Войти
Образовательный портал. Образование
  • Как рассчитать налог на автомобиль по лошадиным силам Изменения по транспортному налогу в году
  • Храм Солнца: Черная Пагода Конарака
  • В Туве упал космический корабль «Прогресс» видео падения Борис Леконцев, заслуженный метеоролог РФ
  • Тесты что лишает меня энергии
  • Владимир Иванович Долгих: биография Долгих секретарь цк кпсс
  • Глисты у собаки: симптомы, фото, лечение и профилактика
  • Ресурсное обеспечение государственного управления. Обеспечение государственного управления

    Ресурсное обеспечение государственного управления. Обеспечение государственного управления

    «Демократическое государство» - Демократическое государство служит народу. Четвёртое: В таком государстве есть правительство. Анархисты – люди подчиняющиеся только своим законам и моральным устоям. Демократия - народная форма правления в которой высшей властью обладает народ. Демократия. Третье: в демократичном государстве должен быть парламент.

    «Государственное устройство» - Отсутствие единой системы законодательства. Унитарное. Выполнила: ученица 10 класса Иванова Мария. Финансовая и налоговая системы сохраняют специфику каждой отдельной страны. Каждое государство сохраняет собственные вооружённые силы. Конфедерация не имеет единой денежной единицы. Отсутствует гражданство конфедерации.

    «Государство и общество» - Основной принцип идеального государства – общегосударственная добродетель. В обществе существуют: семья, селе- ние, государство, которое выше всего. Как общество развивается? 3. Аристотель об обществе и государстве. Мир расколот. Близкие к совершенству правление по закону. Основные функции мифов. Опора общества-средние слои.

    «Государство обществознание» - А) Абсолютная Б) Дуалистическая В) Парламентская. Обществознание 9 класс. А) Президентская Б) Смешанная В) Парламентская. Форма политического режима (каким способом осуществляется власть в обществе?). Общественный; классовый; политико-правовой. Функции государства: Форма государства: Власть. Форма правления (кто и как правит?).

    «Государственное и муниципальное управление» - Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Бакалавр решает профессиональные задачи. Стипендия имени ф. Горячева. Наши студенты и выпускники. Объекты профессиональной деятельности. Выпуск студентов дневного отделения ведётся с 1996 года. В 1990-е годы специальность была единственной в учебном заведении.

    «Мониторинг власти» - Основные методы общественного мониторинга деятельности органов власти и управления. Методы проведения общественного мониторинга деятельности органов власти и управления в республике казахстан. Понятие общественного мониторинга деятельности органов власти и управления. Основные требования к проведению мониторинга.

    Всего в теме 43 презентации

    Курсовая работа
    Ресурсный потенциал государственного управления: инновационные технологии реализации

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение______________________ ______________________________ __ 3
    Глава 1. Сущность и понятие системы государственного управления____ 5
    1.1. Природа и сущность государственного управления_______________ 5
    1.2. Ресурсное обеспечение целей государственного управления________ 11
    Глава 2. Инновационные пути реализации государственного управления в области ресурсов______________________ ________________________ 15
    2.1. Ресурсный потенциал государственного управления_____________ 15
    2.2. Инновационные технологии ресурсного потенциала государственного управления____________________ ______________________________ _ 21
    Заключение____________________ ______________________________ 29
    Список литературы____________________ ________________________ 30

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность исследования . Основания или источники государственного управления разнообразны как многообразна общественная жизнь, структура общественных отношений. Под основаниями государственного управления понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты государственного управления с целью достижения поставленных задач. Ресурсы государственного управления это потенциальные основания государственного управления, то есть средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Полное и всестороннее изучение всех возможных и фактически используемых оснований властвования дает представление о потенциале государственного управления.
    Перестроить существующую пирамиду власти: сделать власть ответственной за распоряжение общественными делами, а не владельцем собственности граждан, их жизненных судеб, общенародных ресурсов. Это современный путь организации власти, реальный механизм ее демократизации, подконтрольности обществу и подлинного самоуправления. Именно здесь мы видим созидательную основу всей конструкции новой российской государственности: либо она примет правовой вектор развития, либо неизбежен новый тоталитарный диктат власти чиновников.
    Российская государственность в нынешнем виде - это тормоз на пути превращения России в инициативную, динамично развивающуюся державу, способную обеспечить гражданам высокие социальные стандарты и гарантии развития на пути к социальному прогрессу. До тех пор, пока органы местного самоуправления в России не возьмут в свои руки реальную власть, основанную на праве, территории (поселения), трудовой ассоциации распоряжаться местным богатством, муниципальной собственностью, местными ресурсами, в том числе и землей, все остальные законодательные акты остаются голой декларацией, не обеспечивающей механизмы развития реальной самодеятельности населения. В настоящее время главная цель реформирования властных отношений - повышение политической, хозяйственной и трудовой активности населения в решении собственных проблем, в создании условий, позволяющих каждому человеку реализовать свой потенциал, свои способности, обеспечить благосостояние семьи - не только не достигнута, но и во многом дискредитирована.
    Только при правильном распределении ресурсов власти результатами труда наконец станет распоряжаться не государство, не коррумпированный чиновник, не "новый русский", а местное сообщество, а через него и каждый человек как равный участник властных отношений.
    Цель данной курсовой работы изучить сущность инновационных технологий реализации ресурсного потенциала государственного управления.
    Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи :
    - определить сущность и понятие системы государственного управления;
    - выделить ресурсный потенциал государственного управления;
    - определить инновационные технологии ресурсного потенциала государственного управления.
    Объектом изучения выступают государственное управление, предметом – инновационные технологии реализации ресурсного потенциала.

    Глава 1. Сущность и понятие системы государственного управления

        Природа и сущность государственного управления
    Государственное управление - социальный феномен политически организованной цивилизации. В новейшее время, на протяжении всего XX столетия, оно неразрывно связано с эволюцией индустриального общества, является продуктом развития рыночной экономики, требующей соответствующего регулирования со стороны государства. Именно на пороге XIX-XX вв. произошло количественное увеличение задач государственного управления в условиях политической социализации, обозначилось качественное усложнение этих задач, проявилось технократическое превосходство бюрократической организации над другими формами управления. 1 Переосмысление парадигмы государственного управления на рубеже третьего тысячелетия вызвано глобальными социальными реформами, произошедшими повсеместно в самых разных государствах мира. Процессы модернизации привели к переходу общественного мирового развития в постиндустриальную фазу, где в информационно открытом обществе роль государственного управления, затрагивающего все сферы общества, приобретает принципиально обновленное понимание - его социальной обусловленности, масштабности и эффективности.
    Термин “государственное управление” характеризует как научную дисциплину, так и область практической деятельности, связанную с проблемами государственной организации и регулирования общественной жизни. 2 Это воздействие государства можно разделить на два уровня: политическое управление (что делать и почему) и “собственно” государственное управление (как делать и при помощи чего).
    Отправной точкой для распознания природы государственного управления служит понимание его необходимости, общественной обусловленности и целевой направленности.
    Необходимость государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка. Например, необходимы государственные программы для обеспечения минимального уровня жизни нуждающимся или для получения необходимого уровня образования и профессиональной подготовки. Кроме того, известно, что в экономике существуют сферы, где рынок оказывается несостоятельным (естественные монополии, общественные товары, неполные рынки, информационная асимметрия, безработица, инфляция) и где без государственного вмешательства не обойтись. Границы государственного управления в развитых странах определяются на основе принципа субсидиарности (от лат. subsidia-rius -- вспомогательный), согласно которому вышестоящая организационная единица предоставляет нижестоящей простор для действий и берет на себя только те компетенции, которые нижестоящая не в состоянии осуществлять. 3 Поэтому изучение государственного управления предполагает поиск и оценку возможностей тех общественных институтов, которые могут взять на себя функции государственного регулирования. С другой стороны, эта оценка включает понимание специфики именно государственного управления, его целевую направленность на производство общественных благ, непосредственную связь с политикой.
    Общественная обусловленность государственного управления вытекает из его практики как сложной организационной системы, функционирование которой направлено на удовлетворение потребностей граждан. Вместе с каждодневными жизненными потребностями на государственное управление влияют также политические цели, что служит упорядочиванию развития в интересах всего общества. Тем самым государственное управление является актом государственного вмешательства. Оно вторгается в ткань общества и само определяется общественными отношениями, как материальными, так и культурными. Это предполагает, что его цели и содержание зависят, с одной стороны, от состояния и структуры управляемых государством общественных процессов, с другой - от места и роли государства в обществе, а также от взаимоотношений и характера деятельности отдельных государственных органов.
    Целевая направленность государственного управления означает постановку рациональных (т.е. соответствующих имеющимся ресурсам) целей и задач, определяемых необходимостью получения максимально возможных результатов при минимальном использовании средств налогоплательщиков исходя из ориентации, данных публичной.властью. Четкость выражения целей с учетом приоритетов и требуемых результатов предполагает заинтересованность государственных структур в сохранении стабильности, в соответствии принимаемых решений действующему законодательству, росте компетенции аппарата своих административных учреждений, а также решении других задач, направленных на повышение эффективности управления, реализацию принципа социальной справедливости, рациональное расходование ресурсов.
    Таким образом, природа государственного управления вытекает из его особой социальной функции, направленной на упорядочение процессов развития в интересах всего общества путем согласовывания разнообразных требований, нужд и форм деятельности, где государственный аппарат выступает действенным механизмом воплощения публичной власти и обеспечивает осуществление государственной политики через систему административных учреждений.
    Процесс государственного управления представляет собой сознательную и целенаправленную деятельность, связанную с реализацией государственно-властных полномочий субъектами публичной власти, регламентированную юридическими нормами, вследствие чего происходит последовательная смена общественных состояний, событий и явлений. Тем самым выполняется известная совокупность действий, приводящих к определенной динамике управленческих результатов. Процесс государственного управления направлен на исполнение и проведение в жизнь принятых законов и политики, провозглашаемой высшей публичной властью, и связан прежде всего с формированием и осуществлением необходимых государственных программ.
    Гражданское общество - не что иное, как свободная и относительно независимая от государства общественная жизнь, включающая не только экономическую сферу, но и источники культурной и самодеятельной инициативы людей. 4 Демократизация является классическим шагом по пути к автономии гражданского общества относительно государственного аппарата. Различные течения общественной мысли доказывают, что не может быть демократии, если гражданское общество неавтономно по отношению к государственному аппарату. Однако это хотя и необходимое, но само по себе еще не достаточное условие демократии. При этом полная автономия гражданского общества относительно государства практически невозможна, по крайней мере как на данном этапе, так и в обозримом будущем социальной эволюции. Более того, гражданское общество в современном понимании - это не набор институтов, находящихся за пределами государства, а форма их соединения в единый способ гражданской жизни, и прежде всего связи между общественностью и практиками хозяйствования. В современных условиях устанавливаются качественно новое переплетение и взаимообусловливание структурных и функциональных характеристик гражданского общества, создается новая конфигурация его отношений с государством, не укладывающаяся в ложе старых представлений о совокупности независимых от государства социальных субъектов и каналов коммуникации. Власть исходит не только от государства и основана не только на принуждении. Она имеет множество корней, когда переплетаются государственные и негосударственные институты, и действует не только сверху - вниз, но и снизу - вверх.
    Ресурсы государственного управления включают финансовые, имущественные, природные и иные ресурсы государства, которые можно выделить на целевое решение соответствующих задач, а также средства частных лиц, внешние и внутренние займы, другие негосударственные ресурсы, которые на законном основании могут быть направлены на эти цели. 5 Определенная часть государственных финансовых ресурсов обособляется в виде различных фондов, программ. Качество распоряжения ресурсами предстает наиболее надежным показателем учета общенациональных интересов в процессе государственного управления. В свою очередь параметрами этого показателя являются, соразмерность объявленных мер и имеющихся ресурсов, социально-приоритетное, целевое и подконтрольное их использование в процессе взаимоотношений представительных и исполнительных структур на общегосударственном, региональном и местном уровнях государственной власти.
    Выполнение решений включает множество конкретных действий, механизмов и процедур, санкционированных окружающей социальной средой и обеспеченных в той или иной степени ресурсами. Сюда входят: процессы принятия и реализации решений, связанных, прежде всего с формированием и осуществлением государственных программ; технологии государственного управления, связанные с методами управления в кризисных ситуациях, информационно-коммуникативными процессами; организационно-экономическая поддержка традиций и культуры; предоставление налоговых льгот; выдача государственных заказов или осуществление государственных закупок и т.д. Сюда же относятся программы, проекты содействия, кредиты и займы, осуществляемые и предоставляемые международными организациями и отдельными государствами как следствие межправительственных соглашений. Это - преимущественная сфера действий исполнительных органов государственной власти.
    Переходя к определению государственного управления, можно отметить, что оно имеет свою специфику и признаки, выделяющие его среди других видов управленческой деятельности. Вместе с тем налицо его тесные связи с существующей системой политической власти. Государственное управление выступает как механизм, способ, с помощью которого государство на практике проводит политику по улаживанию разного рода противоречий (индивидуальных, групповых, национальных, территориальных, классовых и т.п.) и удовлетворению материальных, социальных, культурных потребностей разных групп населения. 6 Это достигается с помощью конкретных действий политического, правового, организационного, финансового и т.п. характера, что включает различные этапы административной подготовки и реализации необходимых управленческих решений и социальных программ, посредством которых происходит координация и осуществление политики государства. В этом смысле государственное управление представляет конкретно-содержательную часть государственной политики. С другой стороны, государственное управление наряду с отличиями имеет общие черты с менеджментом в частных организациях, в основном касающиеся управленческих технологий и учета интересов клиента. Отсюда вытекает, что от успешного соединения рационального анализа с принятием политических решений в процессе государственного управления зависит уровень использования административных возможностей, а также финансовых, информационных, людских и, наконец, властных ресурсов государства.
    Таким образом, можно дать следующее определение: государственное управление - это деятельность по реализации законодательных, исполнительных, судебных и иных властных полномочий государства в целях выполнения его организационно-регулирующих и служебных функций как в обществе в целом, так и в отдельных его частях.
        Ресурсное обеспечение целей государственного управления
    Исключительно богатым по потенциалу ресурсом как формирования, так и осуществления целеполагания в государственном управлении является демократия - определенная система самоорганизации жизни людей на основе их прав и свобод. 7 Однако демократия как явление, система отношений и процессов весьма конкретна и имеет место лишь тогда, когда действительно проникает в жизнь большинства людей, становится атрибутом их повседневных ощущений, мыслей и практических действий. В буквальном смысле слова демократия есть организованная сила общества. И цели государственного управления с минимальными затратами и максимальными результатами могут достигаться тогда, когда потенциал демократии включен в их реализацию. Люди должны знать цели государственного управления и разделять их, желать их реализации и иметь возможность работать в этом направлении. Чтобы участие людей в осуществлении целей государственного управления было осознанным и активным, нужно доверие людей к этим целям и реальное ощущение ими совпадения результатов реализации целей с их потребностями и интересами. Такое "наложение" целей и ожиданий в жизненно доступном диапазоне времени и приносит, если исходить из исторического опыта, использование демократии.
    Следует сказать и о таком ресурсе целеполагания в государственном управлении, как организация. Она позволяет упорядочить, рационализировать и облегчить выработку целей государственного управления. Одним из главных достоинств открытого установления целей является возможность сплотить одних и ясно показать другим, что они могут обратиться к другим организациям как к источнику экономического и морального удовлетворения.
    Доказана действенность нескольких подходов к организации дискуссий по выбору целей. Среди них такие методы, как "мозговая атака"", "ориентация группы", "альтернативные сценарии будущего" и метод "Дельфы". 8
    Организованный интеллект позволяет выстроить лучшее дерево целей государственного управления, чем то, которое создано одним, даже талантливым, умом. То же происходит и при реализации целей: должны быть организованы функции, структура, деятельность, используемые принципы и т. д. А что касается "дерева целей" государственного управления, то о его практическом осуществлении без организации не может быть и речи.
    В качестве ресурсов целеполагания в государственном управлении необходимо учитывать и такие сугубо субъективные элементы, как знания, или, иными словами, инновационно-технические возможности общества. К началу XXI в. накоплен большой объем общественного, естественного и точного знания, подготовлен значительный и квалифицированный персонал по различным направлениям человеческой деятельности. Но все это слабо используется для того, чтобы намеченные цели государственного управления непременно осуществлялись. Вероятно, большего внимания заслуживают менталитет народов, укоренившиеся среди людей социально-психологические стереотипы. Ведь в подобных характеризующих признаках кроются не только определенные консерватизм и традиционность, но и известные рационализм и конструктивность представлений, подходов и действии. И каждый имеет свое значение, актуален в разных ситуациях, вполне может обеспечивать реализацию некоторых целей государственного управления.
    Особого разговора заслуживает соотношение целей и средств их осуществления. Часто их взаимной адекватностью пренебрегают, и цели, благородные и нужные по замыслу, реализуют такими средствами, что в итоге они теряют всякий истинный смысл. Яркий пример - история социалистического строительства, которое велось в целях осуществления чуть ли не христианской мечты о братстве и равенстве, но такими средствами, которые, увы, мало продвинули людей по этому пути. Много расхождений между целями и средствами обнаруживается и в наши дни. Между тем здесь проявляется один принципиальный момент, который в управлении не всегда учитывается.
    Непосредственно воспринимаемый результат дают, как правило, не цели, а средства, используемые при их реализации. Несоответствие средств ведет и к существенному различию целей и получаемых результатов, что по принципу обратной связи дискредитирует сами цели.
    Рациональное и эффективное государственное управление требует связанности целей, средств и результатов их реализации, ибо только оно создает кругооборот в системе государственного управления, рождает к нему доверие общества, людей и стимулирует управленческие процессы.
    Цели государственного управления призваны отвечать таким блокам требований: а) быть объективно обусловленными и обоснованными, исходить из объективных закономерностей и тенденций общественного развития и деятельности людей, соответствовать объектив ной логике функционирования того или иного явления, процесс, отношения, учитывать формы и механизмы последних; б) быть социально мотивированными, т. е. идти от потребностей, запросов и интересов людей, отвечать им и вызывать тем самым понимание, поддержку целей, стремление воплотить их и жизнь; в) быть обеспеченными в ресурсном отношении как с интеллектуальной, так и с материальной стороны, основываться на реальном, а не на мнимом, на наличном, а не на предполагаемом или возможном потенциале, привязываться к конкретным условиям и факторам общественной жизнедеятельности.

    Глава 2. Инновационные пути реализации государственного управления в области ресурсов
    2.1. Ресурсный потенциал государственного управления

    Государственное управление само по себе есть феномен неравенства, асимметрии, если исходить из положения и возможностей субъекта и объекта этой власти: у одних право властвовать, у других обязанность подчиняться. Это неравенство поддерживается целой системой разнообразных средств (ресурсов), с помощью которых реализуется государственное управление. Оно пользуется этими ресурсами в целях убеждения, поощрения и наказания подвластных. Среди них экономические, социальные, силовые, информационные и другие ресурсы.
    Распространяя свое воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, управление государства вместе с тем опирается на лежащие в них ресурсы. Одной из важнейших среди данных сфер является экономическая. Лидирующая роль экономических ресурсов (денежных, в частности) определяется, во-первых, тем, что политическая власть просто не может функционировать, не располагая экономическими ресурсами. Для государственного управления (будь то передача престола по наследству, или революционный переворот, или демократическая процедура выборов) всегда необходимы денежные ресурсы. 9 Например, современные избирательные кампании в различных странах требуют на их проведение десятки миллионов долларов. Средств, выделяемых из государственного бюджета, явно недостаточно. Поэтому кандидаты заинтересованы в поддержке частных лиц. Процедура восхождения на престол превращается, как правило, в празднество, которое требует еще больших финансовых ресурсов. Революционный же путь требует огромных экономических ресурсов для захвата власти и неизмеримо больше - для восстановления страны, разрушенной в ходе революции.
    Во-вторых, само функционирование государственного управления, реализация каждого вида экономических программ требуют огромных экономических средств. В центре внимания властвующих находится экономическая политика. Например, все выдающиеся американские президенты выбирали различные девизы для своих программ: "Новый курс" (Ф. Рузвельт), "Новые рубежи" (Дж. Кеннеди), "Война против бедности" (Л.Джонсон). За этими разными названиями, по существу, стояло всякий раз одно - программа экономического подъема США. Уровень экономического развития страны и роль государственного управления в его повышении являются главным критерием в оценке заслуг этой власти. Можно без преувеличения сказать, что сила власти, ее прочность и легитимность находятся в прямо пропорциональной зависимости от уровня достигнутой экономической стабильности общества.
    В-третьих, экономические средства необходимы для поддержания государственного управления, обеспечения ее безопасности.
    Содержание аппарата поддержания политической власти требует немалых финансовых средств.
    Таким образом, огромные экономические ресурсы нужны и для завоевания власти, и для реализации ее целей, и для ее поддержания. Роль экономических ресурсов этим не ограничивается.
    Политическая власть использует экономические ресурсы для решения многих проблем общегосударственного и международного характера. С помощью экономических средств, в частности средств государственного регулирования общественных процессов, политическая власть может сделать многое:
    заставить экономические процессы, набравшие слишком большую скорость, притормозить (и наоборот, когда это необходимо);
    стимулировать структурную перестройку хозяйства в целях практического освоения достижений НТР;
    стимулировать инвестиции в национальную экономику;
    не допустить монополизации хозяйственных отраслей одной или двумя компаниями;
    предотвратить перенакопление капитала в стране, стимулируя его вывоз за границу;
    замедлить темпы инфляции и существенно сократить безработицу и т.д.
    Для достижения указанных целей политическая, государственная власть использует прежде всего средства государственного бюджета. Большие возможности открывает налоговая система страны. При этом налоги - это не только главный источник средств формирования доходной части бюджета, но и инструмент, с помощью которого (снижение или повышение налогов) осуществляется влияние на процесс воспроизводства общественного капитала. Налоги не случайно называют настоящим "экономическим чудом": с помощью этого экономического ресурса в США, например, практически все крупные и крупнейшие предприятия имеют форму корпораций (акционерных обществ). 10 И практически нет гигантских предприятий, находящихся в единоличной собственности. Это - результат налоговой политики. Дело в том, что несколько десятилетий назад власти установили на корпорации налог, который был существенно ниже, чем налог на крупные единоличные фирмы. Не случайно о США нередко говорят "Америка инкорпорейтед", подчеркивая тем самым преобладание корпоративной формы капитала. Важными экономическими ресурсами, которыми располагает государственное управление, являются манипулирование с процентными ставками по банковским вкладам, поощрение научно- технического прогресса и многое другое, посвященной взаимодействию политической и экономической общественных систем. Здесь же отметим, что роль и значение экономических ресурсов политической власти столь велики, что в литературе можно встретить понятие "экономическая власть". Речь идет о том огромном влиянии, которое могут оказать и оказывают на политическую власть, на проводимую ею политику владельцы капиталов. Преследуя интересы наиболее выгодного использования принадлежащего им капитала, они оказывают давление на политическую власть, идут на подкуп отдельных лиц, добиваются льгот, режима наибольшего благоприятствования.
    Силовые ресурсы. Этот вид ресурсов государственного управления выполняет функцию обеспечения обороны страны, охраны внутреннего порядка, в том числе обеспечения безопасности управления государства, недопущения каких-либо поползновений на власть в целях ее свержения. Это - армия, полиция, различные службы безопасности, прокуратура, суд, а также принадлежащая им Техника, вооружение, тюрьмы и т.д. Как показывает исторический опыт, эти ресурсы в той или иной их части политическая власть использует весьма часто. Они относятся к наиболее действенным, внушают страх, поскольку использование данных средств приводит к лишению людей собственности, свободы, а нередко и самой жизни. Особенно часто политическая власть прибегает к такого рода ресурсам в случаях ослабления своей силы, мощи и влияния на общество. Они часто применяются в годы экономических и политических кризисов. Политическая власть использует армию, полицию, силы охраны порядка для подавления массовых выступлений с требованиями смены правительства. Войска не раз "наводили порядок" в конфликтном обществе. Даже в демократических государствах Европы и в США вооруженные силы выполняют важную роль в поддержании конституционного порядка.
    Очевидно, что политические структуры заинтересованы в высокой лояльности и преданности им силовых структур. Поэтому, как свидетельствует международный опыт, работа в силовых структурах относится к престижным и довольно высоко оплачиваемым профессиям. Достаточно отметить, что годовое жалование полицейского в США лишь немного меньше, чем губернатора штата.
    С понятием "силовые ресурсы" нередко связывают понятие "военная власть". Последнее характеризует ситуацию, когда в структуре политической власти преобладают военные. Исторический опыт дает немало тому примеров. При этом военные контролируют все структуры власти либо заменяют ее собой. Специфика военной организации может быть перенесена на деятельность гражданских структур. В данном случае возникает полицейское государство.
    Социальные ресурсы. Это также довольно значительная совокупность ресурсов политической власти, т.е. того, что призвано обеспечить поддержку существующей власти и заинтересованность в ее существовании. Центральное место в этой системе занимают, во-первых, престижные и высокооплачиваемые должности, которые уже сами по себе обеспечивают высокую оплату, во-вторых, система разного рода привилегий. Социальная политика в больших современных западных странах строится таким образом, что в сохранении существующей политической власти заинтересовано большинство населения: здесь широкая система страхования, высокий уровень пенсионного обеспечения (уровень пенсии составляет до 90% от ранее получаемой заработной платы), широко развита система благотворительных организаций и т.д.
    Информационные ресурсы. Речь идет, в первую очередь, о средствах массовой информации (СМИ). 11 Это самый молодой вид ресурсов, которыми располагает политическая власть в современных условиях практически во всех странах мира. Однако "молодость" не означает малую эффективность или второстепенную роль. Средствам массовой информации (в условиях, когда практически каждая семья имеет телевизор и радиоприемник) принадлежит весьма важная роль как в период становления политической "власти, так и в период ее функционирования. Данная группа ресурсов политической власти имеет специфику, делающую их отличными от других видов. Господствующая политическая власть всегда имеет оппозицию (скрытую или существующую легально). Поэтому не исключено, что СМИ могут (по крайней мере, в какой-то своей части) стать антиресурсом политической власти. Чтобы СМИ стали действительными ресурсами господствующей политической власти, за них нужно бороться, ибо очень велико желание СМИ стать независимыми. Во многих государствах существует специальное законодательство, регламентирующее деятельность СМИ. Удельный вес частных каналов сравнительно невелик. Законодательство предусматривает различные пути недопущения ситуации, при которой СМИ отражали бы позиции и цели какой-либо одной политической силы. Например, во время избирательной кампании эфирное время, которое предоставляется ведущим партиям страны, для всех одинаково по продолжительности
    и т.д.................

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

    Правовое обеспечение государственного управления

    В истории государственно-правовой мысли право давно понимается как нечто, предшествующее юридическому закону, принятому в установленной форме и по установленной процедуре. Право связано с глубинными потребностями и интересами людей в упорядочении собственной, общественной и частной жизнедеятельности, с их всеобщей волей. Оно содержит в себе элементы прав и свобод личности, гуманизма, социальной справедливости, исторической устойчивости и надежности общественных процессов.

    Правовое обеспечение государственного управления представляет собой единство социологического, нормативного и практического аспектов. Оно начинается тогда, когда в целях, содержании, требованиях закона или иного правового нормативного акта «охватывается» назревшая общественная потребность в упорядочении взаимосвязей и взаимодействий людей, причем определенным образом (моделью, логической структурой) и в определенном направлении. Правовой документ рассчитан на многократное применение разными людьми в приблизительно подобных обстоятельствах. Здесь всегда имеются сложности, связанные с тем, что формирование норм (правил) поведения осуществляется на основе информации о прошлом (о знаемой потребности), но они должны будут применяться и в будущем, которое неведомо. То есть в социологическом смысле правовое регулирование имеет прогнозный характер.

    «Сердцевину», типологический «образ» правового обеспечения составляет нормативный аспект - разработка и юридическое (в актах государственных органов) закрепление норм поведения людей и ведение определенных общественно значимых дел.

    Традиционно в норме (правиле) поведения, установленной или санкционированной государственной властью, различаются три основных элемента. Гипотеза - часть нормы, которая указывает условия, обстоятельства, отношение жизни, в которых она действует. Диспозиция - часть нормы, раскрывающая содержание, смысл самого правила поведения, т.е. юридические права и обязанности, возникающие у субъекта поступка или действия. Санкция - часть нормы, характеризующая меры, которые могут быть предприняты государственной властью в случае несоблюдения (нарушения) диспозиции и гипотезы соответствующей нормы (юридические санкции).

    Правовое регулирование - это деятельность государства по изданию юридических норм (правил) поведения людей, обязательных для исполнения. Оно необходимо для упорядочения жизнедеятельности общества и государства.

    Правовое обеспечение государственного управления - это установление правил функционирования органов государственного управления.

    Можно выделить несколько аспектов государственной и общественной реальности правового обеспечения государственного управления:

    · отношения между государством (его органами) и обществом, гражданами, посредством которых формируются государственно-управляющие воздействия (управление обществом со стороны государственного аппарата); первостепенное значение здесь имеют правовые механизмы объективизации государственного управления;

    · отношения внутри государства, между его органами по поводу распределения предметов их ведения и государственной власти, необходимой для управления ими (полномочий);

    · волевые отношения между людьми, вовлеченными в государственно-управленческие процессы, как в государственной службе (кадровый состав государственных органов), так и при обращении граждан в государственные органы при решении каких-либо своих проблем.

    · центральным вопросом этих отношений выступает определение правового статуса государственных органов вообще и в сфере управления в частности;

    Правовой статус государственного органа состоит из трех групп элементов, имеющих юридический смысл.

    Во-первых, он включает в себя месторасположение и природу (существующего или предполагаемого) государственного органа в ценностной системе государственных органов страны.

    Во-вторых «несущим» элементом правового статуса выступает компетенция государственного органа - юридическое выражение совокупности управленческих функций и полномочий государственного органа в отношении отдельных управляемых объектов. Здесь юридически закрепляются: набор управленческих функций для конкретного государственного органа; адекватные (соответствующие им) полномочия; состав полномочий, включающий в себя формы и методы; осуществление управленческих функций; перечень управляемых объектов или определенных вопросов (аспектов) их функционирования, которые и представляют предметы ведения государственного органа.

    В-третьих, правовой статус государственного органа предполагает юрид и ческое закрепление его организационной структуры , а также форм, методов и процедур ее функционирования.

    Правовое обеспечение государственного управления должно реализовывать ряд требований, соблюдение которых способствует упорядоченности всех явлений, процессов и отношений в обществе. Это, прежде всего, своевременность принятия соответствующих правовых норм . Запаздывание в нормативном оформлении возникающих управленческих связей создают большие проблемы. Формы правового обеспечения государственного управления должны быть устойчивыми и стабильными . Многое зависит от полноты и внутренней согласованности правовых норм.

    Основополагающее значение в правовом обеспечении государственного управления принадлежит Конституции государства как нормативному правовому акту высшей юридической силы в стране. Конституция является отражением определенной системы общественных отношений и задает обществу целевую и ценностную направленность, по которой оно должно развиваться.

    Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями 1996 года) является по своей сути общедемократической и призвана выполнять юридические, политические, идеологические функции (основные направления воздействия на общественные отношения).

    Все функции Конституции находятся в единстве, сочетаясь и дополняя друг друга.

    Важнейшей формой правового обеспечения государственного управления являются законы. Закон - это принятый в особом порядке нормативный правовой акт по основным вопросам жизни государства, непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой (после Конституции). Ук а зы Президента Республики Беларусь по предметам ведения имеют нормативный характер. Хотя они и подзаконны по своей юридической природе, но часто в условиях отсутствия необходимых законов играют роль первичных, «установительных» правовых нормативных актов.

    Важное значение среди форм правового обеспечения государственного управления отводится подзаконным правовым нормативным актам, представляющим собой нормативный юридический акт компетентного органа, основанный на законе и закону не противоречащий.

    Структура правового обеспечения государственного управления должна быть такой, чтобы каждому из элементов государственного управления была придана та правовая форма, которая соответствует его сущности, предназначению и обеспечивает его эффективную реализацию.

    Информационное обеспечение государственного управления

    государственное управление кадровый

    Сегодня во всем мире признано, что информация является важнейшим средством организации и регулирования частной и общественной жизнедеятельности, одной из форм закрепления и распространения имеющихся и приобретаемых знаний, действенным инструментом и «материей» управления.

    Информация как совокупность каких-либо сведений, данных, фактов, характеристик о составляющих предметах, явлениях, процессах, отношениях, событиях и т.д., собранных и систематизированных в пригодную для использования форму, составляет основу государственного управления. По существу, все управленческие процессы - это не что иное, как поиск, фиксация, анализ, оценка, закрепление, распространение социальной информации, т.е. той информации, которая связана с отражением, познанием и преобразованием различных форм жизнедеятельности людей.

    Информационное обеспечение представляет собой совокупность информационных ресурсов (банков данных), средств, методов и технологий сбора, обработки, накопления и выдачи информации.

    Управленческая информация - это часть социальной информации, которая выделена из ее общего массива по критериям пригодности к обслуживанию государственно-правовых процессов формирования и реализации управленческих воздействий.

    Такая информация должна быть ориентирована, по крайней мере, по следующим направлениям: во-первых, по месту и роли государства в системе частной и общественной жизнедеятельности людей и, соответственно, по компетенции конкретных государственных органов; во-вторых, по характеру и иерархии законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих обязательной реализации в управленческих процессах; в-третьих, по свойствам, формам и закономерностям управляемых объектов, которые дифференцируют и конкретизируют управляющие воздействия различных государственных органов, а также формируют специфические виды правоотношений.

    Можно выделить следующие источники, объективно порождающие управленческую информацию:

    · нормы законодательных и иных актов, дающие право государственным органам и государственным служащим на принятие определенных управленческих решений или совершение управленческих действий в обозначенном времени и направлении;

    · обращения граждан в государственные органы по реализации своих законных интересов и субъективных прав (обслуживание и защита прав и свобод граждан);

    · обязательные указания вышестоящих государственных органов, подлежащие исполнению нижестоящими и обеспечивающие реальность государственного управления;

    · факты, выявляемые отношения в процессах контроля, которые отражают состояние управляемых объектов, а также уровень функционирования управляющих компонентов;

    · проблемные, конфликтные, экстремальные и иные сложные ситуации, нуждающиеся в оперативном и активном, сильном вмешательстве государственных органов и должностных лиц (управленческая информация о кризисных состояниях общественных процессов).

    Информация, используемая в системе государственного управления разнообразна и разнородна, она имеет свою природу и особые формы. Она позволяет описать внешнеполитическую, экологическую, социально-политическую и др. обстановку, проследить динамику тех или иных процессов, реализуемых в государстве и обществе.

    Информацию, используемую в государственном управлении, можно классифицировать по разным признакам. Ее можно разделить на официальную и неофициальную, общезначимую и региональную, горизонтальную и вертикальную, по содержанию и целевому назначению, по степени доступности, а также на основе ее соотношения со временем (информация о прошлом, в режиме реального времени, прогнозы о будущем).

    Информация , из каких бы источников она ни шла, и кто бы ни выступал ее носителем, непременно должна соответствовать определённым требованиям. Она должна быть актуальной, достоверной, достаточной, доступной, оперативной, адекватной для принятия соответствующих решений.

    Цель информационного обеспечения административно-государственного управления состоит в том, чтобы на базе собранных исходных данных получить обработанную, агрегированную информацию, которая должна служить основой для принятия управленческих решений. Для достижения этой цели необходимо обеспечить сбор первичной информации, ее хранение, распределение между структурными подразделениями государственного органа и их работниками, подготовить к переработке, переработать, предоставить органу управления в переработанном виде, провести анализ, обеспечить прямые и обратные связи ее циркуляции и т.д. Все это невозможно эффективно делать без средств вычислительной техники и новых информационных технологий. Эффективность принимаемых решений зависит от качества информации, средств и методов ее обработки. Одной из важнейших проблем информационного обеспечения государственного управления является определение достаточности информационного обеспечения.

    Современное развитие государства выдвигает на первый план решение глобальной социально-управленческой задачи - формирование единого информационно-правового простра н ства , что позволит рационально и эффективно решать проблему информационного взаимодействия органов государственной власти, обеспечить оперативность, обоснованность, корректность принимаемых решений.

    Уровень информационного обеспечения, степень оснащенности современными техническими, технологическими, телекоммуникационными системами определяют эффективность государственного управления. Применение микроэлектроники, информатики, микропроцессов, роботов и других современных обслуживающих средств открывает возможность перевода всей работы с информацией на новые научный и технический уровни.

    Важный аспект информационного обеспечения государственного управления связан с развитием ее технической базы . Распространение получают комбинированные информационные системы, сочетающие механические средства ручного обращения с информацией, электронно-вычислительную технику и человеческий разум.

    Можно выделить несколько направлений в области информационного обеспечения государственного управления. Это чисто технико-технологическое направление , решаемое специалистами в области электронно-вычислительной техники и информатики. Другое направление - непосредственно управленческое состоит в стандартизации и унификации управленческой и н формации . Третье направление определяется развитием профессиональной и психологической подготовки персонала управления. И четвертое направление связано с тем, что информация в государственном управлении при обработке и хранении ее любыми средствами во многом имеет правовой характер, основана на правовых нормах и часто служит юридическим основанием для принятия управленческих решений. Для этого необходимо юридически решать вопросы о непосредственном взаимодействии информационной системы и системы государственного управления, а также о полномочиях должностных лиц совершать юридически значимые действия путем введения соответствующей информации в информационную систему.

    Кадровое обеспечение государственного управления

    Непосредственно заняты в обеспечении государственного управления человеческие ресурсы , то есть, прежде всего, тр у довые ресурсы и кадровый состав государственных органов. Особенно значимая роль принадлежит государственным служащим.

    Трудовые ресурсы - это люди, работники предприятий всех форм собственности, объединенные для совместной деятельности. Кадровое обеспечение государственного управления и его эффективное использование ведется на уровне законодательной и исполнительной власти, которые оказывают влияние на формирование рынка труда страны и регионов, на миграционные процессы через политику занятости населения, организации системы общего и специального образования, профессиональной подготовки кадров и повышения квалификации и т.д.

    Кадровое обеспечение административно-государственного управления требует функциональной специализации и рациональности, выделения руководящего ядра и постоянно действующего аппарата профессионалов, которые концентрируют в своих руках исполнительно-распорядительные полномочия. Кадры государственных органов - государственные служащие - это корпус профессионально подготовленных специалистов разносторонней квалификации, способные по своим личным, деловым качествам и образованию компетентно выполнять функции административно-государственного управления.

    Кадровое обеспечение - это активная созидательно-организующая деятельность государства по реализации мер организационного, образовательного, экономического, управленческого характера, направленная на удовлетворение потребности государственных органов в кадрах определенной специализации и квалификации; система целенаправленных кадровых процессов по прогнозированию, планированию подготовки кадров, по обновлению и сохранению преемственности государственных служащих, их профессиональному развитию, стимулированию качества труда и служебного продвижения.

    Механизм кадрового обеспечения государственной службы - это и система принципов, форм, методов, нормативно, документально признанных и меры, порядок осуществления кадровой деятельности.

    Эти меры и порядок включают взаимодействия специальных подразделений и людей в сфере организационно-управленческой, образовательной, нормативно-правовой, финансовой, научно-методической, нравственно-психологической. Лишь в системности всех элементов кадровая компонента дает запланированный эффект.

    Кадровое обеспечение административно-государственного управления реализуется через государственную кадровую политику. Цель государственной кадровой политики - формирование дееспособных трудовых коллективов, рациональное использование человеческих ресурсов страны, создание благоприятных условий для их всемерного развития. Она охватывает совокупность социально-экономических и политических задач, решение которых осуществляется на правовой основе и ведется по трем основным направлен и ям :

    1) в области государственных предприятий, учреждений, организаций;

    2) в системах государственной службы на республиканском, региональном и местном уровне;

    3) в области негосударственных предприятий (акционерных, частных, арендных, компаний, фирм и т.д.).

    На основе государственной кадровой политики в каждом государственном органе, на государственном или частном предприятии может вырабатываться своя конкретная кадровая политика, вытекающая из целей, задач и функций соответствующего органа управления. Кадровая политика проводится через аппарат (администрацию), его структуры и персонал. Затрагивая все категории кадров общества, государственная кадровая политика для работников частной сферы, общественных организаций, не может быть столь же императивной, как для государственных служащих.

    Кадровая работа направлена на формирование наиболее работоспособного состава сотрудников. Для этой цели могут использоваться различные технологии и процедуры, специфичные для различных этапов развития организации и конкретных задач управления персоналом. Управление персоналом (практика работы с кадрами) - это целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организационных структур, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала с целями, стратегией, условиями и задачами развития. Сила организации, прежде всего, лежит в человеческом капитале. В практической плоскости это осознание реализуется через адекватность используемых методов, технологий, процедур управления персоналом, которые можно объединить в три подгру п пы :

    1) методы формирования кадрового состава;

    2) методы поддержания работоспособности персонала;

    3) методы оптимизации кадрового потенциала. Они предстают как система, обеспечивающая постоянный ресурс развития организации во всех формах ее жизненного цикла.

    Вопросы государственной кадровой политики Республики Беларусь находят свое отражение в законодательных и других правовых актах, содержащих нормы и положения, регулирующие те или иные кадровые аспекты. К ним относится Конституция Республики Беларусь, законы, декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, постановления, программные и методические документы Правительства Республики Беларусь, а также другие нормативные правовые акты, относящиеся к данной сфере.

    Особая роль принадлежит кадрам, занятым на государственной службе и обеспечивающим эффективность функционирования государственного аппарата.

    Для характеристики кадрового состава органов государственного управления используются количественные и качественные показатели: численность государственных служащих, их половозрастной состав, образование и т.д.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Источники информации и правовое обеспечение процесса информатизации государственного управления, методы и способы данного процесса и существующие проблемы. Направления и пути совершенствования информационного обеспечения государственного управления.

      курсовая работа , добавлен 24.11.2013

      Сущность понятия государственного управления и контроля. Система и структура органов государственной власти. Ресурсное обеспечение государственного управления и контроля. Роль нормативно-правовых документов в развитии государственной системы управления.

      контрольная работа , добавлен 15.11.2013

      Правовые основы принципов государственного управления охраной государственной границы Российской Федерации. Основные нормативные акты. Общественные отношения, возникающие в процессе реализации принципов государственного управления в пограничной сфере.

      курсовая работа , добавлен 25.04.2010

      Информационная структура современного государственного управления: информационные технологии, связи с общественностью, нормативно-правовая база. Организация информационного обеспечения в органах государственной власти и управления в Санкт-Петербурге.

      дипломная работа , добавлен 16.12.2012

      Изучение подходов к классификации функций государственного управления. Исследование методов государственного управления в административном праве. Анализ форм государственно-управленческой деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц.

      курсовая работа , добавлен 25.01.2014

      Организация аппарата государственного и муниципального управления. Понятие и характеристики, основные виды органов государственного управления и способы их формирования. Политический механизм системы государственного и муниципального управления.

      контрольная работа , добавлен 23.01.2017

      Общая характеристика и изучение основных принципов государственного управления. Практический анализ применения принципов государственного управления на примере законодательства Республики Беларусь. Развитие системы принципов государственного управления.

      курсовая работа , добавлен 17.01.2012

      Характеристики процесса государственного управления. Подготовка и принятие политических и административных решений в процессе государственного управления. Этапы формирования, направления реализации, информационное обеспечение. Контроль за законностью.

      контрольная работа , добавлен 23.01.2017

      Предпосылки формирования особенностей государственного управления. Причины реформирования системы государственного управления. Процесс совершенствования государственного управления в России. Преобразования в структуре органов государственной власти.

      курсовая работа , добавлен 08.11.2013

      Организационно-функциональная структура государственного управления. Цели и принципы государственного управления. Система функций, формы, методы и средства государственного управления. Характеристика структуры государственного управления и ее звеньев.

    Трудовые ресурсы . Эффективный менеджмент, обеспечиваю­щий выживание идолгосрочный успех организации в условиях ры­ночной конкуренции, требует ориентации на человека: в части внеш­ней среды - на заказчика (потребителя, клиента, покупателя), в части внутренней среды - на персонал. В современном менеджменте трудовые ресурсы рассматри­ваются с позиций человеческого капитала. Человеческий капитал, целесообразно используе­мыйдля производственной деятельности по созданию продукции и ус­луг, увеличивает доходы человека, предприятия, общества.

    Трудовые ресурсы при рассмотрении проблем эффективности менеджмента с точки зрения человеческого капитала могут быть вы­ражены количественно, например в виде показателей невыходов на работу, опозданий, числа жалоб, потерь рабочего времени на болезни, лечение и оздоровление, часов профессионального обучения, тестов оценки интеллекта, эрудиции, показателей интенсивности использо­вания интеллектуальной собственности, оценки контролируемого ка­питала. Однако количественная оценка квалифицированных кадров не раскрывает всей картины, необходимой для эффективного управ­ления, гораздо важнее их качество.

    Знания. В связи с тем что любое знание устаревает, необходимо постоянно вести анализ специализированных для конкретного бизнеса знаний, которыми располагает организация. Выводы анализа знаний надо сопоставлять с данными маркетингового анализа. Это позволяет выявить упущенные маркетинговые возможности, а также определить потребность в новых знаниях или в совершенствовании уже существующих.

    Материальные ресурсы - это основной и оборотный капитал, включая здания, оборудование, технологию, материалы, финансовый капитал и т.п.

    Квалифицированные кадры, оборотный капитал являются наиболее мобильными ресурсами, ими можно управлять, и они могут быть перераспределены в процессе работы в краткосрочном периоде. Это порождает опасность их неправильного и неэффективного распределения. Главным принципом в отношении дефицитных, редких ресурсов и прежде всего высококвалифицированных кадров является максимизация ресурсов. Такие специалисты должны направляться на те участки, где вероятна наибольшая отдача на каждую единицу проделанных работ. Решение о распределении кадров по соответствующим возможностям является ключевым в обеспечении эффективности управления. Наиболее благоприятные возможности в бизнесе всегда реализуются с помощью самых квалифицированных специалистов, привлекаемых для этих целей руководством организаций. Распыление первоклассных кадров, а не концентрация их на наиболее перспективной для фирмы цели, недопустимо.

    Информация . Информационные товарные рынки и рынки интеллектуальных продуктов в постиндустриальном обществе начинают охватывать все элементы инфраструктуры менеджмента. В современной экономике материальные ресурсы уступают первенство информационным. Особенности современного переворота в инновационной сфере, связанные с превращением интеллектуальных продуктов и информации в товар, обеспечивают последовательный переход к информационному обществу, в котором информация становится важнейшим ресурсом эффективного управления. Управление невозможно без информации о внутренней и внешней среде. Значимость ее огромна. Итоговая информация о деятельности организации выступает предпосылкой и основой для последующего сравнительного измерения издержек на управление, а также результатов управления и получения соответствующих представлений о его эффективности. Чтобы деление их взаимосвязи и расположения на территории фирмы. Наличие этого ресурса служит базой для определения состава основного капитала, методов обслуживания и пространственной планировки организации. Обладание этим ресурсом является необходимым условием создания производственных объединений, расширения и реконструкции предприятий, диверсификации и изменения специализации производства. Пространство, занимаемое рабочими местами, должно обеспечивать естественность трудовых действий и приемов, рациональную загрузку рабочих и оборудования и т.п., быть достаточным для того, чтобы рабочие могли производить все необходимые движения и перемещения при выполнении производственных операций. Когда его много, о нем обычно не думают и расходуют неэффективно. Когда его мало, вопрос эффективности использования встает остро. Пространство как ресурс во многом определяет внутреннюю среду организации.

    Успех в конкурентной борьбе во многом определяется тем, какое пространство каждое государство создает и поддерживает для отраслей национальной экономики. Единство экономического пространства, обеспечиваемое государством, создает равные условия для конкуренции и эффективного менеджмента. Раздел единого экономического пространства по кругу продавцов, по территориальному признаку, введение ограничений на ввоз и вывоз товаров, работ, услуг, материальных и трудовых ресурсов, установление административных, экономических, организационных, финансовых барьеров требует совершенствования стратегии бизнеса. Анализ бизнес-пространства (макро- и микроокружения организации) является непременным компонентом стратегического анализа, проводимого в целях:

    · постоянного мониторинга места и положения организации на рынке;

    · в определения направлений совершенствования менеджмента и бизнеса;

    · избежания кризисных ситуаций.

    К примерам зависимости организации от пространства относится получение ресурсов из других стран. Эти ресурсы, являясь более выгодными с точки зрения цен, качества или количества, в долгосрочном периоде могут вызвать усиление таких факторов подвижности внешней среды, как колебания обменных курсов или политическая нестабильность. Наиболее ярким примером того, что постоянно необходимо учитывать пространство как важный ресурс и обеспечивать соответствие размеров бизнеса этому ресурсу, является волна слияний и поглощений, банкротств, охватившая Европу в результате появления Европейского экономического сообщества. Европейский союз создал значительный дисбаланс размеров бизнеса и экономического пространства многим фирмам среднего размера, хорошо приспособленным для удовлетворения потребностей ограниченного рынка своей страны. Несоответствие размеров бизнеса и пространства выявило, что этим фирмам в обострившейся конкурентной борьбе не хватает управленческих кадров, капитала, маркетинговых ресурсов.

    Руководителям следует иметь в виду, что размеры организации радикально меняют ее управленческие свойства. В результате методы и механизмы менеджмента, обеспечивающие эффективность малого предприятия, не пригодны для крупной организации. Следовательно, нет и не может быть единого эффективного менеджмента, так как все ситуационно.

    Конец работы -

    Эта тема принадлежит разделу:

    Теория управления

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.. Оренбургский государственный институт менеджмента..

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Все темы данного раздела:

    Теория управления
    Курс лекций Оренбург УДК ББК П

    Принципы и законы управления
    Управление не может опираться только на интуицию и талант руководителя. Оно основывается на солидной теоретической базе, накопленной затысячи лет человеческой цивилизации, на принц

    Понятие, цели и задачи менеджмента
    В зарубежной и отечественной литературе существует множество трактовок понятия «менеджмент». Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществ

    Эволюция управленческой мысли
    Лекции 2,3 Цель: изучить становление и развитие управленческой мысли. План: 1. Периодизация развития управленческой мысли: донаучный и научный периоды

    Донаучный период
    1-период - донаучный (IX-VII тысячелетия до н.э. - XVIII век) - наиболее длительный. Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на ст

    Научный период: индустриальный, период систематизации, информационный
    П-период - научный (1776 год - до настоящего времени) подразделяется на индустриальный период, период систематизации и информационный период. 1-период - индустриальный (1776-1856 гг.).

    Школа научного управления
    На рубеже XIX и XX столетий в характере производства произошли крупнейшие сдвиги. Прежде всего, резко возросли его масштабы и концентрация. Появились предприятия-гиганты, на которых были заняты тыс

    Школа административного управления
    Направленность данной школы - разработка общих проблем и принципов управления организацией в целом. В рамках этой концепции в 20-е гг. было сформулировано понятие организационной структуры фирмы ка

    Школа человеческих отношений и поведенческих наук
    В годы Первой мировой войны интенсивность использования физических возможностей человека в крупном машинном производстве была доведена до предела. Дальнейшее повышение его результативности на этой

    Школа науки управления или количественных методов
    Попытка объединения достижений трех рассмотренных школ произошла в начале 1960-х гг. сторонниками школы количественных методов, которые ввели в практику применение количественных измерений при прин

    Новая управленческая парадигма
    Парадигмой (от лат. paradeigma - пример, образец) принято считать ключевую идею, лежащую в основе построения научной концепции. Парадигма управления - это одновременно сама теория управления со сво

    Управленческий труд как предмет научных исследований
    Лекция 4 Цель: раскрыть сущность управленческого труда, охарактеризовать различные виды разделения управленческого труда в организации. План: 1. Управ

    Управленческий труд: понятие и специфика. Предмет, продукт, средства и объекты управленческого труда
    Разделение труда является фундаментальным условием рационализа­ции системы управления, благодаря ему организация обретает способ­ность достигать положительных результатов с минимальными издерж­ками

    Методологические аспекты исследования систем управления
    Лекция 5 Цель: раскрыть сущность методологии исследования систем управления. План: 1. Система: понятие, компоненты, свойства, виды.

    Система: понятие, компоненты, свойства, виды
    Управление обладает свойством системности, поэтому его изучение мы начина­ем со знакомства с основными положениями теории систем. Под системой понимается некоторое

    Методологические исследования систем управления
    Деятельность органов государственного управления свя­зана с решением сложных социально-экономических задач. Результаты того или иного решения деятельности могут ока­зывать влияние на будущее целых

    Процессный подход
    Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Однако эти авторы были склонны рассматривать такого рода функци

    Системный подход
    Усиление взаимосвязанности всех сторон деятельности организации (производственной, финансовой, маркетинговой, социальной, экологической и проч.), а также усложнение и интенсификация как внутренних,

    Ситуационный подход
    Данная концепция разработана в конце 60-х годов XX в. в Гарвардской школе бизнеса (США). Эта способ управления, решения проблем в зависимости от складывающейся ситуации. Посколь­ку существует обили

    Исследование систем управления и их проектирование
    Система управления предприятиями долж­на обладать гибкостью производства, учитывать серьезную кон­куренцию на рынке товаров (услуг), учитывать требования к уровню качества обслуживания потребителей

    Организация как социально-экономическая система и как объект управления
    Лекция 6 Цель: рассмотреть сущность понятия «современная организация», определить основные переменные внутренней и внешней среды организации. План: 1.

    Организация: понятие, основные признаки
    Современный мир нередко рассматривается как множество самых разных организаций, которые взаимодейству­ют между собой, решая различные задачи, достигая свои и обще­ственные цели, объединяясь между с

    Внутренняя среда организации: понятие, переменные
    Совокупность внутренних элементов организации, так называемых внутренних переменных, придающих ей специфическое лицо, образуют ее внутреннюю среду. Внутренние пере

    Внешняя среда организации: понятие, факторы
    Конечно, в первую очередь руководитель должен хорошо знать свой объект управления - свою организа­цию, ведь внутренняя среда организации, формируясь под воз­действием принимаемых руководством решен

    Планирование как функция управления
    Лекция 7 Цель: раскрыть сущность планирования как функции управления. План: 1. Понятие функций управления и значение выделения функций для теории и пр

    Понятие функций управления и значение выделения функций для теории и практики управления
    Изучение процесса управления с точки зрения его функций – это ключ к раскрытию содержания управленческой деятельности. В самом общем виде категория «функция управления» выражает содержание (направл

    Планирование: понятие, виды, принципы, этапы
    Каждая из четырех функций менеджмента является для организации жизненно важной. Вместе с тем плани­рование как функция управления обеспечивает основу для дру­гих функций, а функции организации, мот

    К целям предъявляются следующие основные требования
    Во-первых, они должны быть четко сформулированными, конкретными и изме­римыми, выражаться по возможности не только качественно, но и количественно. Это облегчает выбор средств их дост

    Организация как функция управления
    Лекция 8 Цель: раскрыть сущность организации как функции управления. План: 1. Организация как функция управления: понятие, этапы, принцип

    Организационные структуры управления: понятие, виды
    Линии полномочий, которыми связаны субъекты управленческой деятельности, образуют основу управленческой структуры организации. Под организационной структурой управления по

    Координация как функция управления
    Координация обеспечивает согласованность во времени и пространстве действий органов управления и должностных лиц, организации в целом и внешней среды. Функция координации

    Сущность контроля как функции управления, его функции
    По мере того, как организация движется к намеченным целям, она должна постоянно отслеживать промежуточные результаты и контролировать изменения во внутренней и внешней среде. Установление того, дос

    Виды контроля
    Контроль можно классифицировать по следующим признакам: по стадии производственного процесса различают: входной, операционный контроль, контроль готовой продукции, транс­портирования и х

    Этапы контроля
    В процедуре контроля выделяют следующие этапы: выработка стандартов; сопоставление с ними реальных результатов; принятие необходимых корректирующих действий. Первый этап.

    Принципы эффективного контроля
    Контроль осуществляется в соответствии с определенными принципами. Прежде всего, он должен быть всеохватывающим, т. е. держать в поле зрения основные сферы деятельности орган

    Мотивация: понятие и виды
    При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан

    Мотивационный механизм
    Механизм, с помощью которого формируются условия, побуждающие людей к деятельности, получил название мотивационного. Он состоит из двух элементов: механизма внешнего целенаправленного сти

    Принципы мотивации
    Основываясь на существующих теориях мо­тивации, можно вывести некоторые ее принципы, чтобы руково­дствоваться ими в процессе управления. 1. Установление четких целей и задач. Первым услови

    Экономические методы управления
    Экономические методы управления - это способы воздействия на людей, опирающиеся на экономические механизмы мотивации и стимулирования активной производственной деятельности, на уче

    Организационно-административные методы управления
    Особое место в системе методов управления занимают органи­зационно-административные методы управления. Они включают приемы и способы воздействия субъекта управления на объект управ

    Социально-психологические методы управления
    Социально-психологические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия на общественное и ин­дивидуальное сознание, социальную активность в целях повыше­ни

    Конкретные методы управления
    В зависимости от этапов и элементов процесса управления мож­но выделить следующие методы управления; · Воздействия на управляемые объекты; · Организации самой управляющей системы;

    Коммуникационный менеджмент
    Лекция 12 Цель: раскрыть сущность коммуникаций в процессе управления. План: 1. Понятие, функции и значение коммуникаций в управлении. 2. Элем

    Понятие, функции и значение коммуникаций в управлении
    Невозможно переоценить важность коммуникаций в управ­лении. Едва ли не все, что делают руководители для достижения определенной цели, требует эффективного обмена информа­цией, т.е. коммуникаций. Ко

    Элементы и этапы коммуникационного процесса. Модели коммуникаций
    Коммуникационный процесс - обмен информацией между двумя или более людьми. Основная цель коммуникационного процесса - обеспечение понимания информации, яв

    Виды коммуникаций
    По характеру восприятия информации коммуникации делят­ся на: · прямые, или целевые (в которых цель сообщения заложена в его тексте), · косвенные (в которых информация заложена ско

    Значение организационных коммуникаций в функционировании организации. Формы и методы организационных коммуникаций
    Коммуникациями пронизан весь процесс производства и управления. Организаци­онные коммуникации - это процесс, с помощью которого руко­водители развивают систему предоставления информации и

    Управленческие решения: понятие, значение, требования к ним
    Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Решение можно рассмат­ривать как продукт управленческого труда, а его принятие - как процесс, ведущий к появлению этого пр

    Виды управленческих решений
    Управленческие решения можно рассматривать с разных точек зрения. 1. По степени влияния на будущее организации они делятся на стратегические и тактические. Первые определяют основ

    Основные этапы разработки управленческого решения
    Процесс принятия решения при кажущейся простоте очень не прост. В нем достаточно много тонкостей и подводных рифов, хорошо знакомых профессиональным менеджерам. Этапы процесса прин

    Факторы качества управленческих решений
    Качество управленческих решений - сово­купность свойств, обеспечивающих успешное их выполнение иполучение определенного эффекта. В составе свойств управленческих решений выделяются

    Модели и методы принятия управленческих решений
    Рассмотрим особенности моделирования, типы моделей и не­которые широко используемые методы принятия решений. В науке управления в настоящее время широко используются модели.

    Организация и контроль исполнения управленческих решений
    Принятием решения, как известно, не заканчивается цикл процесса управления. Следующим этапом является организация выполнения решения. Как показывает практика, это наиболее слабая сторона управленче

    Различают афферентный и эффекторный образы предстоящей деятельности
    Афферентный - созданный у исполнителя об­раз предстоящей работы, полученный в результате указанных вы­ше методов доведения задания. Эффекторный - это оператив­ный образ, т.е. собственный п

    Власть и каналы власти в организации
    Анализ существа власти и ее влияния на людей имеет большое зна­чение для понимания работы организации. Каждое действие в органи­зации связано с проявлением власти. Надо иметь в виду, что властью по

    Понятие лидерства. Менеджер и лидер: сходство и различие
    Существует множество взглядов на лидерство и огромное количество интерпретаций его значения. Лидерство - умение вести людей за собой. Лидерство -

    Подходы к изучению лидерства
    Изучение действий руководителя с целью определения эффективного стиля управления начались еще в древности. В крупных масштабах и на систематической основе исследо­вания по выявлению эффект

    Модель эффективного менеджера. Условия и факторы результативной работы менеджера
    Модель управленца, социального лидера в особенности, находится пока в стадии становления, хотя отдельные ее элементы уже установлены. Некоторые исследователи называют более 200 необходимых руководи

    Понятие человеческих ресурсов. Современные модели управления человеческими ресурсами
    Характерной чертой развития современного управления является признание возрастающей роли человека в производственном процессе. В условиях ускорения технологических нововведений, обострения конкурен

    Понятие и сущность кадровой политики организации
    В условиях бурного развития новых технологий все большее значение приобретает обеспечение организации квалифицированными кадрами. Своевременное комплектование нужными кадрами всех подразделений орг

    Структура кадровой политики имеет два основных аспекта функциональный и организационный
    В функциональном отношении подразумевается следующие важные элементы: определение общей стратегии, планирование потребностей предприятия в персонале с учётом существующего кадровог

    Сущность, цели и задачи кадрового планирования
    Концепцию долгосрочной, ориентированной на будущее кадровой политики, можно реализовать с помощью кадрового планирования, поскольку этот метод управления способен согласовывать и уравновешивать инт

    Инновации и нововведения: понятие и виды
    Термин «инновация» был введен в научный оборот известным экономистом Й. Шумпетером. Сегодня за ним стоят два понятия: новшество - новый продукт, услуга, технология, усовершенствов

    Инновационный процесс
    Под инновационным процессом понимается единая цепь последовательных действий - от исследований и разработок новой технической идеи до практического внедрения созданного на ее основе новшества (его

    Структура инновационного цикла
    Для того чтобы учесть совокупность всех этапов деятельности в период от поиска новых идей до их использования, коммерциализации и распространения, следует ввести понятие "инновационный цикл&qu

    Организационные формы инновационной деятельности
    В отличие от производства в инновационной сфере слабо прослеживается преимущество крупных фирм и научных коллективов. Разработку и освоение нововведений могут осуществлять самые разные виды структу

    Эффективность управления
    Лекция 17 Цель: раскрыть сущность эффективности менеджмента, охарактеризовать признаки, факторы и виды эффективности. План: 1. Понятие, сущность и сод

    Виды эффективности менеджмента
    Различают внешнюю и внутреннюю эффективность. Внешняя эффективность управления определяет результативность менеджмента, характеризует степень достижения организацие

    Признаки и факторы эффективности менеджмента
    Таблица 8 - Признаки эффективности деятельности организации Сфера (область) Основные цели Производство 1. Высока

    Категории результативности менеджмента П. Друкера
    Эффективность менеджмента - результативность управленче­ской деятельности, определяемая целями организации. П. Друкер выделял семь категорий результативности менедж

    Основные характеристики качества менеджмента
    Рассматривая проблемы эффективного управления, к этим категориям необходимо добавить такой показатель, как качество управления, который отражает способность субъекта управления соо

    Государственное управление: сущность, специфика, функции
    Все цивилизованные государства в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно лишь

    Понятие, принципы и особенности государственного менеджмента
    Государственный менеджмент как новая трактовка государственного управления возник в 70-е годы прошлого века вместе с развитием школы государственной политики. Он начался с акцента на важность окруж

    Государственная служба: понятие, принципы, функции
    Государственная служба представляет собой сложный, комп­лексный и многогранный социально-правовой институт, имею­щий правовые, экономические, социальные и организационные основы и

    Послесловие
    Назначение настоящего издания – оказать помощь студентам очной и заочной форм обучения специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» в овладении современными научными знаниям

    Глоссарий
    А АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ - методы и стиль руководства, при которых руководитель в принятии решений всегда ориентируется на собственные цели, критерии и

    Правовое обеспечение - это различные законодательные акты, постановления, приказы и другие правовые документы, являющиеся основой для функционирования органов управления.

    В нашем государстве единственным ресурсом права является нормативно-правовой акт (НПА). Иерархическая система нормативно-правовых актов может быть представлена следующим образом:

    ° Конституция;

    ° федеральные законы;

    ° указы Президента;

    ° постановления Правительства;

    ° нормативные акты министерств и ведомств;

    ° правовые акты субъектов федерации

    Итак, Конституция - это основной закон России. Ее верховенство и беспрекословность выполнения определяется по следующим принципам:

    1) принята в результате всенародного референдума;

    2) устанавливает базовые нормы общественного и государственного строя;

    3изменяется и применяется посредством усложненной процедуры правотворчества.

    Она содержит в себе 137 статей - нормы, относящиеся к различным отраслям права. Так для данной главы работы подходят нормы закона, определяющие полномочия высших законодательных органов власти по изданию нормативно-правовых актов (ст. 90,105,106 и др.), порядок принятия и вступления в действие федеральных законов (ст. 104-108).

    Вторым видом НПА являются федеральные законы, которые принимаются Государственной Думой, а после передаются для одобрения Советом Федерации. Закон считается принятым, если за него проголосовали больше половины всех членов верхней палаты, либо в том случае если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Существует особая группа федеральных законов -- это конституционные законы, которые принимаются по вопросам Конституции РФ и отличаются специальным методом принятия. Для принятия данного вида законов необходимо иметь три четверти голосов от общего числа членов Совета Федерации и две трети голосов от всех членов ГосДумы. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Вступают в силу эти законы одновременно на всей территории России по истечении десяти дней после их официального опубликования.

    В соответствии с Конституцией РФ субъекты Федерации имеют право на осуществление собственного правового регулирования, включая принятие законов, причем таких, которые не могут противоречить федеральным законам. В этом и проявляется принцип единства правового режима на территории государства.

    Следующим видом являются указы Президента РФ. Так как, Президент -- глава государства, следовательно, издаваемые им нормативно-правовые акты также обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, однако стоят после Конституции и федеральных законов. В качестве объектов регулирования выступают направления внутренней и внешней политики. Если вдруг указ Президента противоречит Конституции и федеральным законам, то на основании заключения Конституционного Суда он утрачивает силу. Указы Президента достаточно быстро принимаются и вступают в силу относительно федеральных законов.

    Постановления Правительства. В силу того, что Правительство осуществляет исполнительную власть в стране, то оно принимает постановления и издает распоряжения. Особенностью нормативно-правовых актов Правительства является то, что они могут быть приняты только на основании законов РФ и указов Президента РФ.

    Нормативные акты министерств и иных ведомств могут издавать приказы, постановления, положения, письма, уставы, содержащие нормы права, в случаях, предусмотренных законами РФ, указами Президента и постановлениями Правительства. Они издаются для осуществления функций государственного управления в различных сферах общественной жизни. Для издания любого подведомственного акта требуется специальное указание вышестоящих органов, однако зачастую этого не требуется.

    Постановления министерств и иных органов исполнительной власти, которые связаны с правами и законными интересами граждан подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и публикуются в течение десяти дней после регистрации. Также, согласно Правилам подготовки ведомственных нормативных актов на центральные органы федеральной исполнительной власти возложена обязанность доводить принятые ими ведомственные нормативные акты до сведения соответствующих органов государственного управления РФ.

    Правовые акты государственной власти субъектов Федерации распространяются лишь на территории соответствующих регионов. Решения областного уровня доводятся до исполнителей в течение семи дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления в силу.

    Общим признаком всех подзаконных актов России является то, что они, служат источником закона, т. е. их выполнение тем самым укрепляет режим законности и правопорядка государства. На принимаемые правовые решения ориентируются граждане, должностные лица и организации.

    Кроме того, общественные отношения могут быть урегулированы и такими источниками права, как договор и обычай.

    Нормативный договор -- способ определения юридических прав и обязанностей граждан и юридических лиц. Он играет большую роль в международных отношениях. Однако он также важен в сфере коммерческих отношений и имущественного оборота. Это соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Содержанием договора являются совместно установленные юридические права и обязанности. Основное требование к форме, содержанию и предмету договора, чтобы он не противоречил действующему законодательству.

    Условия договора должны соответствовать нормам, содержащимся в законодательстве. В противном случае он может быть признан утратившим юридическую силу.

    Обычай - это юридическая норма, подкрепленная давностью применения. Некоторые ученые рассматривают обычай как первоначальный способ создания правовых норм. По их мнению, право, установленное обычаем, применялось в основном на достаточно ранних ступенях развития общества, в архаических правовых системах. Однако обычаи и сегодня применяются некоторыми народами, до сих пор продолжается процесс создания новых обычаев.

    Особенность обычая состоит в том, что это правило поведения, вошедшее в привычку. С юридической точки зрения, обычай -- устный источник права, характеризующийся беспорядочностью, множественностью и разнообразием.

    Существуют обычаи делового оборота, в качестве которых признаются сложившиеся и широко применяемые в области предпринимательской деятельности правила поведения, не прописанные в основных законах РФ. В настоящий момент сфера применения обычаев делового оборота в основном ограничена внешнеторговыми сделками, однако дальнейшее развитие рыночных отношений потребует детального регулирования сложившихся обычаев.