Войти
Образовательный портал. Образование
  • Митрополит алексий московский святитель и чудотворец краткая биография Митрополит алексий годы
  • Попробуем разобраться в см - Документ
  • Открытия галилея в области астрономии
  • Сопливые грибы но не маслята
  • Имена мальчиков рожденных в январе Азербайджанские имена родившиеся в январе по гороскопу
  • Суточный диурез у беременных женщин
  • Виды органов исполнительной власти. Структура органов исполнительной власти. Отраслевые, функциональные и территориальные органы

    Виды органов исполнительной власти. Структура органов исполнительной власти. Отраслевые, функциональные и территориальные органы

    Государственный орган, как организационная часть государственного механизма существенно отличается от государственного учреждения и функционирует на основе закрепленных в законодательстве принципов деятельности (См.: сх.1.3.1 - 1.3.2.). Каждый государственный орган занимает определенное положение в организационной структуре государственного управления и представляет собой трудовой коллектив, формируемый в соответствии с его целевым назначением на базе определенной организационной структуры. Имеется в виду внутреннее построение органа, предполагающее наличие совокупности государственных должностей, распределение между ними обязанностей и ответственности, определение объема полномочий каждого государственного работника (должностного лица), занимающего соответствующую должность государственной службы.

    Исполнительные органы представляют собой составную часть государственного аппарата с особой функциональной нагрузкой, суть которой заключается в практической реализации задач и функций исполнительной власти в процессе управления или регулирования в сферах экономической, социальной и административно-политической жизни. Соответственно своему специфическому, т.е. исполнительному назначению эти органы осуществляют повседневную деятельность исполнительного и распорядительного характера. Органы исполнительной власти обладают оперативной самостоятельностью, границы которой устанавливаются закрепленной за ними компетенцией, определяющей основы правового положения данного органа либо в нормах Конституции Российской Федерации (например, Правительства Российской Федерации), либо в нормах конституций и уставов субъектов Федерации.

    Москва является единственным субъектом Российской Федерации, имеющим трех уровневую систему исполнительной власти, функционирующую на уровне города, административного округа и района. Административные округа и районы являются территориальными единицами города Москвы. Правовое положение территориальных единиц города Москвы регулируется Уставом города Москвы и иными правовыми актами города Москвы. Районы города Москвы образуются с учетом исторических, географических, градостроительных особенностей соответствующих территорий, численности населения, социально-экономических характеристик, расположения транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфраструктуры и других особенностей территории. Административные округа – территориальные единицы города Москвы, образуемые для административного управления соответствующими территориями. Административный округ включает в себя несколько районов города Москвы. Границы административного округа не могут пересекать границ районов (См.: Приложение 1.). Образование, преобразование и упразднение административных округов и районов, присвоение им наименований, установление и изменение их границ осуществляется Мэром Москвы.

    В систему исполнительной власти города Москвы входят: Мэр Москвы, являющийся высшим должностным лицом города Москвы, возглавляющим высший исполнительный орган государственной власти города Москвы – Правительство Москвы; Правительство Москвы – высший исполнительный орган государственной власти города Москвы; отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти города Москвы.

    Мэр Москвы, непосредственно или через органы исполнительной власти города Москвы решает вопросы социально-экономического развития города Москвы, осуществляет управление городским хозяйством, выполняет другие исполнительно-распорядительные функции в пределах своих полномочий. По вопросам своей компетенции Мэр Москвы издает обязательные для исполнения на всей территории города Москвы указы и распоряжения и осуществляет контроль за их исполнением.

    Согласно Федеральным законам «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет. Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями Мэра Москвы по представлению Президента Российской Федерации Московской городской Думе. Решение Московской городской Думы о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями Мэра считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов.

    Высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы является Правительство Москвы. Правительство Москвы возглавляет Мэр Москвы. В Правительство Москвы входят Мэр Москвы, заместители Мэра Москвы в Правительстве Москвы (в том числе первые), руководитель Аппарата Мэра и Правительства Москвы в ранге первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, министры Правительства Москвы, префекты административных округов в ранге министров Правительства Москвы (См.: сх. 1.3.4.). Заместители Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Аппарата Мэра и Правительства Москвы, министры Правительства Москвы и префекты административных округов назначаются на должность и освобождаются от должности Мэром Москвы. Распределение обязанностей между членами Правительства Москвы устанавливается Мэром Москвы. Порядок организации и деятельности Правительства Москвы устанавливается законом города Москвы, принимаемым Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы.

    Исполнительно-распорядительные функции в определенных отраслях и сферах управления городом осуществляют отраслевые и функциональные органы исполнительной власти города Москвы. В соответствии с законом города Москвы №65 от 20 декабря 2006 г. «О Правительстве Москвы» отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти города Москвы являются: департаменты, комитеты, главные управления (управления) и инспекции (См.: сх. 1.3.5.).

    В целях обеспечения координации деятельности отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города Москвы они делятся условно на четыре «блока»: 1) органы исполнительной власти, находящиеся в ведении Мэра Москвы (См.: сх. 1.3.6); 2) органы исполнительной власти, находящиеся в ведении руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы в ранге первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы (См.: сх. 1.3.7); 3) органы исполнительной власти (подразделения), находящиеся в ведении заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы (См.: сх. 1.3.8-1.3.10); 4) органы исполнительной власти, находящиеся в ведении первых заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, исполняющих функции руководителей комплексов городского управления (См.: сх. 1.3.11 – 1.3.15.);

    В административных округах и районах города Москвы образуются территориальные органы исполнительной власти – префектуры административных округов и управы районов. Руководители указанных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Москвы (далее – префектуры и управы). Префектуры, возглавляемые префектами административных округов, осуществляют в пределах установленных правовыми актами города Москвы полномочий контрольную, координирующую и исполнительно-распорядительную деятельность на территориях административных округов города Москвы.

    Префектура в рамках возложенных на нее полномочий координирует деятельность находящихся в ее ведении управ районов, государственных унитарных и казенных предприятий, автономных и бюджетных учреждений, учредителем которых является город Москва. Префектура осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, юридическими и физическими лицами, общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями(См. сх. 1.3.16.).

    Управы осуществляют в пределах установленных правовыми актами города Москвы полномочий исполнительно-распорядительную, координирующую и контрольную деятельность на территориях районов города Москвы. Руководители управ назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Москвы по представлению префекта соответствующего административного округа.

    Оперативное руководство, координацию и контроль за деятельностью управы района осуществляет префект соответствующего административного округа. Управа района в рамках возложенных на нее полномочий координирует деятельность находящихся в ведомственном подчинении управы района государственных унитарных, казенных предприятий и автономных бюджетных учреждений, учредителем которых является город Москва (См. сх.1.3.17).


    Схема 1.3.1. Государственный орган, государственное ведомство и государственное учреждение


    Схема 1.3.2. Общие принципы деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации

    Схема 1.3.3. Исполнительная власть города Москвы

    Схема 1.3.4. Структура Правительства Москвы

    Схема 1.3.5. Организационно-правовые формы отраслевых и функциональных органов исполнительной власти

    города Москвы

    Схема 1.3.6. Отраслевые и функциональные органы исполнительной власти, находящиеся в ведении Мэра

    Схема 1.3.7. Органы исполнительной власти, находящиеся в ведении руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы в ранге первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы

    Схема 1.3.8. Органы исполнительной власти, находящиеся в ведении заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам межрегионального сотрудничества, спорта и туризма

    Схема 1.3.9. Органы исполнительной власти, находящиеся в ведении заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам контроля за инвестициями и контрактами

    Схема 1.3.10. Органы исполнительной власти, находящиеся в ведении заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, Полномочного представителя Мэра Москвы в Московской городской Думе


    Схема 1.3.17. Примерная структура управы района города Москвы (в ред. Постановления Правительства Москвы от 08.05.2007 № 340-ПП)

    Примечания:

    1. Направление деятельности первого заместителя главы управы района определяется главой управы района с учетом специфика района.

    2. Статус служб (отдел, сектор, специалист) определяет глава управы района.

    исполнительной власти города)

    Уставом города (ст.ст. 45-46) и Законом № 65 «О Правительстве Москвы», установлена система органов исполнительной власти, в которую входят:

    Правительство Москвы;

    Подведомственные Правительству Москвы отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти города (департаменты, комитеты, главные управления, управления, инспекции, префектуры, управы районов), деятельностью которых руководит Правительство.

    Более полно структура органов исполнительной власти города определена в Указе Мэра Москвы от 19 июля 2007 г. № 44-УМ «Об органах исполнительной власти города Москвы».

    Отраслевые и функциональные органы исполнительной власти города Москвы осуществляют исполнительно-распорядительные функции в определенных отраслях и сферах управления городом. Систему отраслевых и функциональных органов исполнительной власти, подведомственных Правительству Москвы, составляют:

    1) Департаменты: отраслевые или функциональные органы исполнительной власти города Москвы, проводящие государственную политику и осуществляющий управление в приоритетных для города Москвы областях деятельности;

    2) Комитеты: отраслевые органы исполнительной власти города Москвы, осуществляющие отраслевое управление в соответствующих областях деятельности;

    3) Главные управления и управления: функциональные органы исполнительной власти города Москвы, осуществляющие межотраслевое регулирование в определенной области городского управления; 4) и н с п е к ц и и: функциональные органы исполнительной власти города Москвы, осуществляющие контрольные и надзорные функции.

    Для координации деятельности органов исполнительной власти города Москвы, подведомственных Правительству Москвы, создаются комплексы городского управления, возглавляемые членами Правительства Москвы в соответствии с распределением обязанностей. В настоящее время созданы 5 таких комплексов.

    2. Систему территориальных органов исполнительной власти города, подведомственных Правительству Москвы, составляют:

    1) Префектуры административных округов города Москвы.

    Система управления административными округами начала складываться в 1991 г., таким образом, административный округ – сравнительно новый структурный элемент в управлении городским хозяйством. Ранее, до июня 1991 г., действовала двухуровневая система управления городом «город – район», а 10 июня 1991 г. распоряжением Мэра № 47 было образовано промежуточное звено – административный округ, т.е. теперь управление городом базируется на трех уровнях «город – округ – район».

    Положение о префектуре административного округа города Москвы утверждено Постановлением Правительства Москвы от 3 декабря 2002 г. № 981-ПП (в ред. от 30 декабря 2008 г.). Положением установлено, что префектуры осуществляют в пределах установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами города Москвы полномочий контрольную, координирующую и исполнительно-распорядительную деятельность на территории административного округа. Закреплен перечень полномочий префектур в области экономики, финансов, управления имуществом, строительства, землепользования и охраны окружающей среды, жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, потребительского рынка и услуг и других сферах;

    2) Управы районов города Москвы.

    Статус районной управы города Москвы впервые был закреплен в Законе города Москвы от 11 сентября 1996 г. № 28-91 «О районной управе в городе Москве». Согласно этому Закону, районная Управа представляла собой орган власти района, осуществлявший установленные законодательством функции органа местного самоуправления по вопросам местного значения, за исключением вопросов, отнесенных законодательством города Москвы к компетенции городского (местного) самоуправления. В состав Управы входили районное Собрание и администрация района, возглавляемые главой Управы. В районное Собрание входили избираемые жителями района советники, глава Управы избирался районным Собранием по представлению Мэра Москвы. Администрация района состояла из заместителей главы Управы и руководителей структурных подразделений администрации, назначаемых главой Управы самостоятельно. Управа обеспечивала в пределах своих полномочий и под свою ответственность решение вопросов местного (районного) значения, осуществляла руководство хозяйственными и социальными службами района, являющимися структурными подразделениями администрации района.

    В 2001 г. в Закон о районной Управе были внесены изменения, в соответствии с которыми за Управой закрепился статус органа местного самоуправления. Полномочия представительного органа населения в Управе осуществляло районное Собрание, в состав которого входили избираемые населением советники и глава Управы, избираемый районным Собранием из своего состава по предложению советников или Мэра Москвы. Администрация района состояла из заместителей главы Управы и руководителей структурных подразделений администрации, назначаемых главой Управы самостоятельно. Возглавлял и руководил деятельностью администрации района Глава Управы. Таким образом, с 1996 по 2002 г. Управа занимала нижнюю ступень в иерархии городских органов власти и наиболее тесно взаимодействовала с населением соответствующей территории.

    С принятием Закона города Москвы от 6 ноября 2002 г. № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» функции органов местного самоуправления – нижних ступеней публичной власти – перешли к муниципальным Собраниям и муниципалитетам, действующим на территориях внутригородских муниципальных образований, созданных в границах районов города Москвы. Закон о районной Управе утратил юридическую силу. Одновременно Постановлением Правительства Москвы от 3 декабря 2002 г. № 981-ПП на территории районов города были образованы территориальные органы исполнительной власти города – управы районов и утверждено Положение о них. Система фактического двоевластия в районах города Москвы действует до сих пор.

    В настоящее время в соответствии с Уставом города Москвы (ст. 46) и Положением об Управе района города Москвы (в ред. от 30 декабря 2008 г.), Управа – территориальный орган исполнительной власти города, подведомственный Правительству Москвы. Оперативное руководство, координацию и контроль за деятельностью управы района осуществляет префект соответствующего административного округа. Глава управы района назначается и освобождается от должности Правительством Москвы по представлению префекта соответствующего административного округа города Москвы, согласованному с заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы, полномочным представителем Мэра Москвы в Московской городской Думе. Работники управы района (кроме обслуживающего персонала) являются государственными гражданскими служащими города Москвы. Положением установлены основные задачи и полномочия управ районов в области экономики, финансов, управления имуществом, строительства, землепользования и охраны окружающей среды, жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, потребительского рынка и услуг, транспорта, связи и безопасности движения и других областях.

    Реформирование системы государственного управления в России является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития страны. Это отмечено в Концепции административной реформы в РФ в 2006-2010 годах, одобренной распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р.

    Московская административная реформа направлена на повышение эффективности функционирования системы городского управления, упрощение механизмов взаимодействия населения города, предприятий и организаций с органами исполнительной власти в отдельных сферах и отраслях городского хозяйства. В указанных целях с 1 июля 2003 г. принимаются меры по введению режима «одного окна» по приоритетным направлениям основных отраслей городского хозяйства, в том числе в социальной и инвестиционной сферах. Постановлением Правительства Москвы от 10 июня 2003 г. № 438-ПП (в ред. от 11 апреля 2006 г.) установлено, что принцип (режим) "одного окна" означает, прежде всего, исключение возможностей необоснованного привлечения граждан, предприятий и организаций к оформлению или согласованию документов, выдаваемых органами исполнительной власти города Москвы и иными городскими организациями.


    Местная администрация является органом управления и наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и региональными законами.

    Рассмотрим определение администрации в широком и узком смыслах. В узком смысле под ней понимается:

    Её руководящее ядро (глава администрации и его заместители);

    Вспомогательный аппарат (те подразделения администрации, которые не имеют объектов управления вне ее: протокольный отдел, отдел писем, организационный отдел и т.п.). Местная администрация в данном смысле выступает как орган управления общей компетенции .

    В широком смысле под местной администрацией понимают совокупность всех исполнительно-распорядительных подразделений муниципального образования. В этом значении она включает:

    Своё руководящее ядро;

    Вспомогательные подразделения;

    Отраслевые органы (например, управление образования);

    Функциональные органы (например, бюджетно-финансовое управление);

    Территориальные органы (например, администрации (управы) районов городского округа или администрации отдельных населенных пунктов, входящих в его состав). Таким образом, местная администрация в широком смысле выступает и как орган управления общей компетенции, и как орган, осуществляющий специальную компетенцию (отраслевую, функциональную).

    С практической точки зрения, местная администрация представляет собой правоприменительный, исполнительный и распорядительный орган общей компетенции, создаваемый специально для повседневного функционирования в системе местного самоуправления с целью проведения в жизнь принимаемых населением и представительным органом решений и общеобязательных правил в процессе управления и регулирования экономической, социально-культурной и административно-политической жизни местных сообществ.

    Местной администрации как специфическому органу местного самоуправления присущи некоторые особенности. А именно:

    1) она является элементом системы органов местного самоуправления;

    2) действует на территории конкретного муниципального образования;

    3) не входит в систему органов государственной власти;

    4) её деятельность носит подзаконный и юридически властный характер;

    5) организует исполнение решений представительного органа местного самоуправления;

    6) решая вопросы местного значения, осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность на территории муниципального образования;

    7) имеет собственную организационную структуру;

    8) конкретное наименование органа, порядок формирования, компетенция, структура, вопросы организации и деятельности определяются уставом соответствующего муниципального образования.

    Основной функцией местной администрации как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления является осуществление повседневной управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение правовых актов, принятых населением непосредственно и (или) через представительный орган. Согласно с данной функцией и происходит наделение исполнительных органов муниципальных образований соответствующей компетенцией.

    Правовой статус местной администрации сегодня не в полной мере законодательно урегулирован. Предусмотрев самостоятельность местной администрации, законодатель не оговаривает ни направлений ее деятельности, ни конкретных вопросов, входящих в круг ее обязанностей. Поэтому в законах о местном самоуправлении конкретных субъектов Российской Федерации и уставах муниципальных образований используются различные подходы к определению компетенции исполнительных органов местного самоуправления.

    Объяснима такая ситуация следующим обстоятельством: перечень полномочий местной администрации зависит от объема вопросов местного значения, решаемых муниципальным образованием самостоятельно, а также от объемов и видов отдельных государственных полномочий, переданных муниципальному образованию. В связи с этим невозможно в федеральном законодательстве установить единообразный перечень полномочий местной администрации.

    Правовой статус местной администрации – это закрепленное нормами права положение (место) местной администрации в системе местного самоуправления, характеризующееся совокупностью определенных элементов.

    Например, А.Т. Карасев, А.В. Елькина, Е.В. Елфимова в структуре правового статуса местной администрации выделяют три ключевых элемента: компетенцию, гарантии деятельности и ответственность .

    А.С. Куличков, в свою очередь, определяет структуру правового статуса местной администрации посредством выделения несколько иной триады составляющих. А именно:

    1. место и функциональное значение местной администрации в системе местного самоуправления;

    2. полномочия (права и обязанности) местной администрации;

    3. конституционно-правовая ответственность местной администрации.

    При этом исследователь преднамеренно не выделяет гарантии деятельности в качестве отдельного элемента правового статуса данного органа власти, относя гарантии к правовым средствам обеспечения деятельности местной администрации. И такая точка зрения вполне обоснована, поскольку юридические гарантии деятельности исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления выступают одним из важнейших факторов повышения эффективности функционирования системы местного самоуправления в целом, и выражены совокупностью необходимых условий и средств, направленных на текущее разрешения повседневных вопросов жизнеобеспечения населения муниципального образования.



    Подробный анализ отдельных элементов правового статуса местной администрации будет осуществлен в последующих параграфах и главах настоящего пособия.

    Под принципами работы местной администрации понимаются основополагающие идеи (начала), лежащие в основе организации и текущей исполнительно-распорядительной деятельности местной администрации и имеющие обязательный характер.

    Определение принципов работы местной администрации, выявление их содержания и взаимодействия является предпосылкой согласованности отечественного законодательства в сфере местного самоуправления и единообразия правоприменительной деятельности, поскольку деятельность законодателя и эффективность правоприменительной практики напрямую зависят от прогрессивных достижений юридической науки.

    К принципам деятельности местной администрации целесообразно относить следующие:

    - принцип законности, который означает, что органы местного самоуправления (в т.ч. и местная администрация) и их должностные лица равны перед законом и обязаны его соблюдать.

    -принцип гласности, предполагающий открытость информации о деятельности местной администрации и доступность нормативных правовых актов, регулирующих организацию ее работы, широкому кругу лиц. Кроме того, правовые акты главы местной администрации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего обозрения.

    - принцип самостоятельности, отражающий закрепленную нормами федерального, регионального законодательства и муниципальных правовых актов специфику работы местной администрации, обусловленную относительно автономной природой местного самоуправления, исполнительно-распорядительной деятельностью и ответственностью местной администрации по решению вопросов местного значения в интересах населения муниципального образования посредством эффективного управления;

    - принцип государственной гарантированности деятельности местных администраций . Принцип государственной гарантированности в виде системы способов обеспечения функционирования местного самоуправления широко закреплен в законодательстве Российской Федерации и ее субъектов. В самом общем виде гарантии представлены в ст. 12 Конституции РФ: в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. В гл. 8 Конституции РФ обозначены наиболее важные направления и способы обеспечения местного самоуправления, включая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, организационную самостоятельность, самостоятельность в пользовании, владении и распоряжении муниципальной собственностью. Кроме того, на конституционном уровне местному самоуправлению гарантируется возмещение расходов, возникших по вине органов государственной власти, а также запрещено произвольное ограничение прав местного самоуправления. Все это базируется на гарантии, сформулированной как право местного самоуправления на судебную защиту от каких бы то ни было неправомерных посягательств.

    -принцип соответствие материальных и финансовых ресурсов полномочиям местной администрации . Европейская Хартия местного самоуправления исходит из того, что финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им полномочиям. Этот принцип муниципального управления также закреплен в Конституции РФ и законодательстве о местном самоуправлении. Без его реализации невозможно обеспечить самостоятельность, реальность и эффективность муниципального управления. Важной гарантией реализации этого принципа является финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться местные администрации и компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

    Принцип профессионализма и компетентности должностных лиц, муниципальных служащих и технического персонала.

    Термином «профессионализм», как правило, обозначается глубокое и всестороннее знание и владение практическими навыками в определенной области общественно полезной деятельности. Компетентность – это знание предмета своей деятельности, наличие профессионального образования, навыков в работе. Принцип профессионализма и компетентности обязывает муниципальных служащих:

    Быть постоянно готовыми к осуществлению должностных правомочий;

    Хорошо знать предмет своей муниципальной служебной деятельности;

    Знать свои права и обязанности, активно, в полной мере и качественно осуществлять управленческие функции и полномочия, предусмотренные законом;

    Учитывать запреты и ограничения, предусмотренные для муниципальных служащих;

    Владеть правилами и процедурами деятельности в органах местного самоуправления;

    Иметь высокие профессиональные знания в сфере государственного и муниципального управления;

    Знать юридические и нравственно-этические нормы в сфере служебной деятельности.

    Принцип ответственности сотрудников за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Данный принцип предполагает, чтобы муниципальные служащие и иные сотрудники администрации осуществляли свою служебную деятельность квалифицированно и честно. Должностные лица местных администраций должны осуществлять свои функции только в пределах своих возможностей и профессиональной компетенции, а также осознавать степень своей ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Эффективность соблюдения данного принципа говорит о целесообразности использования местного самоуправления как варианта управления на местах и успешности выбранных для этого законодательных и управленческих механизмов.

    Помимо вышеизложенного, важно отметить, что местной администрацией руководит ее глава на принципах единоначалия. Он своими актами вводит в действие решения администрации, олицетворяя ее как единый орган.

    Под структурой местной администрации понимается перечень структурных подразделений и схема подчиненности, в том числе распределение полномочий по общему руководству структурными подразделениями между высшими должностными лицами администрации муниципального образования.

    Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению администрации. Структуру администрации составляют внутренние подразделения, которые являются органами администрации. В структуру могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Отраслевые подразделения осуществляют руководство отдельными отраслями муниципального хозяйства (ЖКХ, образование, здравоохранение и др.); функциональные – осуществляют отдельные функции в сфере муниципального управления (функции планирования, контроля и т.п.); территориальные – осуществляют полномочия местной администрации на отдельных территориях муниципального образования. Структурные подразделения местной администрации могут наделяться правами юридических лиц.

    Структурные подразделения могут носить различные наименования – департаменты, комитеты, управления, отделы, сектора, которые отличаются друг от друга по объему, характеру и значимости выполняемых функций.

    Структура местной администрации формируется в соответствии с вопросами местного значения и полномочиями. Утверждается она представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

    Действующая структура администрации городского округа город Воронеж утверждена Решением Воронежской городской Думы от 29 августа 2012 года № 879-III «О структуре администрации городского округа город Воронеж». Помимо этого особенности структуры администрации городского округа город Воронеж оговариваются в Постановлении Воронежской городской Думы от 27 октября 2004 года № 150-I «Об уставе городского округа город Воронеж» и Постановлении Администрации городского округа город Воронеж от 9 сентября 2015 года № 703 «О Регламенте администрации городского округа город Воронеж».

    В соответствии с положениями этих муниципальных правовых актов, администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления в городском округе город Воронеж и обладает правами юридического лица.

    Глава городского округа осуществляет в пределах своей компетенции общее руководство деятельностью администрации и ее структурных подразделений.

    Структура администрации утверждается Воронежской городской Думой по представлению главы городского округа.Внеё входят: глава городского округа, заместители главы администрации городского округа, отраслевые (функциональные) и территориальные структурные подразделения администрации городского округа (управы районов). К отраслевым (функциональным) структурным подразделениям относятся: управления, отделы, департаменты и иные структурные подразделения, которые являются органами администрации городского округа город Воронеж.

    Органы местной администрации могут наделяться правами юридического лица решениями Воронежской городской Думы и возглавляются единоличными руководителями.

    Положения о самостоятельных структурных подразделениях администрации (за исключением структурных подразделений, наделенных правами юридического лица) утверждаются постановлением администрации. Положения о подразделениях, не являющихся самостоятельными структурными подразделениями администрации, - руководителем соответствующего структурного подразделения.

    Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

    Статья 45. Отраслевые и функциональные органы исполнительной власти города Москвы. 1. Отраслевые и функциональные органы исполнительной власти города Москвы осуществляют исполнительно-распорядительные функции в определенных отраслях и сферах управления городом.

    2. Руководители указанных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Москвы.
    3. Положения об отраслевых и функциональных органах исполнительной власти города Москвы утверждаются Правительством Москвы.
    1. Отраслевые и функциональные органы исполнительной власти - обобщенный термин, применяемый в Уставе города Москвы для обозначения органов исполнительной власти специальной компетенции.
    Отраслевые органы исполнительной власти обладают полномочиями по осуществлению политики исполнительной власти (по государственному управлению) в пределах определенной отрасли хозяйства (например, Департамент науки и промышленной политики города Москвы). Функциональные органы исполнительной власти осуществляют определенную управленческую функцию, важную для всего городского хозяйства (например, Департамент финансов города Москвы). Вместе с тем особую функцию выполняют контролирующие органы, осуществляющие государственный контроль в отведенной им сфере хозяйства. Указанное деление не всегда четко прослеживается на практике. Закон города Москвы "О Правительстве Москвы" устанавливает виды отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города - департаменты, комитеты, главные управления, управления, инспекции. Правительством Москвы установлены критерии создания отраслевых и функциональных органов исполнительной власти.
    Департаменты города Москвы создаются для проведения государственной политики и осуществления управления в сфере деятельности, признанной приоритетной для развития города.
    Комитеты города Москвы создаются для осуществления государственного отраслевого или межотраслевого регулирования по вопросам, отнесенным к их ведению.
    Главные управления и управления города Москвы создаются для осуществления государственного функционального регулирования в определенной сфере деятельности. Главное управление создается при наличии структурных подразделений в административных округах города Москвы и при штатной численности не менее 60 единиц.
    Инспекциями (государственными инспекциями) города Москвы являются органы исполнительной власти, наделенные в установленном порядке контрольными и надзорными функциями.
    Таким образом, департаменты могут быть как отраслевыми, так и функциональными органами власти. Комитеты являются в чистом виде отраслевыми, а главные управления и управления - функциональными органами. Контрольными и надзорными органами являются инспекции.
    В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высший орган исполнительной власти субъекта (в данном случае - Правительство Москвы) формирует иные органы исполнительной власти субъекта. В Уставе города Москвы и в Законе города Москвы "О Правительстве Москвы" отсутствует четкое указание на орган, уполномоченный создавать отраслевые и функциональные органы исполнительной власти города. Вместе с тем часть 4 статьи 4 Закона города Москвы "О Правительстве Москвы" устанавливает, что Правительство Москвы утверждает и изменяет структуру органов исполнительной власти Москвы, т.е. определяет перечень органов исполнительной власти города. Структура органов исполнительной власти города зависит от стоящих перед Правительством города задач, которые меняются с течением времени. Как правило, изменение структуры органов исполнительной власти происходит после выборов Мэра Москвы наряду с формированием нового Правительства.
    2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает порядок назначения руководителей отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города. Назначение руководителей указанных органов на должность (как и их заместителей) осуществляется распоряжениями Правительства Москвы. Названия должностей руководителей отраслевых и функциональных органов исполнительной власти различаются в зависимости от вида органа - руководитель департамента, председатель комитета, начальник главного управления, управления, инспекции.
    По сложившейся практике многие члены Правительства Москвы одновременно являются руководителями отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города.
    3. Каждый отраслевой или функциональный орган исполнительной власти города действует на основе соответствующего положения, в котором, как правило, указываются основные задачи и функции органа исполнительной власти, его права и обязанности, закрепляются основа внутренней структуры органа и статус руководителя.