности поступила беговая дорожка, текущая рыночная стоимость которой составляет 20 000 руб. Учреждение дополнительно оплатило доставку этого тренажера в размере 500 руб.

    Данные факты хозяйственной жизни учреждения в бюджетном учете отразятся следующим образом:

    Бюджетному учреждению коммерческая компания в качестве пожертвования выделила 30 комплектов спортивной формы рыночной стоимостью 5 000 руб. за комплект. Учреждение дополнительно оплатило 15 000 руб. за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, специализированной организации за работы по нанесению символики команды на поступившую форму.

    В бухгалтерском учете учреждения данное поступление отразится следующим образом:

    Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
    Получены спортивные костюмы по рыночной стоимости

    (30 х 5 000) руб.

    2 106 34 310 2 401 10 180 150 000
    Отражены расходы на нанесение символики команды на костюмы 2 106 34 310 2 302 26 730 15 000
    Оплачены с лицевого счета расходы на нанесение символики 2 302 26 830 2 201 11 610 15 000
    Приняты к учету спортивные костюмы с символикой команды

    (150 000 + 15 000) руб.

    2 105 35 340 2 106 34 340 165 000

    Налогообложение имущества, полученного безвозмездно

    При безвозмездном получении имущества необходимо помнить, как отразиться в налоговом учете его поступление.

    Согласно п. 8 ст. 250 НК РФ доходы, полученные в виде безвозмездно поступившего имущества или имущественных прав учреждения, должны учитываться в составе внереализационных доходов.

    При этом в соответствии с п. 1 ст. 251 НК РФ в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль не будут включаться доходы в виде имущества, полученного:

    В силу пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ пожертвования относятся к целевым поступлениям. В свою очередь, целевые поступления на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческих организаций, поступившие безвозмездно от других организаций или физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль некоммерческих организаций (п. 2 ст. 251 НК РФ ). При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.

    По этому вопросу дано разъяснение в Письме Минфина РФ от 02.08.2010 №  03-03-06/4/72 , где сказано, что согласно п. 14 ст. 250 НК РФ имущество, которое получено в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств и использованное не по целевому назначению, признается внереализационным доходом учреждения. Налогоплательщики, получившие имущество в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений или целевого финансирования, по окончании налогового периода обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств в составе налоговой декларации по налогу на прибыль. Приказ Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учете, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

    Следовательно, поступление имущества на забалансовый счет 01 отражается на основании акта о приеме-передаче. Также в п. 333 Инструкции № 157н указано, что внутренние перемещения материальных ценностей в учреждении отражаются по забалансовому счету на основании оправдательных первичных документов путем изменения материально ответственного лица и (или) места хранения. Следовательно, если имущество, которое учреждение получило в пользование, затем передается куда-то еще, это следует отразить на счете 01 как внутреннее перемещение путем изменения места хранения. Договором, на основании которого учреждение передает это имущество, может быть предусмотрено право учреждения проверять наличие и состояние этого имущества.

    Передача имущества в безвозмездное пользование бюджетному учреждению

    Ответ от 21.05.2015: Забалансовый счет 01 «Имущество, полученное в пользование», согласно п. 333 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н), предназначен для учета объектов движимого и недвижимого имущества, полученных учреждением в безвозмездное пользование. Таким образом, забалансовый счет 01 отражает то имущество, которым учреждение пользуется на том или ином законном основании, которое следует сохранять и проверять при инвентаризации.


    Согласно п. 333 Инструкции № 157н объект имущества, полученный учреждением от балансодержателя (собственника) имущества, учитывается на забалансовом счете на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и (или) права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником).

    Учет имущества, полученного безвозмездно

    • иные лица, заключившие договор в порядке, предусмотренном российским законодательством.

    Порядок предоставления в безвозмездное пользование имущества, входящего в состав государственной казны, закрепленное за унитарными, автономными и бюджетными организациями Для того, чтоб получить государственное (муниципальное) имущество в безвозмездное пользование, заинтересованное лицо должно направить в адрес органа управления данным имуществом соответствующее заявление, составленной в письменной свободной форме. Данное заявление рассматривается главой исполнительной власти в срок до 30 дней, по истечении которых выносится решение о заключении договора безвозмездного пользования с проведением торгов, без проведения таковых либо об отказе в передаче имущества в безвозмездное пользование.
    Торги проводятся в соответствии с действующим антимонопольным законодательством РФ.

    Безвозмездное временное пользование для бюджетной организации

    Инфо

    Если этого в договоре не предусмотрено, инвентаризация в отношении переданного имущества будет заключаться в проверке сохранности документов о передаче и его наличии на счете 26,31. Забалансовый счет 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование» (согласно п.


    383

    Инструкции № 157н) предназначен для учета имущества, переданного учреждением в безвозмездное пользование, в целях обеспечения надлежащего контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением. Следовательно, забалансовый счет 26 предназначен для наглядного отражения того факта, что какое-то имущество из того, что находится у учреждения в оперативном управлении или в пользовании, на самом деле учреждением не используется, потому что передано кому-то еще.

    Передача имущества в безвозмездное пользование

    По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (п. 1 ст. 689 ГК РФ). При этом к договору безвозмездного пользования применяются соответствующие нормы и правила, предусмотренные для договора аренды (п.

    2 ст. 689 ГК РФ). В ст. 695 ГК РФ определено, что ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.

    Безвозмездное пользование

    Объектом договора безвозмездного пользования может выступать имущество:

    • входящее в состав государственной казны;
    • закрепленное за унитарными предприятиями на условиях оперативного управления;
    • закрепленное за бюджетными, казенными и автономными учреждениями на условиях оперативного управления.

    Вышеназванное имущество может быть передано в безвозмездное пользование на основе результатов торгов/аукционов/конкурсов, проведенных в соответствии с Правилами проведения данных мероприятий на получение права на заключение договора аренды, договора безвозмездного пользования или доверительного управления государственным имуществом, а также иных соглашений о переходе права владения или пользования государственным или муниципальным имуществом (Приказ Федеральной антимонопольной службы России №67 от 10.02.2010).

    Бух.проводки передачи здания в безвозмездное пользование

    Содержание имущества, переданного бюджетным (автономным) учреждением в безвозмездное пользование или аренду В соответствии с п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» за счет бюджетных субсидий осуществляется содержание следующих видов имущества бюджетного (автономного) учреждения, закрепленного за учреждением учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных ему учредителем: — недвижимое имущество; — особо ценное движимое имущество. В то же время упоминаемыми выше нормами установлен прямой запрет на осуществление учредителем финансового обеспечения содержания имущества бюджетных и автономных учреждений, сданного в аренду.

    А вот в отношении имущества, предоставляемого в безвозмездное пользование, такого явного запрета законодательство не содержит*(1).

    Безвозмездное получение и передача имущества в бюджетных учреждениях

    Основными ее целями является выявление фактического наличия имущества и обязательств, сопоставление их фактического наличия с данными бухгалтерского учета, документальное подтверждение наличия имущества и обязательств, определение и оценка их состояния. Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств бюджетной организации проводится учреждением в соответствии с нормативными правовыми актами Минфина России (п.


    7

    Инструкции по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н). Порядок проведения инвентаризации регулируется Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв.

    Приказом Минфина России от 13.06.95 № 49 (далее — Методические указания).

    3. порядок учета имущества, переданного в безвозмездное пользование

    В силу различных причин отдельные расходы по содержанию имущества, возлагаемые в установленном порядке на арендаторов, могут производиться бюджетными (автономными) учреждениями с последующей компенсацией затрат арендаторами. Как правило, подобным образом осуществляются расчеты по оплате эксплуатационных, коммунальных и административно-хозяйственных услуг.

    Внимание

    Средства, поступающие от арендаторов в счет компенсации отдельных видов расходов бюджетных (автономных) учреждений, связанных с содержанием переданного в аренду имущества, как правило, учитываются на лицевых счетах в качестве доходных поступлений. Так, согласно Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 1 июля 2013 г.

    БК РФ бюджетному (автономному) учреждению может быть предоставлена субсидия на иные цели, за счет которой будут покрываться расходы по содержанию имущества, переданного на праве безвозмездного пользования. Такие субсидии специалисты Минфина России рассматривают как форму оказания дополнительной финансовой поддержки госучреждениям.
    Так, например, в Комплексных рекомендациях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ указано, что в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ могут предоставляться даже субсидии на погашение кредиторской задолженности учреждений несмотря на то, что по общему правилу субсидиарная ответственность учредителя по долгам бюджетных и автономных учреждений действующим законодательством не предусмотрена.

    Имущество переданное в безвозмездное пользование бюджетному учреждению

    Таким образом, учредитель, принимающий решение о передаче имущества госучреждения в безвозмездное пользование, обязан решить вопрос и о том, за счет каких средств будет осуществляться его содержание. Передача имущества в безвозмездное пользование В соответствии со ст.
    689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. При этом в силу ст.
    Таким образом, имущество, которое учреждение передало в безвозмездное пользование, всегда должно числиться на двух счетах учета: на соответствующем балансовом или забалансовом счете отражается факт существования этого имущества и наличия у учреждения прав на него, а на забалансовом счете 26 – факт отсутствия имущества в учреждении по причине передачи его в безвозмездное пользование. Согласно п. 383 Инструкции № 157н принятие к учету объектов имущества на забалансовый счет 26 осуществляется на основании первичного учетного документа (акта приема-передачи) по стоимости, указанной в акте. Следовательно, на основании акта о приеме-передаче, по которому объект имущества передается учреждением кому-то в безвозмездное пользование, факт передачи отражается поступлением на забалансовый счет 26.

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

    Часть здания, находящегося в оперативном управлении государственного бюджетного учреждения, с согласия собственника может быть передана в безвозмездное пользование другому учреждению.

    Имущество, закрепляемое за государственными учреждениями на праве оперативного управления, находится в государственной собственности (ч.ч. 1, 4 ст. 214 ГК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества. Недвижимым имуществом бюджетные учреждения могут распоряжаться с согласия собственника (ч. 3 ст. 298 ГК РФ).

    Под распоряжением принято понимать возможность посредством совершения каких-либо действий изменять принадлежность, состояние и назначение имущества. В частности, одним из способов распоряжения имуществом учреждения может быть передача такого имущества в аренду (временное владение и пользование) (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации"). Договор безвозмездного пользования (договор ссуды), отношения по которому регулируются нормами главы 36 ГК РФ, по своей природе схож с договором аренды, к нему применяется часть норм о последнем (п. 2 ст. 689 ГК РФ). Передача в безвозмездное пользование также является одним из способов распоряжения имуществом (смотрите, например, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2014 N 13АП-8361/14, Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.10.2012 N 03АП-3750/12). Соответственно, в приведенной ситуации учреждение вправе передать недвижимое имущество в безвозмездное пользование при наличии соответствующего разрешения собственника.

    В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договора безвозмездного пользования в отношении государственного имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным учреждениям, по общему правилу осуществляется по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Одно из исключений из этого правила предусмотрено п. 3 ч. 1 ст. 17.1 указанного закона. Этот пункт позволяет предоставлять государственное имущество государственным и муниципальным учреждениям (в том числе в безвозмездное пользование) без проведения конкурсов или аукционов. Таким образом, проведения торгов для заключения указанного в вопросе договора не требуется.

    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

    Контроль качества ответа:

    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2017. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Безвозмездное пользование

    Безвозмездное пользование объектами недвижимого имущества является отдельным правовым институтом, регламентированным ГК РФ. О том, кто и на каких основаниях приобретает право безвозмездного пользования, как правильно составить договор безвозмездного пользования жилым или нежилым помещением для физических и юридических лиц – читайте в нашей статье. Передача имущества в безвозмездное пользование, на сегодняшний день, ситуация довольно распространенная. Предметом договора о безвозмездном пользовании может выступать, как движимое, так и недвижимое имущество. принадлежащее на правах собственности государству, муниципальным организациям, коммерческим предприятиям или физическим лицам. Так или иначе, российское законодательство предусматривает правовую ответственность за соблюдение требований правовых актов и норм.

    Безвозмездное пользование помещениями и земельными участками, принадлежащими государству

    Согласно с п.1 ст.689 ГК РФ договор безвозмездного пользования предполагает передачу объекта в безвозмездное пользование одной стороной к другой (ссудодателем к ссудополучателю), последний, в свою очередь, принимает на себя обязательство по возврату предмета соглашения в том же состоянии, в каком он был получен, с учетом естественного износа. Объектом договора безвозмездного пользования может выступать имущество:

    • входящее в состав государственной казны;
    • закрепленное за унитарными предприятиями на условиях оперативного управления;
    • закрепленное за бюджетными, казенными и автономными учреждениями на условиях оперативного управления.
    Вышеназванное имущество может быть передано в безвозмездное пользование на основе результатов торгов/аукционов/конкурсов, проведенных в соответствии с Правилами проведения данных мероприятий на получение права на заключение договора аренды, договора безвозмездного пользования или доверительного управления государственным имуществом, а также иных соглашений о переходе права владения или пользования государственным или муниципальным имуществом (Приказ Федеральной антимонопольной службы России №67 от 10.02.2010). Ссудодателями государственного имущества являются органы управления государственным и муниципальным имуществом, органы оперативного управления унитарными предприятиями, казенными, бюджетными и автономными учреждениями. Передача в безвозмездное пользование земельных участков, жилых и нежилых помещений, ценного движимого имущества, принадлежащего названным предприятиям, может быть осуществлено только с письменного согласия собственника имущества. Получить в безвозмездное пользование государственное имущество могут:
    • федеральные и региональные органы власти и управления;
    • органы местного самоуправления;
    • муниципальные учреждения;
    • некоммерческие организации любых организационно-правовых форм;
    • лица, заключившие государственное соглашение на право безвозмездного пользования имуществом по результатам проведенного аукциона (торгов, конкурса);

    Важно! Срок предоставления прав на безвозмездное пользование объектом движимого или недвижимого имущества, принадлежащего государству, не может превышать срок исполнения государственного контракта.

    • иные лица, заключившие договор в порядке, предусмотренном российским законодательством.

    Порядок предоставления в безвозмездное пользование имущества, входящего в состав государственной казны, закрепленное за унитарными, автономными и бюджетными организациями


    Для того, чтоб получить государственное (муниципальное) имущество в безвозмездное пользование, заинтересованное лицо должно направить в адрес органа управления данным имуществом соответствующее заявление, составленной в письменной свободной форме. Данное заявление рассматривается главой исполнительной власти в срок до 30 дней, по истечении которых выносится решение о заключении договора безвозмездного пользования с проведением торгов, без проведения таковых либо об отказе в передаче имущества в безвозмездное пользование. Торги проводятся в соответствии с действующим антимонопольным законодательством РФ. Без проведения торгов государственное имущество может быть передано:

    1. государственным органам и внебюджетным фондам, ЦБ РФ;
    2. муниципальным предприятиям и госучреждениям, корпорациям и компаниям;
    3. на основании международных договоров и федерального законодательства РФ;
    4. некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в РФ (профсоюзы, общественные движения и фонды, политическим партиям и другие);
    5. образовательным и медицинским учреждениям;
    6. адвокатским, нотариальным и торгово-промышленным палатам;
    7. объектам почтовой связи;
    8. взамен объекта недвижимости, в отношении которого были прекращены права пользования в связи со сносом или реконструкцией.

    Основаниями для договора безвозмездного пользования государственным имуществом выступают Постановления главы исполнительной власти и итоговый протокол торгов/аукциона/конкурса. Передача имущества, принадлежащего унитарным, бюджетным и автономным учреждениям на правах оперативного управления и хозяйственного ведения, возможна только при наличии результатов проведенных торгов, дающих право безвозмездного пользования имуществом. В данном случае уполномоченный орган представляет экспертную оценку последствий, которые имеют место быть после передачи объекта в безвозмездное пользование.

    Важно! Договор о передачи права на безвозмездное пользование имуществом не может быть осуществлен в случае, если результат экспертной оценки показал возможность ухудшения условий, указанных в договоре.

    Решение о передаче или отказе в передаче прав безвозмездного пользования государственным имуществом принимается органом управления в течение 1 месяца. Договор безвозмездного пользования помещением заключается между двумя участниками (ссудодателем и ссудополучателем) в письменной форме. Соглашение считается заключенным при достижении соглашения по всем пунктам договора обеих сторон, после факта передачи имущества ссудополучателю по акту приема-передачи.

    Договор безвозмездного пользования помещением образец 2016

    Ответственность ссудополучателя после получения прав на безвозмездное пользование государственным имуществом

    Использование имущества, принадлежащее государству, унитарным, бюджетным и автономным учреждениям, является целевым, без возможности изменения целевого назначения. государственное (муниципальное) имущество, в том числе помещения и земельные участки, полученные на праве безвозмездного пользования, не могут быть переданы ссудополучателем в субаренду, внесены как залог или в качестве вклада в Уставной капитал хозяйственных обществ, а также переданы в безвозмездное пользование для коммерческих целей. Ссудополучатель вместе с право безвозмездного пользования имуществом приобретает обязанности по его содержанию и поддержанию в исправном состоянии, проведению текущих и капитальных видов ремонта за счет собственных средств после получения на то письменного согласия ссудодателя.

    Важно! Оплата коммунальных и иных обязательных платежей является обязанностью ссудополучателя на основании отдельно заключенных договоров в соответствии с действующими тарифами.

    Досрочное расторжение договора безвозмездного пользования

    Срок действия договора безвозмездного пользования имуществом, принадлежащим государству, муниципальным, унитарным, бюджетным или автономным учреждениям, составляет не более 5 лет.

    Ссудодатель вправе потребовать расторжения договора безвозмездного пользования в одностороннем порядке в случаях:

    • использования ссудополучателем государственного имущества не по назначению, указанному в договоре;
    • не исполнения ссудополучателем обязательств по содержанию имущества и поддержанию его в надлежащем состоянии;
    • передачи ссудополучателем имущества, полученного на праве безвозмездного пользования, третьему лицу без согласия на то ссудодателя;
    • значительного ухудшения состояния имущества вследствие пользования ссудополучателем.

    В свою очередь, ссудополучатель также имеет право расторгнуть договор безвозмездного пользования в одностороннем порядке. Основанием для этого может стать:

    1. факт обнаружения недостатков, которые не позволяют использовать имущество в полной мере по назначению, и о которых ссудополучатель не был проинформирован в момент заключения договора;
    2. невозможность использования имущества, как предмета договора, по назначению в связи с возникшими обстоятельствами, за которые ссудополучатель ответственность не несет;
    3. факт наличия прав третьих лиц на данное имущество, о чем при заключении договора ссудополучатель предупрежден не был;
    4. неисполнение ссудодателем условия договора безвозмездного пользования по передаче имущества и сопутствующих документов, по акту приема-передачи ссудополучателю.

    Вопросы от наших читателей


    Евгения

    Сергей

    ИП Бублик Сергей Пантелеевич

    Сергей

    Лариса

    2017 © Правоведус. При копировании материалов прямая ссылка обязательна

    Передача в безвозмездное пользование имущества в 2017


    Данное понятие на сегодня регулируется 36 главой Гражданского Кодекса. В 689-й статье определено, что при заключении такого договора ссудодатель дает вещь ссудополучателю в так называемое безвозмездное пользование (БП). Ссудополучатель берет на себя обязанность обязанность вернуть вещь в нормальном состоянии.

    К заключаемым договорам нередко применяют правила, актуальные для договоров аренды, однако их принципиальное отличие – это отсутствие платы за услугу.

    Право безвозмездного пользования имуществом


    Указанное право можно получить на следующее недвижимое имущество:

    • Закрепленное за бюджетными учреждениями при оперативном управлении;
    • Входящее в государственную казну;
    • Закрепленное за унитарными компаниями при оперативном управлении.

    Предоставление оформляется официально после подписания договора или иных соглашений, а в некоторых случаях — после проведения торгов или аукционов.

    Договор передачи имущества в безвозмездное пользование образец

    Скачать пример соглашение можно по ссылке — Образец договора передачи имущества в безвозмездное пользование. Объектом соглашения может стать имущество, которое за время эксплуатации не теряет натуральных свойств (естественный износ допускается). Сторонами в соглашении могут выступать физические и юридические лица с правом распоряжаться предметом договора.

    Стандартные пункты для соглашения при предоставлении вещей в безвозмездное пользование:

    • Предмет;
    • Стоимость;
    • Ответственность;
    • Расходы по содержанию;
    • Обязанности;
    • Срок, изменения, расторжение.

    В конце нередко записываются дополнительные положения (например, решение споров, форс-мажор, ответственность перед третьими лицами).

    Передача в безвозмездное пользование имущества бюджетному учреждению

    При предоставлении имущества бюджетному учреждению обязательным является заключение договора. При этом, в соответствии с НК РФ, полученная вещь не признается объектом обложения налогом.

    Принятый в 2006-м году Федеральный закон определил, что срочная передача в безвозмездное пользование муниципального имущества может быть осуществлена лишь по итогам проведенных торгов. Это сделано с целью защиты конкуренции.

    Безвозмездное пользование недвижимым имуществом

    При передаче недвижимого имущества оформляется соглашение, которое еще называется договором ссуды. Особенностью этого соглашения являются обязанности ссудополучателя по текущему и капитальному ремонтам. Существенным условием акта считается само недвижимое имущество.

    Рекомендуется переписывать в соглашение характеристики недвижимого объекта. При предоставлении недвижимого имущества в соответствии с актом БП право перехода собственности отсутствует. Государственная регистрация для таких договоров не является обязательной.

    Право безвозмездного срочного пользования земельным участком

    Данное право кардинально отличается от аренды, ведь его предоставление выполняется бесплатно. Срок отношений при этом является временным (тогда как акт постоянного пользования заключается бессрочно). Есть три вида срочных безвозмездных соглашений — в соответствии с тем, кому принадлежит земля: государству, предприятиям, сотрудники которых могут получать служебные земельные участки, другим юридическим или физическим лицам.

    Из государственной собственности земля может передаваться в срочное БП лишь государственным учреждениям. Получатель земли должен использовать участок по целевому назначению, указанному в договоре срочного БП, и вернуть его в надлежащем состоянии.

    Безвозмездное пользование жилым помещением

    По форме официальный акт по срочному БП жилым помещением может соответствовать договору найма. Жилое помещение необходимо описать в части «Предмет соглашения» (можно переписать информацию из свидетельства о собственности).

    При расторжении данного акта одна из сторон обязуется оповестить другую как минимум за один месяц (тогда как в случае с арендой этот срок – три месяца).

    Коммерческие организации не могут передавать жилые недвижимые объекты руководителям и учредителям. Нотариальное заверение не требуется.

    Безвозмездное пользование нежилым помещением

    Нежилое помещение должно быть исчерпывающе описано в составленном акте. Ссудополучатель не сможет после оформления акта срочного БП передавать такое помещение в субаренду. Государственная регистрация обязательна, если нежилое помещение признано объектом культурного наследия. Обязательно указывать в акте срок его действия.

    Безвозмездное пользование автомобилем


    Оформление договора БП автомобилем имеет много общего с предоставлением транспортного средства по доверенности. Однако доверенность лишена одного важного преимущества — детального описания обязанностей и прав обеих сторон (в том числе и обязанность пользователя тратить финансовые средства на авто при необходимости).

    При идентификации автомобиля в документе опишите его максимально подробно (вплоть до магнитолы или сигнализации).

    3 Комментариев

    Вы не вошли. Войдите, чтоб оставить комментарий.

    Ирина

    Имеет ли право администрация передать в безвозмездное пользование недвижимость бюджетному казенному учреждению?

    Александр Манько

    Как передать участок земли от одной организации ФГБУ — другой (тоже ФГБУ)?

    Татьяна

    Заключен договор перевода долга к договору лизинга трехсторонний с переходом предмета лизинга (автомобиль) новому должнику. На каких условиях должны быть оформлены взаимоотношения между первым должником и преемником по возмещению уже понесенных затрат по лизинговым платежам?

    Операции по безвозмездной передаче (получению) недвижимого имущества

    Безвозмездность – это передача имущества, денежных средств одним лицам со стороны других лиц без оплаты, бесплатно . При этом производиться безвозмездная передача может в рамках внутриведомственных, межведомственных и межбюджетных расчетов. В настоящей статье рассмотрен порядок отражения операций по безвозмездной передаче (получению) недвижимого имущества в учете казенных учреждений.

    Начнем с того, что имущество закрепляется за казенным учреждением на праве оперативного управления. Учреждение владеет и пользуется им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением данного имущества и если иное не установлено законом, а распоряжается им с согласия собственника этого имущества (ст. 296 ГК РФ ).

    В силу абз. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. При этом в соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней . То есть право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.

    Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ) недвижимым имуществом (недвижимостью), права на которое подлежат государственной регистрации, признаются:

    • земельные участки и участки недр;
    • объекты, связанные с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (в частности, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы).

    Факт государственной регистрации прав на указанное имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации (п. 1 ст. 14 Федерального закона № 122-ФЗ ). Датой государственной регистрации права оперативного управления является день внесения соответствующих записей о данном праве в Единый государственный реестр.

    Бюджетный учет операций по безвозмездной передаче

    В соответствии с п. 4 и 5 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета , утвержденной Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н), для учета казенными учреждениями операций с недвижимым имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, предназначены следующие счета:

    Основные средства – недвижимое имущество учреждений

    Жилые помещения – недвижимое имущество учреждений

    Нежилые помещения – недвижимое имущество учреждений

    Сооружения – недвижимое имущество учреждений

    Передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества (в том числе недвижимого) осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету) суммы ранее начисленной на этот объект амортизации (в случае ее наличия) (п. 29 Инструкции № 157н ).

    Срок полезного использования безвозмездно полученных объектов недвижимого имущества в целях принятия к учету в составе основных средств и начисления амортизации определяется исходя из срока фактической эксплуатации и срока ранее начисленной суммы амортизации (п. 44 Инструкции № 157н ).

    Безвозмездная передача (получение) может осуществляться в рамках внутриведомственных , межведомственных и межбюджетных расчетов .

    Порядок отражения в бюджетном учете казенных учреждений операций по безвозмездной передаче недвижимого имущества в рамках первых двух видов расчетов (внутриведомственных и межведомственных) изложен Минфином в письмах от 01.03.2011 № 02-06-07 /733 и от 30.03.2012 № 02-06-07 /1061 .

    В первом письме специалисты финансового ведомства отводят важную роль кодам бюджетной классификации, которые следует указывать с 1 по 17 разряды номера счета бюджетного учета сторонами расчетов (передающей и принимающей) при отражении в учете операций по безвозмездной передаче. Среди них:

    • КРБ <1> – код расходов по бюджетной классификации РФ, по которому учтено передаваемое имущество;
    • КРБ <2> – код доходов по бюджетной классификации РФ XXX 2 07 00000 00 0000 180 «Прочие безвозмездные поступления» соответствующего бюджета бюджетной системы РФ;
    • КРБ <3> – код расходов по бюджетной классификации РФ, по которому полученное имущество подлежит учету получающей стороной.

    Безвозмездная передача в рамках внутриведомственных расчетов

    Внутриведомственные расчеты – это расчеты между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств. Для учета таких расчетов предназначен счет 0 304 04 000 . Аналитический учет по счету ведется в Карточке учета средств и расчетов в разрезе участников расчетов (удержаний), а учет операций – в журналах операций в соответствии с содержанием хозяйственной операции. В частности, учет операций по безвозмездной передаче недвижимого имущества ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071) (п. 276 278 Инструкции № 157н ).

    С порядком отражения в учете передающей и принимающей сторон операций по внутриведомственной передаче (получению) недвижимого имущества познакомимся на примере.

    Стоимость передаваемого нежилого здания составляет 1 200 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 400 000 руб. Здание относится к девятой амортизационной группе со сроком полезного использования 30 лет (360 мес.). Право на оперативное управление этим зданием у передающей стороны прекращено в январе. У принимающей стороны право оперативного управления зарегистрировано в мае.

    Передающая и принимающая стороны являются учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю.

    1. В бухгалтерском учете передающей и принимающей сторон в январе будут произведены следующие записи:

    В учете передающей стороны

    Внутриведомственная передача нежилого здания*:

    КРБ <1> 1 304 04 310

    КРБ <1> 1 101 12 410

    КРБ <1> 1 104 12 410

    КРБ <1> 1 304 04 310

    В учете принимающей стороны

    Внутриведомственное получение нежилого здания*:

    КРБ <3> 1 107 11 310

    КРБ <1> 1 304 04 310

    КРБ <1> 1 304 04 310

    КРБ <3> 1 107 11 410

    Одновременно нежилое здание ставится на забалансовый учет (до момента государственной регистрации прав)**

    • Извещения (ф. 0504833);

    ** Проводка приведена в соответствии с Письмом № 02-06-07/1061. В письме не сказано, по какой стоимости следует отражать принимаемый объект на забалансовый учет. Согласно п. 333 Инструкции № 157н объект имущества, полученный учреждением от балансодержателя (собственника) имущества, учитывается на забалансовом счете 01 на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником). Однако из данной нормы не совсем ясно, какую стоимость указывать – балансовую или остаточную. В примере указана балансовая стоимость принимаемого объекта недвижимого имущества.

    2. В учете принимающей стороны в мае операции по получению нежилого здания будут отражены бухгалтерскими проводками:

    Принятие к учету нежилого здания, полученного в рамках внутриведомственных расчетов, по факту государственной регистрации прав*:

    КРБ <3> 1 101 12 310

    КРБ <3> 1 107 11 310

    КРБ <3> 1 107 11 410

    КРБ <3> 1 104 12 410

    Одновременно нежилое здание списывается с забалансового учета

    Начисление амортизации за время учета нежилого здания на забалансовом учете**

    (1 200 000 руб. / 360 х 3)

    КРБ <3> 1 401 20 271

    КРБ <3> 1 104 12 410

    ** Проводка оформляется на основании Справки (ф. 0504833). Амортизация доначислена за февраль – апрель.

    Безвозмездная передача в рамках межведомственных расчетов

    В рамках межведомственных расчетов осуществляются операции по безвозмездной передаче (получению) объектов недвижимости между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) одного уровня бюджета. В учете передающей стороны данные операции отражаются на счете 0 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям», а в учете принимающей стороны – на счете 0 401 10 180 «Прочие доходы» (п. 7 и 10 Инструкции № 162н ).

    Порядок отражения межведомственной передачи недвижимого имущества в учете передающей и принимающей сторон рассмотрим на примере.

    Стоимость передаваемого сооружения составляет 330 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 165 000 руб. Сооружение относится к пятой амортизационной группе со сроком полезного использования

    10 лет (120 мес.). Право на оперативное управление этим сооружением у передающей стороны прекращено в марте. У принимающей стороны право оперативного управления зарегистрировано в мае.

    Передающая и принимающая стороны являются учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям одного уровня бюджета.

    1. В бухгалтерском учете передающей и принимающей сторон в марте будут произведены следующие записи:

    В учете передающей стороны

    Межведомственная передача сооружения*:

    КРБ <1> 1 401 20 241

    КРБ <1> 1 101 13 410

    КРБ <1> 1 104 13 410

    КРБ <1> 1 401 20 241

    В учете принимающей стороны

    Межведомственное получение сооружения*:

    КРБ <3> 1 107 11 310

    КРБ <2> 1 401 10 180

    КРБ <2> 1 401 10 180

    КРБ <3> 1 107 11 410

    Одновременно сооружение ставится на забалансовый учет (до момента государственной регистрации прав)**

    * Проводка оформляется на основании следующих документов (Письмо № 02-06-07/733):

    • Извещения (ф. 0504833);
    • Акта о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), подписанного обеими сторонами расчетов на основании распорядительного акта органа, осуществляющего полномочия собственника;
    • документа, подтверждающего прекращение у передающей стороны права оперативного управления.

    ** Проводка приведена в Письме № 02-06-07/1061.

    2. В бухгалтерском учете принимающей стороны в мае операции по получению сооружения будут отражены следующими проводками:

    Принятие к учету сооружения, полученного в рамках межведомственных расчетов, по факту государственной регистрации прав*:

    КРБ <3> 1 101 13 310

    КРБ <3> 1 107 11 310

    КРБ <3> 1 107 11 410

    КРБ <3> 1 104 13 410

    Одновременно сооружение списывается с забалансового учета

    Начисление амортизации за время учета сооружения на забалансовом учете**

    (330 000 руб. / 120 х 1)

    КРБ <3> 1 401 20 271

    КРБ <3> 1 104 13 410

    * Проводка оформляется на основании Справки (ф. 0504833) с приложением документа, подтверждающего государственную регистрацию права на оперативное управление у принимающей стороны.

    ** Проводка оформляется на основании Справки (ф. 0504833). Амортизация доначислена за апрель.

    Безвозмездная передача в рамках межбюджетных расчетов

    Межбюджетные расчеты осуществляются между учреждениями разных уровней бюджетов бюджетной системы РФ. Операции по безвозмездной передаче (получению) недвижимого имущества в рамках данных расчетов отражаются в учете передающей стороны на счете 0 401 20 251 «Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации», принимающей стороны – на счете 0 401 10 151 «Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (п. 7 и 10 Инструкции № 162н ).

    В Письме № 02-06-07/733 проводки по отражению межбюджетной передачи недвижимого имущества Минфином не приводятся, однако, по мнению автора, они аналогичны проводкам, рассмотренным при межведомственной передаче. Разница лишь в том, что передающей стороне вместо счета 0 401 20 241 следует указывать счет 0 401 20 251 , а принимающей стороне вместо счета 0 401 10 180 счет 0 401 10 151 .

    Кроме того, по мнению автора, будет иным код доходов по бюджетной классификации РФ КРБ <2>, который указывается в разрядах 1 – 17 номера счета бюджетного учета принимающей стороной при отражении в учете операций по безвозмездному получению недвижимого имущества. Вместо кода XXX 207 00000 00 0000 180 «Прочие безвозмездные поступления» следует указывать код

    ХХХ 202 00000 00 0000 151 «Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

    В заключении отметим, что расходы по содержанию объекта недвижимости, понесенные в соответствии с законодательством РФ до получения государственной регистрации (до момента принятия к учету основных средств), отражаются на счете 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ (Письмо № 02-06-07/1061).

    Понятие приведено из «Современного экономического словаря» (ИНФРА-М, 2006).

    Таким органом является Росреестр и его территориальные органы (п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457).

    Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

    Вопрос: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение (школа) владеет на праве оперативного управления зданием, которое передано учредителем для реализации уставных задач (оказания услуг по муниципальному заданию "Реализация общеобразовательных программ в 1 - 11 классах").

    По согласованию с учредителем учреждение заключает договоры безвозмездного пользования муниципальным имуществом, по которым помещения (учебные кабинеты, спортивный зал) предоставляются другим учреждениям дополнительного образования (спорт, культура) для занятий с учащимися в свободное от учебного процесса время на 1 - 3 часа по 2 - 3 раза в неделю.

    Как учитывать в количественном и суммовом выражении на балансовых и забалансовых счетах передачу части основного средства (здания)? Какими первичными документами оформлять эту операцию? Можно ли руководствоваться методическими рекомендациями, доведенными письмом Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464, и не отражать части здания, передаваемые в аренду, безвозмездное пользование, на счетах 101 00, забалансовых счетах 25, 26? Решение об обособлении в отдельный инвентарный объект основного средства части имущества (здания), передаваемого в пользование по операционной аренде, приниматься не будет.

    Ответ от 28.06.2018

    С 1 января 2018 г. операции по договорам безвозмездного пользования имуществом отражаются в бухгалтерском учете бюджетных учреждений в соответствии с федеральным стандартом "Аренда", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н (далее – СГС "Аренда", Стандарт). Кроме требований Стандарта необходимо руководствоваться методическими рекомендациями, которые доведены письмом Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464 (далее – Методические рекомендации).

    В связи с вступлением в силу с 01.01.2018 федеральных стандартов приказом Минфина России от 31.03.2018 № 66н внесены поправки в инструкцию, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н).

    Стандартом предусмотрено два вида аренды – операционная и финансовая (неоперационная). Порядок отражения на счетах учета финансовой и операционной аренды различен. Классификация объекта аренды в целях бухгалтерского учета является субъективным суждением должностных лиц учреждения и проводится на основании критериев, перечисленных в пп. 12 , 13 СГС "Аренда" .

    В рассматриваемом случае передача помещений в безвозмездное пользование на несколько часов в неделю соответствует признакам операционной аренды. По общему правилу в бухгалтерском учете учреждения-ссудодателя передача объекта учета операционной аренды пользователю учитывается как внутреннее перемещение нефинансового актива без отражения его выбытия. Амортизация начисляется в общем порядке и учитывается обособленно (п. 24 СГС "Аренда").

    Если в пользование передается часть инвентарного объекта основных средств и учреждение не приняло решение об обособлении этой части имущества (например, помещения в здании), корреспонденции по внутреннему перемещению или обособлению передаваемой части в учете не делаются. Вместе с тем передающая сторона должна внести в Инвентарную карточку (ф. ) информацию о передаче в пользование части инвентарного объекта основного средства (разд. III.3 Методических рекомендаций).

    При отражении в учете тех или иных операций учреждение должно сопоставить трудозатраты на получение информации и ее ценность для пользователей. В учетной политике целесообразно закрепить, какие объекты учета операционной аренды учреждение фиксирует на счетах бухгалтерского учета, а какие нет.

    В вопросе речь идет о предоставлении помещений в безвозмездное пользование на несколько часов в неделю. Такие операции на счетах учета основных средств и на забалансовом счете 26 показывать не нужно. Исходя из критерия рациональности, также нет необходимости делать записи в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. ), поскольку назначение объекта не меняется и право пользования передается временно на несколько часов.

    В настоящее время достаточно часто хозяйствующие субъекты оформляют договор безвозмездного пользования имуществом. С его помощью, например, юридические лица оформляют отношения, связанные с эксплуатацией материальных ценностей, подлежащих в будущем приобретению в рамках сделки купли-продажи. Рассмотрим далее, что собой представляет право безвозмездного пользования имуществом.

    Общие сведения

    У многих субъектов-участников рассматриваемых отношений возникает вопрос, связанный с формой и типом соглашения, посредством которого осуществляется юридическое оформление действий. На первый взгляд, сделка имеет те же признаки, что и аренда недвижимого имущества. Однако последняя предполагает оплату за предоставление материальных ценностей (ст. 606 ГК). Безвозмездное пользование недвижимым имуществом регламентируется гл. 36 ГК. Соглашение, которое оформляют участники, именуется ссудным, а участники - ссудодателем и ссудополучателем.

    Суть отношений

    Одна сторона обязуется предоставить на конкретный срок материальные ценности другой, а последняя, в свою очередь, обязуется вернуть вещь в том же состоянии, в котором она была получена, с учетом нормальной степени износа или в виде, определенном в соглашении. В качестве участников сделки могут выступать юрлица или граждане. Для коммерческих предприятий устанавливается ограничение на предоставление в безвозмездное пользование материальных ценностей руководителям, учредителям, членам контрольного или административного органа. Если оформляется безвозмездное пользование муниципальным имуществом, в качестве ссудодателя могут выступать:

    1. Органы управления.
    2. Бюджетные, казенные, автономные учреждения.

    Предоставление объектов в последних двух случаях осуществляется при наличии письменного согласия собственника.

    Нюанс

    По ст. 690 ГК в качестве ссудодателя может выступать собственник объекта либо лицо, которое управомочено владельцем либо имеет соответствующее право по прямому указанию закона. Так, по такому нормативному предписанию сооружения, здания и предприятия могут выступать как объект рассматриваемой сделки. При этом в качестве ссудодателя может выступать арендатор без согласия на это арендодателя (если иное не установлено соглашением между ними). Вместе с этим последний должен получить согласие первого по ст. 615 ч. 2 ГК, если решит предоставить кому-либо объект на определенный срок без платы.

    Предмет соглашения

    В качестве него выступают индивидуально-определенные, непотребляемые вещи. Этим характеристикам соответствует множество объектов. В частности, к ним относят помещения, сооружения, участки. Безвозмездное пользование в этих случаях, однако, осуществляется по определенным правилам. В первую очередь, в соглашении должны четко указываться сведения, по которым можно определить конкретный объект, являющийся предметом сделки. В случае отсутствия соответствующей информации в документе условие о вещи считается несогласованным. Это, в свою очередь, делает договор безвозмездного пользования имуществом незаключенным. К примеру, при предоставлении части здания либо помещения в документе необходимо указывать номера комнат согласно техническому паспорту или оформлять приложение, содержащее план с выделенными площадями.

    Договор безвозмездного пользования: образец

    В ГК отсутствуют конкретные предписания, касающиеся формы документа. На практике его составление осуществляется по примеру соглашения об аренде на период более года или на любой срок, если в качестве одного из участника сделки выступает юрлицо. Федеральная регистрационная служба утвердила различные инструкции относительно порядка, в соответствии с которым ставится на учет имущество, переданное в безвозмездное пользование. Выработаны также правила, относящиеся к объектам культурного наследия, лесного фонда и пр.

    В качестве одного из существенных условий соглашения выступает период, в течение которого будет осуществляться безвозмездное пользование недвижимым имуществом. Этот период может быть как неопределенным, так и конкретным. В первом случае соглашение может расторгаться в одностороннем порядке. При этом инициатор прекращения отношений обязан известить второго участника о своих намерениях за один месяц. Само соглашение может предусматривать и другой срок уведомления.

    Безвозмездное пользование земельным участком либо другим объектом оформляется документом, в котором присутствуют пункты о предмете, периоде действия, сторонах сделки. В соглашении устанавливаются обязанности и ответственность участников. При аренде в документе указывается размер и порядок оплаты. В ссудном соглашении этот пункт отсутствует. В нем указывается на безвозмездное пользование земельным участком или иным объектом – ключевое условие сделки.

    Ответственность

    Ссудодатель отвечает за дефекты объекта, которые он по грубой неосторожности либо умыслу не оговорил во время оформления соглашения. За недостатки, о которых не знал субъект, которым осуществляется предоставление материальных ценностей, либо о которых ему было известно, но он указал на них при совершении сделки, либо которые должны быть выявлены получателем при осмотре или проверке, он ответственности не несет.

    Существует еще одно важное правило, в соответствии с которым осуществляется безвозмездное пользование имуществом. Временно эксплуатируемые объекты могут затрагивать интересы третьих лиц. Ссудодатель отвечает за вред, причиненный сторонним субъектом при использовании вещи, в случае если не сможет доказать, что ущерб возник в результате грубой неосторожности или умысла получателя либо лица, у которого объект оказался с согласия последнего. Другие субъекты могут обладать правами на имущество, предоставляемое в безвозмездное пользование. Оформление соответствующего соглашения не лишает этих субъектов имевшихся у них юридических возможностей.

    Важные моменты

    Оформляя акт приема-передачи объекта, ссудодатель обязан предупредить получателя о третьих лицах, интересы которых затрагиваются данной сделкой. В противном случае вторая сторона может требовать расторжения соглашения и компенсации ущерба, понесенного ею. Безвозмездное пользование недвижимым имуществом не прекращается при переходе объекта в собственность другого лица. Действие соглашения сохраняется и в случае гибели ссудодателя-гражданина или ликвидации/реорганизации юрлица, от которого был получен объект. В таких ситуациях обязанности и права ссудодателя переходят к его преемникам. В случае смерти ссудодателя физлица или ликвидации организации допускается также прекращение действия соглашения.

    Досрочное расторжение

    Соглашение на безвозмездное пользование недвижимым имуществом может быть прекращено до истечения периода его действия ссудодателем в случаях, когда получатель:


    Получатель может расторгнуть соглашение досрочно, если:

    1. Обнаружены дефекты объекта, вследствие которых его нормальная эксплуатация невозможна или обременительна при условии, что он не знал и не мог знать о них, когда осуществлялось заключение договора безвозмездного пользования имуществом.
    2. Вещь вследствие обстоятельств, за которые он ответственности не несет, оказалась в состоянии, непригодном для эксплуатации.
    3. Ссудодатель не предупредил о правах сторонних лиц на имущество при оформлении соглашения.
    4. Субъект, от которого принята вещь, не исполнил обязанности предоставить ее, принадлежности или документы, относящиеся к ней.

    Особенности эксплуатации

    Оформляя акт приема-передачи, ссудополучатель принимает на себя определенные обязанности. В частности, эксплуатация объекта должна осуществляться в соответствии с условиями соглашения. Если они не прописаны в документе, вещь используется согласно ее назначению. Получатель обязан поддерживать материальные ценности в исправном состоянии. Речь в том числе идет о производстве капремонта и осуществлении всех расходов на содержание вещи, если иное не установлено условиями соглашения. Все неотделимые улучшения, которые совершил получатель, выступают в качестве его собственности, если в договоре не предусматривается другое. Если они произведены без согласия ссудодателя, то расходы на них компенсации не подлежат. Иное условие может устанавливаться соглашением между сторонами.

    Налогообложение

    В п. 8 ст. 250 НК установлено, что безвозмездно приобретенное имущество относится к внереализационным расходам. Разъяснения по этому поводу даны президиумом ВАС в Информационном письме № 98 от 22.12.2005 г. В нем сказано, что предприятие, эксплуатируя чужой объект, получает имущественное право. Следовательно, возникает выгода. Доходы, полученные при использовании имущества, приобретенного по договору безвозмездного пользования, необходимо учитывать в расчете налога с прибыли. Затраты на содержание объекта можно включить в расходы при начислении суммы обязательного платежа в бюджет. При этом должны соблюдаться определенные условия:

    Особенности оценки

    Прибыль устанавливается исходя из рыночной стоимости (с учетом положений ст. 40 НК) аренды аналогичного имущества. Данное утверждение присутствует в Письме Минфина № 03-03-04/1/359 от 19.04.2006 г. В другом разъяснении плательщикам разрешалось самостоятельно устанавливать порядок, по которому будет осуществляться оценка доходов, касающихся безвозмездного приобретения имущественных прав. При этом Минфин напоминает, что схема расчета таких поступлений НК не устанавливается. Кроме этого в письме указывается, что оценка дохода аналогично порядку определения рыночной цены на услуги, продукцию, работы выступает в качестве права, а не обязанности предприятия. Тем не менее в любом случае сведения о стоимости должны подтверждаться ссудополучателем с помощью соответствующих документов либо посредством выполнения независимой оценки. Доказывать идентичность объектов достаточно проблематично. Для этого налоговым органам надлежит исследовать цену, которая сложилась на рынке аналогичных услуг при сопоставимых экономических условиях за аренду. Кроме этого должно проводиться сравнение схожих характеристик и подобных компонентов, позволяющих выполнять объекту одинаковые функции.

    Получение объекта от учредителя

    Согласно п. 1, подп. 11 НК, в процессе определения налоговой базы доходы в форме имущества, полученного от участника общества, владеющего более 50 % уставного капитала, не учитываются. Но в данном положении речь идет о приобретенных материальных ценностях. Оно не относится к безвозмездному пользованию имуществом. В этой связи полученная прибыль должна учитываться в расчетах. Это подтверждается и Письмом Минфина № 03-11-04/3/88.

    Спецрежимы обложения

    Предприятия, работающие по УСН, устанавливают доходы по положениям ст. 250 и 249 НК. В соответствии с этим на основании п. 8 ст. 250 НК у таких компаний при получении объектов в безвозмездное пользование появляется внереализационный доход. Предприятие может применять в ходе деятельности ЕНВД. В Письме Минфина № 03-11-04/3/83 сказано, что осуществлять налогообложение экономической прибыли не нужно. Это обусловливается тем, что в соответствии с п. 8 ст. 250 НК поступления от безвозмездного пользования относятся к внереализационному доходу. При этом компании, осуществляющие деятельность с применением ЕНВД, не имеют отношения к затратам по налогу с прибыли.

    Порядок предоставления объектов из муниципальной (государственной) собственности

    Решение о передаче имущества принимает глава исполнительной власти. Субъект, заинтересованный в получении объекта, направляет заявление в орган управления. В течение 30 дней с момента получения обращения и необходимых документов глава исполнительной структуры принимает одно из решений:

    В первом случае конкурс (аукцион) проводится в соответствии с порядком, определенным в антимонопольном законодательстве. Без торгов имущество может предоставляться:

    1. В соответствии с международными соглашениями, ФЗ, определяющими другой порядок распоряжения объектами, решениями суда, актами президента страны.
    2. Госорганам, структурам территориальной власти, внебюджетным фондам, ЦБ.
    3. Муниципальным и госучреждениям, госкорпорациям, госкомпаниям.
    4. Некоммерческим объединениям, сформированным в виде союзов и ассоциаций (работодателей, работников и пр.), общественных и религиозных организаций, ТСЖ и другим при условии осуществления ими деятельности, ориентированной на решение проблем социальной сферы и развитие в РФ гражданского общества.
    5. Торгово-промышленным, нотариальным, адвокатским палатам.
    6. Субъекту, имеющему права пользования/владения сетью инженерно-технических коммуникаций, если имущество, которое передается, является ее частью, и в других случаях.

    В качестве основания для составления договора выступает постановление главы исполнительного органа или заключительный протокол торгов.

    Договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом