Войти
Образовательный портал. Образование
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Унжа (Костромская область)
  • Прокурорский надзор распространяется на деятельность. Специализированные прокуратуры. Система специализированных прокуратур Российской Федерации. Надзор за исполнением законов судебными приставами

    Прокурорский надзор распространяется на деятельность. Специализированные прокуратуры. Система специализированных прокуратур Российской Федерации. Надзор за исполнением законов судебными приставами

    Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью призван обеспечить верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства путем выявления и своевременного устранения любых нарушений закона и привлечения к ответственности виновных и осуществляется от имени государства.

    Прежде чем приступить к характеристике отдельных видов прокурорского надзора, представляется необходимым определить ряд понятий. Это важно потому, что в научной и учебной юридической литературе нет единого подхода к определению основных понятий прокурорского надзора. В первую очередь это относится к самому понятию «надзор прокуратуры» и его соотношению с аналогичными видами государственной деятельности: судебным надзором, судебным контролем, ведомственным контролем, надзором иных органов государства (Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта) и т.д.

    Надзор прокуратуры - это регламентированная прокурорским правом деятельность прокуратуры по проверке исполнения законов и подзаконных нормативных правовых актов государственными и негосударственными органами. В основе данного нами определения находятся следующие положения:

    • надзор прокуратуры как вид государственной деятельности;
    • осуществление надзора прокуратуры специально управомоченным органом государства (прокуратурой);
    • исключительность надзора прокуратуры, означающая невозможность его осуществления иными государственными и негосударственными органами;
    • осуществление полномочий путем проверки исполнения законов.

    Наряду с прокуратурой проверочную деятельность по исполнению законов могут осуществлять и другие государственные органы. Такая деятельность в теории часто называется контролем. В связи с этим возникает вопрос: каким образом соотносятся термины «надзор» и «контроль» в качестве формы проверочной деятельности по исполнению законов?

    По мнению М.С. Шалумова, решение данного вопроса имеет «принципиальное значение не только и не столько для теории, сколько для практической реализации прокурорских функций» 1 Шалумов М.С. Прокурорский надзор и государственный контроль за исполнением законов: разграничение компетенции и ответственности // Государство и право. 1999. № 1. С. 79. 80. . Обобщив различные позиции в решении этого вопроса, Н.В. Мельников предлагает разграничивать понятия «прокурорский надзор» и «контрольная деятельность» путем выделения «ряда основных отличий». К числу таковых им отнесены: контролирующие органы, как правило, входят в систему органов исполнительной ветви власти, а прокуратура - самостоятельный орган власти; внешний характер осуществления надзора (контроль же может быть и внутренним); надзор в отличие от контроля осуществляется без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность; правом привлечения к административной ответственности наделены только контролирующие органы и т.д. 2 Мельников Н.В. Конституционные основы организации и деятельности прокуратуры России: Монография. М.: Книготорг. 2000. С. 77-79.

    Содержание прокурорского надзора обычно определяют через его объект, предмет, пределы, полномочия, средства и иные понятия. Вопрос об объекте и предмете надзора М.Н. Маршунов считает «наиболее запутанным в терминологии прокурорского надзора» 3 Даев В.Г., Маршунов М.Н. Основы теории прокурорского надзора. Л.. Изд-во ЛГУ, 1990. С. 62. . И это действительно так. В юридической литературе приводятся порой взаимоисключающие определения этих и иных понятий прокурорского надзора. Данное обстоятельство и побудило нас не только критически рассмотреть основные понятия прокурорского надзора, но и выработать их исчерпывающий перечень с установлением взаимосвязей.

    Наибольшим уровнем общности обладает объект прокурорского надзора как самостоятельная правовая категория, под которой мы понимаем деятельность государственных органов и негосударственных органов по исполнению законов и подзаконных нормативных правовых актов, регламентированную прокурорским правом. Иначе говоря, объект прокурорского надзора - это общественные отношения по исполнению законодательства, урегулированные правом. Наше определение основано на следующих положениях:

    • прокурорский надзор - это не всякая деятельность, а только деятельность по исполнению законов и подзаконных нормативных правовых актов;
    • это деятельность не всех государственных и негосударственных органов, а лишь тех, которые обозначены в законе, т.е. объект прокурорского надзора;
    • это деятельность, урегулированная законом.

    Объект прокурорского надзора не беспределен. Для обозначения его границ в теории используется правовая категория «пределы прокурорского надзора», под которой мы понимаем правовые требования по исполнению определенного по характеру законодательства теми или иными государственными и негосударственными органами.

    Пределы прокурорского надзора позволяют также определить предмет прокурорского надзора как самостоятельную правовую категорию. Предмет прокурорского надзора соотносится с объектом как часть с целым: внешними границами первого по отношению ко второму выступают пределы прокурорского надзора. Важно иметь в виду, что предмет прокурорского надзора является более динамичной правовой категорией по сравнению с объектом прокурорского надзора. Изменяющиеся социально-экономические отношения выступают предпосылкой расширения границ предмета прокурорского надзора.

    Пределы прокурорского надзора позволяют также типологизировать предмет прокурорского надзора на отдельные элементы, именуемые в теории видами прокурорского надзора. В зависимости от круга тех или иных государственных или негосударственных органов, деятельность которых поднадзорна прокуратуре, различаются четыре вида прокурорского надзора. Выделение еще одного вида - «соблюдение прав и свобод личности и гражданина» - обусловлено сферой деятельности.

    В юридической литературе высказано суждение, что под предметом прокурорского надзора следует понимать законность, содержание которой «образуется из следующих элементов: а) законы и подзаконные акты; б) исполнение законов, т.е. проведение их в жизнь; в) надзор за точным и единообразным исполнением законов; г) ответственность за допущенное нарушение законов». Не подвергая подробному разбору это и подобные суждения, обратим внимание лишь на ошибочность включения в предмет прокурорского надзора ответственности, ибо недопустимость вмешательства прокуратуры в деятельность государственных органов в какой бы то ни было форме (в том числе и путем привлечения к ответственности) признается одним из признаков, определяющих суть прокурорского надзора.

    В качестве самостоятельной правовой категории нами рассматриваются субъекты прокурорского надзора - государственные и негосударственные органы, исполнение которыми законодательства составляет предмет прокурорского надзора. Круг субъектов чрезвычайно широк и устанавливается нормами соответствующих отраслей права (конституционного, административного, гражданского, уголовно-процессуального и др.). Особый круг субъектов является одним из признаков, характеризующих вид прокурорского надзора. Обязательным субъектом прокурорского надзора является прокурор. Разъяснение данного термина приведено в ст. 54 ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации». Иные прокурорские работники (например, следователь) не управомочены осуществлять надзор. Иначе говоря, осуществление надзора является исключительной компетенцией прокурора.

    Следующая группа понятий имеет непосредственное отношение к деятельности прокурора: полномочия прокурора, акты прокурорского надзора.

    Полномочия прокурора, как самостоятельная правовая категория, - это совокупность прав и обязанностей прокурора по осуществлению надзорной функции, предусмотренных законодательством о прокуратуре.

    Полномочия (компетенция) прокурора реализуются в форме актов прокурорского надзора, представляющих документы властно- распорядительного характера, обязательные для исполнения соответствующими государственными и негосударственными органами. Перечень актов прокурорского надзора предусмотрен законом. К ним, в частности, относятся постановления, протесты, представления, предостережения о недопустимости нарушения закона. Набор актов определяет тог или иной вид прокурорского надзора. К актам прокурорского надзора предъявляется ряд требований: они должны быть кратко и лаконично изложены и содержать все необходимые реквизиты (в частности, наименование прокуратуры, место и время составления акта, должность, классный чин и фамилию прокурора, от которого они исходят). Структурно акт обычно состоит из двух частей: описательной и заключительной.

    Полномочия прокурора и акты прокурорского надзора в совокупности составляют средства прокурорского надзора.

    Таким образом, мы определили основные понятия прокурорского надзора, являющегося одной из функций прокуратуры, что позволяет нам перейти к непосредственному рассмотрению отдельных его видов.


    Прокурорский надзор - это осуществляемая прокурорами от имени Российской Федерации деятельность за исполнением действующих на ее территории законов.
    Прокурорский надзор - главная функция прокуратуры РФ, которую составляют взаимосвязанные действия прокуратуры по предупреждению, выявлению, пресечению и устранению нарушений законов и других актов государственными и иными органами, должностными лицами.
    Как особый вид государственного контроля он распространяется на все нормативные акты, обладающие юридической силой, которая присуща законам. Согласно Закону о прокуратуре при осуществлении прокурорского надзора органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы надзора и контроля (административного, экологического, санитарного, пожарного И т.д.).
    Различают четыре вида прокурорского надзора, которые можно сгруппировать по двум направлениям:
    а) надзор за исполнением законов;
    б) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

    Каждая отрасль прокурорского надзора и направление деятельности прокуратуры характеризуется своим предметом, полномочиями прокурора, специфическими актами прокурорского реагирования на нарушения закона.
    Надзор за исполнением законов (законностью правовых актов) имеет три разновидности в зависимости от предмета надзора, адресатов надзора и полномочий органов прокуратуры.
    Предметом надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами; он распространяется на всю деятельность этих органов и лиц, включая проверку соответствия законам издаваемых ими актов.
    Проверки исполнения законов прокуратура может проводить на основании поступившей к ней информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурорского реагирования, что исключает проверку по собственной инициативе (ч. 2 ст. 1, ст. 21 Закона о прокуратуре).
    Работники прокуратуры при осуществлении этого вида надзора вправе: беспрепятственно входить на территорию и в помещения поднадзорных министерств, ведомств и других органов, проводить проверки, ревизии, требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, информации, привлекать специалистов для выяснения возникающих вопросов, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов, опротестовывать противоречащие закону правовые акты и др. (ст. 22 Закона о прокуратуре).
    Эта разновидность надзора является наиболее объемной. Однако значительный объем правозащитной деятельности не говорит о подмене прокуратурой «прав граждан на судью», ограничении их возможности обжалования в суд нарушений законности, а является следствием более оперативного реагирования прокуратуры на заявления граждан.

    Судам подведомственны дела по заявлениям прокуроров о признании противоречащими закону правовых актов, на которые распространяется прокурорский надзор. К таким делам относятся, в частности, дела о признании противоречащими федеральным законам законов субъектов РФ, иных нормативных правовых актов законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также нормативных правовых актов федеральных министерств, государственных комитетов, служб и иных федеральных органов исполнительной власти.
    Заявление прокурора о признании противоречащим федеральному закону нормативного правового акта субъекта РФ подается в соответствующий верховный суд республики, краевой (областной суд), суд города федерального значения, суд автономной области, действующий на территории данного субъекта РФ.
    Вне рамок прокурорского надзора находится исполнение законов Федеральным Собранием РФ, Президентом РФ, Правительством РФ, судебными органами, их должностными лицами. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и федеральным законам Генеральный прокурор вправе только информировать об этом Президента РФ.
    Вторая разновидность прокурорского надзора за исполнением законов - надзор за деятельностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
    Его предметом является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, при осуществлении трех названных видов деятельности (с правовой точки зрения дознание и предварительное следствие объединяет их регламентация в уголовно-процессуальном законодательстве).
    Полномочия прокурора по надзору в названной сфере определены уголовно-процессуальным законодательством (ст. 108, 124, 144, 146, 221, 226 и др". УПК). К ним относятся: проверка уголов-

    ных дел, материалов и иных сведений о совершенных преступлениях, в том числе своевременность постановки их на статистический учет, дача письменных указаний дознавателям, следователям по вопросам расследования, контроль за законностью их решений о возбуждении уголовных дел или применения мер процессуального принуждения, производстве следственных действий в случаях, предусмотренных законом, отмена незаконных и необоснованных постановлений указанных лиц, право принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления, утверждение обвинительного акта и направление уголовного дела в суд, прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным федеральным законом и др.
    Этот вид надзора затрагивает огромную по своим масштабам и чрезвычайную в связи с неблагоприятными тенденциями сферу борьбы с преступностью. Об объеме работы на этом направлении могут свидетельствовать следующие данные: так, в 2001 г. прокурорами осуществлен надзор за 3 млн следственных дел в МВД, ФСБ, таможне и других структурах. При этом прокуратура преследует две цели: средствами прокурорского надзора обеспечить защиту граждан, общества и государства от преступных посягательств и соблюдение конституционных прав и свобод тех, кто оказался вовлеченным в сферу уголовного судопроизводства1.
    Расширение судебного контроля на досудебных стадиях процесса (по новому. УПК только суд вправе арестовывать, заключать под стражу подозреваемого или обвиняемого, не иначе как по судебному решению допускается ограничение права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и др.) не должно повлечь свертывания или ослабления прокурорского надзора. В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения. Однако и в этом случае следователь в течение 24 часов уведомляет судью и прокурора об их производстве. В случае если судья признает следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми.

    В соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» эта деятельность осуществляется оперативными подразделениями органов внутренних дел, ФСБ, федеральных органов государственной охраны: Главного управления охраны РФ и Службы безопасности Президента РФ, таможенных органов РФ, Службы внешней разведки, Минюста России.
    Полномочия прокурора при осуществлении надзора за этой деятельностью определяются ст. 29 Закона о прокуратуре и ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Прокурор может требовать предоставления ему оперативно-служебных документов, явившихся основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий, прекращения незаконных и необоснованных оперативно-розыскных мероприятий или отмены постановлений (о заведении или прекращении дел оперативного учета и др.), признанных им не соответствующими закону. Кроме того, прокурор использует и ряд полномочий, общих для всех направлений надзорной деятельности: вносит представления, опротестовывает акты, принятые органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требует проведения проверки вышестоящими органами (ведомственного контроля) законности, возбуждает уголовные дела в случае обнаружения преступных нарушений закона должностными лицами правоохранительных подразделений.
    Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, и о штатных негласных сотрудниках, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим органам на конфиденциальной основе, предоставляются прокурору только с письменного согласия указанных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности. При этом в предмет прокурорского надзора не. входят сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности.

    В отдельный вид выделен прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
    Предметом этого вида надзора являются:
    законность нахождения лиц в учреждениях уголовно-исполнительной системы и мер принудительного характера, назначаемых судом;
    соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;
    законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.
    Права и порядок содержания лиц, заключенных под стражу, определяются Федеральным законом от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений ».
    При осуществлении этого надзора прокурор вправе посещать учреждения уголовно-исполнительной системы (УИС), опрашивать содержащихся там лиц, знакомиться с документами, на основании которых они задержаны, заключены под стражу, осуждены или подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами и т.д. Прокурор вправе отменять некоторые акты администрации учреждений УИС (дисциплинарные взыскания и др.) либо приостанавливать действие актов путем внесения протестов. Прокурор обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях УИС либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещению в судебно-психиатрическое учреждение. Такие постановления и требования подлежат обязательному исполнению администрацией учреждений УИС.
    Соблюдение прав и свобод человека и гражданина как отрасль прокурорского надзора появилась относительно недавно (гл. 2 разд. III Закона о прокуратуре) в связи с признанием их высшей ценностью и обязанностью государства их защищать (ст. 2 Конституции

    РФ). Ныне защита конституционных прав и свобод граждан - приоритетное направление прокурорского надзора. В этой правозащитной деятельности состоит принципиально новое назначение прокуратуры. В ранее действовавших законах о прокуратуре на первое место ставились охрана и защита интересов государства.
    Предметом этого вида прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина как в органах и должностными лицами, в отношении которых осуществляется надзор за соблюдением законов, так и в органах управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Таким образом, законодательство дает прокуратуре возможность осуществлять надзор за предприятиями и организациями только в части соблюдения прав и свобод человека. При этом органам прокуратуры запрещено вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций, они не вправе, как отмечалось, подменять контрольные органы.
    При осуществлении надзора за соблюдением прав человека и гражданина прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о их нарушении, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, возбуждает уголовное дело при наличии оснований полагать, что их нарушение имеет характер преступления, производство об административном правонарушении, предъявляет и поддерживает иск в суде, арбитражном суде.
    В своей деятельности на этом направлении прокуратура взаимодействует с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.
    Особое внимание на этом направлении надзора уделяется соблюдению законов органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также за деятельностью по оказанию населению психиатрической помощи.

    В связи с учреждением в стране института судебных приставов надзор за исполнением законов при осуществлении ими своих функций в соответствии с Законом о прокуратуре также осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.
    Средствами прокурорского реагирования в порядке прокурорского надзора являются:
    требования (ст. 6 Закона о прокуратуре); представление об устранении нарушений закона (ст. 24); протест (ст. 23,28,36);
    постановление о возбуждении уголовного дела, производства об административном правонарушении, об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию на основании решения несудебного органа (ст. 25, 28);
    предостережение о недопустимости нарушения закона, имеющее профилактическое значение (ст. 251).
    Требования прокурора, вытекающие из его полномочий по осуществлению прокурорского надзора (ст. 22, 27, 30, 33 Закона о прокуратуре), подлежат исполнению в порядке и сроки, установленные Законом, с сообщением прокурору о принятых мерах. Их неисполнение влечет за собой установленную законом ответственность. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно.
    Представление об устранении нарушений закона, представление об устранении нарушений прав и свобод человека вносятся прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Практически письменному представлению предшествует устное обращение прокурора к правомочному должностному лицу с требованием принять меры по прекращению нарушений и недопущению нарушений в дальнейшем. Представление об устранении нарушений подлежит обязательному рассмотрению. В течение месяца должны быть приняты конкретные меры и о результатах, принятых мерах должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Обязательность рассмотрения представления и информирования об этом прокурора, вместе с тем, не придает представлению характер предписания, обязательного для исполнения. В случае игнорирования представления прокурора он использует другие средства реагирования.
    Протест - акт жесткой формы прокурорского реагирования, правовое средство устранения нарушений закона, выявленных при осуществлении прокурорского надзора. В протесте прокурор выра
    жает и обосновывает свое несогласие с противоречащим закону актом органа или действием должностного лица или нарушающим права человека актом и излагает требование об отмене или изменении данного акта, или о прекращении соответствующего действия и восстановлении нарушенного права. Различаются: протест в порядке общего надзора (ст. 23 Закона о прокуратуре), кассационный протест (ст. 36), частный протест (ст. 36), протест в порядке надзора (ст. 28). Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение законодательного органа субъекта РФ либо органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Однако законодательство не закрепляет обязательности исполнения предписаний прокурора. Это может сделать только вышестоящий орган (при наличии такого у организации). Только в некоторых случаях протест прокурора приостанавливает исполнение правового акта (например, акта администрации учреждений УИС).
    Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченными органами или должностными лицами в установленный законом срок. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме. Постановление о возбуждении уголовного дела, как правило, направляется в орган дознания или предварительного следствия для производства расследования. Прокурор может и сам приступить к расследованию после возбуждения уголовного дела.
    В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, содержащихся в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном порядке.
    Помимо рассмотренных, выделяются и другие направления деятельности прокуратуры:
    а) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

    б) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
    Прокурор осуществляет от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
    В этих целях в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор вправе:
    проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
    возбуждать уголовное дело и лично вести производство по нему или давать согласие дознавателю, следователю на его возбуждение, поручать расследование уголовного дела указанным лицам или нижестоящему прокурору;
    давать им согласие на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
    разрешать заявленные ими самоотводы в случаях, предусмотренных законом, отстранять от дальнейшего производства расследования;
    изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя другому или по подследственности;
    отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя, возвращать им уголовное дело со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; утверждать их постановление о прекращении производства по уголовному делу;
    поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
    продлевать срок предварительного расследования; приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу;
    утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд, а также осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.
    Законодательство предусматривает ряд составов преступлений, расследование дел по которым могут вести только органы прокуратуры (убийства, половые преступления, должностные преступления, преступления, связанные с террористической деятельностью, преступления военнослужащих и др., перечислен
    ные в ст. 157 УПК). В последние годы в стране возбуждается только за убийство от 30 до 33 тыс. уголовных дел, до 40 тыс. - за причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего. За каждым преступлением стоят не только судьбы людей, но и колоссальный труд работников прокуратуры и розыска, сотрудников следственных и других правоохранительных ор- 1
    ганов.
    Особо выделено законодателем такое важное направление прокурорской деятельности, как участие прокуроров в соответствии с процессуальным законодательством РФ в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов (разд. IV Закона о прокуратуре).
    С 1 января 2003 г. обязательно участие прокурора в судебном разбирательстве по всем уголовным делам публичного и частнопубличного обвинения.
    В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность принимаемых решений.
    В случаях, когда предварительное расследование проведено в форме дознания, прокурор вправе поручить поддержание обвинения в суде дознавателю либо следователю, производившему дознание по данному уголовному делу.
    О необходимости исправления допущенной ошибки в применении судом закона при разбирательстве уголовных дел прокурор излагает свое требование в представлении.
    Если в ходе судебного разбирательства прокурор, выступающий в качестве государственного обвинителя, придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения, излагая суду мотивы отказа. Полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного"преследования полностью или в соответствующей его
    части по основаниям, предусмотренным уголовно-процесуальным
    2
    законом.
    " См.: Российская газета. 2000. 18 апр.; 2002. 4 дек. Надо сказать, что обязательное участие прокуроров в поддержании обвинения не привело к ужесточению судебной практики: в 2002 г. вынесено 9 тыс. оправдательных приговоров (0,8% общего числа приговоров). В странах Европы их выноситсядо 20% (см.: Российская газета. 2003. 25 февр.).

    В последующих контрольных стадиях уголовного процесса, а также в производстве по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств прокурор не поддерживает обвинение, а своим участием содействует правильному в соответствии с законом разрешению дела. Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 июля 2002 г. признаны не соответствующими Конституции РФ положения п. 1 и 2 ст. 36 Закона о прокуратуре - в части, допускающей пересмотр и отмену в порядке надзора по протесту прокурора вступившего в законную силу оправдательного приговора ввиду односторонности или неполноты расследования или судебного следствия, а также несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела в случаях, когда в предшествующем разбирательстве не были допущены нарушения, которые отвечали бы критериям, предусмотренным п. 2 ст. 4 Протокола № 7 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод1.
    Значителен объем работы прокуратуры и в рассмотрении судами гражданских дел, в том числе и по проверке жалоб на вступившие в законную силу решения по таким делам. В соответствии с ГПК сегодня роль прокуратуры в гражданском процессе меняется. Теперь прокурор в гражданском судопроизводстве должен быть лишь стороной и возбуждать дела только в защиту прав государства либо неопределенного круга лиц. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Кроме того, предусмотрено, что прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.
    В последние годы активизировалась деятельность органов прокуратуры по участию в арбитражном судопроизводстве в целях укрепления законности в экономической сфере. Об этом свидетельствует и тот факт, что в настоящее время в прокуратурах большинства субъектов Федерации созданы самостоятельные отраслевые подразделения (в виде отделов или групп по реализации полномочий прокуратуры по обращению в арбитражный суд и участию в арбитражном процессе). При этом, как заявил на коор
    динационном совещании «О состоянии законности в.Российской Федерации и мерах по ее укреплению» Генеральный прокурор РФ, критерием участия прокурора «в арбитражном процессе являются не притязания или амбиции предприятий или фирм, а интересы государства при совершении сделок госструктурами и юридическими лицами с государственной долей собственности».
    Прокурор вправе обратиться в этот суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций, граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, о признании недействительными сделок, совершенных указанными субъектами, унитарными предприятиями, госучреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований (ст. 52 АПК).
    Органы прокуратуры РФ продолжают работу по реабилитации жертв политических репрессий. По данным прокуратуры РФ и МВД России, на 1 января 2000 г. всего было реабилитировано свыше 4 млн граждан, включая 2438 тыс. человек из числа лиц, осужденных в судебном и внесудебном порядке к мерам уголовного наказания.
    За период с октября 1991 г., когда начали действовать Указ Президента СССР «О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 20-50-х годов», затем Закон РСФСР от 18 октября 1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий», было реабилитировано 565 тыс. жертв, отказано 183 тыс. человек. По некоторым оценкам, необоснованно репрессированных за годы советской власти по политическим мотивам было 11,5 млн человек. Процесс их реабилитации еще не окончен.

    Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ от 9 февраля 2003 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» к детям, подвергшимся политическим репрессиям и подлежащим реабилитации, теперь отнесены и те дети, которые находились вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, а также дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по указанным мотивам. К пострадавшим от политических репрессий относятся дети, супруга (супруг), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно. Закон продлевает сроки получения ими денежных компенсаций.
    Одновременно прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав реабилитированных и пострадавших от репрессий.
    Очень многие вопросы еще не решены или их решение не удовлетворяет репрессированных и их наследников (чаще всего связанные с возмещением имущественного вреда).
    В бюджете страны на 2003 г. установлен размер субсидий и субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций и направляемых на финансирование текущих расходов, предусмотренных Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», в сумме 1 398 400,0 тыс. руб. против 1 259 800,0 тыс. руб. в 2002 г.2
    Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью преследует цель согласованности их усилий (при организующей роли прокуратуры) в направлении предупреждения и раскрытия преступлений, обеспечения неотвратимости ответственности за совершение уголовно наказуемых деяний. Эта функция реализуется посредством проведения координационных совещаний с органами внутренних дел, органами федеральной службы безопасности, таможенной службы. Руководители судебных органов в этих совещаниях по сложившейся практике не участвуют, поскольку перед судом стоит задача не борьбы с преступностью, а осуществления правосудия. Последнее обстоятельство и позволяет относить суд к правоохранительным органам (см. гл. 1 учебника).
    Решения координационных совещаний носят рекомендательный характер и не могут влиять на судебную практику по уголов
    ным делам. В соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утвержденным Президентом РФ, формами координации являются также совместные рабочие группы, обмен информацией, проведение совместных операций и др.
    Прокуратура РФ совместно с заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами разрабатывает систему и методику единого учета и статистической отчетности о состоянии преступности, раскрываемости преступлений, следственной работе и прокурорском надзоре, а также устанавливает единый порядок формирования и представления отчетности в органах прокуратуры.
    Уместно отметить, что в целях обеспечения единообразия регистрации и учета преступлений, разграничения государственной статистической отчетности о состоянии преступности, результатах борьбы с ней и работе следственного аппарата от соответствующей ведомственной информации, а также повышения качества прогнозирования динамики преступности в стране Указом Президента РФ прокуратуре РФ совместно с МВД, Минюстом России, ФСБ и ГТК России при участии Верховного Суда РФ поручено разработать и утвердить единую государственную систему регистрации и учета преступлений. Кроме того, по результатам ее экспериментальной проверки прокуратура РФ должна подготовить и представить Президенту РФ проект федерального закона «О единой государственной системе регистрации и учета преступлений». Установлены сроки выполнения этих поручений, которые непростительно затягиваются. Необходимо исходить из того, что статистика преступности - это не просто «цифирь». Правосудие начинается не с совершения преступления, а с их регистрации. Нет их учета - нет преступления, нет правосудия. В этих случаях, как отмечалось ранее, есть, иные последствия в виде многочисленных нарушений прав и законных интересов граждан, выраженных в укрытии от учета преступлений.
    />Прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров РФ. Осуществление этих полномочий имеет важное значение для повышения эффективности деятельности прокуратуры по укреплению законности и правопорядка, усиления ее роли в социальном (правовом) контроле над преступностью в РФ.

    Понятие прокурорского надзора и его видов

    Определение 1

    Под прокурорским надзором понимают особый вид государственной деятельности , осуществляемый органами прокуратуры на основании действующих норм законодательства, который направлен на установление, поддержание и укрепления законности и правопорядка в государстве, а также обеспечения соблюдения прав, свобод и интересов человека, социума и государства.

    Характерные черты прокурорского надзора

    Современные исследователи выделяют ряд черт, характеризующих прокурорский надзор, которые выражаются в следующем:

    • Деятельность по надзору в рамках прокуратуры осуществляется специализированной системой органов, носящих централизованный характер. Данный вид надзорной деятельности не может осуществляться никакими другими организациями, за исключением органов прокуратуры.
    • Прокурорский надзор осуществляется от имени Российской Федерации.
    • Содержание деятельности по надзору в рамках прокуратуры говорит о том, что данный вид деятельности является самостоятельным. Он не связан с какой-либо ветвью государственной власти, то есть, он находится в обособленном положении.

    Виды прокурорского надзора

    Современные исследователи выделяют несколько следующих видов прокурорского надзора:

    • Надзор за исполнением законов в учреждениях, которые исполняют наказания;
    • Надзор за исполнением норм законодательства судебными приставами;
    • Надзор за исполнением норм закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное следствие;
    • Надзор за исполнением прав и свобод человека и гражданина;
    • Надзор за исполнением норм законодательства органами государственной власти.

    Рассмотрим некоторые из данных видов более подробно.

    Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

    Специфику данной отрасли надзора составляет сфера общественных отношений, связанная с правами и свободами граждан.

    Предметом данной отрасли надзорной деятельности является соблюдение норм Конституции РФ, которые содержат закрепление прав и свобод граждан и человека. Помимо этого, в предмет данного направления надзорной деятельности входят все нормативные акты, которые связанны с данными конституционными нормами.

    В состав предмета этого направления надзорной деятельности входят отдельные части трудовых отношений, избирательных, социальных и иных прав. Переменными, которые непосредственно влияют на осуществление данной категории прав, являются юридические/физические лица, государственные организации и их представители.

    Надзор за исполнением норм закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное следствие

    Цель данного вида прокурорского надзора состоит в обеспечении всесторонности, полноты и объективности исследования всех обстоятельств дела. Современное уголовно-процессуальное законодательство устанавливает границы деятельности прокурорского надзора в данной сфере.

    Оперативно-розыскную деятельность и деятельность, связанную с процедурами предварительного следствия осуществляют органы внутренних дел, органы госбезопасности и пограничной службы, а так же иные органы и службы в чью компетенцию входят данные действия.

    Замечание 1

    Предметом данного вида надзора стало соблюдение, закрепленных в конституции, прав и свобод, установленные этапы рассмотрения заявлений/сообщений о подготовке совершения правонарушений, выполнение действий по оперативно-розыскным мероприятиям и проведению расследования, законность решений, которые принимаются органами, проводящими данные мероприятия.

    В связи с объемностью предмета данного надзорного вида на практике в его пределах выделяются более мелкие подотрасли. Наиболее важные виды законодательных актов закреплены в специальных приказах Генпрокурора.

    Следует отметить, что проверке законности могут быть подвергнуты только правовые акты.