Войти
Образовательный портал. Образование
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Характеристика особенной части административного права. Понятие Административного права, виды, нормы и т.д

    Характеристика особенной части административного права. Понятие Административного права, виды, нормы и т.д

    Процессы, происходящие в современном обществе, требуют динамичного и стабильного правового регулирования, эффективность которого зависит от последовательности их реализации, форм и методов, процессов функционирования органов (государственных и местного самоуправления). Особое значение приобретает в данном случае административное право. Именно оно является основным инструментом регулирования отношений в обществе в области государственного управления.

    Место административного права в системе права

    Публичное право по сути своей представляет собой совокупность отраслей, которые в различной степени связаны с механизмом организации и процессами функционирования государства и его органов. В этот комплекс, помимо административного права, входит конституционное, уголовное, гражданское, финансовое, налоговое, процессуальное, международное публичное, а также судоустройство. Каждая из отраслей обладает своими собственным предметом, набором методов и структурой нормативного материала, которые вместе составляют ее систему. Право может быть публичным и частным. В первом случае оно защищает и обеспечивает охрану общих государственных интересов, а во втором – отдельных лиц.

    Система административного права часто носит название управленческой. Ее механизм воздействия выполняет особую роль. Он выступает в роли инструмента, который управляет социальными процессами в нашем обществе. Наряду с ним в эту систему входит управленческая политика, учение об управлении и т. д. Говоря о предмете данной отрасли права, следует для лучшего восприятия дать его самое простое и наиболее правильное определение. Административное право уполномочено регулировать в области публичного (государственного) управления общественные отношения. То есть оно устанавливает порядок взаимодействия между государством и гражданами, которые попали в сферу его «внимания» при осуществлении административной деятельности.

    Предмет: структура и содержание

    В первую очередь стоит сказать, что предмет и система административного права взаимосвязаны как часть и целое. Как уже было указано выше про первое понятие, это отношения в обществе, которые формируются в области государственного управления, осуществляемого специализированными органами власти (исполнительной), также должностными лицами. Отрасль административного права в свою очередь является совокупностью слаженных правовых норм, которые призваны:

    • Регулировать отношения в области организации и действия государственного и местного самоуправления, действий органов исполнительной власти.
    • Определять порядок совершения действий и процедур управленческого характера. К примеру, составление административного протокола или договора и т. д.
    • Создавать гарантии правовой защиты не только физических, но и юридических лиц в суде от неправомерных действий (либо бездействия) государственных властных органов, должностных лиц, муниципальных служащих через административное судопроизводство.
    • Для обеспечения общественной безопасности и порядка устанавливать различного рода административно-правовые режимы.
    • Система административного права РФ, как и любая другая, должна определять виды административного принуждения за «отрицательные», неэффективные результаты управления, ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, совершение правонарушений и т. д.
    • Обеспечивать свободы и права, законные интересы юридических лиц и рядовых граждан.

    Методология отрасли права

    Для осуществления регулятивной функции административное право использует ряд средств (способов) воздействия. Их принято называть методами. Понятие это весьма емкое и состоящее из множества компонентов. Если сказать лаконично, то это совокупность процедур, способов, приемов и механизмов воздействия юридических правил и правовых норм на определенные общественные отношения.

    Отметим, что система отрасли административного права использует все три метода (приема) правового регулирования: главным образом дозволение (при помощи управомочивающих норм), предписание и запрет (применяются наиболее часто, а потому известны).

    Существует и другая классификация. Теория права выделяет два основополагающих метода регулирования, характерных для двух больших блоков правовых отраслей: публичного и частного.

    Императивный метод

    Данный метод и система административного права максимально взаимосвязаны. Этот способ правового регулирования осуществляется путем властных предписаний. Именно они характерны прежде всего для административного права. Метод характеризуется властно-императивными началами, отношениями субординации (подчинения), установлением для субъекта права определенного правового статуса. К примеру, правоохранительная или военная службы. Они включают в себя большое количество императивно-правовых характеристик, обуславливающих их функционирование, должностное построение. Отношения между сотрудниками в этих службах базируются на непосредственной подчиненности, централизации управления и распорядительности.

    Диспозитивный метод

    Его система административного права использует в наименьшей степени. Диспозитивный метод предполагает равенство между участниками правоотношений и свободу их волеизъявления. Юридическим фактом при этом чаще всего выступает договор, в котором его стороны самостоятельно определяют свои обязанности и права, а также ответственность за нарушение его пунктов. В определенных пределах он может использоваться и в системе административного права. Однако в большей степени он характерен для частных отраслей (трудовое, семейное, гражданское).

    Понятие и система административного права

    Рассматриваемая отрасль является составной неотъемлемой частью правовой системы России, при этом обладает собственной, оригинальной структурой, характеризующейся взаимосвязью входящих в нее подотраслей, институтов и норм. При этом необходимо понимать, что существуют две различные системы: административного права и законодательства. Обе они тесно взаимосвязаны и неразрывны. Их совместное совершенствование в дальнейшем определяет и обуславливает развитие механизма регулирования (административно-правового). В течении долгих лет многими учеными предлагается приблизительно одинаковая система адм. права, включающая две части: общую и особенную.

    Характеристика общей части

    В ней подлежат рассмотрению главные институты отрасли. Система административного права в общей части содержит такие структурные элементы, как понятие, предмет, система и методы отрасли, субъекты, правовые акты, правонарушения и ответственность и т. д. На основании всего этого целесообразно выделить четыре главных составляющих.

    1. Институты и нормы права, регулирующие отношения в области деятельности власти (исполнительной), а также системе государственного управления.
    2. Нормы права, регламентирующие и регулирующие управленческий процесс.
    3. Правовые нормы, которые регламентируют порядок защиты в суде свобод и прав граждан от решений и действий публичного управления (судопроизводство в соответствии с КоАП).
    4. Нормы и институты административно-деликтного права, регулирующие меры и виды принуждения, систему применения; определяют должностных лиц и органы, имеющих право рассматривать дела, касающиеся административных правонарушений.

    Характеристика особенной части

    С точки зрения структурно построения, она включает главы о государственной системе управления в трех наиболее важных сферах: социально-культурной, экономической, административно-политической. Таким образом, особенная часть подробно рассматривает вопросы регулирования. А именно: государственное управление и соотношение между компетенцией РФ и отдельными субъектами в этой области, межотраслевое управление и его формы организации, соотношение с государственным регулированием и т. д.

    Современная система административного права предусматривает его деление на материальное и процессуальное. В первом случае оно устанавливает основные положения, определяет статус субъектов, их права и обязанности, ограничения и запреты, ответственность. Процессуальное право диктует порядок воплощения в жизнь материальных норм.

    Об источниках административного права

    Под источниками административного права подразумеваются его конкретные внешние формы выражения. Проще говоря, это нормативно-правовые акты, которые содержат определенные нормы, призванные регулировать конкретные общественные отношения. Они могут начать свое существование только в результате появления источника. Нормы права содержатся в достаточно многочисленных, действующих на территории РФ, законодательных и нормативных актах. На современном этапе система источников административного права значительно усложнена. Причиной тому - законодательные акты, принимаемые на уровне субъектов РФ и действующие только внутри них, однако не противоречащие общим принципам и стандартам.

    Виды источников

    Правовые источники не только административной, но и многих других отраслей принято делить на федеральные и региональные. Помимо этого, Конституция РФ в статье 15 определяет, что общепризнанные в области международного права принципы и нормы, а также международные договора России тоже являются составной частью ее правовой структуры. Они не стоят выше или ниже федеральных источников, а скорее выступают на одном уровне. Однако в случае, если в международном договоре, который РФ ратифицировала, указаны иные правила или положения, чем во внутреннем законодательстве, то необходимо применять именно их.

    К федеральным источникам административного права относятся (по иерархической лестнице):

    • Конституция РФ – основной документ страны.
    • Федеральные конституционные законы (имеют сложную процедуру принятия).
    • Законы федерального уровня.
    • Постановления ГД и Совета Федерации.
    • Указы президента страны.
    • Постановления правительства.
    • Нормативно-правовые акты, которые устанавливают статус министерств, служб и агентств федерального уровня.
    • Нормативные акты федеральных органов власти (исполнительной) и министерств.

    Функции административного права

    Определив, какое место занимает административное право в правовой системе, необходимо сказать и о функциях, которые оно призвано выполнять. Смысл данного понятия заключается в основных направлениях отраслевого правового воздействия в целом на общественные отношения. Традиционно принято выделять две основные функции: регулятивную и охранительную. Первая выражается в воздействии посредством установления обязанностей и прав, ограничений, запретов, компетенций и полномочий субъектов административного права на общественные отношения. Ее потенциал максимально реализуется посредством организационной, исполнительной, разрешительной, нормотворческой и контроль-надзорной деятельности.

    Суть охранительной функции заключается в побуждающем воздействии административного права к соблюдению установленных государством норм в данной области. При этом используются меры принуждения, восстановительные санкции, принципы юридической ответственности.

    Особенная часть системы административного права, ее понятие

    Говоря о понятии особенной части системы административного права, необходимо, в первую очередь, обратиться к общим понятиям в данной сфере.

    Определение 1

    В частности, под административным правом понимается часть правовой системы России, которая имеет собственную структуру, систему, и характеризуется непосредственной связью административно-правовых институтов, входящих в неё. Также сюда включается подотрасли права и нормы права, регулирующие административно правовую сферу.

    Определение 2

    Под системой административного права понимается совокупность институтов, отраслей и подотраслей, а также норм административного права, системы административного законодательства.

    Законодательство в данной сфере представлено различными актами, построенными в определенной иерархии. В частности, на первом месте стоит Конституция РФ, занимающая главенствующее положение в данной сфере. На втором месте стоят общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры. На третьем месте стоит национальное законодательство, в основном и регулирующее данную сферу.

    При этом наблюдается взаимосвязь таких понятий, как административное право и административное законодательство. По сути, одно понятие вытекает из другого и не может существовать без него.

    Разделение административного права

    Ученые выделяют виды в системе административного права. В частности, указывается, что административное право состоит из двух частей:

    • общая;
    • особенная.

    Общая часть включает в себя общие положения об административном праве, рассматривая основные институты в данной сфере. В частности, здесь анализируется предмет, метод и система административного права основные правовые нормы, источники права, субъекты правоотношений в данной сфере, объект правоотношения, а также иные важные положения.

    Особенная часть уголовного права традиционно выделяют несколько основных элементов:

    Институты особенной части административного права

    Выделяют различные институты особенной части административного права, которые могут быть представлены следующим списком:

    • отраслевые и межотраслевые;
    • материальные;
    • процедурные;
    • регулятивные и охранительные;
    • простые и сложные.

    Основное назначение особенной части заключается в необходимости установления конкретных санкций в административно-правовой сфере.

    Административное право может выступать в качестве материального, то есть устанавливающего основные правовые положения, права, обязанности, запреты и ограничения, а также специфику ответственности, то есть санкций в данной сфере, и процессуального, то есть регламентирует порядок реализации материальных норм в административном праве. Материальное право в большей части предусмотрено Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации. В частности, в нем также имеется общая и особенная части. Общая часть предусматривает основные понятия в данной сфере, а особенная – конкретные составы правонарушений.

    Особенности составов правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ, заключаются в специфике их конструкции. Если составом предусмотрена необходимость наступления конкретного последствия, то он является материальным. Если наступления последствий не обязательно, достаточно совершения деяния, то он является формальным. Сходная схема построения конструкции деяния перенесена и на область преступлений.

    Важную роль при установлении категории деяния играет его квалификация, то есть установление конкретных признаков деяния с целью определения конкретного состава правонарушения, предусмотренного КоАП РФ. Помимо данного источника субъекты РФ обладают правом самостоятельно устанавливать составы правонарушений в своих актах.

    Пример 1

    Например, в ст. 2.2 Закона Саратовской области №104 от 2013 г. предусмотрена ответственность за нарушение «комендантского часа», а именно несовершеннолетним в возрасте до 17 лет запрещено находиться на улице в ночное время суток без сопровождения законных представителей, под которыми понимаются родители, опекуны, попечители. Ночное время суток устанавливается с 22.00 ч. до 06.00 ч. Если данное положение нарушено, в Администрацию направляется соответствующий материал в отношении законных представителей ребенка.

    При квалификации деяния учитываются такие признаки, как объект посягательства, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Если хотя бы один из признаков состава отсутствует, в действиях лица нет состава преступления. Важным также является наличие всех элементов в рамках каждого признака.

    Установление объекта правонарушения позволяет установить его видовую принадлежность, то есть сферу посягательства на конкретные общественные отношения. Объектом посягательства всегда являются общественные отношения в определенной сфере, в качестве предмета выступают объекты материального мира. Сами статьи в диспозиции предусматривают наличие объективной стороны правонарушения, которая может состоять из действий (бездействия), последствия и причинно-следственной связи между ними. Установление данных признаков имеет важное значение для правоприменителей.

    Специальная часть

    подотрасли , такие как:

    процедур);

    Институт

    Источники:

    — Конституция Украины

    — Законы

    — Постановления ВРУ

    — Указы ПУ

    — Постановления КМУ

    — Нормативные приказы цоив

    К источникам админ. права могут быть отнесены решения КСУ, поскольку в результате деятельности этого органа могут толковаться или признаваться не соответствуют КУ, отдельные административно-правовые нормы.

    особенностями

    Во-первых , предмет их регулирования — общественные отношения, связанные с функционированием органов исполнительной власти (дальше оив), местного самоуправления (дальше мс), др. суб., уполномоченных на осущ. функций публичного управления. Причем указ. отношения нуждаются в такой регламентации, кот., с одной стороны, обеспечит эффективность деят. суб. управления, а с др. — создаст условия для реализации об. управл. своих прав и даст возможность последним противостоять злоупотреблениям со стороны властных структур.

    Во-вторых

    В-третьих

    В-четвертых

    на виды по различным критериям.

    По содержанию можно выделить группы админ.-правовых норм, которые: 1) фиксируют права и обязанности граждан как суб. админ. права, 2) закрепляют порядок образования и правовое положение властных суб. данной отрасли права, 3) устан. порядок прохождения гос. службы, права и обяз. гос. служащих, 4) опред. формы и методы управленческой деят., 5) устан. способы и порядок обеспечения законности и дисциплины в гос. управлении; 6) опред. админ.-правовые основы организации матер-го производства, соц.-культурного и админ.- политического строительства.

    По целевому назначению

    По методу воздействия

    По отраслевой принадлежности

    По пределами действия

    По порядку действия

    По кругу физических лиц

    Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 4772 | Нарушение авторского права страницы

    Система административного права — это внутреннее строение отрасли, отражает последовательное размещение элементов — институтов и норм, образующих ее единство и структурную взаимосвязь.

    Из курса «Теории государства и права" известно, что вся правовая система делится на области, которые классифицируются по трем главным группам:

    — Профилирующие (первичные, фундаментальные, самостоятельные) — государственное, административное, гражданское, уголовное право и их процессуальные аналоги;

    — Специальные — земельное, финансовое, трудовое, семейное, исправительно-трудовое право;

    — Комплексные — хозяйственное, сельскохозяйственное, природоохранное, жилищное, морское и т.п..

    Административное право относится к категории фундаментальных и, будучи частью правовой системы Украины, имеет свою внутреннюю устройство, собственную систему, связанную с административно-правовыми нормами, институтами, подотраслями. Необходимо различать систему административного права, т.е. совокупность подотраслей, институтов и норм административного права, и систему административного законодательства, которая представляет собой совокупность действующих законодательных и других нормативных актов, которые связаны между собой и регулируют соответствующие отношения в сфере государственного (публичного) управления.

    Общая часть административного права объединяет нормы, закрепляющие принципы государственного управления; правовое положение субъектов административного права (органов исполнительной власти, государственных служащих, граждан и др.).: формы и методы исполнительной и распорядительной деятельности: административный процесс, средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении

    Особенная часть административного права содержит нормы, регулирующие управления промышленностью, агропромышленным комплексом, социально-культурной сферой (образованием, наукой и др.)., административно-политической деятельностью (управление внутренними делами, управления юстицией), а также межотраслевое государственное управление в сферах статистики, стандартизации, ценообразования и т.д..

    Специальная часть объединяет нормы, регулирующие административно-правовую деятельность субъектов управления конкретными сферами. Например, административная деятельность органов внутренних дел.

    Наряду с разделением на две основные части (общую и особенную), система административного права состоит из административно-правовых институтов — групп норм, регулирующих тесно связаны, однородные общественные отношения (например, государственной службы, административной ответственности, местного самоуправления)

    Вместе с тем в теории административного права существует разделение административного права и на подотрасли , такие как:

    — Законодательство в области организации и функционирования органов исполнительной власти;

    — Законодательство о государственной службе;

    — Законодательство в области управленческого процесса (управленческих

    процедур);

    — Законодательство об административных правонарушениях и производство по ним;

    — Законодательство в области защиты прав и свобод граждан;

    — Законодательство о милиции, налоговой милиции и таможенную службу (в сфере деятельности правоохранительных органов);

    — Законодательство в области образования (образовательное право);

    — Законодательство о местном самоуправлении (муниципальное право).

    Институт — это совокупность норм, по объему действия сравнительно меньших, чем отрасль права. Они могут быть: отраслевыми (например, институт правового акта управления) и межотраслевыми (например, институт административной ответственности); материальными (например, институт административно-правовых форм управления) и процессуальными (институт прохождения государственной службы, производства дел об административных правонарушениях); регулятивными (институт государственной службы); охранными (институт административного принуждения) простыми (институт аттестации государственных служащих); сложными (институт государственной службы, юридической ответственности должностных лиц).

    6 Источники административного права Украины и их характеристика. Основные законопроектные работы в области административного права.

    Источниками административнго права являются принятые уполномоченными органами акты правотворчества, целиком состоящие из административно-правовых норм или содержат хотя бы одну из следующих норм.

    Особенности админ. права является разнообразие и значительное количество его источников. Это обусловлено тем, что нормами данной отрасли регламентируется широким круг матсуспильних отношений. Вместе с тем источники админ. права составляют систему логически и последовательно размещенных актов. Так, во-первых, все они основываются на нормах Конституции и законов Украины, которые имеют высшую юридическую силу. Во-вторых, нормативные акты органов исполнительной власти всех звеньев служат базой для нормативных актов, принимающих низкие органы исполнительной власти. В-третьих, акты высших органов исполнительной власти характеризуются большим масштабом действия, чем аналогичные акты низших органов. И, в-четвертых, нормативные акты отраслевого характера основываются на источниках общего характера.

    Источники:

    — Конституция Украины

    — Междунар. договоры, согласие на обязательность кот. предоставлено ВРУ

    — Законы

    — Постановления ВРУ

    — Указы ПУ

    — Постановления КМУ

    — Нормативные приказы цоив

    — Нормативно-правовые акты ВР и Совета министров АРК

    — Распоряжения глав местных государственных администраций

    — Решение органов местного самоуправления, содержащие административно-правовые нормы

    Практическая реализация мер административной реформы должна быть подчинена выработанным мировой практикой основополагающим принципам функционирования исполнительной власти в демократических государствах.

    К источникам админ.

    права могут быть отнесены решения КСУ, поскольку в результате деятельности этого органа могут толковаться или признаваться не соответствуют КУ, отдельные административно-правовые нормы.

    В системе источников админ. права Конституция и ЗУ играют ведущую роль, поскольку, имея высшую юридическую силу, они являются базой для появления новых источников данной отрасли права.

    7 Админ.-правовые нормы: понятие, виды и особенности структуры.

    Административно-правовые нормы — установленные, ратифицированные или санкционированные гос., обеспеченные при необходимости ее при принудительном силой, общеобязательные, формально определ. правила поведения, кот. предоставляют участникам обществ. отношений, кот. устанавливают предмет админ. права, обяз-ти и предоставляют им права. Этим нормам присущи черты, присущие нормам др. отраслей права. Да, их устанавливает, ратифицирует или санкционирует гос., они определяют и закрепляют пр. и обяз. суб. права; явл. общеобязат. и формально определенными правилами поведения; могут быть обеспечены принудительной силой гос.; закрепл. в актах, кот. выдают компетентные гос. органы.

    Вместе с тем, админ.-правовые нормы хар-тся определ. особенностями , которые позволяют выделить их среди норм других отраслей права.

    Во-первых , предмет их регулирования — общественные отношения, связанные с функционированием органов исполнительной власти (дальше оив), местного самоуправления (дальше мс), др. суб., уполномоченных на осущ. функций публичного управления. Причем указ. отношения нуждаются в такой регламентации, кот., с одной стороны, обеспечит эффективность деят. суб. управления, а с др.

    — создаст условия для реализации об. управл. своих прав и даст возможность последним противостоять злоупотреблениям со стороны властных структур.

    Во-вторых , в админ.-правовых нормах отражается метод админ. права, поэтому в большинстве случаев такие нормы имеют императивный характер. Они опред., какие действия могут совершать участники регламентированных ними отношений (содержат разрешения), от кот. следует воздержаться (устанавливают запреты), кот. необходимо совершать (фиксируют предписания). Правила поведения, устан. админ.-правовыми нормами, должны выполнять как представители власти, так и подвластные физ. и юр. лица. Ведь невыполнение правовых предписаний может вызвать применение к любой из сторон принудительных мер со стороны государства.

    В-третьих , админ.-правовые нормы нередко устан. в пр-ссе реализации исполн. власти и непосредственно ее суб.. Наличие приведенной черты обусловлено тем, что исполн. власть осущ. с целью воплощения в жизнь правил, зафиксированных, прежде всего, в КУ и ЗУ. Органы, представляющие указанную ветвь власти, уполномочен принимать акты, в кот. детализируются и конкретизируются законод. положения, формулируются общеобяз. правила поведения, пригодные для регламентации отношений, составляющих предмет админ. права.

    В-четвертых , характер отношений, урегулированных админ.-правовыми нормами, определяет их структуру.

    Админ.-правовые нормы делятся на виды по различным критериям.

    По содержанию можно выделить группы админ.-правовых норм, которые: 1) фиксируют права и обязанности граждан как суб. админ. права, 2) закрепляют порядок образования и правовое положение властных суб. данной отрасли права, 3) устан. порядок прохождения гос. службы, права и обяз. гос. служащих, 4) опред. формы и методы управленческой деят., 5) устан. способы и порядок обеспечения законности и дисциплины в гос.

    управлении; 6) опред. админ.-правовые основы организации матер-го производства, соц.-культурного и админ.- политического строительства.

    По целевому назначению среди админ.-правовых норм выделяют регулятивные, фиксирующих права и обяз. суб. админ. права, и охранные, направленных на регламентацию мер принуждения, применяемые к нарушителям общеобязательных правил.

    По методу воздействия на суб. админ. права разл.: обязывающие (устан. обяз. осущ. позит. действия) запрещающие (фиксируют обяз. воздержаться от определ. действий); управомочивающие (дают право на осущ. тех или иных положит. действий) рекомендательные (содержат советы по рациональных действий) и стимулирующие (содержат инфу о поощрении деят., кот. считают полезной).

    По отраслевой принадлежности админ.-правовые нормы дел. на материальные (опред. права и обяз. суб. админ.-правовых отношений) и процесс-ные (фиксируют порядок, процедуры реализации прав и исп-ия обяз.).

    По пределами действия разл. общеобяз. админ.-правовые нормы, действующие на всей терр. У. или на определ. ее терр., и такие, кот. действуют в сист. орг. гос. управл. (общие, ведомственные, межведомственные, локальные).

    По порядку действия во времени можно выделить срочные админ.-правовые нормы (время действия определен) и такие, время действия кот. не определен.

    По кругу физических лиц админ.-правовые нормы делятся на те, кот. устан. правила для всех граждан, или такие, кот. адресуются отдельным группам лиц.

    ⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

    Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 4773 | Нарушение авторского права страницы

    Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.003 с)…

    Система административного права. Подотрасли и правовые институты административного права

    Административное законодательство, его система и структура. Проблемы совершенствования административно-правового регулирования общественных отношений: повышение роли законов, ликвидация пробелов, соотношение федеральных норм и норм субъектов Федерации.

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Административно-правовые нормы

    Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых норм. Проявление регулятивной роли административного права. Основные варианты реализации административно-правовых норм. Источники административного права, их систематизация и кодификация.

    реферат , добавлен 17.11.2011

    Механизм административно-правового регулирования

    Эффективность правового воздействия на общественные отношения в области государственного управления. Фактическое поведение субъектов общественных отношений. Понятие механизма административно-правового регулирования, источники административного права.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2008

    Нормы административного права

    Понятие и сущность и особенности административно-правовых норм. Виды административно-правовых норм. Реализация норм административного права. С помощью норм определяются границы управомоченного, должного, запрещенного поведения.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2005

    Нормы и источники административного права

    Административное право — отрасль правовой системы РФ, правовые нормы регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении государственно-управленческой деятельности: классификация норм права, структура, источники, особенности реализации.

    курсовая работа , добавлен 27.08.2012

    Предмет и система административного права

    Значение административного права как сложной и большой отрасли правовой системы Российской Федерации, как целостной системы правовых норм. Анализ методов правового регулирования общественных отношений. Различные толкования предмета этой отрасли права.

    курсовая работа , добавлен 04.08.2014

    Исследование административно-правового статуса субъектов административно-правовых отношений

    Юридическая сущность и структура субъектов административно-процессуального права. Основные проблемы их классификации. Характеристика субъектов административного права в процессе. Их права и обязанности. Административно-процессуальный статус гражданина.

    курсовая работа , добавлен 13.09.2013

    Введение в административное право

    Административное право как отрасль права и наука, история его развития. Понятие и элементы механизма административно-правового регулирования. Источники, среда и система административного права. Место административного права в системе российского права.

    лекция , добавлен 12.10.2008

    Понятие и сущность предмета «Административное право»

    Административное право как самостоятельная отрасль права Республики Беларусь, ее сущность, роль, составные части и основные источники; классификация правовых норм. Метод и задачи административно-правового регулирования отношений в сфере управления.

    реферат , добавлен 13.05.2011

    Предмет, метод и источники административного права

    Административное право как отрасль публичного права и регулятор отношений в области организации и функционирования публичного управления. Функции, принципы и источники административного права. Методы и виды административно-правового регулирования.

    реферат , добавлен 19.08.2015

    Виды административно-правовых норм

    Понятие и виды источников административного права (кодификация и инкорпорация).

    Признаки и особенности административно-правовых норм, их структура. Акты их официального толкования и использования. Постановление о назначении административного наказания.

    реферат , добавлен 20.11.2015

    Понятие, предмет и метод Административного права РФ

    АП является определяющей и ведущей отраслью правовой системы (в глобальном смысле) любой страны, в том числе РФ. В настоящее время существует дискуссионность в определении понятия «административное право», что обусловлено определением предмета отрасли и значительным объемом, а так же многообразием входящих в него общественных отношений.

    Сущность административного права:

    – является публичным правом, призванным обеспечить публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами;

    – нормы административного права обеспечивают интересы общества, государства, коллективов, права и интересы граждан и т. д.;

    – составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений.

    В буквальном смысле – «административный» — означает управленческий и соответственно «административное право» — понимается как управленческое право или право управления.

    «Административное право» опосредует управленческие отношения, придавая им упорядоченный характер и в них практически исключено юридическое равенство их участников. Отличительными признаками управленческих отношений – является наличие специальных субъектов – органов исполнительной власти. Отношения без их участия, в большинстве случаев, не могут относиться к предмету Административного права.

    Признаки управленческих отношений:

    Нахождение сторон в отношениях субординации

    Они являются разновидностью организационных отношений, путём упорядоченности деятельности

    Сфера их возникновения – система государственного управления

    По мнению Воловича В.Ф. выделяется следующая классификация «общественных отношений», входящих в предмет Административного права и урегулированные его нормами:

     Организация и функционирование публичного, государственного управления и регулирования;

     Взаимоотношения органов исполнительной власти, органов государственного управления с гражданами, юридическими лицами различных организационно-правовых форм (коммерческие/некоммерческие);

     Обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина;

     Установление порядка совершения управленческих действий, совершаемых органами исполнительной власти и их должностными лицами;

     Юридическая форма укрепления организованности в обществе (административный правопорядок), укрепление государственной дисциплины, законности и правопорядка;

     Установление административно-правовых режимов (г. Северск – закрытое административно-территориальное образование);

     Административно-деликтное регулирование отношений, возникающих в процессе применения мер административного принуждения (административная ответственность);

     Отношения в области административной юстиции;

    Под воздействием норм АП также находится определённая часть общественных отношения за пределами функционирования исполнительной власти. Возникающих во внутриорганизационной деятельности других ветвей власти. В этой связи управленческие отношения как ядро предмета АП в зависимости от конкретных целей, задач и содержания можно разделить на 2 группы:

    1. Внутренние (внутриорганизационные) – их содержанием является:

    Функционирование управленческих структур

    Выработка взаимодействия между ними.

    Распределение обязанностей, прав и ответственностей между работниками аппарата органа управления.

    Субъектами этих отношений могут выступать соподчинённые исполнительные органы, их структурные подразделения, а также должностные лица

    2. Внешние – к ним относятся отношения связанные с непосредственным воздействием на объекты управления, которые в большинстве случаев не входят в систему исполнительной власти.

    В общем виде предмет современного административного права, составляет система общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в процессе статики и динамики государственного управления и регулирования, а также реализации исполнительной власти.

    В настоящее время остаётся однозначно не решённым вопрос о включении в предмет АП отношений возникающих в сфере деятельности органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 12 Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В этой связи в науке АП нет единственного мнения на то, что органы местного самоуправления подчинены единой задачей российской системой управления, обеспечивают реализацию исполнительной системы, что в конечном счёте свидетельствует о их близости, родстве, едином начале с системой гос. управления.

    Метод. Административно-правовое регулирование осуществляется императивными нормами. Усмотрения (диспозитивность) допускается в установленных ими пределах.

    Для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны или типичны правовые средства распорядительного типа, то есть предписания. Своё выражения они находят в том, что одной стороне регулируемых отношений представлены юридически властные полномочия, которые имеют своего адресата (другая сторона). Последний обязан подчиниться предписаниям, исходящим от носителя распорядительных прав.

    Административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношений

    Властность и односторонность как существенные признаки административно-правового регулирования не исключают в отдельных случаях использование дополнительных средств, в которых предполагается равенство участников управленческих отношений (в рамках административного договора).

    Определение метода правового регулирования во многом обусловлено определением предмета отрасли в большинстве своём это позволяет представителем административно-правовой науки предлагать своё определение метода АП и его содержания.

    По мнению Козлова, способы правового регулирования, составляющие административно-правовой метод подразделяются на:

    1.Предписания

    3.Дозволения.

    По его мнению, метод АП является единой категорией использующей в уникальном сочетании универсальные правовые средства.

    По мнению Манохина напротив, метод АП многогранен в него включаются методы властиподчинения, рекомендации, согласования и равенства.

    В конечном счете, административно-правовой метод соответствует определению императивного метода данного С.С. Алексеевым, он основан на предписаниях и запретах.

    Принципы, функции и система АП.

    Принцип АП – ведущие, основные, руководящие идеи и начала, закреплённые в законодательстве, определяющие объём, характер и основания правового регулирования общественных отношений, которые составляют предмет АП.

    Принципы АП не имеют комплексного закрепления в н\п актах. Они рассредоточены по отдельным н\п актам таким как: КоАП, ФЗ «О государственной гражданской службе» и т.д..

    Значение принципов АП можно свести к следующему:

    1. Определяют направление развития административного законодательства.

    2. Являются основой систематизации, каркасом отрасли.

    3. Могут служить средством устранения пробелов административного законодательства

    С учётом особенности содержания и регламентации принципы подразделяются на:

    2. Отраслевые

    3. Внутриотраслевые (присуще отдельному институту)

    Анализ конституции РФ и иных нормативных актов, входящих в систему административного законодательства позволяет выделить следующие принципы:

    1. Единство исполнительной власти в РФ

    2. Разделение осуществления гос. власти.

    3. Приоритета личности, её прав и свобод

    4. Федерализма

    5. Законности

    6. Гласности

    7. Ответственности

    Эти принципы в административно-правовой литературе именуются как «общие» и наряду с ними выделяются специальные принципы (отраслевые).

    К ним относятся:

    1. Принцип контроля

    2. Профессионализма и компетенции

    3. Иерархичности системы управления.

    4. Специализации элементов системы управления

    Функции. Для современной теории права превалирующими являются понимание функций права как основных, ведущих направлений правового воздействия на общественные отношения, входящие в предмет конкретной отрасли.

    Применительно к АП – это отношения в области организации, функционирования и реализации исполнительной власти.

    В АП доминирует выделение регулятивной и охранительной функции, что является следствием позиции Алексеева, который подразделял функции права на регулятивную, статическую, динамическую и охранительную, отождествляя последнюю с правовым воздействием, направленным на охрану общественных отношений и их неприкосновенность.

    Формами проявления регулятивной функции АП являются:

    1. Правоисполнительная функция (поскольку АП есть юридическая форма реализации исполнительной власти)

    2. Правотворческая функция является выражением, нормотворческих полномочий субъектов исполнительной власти

    3. Организационная функция проистекающая из организационного характера государственно-управленчиской деятельности

    4. Координационная функция – она обеспечивает взаимодействие всех элементов системы гос.

    управления.

    Охранительная функция обеспечивает соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, а также защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых отношений.

    По мнению Алёхина, выделять охранительную функцию АП нет необходимости, поскольку она находится в плоскости регулятивного воздействия норм АП.

    Система АП – это совокупность относительно самостоятельных элементов отрасли, правовых институтов, содержащих обязательные правила поведения (нормы права) для субъектов управленческих отношений.

    Системообразующим критерием АП выступает самостоятельный, единый предмет правового регулирования.

    Традиционно сформировалось деление системы АП на общую и особенную части.

    В общую часть АП входят институты, нормы которых регулируют все или большинство отношений входящих в предмет отрасли, т.е. в общей части сосредоточенны нормы общего действия.

    К ним относятся:

    1. Общие положения – включаются нормы цели, задачи, принципы и нормы дефиниции

    2. Административно правовые нормы –

    3. Административно-правовые положения

    4. Источники АП

    5. Субъекты административных правоотношений

    6. Организация и деятельность органов исполнительной власти

    Система отрасли административного права. Общая и особенная части административного права

    Формы и методы реализации исполнительной власти

    8. Механизм обеспечения законности гос. управления

    9. Административная ответственность и административное принуждение.

    Особенная часть АП, ее структура, включает и обусловлена делением ее институтов исходя из сферы регулирования их нормами:

    Управление экономической сферой, которая в свою очередь подразделяется на:

    — управление гос. имуществом, общие вопросы управления предпринимательской деятельностью

    — управление антимонопольной деятельностью

    — управление промышленностью

    — управление сельским хозяйством

    — управление транспортом

    — управление связью

    — управление ЖКХ и т.д.

    Управление социально-культурной сферой:

    — управление образования

    — управление в области науки

    — управление в области культуры

    — управление в области здравоохранения

    — управление в области социального обеспечения.

    Управление административно-политической сферой:

    — управление обороной

    — управление в области безопасности

    — управление внутренними делами

    — управление иностранными делами

    — управление в области юстиции.

    Имеется иной подход, отождествляющий систему административного права с совокупностью трех подсистем:

    — управленческое право

    полицейское право (представлено в настоящее время нормами об административной ответственности)

    — административная юстиция, в рамках которой регламентируется обжалование действий или бездействий органов исполнительной власти или должностных лиц.

    Лекция 1. Административное право как отрасль права

    Система административного права – это внутреннее построение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных правовых институтов и норм, регулирующих общественные отношения в различных сферах и отраслях управления.

    Под административно-правовой нормой понимают установленное государством, обеспеченное возможностью применения административного принуждения и закрепленное в источниках административного права правило поведения, регулирующее отношение в сфере государственного управления.

    Признаки норм административного права:

    1) предмет регулирования административных норм совпадает с предметом административного права;

    2) строгая иерархия, в случае противоречия одной нормы другой действует высшая по юридической силе;

    3) большинство норм административного права носят императивный (обязывающий) характер;

    4) действие административно-правовых норм обеспечено специальными видами ответственности: административной и дисциплинарной;

    5) административно-правовая норма имеет специфическую структуру: как правило, она не имеет гипотезы либо не выражена.

    Диспозиция и санкция часто разъединены и могут быть закреплены в разных частях одного закона либо помещены в различные нормативно-правовые акты.

    Общая часть объединяет нормы, регулирующие общественные отношения, общие для всех отраслей и институтов государственного управления. В нее включаются нормы права, закрепляющие принципы и содержание государственного управления, исполнительной власти, механизм административно-правового регулирования, правовое положение субъектов (органов исполнительной власти, их должностных лиц, государственных служащих, граждан, общественных объединений и др.).

    Особенная часть содержит нормы, регулирующие общественные отношения в конкретных отраслях и сферах хозяйства страны (экономической, социально-культурной, административно-политической).

    Институты административного права отражают наиболее важные, общие проблемы административно-правового регулирования общественных отношений, позволяют комплексно подойти к решению многих вопросов, связанных с функционированием всей системы исполнительной власти.

    Виды институтов административного права:

    – принципы государственного управления;

    – административно-правовой статус граждан (физических лиц);

    – административно-правовой статус органов исполнительной власти;

    – государственная и муниципальная служба;

    – административно-правовой статус негосударственных (общественных объединений);

    – административно-правовой статус предприятий, учреждений;

    – формы государственного управления;

    – методы государственного управления;

    – административная ответственность;

    – административный процесс;

    – обеспечение законности в государственном управлении;

    – административно-правовые основы управления в сфере экономики;

    – административно-правовые основы управления в социально-культурной сфере;

    – административно-правовые основы управления в административно-политической сфере.

    Система права - объективное, обусловленное системой общественных отношений, многоуровневое внутреннее строение национального права, заключающееся в разделении единых по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями, подотраслями и институтами права.

    Отрасль права - наиболее крупное и относительно самостоятельное подразделение системы права, включающее в себя правовые нормы, регулирующие определенную, качественно обособленную сферу общественных отношений и обычно требующие специфических средств правового воздействия. Каждая отрасль воплощает специфический режим правового регулирования, характеризуемый особыми приемами регулятивного воздействия: свой порядок возникновения прав и обязанностей субъектов права, их обеспечения и охраны, специфика мер государственного принуждения при нарушении норм соответствующей отрасли, особые принципы, общие положения, пронизывающие содержание ее норм.

    Отрасль права обычно имеет многоуровневую структуру. В большинстве отраслей (в т.ч. в административном праве) выделяются общая и особенная части. Крупные по объему и сложные по структуре отрасли подразделяются на подотрасли права.

    Отрасль права обычно делится на составные части, именуемые правовыми институтами. В правовой институт входит обособленная группа норм, регулирующих однородные отношения и отличающихся качественным единством. Для правового института характерны определенные общие положения, принципы, специфические юридические понятия, определяющие особый режим регулирования. Образующие его нормы обычно помещаются в особый раздел, главу или иное структурное подразделение нормативного акта либо формулируются в самостоятельном акте. Каждый правовой институт выполняет только ему присущие функции и специфичен по сравнению со всеми другими компонентами системы права.

    Наряду с отраслевыми институтами существуют и так называемые межотраслевые (комплексные) институты, состоящие из норм различных отраслей права, но регулирующие взаимосвязанные родственные отношения. Например, так называемое морское право представляет собой комплексный институт, включающий в себя нормы гражданского, административного, финансового и ряда иных отраслей права.

    Критериями разделения права на отдельные отрасли выступают предмет и метод правового регулирования. Предмет административного права регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в рамках реализации исполнительной власти. Субъектами таких отношений выступают представители исполнительной власти, с одной стороны, а с другой - они же или граждане, государственные (негосударственные) предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, профсоюзы и другие субъекты права.

    Дополнительным основанием деления права на отрасли является метод правового регулирования, т.е. совокупность приемов и способов регламентирования общественных отношений, воздействия на человеческое поведение. Если предмет отвечает на вопрос, какие отношения регулирует право, то метод - на вопрос, как осуществляется это регулирование. Административно-правовой (императивный) метод характеризуется созданием правоотношений, когда его участники находятся в отношениях власти и подчинения. Он свойствен административному праву. Нормы этой отрасли воздействуют на общественную жизнь путем установления властных предписаний, категорических требований, предъявляемых к участникам отношений, следовать определенным вариантам поведения.

    Понятие «система права» следует отличать от понятия «правовая система», которое значительно шире по объему и включает в себя как законодательство, представляющее собой определенную органическую систему, так и иные явления юридической действительности: правовую практику и общественное правосознание, т.е. практически весь спектр существующих в обществе юридических явлений.

    Административное право - одна из самых сложных отраслей правовой системы России, что предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений. Управление обороной и народным образованием значительно отличаются друг от друга, так же, как организация дорожного движения и работа с личным составом государственных органов, порядок наложения штрафов и процедура приватизации государственных предприятий. Для их юридического опосредования нужны разные административно-правовые нормы.

    Административное право является одной из наиболее развитых и мощных отраслей права и законодательства. Оно охватывает обширный и очень разнообразный нормативный массив, позволяющий регулировать разные стороны государственной и общественной жизни. Административное право играет в правовой системе системообразующую роль и является фундаментальная базовая отрасль права. Оно служит своего рода «материнской отраслью» прежде всего для отраслей публичного права, «пропитывая» и поддерживая их своими подотраслями, институтами и нормами. Например, финансовое право со своими подотраслями бюджетного и налогового права впитывает нормы административного права о компетенции соответствующих органов исполнительной власти, об их взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами, административно-правовых санкциях и др. Отрасли социального права, в частности экологическое право, насыщаются нормами административного права применительно к той сфере регулирования, где именно императивность дает наибольший эффект.

    Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация. А в ряде сфер - в обороне, государственной безопасности, охране общественного порядка, на транспорте, в связи, энергетике - ее роль является решающей. И хотя уменьшается значение административно-правового регулирования в экономике, договорные, гражданско-правовые отношения все более широко используются в системах образования, здравоохранения и даже при комплектовании вооруженных сил, функции исполнительной власти, административного права в этих сферах весьма существенны.

    Административное право - самая динамичная отрасль права. В административном праве почти ежедневно происходят изменения в структуре органов исполнительной власти, в текущем законодательстве.

    Административное право - очень важная отрасль права, так как роль государственной администрации в России очень велика. От его состояния в немалой степени зависит построение аппарата исполнительной власти, эффективность и законность его функционирования, возможность реализации гражданами своих прав.

    Современное административное право призвано юридически регулировать повседневную государственно-управленческую деятельность, возникающие в ее процессе многообразные управленческие отношения. А их можно обнаружить на различных участках хозяйственной, социально-культурной и административной работы (оборона, безопасность, внутренние дела и т.п.). Тем самым административное право играет роль одного из наиболее ярко проявляющихся выразителей публично-правовых, т.е. государственных, интересов в различных сферах общественной жизни.

    Под регулирующее воздействие норм административного права подпадают те общественные связи, в которых непременным участником является государственная администрация, представляемая органами государственного управления отраслевого и регионального уровней. В связи с организацией государственно-властного механизма на основе теории разделения властей эти органы конституционно названы органами исполнительной власти. Это наименование означает, что осуществляемая ими деятельность подчинена назначению исполнительной власти, являющейся фундаментом административного права.

    Совокупность административно-правовых норм составляет отрасль административного права. Как пишут С. Акимова и Т. Прудникова, «административное право - это совокупность правовых норм, с помощью которых государство регулирует общественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти».

    Административное право принадлежит к числу публичных отраслей, поэтому общеотраслевой режим административного права носит публично-правовой характер. Это означает, прежде всего, опосредование публичных, общественных интересов. В качестве обязательного субъекта общественных отношений, регулируемых административным правом, выступает государство в лице своих институтов. К сожалению, ранее именно деятельность государства по осуществлению публичных интересов, ведению общих дел была абсолютизирована, коллективное довлело над индивидуальным. В настоящее время коренным образом меняется подход к целям и задачам административного права. И отправным пунктом выступают положения ст. 2 Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью - признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Главное место среди задач исполнительной власти занимает закрепление, соблюдение и защита прав и свобод человека.

    Основные цели административного права можно определить так:

    • * создание условий для эффективной деятельности административной (исполнительной) власти;
    • * обеспечение демократической организации государственной администрации;
    • * создание условий для реализации гражданами, их объединениями прав и свобод;
    • * создание условий для развития экономики;
    • * создание условий для реализации социальных программ;
    • * обеспечение защиты граждан и общества от административного произвола, от злоупотреблений, небрежности, некомпетентности, своеволия государственной администрации.

    Достижение указанных целей способствует в конечном итоге эффективному административно-правовому воздействию на общественные процессы и стабильности государственных институтов. Общественная практика и здесь служит критерием социальной эффективности отрасли права.

    Всё указанное предъявляет повышенные требования к построению системы административного права.

    Административное право имеет свою систему, которая характеризует внутреннее строение данной отрасли.

    Требованием к системе административного права является необходимость ее строгой внутренней упорядоченности и согласованности. Системная целостность отрасли придает ей устойчивость.

    Система административного права определяется в литературе следующим образом:

    «Система административного права - это совокупность правовых норм административного права, объединенных в правовые институты».

    «Система административного права - это совокупность административно-правовых институтов и подотраслей».

    «Система административного права - это внутреннее строение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных правовых институтов и норм».

    «Система административного права - это внутреннее построение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных правовых институтов и норм, регулирующих общественные отношения в различных сферах и отраслях управления».

    «Система административного права - это внутреннее строение отрасли, которое отражает последовательное размещение элементов - институтов и норм, образующих ее, их единство и структурную взаимосвязь».

    Признаки системы административного права:

    • * обусловлена спецификой регулируемых общественных отношений;
    • * представляет собой объективное правовое явление;
    • * характеризуется взаимосвязанностью и взаимообусловленностью административно-правовых норм и институтов;
    • * включает определенные элементы;
    • * изменяется с учетом изменения предмета правового регулирования (управленческих отношений).

    Необходимо различать систему административного права и систему административного законодательства. В основном они совпадают - по целевой ориентации, по принципам построения, по структурно-нормативным подразделениям. Система законодательства представляет структурно упорядоченный массив действующих административно-правовых актов. Система административного права, являясь отражением науки административного права, служит концептуально-нормативной ориентацией для системы законодательства.

    Следует заметить, что правовые нормы часто живут дольше тех государств, в рамках которых они появились. Истории известны примеры бережного отношения к системе административного права в целом или ее основным элементам. Во Франции, несмотря на многократные изменения государственного строя, сохранились черты наполеоновской администрации на местах, административной юрисдикции. Германия также удерживала привычные административные структуры и учреждения, процедуры их деятельности на протяжении XX в.

    Итак, система административного права - это единство и дифференциация административно-правовых норм, однородные группы которых образуют взаимосвязанные административно-правовые институты. То есть система административного права как отрасли права предполагает такое распределение нормативного материала, которое позволяет обеспечить единство и дифференциацию административно-правовых норм, их логическую последовательность.

    Система административного права - это внутреннее строение отрасли, отражает последовательное размещение элементов - институтов и норм, образующих ее единство и структурную взаимосвязь.

    Из курса «Теории государства и права" известно, что вся правовая система делится на области, которые классифицируются по трем главным группам:

    Профилирующие (первичные, фундаментальные, самостоятельные) - государственное, административное, гражданское, уголовное право и их процессуальные аналоги;

    Специальные - земельное, финансовое, трудовое, семейное, исправительно-трудовое право;

    Комплексные - хозяйственное, сельскохозяйственное, природоохранное, жилищное, морское и т.п..

    Административное право относится к категории фундаментальных и, будучи частью правовой системы Украины, имеет свою внутреннюю устройство, собственную систему, связанную с административно-правовыми нормами, институтами, подотраслями. Необходимо различать систему административного права, т.е. совокупность подотраслей, институтов и норм административного права, и систему административного законодательства, которая представляет собой совокупность действующих законодательных и других нормативных актов, которые связаны между собой и регулируют соответствующие отношения в сфере государственного (публичного) управления.

    Общая часть административного права объединяет нормы, закрепляющие принципы государственного управления; правовое положение субъектов административного права (органов исполнительной власти, государственных служащих, граждан и др.).: формы и методы исполнительной и распорядительной деятельности: административный процесс, средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении

    Особенная часть административного права содержит нормы, регулирующие управления промышленностью, агропромышленным комплексом, социально-культурной сферой (образованием, наукой и др.)., административно-политической деятельностью (управление внутренними делами, управления юстицией), а также межотраслевое государственное управление в сферах статистики, стандартизации, ценообразования и т.д..

    Специальная часть объединяет нормы, регулирующие административно-правовую деятельность субъектов управления конкретными сферами. Например, административная деятельность органов внутренних дел.

    Наряду с разделением на две основные части (общую и особенную), система административного права состоит из административно-правовых институтов - групп норм, регулирующих тесно связаны, однородные общественные отношения (например, государственной службы, административной ответственности, местного самоуправления)

    Вместе с тем в теории административного права существует разделение административного права и на подотрасли , такие как:

    Законодательство в области организации и функционирования органов исполнительной власти;

    Законодательство о государственной службе;

    Законодательство в области управленческого процесса (управленческих

    процедур);

    Законодательство об административных правонарушениях и производство по ним;

    Законодательство в области защиты прав и свобод граждан;

    Законодательство о милиции, налоговой милиции и таможенную службу (в сфере деятельности правоохранительных органов);

    Законодательство в области образования (образовательное право);

    Законодательство о местном самоуправлении (муниципальное право).

    Институт - это совокупность норм, по объему действия сравнительно меньших, чем отрасль права. Они могут быть: отраслевыми (например, институт правового акта управления) и межотраслевыми (например, институт административной ответственности); материальными (например, институт административно-правовых форм управления) и процессуальными (институт прохождения государственной службы, производства дел об административных правонарушениях); регулятивными (институт государственной службы); охранными (институт административного принуждения) простыми (институт аттестации государственных служащих); сложными (институт государственной службы, юридической ответственности должностных лиц).


    6 Источники административного права Украины и их характеристика. Основные законопроектные работы в области административного права.

    Источниками административнго права являются принятые уполномоченными органами акты правотворчества, целиком состоящие из административно-правовых норм или содержат хотя бы одну из следующих норм.

    Особенности админ. права является разнообразие и значительное количество его источников. Это обусловлено тем, что нормами данной отрасли регламентируется широким круг матсуспильних отношений. Вместе с тем источники админ. права составляют систему логически и последовательно размещенных актов. Так, во-первых, все они основываются на нормах Конституции и законов Украины, которые имеют высшую юридическую силу. Во-вторых, нормативные акты органов исполнительной власти всех звеньев служат базой для нормативных актов, принимающих низкие органы исполнительной власти. В-третьих, акты высших органов исполнительной власти характеризуются большим масштабом действия, чем аналогичные акты низших органов. И, в-четвертых, нормативные акты отраслевого характера основываются на источниках общего характера.

    Источники:

    Конституция Украины

    Междунар. договоры, согласие на обязательность кот. предоставлено ВРУ

    Постановления ВРУ

    Указы ПУ

    Постановления КМУ

    Нормативные приказы цоив

    Нормативно-правовые акты ВР и Совета министров АРК

    Распоряжения глав местных государственных администраций

    Решение органов местного самоуправления, содержащие административно-правовые нормы

    Практическая реализация мер административной реформы должна быть подчинена выработанным мировой практикой основополагающим принципам функционирования исполнительной власти в демократических государствах.

    К источникам админ. права могут быть отнесены решения КСУ, поскольку в результате деятельности этого органа могут толковаться или признаваться не соответствуют КУ, отдельные административно-правовые нормы.

    В системе источников админ. права Конституция и ЗУ играют ведущую роль, поскольку, имея высшую юридическую силу, они являются базой для появления новых источников данной отрасли права.

    7 Админ.-правовые нормы: понятие, виды и особенности структуры.

    Административно-правовые нормы - установленные, ратифицированные или санкционированные гос., обеспеченные при необходимости ее при принудительном силой, общеобязательные, формально определ. правила поведения, кот. предоставляют участникам обществ. отношений, кот. устанавливают предмет админ. права, обяз-ти и предоставляют им права. Этим нормам присущи черты, присущие нормам др. отраслей права. Да, их устанавливает, ратифицирует или санкционирует гос., они определяют и закрепляют пр. и обяз. суб. права; явл. общеобязат. и формально определенными правилами поведения; могут быть обеспечены принудительной силой гос.; закрепл. в актах, кот. выдают компетентные гос. органы.

    Вместе с тем, админ.-правовые нормы хар-тся определ. особенностями , которые позволяют выделить их среди норм других отраслей права.

    Во-первых , предмет их регулирования - общественные отношения, связанные с функционированием органов исполнительной власти (дальше оив), местного самоуправления (дальше мс), др. суб., уполномоченных на осущ. функций публичного управления. Причем указ. отношения нуждаются в такой регламентации, кот., с одной стороны, обеспечит эффективность деят. суб. управления, а с др. - создаст условия для реализации об. управл. своих прав и даст возможность последним противостоять злоупотреблениям со стороны властных структур.

    Во-вторых , в админ.-правовых нормах отражается метод админ. права, поэтому в большинстве случаев такие нормы имеют императивный характер. Они опред., какие действия могут совершать участники регламентированных ними отношений (содержат разрешения), от кот. следует воздержаться (устанавливают запреты), кот. необходимо совершать (фиксируют предписания). Правила поведения, устан. админ.-правовыми нормами, должны выполнять как представители власти, так и подвластные физ. и юр. лица. Ведь невыполнение правовых предписаний может вызвать применение к любой из сторон принудительных мер со стороны государства.

    В-третьих , админ.-правовые нормы нередко устан. в пр-ссе реализации исполн. власти и непосредственно ее суб.. Наличие приведенной черты обусловлено тем, что исполн. власть осущ. с целью воплощения в жизнь правил, зафиксированных, прежде всего, в КУ и ЗУ. Органы, представляющие указанную ветвь власти, уполномочен принимать акты, в кот. детализируются и конкретизируются законод. положения, формулируются общеобяз. правила поведения, пригодные для регламентации отношений, составляющих предмет админ. права.

    В-четвертых , характер отношений, урегулированных админ.-правовыми нормами, определяет их структуру.

    Админ.-правовые нормы делятся на виды по различным критериям.

    По содержанию можно выделить группы админ.-правовых норм, которые: 1) фиксируют права и обязанности граждан как суб. админ. права, 2) закрепляют порядок образования и правовое положение властных суб. данной отрасли права, 3) устан. порядок прохождения гос. службы, права и обяз. гос. служащих, 4) опред. формы и методы управленческой деят., 5) устан. способы и порядок обеспечения законности и дисциплины в гос. управлении; 6) опред. админ.-правовые основы организации матер-го производства, соц.-культурного и админ.- политического строительства.

    По целевому назначению среди админ.-правовых норм выделяют регулятивные, фиксирующих права и обяз. суб. админ. права, и охранные, направленных на регламентацию мер принуждения, применяемые к нарушителям общеобязательных правил.

    По методу воздействия на суб. админ. права разл.: обязывающие (устан. обяз. осущ. позит. действия) запрещающие (фиксируют обяз. воздержаться от определ. действий); управомочивающие (дают право на осущ. тех или иных положит. действий) рекомендательные (содержат советы по рациональных действий) и стимулирующие (содержат инфу о поощрении деят., кот. считают полезной).

    По отраслевой принадлежности админ.-правовые нормы дел. на материальные (опред. права и обяз. суб. админ.-правовых отношений) и процесс-ные (фиксируют порядок, процедуры реализации прав и исп-ия обяз.).

    По пределами действия разл. общеобяз. админ.-правовые нормы, действующие на всей терр. У. или на определ. ее терр., и такие, кот. действуют в сист. орг. гос. управл. (общие, ведомственные, межведомственные, локальные).

    По порядку действия во времени можно выделить срочные админ.-правовые нормы (время действия определен) и такие, время действия кот. не определен.

    По кругу физических лиц админ.-правовые нормы делятся на те, кот. устан. правила для всех граждан, или такие, кот. адресуются отдельным группам лиц.