Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Права, свободы, законные интересы личности. Законные интересы

    Права, свободы, законные интересы личности. Законные интересы

    В.В. СУБОЧЕВ,

    кандидат юридических наук, завкафедрой государственно-правовых дисциплин Пятигорского государственного технологического университета

    И.Г. СЕРДЮКОВА,

    замдекана юридического факультета Пятигорского государственного технологического университета

    Важнейшим приоритетом международно-правовой политики России, способствующим повышению авторитета и полноправия нашей страны в международных отношениях, выступает обеспечение прав и законных интересов человека. Представляющий наиболее важные общесоциальные ценности, этот актуальный ориентир относится к общим приоритетам, т. е. единым для всех разновидностей правовой политики, в том числе международно-правовой. Этот ориентир необходимо отнести к постоянным приоритетам, сохраняющим актуальность вне зависимости от обстоятельств в любой промежуток времени.

    Право, выполняя регулятивную функцию, воздействует на поведение людей, реализуя стимулирующий и ограничивающий потенциал нормативных предписаний. Правовые стимулы и ограничения сказываются на интересах субъектов правоотношений. Результативность правового регулирования, в свою очередь, напрямую зависит от интереса, поскольку чем адекватнее правовые нормы (чем ближе они интересам участников правоотношений), тем выше эффективность правового воздействия.

    Интерес как таковой может иметь две формы своего опосредования в признаваемых государством формах, гарантирующих его удовлетворение и способ реализации, - субъективные права и законные интересы. Причем законные интересы выступают не только словосочетанием, определяющим наличие у субъекта правоотношений определенных интересов, которые не противоречат законодательству, иначе фраза «законные интересы выступают формой выражения интересов» выглядела бы неграмотно построенной. Законные интересы представляют собой особое правовое средство, выражающее не только сами интересы граждан, но и степень их опосредования в установленной, гарантированной законом форме, претендующую на определенную степень защиты.

    Субъективные права и законные интересы имеют следующие общие черты:

    · предполагают удовлетворение собственных интересов субъекта. Они выступают своеобразным способом их реализации, имея при этом единую цель - удовлетворять интересы и потребности, не противоречащие общегосударственным. Субъективные права и законные интересы - две формы правового опосредования социальных интересов и их охраны - фокусируют в себе сочетание личных и общественных интересов;

    · имеют диспозитивный характер и находятся в сфере дозволенного. Их осуществление является правомерным поведением и связывается с такой формой реализации права, как использование;

    · являются действенным способом управления и влияния на общественные процессы, правоотношения между разнообразными субъектами. Наделяя одних лиц правами (а значит, других - конкретными обязанностями) либо содействуя реализации существующих законных интересов, механизм правового регулирования достигает поставленной цели, влияя на совокупность социальных связей;

    · опираются на закон. Объективно существующее право не может содержать в себе противоправных элементов, желаний;

    · опосредуют практически все сферы жизни общества. И если существуют какие-либо аспекты, которые не нашли своего отражения в субъективных правах, в эту сферу проникают законные интересы;

    · дополняют друг друга и зависят друг от друга. Законные интересы во многом производны от существующих прав, субъективные же права либо порождаются «типизацией» законных интересов, либо способствуют их надлежащей и эффективной реализации, будучи основой их воплощения в жизнь;

    · пользуются признанием и защитой со стороны государства. Степень защищенности прав и законных интересов различна, однако субъективное право и законные интересы являются неотъемлемой составляющей правового статуса личности.

    Основное различие субъективных прав и законных интересов заключается в том, что они представляют собой, как это было весьма точно замечено А.В. Малько, различные правовые дозволенности. «Первые представляют из себя сложную дозволенность, возведенную законодателем в ранг правовой возможности. Субъективное право есть дозволенность высшей категории и по сути дела ценится уже не столько своей дозволенностью, сколько возможностью, причем обязательно юридической. Благодаря этому субъективные права как юридические возможности обеспечиваются конкретной юридической необходимостью (обязанностью) других лиц.

    Если же правовая дозволенность не имеет либо не нуждается в юридически необходимом поведении других лиц как определенного правового средства своего обеспечения, то данная дозволенность является простой и не возводится законодателем в особую правовую возможность».

    Существуют и другие отличия законных интересов от субъективных прав, в частности:

    · законный интерес не закрепляется нормой права, но, в отличие от субъективного права, соответствует ей. Норма права может охранять и закреплять существование самих законных интересов в целом, но не каждый законный интерес в отдельности. Отсюда и разная степень гарантированности этих институтов;

    · если субъективное право носит индивидуально-определенный характер (известны носитель права, контрагент, все основные атрибуты поведения - его мера, вид, объем, пределы во времени и пространстве и т. п.), то законный интерес, не будучи в основном отраженным в законодательстве, не предусмотрен конкретными правовыми предписаниями;

    · и субъективное право, и законный интерес - пути удовлетворения интересов субъектов правоотношений. Однако эти способы обладания желаемым благом находятся в качественно различных плоскостях: первый - более гарантированный, второй - более распространенный; первому корреспондирует юридически обеспеченная возможность, на стороне второго - лишь незапрещенность и совокупность определенных факторов и обстоятельств, способствующих вероятной защите последних;

    · оба являются способами, формами своей реализации.

    Реализация интересов, признанных государ-ством существенными, а также закрепленных в виде субъективных прав, зависит от желания и намерений субъекта правоотношений, его знания своих прав и обязанностей. Здесь происходит как бы сотрудничество государства и субъекта правоотношения на почве беспрепятственной реализации предоставленных человеку прав.

    Законные интересы обладают «доказательственной» формой реализации, когда для воплощения последних субъекту правоотношений необходимо, во-первых, обосновать правомерность и законность своих интересов и выдвигаемых в соответствии с ними требований, а во-вторых, суметь найти защиту, которая способна исходить от компетентных органов в случае признания ими значимости и правомерности выдвигаемых субъектом притязаний, и воспользоваться ею.

    Недостаточное знание законов и невысокий уровень правовой культуры зачастую не позволяют отличить законные интересы от субъективных прав. Субъекты правоотношений в зависимости от обстоятельств склонны видеть в конкретной ситуации вместо своих законных интересов субъективные права и необоснованно их отстаивать, ссылаясь на «не соответствующий» случаю нормативный акт. Ситуация может быть и обратной, когда субъективными правами пользуются не в полной мере, думая, что существующий интерес не зафиксирован в законодательстве.

    Необходимость обеспечения прав и законных интересов человека находит отражение не только в конституционных положениях, но и в обязательных для России международных соглашениях, что свидетельствует об их первостепенном значении. Так, согласно Конституции РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17). Человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью (ст. 2). В соответствии с международными договорами России каждому гарантируется международно-правовая защита его прав и свобод путем предоставления права обращаться в межгосударственные органы, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46).

    Среди межгосударственных органов, осуществляющих правозащитные функции, следует выделить Комитет ООН по правам человека и другие конвенционные органы ООН, Европейский суд по правам человека. Заключая международные соглашения, государство добровольно отказывается от части своих суверенных прав в сфере регулирования прав человека и передает их международным органам, которые таким образом наделяются полномочиями «вмешиваться» в его внутренние дела, что находит подтверждение в ст. 79 Конституции РФ. Вместе с тем должно соблюдаться условие, при котором подобное участие не может противоречить основам конституционного строя России и иметь своим следствием ограничение прав и свобод человека и гражданина.

    Все большую поддержку и обоснование среди ученых-юристов находит формирующаяся в настоящее время модель «уступки части государственного суверенитета в целях оптимального осуществления прав человека». Так, В.А. Карташкин отмечает неизбежность ограничения суверенитета государств и сужения границ их внутренней юрисдикции; в современном мире эта неизбежность сочетается с добровольным установлением пределов таких ограничений самими государствами. В.С. Нерсесянц, также позитивно оценивая сложившуюся тенденцию, предлагает трактовать ее не как ограничение государственного суверенитета в пользу надгосударственных структур, но как одну из адекватных и надлежащих форм осуществления ими своих правомочий (с соблюдением требований принципа формального равенства государств как субъектов международного права) в рамках правовой концепции государственного суверенитета.

    Проведение государством эффективной международно-правовой политики возможно при сохранении его независимости, однако в нашем случае речь идет о делегировании международным структурам на добровольной основе определенной части суверенитета в целях

    оптимального обеспечения прав и законных интересов человека как наиболее важных общечеловеческих ценностей. Будучи прерогативой конкретного государства, международно-правовая политика в сфере прав человека способна полноценно осуществляться, находя опору в принципах и нормах основополагающих международно-правовых соглашений, не только содержащих рекомендации государствам, но и возлагающих на них конкретные юридические обязательства по обеспечению и защите прав человека. Так, принцип всеобщего уважения прав человека, впервые провозглашенный в Уставе ООН 1945 года, на универсальном уровне обязал государства соблюдать основные права и свободы. В развитие положений Устава ООН были приняты Всеобщая декларация прав человека 1948 года, международные пакты о гражданских и политических правах 1966 года и об экономических, социальных и культурных правах 1966 года. В них защита прав человека отнесена к числу основополагающих принципов международного права, что заставило государства «не только уважать и соблюдать права человека, но и стремиться к эффективности признания и соблюдения последних, заботиться об утверждении эффективных и перспективных средств защиты, стремиться развивать права человека, осознавать их универсальность».

    Наряду с универсальными соглашениями в области обеспечения и защиты прав человека особую значимость обрели международно-правовые документы, принятые государствами на региональном уровне. Среди них Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года. Ратифицировав этот документ в 1998 году, Россия тем самым признала юрисдикцию Европейского суда по правам человека, осуществляющего контрольную деятельность по защите прав человека и гражданина, и обязательный характер его решений.

    Среди важнейших актов «самоограничения» государственной власти особую роль играют не только конституция, но и международно-правовые соглашения, выработанные при активном взаимодействии различных государств. Последние самостоятельно устанавливают пределы ограничений, относя к сфере международно-правового регулирования конкретные вопросы внутригосударственных отношений. Обеспечение прав человека представляет собой сферу, в наибольшей степени подверженную влиянию надгосударственных начал и одновременно служащую залогом сохранения государственного суверенитета. Именно права человека выступают точкой пересечения национальных интересов государств с интересами международного сообщества. Только сильное, эффективное государство способно защитить незыблемые права и свободы своих граждан. В то же время государство, отстаивающее демократические ценности, гарантирующее права человека, обеспечивает международному сообществу устойчивое мирное развитие.

    Обеспечение и защита прав и законных интересов человека должны базироваться на гармонично согласованных и взаимозависимых трех уровнях - национальном, региональном и универсальном. Государство как основной субъект международно-правовой политики выступает проводником не только собственных интересов, но и интересов своих граждан, которые должны максимально учитываться.

    Ярко выраженные интересы российских граждан заключаются в следующем:

    · в наиболее полной реализации их прав и свобод, зафиксированных как в Конституции РФ, так и в международных соглашениях, признанных обязательными для России;

    · в динамичном повышении качества, уровня и продолжительности жизни;

    · в создании надежного механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека, в том числе посредством обращения в межгосударственные органы.

    Обеспечение этих интересов представляет собой одну из наиболее актуальных задач международно-правовой политики России, направленных на создание национальной системы гарантий, дополняющейся комплексом универсальных и региональных международно-правовых гарантий.

    Права человека представляют собой планетарную ценность, поэтому подлежат оценке и защите в соответствии с теми стандартами, принципами, нормами, которые выработаны мировым сообществом. Обеспечение и защита прав и законных интересов человека на универсальном уровне осуществляются посредством выработанных государствами международно-правовых мер, заключающихся в рассмотрении международными контрольными органами докладов государств о выполнении взятых на себя обязательств, осуществлении защиты прав человека международными должностными лицами, рассмотрении жалоб, петиций, обращений отдельных лиц, групп на нарушения их прав и др.

    Обязанность представления докладов возникает у государства, если оно является участником международного соглашения, в котором эта обязанность получила закрепление. Так, Россия как участник международных пактов о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах обязана представлять доклады о принятых ею мерах по претворению в жизнь гарантируемых этими международными актами правомочий субъектов. Если для осуществления гражданских и политических прав достаточно воздерживаться от вмешательства государства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни, то для того, чтобы гарантировать провозглашенные экономические и социальные права, необходимо вести всестороннюю организационную и хозяйственную деятельность, создавать соответствующие социальные программы. Главная цель представления докладов заключается в уяснении степени осуществления прав человека согласно заключенному договору, т. е. в определении положительной динамики, достигнутой на этом пути. Государство-участник пакта выбирает такие меры, способствующие обеспечению взятых на себя обязательств, которые согласуются с его ресурсами в конкретный промежуток времени. Несмотря на обязательный характер положений пакта, его реализация в полном объеме ставится в зависимость от потенциала государства, его возможностей.

    Функции контроля за соблюдением международных договоров выполняют конвенционные органы ООН (комитеты по правам человека, по ликвидации расовой дискриминации, против пыток и др.), рассматривающие доклады государств о ходе выполнения взятых на себя международных обязательств, а также межгосударственные и индивидуальные жалобы. Полномочия комитетов не предполагают каких-либо принудительных мер в отношении

    государств; комитеты выносят только общие либо конкретные рекомендации.

    В настоящее время контрольная деятельность далека от совершенства и «созданная ООН система контрольных органов в области прав человека исключительно громоздка, наблюдается дублирование и параллелизм в ее работе, рассмотрение многочисленных вопросов повестки дня из года в год переносится на последующие сессии. Эти органы работают в основном от сессии к сессии и не способны принимать экстренные меры в условиях крупных кризисов. Поэтому за последние годы в ООН и региональных организациях широко обсуждаются вопросы расширения полномочий международных универсальных и региональных органов».

    Цель контрольного механизма состоит не в принуждении или применении санкций к государствам за невыполнение взятых на себя обязательств, а в контроле над претворением в жизнь положений международных соглашений. Так, «одна из основных задач органов контроля - оказывать путем принятия соответствующих решений и рекомендаций содействие и помощь государствам в выполнении ими международных обязательств».

    Международное право изначально носит согласительный характер. Однако в силу диспозитивных начал сложившегося правового регулирования некоторые государства не выполняют принятые на себя международные обязательства по обеспечению и защите прав человека, пренебрегают рекомендациями конвенционных органов. В то же время достаточно трудно гарантировать, что расширение полномочий универсальных органов не приведет к еще большим злоупотреблениям, но уже под прикрытием обладающего «надгосударственной» властью контрольного механизма.

    В числе международно-правовых мер обеспечения обязательств по правам человека необходимо отметить осуществление их защиты международными должностными лицами. Подобная функция возложена на Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Верховного комиссара ООН по правам человека.

    В 1992 году Россия, присоединившись к Конвенции о статусе беженцев 1951 года и Протоколу к ней, взяла на себя обязательство содействовать Управлению Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в выполнении функций по контролю за применением положений Конвенции о статусе беженцев и Протокола к ней. В этих целях Россия обязана представлять УВКБ ООН запрашиваемую информацию, касающуюся положения беженцев, а также вступившие в силу законы, постановления и другие акты о беженцах. В соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев 1992 года на территории России открыто представительство УВКБ ООН, определены условия его сотрудничества с Правительством РФ, а также возможности эффективного осуществления функций по предоставлению международной защиты и гуманитарной помощи беженцам.

    Рассмотрение международными органами жалоб, петиций и обращений представляет собой еще одну выработанную государствами международно-правовую меру защиты прав и законных интересов человека на универсальном уровне. Право на петицию возникает в случаях, когда государство, гражданин которого изъявил желание подать петицию, берет на себя международное обязательство признать компетенцию соответствующего международного органа, полномочного ее рассмотреть.

    Реализация закрепленного в Конституции РФ права граждан России на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека требует соблюдения конституционных положений об исчерпанности внутригосударственных средств правовой защиты и наличия соответствующего международного договора, ратифицированного Россией. Эти условия наряду с другими в совокупности составляют условия приемлемости, необходимые для принятия к рассмотрению международной организацией индивидуальных сообщений граждан. Единственная международная инстанция, полномочная рассматривать индивидуальные жалобы без каких бы то ни было условий, - Комиссия ООН по правам человека. Она принимает письма в соответствии с так называемой процедурой 1503, согласно которой любое лицо или группа лиц могут обратиться с жалобой в ООН, даже если их случай не предусмотрен договором.

    Возможность отдельного лица подать жалобу в ООН в связи с нарушением права, находящегося под защитой договора ООН, предусматривают три международных документа - Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года и Международный пакт о гражданских и политических правах.

    Россия лишь в 1991 году признала юрисдикцию органов ООН по защите прав и свобод человека путем присоединения к Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах, регламентирующему личные обращения в Комитет ООН по правам человека. Комитет уполномочен принимать сообщения (петиции) от отдельных лиц, свидетельствующие о нарушении их прав, зафиксированных в пакте. Рассмотрение индивидуальных петиций в соответствии с Факультативным протоколом проходит две основных стадии: 1) определение приемлемости сообщения и 2) разработку соображений Комитета по существу. После рассмотрения всех представленных материалов Комитет направляет свои соображения соответствующему государству и заинтересованному лицу.

    К сожалению, какие-либо обязательства по выполнению подобных рекомендаций со стороны суверенных государств отсутствуют, поскольку петиции отдельных лиц в международные несудебные органы, как правило, не связаны с принятием юридически обязательных решений. У Комитета ООН по правам человека нет возможности заставить то или иное правительство изменить проводимую им политику, он полномочен лишь включить свое мнение в ежегодный открытый доклад Генеральной Ассамблеи ООН, что также является мерой содействия защите прав граждан. Убеждение - единственный имеющийся в распоряжении ООН метод, способствующий прогрессу в области прав человека, вследствие чего все процедуры по защите прав и свобод человека направлены на то, чтобы сконцентрировать на правительстве соответствующего государства всю его силу.

    Наряду со сложившейся системой универсального сотрудничества в области прав человека в рамках ООН подобная деятельность осуществляется на основе региональных соглашений, которые также содержат механизм рассмотрения индивидуальных жалоб. Региональное сотрудничество дополняет различные формы и методы универсального сотрудничества, а в некоторых отношениях - эффективнее защищает основные права и свободы человека. Так, вступая в Совет Европы, новые государства не только присоединяются к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, но и вносят в свое законодательство необходимые изменения, вытекающие из прецедентного права, создаваемого решениями Европейского суда по правам человека.

    Значение Конвенции о защите прав человека и основных свобод состоит не столько в закреплении прав и свобод, сколько в механизме рассмотрения индивидуальных и групповых жалоб. По сути, этот механизм наднациональный: его решения, в отличие от рекомендаций конвенционных органов ООН, обязательны для государств-участников. Граждане России имеют возможность выбора разнообразных процедур и организаций в рамках Совета Европы, куда следует обращаться в случае нарушения их прав и свобод.

    Успешное решение проблемы гарантий прав человека невозможно без эффективно действующего национального механизма их обеспечения и защиты. Это означает, что заботу о правах человека не следует полностью делегировать международным организациям, поскольку отсутствие эффективной внутригосударственной защиты является серьезным препятствием на пути всестороннего обеспечения интересов личности. Вместе с тем включение европейских стандартов по правам человека в российскую правовую систему повышает степень ответственности государства, а национально-правовой механизм существенно дополняется международным.

    Конституция РФ закрепила практически весь комплекс прав и свобод человека, содержащийся во Всеобщей декларации прав человека и в пактах о правах человека, и восприняла их естественный характер. К сожалению, признание нашей страной основных принципов и стандартов мирового сообщества в гуманитарной сфере и конституционное провозглашение прав и свобод высшей ценностью автоматически не решило проблем, касающихся их эффективного осуществления.

    Формально в России созданы все необходимые предпосылки для обеспечения и защиты прав и свобод человека. Действуют Конституция РФ и законы, функционируют судебная система, законодательные органы и исполнительная власть, осуществляет свою деятельность Уполномоченный по правам человека в РФ, создан Совет по содействию развитию гражданского общества и правам человека. Однако ситуация, сложившаяся в сфере обеспечения прав и законных интересов человека, остается достаточно сложной, что актуализирует замечания о том, что Россия «далека от обеспеченности прав человека минимальными стандартами, по наличию которых сегодня судят об удовлетворительном состоянии дел с правами человека», «значительно отстает от развитых демократических государств в совершенствовании механизма правовой защиты конституционных прав и свобод граждан», в результате чего «приходится констатировать низкую эффективность правовой защиты личности в масштабе российского общества и отсутствие системного подхода в этом важном деле».

    Правовая политика России восприимчива к идее прав человека как к собственному конституционно предписанному приоритету. Тем не менее «разворот правовой жизни, а одновременно с ней и жизни социальной, экономической, политической по оси прав человека требует особой целевой активности со стороны государства в направлении создания адекватной, гармоничной инфраструктуры, что является условием того, что права человека не столько завершенная глава, сколько еще не начатая страница». Конечно, результативность в проведении правовой политики в сфере защиты прав и свобод человека возможна при условии систематической, стабильной деятельности законодательной и судебной систем, государственных, муниципальных, правоохранительных органов, общественных объединений3. Развитие складывающегося в России механизма защиты прав человека во многом зависит от внутреннего желания власти работать для человека и ориентироваться на партнерство с ним.

    Сегодня необходима обусловленная законодательством, принципами естественного права, правовой культурой, сознанием, потребностями и интересами активная позиция самой личности. Между тем правовая культура страны требует качественных изменений в отношении уважения к личности со стороны государства.

    Необходимость социальной направленности государства нашла отражение не только в Конституции РФ, но и в важнейших международно-правовых документах (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Европейской социальной хартии 1996 года и др.). Нормы международно-правовых соглашений «регулируют не соблюдение прав в национальных государствах, а, будучи зафиксированы в конституционных положениях, создают вектор такого соблюдения». Права человека в итоге обеспечиваются конституционными гарантиями.

    Пока трудно утверждать о достаточном обеспечении каждого человека социальными гарантиями, но новейшее государственное строительство свидетельствует о позитивных переменах. Появляются национальные проекты, направленные на улучшение здоровья населения, поддержку материнства и детства, обеспечение доступности жилья для граждан России.

    Полная реализация личностью конституционных прав и свобод во многом может стать следствием активной политики России в этой области, направленной на усиление единства конституционно-правовых и международно-правовых гарантий и их оптимальное взаимодействие. Ведь именно права и свободы, их содержание соединяют в единую ценностную нить общий процесс реформирования российского общества, государства и правовую политику как действенный, продуктивный способ осуществления позитивных преобразований.

    Библиография

    1 Подробнее об этом см.: Субочев В.В. Законные интересы в механизме правового регулирования. - М., 2007.

    2 См.: Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы. - М., 2000. С. 141.

    3 Малько А.В. Законные интересы советских граждан: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Саратов, 1985. С. 70-71.

    4 Шугуров М.В. Международно-правовая политика в области прав человека: основные направления и приоритеты // Философская и правовая мысль. 2004. Вып. 7/8. С. 74.

    5 См.: Карташкин В.А. Международная защита прав человека и процессы глобализации // Права человека и процессы глобализации современного мира / Отв. ред. Е.А. Лукашева. - М., 2005. С. 291.

    6 См.: Нерсесянц В.С. Процессы универсализации права и государства в глобализирующемся мире // Гос-во и право. 2005. № 5. С. 46.

    7 Шугуров М.В. Международно-правовая политика в области прав человека... С. 45.

    8 См.: Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина (теоретико-правовое исследование): Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. - Саратов, 1997. С. 4.

    9 Карташкин В.А. Права человека и развитие межгосударственных отношений в XXI в. // Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Отв. ред. Е.А. Лукашева. - М., 2002. С. 194-195.

    10 Там же. С. 192.

    11 См.: Глотов С.А. Конституционно-правовые проблемы сотрудничества России и Совета Европы в области прав человека. - Саратов, 1999. С. 144-268.

    12 Шугуров М.В. Права человека, российская правовая политика и международное сотрудничество // Философская и правовая мысль. 2003. Вып. 5. С. 40.

    13 Лебедев В.А. Конституционно-правовая охрана и защита прав и свобод человека и гражданина в России (теория и практика современности). - М., 2005. С. 245.

    14 Рыбаков О.Ю. Личность. Права и свободы. Правовая политика. - М., 2004. С. 4.

    15 Шугуров М.В. Права человека, российская правовая политика и международное сотрудничество. С. 33.

    16 См.: Рыбаков О.Ю. Указ. соч. С. 4.

    17 См. там же. С. 5.

    18 Шугуров М.В. Международно-правовая политика в области прав человека... С. 77.

    19 См.: Рыбаков О.Ю. Указ. соч. С. 5.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Министерство образования Республики Беларусь

    Белорусский Государственный Университет

    Юридический факультет

    Кафедра теории и истории государства и права

    Реферат

    на тему: "Право и интерес"

    Выполнил: студент 1 курса, 2 группы,

    юридического факультета БГУ

    специальности "Правоведение"

    очной формы обучения

    Ковчик Александр Олегович

    Научный руководитель:

    Калинин Сергей Артурович,

    кандидат юридических наук, доцент

    Минск - 2012

    Введение

    1. Классификация интересов

    2. Взаимодействие права и интереса

    3. Механизм трансформации интересов в правовые нормы

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Категория интереса исследуется различными науками, что дает основание говорить о том, что интерес является общенаучной категорией. В философии интерес считается причиной социальных действий и событий, стоящей за побуждениями задействованных субъектов. Экономисты под интересом понимают форму необходимости реализации материальных, объективных потребностей. В социологии интересом считается объективное отношение субъектов к условиям собственной жизни и наличным потребностям. Исследователи-психологи понимают интерес как особое психическое состояние человека, основанием возникновения которого является потребность. Из данных определений видно, что в рамках каждой науки существует особое понятие интереса, ограничивающееся по сущности, содержанию, субъектам, а также по соотношению с другими научными категориями. Проблема интереса как общенаучной категории состоит в том, что ввиду различного его понимания возникли две трактовки категории интереса. В соответствии с психологической трактовкой интерес является субъективной категорией, а в соответствии с социологической трактовкой - объективной либо объективно-субъективной категорией. Таким образом, обобщая существующие точки зрения, можно определить интерес как объективную научную категорию, по форме представляющую общественное отношение, содержанием которого является потребность, имеющая социальный характер и проявляющаяся в осознании и реализации целей.

    Задачами работы являются:

    Рассмотреть понятие интереса как правовой категории;

    Определить взаимосвязь права и интересов граждан;

    Дать классификацию интересам;

    Дать понятие "трансформации интересов в право".

    1. Классификация интересов

    Для рассмотрения роли категории интереса в правовом регулировании общественных отношений необходимо произвести их классификацию. По субъективному критерию все интересы можно подразделить на частные и общие. Общие интересы еще называют национальными.

    К национальным интересам нашего государства относятся: обеспечение демократического суверенитета Республики Беларусь, социальной справедливости внутри страны, территориальной целостности, принципа единства и разделения ветвей власти, поддержания развития демократии, обеспечение стабильности в обществе, обеспечение национальной безопасности и т.д.

    К частным интересам в праве относятся права и желания конкретного индивидуума: это право человека на заключение брака, образование детей, медицинское обслуживание, трудоустройство, участие в политической жизни страны. Тихомиров Ю.А. считает, что все интересы подразделяются на две категории: частные и публичные. А национальные интересы являются предметом ведения юристов-международников. На мой взгляд международно-правовой интерес является лишь составным моментом национальных интересов Беларуси.

    Также следует отметить, что существование частных и национальных интересов в отрыве друг от друга невозможно. Так никто из жителей Беларуси не сможет вырастить ребенка, дать ему образование и обеспечить нормальное существование, если государство не обеспечит безопасность государственных границ и не отразит агрессию иностранных государств.

    2. Взаимодействие права и интереса

    При изучении роли категории интереса в системе правового регулирования необходимо также сопоставить такие близкие понятия, как законный интерес и субъективное право. В процессе развития общества были выработаны различные юридические средства обеспечения потребностей и запросов личности, среди которых особое место занимают субъективные права и законные интересы. категория интерес правовое регулирование

    Одними из первых ученых-юристов, кто начал изучать субъективные права, были Фридрих Карл фон Савиньи, сформулировавший теорию воли, и Рудольф фон Иеринг, выступивший с теорией интереса. Учитывая обе данные теории, сегодня под субъективным правом обычно понимают создаваемую и гарантируемую государством через нормы объективного права юридическую возможность, позволяющую субъекту действовать в целях удовлетворения своих интересов и потребностей, не противоречащих общественным. Субъективное право всегда референтно: ему всегда противостоит обязанность, вместе с которой они образуют правоотношение.

    Законный интерес, как и субъективное право, является юридической дозволенностью, то есть правовым средством, а с другой стороны, он также является и особым социальным явлением. В научной литературе выделяют группы причин, обусловливающих существование законного интереса: качественные, количественные и экономические, которые, несомненно, тесно связаны между собой. Однако представляется, что именно количественные причины лучше всего помогают объяснить сущность самой категории. В частности, существует множество сфер общественной жизни, которые невозможно урегулировать путем облечения фактического отношения в правовое. В таком случае законный интерес дает возможность использовать в качестве способа регулирования простое дозволение. Также законные интересы помогают решать такую проблему, как пробельность права. При принятии нормативных актов во всем многообразии отношений невозможно учесть все новые появляющиеся социальные возможности и интересы, дабы возвести их в ранг субъективных прав, то есть опосредовать законодательно.

    Таким образом, законный интерес может выступать и как самостоятельный предмет защиты, и как особое правовое средство, способствуя тем самым расширению возможности реализации и защиты интересов отдельных лиц.

    Право, по мнению Рудольфа фон Иеринга, есть проявление силы и возникает не в результате мирного развития национального духа, как это пыталась представить историческая школа права, а в результате напряжённой борьбы индивидов за обеспечение собственного существования. Иеринг движущим мотивом человеческой жизнедеятельности признавал эгоистический интерес, обеспечению и защите которого и должно служить право. По Иерингу возникновение и развитие права обусловлено борьбой людей за свои интересы, их потребностью в защите собственных интересов. Правда, Иеринг ограничился общими рассуждениями и не сказал, интересами какого класса обусловлено развитие права.

    Касаясь социального назначения и функций права, Иеринг исходит из признания того, что важнейшим двигателем человеческих поступков является эгоизм, который необходимо поставить на службу обществу. Добиться этого можно двумя способами: вознаграждением и принуждением. Для осуществления принуждения и существует право. Право, по мнению Иеринга, позволяет гарантировать расчётливому эгоизму практический успех и одновременно обеспечить интересы общества.

    Интерес - это то, что влияет на формирование права, но не входит в его содержание. Интерес и право, хотя и можно объединить одним родовым понятием в качестве социальной реальности, но как её виды не могут быть отождествлены ни в какой мере, так как интерес - явление объективное, возникающее и существующее независимо от воли и сознания людей, право же - явление идеологического порядка, возникающее в результате сознательной человеческой деятельности. К числу же функций права может быть отнесена защита интереса. Кроме того, право служит средством достижения и обеспечения пользования различными благами.

    Иеринг полагал, что в обществе развивающегося капитализма можно обеспечить посредством права интересы всех индивидов. Ошибка здесь двоякого рода: во-первых; не может быть и речи о единстве интересов всех людей в условиях господства частной собственности; во-вторых, Иеринг, признавая конкуренцию и борьбу интересов в современном ему обществе и считая возможным посредством права поставить границы эгоизму и направить его на пользу обществу, тем самым абсолютизировал роль права в воздействии на экономическое развитие. Экономика, а не право, является главным фактором, определяющим развитие общества.

    Учение Иеринга в целом отражало потребности развития германской буржуазии и вполне соответствовало её интересам и устремлениям. Оно было несостоятельной попыткой доказать, что в буржуазном обществе посредством таких социальных инструментов, как государство и право, можно обеспечить и согласовать интересы всех индивидов. В этом состоит апологетическая функция учения Иеринга, пытавшегося теоретически обосновать надклассовый характер буржуазного государства и права, якобы функционирующих в интересах всех слоёв современного ему германского общества.

    3. Механизм трансформации интересов в правовые нормы

    Ни частные не национальные интересы не могут трансформироваться в правовые нормы без определенного правового механизма. Право отражает вышеуказанные интересы с помощью следующих средств:

    Нормативное признание частных и национальных интересов в качестве социальной ценности;

    Обеспечение их юридического приоритета в жизненных ситуациях;

    Правовое обеспечение;

    Система защиты;

    Презумпция регулирования и решения правовых задач.

    После того как интересы трансформировались в нормах права, их можно подразделить на интересы в области конституционного, уголовного, гражданского, административного, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального права. Причем, если закреплению, реализации и защиты национальных интересов посвящены Уголовный, Уголовно-исполнительный, Уголовно-процессуальный кодексы, то Трудовой кодекс посвящён закреплению, реализации и защите "смешанных интересов", т.е. охватывает как частные, так и национальные интересы. Так основными задачами трудового кодекса РБ являются:1) регулирование трудовых и связанных с ними отношений; развитие социального партнерства между нанимателями (их объединениями), работниками (их объединениями) и органами государственного управления; 3) установление и защита взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей.

    Вместе с тем основополагающие национальные и частные интересы трансформируются и как следствие этого выражаются в нормах конституционного права Беларуси, так как в конституционном праве есть нормы, признающие обеспечение прав и свобод граждан РБ высшей целю государства, граждане РБ имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права, гражданам РБ гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения, каждый имеет право на образование и т.д.

    Заключение

    Таким образом, можно сделать следующие выводы:

    Право, призванное регулировать общественные отношения, не может не учитывать существующие интересы общества, так как право должно быть эффективным, и только тогда, когда право будет эффективным, оно обретёт всенародное признание;

    Право должно выражать и поддерживать национальные и частные интересы, отвечающие смыслу Конституции, и противоборствовать неправомерным интересам;

    Ни одно какое-либо общественное отношение не может возникнуть при отсутствии интереса и цели у участников этих отношений;

    Интерес может быть опосредован лишь только через правовую систему. Это значит, что интерес может реализовываться только через право;

    Право имеет прямое отношение к интересу и, прежде всего по причине своей предназначенности к его обеспечению.

    Список литературы

    1. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права: Учебник. - М., 2004.

    2. Трудовой кодекс Республики Беларусь.

    3. Конституция Республики Беларусь.

    4. Рудольф фон Иеринг: Борьба за право (перевод Волкова) - 1874 год.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Сущность и характерные признаки субъектного права, его исследование в юридической литературе. Понятие и содержание законного интереса. Соотношение понятий "субъективное право" и "законный интерес". Предпосылки для преобразования интереса личности.

      курсовая работа , добавлен 23.05.2010

      Сущность и понятие коллизионного права в Российской Федерации. Соотношения законного интереса и субъективного права. Понятие гражданско-правовых отношений в современной российской правовой доктрине. Принцип обеспечения верховенства конституции и закона.

      реферат , добавлен 07.01.2016

      Рассмотрение понятия и признаков реализации права; ее роль в правовом регулировании общественных отношений. Изучение существующих форм правореализации и их специфики. Основные проблемы в осуществлении государственных норм и поиск путей их решения.

      курсовая работа , добавлен 03.10.2014

      Право на защиту в структуре субъективного гражданского права, его задачи и законодательное регулирование. Характер и особенности гражданско-правовых санкций, механизм их реализации. Анализ судебного и административного порядка защиты гражданских прав.

      курсовая работа , добавлен 02.09.2014

      Право собственности. Понятие права собственности как субъективного права. Содержание правомочий собственника в российском гражданском праве. Экономическое содержание отношений собственности. Приобретение (возникновение), прекращение права собственности.

      курсовая работа , добавлен 02.11.2008

      Право как неотъемлемый инструмент любого политика. Юридическое значение понятия "право". Регулятор общественных отношений. Права на жизнь, на саморазвитие, на свободу слова. Правовые нормы и их важность. Принцип свободы действий. Вопросы права и свободы.

      эссе , добавлен 09.02.2015

      Субъективное право и юридическая обязанность как содержание правоотношения. Отрасли и институты системы субъективных прав. Юридическая возможность собственных действий как центральный элемент субъективного права. Признаки юридической обязанности.

      контрольная работа , добавлен 23.05.2014

      Административное право - отрасль правовой системы РФ, правовые нормы регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении государственно-управленческой деятельности: классификация норм права, структура, источники, особенности реализации.

      курсовая работа , добавлен 27.08.2012

      Вопрос о роли и содержании категории интереса. Соблюдение законных интересов обвиняемого, потерпевшего и ряда других участников процесса. Особенности законного интереса. Уголовно-процессуальный закон в отношении участников уголовного судопроизводства.

      контрольная работа , добавлен 22.05.2013

      Понятие "имущество" в конституционно-правовом смысле. Содержание, виды и гражданско-правовые формы имущественных отношений (вещные, обязательственные, исключительные, корпоративные). Роль гражданского законодательства в регулировании имущественных прав.

    Наряду с лицами, непосредственно защищающими свои права и охраняемые законом интересы, в случаях, указанных в законе, в их интересах в суд могут предъявить иск или вступить в начатое ими дело другие организации и лица. К их числу относятся органы государственного управления и местного самоуправления, профсоюзы, организации и их объединения, другие общественные организации или отдельные граждане. Участие в процессе этих организаций и лиц зависит от их компетенции и соответствии той группе дел, относительно которой возможно возбуждение дела или вступление в него.

    Оно возможно по делам, возникающим из гражданских, семейных, жилищных и других правоотношений (например, право государственных и общественных организаций возбуждать дела о лишении родительских прав, если того требуют интересы ребенка, право профсоюзов защищать интересы своих членов по вопросам труда и быта, право организации, на которые возложена охрана авторских прав, защищать неимущественные права автора; право жилищных органов давать заключения по делам, связанным с перепланировкой и разделом жилой площади и т.д.)

    Таким образом, цель их участия в деле состоит не в представлении собственных интересов, а, в силу возложенной на них законом процессуально-правовой заинтересованности, в защите чужих прав и охраняемых законом интересов, постановлении законного и обоснованного судебного решения. Законом органы государственного управления и местного самоуправления, профсоюзы, организации и их объединения или отдельные граждане, защищающие права и интересы других лиц, отнесены к числу лиц, участвующих в деле. В связи с этим, ГПК установил две формы их участия в процессе.

    Одна из них предоставляет им право обратиться с заявлением в суд с целью защиты прав и охраняемых законом интересов других лиц. Наиболее часто такое возбуждение дела. происходит по искам органов опеки и попечительства. в защиту интересов несовершеннолетних детей, психиатрического лечебного учреждения о признании гражданина недееспособным; профсоюзной и других общественных организаций о признании гражданина ограниченно дееспособным и т.п.

    Вместе с тем, возбуждая дело по собственной инициативе, они, хотя и наделены правами стороны по делу, не становятся таковой, не связаны позицией лица, в чьих интересах действуют, и вправе отказаться от заявленного требования. Однако такой отказ не лишает лицо права требования рассмотрения дела по существу. Вторая процессуальная форма участия в деле обусловлена вступлением этих органов в уже начатое дело для дачи заключения как по определению суда, так и по их собственной инициативе с целью защиты государственных или общественных интересов, а также прав и законных интересов граждан.

    Такое участие вытекает из требования закона. Например, при рассмотрении дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим обязательно участие прокурора; при установлении усыновления ребенка обязательно участие органа опеки и попечительства и прокурора и т.д. Заключение указанных органов не является для суда обязательным и оценивается им в совокупности с другими материалами дела. В случае если суд не соглашается с представленным заключением, он обязан в решении мотивировать свое несогласие, поскольку оно исходит от органа, специализирующегося на вопросах, являющихся предметом заключения .

    Участие прокурора в гражданском процессе. Участие прокурора в разбирательстве гражданских дел способствует осуществлению целей правосудия и реализации задач, стоящих перед судом, с тем, чтобы выполнялось требование закона о всестороннем, полном, объективном разбирательстве дела во всех судебных инстанциях и по каждому делу выносились законные и обоснованные решения, определения и постановления. Свои полномочия в гражданском судопроизводстве, прокурор осуществляет независимо от каких бы то ни было. органов и должностных лиц, подчиняясь только закону и руководствуясь указаниями прокурора.

    В соответствии с Законом о Прокуратуре. прокурор в соответствии с процессуальным законодательством. вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов общества и государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством. Действующее процессуальное законодательство устанавливает две формы участия прокурора в суде первой инстанции. Прокурор является совершенно особым участником гражданского процесса, для характеристики которого уместнее всего употребить выработанный русской процессуальной наукой термин "правозаступник".

    Правозаступник в отличие от представителя, поверенного, слуга частного интереса стороны - его клиента защищает индивидуальные права частного лица виду и, во имя общественного блага. Прокурор выступает гражданском процессе, в качестве правозаступника, когда он выявляет иски или вступает в уже начавшийся процесс для защиты свобод частных лиц. В некоторых случаях прокурор является защитником государственных интересов. В этом случае он является законным представителем государства .

    Прокурор может возбудить любое гражданское дело в любом из видов гражданского судопроизводства (исковом, административном, особом) или вступить в любой уже начатый другими заинтересованными лицами процесс, в любой его стадии. Возбуждение прокурором гражданского процесса по делу в суде первой инстанции наступает вследствие подачи в суд соответствующего процессуального документа: в делах искового производства - искового заявления, в делах административно-правовых отношений и особого производства - заявления; во второй инстанции (апелляционной, кассационной) - путем вынесения представления; в надзорной инстанции - путем подачи представления, о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда.

    «Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов» Гражданский процессуальный. Прокурор обязан соблюдать установленный законом порядок обращения в суд. При предъявлении иска прокурор не оплачивает государственной пошлины по делу и вообще не несет судебных расходов. В исковом заявлении он обязан сослаться на закон, подлежащий применению.

    От прокурора не требуется специальных полномочий для возбуждения дела в интересах других лиц. Вопрос об участии в деле решается прокурором, самостоятельно в зависимости от того, требуется ли в процессе защита прав, и охраняемых законом интересов государства и общества, либо прав и охраняемых законом интересов граждан, которые по состоянию здоровья: Например, недееспособный, инвалид, возрасту (пожилой, несовершеннолетний) или иным причинам (например, неимущий, многодетный, одинокий родитель и др.) не могут сами обратиться в суд и, лично отстаивать в суде свои права и свободы, либо когда нарушены права и свободы значительного числа граждан (безработные, беженцы и др.), либо в силу каких- либо обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение (Закона о Прокуратуре).

    Таким образом, предъявление исков в защиту интересов других лиц в порядке надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является должностной обязанностью прокурора. В процессе, возбужденном по его иску, участие прокурора обязательно. Процессуальный закон требует, чтобы лицо, в интересах которого начато дело по заявлению прокурора, извещалось о начавшемся в его интересах процессе и участвовало в нем в качестве истца. Прокурор не связан в процессе ни своей позицией при предъявлении иска, ни интересами лица, права и свободы которого нарушены.

    Руководствуясь только законом и приходя к выводу, что требования, предъявленные им, незаконны или необоснованным он не только вправе, но и обязан как блюститель законности отказаться от иска полностью или в необоснованной его части. Однако такой отказ не лишает заинтересованное лицо права на рассмотрении дела по существу, дело может быть прекращено только с его согласия . Более сложной является ситуация, когда прокурор предъявляет иск в защиту прав и свобод определенного лица, а оно отказывается вступить в процесс в качестве истца либо настаивает на прекращении дела, хотя прокурор с этим не согласен. Соучастие бывает обязательным и факультативным.

    Обязательное соучастие имеет место в том случае, когда характер спорного материального правоотношения не позволяет решить вопрос о правах или обязанностях одного из участников процесса без привлечения остальных субъектов материального правоотношения в процесс для участия по конкретному делу. Так, в силу закона трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных родителей. При отсутствии соглашения об уплате алиментов они взыскиваются в судебном порядке. В данной ситуации имеет место обязательное соучастие. В некоторых случаях необходимость обязательного соучастия обусловлена прямым указанием закона. Факультативное соучастие означает, что вопрос о праве или обязанности одной из сторон можно разрешить отдельно в самостоятельном процессе и независимо от разрешения вопроса о правах и обязанностях другого участника.

    При факультативном соучастии характер спорного материального правоотношения позволяет рассмотреть дело в отношении каждого из субъектов в отдельном процессе. Соучастники независимы друг от друга и могут совершать любые процессуальные действия по своему усмотрению. Помимо процессуальных прав, которыми наделены стороны, соучастники имеют дополнительные права. Так, в силу закона они могут поручить ведение дела одному из соучастников, присоединиться к кассационной жалобе, поданной одним из них.

    Замена ненадлежащего ответчика в гражданском процессе происходит в случае, когда выясняется, что то лицо, к которому предъявлен иск не может быть носителем спорной обязанности, «правильное определение кругу надлежащих ответчиков по конкретному делу имеет важное значение для вынесения законного и обоснованного решения суда». От общих условий, при которых физическое или юридическое лицо может быть стороною в процессе (а такими общими условиями являются заинтересованность в деле и наличие гражданской процессуальной правоспособности), следует отличать способность быть стороной в данном процессе.

    Возникший процесс будет нормально развиваться только в том случае, если лицо, по заявлению которого процесс возбужден, имеет «право на данный иск», иными словами, если это лицо является надлежащим истцом. Нормальное течение процесса зависит также и от того, является ли ответчик надлежащим ответчиком. Чтобы быть надлежащей стороной в конкретном деле, необходимо быть субъектом спорного материального правоотношения и иметь связь с правом требования и обязанностью, вытекающими из данного материального правоотношения.

    Именно принадлежность определенному лицу права или связь определенного лица с обязанностью в спорном материальном правоотношении обусловливает способность не к процессу вообще (что характерно для гражданской процессуальной правоспособности), а способность быть стороной в том или ином конкретном процессе. В теории гражданского процессуального права такую способность лица -- быть стороной в конкретном процессе -- называют легитимацией к данному процессу.

    Связь лица с правом, по поводу защиты или восстановления которого возник данный процесс, называется активной легитимацией. Связь лица с обязанностью, вытекающей из спорного материального правоотношения в данном процессе, называют пассивной легитимацией возлагает на истца обязанность установить способность, как свою, так и ответчика, быть сторонами данного процесса. Легитимировать себя и ответчика -- значит указать в исковом заявлении все факты, которые могут предварительно убедить судью в том, что истец и ответчик являются субъектами спорного материального правоотношения.

    Поскольку то или иное лицо само легитимирует себя в качестве истца и кого-то (гражданина или организацию) в качестве ответчика в конкретном процессе, легитимацию следует рассматривать как субъективный момент в правоотношении. О таком значении легитимации говорит наличие в судебной практике случаев, когда кто-нибудь легитимирует себя в качестве истца вместо другого лица в чужом процессе. Заинтересованное лицо, выступающее в защиту своего права, нельзя отождествлять с надлежащей стороной. Незаинтересованное лицо -- тот, кто предъявляет иск от своего имени в защиту прав и интересов других лиц, не будучи уполномоченным на то законом или доверенностью.

    Обращение в суд незаинтересованного лица влечет отказ в принятии от него искового заявления в соответствии с ГПК. Выяснение судом вопроса о том, предъявлен ли иск тем лицом, которому принадлежит право требования, и к тому лицу, которое должно отвечать по иску, происходит во время разбирательства дела. Содержащая перечень единоличных действий судьи по подготовке дела к судебному разбирательству, указывает на право судьи решать вопрос о замене ненадлежащего ответчика в этой подготовительной стадии гражданского процесса.

    Предъявление иска ненадлежащим истцом или к ненадлежащему ответчику осложняет процесс, препятствует его нормальному развитию. Замена ненадлежащего ответчика надлежащим. Ответчика определяет истец. Поэтому, прежде всего истец должен дать согласие на устранение из дела названного им ответчика и замену его другим ответчиком, у которого предположительно имеется связь с обязанностью отвечать по данному иску. При согласии истца на замену ответчика суд постановляет определение, которым освобождает ненадлежащего ответчика от обязанности участвовать в процессе и откладывает дело для привлечения в процесс надлежащего ответчика. Если истец не соглашается на замену ответчика, суд не может устранить из дела первоначального ответчика по своему усмотрению и должен рассмотреть дело по предъявленному иску.

    Процессуальное правопреемство -- особый случай замены в гражданском процессе стороны или третьего лица. Если выбывает одна из сторон в спорном или установленном судебным решением правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лицу в обязательствах), суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии процесса. Замена стороны или третьего лица происходит, как правило, в результате правопреемства, имевшего место в материальном праве, т. е. в спорном материальном правоотношении.

    Основания процессуального правопреемства аналогичны основаниям правопреемства в материальном правоотношении. Если правопреемство в материальном правоотношении допускает переход прав и обязанностей от одного лица к другому, то возможно и процессуальное правопреемство. Как правило, это бывает тогда, когда происходит перемена лиц в обязательстве, новый субъект права полностью или частично принимает на себя права и обязанности своего правопредшественника. Универсальное правопреемство возможно в тех случаях, когда происходит переход субъективных прав и обязанностей одного лица к другому, например, в порядке наследования.

    В некоторых случаях процесс в этой ситуации должен быть продолжен а лицо, в интересах которого иск был первоначально предъявлен прокурором, может быть привлечено в процесс в качестве соответчика (например, по иску о признании брака недействительным или о признании сделки недействительной. На прокурора, возбудившего дело, не будет распространяться законная сила судебного решения. Форма и содержание иска, заявления прокурора в суд должны соответствовать требованиям, предусмотренным. Иными являются процессуальные права прокурора, если он вступает в уже начавшийся по инициативе других лиц процесс.

    В ряде случаев участие прокурора в деле предусмотрено материальным или процессуальным законом (это дела особой значимости). Вступая в уже начавшийся процесс, прокурор занимает активную позицию в деятельности по рассмотрению спора: он опрашивает истца и ответчика, иных лиц, участвующих в деле; участвует в допросе свидетелей, экспертов, исследует вещественные и письменные доказательства, представленные сторонами. По всем вопросам, возникающим в ходе судопроизводства, прокурор дает заключение о том, как они должны быть разрешены с точки зрения Закона. Прокурор должен активно участвовать в исследовании доказательств, давать заключения по вопросам, возникающим во время разбирательства дела и по существу дела в целом, руководствуясь принципами законности, состязательности и равноправия сторон .

    Законный интерес - это юридическое дозволение, гарантированное государством. Оно выражено в стремлении лица пользоваться определенным социальным благом, а в ряде случаев обращаться к компетентным инстанциям за защитой для удовлетворения своих нужд, не противоречащих общественным потребностям. Рассмотрим далее подробно, что собой представляет законный интерес: понятие, признаки, виды.

    Общие сведения

    В истории юриспруденции было несколько ученых, изучавших законный интерес. Понятие, признаки, виды дозволений одним из первых исследовал Шерщеневич. В своем труде он указывал на то, что люди выработали привычку отстаивать свои юридические возможности, восставать против их нарушения, проявлять недоброжелательное отношение к виновным в этом лицам. Соответственно, сами граждане стараются не выходить за пределы своих прав.

    Субъективное право и законный интерес: разница

    Заслуживает внимания следующая точка зрения. Ее выдвинул Гамбаров. В частности, он писал, что один интерес и обеспечение его защиты не дают полного представления о субъективном праве. В обоснование он приводил следующее. Не для всех интересов предусматривается защита и не все они ведут к праву. Аналогичную мысль высказал и Рождественский. Он отметил, что если охрана интересов имеет место, то из этого не всегда следует возникновение субъективного права. В советское время ученые также разделяли данные категории.

    К примеру, Загряцков указывал, что нарушение не только права гражданина, но и его законного интереса может являться основанием для начала административного производства. Позже законный интерес был выделен в обособленную категорию Рясенцевым. Свое мнение он основывал на статьях Основ гражданского судебного производства. Вывод о возможности защищать не только права, но и интересы потерпевших, исходил из ст. 2 и 6. Наиболее остро вопрос был поставлен Ремневым. Он указывал на то, что законный интерес и субъективное право – это не одно и то же. Сущность последнего, по мнению Ремнева, состоит в гарантированной возможности человека совершать конкретные действия. Удовлетворение интересов ограничивается объективными в первую очередь экономическими условиями. Это один из моментов, в котором данные категории не совпадают по степени материальной обеспеченности и гарантированности.

    Законный интерес: понятие, признаки, виды (ТГП)

    Рассматриваемую категорию не следует отождествлять с выгодой. Равно как и нельзя утверждать, что только процессуальная норма может обеспечить законный интерес. Понятие включает в себя множество элементов, каждый из которых может гарантироваться теми либо иными средствами и способами, юридическими актами и институтами. При этом они могут иметь как процессуальный, так и материальный характер. Законный интерес формируется из следующих стремлений:


    Структура рассматриваемой категории заключается во внутренней связи данных элементов, их организации, того либо другого способа соединения. Стремление лица пользоваться благом находится на более высоком уровне, возникает первым. После него при необходимости появляется стремление обратиться за защитой. Законные интересы классифицируются по разным основаниям. В зависимости от принадлежности, они могут быть гражданскими, государственными муниципальными, общественными, коммерческими и так далее. Первые, в свою очередь, разделяются на законные интересы члена семьи, потребителя и пр.

    Проводится классификация и по отраслевой распространенности. Так, существует конституционный законный интерес (пример: стремление к повышению общественного благосостояния, улучшению системы здравоохранения и пр.), гражданский, уголовно-процессуальный и так далее. Ученые проводят также разделение в зависимости от уровня. Законный интерес может быть общим (участника процесса в вынесении обоснованного решения) и частным (гражданина в определении конкретных фактов, подтверждающих его невиновность). В зависимости от характера выделяют дозволения имущественные и неимущественные. К первым относят законный интерес в качественном и полном удовлетворении нужд в области бытового обслуживания, ко вторым – стремление обвиняемого встретиться со своими близкими.

    Специфика

    Рассматривая законный интерес, понятие, признаки существующих дозволений, необходимо отметить ряд отличительных черт. Рассматриваемый институт:


    Сущность

    Если юридическая дозволенность не нуждается в необходимом правовом поведении иных лиц как в инструменте обеспечения, то она возводится в категорию законного интереса. Его можно считать определенной возможностью, имеющей преимущественно фактический, социальный, но не нормативный характер. Он выражает разрешенность конкретных действий. Суть законного интереса заключается в простой дозволенности определенной модели поведения. Поэтому его можно представить как своеобразную "усеченную юридическую возможность".

    Взаимосвязь с обязанностью

    Законный интерес позволяет субъекту пользоваться определенным благом, но без конкретных границ разрешенного поведения и возможности требовать от других тех или иных действий. Такая конкретизация отсутствует ввиду того, что ему не соответствует четкая обязанность. В субъективном праве, напротив, она жестко зафиксирована. Обязанность в этом случае позволяет ликвидировать препятствия, которые возникают на пути реализации юридической возможности. При осуществлении законного интереса она не участвует в нейтрализации возникающих помех. Как писал Коркунов, дозволение для одного не является обязанностью для другого. Разрешенное действие может стать правом в том случае, если будут сформулированы запреты на совершение всех препятствующих поведенческих актов. Соответственно, при таких условиях будет установлена и обязанность.

    Исследователи выделяют экономическую, количественную и качественную причины существования законного интереса. Соответственно, специалисты называют и одноименные критерии отграничения рассматриваемого института от такой категории, как юридическая возможность. В законном интересе опосредуются только те стремления, которые нельзя обеспечить финансово, материально. В этом состоит экономический критерий. Количественный признак заключается в том, что законный интерес опосредует стремления, которые нормами не переведены в юридические возможности вследствие быстрого развития общественных отношений. Они не могут быть типизированы ввиду их случайности, индивидуальности, редкости. Качественный признак указывает на то, что законный интерес отражает менее существенные и значимые стремления и потребности. Все это говорит о том, что причины, обуславливающие существование рассматриваемого института, достаточно сложны. Нередко их нельзя установить сразу, определить связь между ними, выделить ключевую из них. В тот или иной период главным критерием может стать любой из указанных выше. В этой связи выявлять их необходимо в каждом конкретном случае.

    Определенность и конкретность

    Кроме указанных выше критериев, существуют и прочие признаки, характеризующие законный интерес. Так, например, юридические возможности формально закрепляются в нормах. Соответственно, они имеют четкую юридическую систему. Законные интересы в основном не отражаются в правовых актах, не обеспечиваются конкретными нормативными предписаниями. Пределы возможностей конкретного лица, таким образом, четко не регламентируются – они исходят из комплекса юридических положений, принципов, дефиниций.

    Степень гарантированности и опосредованности стремлений

    Законный интерес обладает, в сравнении с субъективным правом, меньшим уровнем обеспеченности. Эти категории являются отличными друг от друга путями удовлетворения потребностей и запросов. Законный интерес считается не основным, однако зачастую не менее важным способом. В сравнении с юридической возможностью, он стоит на нижней ступени реализации стремлений. Это обуславливается более насыщенным нормативным содержанием субъективного права. Оно обладает большей стимулирующей силой. В субъективном праве отражаются наиболее значимые законные интересы, жизненно важные для граждан. Для их реализации предусматривается нормативная возможность. Для осуществления законных интересов правовые положение ее не устанавливают.

    Сфера распространения

    В ряде случаев действительно законные интересы могут проникнуть в такие области, в которые не может углубиться субъективное право. Это объясняется наличием определенных границ распространения последнего. Например, невозможно опосредовать в субъективное право единожды и навсегда интерес супруга в приобретении большей части имущества при разделении совместной собственности или рабочего в предоставлении ему отпускных дней только в летний период и так далее. В такие сферы могут проникнуть только юридические дозволения. Законный интерес регулирует ту или иную область посредством собственных механизмов, учитывая особенности отношений и ситуаций.

    Дополнительно

    В юридических изданиях высказывается точка зрения, в соответствии с которой дифференцируют законный интерес и охраняемый законом интерес. Такого мнения, в частности, придерживается Шайкенов. Он указывает на то, что каждый интерес, который выражен в праве, находится под законодательной защитой, в этой связи верным будет рассмотрение их как охраняемых. Существуют стремления и дозволения, которые находятся в сфере нормативного регулирования, но не обеспечены юридическими возможностями. Их, по мнению автора, следует именовать как законные интересы. Однако данную точку зрения не разделяют многие эксперты. Исходя из смысла многих нормативных статей, можно заключить, что понятия законный интерес и интерес, охраняемый законом, не разделяются, а используются в качестве синонимов.

    Теория государства и права Морозова Людмила Александровна

    18.3 Законные интересы

    Законные интересы

    К субъективным правам и юридическим обязанностям непосредственно примыкают законные интересы, т. е. интересы, находящиеся в сфере действия права. Данная категория вызвана к жизни тем, что интерес участников правоотношения не в полной мере обеспечивается субъективными правами. Например, к законным интересам можно отнести заинтересованность гражданина победить на выборах и стать депутатом представительного органа власти. Или истец заинтересован получить в полном размере компенсацию за моральный ущерб, или приобрести право собственности на самовольную застройку на принадлежащем ему земельном участке.

    Законный интерес можно определить как социальное благо, не противоречащее действующему законодательству и обусловленное допускаемой государством юридической возможностью удовлетворять с помощью этого блага свои потребности.

    Законные интересы - это дополнительное юридическое средство обеспечения потребностей личности, общностей людей, юридических лиц. Они адаптируют действующее законодательство к реальным условиям жизни общества.

    Законные интересы имеют немало общих черт с субъективными правами.

    Во-первых, они предполагают удовлетворение собственных интересов субъектов, т. е. являются правовой возможностью субъектов действовать определенным образом.

    Во-вторых, образуют элементы правового статуса личности и юридического лица.

    В-третьих, их реализация осуществляется в форме использования .

    В-четвертых, они представляют собой юридические средства воздействия на общественные отношения.

    В-пятых, имеют правовые пределы своего действия, так как должны соответствовать нормативным правовым предписаниям.

    В-шестых, признаются и защищаются со стороны государства .

    Вместе с тем субъективные права и законные интересы - не тождественные категории. Законные интересы составляют те специальные блага, которые не нашли своего прямого закрепления в нормах права и, следовательно, не отражены в субъективных правах, но они не запрещены, допускаются государством. Более того, они вытекают из смысла, «духа» права. Законные интересы возникают из совокупности правовых норм, правовых принципов и иных правовых установлений.

    Принято выделять следующие особенности законных интересов, отличающие их от субъективных прав:

    1) законный интерес пользуется охраной и защитой со стороны государства, но не обеспечен конкретным субъективным правом;

    2) представляя собой возможность пользоваться определенными социальными благами, законный интерес, в отличие от субъективного права, гарантируется лишь в определенной степени . Законный интерес и субъективные права - это разные возможности : субъективное право непосредственно предусматривается и закрепляется законодателем, а законные интересы всего лишь допускаются . Субъективное право есть дозволенность высшей степени;

    3) законный интерес не предполагает права его обладателя требовать от других лиц поведения, не нарушающего его интерес (в отличие от субъективного права). Но законный интерес - самостоятельный объект правовой охраны, поэтому любое лицо может обратиться в компетентные органы за защитой своего законного интереса;

    4) реализация законных интересов лишь в самом общем виде гарантирована государством, но не означает обязанности соответствующих органов устранять препятствия на пути удовлетворения субъектом своих законных интересов.

    Несмотря на различия категорий «законные интересы» и «субъективные права», возможны переходы законных интересов в субъективные права и последних в законные интересы. Это происходит под воздействием изменений общественных отношений, потребностей людей, ситуаций в обществе, правовой политики государства и т. д. Так, предложения и рекомендации ученых по совершенствованию действующего законодательства, внесению в отдельные акты поправок, дополнений, корректировок во многих случаях свидетельствуют о появлении реальных законных интересов общества, отдельных социальных групп и слоев населения.

    Один из сложных в юридической науке вопросов - обеспечение правовыми средствами законных интересов.

    Чаще всего среди таких средств называют охрану и защиту законных интересов. При этом охрана осуществляется системой правовых норм, признающих такого рода интересы. Например, в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ закреплено: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов (выделено мной - Л.М. ) других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Другое конституционное положение о признании законных интересов содержится в ч. 3 ст. 36: «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов (выделено мной - Л.М .) других лиц».

    Данными установлениями государство берет под свою охрану законные интересы в указанных сферах. Необходимость в защите этих интересов возникает при их нарушении, создании препятствий для их реализации. Иными словами, к защите законных интересов можно прибегнуть при их нарушении или угрозе нарушения .

    Законодательное закрепление законных интересов предполагает в первую очередь их самозащиту . Некоторые ученые предполагают, что самозащита - главное средство правового обеспечения законных интересов, поскольку требует от их носителей правовой активности.

    Самозащита получила закрепление на конституционном уровне. В ч. 2 ст. 45 Конституции РФ установлено: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Право человека самостоятельно защищать свои права и свободы впервые было сформулировано в Итоговом документе Венской встречи представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в 1991 г.

    Самозащита представляет собой комплексный, межотраслевой институт права, включающий в себя нормы конституционного, уголовного, гражданского, административного, трудового и других отраслей права. Самозащита относится к естественным неотъемлемым правам человека и принадлежит каждому независимо от гражданства, места жительства или места пребывания, общественного и государственного строя страны, имеет непосредственный характер реализации.

    Чаще всего выделяют следующие черты самозащиты:

    1) осуществляется собственными силами и мерами лица, однако допускается помощь других граждан и юридических лиц;

    2) не может применяться в превентивных (предупредительных) целях, а только в момент совершения правонарушения или непосредственно после него;

    3) не должна выходить за пределы закона и необходимых границ;

    4) закон не предусматривает для самозащиты каких-либо специальных действий фактического характера.

    Самозащиту можно определить как дозволенные законом действия фактического характера, направленные на принудительное пресечение посягательств на права и законные интересы личности или их восстановление без обращения в компетентные органы.

    Существует и иное, более компактное определение понятия самозащиты. Это совокупность средств и способов реализации личностью своих прав и законных интересов в случае их нарушения или посягательства на них.

    Самозащита предполагает использование различных способов, например обращение в средства массовой информации; публичные выступления; объединение с другими гражданами для отстаивания своих прав и законных интересов; обращение в правозащитные организации; фактические действия, включая необходимую оборону, крайнюю необходимость и др. Таким образом, самозащита предполагает широкий спектр действия человека, осуществляющего свое объективное право на самозащиту, в том числе и право воспользоваться помощью других лиц и организаций негосударственного профиля.

    Помимо самозащиты, большую роль в защите законных интересов играет правоприменительная практика . Высшие судебные органы России в своих решениях обращают внимание на судебную защиту именно законных интересов и отменяют решения нижестоящих судебных инстанций, если они не учитывают законные интересы сторон правового спора. В ст. 139 АПК РФ предусмотрено, что мировое соглашение сторон не может нарушать права и законные интересы других лиц и противоречить закону.

    В ряде правоприменительных актов указывается на необходимость учета законных интересов потребителей при их нарушении со стороны недобросовестного производителя.

    В случае воспрепятствования осуществлению законных интересов их обладатель может обратиться в суд с иском об устранении препятствий, мешающих реализации его законных интересов. По решению суда, если оно признает такого рода препятствия неправомерными, они подлежат устранению.

    Законные интересы обеспечиваются и правом обжалования незаконных действий (или бездействия) соответствующих государственных органов, препятствующих, к примеру, получению предпринимателем лицензии на занятие определенным видом деятельности.

    В приведенных случаях удовлетворение принудительными мерами законного интереса субъекта служит основанием возникновения у него субъективного права, т. е. выступает своего рода «предправом».

    К дискуссионным относится вопрос о возможности наступления юридической ответственности за нарушение законных интересов. В действующем законодательстве о подобной ответственности ничего не говорится. Тем не менее некоторые ученые считают, что поскольку законный интерес носит правомерный характер, то виновное противодействие осуществлению законных интересов в форме активных действий , а не бездействия субъекта (так как субъект не обязан содействовать реализации законных интересов), должно повлечь за собой юридическую ответственность. Если же законные интересы нарушаются невиновно (нет вины), то юридическая ответственность не может возникнуть.

    Надо отметить, что проблема законных интересов исследована отечественной юридической наукой недостаточно, и еще ожидает своего более глубокого и всестороннего изучения и надлежащего обоснования.

    Из книги Гражданский кодекс РФ. Часть вторая автора Законы РФ

    Статья 928. Интересы, страхование которых не допускается 1. Страхование противоправных интересов не допускается.2. Не допускается страхование убытков от участия в играх, лотереях и пари.3. Не допускается страхование расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях

    Из книги Гражданский процессуальный кодекс автора Законы РФ

    Статья 52. Законные представители 1. Права, свободы и законные интересы недееспособных или не обладающих полной дееспособностью граждан защищают в суде их родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом.2. По

    Из книги Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации Текст с изм. и доп. на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

    СТАТЬЯ 52. Законные представители 1. Права, свободы и законные интересы недееспособных или не обладающих полной дееспособностью граждан защищают в суде их родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом.2. По

    Из книги Страхование автора Скачкова Ольга Александровна

    20. Объекты страхования: имущественные интересы Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» дает понятие объектов страхования (ст. 4): объектами страхования являются имущественные (страховые) интересы.Объект страхования – имущественный интерес, который является одним

    Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

    Статья 928. Интересы, страхование которых не допускается 1. Страхование противоправных интересов не допускается.2. Не допускается страхование убытков от участия в играх, лотереях и пари.3. Не допускается страхование расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях

    Из книги Гражданский процесс автора Викут Маргарита Андреевна

    Глава 8 Субъекты, защищающие в гражданском судопроизводстве от своего имени права, свободы и законные интересы других лиц Вопросы к теме1. Основания и цель участия в гражданском судопроизводстве органов государственной власти, органов местного самоуправления,

    Из книги Штрафы и пени. ГИБДД, кредиты, ЖКХ, налоги автора Садовая Людмила Леонидовна

    Законные основания остановки ТС Согласно пункта 63 «Административного регламента» (он расширен по сравнению с п 13.7 устаревшего «Наставления по работе ДПС»), основанием для остановки транспортных средств являются: а) установленные визуально или

    Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 21 октября 2011 года автора Коллектив авторов

    СТАТЬЯ 928. Интересы, страхование которых не допускается 1. Страхование противоправных интересов не допускается.2. Не допускается страхование убытков от участия в играх, лотереях и пари.3. Не допускается страхование расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях

    Из книги Гражданское процессуальное право автора Власов Анатолий Александрович

    Глава 8 Субъекты, защищающие в гражданском процессе от своего имени права и законные интересы других лиц § 1 Основания и цель участия Участие в гражданском судопроизводстве органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан,

    Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

    Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

    12.5 Право и социальные интересы Интересы, как известно, составляют основу жизнедеятельности человека и общества, служат движущим фактором прогресса, в то время как отсутствие реального интереса способно привести к краху различных реформ и программ. Общественно значимые

    Из книги Экзамен на адвоката автора

    Вопрос 210. Дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций. Гражданские дела об

    Из книги Судебная практика по гражданским делам. Споры о защите прав потребителей автора Кратенко Максим Владимирович

    2.7. Запрет включения в договор условий, ущемляющих законные интересы потребителя Проблема включения в договор условий, ущемляющих законные права потребителя (ст. 16 Закона), по-прежнему является малоисследованной. Подобное злоупотребление со стороны исполнителя образует

    Из книги Наследство в России. Игра по правилам и без автора Чудинов Дмитрий

    Зачем владеть? Интересы и ценности Родовой бизнес, который сохранялся в Европе многими поколениями, процветает, как правило, в «традиционных областях» – производство фарфора, вин, коньячные дома, фермерские хозяйства, гостиницы.Вопрос, который сейчас наиболее актуален

    Из книги Стандарты справедливого правосудия (международные и национальные практики) автора Коллектив авторов

    1. Интересы правосудия как основание для назначения защитника Критерии, учитываемые при назначении защитника по уголовным деламМеждународные договоры и рекомендательные документы не расшифровывают понятие «интересы правосудия», требующие назначения защитника. Это

    Из книги Избранные труды по гражданскому праву автора Басин Юрий Григорьевич

    Сделки с «самим собой» и интересы третьих лиц По внешней правовой форме юридическое лицо является равноправным с учредителем и формально не зависимым от него, не подчиненным ему участником гражданского оборота. Между ними возможны договорные отношения с юридическим