Войти
Образовательный портал. Образование
  • Молитва от головной боли и давления Молитва от повышенного артериального давления
  • Современные проблемы управление персоналом
  • Происхождение и эволюция атмосферы земли
  • Валерий Соловей: "Российская элита готовится к войне"
  • Тайны чисел - двадцать шесть (26)
  • Вышел новый роман Origin Дэна Брауна
  • Полное название нормативного акта регламентирующего деятельность уполномоченных. Нормативно-правовой акт

    Полное название нормативного акта регламентирующего деятельность уполномоченных. Нормативно-правовой акт

    Рассмотрим виды нормативно-правовых актов Российской Федерации подробнее.

    1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации принята 12 декабря 1993 года, является основой всего законодательства России. Высшим нормативным правовым актом, имеющим высшую юридическую силу, верховенство и прямое действие на территории всей страны. Ей должны соответствовать все законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации (ст. 15 Конституции РФ).

    Конституция РФ определяет Российскую Федерацию - как демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.

    Верховенство её в системе нормативных актов Российского государства определяется следующим: 1). Конституция принята на референдуме в результате свободного волеизъявления всего народа; 2). Конституция устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного и государственного строя; 3). Конституция содержит перечень основных прав и свобод человека и гражданина; 4). Конституция фиксирует структуру и компетенцию высших органов государственной власти и управления; 5). Конституция принимается, изменяется в результате соблюдения усложнённой процедуры правотворчества; 6). Конституция устанавливает систему избрания и полномочия Президента России; 7). Конституция устанавливает систему судебной и исполнительной власти, отправные нормы местного самоуправления.

    Её назначение - обеспечить соблюдение прав и свобод граждан, стабильность государственного строя, экономического и социального развития страны, её международных отношений. Поэтому требование соблюдения Конституции РФ в равной степени необходимо как для России в целом, так и для отдельных субъектов Федерации и муниципальных образований.

    Текст Конституции РФ состоит из 137 статей, содержит нормы, относящиеся к различным отраслям права.

    Основные положения Конституции РФ (гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ) могут быть пересмотрены только в особом порядке созыва Конституционного собрания, с выработкой проекта новой Конституции РФ, подлежащего утверждению в особом порядке Конституционным Собранием или вынесением на всенародное голосование (ст. 135 Конституции РФ).

    Поправки к другим главам Конституции РФ тоже принимаются в особом порядке (ст. 136 Конституции РФ).

    2. Федеральные законы Российской Федерации - они также имеют верховенство на всей её территории обладают высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам (кроме Конституции РФ) издаваемым в Российской Федерации по вопросам, отнесённым к предметам ей ведения и совместного ведения Федерации, и её субъектов (ст. 71-72 Конституции РФ) и её субъектов.

    Федеральные законы принимаются в Российской Федерации Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосовали более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Роль Президента РФ в деле принятия законов (наряду с правом законодательной инициативы) заключается в его подписании в течении четырнадцати дней и обнародовании.

    Особая группа федеральных законов - конституционные законы, которые принимаются по вопросам Конституции РФ и отличаются особым порядком принятия - требуется? голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы. В отличие от этого, например, такой важный закон, как Гражданский кодекс РФ, принимался простым большинством голосов.

    Закон от 14 июня 1994 г. признаёт датой принятия федерального закона день, когда он был утверждён Государственной Думой в окончательной редакции, а федерального конституционного закона - день его одобрения палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ.

    Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, так как последние обладают более высокой юридической силой (ч. 3 ст. 76 Конституции РФ).

    В соответствии с Конституцией РФ субъекты Федерации (республики, края, области, автономная область, автономные округа и города федерального значения) по вопросам своего ведения осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятия законов. В случае противоречия между федеральным законом, изданным в соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 76 Конституции РФ, и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).Такие законы не могут противоречить федеральным законом. В этом проявляется принцип единства правовой регламентации и правового режима на территории всего государства.

    Законы также имеют прямое действие на территории России (ч. 1 ст. 76 Конституции РФ). По предметам совместного ведения, федеральные законы издаются вместе с законами и иными актами субъектов Федерации, принимаемыми в соответствии с федеральными законами (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).

    Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ. К их числу относятся законы о референдуме (п. «в» ст. 84 Конституции РФ); о введении режима военного или чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 87 и 88 Конституции РФ); о порядке деятельности Правительства Российской Федерации (ч. 2 ст. 114 Конституции РФ) и другие законы.

    Правовое регулирование в Российской Федерации только законами не исчерпывается. Соответствующие отношения регулируются актами Президента, Правительства, а также министерств и иных федеральных органов власти, то есть подзаконными актами.

    3. Указы президента Российской Федерации - издаются Президентом по широкому кругу полномочий главы государства, предусмотренных Конституцией (гл. 4 Конституции РФ).

    В отличие от законов указы Президента могут быть как нормативными, так и индивидуально-правовыми актами. К числу последних относятся, например, указы о награждении граждан орденами и медалями, о назначении и смещении высших должностных лиц, о присвоении воинских званий, о приеме в гражданство России.

    Указы Президента следует отличать от его распоряжений, которые не носят нормативного характера

    Указы Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 90 Конституции РФ). На этом основана обязательность указов Президента, изданных в пределах его компетенции и предметов ведения и полномочий Российской Федерации, по отношению к действиям и актам органов субъектов Российской Федерации. По сравнению с законами указы относительно быстро принимаются и вступают в силу.

    В случае возникновения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий, а в случае не достижения согласованного решения передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ).

    Что же касается федеральных органов исполнительной власти и Администрации Президента, то в силу полномочий главы государства указы Президента обязательны для всех названных органов и должностных лиц «по прямой вертикали».

    Указы Президента России не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ч. З ст. 90 Конституции РФ). В случае противоречия указа Президента Конституции и законам России на основании заключения Конституционного Суда Российской Федерации указ утрачивает силу.

    Это положение дает иногда основание для вывода о безоговорочном отнесении указов Президента к числу подзаконных актов. Однако при этом забывают о принципе разделения властей и о полномочиях Президента как гаранта Конституции России, прав и свобод человека и гражданина, принимающего меры по обеспечению независимости, и целостности государства, согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ).

    Такие меры Президент РФ уполномочен принимать не только «на основе законов» (главная формула подзаконного характера акта), но и в отсутствие закона. А такое положение, к сожалению, в настоящее время переходного, нестабильного развития страны возникает неоднократно. Так, например, обстоит дело с осуществлением права частной собственности граждан на землю, предусмотренного ст. 9 и ч. 1 ст. 36 Конституции РФ, осуществлением второго этапа платной приватизации и даже с принятием законов о военном положении.

    Можно ли, скажем, ожидать, что Президент обратится в Федеральное Собрание с предложением ввести военное положение, не приняв самостоятельных мер по отражению агрессии против даже самого малого и отдаленного региона России? Вряд ли это вытекает из Конституции России. Наоборот, ст. 80 Конституции РФ прямо уполномочивает Президента на самостоятельные действия в таком случае.

    Аналогично обстоит положение и с обеспечением прав граждан, единого экономического пространства и свободного перемещения товаров и услуг и т.д.

    Президент обязан в подобных случаях принимать нормативно-правовые меры для обеспечения норм Конституции впредь до принятия федеральных законов. В ежегодных посланиях Президента Федеральному Собранию не раз обращалось на это внимание. В условиях еще сохраняющейся нестабильности развития страны такая практика представляется просто необходимой. Эта возможность и вытекает из формулы - «указы., не должны противоречить Конституции и законам».

    В современных развитых государствах приняты цивилизованные, прямо предусмотренные конституциями положения о «делегированном законодательстве», уполномочивающие президента или правительство страны принимать акты законодательного характера в установленном конституцией порядке (см., например, Конституции Испании, Франции, Италии). К сожалению, в России сохраняется прежнее, вытекающее из «всевластия» законодательного органа, отношение к «делегированному законодательству», в то время как многие государства признали рациональность и необходимость этой практики.

    Следующим по юридической силе видом подзаконных нормативных актов являются постановления Правительства РФ.

    4. Постановление Правительства РФ. По данным В.М. Сырых, ежегодно Правительство принимает более 1000 нормативных актов по различным вопросам. Примерно каждый третий федеральный закон содержит поручение Правительству разработать «в свое исполнение» те или иные нормативные акты.

    Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в стране, принимает постановления и издаёт распоряжения. Решения имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений (ст. 115 Конституции РФ). Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение Конституции РФ, законов РФ, а также указов Президента РФ, и могут быть отменены Президентом в случае, если противоречат Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента (ст. 115 Конституции РФ).

    Из этой конституционной формулы прямо вытекает подзаконность и даже «подуказность» постановлений Правительства Российской Федерации.

    Исполнение постановлений Правительства РФ обеспечивается в пределах предметов ведения и полномочий Российской Федерации и совместного ведения Федерации с ее субъектами. В этих пределах «органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской федерации» (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ). Поэтому каких-либо юридических коллизий, не предусмотренных Конституцией России, не возникает. Практические несоответствия и споры, конечно, имеют место, но они вполне разрешимы в рамках взаимодействия органов власти Российской Федерации и её субъектов на основе действующих законов.

    5. Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств). Особенность их состоит в том, что министерства и ведомства (к ведомствам относят: государственный комитет, комитет, федеральную службу, российское агентство, федеральную инспекцию) могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента, постановлениями Правительства.

    Акты этой группы очень многочисленны и многообразны. К ним относятся приказы и инструкции, постановления, положения, письма, уставы и т.д. Все они издаются для реализации функций государственного управления в разных сферах общественной жизни и обязательны для исполнения для всех подведомственных министерствам и ведомствам организаций, учреждений, должностных лиц.

    Нормативные акты министерств и ведомств уступают указам Президента и постановлениям Правительства по юридической силе. Большинство актов министерств и ведомств являются актами внутреннего действия, т.е. регламентируют лишь структуру и порядок функционирования соответствующего ведомства и обязательны лишь для работников этого ведомства. Некоторые министерства и ведомства могут издавать акты внешнего действия, обязательные и для граждан и организаций, не подчиненных данному ведомству (например, акты Министерства внутренних дел, Центрального банка РФ, Министерства финансов Министерства транспорта, санитарно-эпидемиологического надзора, налоговой службы и многих других органов.).

    Издание подобных «ведомственных», как их часто называют, актов предусматривается Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», положениями о министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти.

    Нормативные акты министерств и ведомств, регулирующие права и свободы граждан, а также акты межведомственного характера подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Акты, не прошедшие такую регистрацию, в силу не вступают и правовых последствий не влекут. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы (ч. 3 ст. 15 Конституции).

    Регистрация в Минюсте РФ необходима для проверки законности нормотворческого решения министерства или ведомства: проверяется, не ущемляет ли данный акт права и свободы граждан, не возлагаются ли им дополнительные, не предусмотренные законодательством РФ обязанности.

    На нормативные акты министерств и ведомств нельзя ссылаться судам при разрешении споров.

    В Российской Федерация правом издания подзаконных нормативных актов также наделены исполнительные органы субъектов Федерации, а также органы местного самоуправления.

    6. Нормативно-правовые акты субъектов РФ и местного самоуправления. Локальные акты. Органы власти и управления субъектов Федерации, решая задачи, которые встают перед ними, и согласно своей компетенции принимают решения, выражая их в нормативно-правовых актах. Издаваемые ими нормативно-правовые акты распространяются лишь на территории соответствующих регионов. Принимаются в соответствии с действующими федеральными законами и не могут им противоречить.

    Нормативные правовые акты местного самоуправления являются самостоятельной, независимой от органов государственной власти, но подчиненной Конституции и законам Российской Федерации и субъектов Федерации системой. Эти акты издают муниципалитеты, советы и старосты самоуправляющихся территорий - городских и сельских поселений, а также непосредственно само население. К нормативным правовым актам относятся постановления глав муниципалитетов, районов, городов, сел и поселков, специальных территорий, закрытых городов и поселков.

    Акты муниципальных органов и глав администраций, поселковых и сельских сходов (собраний) граждан устанавливают обязательные нормы права для населения самоуправляемых территорий, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в пределах этих территорий.

    В соответствии с Конституцией РФ органам местного самоуправления могут быть переданы отдельные полномочия государственных органов при условии передачи вместе с ними материальных и финансовых средств из бюджета города, района (ст. 132 Конституции РФ). Акты органов местного самоуправления устанавливают статус муниципальной территории и её органов, порядок управления муниципальной собственностью, налоги и сборы, правила общественного порядка и иные нормы местного значения

    Исполнение актов органов местного самоуправления обеспечивается мерами административного воздействия и защищается в судебном порядке.

    В теории права локальными нормативными актами называются также юридические документы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления на предприятии, в организации, и т.д. Краевая, областная администрация субъектов Федерации вправе принимать постановления, распоряжения, приказы. Глава администрации по вопросам, отнесённым к его компетенции, может издавать постановления и распоряжения.

    Существуют также локальные акты государственных и негосударственных учреждений и организаций различных форм собственности. Организации создают различные правовые акты: приказы, издаваемые руководителем организации, уставы и положения, на основе которых осуществляют свою деятельность.

    Подобные акты составляют нижнее звено подзаконных правовых актов и в большинстве случаев, для того что бы приобрести юридическую силу, должны быть зарегистрированы в соответствующем муниципальном органе власти (например, устав общества с ограниченной ответственностью).

    В настоящее время имеют место известные расхождения между федеральными законами и законами субъектов Федерации. Существуют и взаимные претензии и разногласия между сторонами. Они, однако, постепенно преодолеваются в процессе заключения договоров между Федерацией и её субъектами, а в отдельных случаях - решениями Конституционного Суда Российской Федерации.

    Наряду с законами субъектов Федерации президенты республик, губернаторы, главы администраций краев, областей, автономных округов и автономной области, мэры городов федерального значения, а также правительства, департаменты и иные органы исполнительной власти субъектов Федерации издают указы, постановления, приказы и инструкции в соответствии с их полномочиями, определенными конституциями, уставами. Эти акты принимаются на основе полномочий каждого из органов, в соответствии с конституциями, уставами и законами субъекта Федерации, а также в соответствии с федеральными Конституцией и законами.

    В соответствии с Конституцией РФ и законами Федерации и её субъектов на государственном и общественном уровне образуются различные учреждения, предприятия, общественные и хозяйственные объединения, в том числе коммерческие организации. Каждое учреждение, предприятие или организация имеют свой устав, положение или иной учредительный документ, правила внутреннего распорядка для работников и администрации, правила участия членов данной организации в управлении ее деятельностью, правила учета хозяйственной и финансовой деятельности, правила взаимоотношений с клиентами и т.п.

    Все подобные правила, если они установлены самой организацией, ее органами на основе законов и иных актов государственных органов, носят название корпоративных актов и норм, имеющих значение для внутренней деятельности учреждения, предприятия, акционерного общества или иной коммерческой организации. Ими определяются внутренний распорядок работы, права и обязанности членов или трудового коллектива, порядок управления.

    Характерными примерами сегодня могут быть уставы и правила внутренней организации акционерного общества, некоммерческого фонда, общественной организации, государственного учреждения.

    Все эти акты подлежат регистрации или утверждению государственными или корпоративными органами (для общественных организаций, в том числе профсоюзами). Их действие имеет правовое значение, значительно возросшее в современных условиях свободного образования и деятельности общественных и коммерческих организаций.

    Общественные отношения могут быть урегулированными и такими источниками права, как договор и обычай, санкционированный государством.

    7. Нормативный договор. Договор - эффективное юридическое средство по определению прав и обязанностей, правил взаимоотношений граждан и юридических лиц. Большое значение он имеет в отношениях между государствами. Однако в не меньшей степени договор важен и как один из основных источников права в сфере коммерческих отношений и имущественного оборота.

    Нормативный договор - соглашение с участием уполномоченных государственных органов, содержащее правовые нормы. Обязательны для многочисленного формально не определенного круга лиц, рассчитаны на многократное применение.

    С юридической точки зрения, договор, как правило, представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Содержанием договора поэтому являются взаимоустановленные юридические права и обязанности. Договор заключается на следующих принципах:

    Признаки нормативного договора:

    • - правовая база - дополняет и конкретизирует действующее законодательство, чем более высокое место в управленческой иерархии занимает участвующий государственный орган, тем выше юридическая сила договора;
    • - заключаются в публичных интересах, цель - достижение общего блага;
    • - содержит правила, регулирующие поведение не только непосредственных участников договора, но и иных субъектов;
    • - неопределенность, многочисленность адресатов;
    • - рассчитаны на длительное действие и многократное применение;
    • - формализованная система заключения;
    • - изменение или отказ от выполнения в одностороннем порядке недопустим;
    • - публичность, общедоступность - официальное опубликование, конфиденциальность неприменима.

    Особенность договора как подзаконного источника права заключается в том, что стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами договор. Основное требование к форме, содержанию и предмету договора - чтобы он не противоречил действующему законодательству.

    Условия договора должны соответствовать нормам, содержащимся в законодательстве. В противном случае он может быть признан утратившим силу. Вместе с тем законодатель установил юридический приоритет договора над законом, принятым после заключения договора (п. 2 ст. 422 ГК РФ).

    8. Обычай как источник права.

    Правовой обычай - сложившееся в результате длительного применения общепризнанное правило, официально не зафиксированное в нормативно-правовом акте.

    Особенность обычая состоит в том, что это правило поведения, вошедшее в привычку. С юридической точки зрения, обычай - неписанный источник права, характеризующийся неупорядоченностью, множественностью и разнообразием.

    Обычай, санкционированный государством, - весьма редко встречающаяся форма права.

    9. Прецедент - правило, вновь сформулированное в решении суда правоположение общего характера, которому придается общеобязательное значение, служит эталоном при рассмотрении судами аналогичных дел. Публикуются для всеобщего сведения в официальных изданиях высших судебных органов.

    Классификация НПА:

    НПА подразделяются:

    • 1. по юридической силе на:
    • 2. по содержанию на:
    • 3. по объему и характеру действия на:
      • - акты общего действия (конституция, гражданский, уголовный кодекс);
      • - акты ограниченного действия (федеральный закон о милиции, лесной кодекс, закон о приватизации в РФ, федеральный закон оакционерных обществах);
      • - акты исключительного или чрезвычайного действия (о присвоении статуса свободных экономических зон, об объявлении войны, о введении чрезвычайного положения).
    • 4. по субъектам их издающим на:
      • - акты законодательной власти (федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта РФ);
      • - акты исполнительной власти (указы президента, постановления правительства);
      • - акты судебной власти (решения, определения, приговоры)

    Нормативно-правовые акты и их классификация

    Деление нормативно-правовых актов по содержанию более или менее условно. Не во всех нормативных актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (трудовое, уголовное, семейное законодательства). Наряду с отраслевым нормативными актами действуют акты комплексного характера, содержащие нормы разных отраслей права и обслуживающие определенную сферу общественной жизни (хозяйственное, торговое, военное, морское законодательства).

    По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются на:

    • - акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений) определенною вида на данной территории (например, Конституция Республики Казахстан, Гражданский кодекс Республики Казахстан и т.д.);
    • - акты ограниченного действия - распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории (например, постановления акима области, Закон о средствах массовой информации);
    • - акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).

    По основным субъектам государственного правотворчества нормативно правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера). По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на чаконы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. Юридическая сила устанавливает соотношение одного акта с другими и прямо укапывает на иерархию (верховенство или подчиненность) нормативно-правовых актов, где высшей юридической силой обладают законы. Сущность высшей юридической силы заключается в следующем:

    • 1. Никто, кроме органов законодательной власти, не вправе принимать или отменять законы.
    • 2. Все правовые акты государства должны издаваться в соответствии с Основным Законом (Конституцией). Если подзаконный акт противоречит закону, то этот акт должен быть приведен в соответствие с законом или отменен.
    • 3. Закон не подлежит утверждению или приостановлению никем, кроме специально уполномоченного на то органа законодательной власти.

    Законы. Это главные и преимущественные нормативно-правовые акты государства. Они содержат правовые нормы, которые регламент наиболее важные стороны общественной и государственной жизни - это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представитель-органом государства в особом законодательном порядке, обладающий юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные пения с точки зрения интересов и потребностей населения. Из данного определения вытекают основные признаки закона как основного источника права:

    • 1. законы принимаются высшими представительными органами
    • 2. законы, в отличие от нормативно-правовых актов, принимаются в обоюдном законодательном порядке. Принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган; принятие законопроекта, его опубликование (обнародование);
    • 3. законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства. Они могут быть введены или отменены законодательной властью;
    • 4. законы представляют собой ядро всей правовой системы государства Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности - верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен.

    В свою очередь законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Конституционные законы определяют основные начала государем венного и общественного строя, правовое положение личности и организаций. На основе конституционных законов строится и детализируется вся система нормативно-правовых актов. Конституция является основным конституционным законом и характеризуется следующими отличительными чертами:

    1. Конституция, в отличие от других законодательных актов, имеет основополагающий характер. Народ, являясь носителем суверенитета и единственным источником власти в правовом государстве, учреждает основы государственного и конституционного строя посредством принятия Конституции. Она закрепляет основы общественно-экономического устройства государства, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, основ организации и системы государственной власти и управления.

    Именно поэтому положения Конституции имеют основополагающий характер для деятельности государства и общественных организаций.

    2. Конституция является ядром системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его характер.

    Принципы и нормы Конституции определяют всю систему текущего законодательства, которое развивает ее положения. Конституция устанавливает сам процесс правотворчества; юридическую силу, порядок и процедуру принятий законов.

    • 3. Конституция обладает высшей юридической силой и верховенством. Верховенство Конституции, в отличие от высшей юридической силы, утверждает подчинение деятельности всех государственных, общественных организаций, граждан принципам и нормам конституции.
    • 4. Конституция, в отличие от текущего законодательства, характеризируется стабильностью.

    Это свойство Конституции определяется тем, что она закрепляет основы общественного и государственного строя Стабильность Конституции (устойчивость, неизменность её предписаний в течение длительного времени) обеспечивается особым, усложненным порядком её пересмотра и внесения поправок (глава 9 Конституции РК). Итак, Конституция - это единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства государства и общества, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. В соответствии с Конституцией могут издаваться иные конституционные (органические) законы, также закрепляющие правовые основы государства и общества (например. Закон "О гражданстве РК").

    Обыкновенные законы принимаются и действуют в строгом соответствии с конституционными актами, регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни. Обыкновенные законы представляют собой акты текущего законодательства, которые посвящены различным сторонам политической, экономической, социальной жизни общества. Обыкновенные законы по своей внутренней структуре делятся на текущие и кодифицированные. Типичным примером текущего нормативного акта является закон о бюджете, который действует только в течение определенного года. Различного рода кодексы, уставы, положения, основы представляют собой так называемые кодифицированные законы. Кодекс - это единый нормативно-правовой акт, систематизирующий законодательство какой-либо отрасли права (гражданской, уголовной, земельной и т.д.) является результатом сложной правотворческой деятельности, в которой создается единый, логически цельный, внутренне согласованный нормативно-правовой акт. Структура кодекса, как правило, складывается из двух элементов: общей и частичной. В первой - закрепляются основополагающие принципы и которые определяют характер и содержание непосредственно действительных норм особенной части кодекса. Например, положения Общей части Уголовного кодекса РК содержат задачи уголовного права, общие понятия и виды наказания, которые своим влиянием весь свод уголовных норы особенной части. Нормативные акты данной отрасли "подстраиваются" к отрасли юридических норм, содержащихся в кодексах, на материальные и процессуальные кодексы. Важное значение имеет классификация законов по отраслям права: уголовные законы, законы о труде, финансово-кредитные законы, и т.д. Кроме отраслевых, в системе законодательства существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, природоохранительные законы включают в себя нормы административного, гражданского и иных отраслей права).

    Виды законов

    Конституционные

    Обыкновенные

    Основной Закон

    Кодифицированные (конституция)

    Материальные

    Уголовный Процессуальный кодекс (УК), Уголовно-процессуальный

    Гражданский кодекс (упк) кодекс (ГК) Гражданско-процессуальный кодекс

    Схема. Виды законно подзаконные акты - это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. По своему содержанию подзаконные акты являются актами различных органов исполнительной власти, они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты. Общие подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе общие подзаконные акты следуют за законами. К общим подзаконным актам относятся нормативные предписания высших органов исполнительной власти: нормативные указы президента, постановления правительства. Местные подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией. Нормативные предписания местных органов государственной власти и управления обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории.

    Ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции). Это нормативно-правовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные, государственно-кредитные и др.). Внутриорганизационные подзаконные акты. Это такие нормативно-правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. В рамках, определенных актами высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций. Действие нормативно-правовых актов

    Действие нормативно-правовых актов во времени. Действие в пространстве. Действие по предмету правового регулирования. Действие по кругу лиц.

    Действие нормативно-правовых актов. Любой нормативный акт издается для того, чтобы в установленный промежуток времени на определенной территории регулировать поведение определенного круга людей. Нормативно-правовой акт действует во времени, в пространстве, по предметам действия и по кругу лиц.

    Все нормативные правовые акты по юридической силе можно разделить на две группы:

    1. Законы – это нормативно-правовые акты, обладающие высшей юридической силой, принимаемые в строго определен-ном особом порядке высшим законодательным органом государ-ства или субъекта Федерации и регулирующие наиболее важ-ные общественные отношения.

    Различают следующие виды законов:

    - Конституция

    – законы, которые принимаются по вопросам, непосредственно связанным с Конституцией.

    - Федеральные текущие законы – это акты текущего законо-дательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества;

    - Законы субъектов Федерации – это законы, которые издают-ся непосредственно представительными органами субъектов Федерации и распространяют свое действие на соответствую-щую территорию

    2. Подзаконные акты – это правотворческие акты компетент-ных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой по отношению к законам.

    К подзаконным актам относятся:

    Нормативно-правовые акты Президента РФ (указы, распоря-жения);

    Нормативно-правовые акты правительства РФ (распоряжения, постановления);

    Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (приказы, инструкции, положе-ния, распоряжения);

    Нормативно-правовые акты государственной власти субъек-тов Федерации.

    Закон: понятие, признаки, виды.

    закон - это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

    Закон – это акт правотворчества, который обладает высшей юридической силой, направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений и принимается в особом порядке высшим законодательным органом государства или субъекта Федерации, либо непосредственно народом.



    Основные признаки закона:

    1. Обладает высшей юридической силой, то есть занимает главное после Конституции место в иерархии нормативно-правовых актов.

    2. Принимается только соответствующими компетентными законодательными органами государства либо субъекта Феде-рации или же непосредственно народом.

    3. Регулирует наиболее важные общественные отношения в сфере экономической, политической, культурной, социальной и духовной жизни.

    4. Принимается в особом и официально утвержденном процес-суальном порядке.

    5. Является общеобязательным. Это подразумевает, что его нормы должны соблюдаться и исполняться всеми государ-ственными органами, должностными лицами, гражданами, общественными организациями, юридическими лицами без исключения.

    Виды законов:

    1. По сфере действия различают:

    Федеральные законы;

    Законы субъектов Федерации.

    2. По субъектам законотворчества различают:

    Законы, принятые законодательным органом в процессе зако-нотворческой деятельности;

    Законы, принятые народом в результате референдума.

    3. По предмету правового регулирования различают: консти-туционные, уголовно-правовые, гражданско-правовые и т.д.

    4. По сроку действия:

    Постоянные;

    Временные.

    5. По их юридической силе:

    - Конституция – это основополагающий нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти.

    - Федеральные конституционные законы – законы, которые принимаются по вопросам, непосредственно связанным с Конституцией, а также служащие базой для текущего законода-тельства.

    - Федеральные законы.

    - Закон субъекта Федерации.

    Подзаконные акты.

    Подзаконный нормативно-правовой акт (ПНПА) - правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Не стоит отождествлять лишь с государством, так как, например, местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти - статья 12, Конституции Российской Федерации - России.

    Классификация:

    В РФ на федеральном уровне к подзаконным актам относятся:

    Указы Президента РФ;

    Постановления и распоряжения Правительства РФ;

    Акты Центрального банка РФ, министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти;

    Постановления палат Федерального Собрания РФ;

    Решения судов и арбитражных судов.

    По сфере действия:

    Общие (действуют на территории всего государства)

    Местные (действуют в отдельной местности)

    Ведомственные (действуют внутри ведомств)

    Локальные (внутриорганизационные)

    Индивидуальные (выделяются в случае признания существования индивидуальных правовых норм, например в коммуникативной теории права).

    По органам издающим (применительно к системе нормативно-правовых актов России):

    Указы Президента России;

    Постановления Правительства России, государственных комитетов, администраций;

    Приказы, инструкции, указания и иные ведомственные локальные акты;

    Решения представительных органов местного самоуправления.

    Коммуникативная теория также выделяет внутригосударственные автономные правовые акты (договоры и соглашения), как общенормативные так и индивидуально-нормативные, а также все гетерономные индивидуальные правовые акты.

    Подзаконный нормативно-правовой акт не должен противоречить закону , потому что по иерархии нормативно правовых актов (НПА), он стоит ниже закона и является подзаконным актом, что следует понимать буквально.

    Характерными признаками подзаконных актов является то, что:

    1. Они принимаются на основе закона.

    2. Они принимаются во исполнение закона.

    3. Они не могут противоречить закону.

    4. Они обладают меньшей юридической силой по отношению к закону.

    В зависимости от органа, принявшего подзаконный норма-тивный акт различают:

    1. Общие подзаконные акты – это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. С их помощью осу-ществляется государственное управление и координация экономической, политической и социально-культурной жизни страны.

    Главное место в системе общих подзаконных актов принадле-жит:

    Указам и распоряжениям Президента как главы государства, которые обладают наибольшей юридической силой после закона и регламентируют основные направления внутренней и внешней политики государства;

    Актам правительства, принимаемым на основе и во исполне-ние законов и указов Президента и решающим оперативные вопросы государственного управления экономикой, здравоохра-нением, образованием, социально-культурным строительством и т.д.

    2. Ведомственные нормативные акты – это нормативно-правовые акты, которые принимаются в пределах своей компе-тенции министерствами, госкомитетами и иными ведомствами, регулируют, как правило, общественные отношения, находящи-еся в пределах компетенции данной исполнительной структуры (таможенные, транспортные, банковские отношения, вопросы организации образования, охраны здоровья и т.д.). Обычно такие акты издаются в форме приказов, инструкций, постановлений, распоряжений, положений, писем, указаний, уставов и другие.

    3. Местные нормативные акты – это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах (в районах, городах, поселках и т.д.). Их издают мест-ные органы представительной власти и органы местного само-управления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией и обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории. Это могут быть решения, распоряжения, постановления органов местного самоуправления.

    4. Локальные (внутриорганизационные) нормативные акты принимаются в пределах своей компетенции администрацией предприятий, учреждений, и распространяют свое действие на работников соответствующих предприятий.

    НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения. Принимая нормативно-правовой акт, государство тем самым делает свою волю общеобязательной.

    Классификация нормативно-правовых актов

    Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основаниям:

    1. По субъекту правотворчества, т.е. кто является инициатором данного НПА:
  • По сфере их распространения:
    • федеральные НПА;
    • акты субъектов РФ;
    • акты муниципальных органов;
    • локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.
  • По времени их действия:
    • акты, принятые на неопределенное длительное время;
    • акты временные (на определенный период).
  • По юридической силе: Это наиболее существенный признак классификации, так как определяет значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования.
  • В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. Т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.

    По данному основанию НПА делятся на законы и подзаконные акты.

    Законы

    Закон – это нормативно - правовой акт , издаваемый в строго регламентированном порядке органом законодательной власти (в России таким органом является Государственная Дума РФ) или референдумом, обладающий наивысшей юридической силой, и распространяющийся на наиболее значимые области общественных отношений.

    Порядок, в соответствии с которым принимаются законы, называется законодательной процедурой.



    Виды законов:

    1. Конституция – это главный закон государства. Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.
    2. Федеральные конституционные законы – регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В конституционных законах данные вопросы разъясняются и рассматриваются более подробно. (Примером конституционных законов могут являться:ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и др.).
    3. Федеральные законы – правовые акты, регулирующие вопросы в социально-политической, экономической, семейной других областях общественных отношений. (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

    К федеральным законам относятся в том числе и кодексы. Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Трудовой кодекс, Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Семейный кодекс и др.).

    1. Законы субъектов РФ – это правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта. (Закон города Москвы «О транспортном налоге», Закон Самарской области «Об административных правонарушениях» и др.).

    Подзаконные акты

    Подзаконные акты – это НПА, которые основываются на законе и не противоречат ему. Их юридическая сила по сравнению с законом является наименьшей.

    Виды подзаконных актов:

    1. Общие, т.е. обязательные для всех лиц в пределах территории страны:
    • Указы и распоряжения Президента («О награждении государственными наградами Российской Федерации», О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО);
    • Постановления и распоряжения Правительства. Принимаются во исполнение и основываются на законах и указах Президента. Данные Акты подписываются Председателем Правительства. Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономические, научные, образовательные вопросы, а также права человека. (Постановление Правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»).
  • Местные – НПА, изданные местными органами власти: это различные решения и постановления муниципалитета, совета, мэрии по различным вопросам местного характера.
  • Ведомственные – это приказы, инструкции различных Министерств и ведомств. Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными. Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан.
  • Внутриорганизационные (корпоративные) акты: принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации. Они распространяют свое действие только на членов таких организаций. Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ЗАО «КРЕДО», Правила внутреннего трудового распорядка).
  • Акты судебной власти

    Вопрос о том, являются ли судебные акты высших судов источником права, является спорным. Решения судебных органов могут приобретать черты нормативного характера в результате обобщения судебной практики.

    Если выявляются неточности, неясности в законодательных актах, суды могут конкретизировать уточнять применение правовых норм, при этом не создавая новые нормы.

    Высшие органы судебной власти создают новые правовые нормы с целью разъяснения применения законодательства при его практическом применении судами. (Постановления Верховного суда РФ

    Поэтому в классическом понимании континентальной системы права судебные акты все же не являются источником права, а являются разъяснением применения уже существующих норм, с учетом их противоречия или пробелов правового регулирования.

    Нормативно - правовой акт - это официальный документ, принятый компетентным субъектом правотворческой деятельности в особом порядке, содержащий нормы права, имеющий свои реквизиты, структуру, особый порядок вступления в силу.

    Признаки :

    1. Официальный документ - любой официальный документ имеет всегда письменную форму.

    2. Всегда содержит нормы права

    3. Принимается компетентными гос. органами, негосударственными субъектами правотворчества, правительством, президентом, негосударственными субъектами правотворчества (органы местного самоуправления), либо населением на референдуме

    4. Принимается в особом процедурном порядке

    5. Имеет свои реквизиты: наименование (закон, поставновление, приказ, указ), заголовок, дату и место принятия, дата вступления в силу, подписи должностных лиц и др. Титул акта - наименование, дата и мест опринятие.

    6. Имеет свою внутреннюю структуру - нормативный материал распределяется по частям, разделам, главам, главы - стсоят из частей, а стьти - из пунктов.

    Виды НПА:

    1. По сфере действия

    федеративные, субъектов федерации, органов местного сампоуправления, локальные

    2. По срокам действия:

    постоянные, временные (где указан срок действия акта)

    3. По предмету правового регулирования:

    конституционно-правовые, гражданско-правовые и др.

    4. По субъектам правотворечества:

    акты референдума, акты органов гос. власти, санционированные правовые акты негосударственных субъектов правотворчества

    5. По юридической силе:

    законы, подзаконные акты

    Законы: - это нормативно - правовой акт, принятый в особом порядке законодательными (представительными) органами власти либо непосредственно на референдуме, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

    Признаки:

    1. разновидность НПА

    2. принимается в особом процедурном порядке, закреплённом в Конституции и регламентами Парламентов.

    3. Принимается только законодательными (представительными) органами, либо на референдуме.

    4. Регулирует наиболее важные общественные отношения - регулирующие полит. систему общества, наиболее важные отношения

    5. Обладает высшей юридической силой - то есть все иные НПА издаются на основе законы и не могут ему противоречить

    6. имеет особый порядок вступления в силу

    7. выражает волю и интересы общества в целом, если мы ведём речь о демократическом государстве

    Классификация законов:

    1. По времени действия: временные(чрезвычайные), постоянные

    2. По кругу лиц: общего действия (КРФ), специальные (закон о статусе судей, о прокуратуре и т.д.)

    3. По сфере действия: общефедеральные и субъектов



    4. По юридической силе: КРФ, ФКЗ, ФЗ(кодифицированные и обычные), законы субъектов РФ(по вопросам совместного ведения, по вопросам их исключительного ведения)

    Конституция - это основной закон государства, выражащий волю и интересы народы в целом, либо отдельных социальных слоёв (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

    Основные свойства К.:

    1. особый субъект, который устанавливает К. или от имени которого она принимается

    2. учредительный первыичный характер конституционных установлений - народ, являясь носителем суверенитета и единственным источником власти учреждает основы общественного и гос. устройства.

    3. особый предмет конституционного регулирования - носит всеобхъемлющий характер и затрагивает все сфера жизни общества

    4. особые юридические свойства:

    Верховенство К.

    Высшая юридическая сила

    Стабильность К.

    Прямое действие

    Ядро правовой системы

    Особый порядок принятия, пересмотра и внесения поправок

    Особая охрана

    Виды конституций:

    1. по субъекту принятия

    октрыированные и принятые народом

    2. гибкие и жёсткие - по порядку внесения изменений

    3. по форме выражения - писаные (единый НПА) и неписаные

    4. реальные (положение соответствует действительности) и фиктивные - по характеру реализации

    Подзаконные нормативные акты - издаются компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнении законов и содержат юридические нормы

    Виды подзаконных нормативных актов РФ:

    1. нормативные указы и распоряжения прездинта РФ

    2. нормативные постановления и распоряжения правительства - общие подзаконные акты

    3. ведомственные подзаконные акты - приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, гос. комитетов

    4. решения и постановления органов гос. власти и управления субъектов федерации - решения председателя правительства области или постановление

    5. нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов

    4,5 - местные

    6. локальные (внутриорганизационные нормативные акты)

    3. Действие НПА во времени, пространстве и по кругу лиц:

    Вступление в силу нормативного акта и утрата юр. силы.

    НПА вступает в силу:

    1. может быть указано вступление в самом нормативном акте:

    А) с момента подписания

    Б) с момента принятия

    Г) с точно обозначенной даты

    2. если таких указаний нет, то по истечении определённого срока после опубликования

    А) законы - по истечении 10 дней

    Б) нормативные акты президента и правительства - по истечении 7 дней

    В) ведомственные НПА встпуают в силу со дня присвоения им порядкового номера гос. регистрации (в мин. юсте РФ)

    Г) чрезвычайные акты - с возникновением определённых обстоятельств

    Д) есть НПА, которые не могу публиковаться; для актов, не подлежащих публикации - вступление для них с момента фактического получения акта исполнителями

    Утрата юр. силы:

    1. истёк срок действия, на который издан НПА

    2. в результате прямой отмены акта путём публикации решения компетентного органа об этом

    3. в связи с изданием нового нормативного акта, заменяющего прежний

    4. для черзвычайных актов - изменение обстоятельств

    Ретроактивность - распространение действия законы на события, имевшие место до вступления в юр. силу; по общему правилу НПА обратной силы не имеет. Исключение из правила:
    1) когда законодатель прямо придаёт НПА обратную силу

    2) издание актов, смягчающих или устраняющих юр. ответственность или наказуемость деяния

    Ультраактивность (переживание закона) - закон либо его часть утрачивает силу по специальному указанию может продолжать регулировать отдельные общественные отношения

    В пространстве: территориальное действие НПА и экстерриториальное действие НПА. Территориальное действие НПА означает, что он действует в пределах территории государства. Акты, действующие на всей территории государства, акты субъектов федерации, акты муниципальных органов. Что понимается под территорией? Это земная и водная поверхность, воздушное пространство, недра, территориальные воды, континентальный шейх. Экстерриториальное действие означает возможность их применения в отношении российских граждан, находящихся за пределами РФ. Условная территория госудасртва - это территории посольств, консульств, воинских подразделений, дислацируемых за границей, территория гражданских кораблей и солоны летательных аппаратов, находящиеся на нейтральной территории, территории военных кораблей, что касается военных кораблей и летательных аппаратов - где бы они не находились.

    Действие НПА по кругу лиц. НПА распространяются на всех адрессатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Есть понятие специального действия НПА - когда распространяется на отдельные категории граждан(воинский устав например). Из общего правила есть 3 исключения: 1. главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств наделены дипломатическим иммунитетом, следовательно к ним не могут быть применены меры ответственности и гос. принуждения за нарушение уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях; 2. проживающие на территории государства иностранные лица и лица без гражданства (апатриды), хотя и пользуются широким кругом прав и свобод наряду с гражданами в некоторых правоотношениях не могут выступать носителями прав. 3. некоторые нормативные акты в частности, предусматривающие уголовную ответственность распространяются на граждан не зависимо от их места нахождения и не зависимо от того, понесли они уже наказание по нормам иностранного законодательства или нет.