Войти
Образовательный портал. Образование
  • Как приготовить классические вареники с творогом
  • Как сделать тесто для яблочной шарлотки Как приготовить шарлотку с яблоками песочное тесто
  • Отечественной войны 2 степени
  • День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Публичное и приватное право. Что к сфере частного права относится? Международное частное право

    Публичное и приватное право. Что к сфере частного права относится? Международное частное право

    1. Понятие и особенности частного права. Развитие системы частного права в России.

    Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

    Частное право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения между физическими и юридическими лицами, то есть те отношения, которые возникают между равными субъектами, не носят публичного характера. Предметом РЧП является система правовых норм.

    Если частное право - область свободы и частной инициативы, то публичное - сфера власти и подчинения. Частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семей но-брачного, трудового права

    Для частного права характерны:

    Свободное двустороннее волеизъявление, использование договорной формы регулирования;

    Равенство сторон;

    Преобладание диспозитивных норм;

    Ориентация на удовлетворение частных интересов.

    Предметом регулирования частного права является область «частных дел»: сфера статуса свободной личности, частной собственности, свободных договорных отношений, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

    1. Регулирование отношений частных лиц между собой. Экономическая независимость и самостоятельность участников частноправовых правоотношений закрепляются путем признания их юридического равенства. Юридическое, а не экономическое (фактическое) равенство означает лишь отсутствие принудительной власти одного участника частноправовых отношений над другим, и в то же время это неравенство в содержании конкретных прав сторон (например, в отношениях займа должник, как правило, вообще не обладает никакими правами, поскольку на нем лежит лишь обязанность вернуть долг).

    2. Обеспечение частного интереса с акцентированием внимания на экономической свободе, свободном самоизъявлении и равенстве товаропроизводителей, защите собственности от произвола государства.

    Получение участниками частноправового правоотношения необходимых результатов в виде удовлетворения тех или иных имущественных или личных неимущественных благ зависит, прежде всего, от их инициативы и умения организовать свои отношения, что несет в себе известный имущественный или коммерческий риск.

    3. Обеспечение свободного волеизъявления субъектов при реализации своих прав.

    Здесь государственная власть принципиально воздерживается от непосредственного и властного регулирования отношений. Такими субъектами прав в большинстве случаев являются отдельные индивиды – люди, но, сверх того, и различные искусственные образования – корпорации или учреждения, так называемые лица юридические. Все эти маленькие центры предполагаются носителями собственной воли и собственной инициативы, и именно им предоставляется регулирование взаимных отношений между собой. Государство не определяет этих отношений от себя и принудительно, а лишь занимает позицию органа, охраняющего то, что будет определено другими.

    4. Широкое использование договорной формы регулирования.

    Самостоятельность и независимость участников, как правило, исключает возникновение между ними каких-либо правоотношений помимо их согласованной или общей воли. Поэтому наиболее часто встречающимся, однако не единственным основанием возникновения прав и обязанностей участников гражданского оборота является договор – соглашение двух или нескольких лиц об установлении изменений или прекращении прав и обязанностей.

    5. Включение в себя норм, обращенных к субъективному праву и обеспечивающих судебную защиту.

    Независимость и равенство участников предполагает, что возникающие споры между ними разрешают только независимые от них органы, не связанные с ними организационно-властными, имущественными, личными или иными отношениями. Поэтому защита гражданских прав и разбирательство возникающих конфликтов предусматривают судебную защиту, которая осуществляется судами общей юрисдикции, арбитражными или третейскими судами.

    6. Преобладание диапозитивных норм, рассчитанных на самоответственность по своим обязательствам и действиям.

    Предоставление сторонам права самим определять свои взаимоотношения и их содержание отражается в преобладании диспозитивных гражданско-правовых норм, позволяющих участникам самостоятельно избирать наиболее целесообразный для них вариант поведения и по своему усмотрению использовать или не использовать предоставляемые им гражданским правом средства защиты их интересов.

    Метод частного права преимущественно диспозитивный: метод юридического равенства сторон, метод разрешения конфликтов в судебном порядке, метод договорного характера правоотношений.

    Индивидуализм - (лат. idividuum - неделимое) - философско- этический принцип, утверждающий приоритет & и автономию личности перед любой формой социальной общности. Возможны два подхода к рассмотрению И.: концептуальный в совокупности философских, этических, идеологических, политических аспектов; и практический, выражающий реальную жизненную позицию.

    Принцип индивидуализма включает следующие представления и идеи:

    Все ценности (прав человека, свободы, демократии, справедливости) являются личностно-центрированными,

    В моральном и правовом отношении все индивиды равны и равноценны в своих правах и обязанностях перед сообществом,

    Естественная природа человека дает основание для веры в изначальную доброту и порядочность человека,

    Никто и ничто не может никогда использовать индивида как средство для достижения целей других членов или структур сообщества,

    Каждый индивид обладает свободой выбора,

    Сообщество является средством для развития и реализации индивида, а не наоборот.

    Частное право в России

    Регулирование частно-правовых отношений в России берет свое начало с появления первого памятника российского права - Русской правды. Впоследствии частное право получило свое развитие в судебниках 1497 года и 1550 года, Соборном уложении 1649 года. Однако развитие частного права в России в период XVII - XVIII веков существенно тормозилось институтом крепостного права приводившим к отсутствию частнокапиталистического хозяйства. Право собственности - основная категория всего частного права - в Российском государстве воспринималось как привилегия дворянства. Лишь после реформы Александра II право собственности стало «общеправовой нормой» и частноправовые отношения начали развиваться в полной мере. Октябрьская революция 1917 года и приход к власти большевиков привел к политике отрицания частного права как такового и обоснованности его существования.

    Лишь после перестройки, с переходом России на систему рыночной экономики, был осуществлен возврат к частно-правовым ценностям, нашедший свое воплощение в новом Гражданском кодексе и иных законах.

    Следует иметь в виду, что для отечественного хозяйства эта проблема всегда имела и имеет особую остроту. Дело в том, что сферы частного права как области, по общему правилу закрытой для произвольного вмешательства государства, в истории России почти не было. Еще в конце XVII - начале XVIII в., когда в западноевроᴨȇйских государствах активно развивалось частнокапиталистическое хозяйство, русский царь был вправе по своему соизволению изъять любое имущество у любого подданного (как это, например, делал Петр I, требуя денег на ведение различных войн). Только во второй половине XVIII в. Екатерина II в виде особой привилегии разрешила дворянству иметь на праве частной собственности имущество, которое не могло стать объектом произвольного изъятия в пользу государства или каких-либо обременении "в казенном интересе". Для всех остальных сословий такое имущественное положение даже юридически стало возможным только после реформ Александра II, т.е. во второй половине 60-х гг. XIX в. и существовало лишь до 1918-1922 гг.

    Рассмотрим соотношение частного и публичного право , установим специфику и места пересечения сфер их регулирования.

    Развитый правопорядок современных государств основан на существовании двух видов правового регулирования : частного и публичного.

    Гражданское право наиболее ярко показывает в своих правилах частноправовое регулирование с присущими ему принципами юридического равенства и самостоятельности участников отношений, неприкосновенности их имущества и частной собственности, свободы договоров и соглашений, запрета произвольного вмешательства государства в частные дела.

    В настоящее время заметно усложнился имущественный оборот , объектами которого стали, например, имущественные права, зафиксированные в электронной форме. При этом появилась система отношений, которые связаны с созданием и использованием разных результатов интеллектуальной работы изобретателей, прав производителей фонограмм и т.д.

    Указанные процессы изменили, но не отменили принципы правовой системы, которая основывается на фундаментальном разграничении частного и публичного права.

    Деление права на частное и публичное базируется на разнице частных и публичных интересов, которая была отмечена еще в римском праве . Отмечалось, что публичное право относится к сфере ответственности Римского государства, а частное право - к пользе отдельных лиц. Соответственно можно было бы предположить, что частное право - это часть объективного права, регулирующая взаимоотношения частных лиц, которые основаны на их интересах.

    При этом подобное регулирование производится преимущественно при помощи правил диспозитивного или восполнительного (субсидиарного) , но не императивного (обязательного) характера. Однако и частноправовой области присутствуют императивные и публичные подходы регламентирования общественных отношений.

    В частноправовом регулировании императивный характер обычно имеют правила, которые определяют правовой статус участников имущественных отношений и правовой режим их имущественных прав, т.е. состояние (статику ) частноправовых отношений. В исключительных случаях императивный характер имеют нормы, определяющие правила самого имущественного оборота, т.е. развитие (динамику ) подобных отношений.

    Таким образом, не все нормы частного права имеют диспозитивную природу. При этом сами диспозитивные нормы также имеют общеобязательный характер и в данном смысле предписывают принудительные правила поведения.

    Следовательно, назначение частного права заключается не в разрешении либо исключении вмешательства государства в частные дела граждан, а в ограничении подобного публичного вмешательства. Это должно проявляться в установлении частным правом для публичного элемента строгих рамок, форм и ограничений. Как показывает исторический опыт, избыточное присутствие государства в экономике также становится базой для злоупотреблений представителей публичной власти. Однако в некоторых случаях взаимодействие и взаимовлияние частного и публичного права является необходимым.

    Частное право построено на принципах координации и согласования деятельности юридически равных участников регламентируемых отношений, которые реализуют собственные частные интересы. Поэтому частное право представляет собой систему их децентрализованного регулирования, в большой мере - саморегулирования.

    Публичное право основано на принципе субординации и подчинения неравноправных субъектов , функционирование которых обусловлено реализацией государственных и общественных публичных интересов. Поэтому оно представляет собой систему централизованного регулирования для соответствующих отношений.

    Следует отметить, что юридическое оформление отношений , например в сфере государственного управления, не может быть построено на принципах самостоятельности и свободы их участников, поскольку эти отношения по самому своему характеру нуждаются в централизованном воздействии и иерархической подчиненности всех субъектов.

    Напротив, экономические отношения рыночного товарообмена подразумевают предоставление их участникам максимальной свободы действий, что стимулирует их предприимчивость и инициативность. Даже при самой настоятельной потребности в публичных ограничениях (например, в условиях военного времени), сфера частного права никогда не устраняется в полном объеме. Это объясняется тем, что невозможно устранить частный интерес и связанные с ним товарообмен и товарное хозяйство.

    Предмет и метод правового регулирования, лежащие в основании деления системы права на отрасли, определяются глубинным делением права на две подсистемы: частную и публичную , известные еще со времен Древнего Рима. По известной формуле римского юриста Ульпиана, публичное право относится к положению государства, частное - к пользе отдельных лиц.

    Публичное и частное право - это, с одной стороны, противоречивые, а с другой - взаимосвязанные грани права. Сегодня правовые системы многих цивилизованных стран основываются на принципе разделения права на частное и публичное (ФРГ, Франция, Италия, Испания и др.). Мировая юридическая наука признает деление права на частное и публичное в известной мере условным, но необходимым.

    Представим деление права на частное и публичное с указанием предмета, признаков, метода, относящихся к каждому из них:

    Предмет регулирования публичного права Предмет регулирования частного права
    - область «государственных дел»: сфера устройства и деятельности государства как публичной власти, всех публичных институтов, аппарата государства, административных отношений, государственной службы, уголовного преследования и ответственности, принципов, норм и институтов межгосударственных отношений и международных организаций и т.д. - область «частных дел»: сфера статуса свободной личности, частной собственности, свободных договорных отношений, наследования, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств и тд.
    Признаки публичного права: Признаки частного права:
    1) регулирует отношения между государственными органами либо между частными лицами и государством; 2) обеспечивает публичный интерес - акцентирует внимание на запретах, обязанностях людей(подданных) перед государством; 3) обеспечивает одностороннее волеизъявление субъектов права; 4) предполагает широкую сферу усмотрения; 5) содержит нормы общие и безличные, имеющие нормативно-ориентирующее воздействие; 6) характеризуется преобладанием директивно-обязательных норм, рассчитанных на иерархические отношения субъектов и субординацию правовых норм и актов; 7) широко использует новейшие технические приёмы. 1) регулирует отношения частных лиц между собой; 2) обеспечивает частный интерес: акцентирует внимание на экономической свободе, свободном самоизъявлении и равенстве товаропроизводителей, защите собственников от произвола государства; 3) обеспечивает свободное волеизъявление субъектов при реализации своих прав; 4) предполагает широкое использование договорной формы регулирования; 5) содержит нормы, обращенные к субъективному праву и обеспечивающие судебную защиту; 6) характеризуется преобладанием диспозитивных норм, рассчитанных на самоответственность по своим обязательствам и действиям; 7) сохраняет классическую юридическую технику.

    Критерии отнесения норм к частному или публичному праву:

    1) интерес (публичный, государственный интерес - область публичного права, частный - область частного права);

    2) предмет правового регулирования (частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, публичному - неимущественные);

    3) метод правового регулирования (в публичном праве - метод субординации, в частном - координации);

    4) субъектный состав (публичное право регулирует отношения частных лиц с государством или между государственными органами, частное - частных лиц между собой).

    Таким образом, отрасли права можно разделить на те, у которых преобладают начала публичного права, и те, у которых превалируют начала частного права. Для первых характерен императивный (соподчинения) метод правового регулирования, для вторых - диспозитивный (автономии).

    Преобладание в отрасли права начал публичного (или частного) права не исключает наличия в ней норм частного (или публичного) права и соответственно определенного сочетания императивного и диспозитивного методов регулирования, что свидетельствует об отсутствии «чистых» отраслей права.

    Например, предпринимательское право - система норм, регулирующих имущественные (товарно-денежные) и управленческие отношения. Если методом регулирования первых является диспозитивный (ориентирован на равенство сторон-предпринимателей), то вторых - императивный (в отношениях предпринимателей и органов управления он предусматривает обязательные управленческие акты, адресованные предпринимателям - в пределах компетенции управленческого органа).

    Экологическое, аграрное, земельное право в силу специфики предмета правового регулирования требуют сочетания нескольких методов правового регулирования.

    В экологическом праве применяются: императивный (властный) метод, необходимый для обеспечения выполнения экологических предписаний; диспозитивный метод равенства сторон и свободного волеизъявления, необходимый для рационального использования природных ресурсов, экономических мер регулирования качества окружающей среды.

    Земельное право также сочетает в себе элементы ведущих методов (императивный) административного и (диспозитивный) гражданского права.

    Процессуальным отраслям права - гражданскому процессуальному праву и уголовному процессуальному праву - свойственны элементы как диспозитивного, так и императивного метода, при превалировании одного из них. Разумеется, система методов правового регулирования находится в постоянном движении, динамике.

    Материальное право - это совокупность отраслей (и подотраслей) права, в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов.

    К отраслям материального права относятся:

    § конституционное право - закрепляет основы конституционного строя страны, правового положения личности, систему государственных органов и их основные полномочия. Главным нормативным актом этой отрасли является Конституция РФ. Конституционное право в последние годы получило бурное развитие. Вот почему в его составе начинают просматриваться такие подотрасли, как гуманитарное право (основные права и свободы человека), избирательное право, парламентское право;

    § административное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе деятельности исполнительных органов государства. Основной нормативный акт - Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП);

    § финансовое право, которое в своем составе имеет три подотрасли (бюджетное, налоговое, банковское право), регулирует доходы и расходы государства (источники и порядок получения доходов, направления их использования). Основные нормативные акты - Бюджетный кодекс РФ (БК), Налоговый кодекс РФ (НК); Закон о банковской деятельности;

    § предпринимательское право - это система норм, регулирующих экономические рыночные отношения, среди которых наиболее значимыми по содержанию являются корпоративные (внутрифирменные) отношения, а также отношения по управлению хозяйственным комплексом. Если в основе первых лежит принцип автономии, то вторые регулируют отношения предпринимателей с органами управления и основаны на началах подчиненности. Основные нормативные акты - Закон об ограничении монополистической деятельности, Закон об акцио-нерных обществах и др.;

    § гражданское право - наиболее объемная отрасль системы права. Оно регулирует разнообразные имущественные отношения. Гражданским правом охраняются и такие личные неимущественные права, как честь и достоинство гражданина. Гражданский кодекс РФ (ГК) - основной нормативный акт. Граж-данское право имеет подотрасли: авторское право, патентное право, наследственное право, торговое право. Некоторые ученые склонны считать их самостоятельными отраслями права;

    § жилищное право, являясь пока в основном подотраслью гражданского права, регулирует порядок предоставления и использования жилья. Основной нормативный акт - Жилищный кодекс РСФСР;

    § семейное право регулирует брачно-семейные отношения. Основной нормативный акт - Семейный кодекс РФ;

    § природоресурсное право определяет порядок владения, пользования и распоряжения природными ресурсами - землей {Земельный кодекс РФ), недрами (Закон о недрах), водой {Водный кодекс РФ), воздухом (Воздушный кодекс РФ), лесными богатствами (Лесной кодекс РФ);

    § экологическое право выделяется в самостоятельную отрасль, но этот процесс практически уже завершен. Оно регулирует защиту природных объектов и всей окружающей среды. Закон об охране окружающей среды - основной нормативный акт. Охранительные нормы экологического права имеются также во многих нормативных актах (УК, КоАП, ГК и др.);

    § трудовое право регулирует общественные отношения, связанные с применением наемного труда. Основной нормативный акт - Трудовой кодекс РФ (ТК).

    Право социального обеспечения - подотрасль трудового права, главным нормативным актом которого является Закон о государственных пенсиях;

    уголовное право - система норм, которые устанавливают, какие деяния являются общественно опасными, т. е. преступлениями, и какое наказание за их совершение применяется. Основной нормативный акт - Уголовный кодекс РФ (УК).

    Процессуальное право

    Процессуальное право - это совокупность отраслей, основная задача которых - установление порядка осуществления и защиты прав и обязанностей субъектов.

    К числу наиболее «старых» процессуальных отраслей относятся:

    § уголовно-процессуальное право (уголовный процесс) объединяет нормы, определяющие порядок назначения наказания. Основной нормативный акт - Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК);

    § гражданско-процессуальное право (гражданский процесс) регулирует порядок рассмотрения споров, в которых хотя бы одной из сторон выступает гражданин (споры трудовые, жилищные, имущественные, семейные, наследственные и др.). Основной нормативный акт - Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК);

    § арбитражно-процессуальное право (арбитражный процесс) регулирует порядок рассмотрения споров между организациями, организациями и государственными органами. Основной нормативный акт - Арбитражный процессуальный кодекс РФ (ЛПК).

    В процессе становления находятся и некоторые другие отрасли процессуального права: конституционный процесс, административно-процессуальное право, налогово-процессуалъное право, бюджетный процесс, избирательный процесс, дисциплинарный процесс и др.

    Особую группу отраслей процессуального права составляют отрасли, регулирующие процесс исполнения решений юрисдикционных органов:

    § уголовно-исполнительное право регулирует процесс исполнения мер уголовного наказания в связи с исправительно-трудовым воздействием. Основной нормативный акт - Уголовно-исполнительный кодекс РФ (УИК);

    § гражданско-исполнительное право регулирует вопросы принудительного исполнения решений судов в части имущественных взысканий, а также совершения в пользу граждан, юридических лиц определенных действий. Основные нормативные акты - Закон «Об исполнительном производстве», Закон «О судебных приставах».

    Особое положение занимает международное право - система норм, регулирующих отношения между государствами в процессе их борьбы и сотрудничества. Оно делится на международное публичное и международное частное право. Вопрос о правовой природе норм международного права является спорным, так как им не свойственен основной системообразующий признак права - обеспечение норм права государственным принуждением. Исполнение же норм международного права, как правило, зависит от доброй воли самих государств.

    С возникновением новых, прогрессивных отношений, требующих правового регулирования, система права пополняется новыми нормами, институтами, подотраслями, отраслями, становится более совершенной и эффективной.

    Система права, как и общественная жизнь, подлежит охране со стороны государства. Поэтому функции формы права может выполнять не любая форма выражения правовых норм, а только та, которая обладает свойством официальности.

    Очень часто понятия «форма права» и «источник права» отождествляются. Строго говоря, это все же разные понятия.

    Источники права - это обстоятельства, вызывающие появление права, его действие. В этом смысле «источник» - это как бы корень, из которого растет могучее дерево, называемое правом. Источником права являются объективная реальность, т. е. развивающиеся общественные отношения (способ производства, существующие формы собственности, хозяйственные, политические, культурные, социальные связи и т. п.), воля народа (в основе референдумных норм), воля государства (в основе законодательных норм), воля граждан (в основе корпоративных и договорных норм).

    1.2. МЕЖДУНАРОДНОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ (ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ) ПРАВО
    Между международным и национальным (внутригосударственным) правом - этими самостоятельными правовыми системами - существует тесная взаимосвязь. Национальные правовые системы оказывают влияние на формирование норм международного права (например, двусторонние соглашения о режиме государственной границы отражают национальные законы о границах соответствующих стран; установления конституций учитываются при согласовании положения договора о порядке вступления его в силу и т.д.). Международное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство, и это влияние постоянно возрастает (например, в части обеспечения основных прав человека, защиты окружающей среды). Принимая на себя международное обязательство, государство обязано обеспечить его фактическое выполнение на всей своей территории, всеми органами и лицами, находящимися под его юрисдикцией. Система мер, обеспечивающая такое выполнение, называется имплементацией. Имплементация международного права достигается различными способами. Государство может по конституции признать непосредственное (прямое) действие норм международного права на своей территории (это называют иногда генеральной рецепцией). Предусмотреть, что в случае расхождения какого-либо положения международного права с национальной нормой преимущественную силу имеет норма международного права. Государство нередко включает положения взятых на себя международных обязательств в национальное законодательство. Такой метод именуется иногда трансформацией. Государство в общем случае не может ссылаться на свое национальное законодательство (в том числе на конституцию) для оправдания несоблюдения международного обязательства. О единственном исключении (о положениях национального права, касающихся компетенции заключать договоры) речь пойдет ниже. В теории поставлен вопрос о примате международного права над национальным или наоборот. Согласно распространенной точке зрения примат международного права означает его главенствующую роль в сопоставлении с национальными правовыми системами. Вместе с тем нельзя не признать, что у каждого государства имеются свои национальные интересы, которые объективно могут быть конкурентными. Поэтому задача заключается в том, чтобы, не нарушая международного права, поставить его в основу гармонизации разных национальных интересов государств. ТЕОРИЯ В плане оценки соотношения международного и национального (внутригосударственного) права существуют разные мнения. Монистическая теория исходит из единства двух правовых систем. Дуалистическая теория признает наличие двух самостоятельных правовых систем, которые развиваются параллельно, никогда не пересекаясь. Преобладающее мнение состоит в акценте на взаимодействии права международного и национального. С точки зрения нормообразования внутригосударственное и международное право являются самостоятельными системами, но с точки зрения правоприменения они неразрывно связаны. 1.3. Объекты международного права ТЕОРИЯ Вопрос об определении объекта международного права сохранил дис- куссионность. Такое определение, писал еще в 1886 г. Н. Коркунов, представляет «большие трудности и, конечно, по этой именно причине вопрос об объекте большинством излагателей международного права обходится полным молчанием. Можно подумать, что международное право - право безобъектное. Но такого безобъектного права, т.е. права ни на что, не допустит, конечно, всякий мало-мальски мыслящий юрист. Право ни на что и есть ничто»1. Ф. Мартенс, называя международное право «правом международного управления», писал: «Объектом права международного управления является совокупность всех жизненных отношений между государствами, общественными группами и частными лицами, которые требуют содействия, покровительства или защиты государственной власти»2. То есть в сочинениях двух знаменитых отечественных специалистов по международному праву еще в XIX в. проявляется разное понимание значения самого термина «объект права». Для Н. Коркунова вопрос об объекте права - это вопрос, по поводу чего возникло и реализуется данное право (т.е. вопрос: I это «право на что»?). Для ф. Мартенса же вопрос об объекте права - это вопрос о том, что же данное право регулирует. Он отвечает на него: «совокупность... отношений между государствами». Но этот последний вопрос, как известно с позиций современной теории права, - этот вопрос о предмете права, а не о его объекте. Для того уровня правовой теории, впрочем, извинительно было не отграничивать предмет права (общественные 1 отношения) от объекта права (тех благ или интересов, по поводу которых общественные отношения регулируются правом), тем более что английское «object» и французское «objet» переводятся на русский язык в разных контекстах словами и «предмет», и «объект». Тем не менее Н. Коркунов и по другим поводам критиковал Ф. Мартенса за «напрасное насилие над рус ским языком», и в данном случае подход Н. Коркунова к значению термина «объект права» выглядит убедительнее. Ближе к Н. Коркунову, чем к Ф. Мартенсу, позиция Ф. И. Кожевникова, который, развивая идеи первого, отмечает, что «чаще всего под объектом международно-правового отношения понимают территорию»3, хотя объекты международных правоотношений - это блага, не ограниченные лишь государственной территорией. Территория «выступает в качестве объекта международно-правовых отношений весьма часто, в особенности после окончания войны, например, в мирных договорах». Эту же позицию развивает В. М. Шуршалов, по мнению которого объектом международного права «следует считать материальные и нематериальные блага и неотделимые от них интересы государства»4. В. М. Шуршалов отмечает, что взгляд Ф. Мартенса «на международные отношения как на объект международного права научно не состоятелен». Получается, «что объектом международно-правовых отношений являются сами эти отношения. Такое утверждение логически и фактически неверно»5. В. М. Шуршалов критикует «взгляд на международные отношения как на объект международного права» и в современной доктрине: «признание И. И. Лукашу- ком международных отношений в качестве объекта международного права вызывает существенные возражения». А. Н. Талалаев пишет: «С точки зрения общей теории государства и права наиболее правильное решение вопроса о понятии объекта международно-правового отношения дано, на наш взгляд, проф. Ф. И. Кожевниковым»6. Эта же позиция отражена в шеститомном отечественном курсе международного права: «Объектом международного правоотношения является все то, по поводу чего субъекты международного права вступают в правоотношения на основе принципов и норм международного права. Таким объектом могут быть материальные и нематериальные блага, действия или воздержание от действий»7. Д. Б. Левин тоже не разделяет точку зрения И. И. Лукашука, в основном солидаризируясь с подходом Н. Коркунова, Ф. И. Кожевникова, В. М. Шуршалова, А. Н. Талала- ева. По мнению Д. Б. Левина, «объект международного права - это какое- либо благо, на которое имеют правопритязания субъекты международного права... Эти блага могут касаться как непосредственных интересов самого государства, так и граждан, лиц, проживающих на его территории, государственных, общественных и частных учреждений. Это могут быть материальные и нематериальные блага. Важнейшим материальным благом, служащим объектом международного права, можно считать государственную территорию»8. Несмотря на такую критику, И. И. Лукашук и в более позднем труде защищает точку зрения Ф. Мартенса: «Под объектом права понимается то, на что направлено его действие, что оно призвано регулировать, в обслуживании чего заключается его социальная функция. В международном праве таким объектом является, как уже говорилось, международные, а точнее межгосударственные отношения»9. Но согласно общей теории права, повторим, общественные отношения составляют не объект, а предмет права10. Отношения, на которые распространяется право, или отношения субъектов права - это и есть предмет правового регулирования11. Объект же права или конкретного правоотношения - это не отношения субъектов права. В курсе общей теории права авторы на примере правоотношения купли-продажи весьма доступно доказывают, что объект правоотношения - вещь и деньги, но не отношения между покупателем и продавцом12. видуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага» (ст. 128). Но не отношения субъектов гражданских прав. Такие отношения являются предметом, а не объектом гражданского права. Аналогично, предметом экологического права или права окружающей среды названы «общественные отношения по поводу природы или окружающей среды»13, а «в качестве объекта правового регулирования в рассматриваемой нами сфере выступает природа (окружающая среда) и ее отдельные элементы - земля, недра, воды и другие связанные с ними интересы»14. Этот же вывод к определению понятий объект и предмет права подтверждается специалистами в области конституционного права15. Нет оснований для того, чтобы, вопреки этому подходу, объектом международного права называть отношения его субъектов, т.е. международные отношения. Такие отношения, повторим, есть предмет международного права. Объекты же международного права - это разнообразные материальные и нематериальные блага и интересы, по поводу которых на данном этапе его развития оформляются международные отношения. Объект международного правоотношения - это то, по поводу чего данное отношение между субъектами международного права оформлено (на основе обычая или договора) и в связи с чем оно реализуется. Например, объектом Конвенции о защите озонового слоя 1985 г. являются не международные отношения, а именно озоновый слой, а целью Конвенции - его защита. Объект Соглашения 1994 г. об осуществлении Части XI Конвенции по морскому праву составляют ресурсы морского дна за пределами национальной юрисдикции (ресурсы Района), а цель Соглашения - рациональное использование таких ресурсов в интересах человечества. Объект и цель договора - это не сугубо теоретические понятия. Согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам в их контексте, а также «в свете объекта и цели договора» (п. 1 ст. 31).

    С давних пор вся совокупность правовых норм, действующих в том или другом государстве, делилась на так называемые частное право и публичное право. Деление права на частное и публичное является качеством его внутренней дифференциации. Такое деление права является естественным, вытекающим из природы отношений между личностью и государством (публичной властью).

    Внутренняя дифференциация права не является его искусственным делением. Она связана с различением в праве относительно самостоятельных частей, образованных вследствие возникновения некоторых более устойчивых связей между его элементами и регулируемыми ими отношениями.

    Поэтому деление права на частное и публичное, осуществляемое и объясняемое на уровне юридической науки (систематика права), есть лишь отражение того строения права, которое оно имеет в реальности.

    Различия между публичным и частным правом обусловлены не только различием интересов субъектов правоотношений или характером регулируемых отношений, но и различием в методах (приемах) правового регулирования. Для публичного права характерен императивный (авторитарный) метод правового регулирования общественных отношений. Прием властного регулирования отношений, помимо положительных сторон, имеет и некоторые отрицательные стороны.

    Государственная власть, монополизируя все сферы общественной жизни, естественно понижает частную заинтересованность и частную инициативу и при известных условиях способна привести к полному подавлению личности. А в частном праве действует диспозитивный (автономный) метод, который характеризуется относительной свободой поведения сторон, их равным положением в правовых отношениях.

    Деление права на частное (jus privatum) и публичное (jus publicum) было представлено еще римскими юристами, которые в качестве основного критерия различения рассматривали характер интересов, защищаемых правом. Один из римских юристов классического периода Ульпиан указывал, что публичное право — это то, которое обращено к статусу, состоянию Римского государства, а частное право — то, которое имеет в виду выгоды, интересы отдельных лиц.

    Такое деление права на частное и публичное было использовано римскими юристами в их практической деятельности при построении институтов права, а в последующем было воспринято правовыми системами многих европейских народов. Особенно это касается тех систем права, которые свойственны государствам, принадлежащим к романо-германской «правовой семье» (Германия, Франция, Италия, Австрия и др.).

    В англосаксонском праве идея деления права реализована несколько иначе. Здесь различаются общее право и право справедливости. Не столь четко данное деление прослеживается и в США. Советская правовая система не признавала деление права на частное и публичное. Господствовало ложное убеждение, согласно которому социалистическое общество исключает автономное существование как частного, так и публичного права, а все сферы правового регулирования якобы подчинены государственному (публичному) интересу.

    Такое положение было связано с тем, что советская правовая идеология не признавала ничего частного, все строилось на этатистских началах, где государственное вмешательство в частноправовые отношения абсолютизировалось. Еще при разработке Гражданского кодекса РСФСР В.И. Ленин писал: «Мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное».

    В условиях авторитарной административно-приказной системы управления, государственной монополизации всех сторон общественной жизни, включая экономику, культуру, искусство и науку, публично-правовой принцип регулирования общественных отношений подчинил себе гражданско-правовые, демократические принципы правового обеспечения имущественных и других отношений.

    Это привело к тормозу развития частной инициативы рыночных экономических отношений, стало препятствием для процесса правообразования, привело к торможению общественного прогресса в целом.

    По этому поводу С.С. Алексеев пишет, что «…под влиянием тоталитарного режима, тотального господства публично-правовых принципов у нас укоренилось, вошло в плоть и в кровь представление о том, что будто бы все «юридическое» целиком исходит от государства, от государственного закона, что везде нужны «разрешения» и «согласия».

    Однако современная система права России с закреплением института частной собственности уже стала признавать деление права на частное и публичное. А это способствует осуществлению перестройки всей системы права в соответствии с принципом: «Все, что не запрещено, — дозволено».

    Разделение права на частное и публичное генетически связано с развитым товарным производством, существованием обменных отношений. Отношения обмена — результат общественного разделения труда и собственности.

    Диалектически связанные единой структурой сферы частного и публичного права возникают, существуют, активно функционируют там, где развиваются материальное производство и товарно-денежные отношения.

    Именно экономический оборот, требующий и независимости от произвола власти, предопределяющий высокоэффективное материальное производство и общественный прогресс, основанный на инициативе и предприимчивости, конкуренции и свободе, порождает автономное частное право и ставит предел публичному праву, придавая ему демократические свойства.

    Интеграция России в мировое сообщество, возврат к идеалам человеческой цивилизации предполагает приоритет прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, что находит отражение в ее законодательстве, в признании частных интересов, которое нужно приветствовать и всемерно поддерживать.

    К частному праву относят те правовые нормы и отношения, которые регулируют негосударственную деятельность. Это могут быть правоотношения между гражданами в области имущественных отношений, семейных отношений, авторских прав, отношения между общественными организациями, кооперативными организациями, иными объединениями, т.е. такие отношения, в которых выражен частный интерес.

    Частное право — это все то, во что не вмешивается государство. Частноправовые отношения — это не отношения соподчиненности, а договорные отношения. В них самим участникам предоставлена возможность автономно, по своей воле и в своих интересах определять свои права и обязанности.

    Частноправовые отношения характеризуются :

    — равенством сторон правоотношений;
    — относительной свободой и самостоятельностью участников правоотношений;
    — взаимными субъективными правами и обязанностями;
    — свободой выбора воли поведения субъектов, обусловленного индивидуальным («частным») интересом, совмещенного с коллективным и всеобщим («публичным») интересом, защита которого передана с согласия общества и по общей договоренности государству, в первую очередь — суду, осуществляющему правосудие по закону и непременно по справедливости.

    Все субъекты частноправовых отношений одинаково равны перед законом и судом и не имеют никаких преимуществ по отношению друг другу. В частном праве действует принцип: «Не запрещенное законом — дозволено». В ряде случаев отдельные принципы частного права распространяются и на публичное право.

    Сфера действия частного права — область творческой инициативы личности, использования своих уникальных способностей и удовлетворения потребностей. Сфера действия публичного права не должна быть главенствующей по отношению к частному, так как в гражданском обществе публичная власть является одним из его институтов.

    Публичная власть не может служить бюрократии и господству государственного аппарата над обществом, напротив, она предназначена для правового регулирования властно-управленческих отношений.

    В Афинах и в Древнем Риме, в которых исторически была распространена индивидуальная частная собственность и определенные формы политической демократии, выделение частного и публичного права было четко выражено.

    Исторически первым возникло частное право на основе имущественных отношений. «Естественно-правовые требования свободы людей, обеспечения статуса автономной личности, — отмечает С.С. Алексеев, — обусловливают необходимость развития (сначала через обычаи, судебные решения, потом через законы) такого рода особой правовой сферы, в которой могут реализовываться экономическая свобода, самостоятельность и равенство людей, в экономике — товаропроизводителей, и которая может защищать достоинство личности, неприкосновенность собственников, права участников оборота от вмешательства государства, от его произвола.

    Вот почему с первых же ступеней цивилизации складывается и получает высокий статус частное право». В тех странах, где частная собственность оказывалась очень ограниченной, разделение права на частное и публичное ограничивалось.

    Однако не следует абсолютизировать «личное начало» в обществе и органически противопоставлять интересы личности интересам общества и государства. Государство как раз и является институтом политической власти, который призван удовлетворять и охранять личные и общественные интересы.

    Деятельность государства, государственных организаций, отношений между гражданами и государственными организациями, между самими государственными органами — область публичного права.

    Публичное право — это правовые нормы и отношения, регулирующие государственную деятельность в публично-правовой сфере (государственное право, административное право, уголовное право, суд и судопроизводство), т.е. такие отношения, в которых выражен государственный интерес.

    Публичное право регулирует отношения по вертикали, а не по горизонтали, т.е. отношения подчиненности. В области публичного права должен действовать не принцип: «Что не запрещено, то дозволено», а принцип: «Разрешено то, что дозволено правом».

    Хотя публичное право и связано напрямую с государством и его властной деятельностью, но в нем вместе с тем должны быть выражены принципы, закрепляющие основные права и свободы личности, их защиту, а также принципы, ограничивающие произвол власти.

    Генетически корни публичного права, как и частного права, кроются в развивающихся общественных отношениях. Это такие общественные отношения, интересы, потребности, без обеспечения которых невозможно удовлетворение как личных интересов, так и общезначимых, публичных интересов общества в целом.

    Устойчивость общества и его жизнедеятельность, функционирование институтов политической, экономической, социальной сфер служат своего рода условием и гарантией реализации частного права. А следовательно, можно сделать вывод: публичное и частное право органически связаны и взаимодействуют между собой.

    Государства современного мира имеют собственные правовые системы, которые во многом схожи между собой, хотя и обладают массой отличительных признаков. В процессе формирования правовые системы создавались из существующих правовых отраслей, регулирующих различные социальные отношения. Следует отметить тот факт, что на момент формирования определённые отрасли уже имели собственное строение, методы реализации, а также выработали собственные принципы действия на социальные отношения. В зависимости от субъектов и предмета все правовые отрасли были поделены на две группы, каждая из которых является неотъемлемым элементом любой правовой системы. В одну группу вошли регулирующие правоотношения, связанные с непосредственным участием государства в лице органов власти. Другая группа состоит из отраслей, влияющих на правоотношения между частными лицами без вмешательства государственных органов. Именно о последней совокупности отраслей, именуемой частным правом, пойдёт речь в данной статье.

    Понятие частного права

    Многие считают частное право исключительно отраслью гражданско-правовых правоотношений, что в корне неверно, хотя бы потому, что частное право является структурой. Согласно научным концепциям, выработанным в настоящее время, частное право - это частица любой правовой системы, благодаря которой регулируются отношения, возникающие между частными лицами. Таким образом, частное право является системой отдельных норм (правовых отраслей), которые охраняют интересы конкретного лица в процессе его взаимодействия с другими Представленное понятие частного права даёт возможность выделить основополагающую особенность - публичный интерес не учитывается в данных правоотношениях.

    Правовые семьи, для которых характерно выделение частного права

    Исторически сложилось так, что не в каждом государстве частное право выделяется как отдельный элемент. Наиболее ярко это можно заметить на примере стран англосаксонской и мусульманской правовой семьи.

    Политическая доктрина этих государств гласит, что абсолютно любая часть права санкционируется государством или же создаётся им. Поэтому даже в частной отрасли должен присутствовать публичный интерес. А вот в странах романо-германской совершенно иной подход. Тут к сфере частного права относится любой вид правоотношений между частными лицами, которые собраны в целые отрасли, что существенно облегчает практическую деятельность юристов.

    История частного права - от Древнего Рима до наших дней

    Как мы уже сказали, к сфере частного права относится и такой фактор, как интересы отдельных лиц, субъектов. Эта особенность была сформирована ещё во времена Древнего Рима.

    Тит Ливий в своих работах указывал на то, что основной свод Законов 12 таблиц, вобрал в себя нормы как публичного, так и частного права. Таким образом, уже в те далёкие времена юристы разделяли отрасли права на две основные группы. Основу деления заложил Ульпиан. По его словам, все то, что составляет пользу для государства, является публичным правом.

    Отсюда следует, что интересы частных особ необходимо относить к частному праву. Благодаря деятельности римских учёных был выведен важный принцип всего частного права - равенство сторон между собой. Учитывая все вышеперечисленные особенности, к сфере частного права относитсяинтерес частных лиц, полностью равных между собой в своих правах и обязанностях. Ещё более сильный толчок к развитию этого вида права был дан в эпоху Ренессанса, а потом в XX веке.

    Признаки частного права

    Существует много научных теорий по поводу признаков, которые наиболее полно характеризуют частное право. На сегодняшний день можно выделить ряд наиболее «классических»:

    1. Частное право - это регулятор взаимоотношений частных лиц.

    2. Обеспечивает реализацию, прежде всего, частного интереса: это волеизъявление, экономическая свобода, равенство сторон.

    3. Превалирование договорной формы реализации своих прав.

    4. В крайних случаях гарантирует защиту нарушенных прав, например в судебном порядке.

    6. Полностью сохранена классическая юридическая техника.

    Система частного права

    На сегодняшний день выделяется ряд правовых отраслей, которые относят к частному праву. Процесс выделения как публичной, так и частной отрасли имеет собственный порядок.

    Другими словами, существуют определённые критерии «оценивания» (интерес, метод, субъекты и предмет). Таким образом, выделяют следующие отрасли частного права:

    1. Семейное.

    2. Гражданское.

    3. Трудовое.

    4. Международное частное право.

    5. Гражданско-процессуальное право.

    6. Жилищное право.

    Мир не стоит на месте, поэтому могут выделяться новые отрасли частного права, исходя из постоянного развития социальных отношений.

    Метод и нормы

    Учитывая который состоит из общественных отношений имущественного характера, следует оговорить особый метод правового регулирования. В частном праве превалирует диспозитивный метод. Его суть в том, что субъект права самостоятельно регулирует своё поведение в тех или иных правоотношениях. То есть допускается лишь регулятивный характер законов (частной отрасли), которые определяют рамки допустимого поведения. Нормы частного права представлены в стандартном трехэлементном виде. В своей структуре они имеют гипотезу, диспозицию и санкцию. Субъекты частного права разделены на две группы - юридические и физические лица. Юридические лица имеют наибольший регламент и правовую свободу именно в гражданском праве, что существенно влияет на роль этой отрасли в предпринимательской деятельности.

    Международная отрасль частного права

    Международное частное право представляет собой совокупность международно-правовых норм законов, нормативных актов внутригосударственного значения, а также международных договоров, обычаев, которые непосредственно регулируют гражданские правоотношения.

    Особенность подобных норм в том, что они осложнены иностранным элементом. (далее - МЧП) существует для имплементации и развития частной отрасли во всём мире путём выработки общих концепций и правовых теорий.

    Источники МЧП

    Постоянно дополняются и эволюционируют, а также создают единую правовую систему международных и внутригосударственных нормативных актов.

    1. Основой МЧС являются прежде всего принципы международного права.

    2. Многие нормы частного права включены в различные международные договоры, например, «Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС)».

    3. Многие аспекты частной отрасли права формируются во внутреннем законодательстве отдельных государств. Что касается РФ, то можно выделить следующие законодательные акты: семейный, гражданский кодекс и федеральные законы.

    4. Арбитражная и судебная практика также вносит значительную лепту в развитие МЧП.

    Субъектный состав МЧП

    Субъектами МЧП могут быть лица, которые способны осуществлять права и обязанности. Существует три основных вида субъектов: физические, юридические лица и государства.

    1. Физические лица участвуют в частных правоотношениях на основе двух категорий: правоспособности и дееспособности. Первый фактор присущ каждому от рождения. Суть его в том, что любой человек имеет права и обязанности, которых его нельзя лишить. Дееспособность - это возможность лица своей деятельностью приобретать обязанности, права. Именно эти два критерия характеризуют физическое лицо как участника, субъекта частных правоотношений и МЧП.

    2. Юридические лица участвуют в правоотношениях МЧП через категорию правоспособности, которая подразделяется на общую и специальную. Общая позволяет реализовать права и обязанности наравне с физическими лицами. Что касается специальной правоспособности, то с её наличием юридические лица могут быть участниками тех правоотношений, которые строго регламентированы законом и разрешаются исключительно для достижения определённой цели.

    В частной отрасли права любого государства юридические и физические лица играют достаточно важную роль. Однако для МЧП наиболее «весомым» субъектом являются государства.

    Государство как основной субъект МЧП

    Международное право регулирует правоотношения между государствами, которые являются центральными субъектами. Именно государства в МЧП могут вступать в самое большое число правоотношений с другими государствами, международными организациями, юридическими, физическими лицами. Известны также прецеденты, когда государство вступало в правоотношения с индивидами. На сегодняшний день в теории МЧП принято разграничивать две группы правовых отношений, в которых государство участвует, а именно:

    Правовые отношения между государствами, международными организациями и государствами.

    Правоотношения между государством с одной стороны, а также иностранными физическими, юридическими лицами с другой.

    Также следует выделить аспекты участия государства в МЧП. О них следует всегда помнить, так как государство не схоже ни с одним субъектом частного права.

    1. Государство является особым субъектом. Его нельзя назвать юридическим лицом, так как оно само регламентирует этот статус своими законами.

    2. В договорах, где одна сторона - государство, применяются национальные нормы права последнего.

    3. Сделки с государством вне зависимости от его политического статуса всегда рискованные, потому что оно обладает суверенитетом.

    4. Государство, как субъект, равно другим субъектам и не имеет никаких привилегий.

    В заключение нужно добавить тот факт, что государственный регламент не может присутствовать в гражданском праве в виде императивных велений. Тем не менее мы выяснили, что к сфере частного права относится ряд правовых отношений между частными лицами, которые должны регулироваться. Поэтому незначительные «поправки» со стороны государства вполне приемлемы.