Войти
Образовательный портал. Образование
  • Пророк мухаммед краткое описание
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Защита прав субъектов хозяйственной деятельности. Формы защиты прав и интересов хозяйствующих субъектов Вопросы для самоконтроля

    Защита прав субъектов хозяйственной деятельности. Формы защиты прав и интересов хозяйствующих субъектов Вопросы для самоконтроля

    Права и интересы хозяйствующих субъектов могут осуществляться и реализовываться ими не только и не обязательно лично, но и опосредованно, т.е. через представителя.

    Гражданское законодательство знает институт представительства , коммерческого представительства, регламентирует порядок и законность оформления их деятельности и полномочий. При изучении этого институт необходимо уяснить, что представительство - это правоотношение, субъектами которого являются представитель и представляемый. Цель представительства и его особенность - осуществление одним лицом (представителем) сделки (правомерного юридического действия) в интересах другого лица и от чужого имени. Основаниями для осуществления этих полномочий служит доверенность и договор поручения.

    Доверенность -- это односторонняя сделка, и, следовательно, подчиняется требованиям, установленным для такого рода сделок (см. ст.ст. 155-156 ГК РФ). Студенту необходимо знать формы доверенности и се действие по срокам, кем подписывается доверенность, порядок прекращение доверенности (ст. 188 ГК РФ).

    Гражданский Кодекс 1995 года впервые вводит понятие передоверия, которое осуществляется путем выдачи доверенности первоначальным представителем новому представителю. При этом необходимо соблюдение двух обязательных требовании: доверенность должна быть нотариально удостоверена, даже тогда, когда первоначальная доверенность была составлена в простой письменной форме; полномочия при передоверии не могут выходить за рамки ограничений, оговоренных в первоначальной доверенности.

    Всякое право, предоставленное гражданину или организации, имеет реальное значение, если оно гарантировано законом, т.е. в конечном счете принудительной силой государства.

    Российским законодательством предусмотрены различные способы защиты прав и свобод граждан, физических лиц и их объединений . Особая роль отводится судебной защите (вспомните теорию разделения властей).

    Судебная защита прав и свобод трактуется ст. 46 Конституции РФ как гарантия их осуществления. Гражданский кодекс развивает и детализирует эту норму применительно к осуществлению гражданских (читай и предпринимательских) прав. Ст. 11 ГК закрепляет два важных положения предоставления судебной защиты, а ст. 12 ГК называет одиннадцать способов защиты гражданских прав. Студенты должны запомнить эти способы защиты и обратить внимание на то, что допускается использование и других методов защиты, не указанных в ст. 12 ГК, если есть прямое указание в законе.

    В гл. 2 ГК урегулированы лишь три способа из одиннадцати: признание недействительным акта, не соответствующего закону, самозащита гражданских прав, возмещение убытков и особо - возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами моечного самоуправления (их должностными лицами). Это объясняется тем, что иным способам защиты посвящены специальные нормы в разделах, относящихся к праву собственности обязательственному праву, а также в главе о сделках.

    Приведенные в законе способы защиты можно сгруппировать и выделить следующие; способы, применяемые только судами; способы, которые могут быть использованы стороной правоотношения как без обращения в суд, так и с помощью суда; самозащиту, т.е. защиту без участия суда. Каждый из перечисленных способов защиты может применяться обособлено или в совокупности с другими способами.

    Право на защиту можно рассматривать как самостоятельное субъективное право, обладающее специфическим содержанием. Оно включает в себя как меры материально-правового характера, так и меры процессуально правового порядка.

    Под самозащитой гражданских прав понимается совершение управомоченным лицом не запрещенных законом действии фактического порядка, направленных на охрану его личных или имущественных прав и интересов.

    Необходимо при рассмотрении этого вопроса разграничить меры фактического характера, предусмотренные законом, либо вытекающие из сложившихся обычно принятых мер. Меры самозащиты имеют и свои границы.

    Однако законодательство выделяет случаи, когда вредоносные действия лиц по защите своих прав признаются правомерными. Речь идет о действиях, совершенных в состоянии необходимой обороны и в условиях крайней необходимости. Этот вопрос уже рассматривался в курсе «Правоведение», в связи с чем могут возникнуть трудности. Студентам следует разобраться, что необходимая оборона и условия крайней необходимости регламентируются как гражданским, так и уголовным правом (ст.ст. 1066-1067 ГК РФ, ст. 37 и ст. 39 УК РФ).

    В связи с судебной защитой, которая осуществляется с помощью исков, возникает юридическое понятие «исковая давность». Вводя это понятие, законодатель определил, что это - "Срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено". Исковая давность выражается в установлении временных пределов для защиты нарушенного права в суде. В ГК установлен общий срок давности в три года. Все нормы исковой давности носят императивный характер, стороны не могут их изменить, в договорном порядке. Истечение срока исковой давности не означает прекращение права и, значит, правового основания защиты своего нарушенного права. Другими словами, студенты должны уметь отличать сроки исковой давности от пресекательных сроков, знать в каких случаях они применяются, обратить внимание на установленные ГК специальные сроки исковой давности (ст. 197 ГК), знать основания приостановления и прерывания исковой давности, а также знать на какие требования исковая давность не распространяется.

    Защита права собственности представляет собой совокупность правовых способов, которые применяются к нарушителям отношений собственности. Глава 20 ГК закрепляет два традиционных правовых иска, служащих защите права собственности и иных вещных прав: виндикационный и негаторный.

    Виндикационный иск - требование собственника о возврате своею имущества из чужого незаконного владения. собственник должен доказать свое право на не требуемое имущество. Незаконный владелец, в свою очередь, может быть добросовестным и недобросовестным. Добросовестный владелец не знает и не должен был знать о незаконности своего владения. Недобросовестный владелец мог и должен знать о незаконном владении. Истребование имущества от добросовестного владельца регламентируется ст. 302 ГК и от недобросовестного владельца (ст. 303 ГК). Негаторный иск представляет собой требование об устранении препятствий в осуществлении права собственности, которые не связаны с лишением собственника владения его имуществом. Обратите внимание, что по негаторному иску сроков исковой давности не существует, требование сохраняется на весь период, пока существует правонарушение.

    Юридическая ответственность является разновидностью защиты прав и интересов лица. Гражданско-правовая ответственность - один из видов юридической ответственности, которому свойственны все признаки характеризующие ответственность. Особенностью гражданско-правовой ответственности является ее исключительно имущественный характер. Восстановление имущественной сферы потерпевшей стороны может быть достигнуто только в том случае, когда ей будут полностью возмещены причиненный вред или убытки.

    Гражданско-правовая ответственность есть одна из форм государственного принуждения, связанная с применением санкций имущественного характера, направленных на восстановление нарушенных прав и стимулирование нормальных экономических отношений равноправных участников гражданского оборота.

    В зависимости от конкретных обстоятельств различают договорную и внедоговорную ответственность . Основное их отличие в том, что договорная ответственность наступает и случаях, предусмотренных законом, а также сторонами в договоре, а внедоговорная - только законом. Гражданские право предусматривает виды ответственности: долевая, солидарная, субсидиарная. Студенты должны знать, чем отличается каждый вид ответственности и случаи их применения.

    Гражданско-правовая ответственность наступает при наличии следующих условий:

    возникновение у кредитора убытков;

    противоправность действий должника;

    причинная связь;

    вина должника.

    Вина в гражданском праве выступает в форме умысла или неосторожности. По степени вины неосторожность делится на грубую и простую. Вспомните из «Правоведения», форма и степень вины обычно не влияют на размер ответственности.

    Ст. 393 ГК возлагает на должника обязанность возместить причиненные убытки, т.е. такие, которые находятся в причинной связи с нарушением обязательства. Противоправными признаются действия лица, которые нарушают требование закона или иных обязательных для сторон правил.

    Понятие убытков раскрывается в ст. 15 ГК. Виды убытков: расходы, которые кредитор произвел или должен был произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества кредитора - все это реальный ущерб. Третий вид убытков - упущенная выгода.

    Одним из способов обеспечения исполнения обязательств - является неустойка. Неустойка -- определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, а также и случае просрочки исполнения.

    Необходимо обратить внимание на применение договорной и законной неустойки.

    Конституция РФ 1993 г. закрепила систему нематериальных благ граждан (Глава 2).

    Новый ГК РФ создал реальные гарантии осуществления личных неимущественных прав граждан в нашей стране. Личные неимущественные права в гражданском праве имеют самостоятельный характер, выполняют роль правового средства обеспечения личной сферы от постороннего вмешательства и требуют применения гражданско-правовых способов их защиты.

    Основные признаки нематериальных благ определены в ст. 150 ГК. Ст. 151 ГК определяет, что моральный вред представляет собой физические или нравственные страдания, которые претерпевает гражданин в результате нарушении или посягательств на его права. Более развернутое определение морального вреда и практика применения компенсации содержится в постановлении Пленума Верховною суда РФ от 20 декабря 1994 г. "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда".

    В настоящее время возмещение морального вреда, причиненного в связи с нарушением имущественных прав граждан, установлено законом "О защите прав потребителей (в редакции от 05.12.95 г.). В ст. 13 этого закона моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем его прав, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, возмещаются причинителем вреда при наличии его вины.

    Необходимо усвоить, что Закон "О защите прав потребителей"" распространяется на граждан только в тех случаях, когда товары, услуги приобретаются исключительно для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли.

    В новых экономических отношениях особое место занимает право на защиту чести, достоинства и деловой репутации. Студенты должны знать понятия: честь, достоинство и деловая репутация. Эти понятия применимы не только для защиты прав гражданина, но и организации, в части защиты деловой репутации юридического лица.

    Студентам необходимо усвоить, что защита чести, достоинства и деловой репутации обеспечивается не только ст. 152 ГК, но и другими институтами гражданского права (например: обвинения в плагиате, в нарушении условий договора и т.п.). При изучении данного вопроса следует обратить внимание на отличие гражданско-правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации от уголовно-правовой. Гражданский закон охраняет честь, достоинство и деловую репутацию как граждан, так и организаций, уголовный - только граждан.

    Цель гражданско-правовой защиты - восстановление нарушенного имущественного интереса.

    Цель уголовно-правовой защиты прежде всего наказание лица, совершившего преступление (ст. 129, 130 УК РФ)

    Судебная защита прав хозяйствующего субъекта осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 11). В ней предусмотрено :

    1. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее – суд).

    2. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суде.

    Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантий их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным ст. 46 Конституции.

    При этом следует иметь в виду три важных положения.

    Во-первых , гражданские права подлежат защите в суде независимо от того, имеется ли соответствующее указание в ГК и иных законах.
    Во-вторых , суд защищает не только права, но и законные интересы, при этом защите подлежит как нарушенное, так и оспариваемое право.
    В-третьих , судебный порядок является преимущественной, но не единственной формой защиты прав.

    Допускается и административный порядок защиты гражданских прав, однако он возможен только в случаях, предусмотренных законом, и за субъектом гражданского правоотношения сохраняется право обжаловать в суде решение, принятое в административном порядке.

    Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" (СЗ РФ, 1997, № 1, ст. 1) установил, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом.

    Согласно п. 4 Федерального конституционного закона к Федеральным судам отнесены :

    Конституционный суд РФ;

    Верховный суд РФ и составляющие его систему Федеральные суды общей юрисдикции;

    Высший арбитражный суд РФ и составляющие его систему Федеральные арбитражные суды.

    В настоящее время идет процесс объединения Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ.

    Единый Верховный суд РФ должен начать свою работу 6 августа 2014 г., а за день до этого перестанет существовать ­Высший арбитражный суд. Именно тогда вступят в силу соответствующие изменения в Федеральный конституционный закон от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном суде ­Российской Федерации» (за исключением некоторых положений) и Федеральный закон от 05.02.2014 № 16-ФЗ, устанавливающий порядок ­отбора кандидатов в первоначальный состав нового Верховного суда.


    Суды осуществляют судебную власть в Российской Федерации. При этом судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

    Третейские суды не входят в судебную систему. В силу ст. 11 ГК они осуществляют защиту гражданских прав в соответствии с действующими нормативными актами. Однако спор на разрешение третейского суда может быть передан лишь при наличии соглашения об этом сторон спорного правоотношения. Выбор между государственными судами и третейским судом предоставлен спорящим сторонам.

    Для разграничения компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов в процессуальном законодательстве использованы два критерия: субъектный состав спорящих сторон и (или) характер правоотношений, из которых возник спор. Прежде всего подведомственность спора предопределена субъектами спорных правоотношений. Споры с участием граждан – физических лиц, как правило, подведомственны судам общей юрисдикции. Споры с участием юридических лиц и граждан – индивидуальных предпринимателей рассматривает арбитражный суд.

    Полномочия Конституционного суда РФ установлены ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. "О Конституционном суде Российской Федерации". К ним отнесена проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Проверка осуществляется по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод и по запросам судов.

    Организация деятельности арбитражных судов определена Конституцией, Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, № 18, ст. 1589) и АПК. К подведомственности арбитражного суда отнесены экономические споры, возникшие из гражданских, административных и иных правоотношений между юридическими лицами, гражданами – индивидуальными предпринимателями, между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации; между субъектами Российской Федерации.

    Арбитражный суд рассматривает дела с участием организаций и граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

    В ст. 28 ГПК закреплен приоритет общей судебной подведомственности и установлено, что при соединении нескольких связанных между собой требований, из которых один подведомственен суду, а другие – арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции.

    Третейский суд избирается сторонами гражданского правоотношения для разрешения возникшего или могущего возникнуть между ними спора о праве гражданском. Они могут быть созданы как гражданами, так и юридическими лицами.

    Порядок создания третейского суда для рассмотрения споров, подведомственных судам общей юрисдикции, определен Положением о третейском суде (Приложение № 3 к ГПК). Ст. 1 Положения не допускает передачу гражданами в третейский суд споров по поводу трудовых и семейных правоотношений.

    К постоянно действующим в Российской Федерации третейским судам прежде всего относятся Международный коммерческий арбитражный при Торгово-Промышленной Палате РФ (ТПП РФ) суд (МКАС) и Морская арбитражная комиссия при ТПП РФ.

    МКАС подведомственны споры, которые в зависимости от субъектного состава делятся на две категории:

    а) споры из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей;

    б) споры организаций с иностранными инвестициями, международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации между собой, между их участниками, споры с другими субъектами права Российской Федерации.

    Действующее законодательство не только провозглашает хозяйственные права субъектов предпринимательской деятельности, но и обеспечивает реальное их осуществление, предоставляет участникам хозяйственных правоотношений возможность фактической реализации прав и их защиту в случае нарушения.

    Защита хозяйственных прав – это совершение самим субъектом хозяйствования или управомоченным на то органом действий по предупреждению правонарушений и восстановлению нарушенных прав и законных интересов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

    Защита прав субъектов предпринимательской деятельности осуществляется путем признания судом недействительным ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления, а в предусмотренных законом случаях также и нормативных актов, не соответствующих закону или иным правовым актам, нарушающих гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица; возмещение убытков, причиненных участникам правоотношений государственными органами и органами местного самоуправления; самозащита, сущность которой заключается в совершении действий, направленных на предупреждение или пресечение нарушения гражданских прав самим потерпевшим; применение оперативных санкций, которые применяются непосредственно управомоченным лицом (отказ покупателя от принятия продукции, поставка которой просрочена, односторонний отказ от нарушенного контрагентом договора); применение мер государственного принуждения.

    Меры государственного принуждения, применяемые для защиты хозяйственных прав, могут быть правовосстановительными
    и штрафного характера, связанные с привлечением лиц, допустивших правонарушение, к гражданско-правовой ответственности. В зависимости от содержания нарушенного права и характера нарушения они могут быть следующими:

    – признание права судом или иным органом, осуществляющим защиту хозяйственных прав;

    – восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

    – признание сделки недействительной и применение последствий ее недействительности;

    – признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

    – присуждение к исполнению обязанности в натуре;

    – взыскание причиненных убытков, а также предусмотренной законом или договором неустойки (штрафа, пени) и др.

    Важная роль в защите прав субъектов предпринимательской деятельности отводится нотариату, задачами которого являются удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, осуществление иных действий, подтверждающих и закрепляющих гражданские права в целях предупреждения их возможного нарушения.

    К компетенции нотариусов относится : удостоверение сделок; наложение и снятие запретов на отчуждение имущества; свидетельствование верности копий документов и выписок из них; свидетельствование подлинности подписи на документах; свидетельствование верности перевода с одного языка на другой; удостоверение факта нахождения гражданина в живых; удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте; удостоверение времени предъявления документов; удостоверение заявлений физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам; принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг; совершение исполнительных надписей; совершение протестов векселей; предъявление чеков к платежу
    и удостоверению неоплаты чеков; принятие на хранение документов; обеспечение доказательств и т. д.

    Нотариусы обязаны сохранять тайну совершаемых нотариальных действий. Отдельные нотариальные действия могут совершать при отсутствии в населенном пункте нотариуса должностные лица органов исполнительной власти. К таким нотариальным действиям относятся: удостоверение завещаний; удостоверение доверенностей;
    и т. д. Нотариальные действия от имени Республики Беларусь на территории других государств могут совершать должностные лица консульских учреждений Республики Беларусь.

    9.2. Разрешение споров хозяйственным судом.
    Исковое заявление

    Применению мер государственного принуждения предшествуют хозяйственные споры. Под хозяйственными спорами понимаются разногласия, возникающие между участниками хозяйственных
    (экономических) отношений. По своему содержанию хозяйственные споры подразделяются на споры, возникающие в связи с заключением, изменением и расторжением хозяйственных договоров; споры, связанные с исполнением договоров и по другим основаниям.

    Преддоговорные споры возможны и подлежат рассмотрению
    в хозяйственном суде лишь в случаях, когда имеется соглашение сторон об этом (о передаче спора на разрешение хозяйственного суда), либо если это предусмотрено законодательными актами.

    В большинстве своем вытекающие из хозяйственных правоотношений обязанности выполняются сторонами добровольно, а споры разрешаются путем переговоров. Однако если разногласия не урегулированы, заинтересованная сторона может воспользоваться предоставленными законом возможностями для защиты своих хозяйственных прав только в пределах установленных законом сроков.

    Споры экономических субъектов, как юридических лиц, так
    и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, разрешаются, как правило, хозяйственными судами.

    Целями судопроизводства в хозяйственных судах являются:

    · обеспечение законного разрешения споров, возникающих при осуществлении предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, в возможно короткие сроки в пределах, установленных законодательными актами;

    · справедливое судебное разбирательство компетентным, независимым и беспристрастным судом.

    Задачи судопроизводства в хозяйственных судах:

    · правильное и своевременное рассмотрение хозяйственными судами дел;

    · защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов как участников хозяйственно-правовых отношений, так
    и иных лиц;

    · содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; и др. (см. ст. 4 ХПК).

    Рассмотрение споров в хозяйственном суде регламентируется Хозяйственным процессуальным кодексом (ХПК) (от 15декабря 1998 г. в новой редакции от 6.08.2004 г., с изменениями и дополнениями от 8июля 2008г.). Споры в области экономических отношений рассматривают Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и г. Минска .

    Защита прав субъектов предпринимательской деятельности может осуществляться также третейскими судами и в международном коммерческом арбитраже. Международный арбитражный (третейский) суд при Белорусской Торгово-промышленной палате рассматривает и разрешает международные хозяйственные споры. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. «О международном арбитражном (третейском) суде» международному арбитражному суду подведомственны споры, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных международных экономических связей.

    Принципы хозяйственного судопроизводства :

    · осуществление правосудия только хозяйственным судом;

    · коллегиальное и единоличное рассмотрение дел;

    · независимость судей;

    · процессуальная экономия;

    · законность;

    · равенство перед законом и хозяйственным судом;

    · разъяснение процессуальных прав и обязанностей;

    · уважение достоинства личности;

    · равноправие и добросовестность сторон;

    · состязательность;

    · гласность разбирательства дела (может присутствовать гражданин, достигший совершеннолетия);

    · принципы доступности процесса, осуществление судопроизводства в соответствии с законом «О языках в Республике Беларусь»;

    · право на юридическую помощь;

    · диспозитивность;

    · обязательность судебных постановлений и судебных обращений;

    · непосредственность судебного разбирательства.

    Разбирательство споров в хозяйственном суде открытое, за исключением случаев, когда это противоречит интересам государственной и коммерческой тайны, либо, когда суд удовлетворит ходатайство одной из сторон о слушании дела в закрытом судебном заседании.

    Правосудие по хозяйственным спорам осуществляется на началах равенства участников процесса перед законом и судом независимо от форм собственности, места нахождения сторон, подчиненности и других обстоятельств. Вмешательство любых органов, организаций и должностных лиц в деятельности судей по разрешению споров не допускается. Каждая сторона по хозяйственному спору должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Состязательность проявляется также в равной возможности сторон отстаивать свою позицию по делу и в поочередном высказывании доводов и возражений (движение процесса осуществляется в форме спора). Стороны имеют право : знакомиться с материалами, делать выписки из них, снимать копии; представлять доказательства; заявлять отводы; принимать участие в осмотре и исследовании доказательств; заявлять ходатайства, давать пояснения, приводить свои доводы по всем, возникающим в ходе разрешения споров, вопросам; возражать против ходатайств и доводов других участников процесса; обжаловать решения, постановления и определения хозяйственного суда; совершать другие процессуальные действия, предусмотренные ХПК.

    За защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном ХПК, вправе обратиться:

    · юридические лица и индивидуальные предприниматели ;

    · в случаях, предусмотренных законодательными актами, организации , не являющиеся юридическими лицами (в том числе коллективы работников);

    · граждане , не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

    · прокурор , государственные или иные органы в случаях, предусмотренных законодательными актами.

    Если конкретное лицо имеет право на предъявление иска, то его первым шагом в этом направлении является составление и надлежащее оформление искового заявления .

    Исковое заявление подается в письменной форме. Оно подписывается истцом или его представителем и с копиями по числу ответчиков направляется в хозяйственный суд.

    В исковом заявлении должны быть указаны :

    · наименование хозяйственного суда, в который подается заявление;

    · имена (наименования) лиц, участвующих в деле, их почтовые адреса и банковские реквизиты;

    · цена иска, если иск подлежит оценке;

    · обстоятельства, на которых основаны исковые требования;

    · доказательства, подтверждающие основания исковых требований;

    · расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;

    · сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, когда это предусмотрено законодательными актами для данной категории споров или договором;

    · иные данные, вытекающие из требований актов законодательства, необходимые для решения вопроса о принятии искового заявления;

    · перечень прилагаемых к исковому заявлению документов.

    Форма и содержание искового заявления строго обязательны для всех лиц, обращающихся в суд за защитой, как своего, так и чужого права или охраняемого законом интереса. Право на подписание искового заявления имеют только руководитель организации и его заместители, уполномоченные на это законом или учредительными документами. Все остальные при подписании искового заявления должны приложить к иску доверенность или иной документ, удостоверяющий их полномочия на предъявление иска.

    Подсудность ,то есть определение конкретного хозяйственного суда , который должен рассмотреть данный спор , производится в соответствии со ст.ст. 48–52ХПК РБ. По общему правилу иск предъявляется в хозяйственный суд по месту нахождения или месту жительства ответчика, и при любом отклонении от этого правила (договорная подсудность, подсудность по выбору истца и т. д.) необходима ссылка на закон.

    Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь рассматривает в качестве суда первой инстанции :

    · хозяйственные (экономические) споры между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами Республики Беларусь, а также между административно-территориальными единицами Республики Беларусь;

    · споры о признании недействительным (полностью или частично) ненормативного акта республиканского органа государственного управления или иного государственного органа, который не соответствует законодательству Республики Беларусь и нарушает права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

    · дела, связанные с государственными секретами;

    · дела, отнесенные законодательными актами к подсудности Высшего Хозяйственного Суда.

    Кроме того, Высший Хозяйственный Суд имеет право в пределах подведомственности дел хозяйственным судам дополнительно определять подсудность дел, принимать к своему производству и разрешать любое дело. Все остальные споры, подведомственные хозяйственным судам, рассматриваются хозяйственными судами областей Республики Беларусь и города Минска.

    Подведомственность разграничение компетенции по решению споров и рассмотрению дел между Конституционным Судом Республики Беларусь, общими судами, международными арбитражными (третейскими) судами, органами по разрешению трудовых споров и рассмотрению дел иными органами и организациями.

    Хозяйственным судам подведомственны дела по хозяйственным (экономическим) спорам, дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной деятельности (см. ст.ст. 39–47 ХПК РБ).

    К хозяйственным (экономическим) спорам, разрешаемым хозяйственным судом, относятся споры о (об): разногласиях, возникающих при заключении договора, обязанность которого предусмотрена законодательством или соглашением сторон; изменении и расторжении договора; невыполнении или ненадлежащем выполнении обязательств; признании права, в том числе и права собственности; истребовании собственником имущества из чужого незаконного владения; возмещении убытков; признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица, которым затрагиваются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности; по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении и др.

    Стадиями судебного разбирательства дела являются:

    1) принятие и подготовка дела к судебному разбирательству (подготовительное судебное заседание); (ст.ст. 168–173 ХПК РБ)

    2) судебное разбирательство (рассмотрение дела по существу, исследование представленных доказательств);

    3) принятие решения хозяйственным судом (ст.ст. 190–192 ХПК РБ); пересмотр судебных постановлений (ст.ст. 267–318 ХПК РБ);

    4) исполнение судебных постановлений.

    9.3. Судебные постановления, решения
    и определения хозяйственного суда

    Хозяйственный суд принимает судебные постановления в форме решения, постановления, определения хозяйственного суда. Судебные постановления, принятые хозяйственными судами апелляционной, кассационной и надзорной инстанций по результатам рассмотрения апелляционных, кассационных жалоб (протестов) и протестов
    в порядке надзора, именуются постановлениями хозяйственного суда. Самостоятельной частью судебного разбирательства является принятие хозяйственным судом решения.

    Решение – это судебное постановление, которым спор разрешается по существу. Это означает, что с момента принятия судом решения спорное правоотношение, возникшее между сторонами, становится бесспорным.

    Требования к принятию решения :

    · законность и обоснованность решения;

    · соблюдение порядка изложения и подписания решения, его формы и содержания (вводная, описательная, мотивировочная, резолютивная части).

    Суд должен :

    · оценить доказательства на предмет относимости, допустимости, достаточности;

    · определить, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, следует считать установленными, а какие – не установленными;

    · решить, на основании каких законов или иных нормативных актов подлежит разрешению спор;

    · установить, каковы права и обязанности лиц, участвующих
    в деле;

    · решить подлежит ли иск удовлетворению;

    · определить, есть ли необходимость дополнительно исследовать доказательства.

    Решение хозяйственный суд принимает именем Республики Беларусь. Решение Высшего Хозяйственного Суда – вступает в законную силу с момента объявления в судебном заседании. Решение иного хозяйственного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. Отдельные решения и определения хозяйственного суда подлежат немедленному исполнению (см. ст. 205 ХПК).

    Определения хозяйственного суда – это судебные постановления, которые выносятся судом, если спор не разрешается по существу: отказ истца от иска; заключение сторонами мирового соглашения; оставление искового заявления без рассмотрения. Определение выносится судом также при принятии дела к производству и судебному разбирательству, отложении рассмотрения дела, о приостановлении производства по делу, об объявлении перерыва в судебном заседании и в других случаях.

    Определения делятся на две большие группы :

    1) определения, которые выносятся судом в виде отдельного судебного постановления;

    2) протокольные определения, которые принимаются устно
    и заносятся в протокол судебного заседания (о приобщении к делу доказательства, о разрешении некоторых ходатайств и др.)

    Требования к определениям :

    · все определения оглашаются в судебном заседании;

    · определения в виде отдельного акта выносятся по правилам вынесения судебного решения, то есть в отдельной комнате, подписываются судьей, вынесшим определение;

    · протокольное определение объявляется судом устно без удаления из зала судебного заседания.

    Приказным производством является вынесение хозяйственным судом определения о судебном приказе без разбирательства и вызова сторон по заявлению о взыскании денежной суммы или об обращении взыскания на имущество должника в случаях, если:

    – требование основано на нотариально удостоверенной сделке;

    – требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте;

    – требование, заявленное взыскателем, которое признается должником;

    – заявлено требование о взыскании с должника налогов и сборов, иных обязательных платежей в доход государства;

    – требование заявлено соответствующим органом о взыскании расходов по розыску должника или ответчика; и др. (см. ст. 220 ХПК).

    9.4. Пересмотр судебных постановлений
    и их исполнение

    Производство по пересмотру судебных постановлений предназначено для проверки их законности и обоснованности в целях защиты прав юридических лиц и граждан.

    Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь предусматривает следующие стадии:

    1. Производство в хозяйственном суде апелляционной инстанции (ст.ст. 267–281 ХПК).

    2. Производство в хозяйственном суде кассационной инстанции (ст.ст. 282–299 ХПК).

    3. Производство по пересмотру судебных постановлений в порядке надзора (ст.ст. 300–318 ХПК).

    4. Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам (ст.ст. 319–324 ХПК).

    Лица, участвующие в деле, а также лица, не привлеченные к участию в деле, чьи права и законные интересы нарушены судебным постановлением, вынесенным по делу, если хозяйственный суд принял судебное постановление об их правах и обязанностях, вправе подать апелляционную жалобу , а прокурор принести протест на судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу в течение пятнадцати дней после его принятия хозяйственным судом.

    Кассационная жалоба (протест ) может быть подана в Кассационную коллегию Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в течение одного месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

    Хозяйственный суд кассационной инстанции имеет следующие полномочия :

    · оставить судебные постановления хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу (протест) – без удовлетворения;

    · изменить или отменить судебные постановления хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанции и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое постановление;

    · отменить судебные постановления хозяйственного первой
    и (или) апелляционной инстанции в целом или в части и передать на новое рассмотрение;

    · отменить судебные постановления хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанции в целом или в части и оставить иск без рассмотрения либо прекратить производство;

    · оставить без изменения одно из принятых по делу судебных постановлений, отменив остальные.

    Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора осуществляется хозяйственным судом надзорной инстанции с целью проверки правильности применения и толкования норм права судом первой, апелляционной и кассационной инстанций.

    Надзорными инстанциями по ХПК РБ являются:

    · Президиум ВХС РБ в отношении судебных постановлений, принятых хозяйственными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций.

    · Пленум Высшего хозяйственного суда в отношении судебных постановлений Президиума ВХС РБ.

    Вступившие в законную силу судебные постановления хозяйственных судов могут быть пересмотрены в порядке надзора по протесту должностных лиц:

    1. Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и Генеральный прокурор Республики Беларусь – на судебные постановления любого хозяйственного суда в Республике Беларусь,
    за исключением постановлений Пленума ВХС РБ.

    2. Заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и Генерального прокурора Республики Беларусь – на судебные постановления любого хозяйственного суда
    в Республике Беларусь, за исключением постановлений Президиума или Пленума ВХС РБ.

    Жалоба в порядке надзора на судебные постановления может быть подана лицам, имеющим право принесения протеста, в срок не более одного года со дня вступления в законную силу судебного постановления. Жалобу в порядке надзора вправе подать лица, участвующие в деле, а также лица, чьи права и законные интересы нарушены судебным постановлением, вынесенным по делу.

    Протест в порядке надзора может быть принесен в течение одного года со дня вступления в законную силу судебного постановления.

    Судебные постановления, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены принявшим их хозяйственным судом по вновь открывшимся обстоятельствам по заявлению лиц, участвующих в деле, а также по представлению должностных лиц, имеющих право принесения протеста в порядке надзора. Заявление может быть подано не позднее трех месяцев со дня открытия вновь открывшихся обстоятельств . Для принесения представления сроки не устанавливаются. Статьей 319 ХПК предусмотрены основания для возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

    Исполнение судебных постановлений является завершающей стадией хозяйственного процесса. Указом Президента Республики Беларусь от 8 октября 1997 г. создана Служба судебных исполнителей хозяйственных судов.

    К числу исполнительных документов ст. 329 ХПКРБ относит:

    · судебные приказы хозяйственных судов, выдаваемые на основании судебных постановлений, решений арбитражных (третейских) судов, в том числе международных, решений иностранных судов;

    · определения хозяйственного суда о судебном приказе;

    · исполнительные документы иностранных судов;

    · постановления государственных органов и должностных лиц в части имущественных (финансовых) взысканий; и др.

    Хозяйственным процессуальным кодексом установлен шестимесячный срок для предъявления приказа (исполнительного листа)
    к исполнению, со дня вступления в законную силу решения суда.
    Судебный исполнитель при исполнении исполнительного документа хозяйственного суда вправе:

    · вызвать должника или его представителя в хозяйственный суд для ознакомления с исполнительным документом и предложить ему добровольно исполнить исполнительный документ;

    · наложить арест на имущество или денежные суммы, принадлежащие должнику и находящиеся у него и (или) у других лиц;

    · произвести осмотр помещений и хранилищ должника;

    · осуществить в порядке, установленном законодательством, продажу описанного или изъятого имущества должника;

    · истребовать от сторон и других лиц устную и письменную информацию, необходимую для осуществления исполнения исполнительного документа хозяйственного суда; и др.

    Тема 10
    Правовое обеспечение научно-технического прогресса и информации

    10.1. Научно-информационная деятельность и научно-техническая продукция как товар.

    10.2. Основные направления государственной политики в области научно-технической информации.

    10.3. Объекты интеллектуальной собственности. Правовая охрана объектов промышленной собственности: изобретения, промышленный образец, топологии интегральных микросхем, ноу-хау; рационализаторские предложения.

    10.1. Научно-информационная деятельность
    и научно-техническая продукция как товар

    Закон Республики Беларусь «О научно-технической информации» устанавливает правовые основы регулирования правоотношений, связанных с созданием, накоплением, поиском, получением, хранением, обработкой, распространением и использованием научно-технической информации в Республике Беларусь.

    Научно-информационная деятельность - совокупность действий, связанных с созданием, сбором, систематизациейаналитико-синтетической переработкой, фиксацией, хранением, распространением и предоставлением пользователю (потребителю) научно-технической информации.

    Субъектами правоотношений в области научно-технической информации могут быть государство в лице государственных органов, юридические и физические лица.

    Субъекты правоотношений в области научно-технической информации могут выступать в качестве:

    · правообладателя;

    · пользователей (потребителей) научно-технической информации;

    · разработчиков научно-технической информации;

    · посредников в области научно-технической информации.

    Обладатель исключительных прав на объекты научно-технической информации (далее – правообладатель) – государство как субъект правоотношений в области научно-технической информации, юридические и физические лица, осуществляющие распоряжение
    и пользование документированной научно-технической информацией, ее ресурсами и системами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

    Пользователь (потребитель) научно-технической информации – субъект правоотношений в области научно-технической информации, обращающийся к справочно-информационным фондам, системам научно-технической информации или к посредникам для получения необходимой документированной научно-технической информации;

    Разработчик научно-технической информации – субъект правоотношений в области научно-технической информации, уполномоченный автором (соавторами) или правообладателем обеспечивать совокупность действий, связанных с созданием, сбором, систематизацией, хранением, распространением и предоставлением пользователю (потребителю) научно-технической информации, выполнять роль посредника между автором (соавторами), правообладателем, пользователем (потребителем) в сфере научно-информационной деятельности.

    Посредник в области научно-технической информации – субъект правоотношений в области научно-технической информации, реализующий научно-техническую информационную продукцию по поручению автора (соавторов) или правообладателя.

    Научно-техническая информация – сведения о документах
    и фактах, получаемых в ходе научной, научно-технической, инновационной и общественной деятельности.

    Объектами научно-технической информации являются:

    – документированная научно-техническая информация,

    – ресурсы научно-технической информации,

    – системы научно-технической информации.

    Документированная научно-техническая информация – зафиксированная на материальном носителе научно-техническая информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

    Ресурсы научно-технической информации – документированная научно-техническая информация, организованная в справочно-информационные фонды и базы научно-технических данных. Ресурсы научно-технической информации, созданные на базе государственной и частной форм собственности, являются основой создания в Республике Беларусь единого информационного пространства и реализации государственной политики в области научно-технической информации. Источниками формирования ресурсов научно-технической информации являются справочно-информационные фонды и базы научно-технических данных. В состав ресурсов научно-технической информации могут включаться также ресурсы, сформированные на основе международных договоров Республики Беларусь.

    Национальный фонд ресурсов научно-технической информации представляет собой совокупность республиканских, отраслевых и региональных справочно-информационных фондов.

    Справочно-информационные фонды – совокупность упорядоченных первичных документов (книги, брошюры, периодические издания, патентная документация, нормативно-техническая документация, промышленные каталоги, конструкторская документация, отчетная научно-техническая документация по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и опытно-технологическим работам, депонированные рукописи, переводы научно-технической литературы и документации, другие публикуемые и непубликуемые научно-технические документы), зафиксированных на бумажных, аудиовизуальных, машинных
    и других материальных носителях, и справочно-поискового аппарата, предназначенных для удовлетворения информационных потребностей пользователей (потребителей) научно-технической информации.

    Объекты научно-технической информации являются объектами гражданских прав и выступают в виде научно-технической информационной продукции.

    Научно-техническая информационная продукция – материализованный результат информационной научно-технической деятельности, предназначенный для обеспечения информационных потребностей пользователей (потребителей) научно-технической информации.

    Хотите получить качественную юридическую консультацию? Если да, то советуем ознакомится с одной из лучших систем в Российской Федерации Консультант Плюс , у них на сайте уже собраны все правовые документы РФ, также вы сможете заказать индивидуальную консультацию вот их сайт http://consultant-moscow.ru/

    Потребность в защите прав и законных интересов субъектов пред­принимательской деятельности возникает в случае их нарушения или оспаривания. Защита прав и законных интересов – одна из важ­нейших категорий процессуального и материального права, без оп­ределения сущности которой невозможно раскрыть характер и осо­бенности ответственности субъектов предпринимательской деятель­ности. Данная категория связана с понятием «право на защиту», которое в научной и учебной литературе получило различную юри­дическую квалификацию.

    Наиболее распространенной и убедительной является точка зре­ния, согласно которой право на защиту является одним из элемен­тов самого субъективного права, наряду с правомочием действо­вать по собственному усмотрению и правомочием требовать от дру­гой стороны в правоотношении соответствующего поведения 1 .

    В соответствии с другой точкой зрения право на защиту – само­стоятельное субъективное право, которое появляется в момент на­рушения или оспаривания прав и законных интересов 2 .

    Защита представляет собой реализацию предусмотренных зако­ном мер, направленных на восстановление или признание нарушен­ных или оспариваемых прав и законных интересов по требованию управомоченного лица. В этом значении защита обозначает охрану прав и законных интересов в узком смысле слова. В широком пони­мании к нему примыкает создание и реализация мер различного характера (экономического, организационного), направленных на создание необходимых условий для осуществления субъективных прав и законных интересов в их ненарушенном состоянии.

    Право на охрану, таким образом, возникает одновременно с са­мим субъективным правом, вторично по отношению к нему и суще­ствует независимо от нарушения или оспаривания последнего. В связи с этим в качестве одного из элементов субъективного права следует указывать право на охрану в широком смысле этого слова.

    Рассмотрим охрану прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в узком смысле слова, т. е. их защиту. Как было указано выше, предметом защиты выступают не только субъективные права субъектов предпринимательской деятель­ности, но и их законные интересы (п. 2 ч. 1 ст. 2 ХПК). В основе любого субъективного права предпринимателя лежит интерес, кото­рый удовлетворяется посредством предоставления и реализации субъективного права. Интерес в этом случае формирует мотивацию реализации субъективного права и охраняется одновременно с ним. Однако охраняемый законом интерес может существовать самосто­ятельно и подлежать защите в случае его нарушения. Подобная

    ситуация возникает, в частности, при прекращении самого субъек­тивного права в результате правонарушения. Например, при унич­тожении объекта аренды по вине арендатора само право собствен­ности арендодателя не может быть защищено, т. к. его уже не су­ществует. Но арендодатель может требовать защиты охраняемого законом интереса в восстановлении своего имущественного поло­жения посредством предъявления иска о возмещении убытков.

    Защита субъективных прав и законных интересов субъектов хо­зяйствования осуществляется посредством применения соответ­ствующих форм, средств и способов.

    Форма зашиты - комплекс внутренне согласованных организа­ционных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов 1 . Существуют две основные формы защиты – юрисдикционная и неюрисдикционная.

    Первая (юрисдикционная) представляет собой деятельность ком­петентных органов по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. В рамках этой формы выделяют общий и специ­альный порядок. По общему правилу, защиту нарушенных субъек­тивных прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности осуществляет хозяйственный суд (п. 2 ч. 1 ст. 2 ХПК). В качестве средства судебной защиты, по общему правилу, выступает иск. В отдельных случаях в качестве такого средства может быть заявление (например, заявление о возбуждении приказного произ­водства (ст. 117 ХПК) или жалоба (например, жалоба на нотариаль­ные действия или отказ в их совершении (ст. 173 ХПК).

    Специальным порядком защиты субъективных прав и законных интересов является административный порядок, который применя­ется только в случаях, предусмотренных законом.

    Иногда применяется административно-судебный порядок защи­ты субъективных прав и законных интересов. В этом случае обра­щению с иском в суд предшествует обращение в органы государ­ственного управления.

    Неюрисдикиионная форма защиты представляет собой самосто­ятельные действия субъектов предпринимательской деятельности по защите их субъективных прав и охраняемых законом интересов без обращения в компетентный орган. Речь в данном случае идет о самозащите, которая в ст. 14 ГК указана в качестве одного из спо­собов защиты субъективных прав и законных интересов.

    Следует, однако, согласиться с тем, что «самозащита гражданс­ких прав с позиций теории – это форма их защиты, допускаемая тогда, когда потерпевший располагает возможностями правомерно­го воздействия на нарушителя, не прибегая к помощи судебных или иных правоохранительных органов» 1 . К таким возможностям следу­ет отнести, например, отказ совершить определенные действия в интересах неисправного контрагента (отказ от оплаты, от передачи вещи (п. 2 ст. 453 ГК) и т. п.), поручение выполнения работы, не сделанной должником, другому лицу за счет должника (п. 3 ст. 669 ГК) и некоторые другие действия.

    Способы защиты - предусмотренные законом меры принужде­ния, направленные на восстановление (признание) нарушенных (ос­париваемых) прав и защиту охраняемых законом интересов.

    Защита гражданских прав и законных интересов субъектов пред­принимательской деятельности в соответствии со ст. 11 ГК осуще­ствляется путем:

    1) признания права;

    2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права;

    3) пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

    4) признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, установления факта ничтожно­сти сделки и применения последствий ее недействительности;

    5) признания недействительным акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления;

    6) самозащиты права;

    7) присуждения к исполнению обязанности в натуре;

    8) возмещения убытков;

    9) взыскания неустойки;

    10) компенсации морального вреда;

    11) прекращения или изменения правоотношения;

    12) неприменения судом противоречащего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуп­равления;

    13)иными способами, предусмотренными законодательством. Данный перечень не является исчерпывающим, что прямо выте­кает из п. 13 ст. 11 ГК.

    Понятие и способы защиты прав и законных интересов

    Тема 5. Защита прав хозяйствующих субъектов

    1. Понятие и способы защиты прав и законных интересов хозяйствующих субъектов

    2. Судебная защита прав хозяйствующих субъектов

    3. Третейские суды в системе защиты прав хозяйствующих субъектов

    Защита права как юридическое понятие является составной частью более широкого понятия – охраны права, которое, как известно, в своей основе состоит из трех элементов : признания права, соблюдения права и защиты права. Все эти меры направлены на обеспечение законных интересов управомоченного субъекта.

    В хозяйственной (предпринимательской) деятельности в качестве такого субъекта выступают физические и юридические лица, осуществляющие данный вид деятельности, т.е. самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. И если признание и соблюдение права, являясь корреспондирующей обязанностью по отношению к управомоченному субъекту, как правило, не требует активных действий со стороны обязанных лиц (в качестве которых могут выступать граждане, юридические лица, государство и его органы и т.д., обязанные воздерживаться от неправомерных действий), то защита права необходима в случаях его нарушения или оспаривания, что в свою очередь предполагает активные действия со стороны управомоченных органов, а также самого субъекта нарушенного права.

    Под защитой прав хозяйствующих субъектов следует понимать комплекс правовых мер по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав правообладателей, осуществляемых законно установленными способами и в определенных формах.

    Предметом данной защиты выступают уже нарушенные или оспариваемые права и законные интересы хозяйствующих субъектов. В этой связи мы не можем согласиться с мнением ряда исследователей о том, что превентивные охранительные действия самих хозяйствующих субъектов, направленные на обеспечение их интересов в случаях возможных посягательств, также являются одним из способов защиты их прав в строго юридическом смысле.

    На наш взгляд, в данном случае происходит смешение понятий «защита права» и «охрана права», а эти понятия, как мы уже говорили выше, являются абсолютно разными по своему объему и содержанию и соотносятся как часть и целое. Еще раз напомним, что «охрана права» включает в себя любые меры, направленные на обеспечение интересов управомоченного субъекта. Защита же права представляет собой совокупность нормативно закрепленных действий, направленных на восстановление нарушенного права или законного интереса. Наличие нарушения права или оспаривания законных интересов в данном случае является определяющим. Иначе, зачем восстанавливать право, если оно не нарушено. По этой же причине нельзя согласиться и с утверждением К.К. Лебедева о возможности самозащиты предпринимателя в процессе осуществления им предпринимательской деятельности в любых ситуациях, а не только, когда его права и интересы уже нарушены и ему причиняется вред. Ссылка этого автора на ст. 14 ГК РФ, которая, по его мнению, является нормативным правовым основанием для данной самозащиты не может быть признана убедительной, хотя бы потому, что содержание ст. 14 ГК РФ устанавливает, что способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не должны выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Таким образом, не раскрывая понятия самозащиты, законодатель, тем не менее, определяет именно нарушение права в качестве основания для самозащиты. Иначе как можно толковать положения ст. 14 ГК РФ о соразмерности самозащиты нарушению и необходимости придерживаться рамок, необходимых для его пресечения? Согласитесь, что соразмерна защита может быть только состоявшемуся нарушению, точно также как и пресекать можно только нарушение уже совершаемое.



    Таким образом, превентивные охранительные действия, в качестве которых, вне всякого сомнения, можно рассматривать, к примеру, нотариальное удостоверение, оформление сделок и им подобные, по своей сути являются мерами, обеспечивающими деятельность хозяйствующих субъектов дополнительными правовыми гарантиями на случай необходимости отстаивания своих законных прав и интересов в будущем, т.е. в случае необходимости их защиты. В этом смысле надлежащим образом оформленные результаты данных превентивных действий будут являться дополнительным аргументом правообладателя в процессе самой защиты нарушенного права. Относить же данные действия к способам непосредственной защиты прав хозяйствующих субъектов нельзя, ибо они осуществляются вне связи с прямым нарушением права.

    Кроме того, защита прав хозяйствующих субъектов предполагает применение к нарушителям мер юридической ответственности, реализовать которые могут только компетентные органы. Это не исключает упоминавшейся выше возможности самозащиты, однако ее специфика заключается в том, что по своей сути она представляет собой реализацию обладателями права своих правомочий в условиях посягательства на них других лиц, осуществляемую при наличии фактической возможности это сделать. К примеру, подрядчик удерживает предмет договора строительного подряда в обеспечение обязанности заказчика по оплате работ.

    Остальные же способы защиты прав хозяйствующих субъектов представляют собой принудительные правовые меры, с помощью которых осуществляется восстановление нарушенных или оспариваемых прав, а также воздействие на правонарушителей.

    В науке хозяйственного права выделяют материально-правовой и процессуальный способы защиты нарушенного (оспариваемого) права. Не следует забывать и о самозащите, которая является самостоятельным способом.

    Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова дает определение термина «способ» как «действие или систему действий, применяемых при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь».

    Материально-правовой способ это совокупность определенных действий, направленных на защиту прав хозяйствующих субъектов, которые осуществляются на основе норм материального права.

    Процессуальный способ это совокупность законно установленных действий, обеспечивающих защиту прав хозяйствующих субъектов в ходе самого процесса разрешения спора.

    Материально-правовой способ защиты как целое состоит из конкретных мер. В зависимости от целей, которые перед ними ставятся данные меру подразделяются на восстановительные, пресекательные и штрафные.

    Восстановительными являются меры, ставящие своей целью признание за субъектами имеющихся у них прав, а также направленные на восстановление положения, имевшего место до момента нарушения права.

    К восстановительным мерам следует относить:

    Восстановление первоначального положения;

    Признание права;

    Возмещение убытков и компенсация морального вреда;

    Признание оспоримой сделки недействительной;

    Присуждение к исполнению обязанности в натуре и др.

    Кпресекательным следует относить меры, которые направлены на принудительное прекращение противоправных действий, причиняющих правообладателю какой-либо вред (любые негативные последствия), либо создающих угрозу такого вреда.

    Такими мерами могут являться :

    Пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

    Неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

    Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

    Прекращение правоотношений;

    Приостановление работ и т.д.

    Штрафные меры – это меры юридической ответственности, применяемые к правонарушителям. Данные меры (санкции) могут быть нормативно закреплены в законе, либо предусматриваться договором между субъектами хозяйственной деятельности.

    Несмотря на некоторую схожесть ряда штрафных мер с правовосстановительными мерами, отождествлять их нельзя, ибо у данных мер изначально разные цели. Штрафные меры не предусматривают восстановления положения, имевшего место до нарушения права. Данной цели они просто не могут достигнуть. Цель штрафных санкций – заставить нарушителя претерпеть негативные последствия за свое противоправное поведение.

    Наиболее распространенными штрафными мерами являются:

    Взыскание неустойки (штрафа);

    Взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами;

    Обращение незаконно полученного по сделке в доход государства;

    Конфискация и т.д.

    Нормативный перечень указанных выше восстановительных, пресекательных и штрафных мер содержится в ст. 12 ГК РФ. Данный перечень не является исчерпывающим и оставляет возможность для использования иных мер, предусмотренных в законодательстве.

    Что касается процессуального способа защиты прав хозяйствующих субъектов, то действиями, составляющими его суть являются:

    Установление самими сторонами (в договорном порядке) органа, компетентного рассматривать спор (третейский суд, коммерческий арбитраж и т.д.);

    Обращение в соответствующий орган либо к должностному лицу, осуществляющему защиту нарушенных прав и интересов предпринимателей (Уполномоченный по защите прав предпринимателей и т.п.).

    В случае прямого указания в законе способа защиты нарушенного права для конкретного правоотношения применяется способ, указанный в законе и в таких случаях отпадает как таковая возможность выбора. Если в законе не определен конкретный способ защиты, то необходимо учитывать характер нарушения и особенности защищаемого права. Согласно ст. 10 ГК РФ выбор способа защиты должен осуществляться на основе соблюдения принципов разумности, добросовестности, недопустимости злоупотребления правом и исходя из пределов осуществления субъективного права на защиту.

    Форма защиты это юрисдикционный порядок осуществления защиты прав и законных интересов хозяйствующих субъектов.

    Защита прав хозяйствующих субъектов в настоящее время осуществляется в двух формах: судебной и внесудебной.

    Судебная форма предполагает рассмотрение дел (споров) в арбитражных судах, судах общей юрисдикции, в ряде случаев в Конституционном Суде РФ.

    Внесудебная форма защиты прав хозяйствующих субъектов предполагает административный порядок защиты, третейское разбирательство, претензионный порядок урегулирования споров, участие в разрешении конфликта медиатора либо посредника, Уполномоченного по защите прав предпринимателей.

    Отметим, что в России, в последние годы внесудебная форма защиты прав хозяйствующих субъектов приобретает все большее распространение, что обусловлено общемировой практикой.